• +7 (47361) 2-12-92
Бутурлиновка, Красная ул, 72
Беседа с элементами игры на тему: « Военные подвиги Александра Невского»
11 Февраля 2013 в 10:52

КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат VIII вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа с элементами игры  на тему: « Военные подвиги Александра Невского»  

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила и провела:  

                                                  воспитатель 3 группы

                                                 Страшко Светлана Павловна

 

 

 

 

 

2012 уч. год

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:

 -рассказать детям о героической странице русской истории, о боевом               мастерстве и таланте полководца Александра Невского.

-коррекция мышления и внимания детей.

 

ЗАДАЧИ:

- формировать  у школьников духовно – нравственные ценности, патриотизм; - воспитывать у детей уважение к родной стране на примере жизненного подвига святого благоверного князя Александра Невского.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  карточки,  разрезная мозаика, буквы – магнитики, магнитная доска, муляж меча, портрет А.Невского, иллюстрации Ледового побоища, презентация,  рисунки  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

3.Рассказ воспитателя.

  Немало славных полководцев и богатырей на Руси было. Немало легенд и песен сложил русский народ о своих защитниках. На предыдущих занятиях мы говорили с вами о защитниках Руси, рисовали работы, рассматривали иллюстрации из книги  «О Святославе», а сегодня я хочу рассказать о герое- полководце Александре Невском.

Слайд 1.

    Александр Невский, будучи мальчиком, обучался военному делу, а также учился судить и княжить. На то время Русь находилась под игом Золотой Орды и лишь в русские города Псков и Новгород Орды Батыя не дошли, и эти земли оставались богатыми. В лесах охотники добывали пушного зверя, купцы вели торговлю, а ремесленники славились своим мастерством. И Новгородское княжество было лакомый кусочек для многих захватчиков, особенно для шведских и литовских феодалов, для рыцарей крестоносцев.

 

Первыми на Русь двинулись шведские рыцари. Собрали они 5000 воинов и на 100 кораблях двинулись к берегам Невы. Разбили лагерь, стали готовиться к продвижению вглубь страны. Но о неприятеле князю Александру доложили морские дозорные, и Александр решил, не дожидаясь, когда соберётся всё его ополчение, выступил в поход против шведов (решил опередить шведов)[2, cтр.33] Он, вместе с войском, скрытно подобрались к лагерю шведов, и атаковали лагерь неприятеля. Шведы были ошеломлены атакой, и, неся потери, отступили. Русский князь тем временем вступил в поединок со шведским полководцем и ранил его. Шведы бежали, а князь Александр в этом сражении вышел с победой и славой. После этого сражения его стали величать Невским [4,стр.109].

Слайд 2.

  Вскоре был заключён шведско-новгородский мир, но длился он недолго.

Ливонский рыцарский орден собрал армию, в которую входили немцы, прибалты, датчане и другие народы, которые решили напасть на Русь. Так в историю вошло ещё одно сражение под командованием князя Александра Невского.  Рыцари - крестоносцы были не новичками в военном деле и в совершенстве владели искусством борьбы с пехотой, уничтожая её и превращая в бегство. Закованные в броню всадники на сильных лошадях разбивали пехоту и дробили её на мелкие группы, уничтожая. В битвах крестоносцы выработали специальный порядок движения. Они выстраивались клином («кабанья голова»), острие которого составляли самые опытные воины.

Ролевая игра «Сражение на Чудском озере»

     Предлагаю детям разыграть военное сражение на Чудском озере.

Князь Александр знал о построение «кабанья голова», поэтому с воеводами он придумал свое построение. Около берега Чудского озера он выстроил ополченцев, чтобы укрепить их позицию,  установил позади сани, связанные между собой, которые служили укреплением для своих и преградой для вражеских всадников. По сторонам расположил полки правой и левой руки, в которые входили лучшие воины из дружины. Вперёд выдвинул лучников, которые должны были нанести максимальный урон наступающему врагу.

А. Невский «взял в клещи» немецкую «свинью». Сбившихся в кучу рыцарей стаскивали с коней специальными крюками, а упавший с коня рыцарь не мог подняться, так как тяжёлые доспехи тянули его вниз. Такого разгрома ещё не было. Именно тогда князь Александр Невский сказал знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!»

Слайд 3.

Эффект неожиданности. Демонстрирую макет меча.

В историю битва на Чудском озере под командованием Александра Невского вошла, как Ледовое побоище[1,стр.228].

Слайд 4, 5.

Это героическая страница русской истории, свидетельство высоты духа, боевого мастерства русских воинов и таланта русских военачальников.

Слайд 6.

      Прожил А. Невский 43 года с 1220 по 1263 год.

 

Слайд 7.

Русская православная церковь причислила великого князя Александра Невского к лику святых.

4.Беседа-закрепление.

 

 (Приложение 1)

 

- Предлагаю из ряда карточек выбрать  имя князя – полководца.

- С помощью букв – магнитиков составьте слова «Александр Невский».

- Какие основные доспехи были у русских воинов? (шлем, меч, щит).

- Задание: собрать  из разрезной мозаики  картинку «Доспехи русских воинов».

5. Элемент творчества.

     Дети дорисовывают и демонстрируют творческие работы: рисунки на тему «Военные подвиги А.Невского»

 (Приложение 2)

5.Итог.

    Чтобы стать сильным и крепким, здоровым и выносливым, мужественным как А.Невский, что должен делать каждый человек с самого детства? Вести  здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, быть справедливым, защищать слабых и очень бы хотелось бы, чтобы между людьми были добрые взаимоотношения, не было конфликтов.

 

 

 

 

 

Библиографический  список:                                                                              

1. Энциклопедия для детей. Аванта +. История России  и её ближайших соседей. Т.5,Ч.I. Москва,2003 г., с.198-233.                         

2.А.Невский. Книга для чтения в школе и дома. Воскобойников В. «Росмэн». Москва,2004 г.                                                                

 3. 50 великих правителей России. Иллюстрированная энциклопедия. Москва. С.20-23.                                                       

4.Энциклопедия «Я познаю мир». Иллюстрированная хроника России. АСТ,2002 г., с.70,94,102,109,110,124-131,393.                                                                                                                                                                                                                                                                         Интернет-ресурсы:                               

 Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2011 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

                                                       

 

 

                            Слова для пояснения:                                

Рыцарь- конный воин старины.                              

Князь-военный начальник племени.

Бронявоинский доспех, который носили в старину сверх одежды.
Дружина - княжеское войско.                                                                 
Шлем – головной убор воина.