Новости отметьте имя митрополита погибшего во время опричнины

8 ноября митрополит Филипп (Колычев) был лишен сана и отправлен в заточение. Многие рыскали шайками по стране и разъезжали якобы из опричнины, убивали по большим дорогам всякого, кто им попадался навстречу». Митрополита, погибшего во время опричнины, звали Филипп Колыванов.

Почему историки спорят о причастности Малюты Скуратова к смерти главы русского православия?

Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митрополита Филиппа. Сторонники опричнины организовали вторую попытку свергнуть неугодного митрополита. Разгул опричнины не прекращался, и митрополит Филипп снова и снова обличал эти беззакония.

Филипп (Колычев)

Отметьте имя митрополита, погибшего во время опрични­ны. - Я Отвечаю! Однако охраняющий низвергнутого митрополита пристав Стефан Кобылин сообщил, что Филипп умер в результате несчастного случая (угорел).
Виновен ли царь Иван IV в смерти митрополита Филиппа Колычева? Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа.
Иван Грозный и Христова правда митрополита Филиппа | Преображенское братство Подробный ответ на вопрос: Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины., 1114633.

За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа

Однако с детства Федор увлекся чтением и, как говорили, стал человеком «книжным». Кроткий и благочестивый, сторонящийся забав, он, в силу статуса, часто бывал в царском дворце. На царевича Ивана Васильевича , своего сверстника, он производил большое впечатление. Федор намеренно медлил с женитьбой вплоть до 30-летнего возраста. Наблюдая борьбу за власть и материальные блага, развернувшуюся среди бояр после смерти Василия III и во время малолетства Ивана IV, Федор отвернулся от государственной службы, хотя будущее его ждало блестящее. В той борьбе Колычёвы встали на сторону противников Елены Глинской — матери Ивана IV, бывшей регентшей при малолетнем царе.

Борьбу они проиграли, род оказался в опале, многие были казнены. Тогда Федор принял окончательное решение уйти на Соловки. Один, двигаясь на север пешком, без припасов и каких-либо денег он добрался до Соловецкого монастыря и принял монашеский постриг с именем Филипп. Митрополит Филипп Колычёв Филипп-пустынножитель Будучи монахом Соловецкого монастыря, Филипп много трудился по хозяйству, исполнял послушания и тяготел к уединению. Он стал надолго удаляться в пустыню.

Сам того не желая, в 1546 году Филипп был вынужден принять на себя руководство монастырем, игуменом которого он оставался вплоть до 1566 года. В Филиппе-пустынножителе удивительным образом сочетались тяга к уединению и молитве и отличные административные способности.

Радуйся, истины поборниче неодоленный. Радуйся, утешение всех скорбящих. Радуйся, отрадо к твоей помощи всех прибегающих. Кондак 9 Всяк возраст и чин града Москвы зело возрадовася, егда изыде весть о приятии тобою, смиренным игуменом Соловецким, чести и сана первосвятителя Церкви Российския.

Ведомо бо бе людем русским и прежнее твое к царю приближение, и царское твоих иноческих подвигов почитание. Сего ради упованием светлым сердца их исполнишася: новый бо первосвятитель истинный и мощный печальник и заступник пред Грозным царем о всех обидимых и правды ради гонимых восстанет, и в сей великой радости и надежде возгласиша Благодателю всех Богу благодарственно хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 9 Ветийствующий язык человеческий не возможет достойне изобразити труды и скорби твоя, святителю Филиппе, на первосвятительском престоле Церкве Российския. Грозный бо царь в тыя дни свою державу злою опричниною возмути: люди русские зело сокрушахуся, егда о убиении мужей неповинных слышаху и козни жестокия видяху. И ты, ревнителю Божий, сию неправду цареву видя, в защищение верных сынов русских дерзновенно глас свой возвысил еси и, входя к царю, кротко того поучал еси, и опричнину злую упразднити и убиения невинных прекратити умолял еси. И благослови Господь святительское твое пред царем Грозным печалование.

Царь Иоанн, твоим мольбам и слезам внемля, гнев свой на время укроти. Народ же русский и град Москва твое мощное пред царем заступление видяще, сице радостно восхваляху тя: Радуйся, архиерею истинный. Радуйся, яко вторый Моисей бремене всего народа русскаго носителю. Радуйся, граду Москве и всему народу русскому словес Божественных усердный изъяснителю. Радуйся, российский Златоусте, устами златыми Божия правды и суда Христова провозвестниче. Радуйся, царя и людей русских во апостольских и отеческих преданиях мудрый наставниче.

Радуйся, непокоряющихся Божьему закону грозный запретителю. Радуйся, Грознаго царя искренний, нелицеприятный и нельстивый друже. Радуйся, об исполнении пути его и о вечном его спасении усердный и слезный молитвенниче. Радуйся, злых опричнины деяний безбоязненный обличителю. Радуйся, обидимых защитниче и скорбящих душею утешителю. Радуйся, всех заветов Евангелия Христова смиренный исповедниче.

Радуйся, о земных наших скорбех милостивый печальниче. Кондак 10 Спасти хотя всю Русь православную от суемудренного свирепства царского, яко пастырь добрый, душу твою за паству положити готовый, ты, святителю Христов, всенародно ярость самонравного царя на кротость преложити потщался еси. О новых же злодеяниях опричнины уведев и гнев царский на себе испытав, к венцу мученическому приуготовил себе и в благодатном умилении ко Господу взывал еси чистыми твоими устами хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Царя Грознаго ярость и свирепство зело угобзил еси, святителю отче наш Филиппе, егда Христову учению внимая, во храме Владычицы честнаго Ея Успения новыя беззакония царя Грознаго обличив еси, еще же и опричника в глумлении над Евангелием укорил еси. За сие твое дерзновение судом неправедным святительского сана лишен был еси, в храме Божием злыми опричниками во святительском одеянии обезчестен был еси и муки жестокия, в темницу ввержен, претерпел еси. Последи же, от смерти избавлен быв, во Отрочь монастырь во изгнание послан был еси.

Чада же твоя духовная, твое поругание и страдание видяще, со слезами возглашаху тебе сия: Радуйся, страдальче наш незлобивый. Радуйся, паству твою до смерти возлюбивый. Радуйся, пророку Илии и Предтече Господню во обличении царя беззаконнаго уподобивыйся. Радуйся, учение Христово в доме царстем аки вторый Павел проповедавый. Радуйся, великому Амвросию, епископу Медиолана, единоправный. Радуйся, безбоязненный правды поборниче.

Радуйся, аки вторый Златоуст безчестие и изгнание от царя претерпевый. Радуйся, о вразумлении царя Грознаго яко верный Христов пастырь непрестанно моливыйся. Радуйся, наш благий и великий святителю. Радуйся, наш златословесный учителю. Радуйся, яко твоему подвигу Ангели возрадовашася. Радуйся, яко твоему исповедничеству вся вселенныя дивится.

Кондак 11 Пение надгробное со слезами скорбными град Москву, обитель Соловецкую и всю Русь православную огласи, егда во вся концы отечества нашего изыде весть о мученической кончине твоей, наш дивный исповедниче. Смерть бо неправедную, горькую, во Отроче монастыре от рук злаго слуги царского восприял еси. Присно со Христом пребывая, молитву за убийц твоих творил еси, святителю, егда праведная душа твоя от тела нуждею разлучашеся. Мы же, прославляюще твою страдальческую кончину, со слезами умиления вопием премудрому Господу: Аллилуиа. Икос 11 Свет благодатных исцелений обильно возсия от честных мощей твоих, святителю Филиппе, первее в Соловецкой обители, а послежде во граде Москве, в нюже многоцелебныя мощи твоя великим Никоном пренесошася. К сим мощем припадающе, в похвалу тебе, наш великий святителю, тако глаголем: Радуйся, возвращением твоим в Соловецкую обитель братию обители зело возвеселивый.

Радуйся, игуменство твое в ней духовне возобновивый. Радуйся, яко Соловецкая обитель части мощей твоих благодарне поклоняется. Радуйся, яко сию часть мощей твоих обитель твоя, яко драгоценную жемчужину, почитает. Радуйся, яко прославлением честнаго твоего тела и град Москву и все отечество наше возвеличил еси. Радуйся, яко чудесами от нетленных мощей твоих благочестие в стране нашей умножил еси. Радуйся, святителем Христовым Петру, Алексию и Ионе единоправный.

Радуйся, подвигом твоим святителя Ермогена на великое пастырское дерзновение воодушевивый. Радуйся, светозарное солнце земли Российския. Радуйся, разумного света заре. Радуйся, светило церковное и архиерейская красото. Радуйся, небесных законов на земли живая проповедь и христоподражательного жития образе. Кондак 12 Благодать святаго дерзновения безбоязненно делом и словом вещати Христово учение подаждь нам, немощным, великий угодниче Божий и святителю Филиппе, наипаче подаждь сию благодать пастырем Церкви Христовыя, да возмогут они немолчно свою духовную паству учити и вразумляти, лицеприятия избегати, да таковое дерзновение стяжавше, вси мы на благом пути ко спасению обрящемся и сподобимся в вечном Небесном Царствии выну воспевати Господу: Аллилуиа.

Икос 12 Поюще твое дивное житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецком воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхваляюще, поклоняющеся твоему до крове правдолюбию и исповедничеству, святителю отче наш Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наипаче твоими молитвами укрепити, да возможем и мы твоими подражательми быти и тебе, нашего отца и наставника, восхваляти сице: Радуйся, звездо Российская. Радуйся, чистый сосуде Святаго Духа. Радуйся, вселенским мучеником и исповедником подобниче. Радуйся, Церкви Российския похвало и всего священства украшение. Радуйся, иноческия кротости образе. Радуйся, монашеского постнического жительства истинное правило.

Радуйся, безплотных сожителю. Радуйся, Христова смирения ревнителю. Радуйся, чудес велиих совершителю. Радуйся, о скорбех земнаго отечества твоего милостивый пред Богом печальниче. Радуйся, яко тобою Соловецкая обитель славится. Радуйся, яко тобою град Москва и вся Россия украшается.

Кондак 13 О, великий святителю Христов Филиппе! Приими от нас, грешных, сие похвальное пение и священными твоими молитвами тя поющия в мире сохрани, от напастей и бед избави, во святей православной вере укрепи, угодное Богу житие проводити помози, уныние наше в радость претвори, дух крепкого стояния за церковныя законы и церковныя предания обнови в нас, да тако сподобимся во веки в райских обителех воспевати нашему Пастыреначальнику и Господу: Аллилуиа. Аллилуиа трижды и таже икос I и кондак I. Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, заступничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно.

Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святии славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Почитание святого в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре Святитель Филипп Колычев родился 11 февраля ст. Имя его в Святом Крещении было Феодор.

В училище, куда отрок был отдан для «книжного учения», он особенно полюбил духовное чтение и «в ранних летах выказывал особенное благочестие». В правление Великой Княгини Елены Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящим. Малолетний Иоанн IV принял его в круг своих приближенных. Но не было сердце Феодора привязано к мирским почестям и славе. В 1537 году, 5-го июля ст.

Слова эти, и прежде неоднократно слышанные Феодором, благодатно подействовали на него, и он решился навсегда уйти от мира и всех соблазнов его. Ему известно было о дальней Соловецкой обители и о подвигах ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Втайне от всех, переодевшись в простую одежду, он скрылся из Москвы и направил свой путь на Север. У Онежского озера, в деревне Хижи хижины , он прожил некоторое время у благочестивого селянина Субботы. Феодор делил с ним труды и заботы по хозяйству, отчего внешность его изменилась, и «нелегко было узнать прежнего царедворца в сельском пастухе». Приближалась осень, и Феодор покинул гостеприимного хозяина, желая достичь Соловецкого острова до наступления зимы.

Игумен Алексий и братия с любовью приняли нового послушника. Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор был пострижен и наречен Филиппом. Новоначальный инок был отдан на послушание иеромонаху Ионе, опытному подвижнику, который в юности своей был собеседником преподобного Александра Свирского, тогда уже прославленного в лике святых. Будущий Святитель у стен Соловецкой обителиИнок Филипп выполнял различные тяжелые послушания: смотрел за монастырской кузницей, трудился в хлебне, где он охотно носил воду и дрова. В Спасо-Преображенском сборном храме обители был образ Богоматери «Хлебный», явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебне.

Будущему игумену дали послушание при храме, в качестве екклесиарха, и здесь усердное исполнение своих обязанностей снискало ему всеобщее уважение и любовь. Но даже тень славы человеческой смущала инока Филиппа, и он удалился из монастыря в пустынь, ныне называемою Филипповской. Много лет прошло в уединении и сокрытых от посторонних глаз подвигах. Когда он возвратился в обитель, игумен Алексий приблизил его к себе, сделав помощником по разным частям управления.

К грандиозному языческому сооружению восточных славян относится святилище Перуна под Новгородом на Перынском холме. С принятием христианства на Руси в обиход вошла одна из азбук славянского языка — кириллица, созданная в конце IX в. По замыслу византийских властей солунские братья должны были стать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян. Однако деятельность Кирилла и Мефодия выразилась в борьбе за права славян на духовную самостоятельность. Они выступили с утверждением равенства славянского языка с тремя основными языками, на которых велось изложение церковных догматов: греческому, латинскому и древнееврейскому. С помощью кириллицы были записаны переведенные греческие богослужебные книги.

Да, известно, что в 1572 году Иван Грозный сослал а может, перевел или игумен сам ушел? Паисия в Валаамский монастырь. А до того? Стало быть, с 1568 по 1571 год на Соловках игумена не было? Не ясно. Вот их дословный перевод: Царь вызвал представителей всех духовных и светских чинов и потребовал, чтобы они отрешили от сана порочного митрополита и привлекли его к публичному суду и приговорили бы к смерти. Я с 53 лет жил доныне, а мне теперь 79 лет с цифрами явные ошибки, Филиппу было 60 лет. Впрочем, делай, что хочешь. Тут лежат мой посох, шапка и мантия, и вот я приказываю вам, епископам, архиереям, игуменам и всем духовным отцам, пасите ваше стадо и заботьтесь о том, чтобы вы могли дать обо всем ответ перед Богом и бойтесь больше всего Того, Кто может отнять вашу душу, а не бренное тело.

С этими словами он направился к двери, чтобы выйти. Так как великий князь не желал такого благородного прощания и ему не понравилось то, что митрополит сам сложил с себя с таким лукавством и проворством свое облачение, объявил он коварно духовным чинам, что он не желает, чтобы митрополит так быстро уехал, и он не будет судить его прежде, чем обдумает все хорошенько. Поэтому митрополит должен вновь одеть свое облачение, и он решил послушать в великий праздник, в день св. Михаила, его богослужение. Так как митрополит склонился на сильные убеждения духовных чинов и решил служить последнюю службу и потом сложить с себя сан, вновь одел он свое облачение для свершения службы. Когда великий князь узнал это, приказал он Малюте и другим убийцам, как только митрополит захочет взойти на алтарь, подойти к нему, сорвать у него силой шапку с головы и все принадлежности его сана и бить его по лицу этими же предметами и оставить его в церкви нагим. Так это все и случилось. Затем приказал великий князь взять его, положить на деревянные сани и затем заключить в монастырь. Через несколько дней он вздумал убить его и сжечь, но духовенство упросило великого князя даровать ему жизнь и выдавать ему ежедневно 4 алтына, что составит приблизительно 10 литовских грошей.

И его послали в монастырь в Тверь, где он прожил со дня св. Михаила до февраля следующего года. Насколько достоверны эти растиражированные историками и писателями рассказы, наглядно демонстрирует фрагмент, посвященный кончине Филиппа. Тем более что косвенно смерть опального первосвятителя связывают с просьбой к нему Ивана Грозного о благословении похода на Новгород. Итак: 20 января 1569 года вызвал великий князь к себе в Александровскую слободу всех опричников, богатых и бедных, кто только был боеспособен, и сообщил им, будто бы город Новгород и все епископы, монастыри и население решили предаться его королевскому величеству королю Польскому.

11. Смерть митрополита

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги В это время митрополитом Московским был инок Чудова монастыря Афанасий.
Тест по истории Опричнина 7 класс с ответами бесплатно на Сто тестов Многие рыскали шайками по стране и разъезжали якобы из опричнины, убивали по большим дорогам всякого, кто им попадался навстречу».
Митрополит Филипп Колычев Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу.
Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная - Филипп открыто выступил против жестокостей и беззакония опричнины, поощряемой Иваном IV.
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. - Univerkov - образовательный сайт В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа.

Свт. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец

При Борисе Годунове русская церковь стала патриархией. Произошло это в 1589 году. Церковь достигла полной самостоятельности. В 1586 году в Москву приезжал Антиохийский Патриарх и тогда в переговорах с Фёдором Ивановичем, решили, что русская церковь созрела для того, чтобы быть самостоятельной. В 1588 году в Москву прибыл Константинопольский Патриарх и решили данный вопрос более глубже. Первый Патриархом был Патриарх Иов.

В 1593 году, собрался собор Вселенских Патриархов и решение было принято. Место Русского Патриаха пятое в диптихе православных церквей, после Иерусалимского. Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Русский. Патриарх отличался от епископов и митрополитов тем, что на митре у него был крест и на клобуке, бархатная, цветная мантия с образами на скрижалях. Крест во время крестных ходов носили впереди него.

Во время богослужения патриарх облачался посередине храма, тогда как митрополиты и епископы в алтаре. Он один имел права сидеть на горнем месте и сам причащался. Другие причащались из его рук. Первый среди равных. Но первый по качеству нравственной образованности избирался патриархом.

При Патриархе учреждаются органы управления — приказы. Судный приказ — ведал судебной частью, казенный приказ — ведал церковными сборами, дворцовый приказ — ведал вотчинами и всем хозяйством патриаршего дома. Родом Патриарх был из горожан.

Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. Опричнина 1565 год 1572 год. Причины ликвидации опричнины.

Деятели опричнины. Опричнина войны. Опричнина царь. Катышев художник. Алексей Катышев художник. Катышев Алексей Кириллович художник.

Опричнина картины. Опричная политика Ивана IV.. Опричнина 1565-1572. Итоги правления Ивана IV.. Опричнина Ивана 4 Грозного 1565-1572 кратко. Деяния опричников.

Террор опричников. Деятельность опричников. Предпосылки опричнины Ивана Грозного. Опричнина Ивана 4 Грозного. Политика опричнины Ивана 4 Грозного. Характер опричнины Ивана Грозного.

Начало опричнины. Начало и конец опричнины. Грамоты Ивана Грозного 1565. Опричнина грамоты Ивана Грозного. Опричники Ивана Грозного. Опричники при Иване Грозном кратко.

Опричники при Иване 4. Названия государств опричнины. Неврев опричники. Опричники картина Неврева. Николай Неврев опричники. Художник н.

Репрессии Ивана Грозного. Смерть Владимира Старицкого. Кто убил Владимира Старицкого. В Старицкий опричнина. Роль опричнины. Роль Ивана 4 в опричнине.

Опричнина грамоты. Введение опричнины Иваном 4. Иван IV Грозный, первый русский царь 1547-1584. Правление Ивана Грозного 1533 -1584. Царь всея Руси. Иван Грозный 1530.

Иван Грозный 1533. Казнь опричников Иваном грозным. Новгородский погром Ивана Грозного картина.

Однако Иван Грозный ещё больше распоясывался в своём беззаконии, а с митрополитом просто перестал встречаться. Тогда митрополит Филипп открыто — среди бояр и народа — стал выступать против царского «беспредела», погубившего тысячи людей. А 22 марта 1568 года в Успенском соборе Московского Кремля произошло событие, беспрецедентное для русской истории. Иван Грозный пришёл на службу с ближайшими опричниками — все были одеты в чёрные монашеские ризы как знак особого смирения перед Богом. После литургии, как обычно, царь подошёл к митрополиту за благословением. Однако владыка Филипп сделал вид, что не заметил царя. Вместо этого, повествует «История государства Российского», он обратился ко всем собравшимся.

Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарём льётся невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагрённый кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Боюся Господа единого!

И тут он буквально взорвался от ярости: митрополит не только отказался его, царя, благословить, но и позволил себе прилюдно его обличить! Все были уверены, что дни, а может, и часы митрополита Филиппа сочтены. Но Иван Грозный знал о всенародной любви и почитании владыки и не рискнул поднять на него руку: в стране мог бы вспыхнуть бунт. Но уже на следующий день в Москве с новой силой возобновились аресты и казни: людей брали и убивали почти без разбора. Митрополит Филипп в знак протеста против царских зверств уехал из Кремля и уединился в одном из московских монастырей, проводя время в постоянной молитве о вразумлении тирана и спасении православных людей. Разгул опричнины не прекращался, и митрополит Филипп снова и снова обличал эти беззакония. В конце концов, Иван Грозный решил расправиться с непокорным. Но просто казнить владыку Филиппа как любого из своих подданных он опасался, поэтому решил для начала сместить его с кафедры митрополита. Это мог сделать только епископский собор — для лишения сана нужны были веские доказательства. Тогда царь отправил гонцов в Соловецкий монастырь.

Какие «доказательства» собрала комиссия — неизвестно, документы не сохранились. В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд. Митрополит Филипп не стал ждать его решения, он обратился к архиереям со словами: «Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю Тебе Богу — ред. Вот мой жезл, белый клобук, мантия!

Наиболее влиятельными лицами в опричной Думе в первые годы опричнины были советник царя Алексей Басманов, а также князь Афанасий Вяземский. Так, уже в феврале 1565 года были казнены пятеро представителей аристократии, среди которых был герой взятия в 1552 году Казани князь А. Следующим проявлением опричной политики была «Казанская ссылка»: царь выслал в Казань представителей ярославской, ростовской и стародубской ветвей Рюриковичей. Они были не только лишены своих родовых владений, но и отстранены от управления государством ввиду их переселения на окраину. В 1566 году своего удела был лишён и старицкий князь Владимир; Иван IV обменял его земли на те, что были расположены в разных районах страны, где Владимир не имел военной и иной поддержки со стороны местного населения. Однако уже в 1566 году царь сменил гнев на милость и вернул из Казанской ссылки часть опальных лиц. Помимо этого, опала была снята с князей Воротынских. В этом же году царь созвал нечто наподобие Земского собора, привлекая к обсуждению внешнеполитических вопросов не только членов Боярской думы, но и детей боярских из земщины, представителей духовенства и московского купечества. В составе собравшегося органа, конечно, не было представителей от разных сословий со всей территории государства, однако, для периода опричнины это был очень важный шаг со стороны царя, направленный на достижение договорённости с земщиной. Не менее значительным событием первого периода опричнины было решение поставить на митрополичью кафедру Филиппа Колычева , известного противника опричного режима. В связи с этим к царю обратились челобитчики из земщины с просьбой об отмене опричнины, однако, царь расправился с послами и взял линию на ужесточение курса. Царь активно занимался обустройством присоединённых к опричнине территорий: было завершено строительство опричного двора в Москве, ещё одна царская резиденция возводилась в далёкой Вологде. Выбор места был обусловлен близостью к Кириллову монастырю: именно там, по сведениям источников, Иван хотел в будущем принять монашеский постриг. На 1567 год приходится и ещё одно значительное событие, повлиявшее на дальнейшую политику царя. Речь об организованном земскими боярами заговоре против Ивана. Главой заговорщиков принято считать боярина Ивана Петровича Фёдорова. До сих пор не совсем ясно, была ли это попытка привести на престол брата царя Владимира или суть заключалась лишь в выражении недовольства опричной политикой. Так или иначе, сведения, полученные Иваном о готовящемся заговоре, вызвали гнев царя и новую волну казней. С конца 1567 года можно говорить о начале нового этапа опричнины. Второй этап опричнины 1568—1572 гг. С началом этого этапа связаны карательные операции, проводимые опричниками в отношении участников осеннего заговора. Действия царя не ограничивались лишь расправами с виновными: уничтожалось и имущество бояр, пострадало множество боярских слуг. На фоне этих событий набирал обороты конфликт царя и митрополита Филиппа, призывавшего Ивана проявить милосердие. От частных бесед с монархом Филипп перешёл к публичным обсуждениям царя, что навлекло гнев царя на главу Русской церкви. Митрополит был лишён своего сана и приговорён к смертной казни, заменённой заточением в монастырь. Через год Филипп Колычев был убит в монастыре опричником Малютой Скуратовым. Теперь под подозрением в измене был не отдельный человек или группа лиц, а целый город, якобы стремившийся уйти под власть польского короля. Из доноса, который Иван получил на новгородцев, следовало также то, что они стремились низвести царя с престола, а вместо него на трон посадить старицкого князя Владимира. Эта веха стала заключительной в отношениях между двоюродными братьями: в сентябре 1569 года Иван IV расправился с Владимиром и его семьёй. Однако здесь царь проявил изобретательность, заставив своих потенциальных врагов собственноручно принять яд. В конце 1569 года царь организовал поход против новгородцев. Опричники творили бесчинства по дороге к городу, в самом Новгороде карательная экспедиция продолжалась больше месяца. Количество жертв историки оценивают по-разному: предположительно погибло от 3—4 тысяч до 10—15 тысяч человек. Опричниками были разграблены главные святыни новгородской земли, в частности, собор Святой Софии. Далее царь и верные ему войска отправились в пограничный Псков, который вместе с Новгородом подозревался в измене. В столице проводились публичные казни. В ходе этих событий потеряли доверие царя и подверглись опале наиболее близкие к нему деятели первого периода опричнины — А.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

Разгул опричнины не прекращался, и митрополит Филипп снова и снова обличал эти беззакония. В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана. Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана.

Жизнь и смерть митрополита-4

Подходило время избрания Московского митрополита. Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Московский митрополит Филипп осуждал Опричнину и не хотел ее принимать. Автограф святителя Филиппа на приговоре Освященного собора об избрании его митрополитом и о его невмешательстве в дела опричнины. Это было тяжкое время опричнины. Современник царя Иоанна Грозного, печальник о жертвах опричнины, митрополит-мученик предвосхитил подвиг российских новомучеников.

Филипп Колычёв

Об этом свидетельствуют документы. В частности, в летописях нашли отражение ежегодные поездки царя в монастырь. В сентябре 1564 года Иван Грозный побывал в Волоколамском монастыре в последний раз, и только в 1573 году, после упразднения опричнины, его приезды возобновляются. Не отмечено в этот период и вкладов царя в монастырь. Таким образом, в своих расчетах на поддержку архиепископа Германа царь ошибся.

Владыка, будучи противником опричнины, пытался воздействовать на Ивана Грозного. Члены опричной Думы, оклеветав Владыку Германа, добились его изгнания с митрополичьего двора. Московскую кафедру по настоянию Грозного занял игумен Соловецкого монастыря Филипп из знатного боярского рода Колычевых. При этом царь, претендовавший на всю полноту власти, не только светской, но и духовной, уговорился с Владыкой, что тот не будет вступаться в дела опричнины.

Однако недолго продолжалось молчание святого Владыки. В этот день царь со своей охраной отправился на богослужение в Успенский собор и подошел к митрополиту за благословением, но неожиданно получил отказ. Владыка стал обличать беззакония опричнины, говоря, что в стране льется невинная кровь, царь творит неправедные дела. Но Бог взыщет с него, а сам Владыка готов принять смерть за правое дело.

Грозный пытался оправдаться, пожаловавшись на то, что против него восстали ближние. Однако митрополит не принял объяснений, заявив, что впредь не будет молчать. В ярости царь сказал: «Я был слишком мягок к тебе и твоим сообщникам». Немедленно было отдано распоряжение о захвате близких митрополиту старцев и его помощников, которых водили по городским улицам, в итоге забив насмерть.

Царь устроил Соборный суд над митрополитом Филиппом. Нашлись лжесвидетели, которые обвинили Владыку в колдовстве. В ноябре 1568 года был вынесен приговор: пожизненное заточение. Митрополита Московского схватили прямо во время службы.

В собор ворвались опричники во главе с боярином А. Басмановым и Малютой. Боярин объявил царский указ. Малюта сорвал с Владыки облачение.

Сверженного митрополита бросили в простые сани и увезли из Кремля. По дороге его били метлами. В оковах святой митрополит содержался сначала в подвалах московских монастырей, а потом был отправлен в Тверской Отрочь монастырь. Архиепископ Герман Полев был в числе тех, кто подписал документ об избрании митрополита Филиппа на Московскую кафедру.

Но до суда над святым Владыкой он не дожил сведения о его смерти противоречивы: то ли архиепископ Герман умер от моровой болезни, то ли был убит опричниками по приказу Ивана Грозного. Но вскоре и самого архиепископа Пимена обвинили в заговоре с земским боярином Василием Даниловым. Данилов возглавлял боярскую комиссию, которой Иван Грозный поручил управлять столицей после учреждения опричнины. Пытками Малюта Скуратов добился от Данилова признания, что в заговоре с ним состояли новгородские власти и жители Новгорода и Пскова.

Обвиняли новгородцев в том, что они хотят перейти к польскому королю. Расправа над Даниловым не заставила себя ждать. В убийстве его участвовал сам Малюта. Характерно, что рассказывающий об этом деле итальянец Алессандро Гваньини называет Скуратова «командиром царских приспешников».

Это было весной-летом 1569 года. А осенью, испытанный в пролитии высокородной крови, Малюта, показавший свою безоговорочную преданность и послушание царю, получил новое задание. На этот раз расправа ожидала князя Владимира Андреевича. Царь был разгневан на князя, подозревая его во всевозможных заговорах.

Владимир Андреевич был сослан на службу в Нижний Новгород. То, что князь помог опричникам разгромить боярский «заговор» в земщине, не умилостивило царя, и не помешало Малюте начать розыск об измене самого Владимира Андреевича Старицкого. В итоге его обвинили в покушении на жизнь царя. В начале октября Владимир Андреевич был вызван в Александровскую слободу.

Князь отправился в дорогу с княгиней и детьми. Он остановился, как ему было указано, неподалеку от слободы. Здесь Владимир Андреевич со свитой оказался в руках опричников во главе с Малютой и Грязным. Малюта не осмелился собственноручно пролить кровь ближайшего родственника царя.

Князя, его супругу Евдокию, приходившуюся двоюродной сестрой беглому боярину Курбскому, и их 9-летнюю дочь Евдокию заставили выпить отравленное вино. Над остальными вволю поиздевались. Умерщвлены были три священника, дьяк, подьячий, двадцать слуг, а также несколько человек, невольно ставших свидетелями расправы. Главные же свидетели обвинения были уничтожены еще до окончания следствия.

Через несколько дней царь велел привезти в Москву свою тетку — мать князя Владимира Андреевича. Княгиня Евдокия жила в Горицком монастыре на Белом озере. По дороге она и сопровождавшие ее инокини были умерщвлены по одним сведениям — утоплены в реке, по другим — уморены дымом. Убийство удельного князя, знатнее которого в России был только сам царь, много значило в судьбе Малюты.

С одной стороны, это говорило о высокой степени доверия, которое Иван Грозный оказывал своему «холопу», а с другой стороны, лишало опричного палача возможности отступить, отказаться от своей кровавой службы. Такой шаг теперь грозил ему самому неминуемой гибелью. Дальше Скуратов-Бельский действовал, уже не останавливаясь ни перед чем. Эта его готовность во всем угодить царю, нашла отражение в народной былине, рассказывающей о том, как Иван Грозный во гневе приказывает казнить своего сына: А и все палачи испужалися, Что и все по Москве разбежалися; Един палач не пужается, Един злодей выступается — Малюта палач, сын Скуратович… Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа.

Лишенный церковной власти и возможности влиять на ход событий, митрополит по-прежнему был угрозой для опричников. Митрополит Московский всегда являлся для государей духовным отцом, которого надлежало слушаться, благословение которого было необходимо на все важные государственные дела. Худородные деятели опричнины опасались, как бы царь, раскаявшись, не надумал вернуть митрополита Филиппа в Москву. Это стало бы прямой угрозой их благополучию.

Ведь Владыка и не думал менять свое отношение к опричнине. Случай для расправы представился очень скоро. Иван Грозный решил раз и навсегда отучить новгородцев от попыток измены Москве. В декабре 1569 года опричная армия выступила из Александровской слободы в поход на Новгород.

По дороге опричное войско разгромило без жалости многие города. Приближаясь к Твери, царь вспомнил о Святителе Филиппе, желая получить его благословение на свой поход. В Житии митрополита Филиппа говорится, что он предвидел все, что произойдет с ним. Его слова, сказанные за три дня до гибели: «Вот приблизился конец моего подвига».

В день убийства он причастился Святых Христовых Таин. Заручиться высочайшим благословением был послан Малюта Скуратов. Свидетелей состоявшейся в Отрочь монастыре встречи не было, но вот как рассказывает об этом церковное предание. Войдя в тюремную келию, Скуратов с притворным почтением припал к ногам митрополита Филиппа со словами: «Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород».

В ответ услышал: «Делай то, для чего ты пришел». Неизвестно, было ли у Малюты указание убивать митрополита. Вполне вероятно, что митрополит пытался образумить палача, и тот, услышав не благословение, а обличительные слова, вместо раскаяния пришел в бешенство и «заял праведного уста подглавием», то есть сбил святого с ног и задушил подушкой. Настоятелю и приставникам, следившим за пленником, было сказано, что митрополит умер по их небрежности «от неуставнаго зною келейнаго».

Историк Н. Карамзин пишет: «Устрашенные иноки вырыли могилу за алтарем и в присутствии убийцы погребли сего великого иерарха церкви российской, украшенного венцом мученика».

Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин! Что бы ни делал царь — митрополит должен молчать!

Совесть — замолчи! Царь и христианин Отстранив от себя митрополита Филиппа, государь Иоанн Васильевич начинает закручивать новую спираль террора. Его цель — безграничная власть над душами современников. Аресты и казни следуют одна за другой. Первым казнят боярина Иван Челяднина с семьей.

Затем следует очередь князей Куракиных, Булгаковых, Ряполовских, и Ростовских. Царь не щадит даже принявших иноческий чин князей Щенятевых и Турунтай-Пронских. Под пытками несчастные оговаривают еще кучу друзей и родственников. Следуют новые аресты. Вслед за господами волокут в пыточные подвалы слуг.

Царь пытает сам. Он словно находит в этом какое-то извращенное удовольствие. В перерывах между казнями, он вместе с опричниками надевает монашеские одежды и бьет земные поклоны. А затем вся честная компания бражничает. Наступает весна.

Приближается конец Великого поста. Митрополит Филипп, современная картина. Родственники репрессированных, обиженные и обездоленные — все они стекаются к митрополиту. Но Филиппа даже не пускают под государевы очи. Его лишают древнего права всех христианских епископов — печаловаться, заступаться за осужденных.

И тогда митрополит решается на небывалое: обратиться к Иоанну прямо в храме. Христианин и царь 22 марта 1568 года митрополит совершал Божественную литургию в Успенском соборе Московского кремля. Иоанн Васильевич пришел на службу вместе с опричниками. Расшитые золотом шубы вошедших были наспех прикрыты черными ризами. На их головах красовались высокие монашеские шапки.

В таком виде царь подошел к митрополиту за благословением. Филипп сделал вид, что не замечает главу государства. По собору пробежал сдержанный шум. Митрополит остановился, обвел присутствующих взглядом и с расстановкой произнес: — В этом рубище и в делах государственных я не узнаю царя православного! Все замерли.

Царедворцы боялись не то что посмотреть на царя, они дышать боялись! В этой жуткой тишине митрополит, глядя в глаза Иоанну, продолжил: — Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а ты за алтарем проливаешь кровь христианскую.

Были слухи, что царь пытался затравить его медведем, но тот чудом спасся и от дикого зверя. На ноги Филиппу будто бы надели деревянные колодки, руки заковали в железо. Но и эти оковы чудесным образом спали с него. Говорится, что после этого царь не стал подвергать его новым мучениям. Если не считать присланную в кожаном мешке голову племянника или пытку голодом. Согласно приговору Филипп был осужден на вечное заключение в Тверской монастырь. Смерть митрополита Филиппа Через год после этих событий Иван Васильевич с соратниками собрался в Новгород — наказать целый город.

Путь лежал через Тверь, он якобы и послал к святителю Малюту Скуратова — попросить благословения похода на Новгород. Получив очередной отказ, Малюта задушил будущего святого подушкой. Доказательств и свидетельств того, что он совершил это злодейство по приказу Грозного, нет. По другим данным Филиппа увезли в Александровскую слободу и заживо сожгли на углях. Митрополит Филипп на старинной иконе Митрополит Филипп на старинной иконе Останки Филиппа увезли в Соловецкий монастырь. В 1652 году митрополит Филипп был причислен к лику святых. Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях. Подписывайтесь на мой канал — ваша поддержка очень важна для меня! Против бояр. Не против народа.

Иоанн до поры затаил свой гнев, — боялся, что репрессии могут вызвать сопротивление, а может быть, понимал, что новые казни мало что изменят. Внешне все пока оставалось по-прежнему. Только позднейшие строки переписки Грозного с Курбским свидетельствуют: Иоанн не забыл боярской распри о престолонаследии у одра больного царя. Однако новые удары, обрушившиеся на Иоанна, все более ожесточали его, подводя к той грани, за которой последовал надлом в его душе и обращение молодого царя в Грозного и кровавого тирана. Сначала в июне 1553 г. И хотя позднее Анастасия подарила Иоанну еще двух сыновей — Иоанна и Феодора, царь вновь ощутил, сколь мало отделяет ненавистного Старицкого от его заветной мечты — Мономахова венца.

По-иному стал смотреть государь и на деятельность «Избранной Рады». Он больше не доверял своим любимцам. В то же время еще до болезни сложился тот близкий и доверительный характер отношений между царем и членами Рады, который нелегко было сразу поломать. Царь, привыкший слушаться их советов, когда считал их друзьями, теперь видел в этих отношениях посягательство на свою власть. Иоанн полагал, что сговорившиеся члены Рады опутали и сковали его своей опекой, повсеместно поставили на ключевые посты своих единомышленников. Грозный тяготился Радой, но еще терпел ее, вероятно, в том числе и из страха.

Но постепенно он приближает к себе новых помощников и все более удаляется от бывших друзей, освобождаясь от их влияния. Особенно заметным стал разрыв царя с Радой, когда ее члены предложили Иоанну воевать с Крымом, дабы освободить русские земли от бесконечных набегов крымских татар, уводивших в неволю тысячи людей. Иоанн тогда резко и властно возразил членам Рады и объявил, что война будет, но не с Крымским ханством, а с Ливонией. По сути этим противостоянием мнению «Избранной Рады» царь Иоанн полагал конец ее влиянию на государственные дела, закрывал эту страницу своей жизни. В 1558 г. С началом войны Иоанн отдалил от себя Сильвестра и Адашева.

А затем, в 1560 г.

Филипп (Колычев)

Ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, падет. Пусть будет только единая Россия! Царь пугается. Собор епископов — это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений?

В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси. Совесть царя В течение полутора лет кажется, что в жизни Русского государства началась новая пора. Царь приближает святителя Филиппа к себе, советуется с ним по всем вопросам церковной и государственной жизни.

Он занят войной с Ливонией настолько, что даже оставил свое любимое развлечение — казнить изменников. Нет, опричнину Иван IV так и не распустил. Но ходят слухи, что это может случиться в любой момент. Слухи настораживают высокопоставленных опричников, которые привыкли наживаться за счет ограбления Земщины.

Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул на счет митрополита Филиппа: — Везде этот поп! Продыху от него нет! Царедворцы уже догадываются, что слухи распускаются с ведома самого царя. Ему сложно сдерживать себя, ему сложно разговаривать с митрополитом.

Он самодержавный властелин, он сам — властелин своей совести. Эти странные евангельские слова — «не убий»… Они же не относятся к царю, который должен убивать врагов Отечества? Зачем ему укоры от какого-то священника? Зачем выстраивать внутреннюю политику на системе «сдержек и противовесов».

Куда проще — страхом! Царь осторожно прощупывает общественное мнение. И все вокруг — царедворцы, бояре, опричники и духовенство льстиво поддакивают: «Да, ты — прав! Ты самодержец!

Ты волен над нашей жизнью! Твоя воля — воля Божья». И лишь один человек продолжает твердить о необходимости христианского милосердия. Лишь один голос напоминает Иоанну о том, что тот, прежде всего — человек.

Один — вопреки всем! Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин! Что бы ни делал царь — митрополит должен молчать!

Совесть — замолчи! Царь и христианин Отстранив от себя митрополита Филиппа, государь Иоанн Васильевич начинает закручивать новую спираль террора. Его цель — безграничная власть над душами современников.

На 1567 год приходится и ещё одно значительное событие, повлиявшее на дальнейшую политику царя. Речь об организованном земскими боярами заговоре против Ивана. Главой заговорщиков принято считать боярина Ивана Петровича Фёдорова. До сих пор не совсем ясно, была ли это попытка привести на престол брата царя Владимира или суть заключалась лишь в выражении недовольства опричной политикой. Так или иначе, сведения, полученные Иваном о готовящемся заговоре, вызвали гнев царя и новую волну казней.

С конца 1567 года можно говорить о начале нового этапа опричнины. Второй этап опричнины 1568—1572 гг. С началом этого этапа связаны карательные операции, проводимые опричниками в отношении участников осеннего заговора. Действия царя не ограничивались лишь расправами с виновными: уничтожалось и имущество бояр, пострадало множество боярских слуг. На фоне этих событий набирал обороты конфликт царя и митрополита Филиппа, призывавшего Ивана проявить милосердие. От частных бесед с монархом Филипп перешёл к публичным обсуждениям царя, что навлекло гнев царя на главу Русской церкви. Митрополит был лишён своего сана и приговорён к смертной казни, заменённой заточением в монастырь. Через год Филипп Колычев был убит в монастыре опричником Малютой Скуратовым.

Теперь под подозрением в измене был не отдельный человек или группа лиц, а целый город, якобы стремившийся уйти под власть польского короля. Из доноса, который Иван получил на новгородцев, следовало также то, что они стремились низвести царя с престола, а вместо него на трон посадить старицкого князя Владимира. Эта веха стала заключительной в отношениях между двоюродными братьями: в сентябре 1569 года Иван IV расправился с Владимиром и его семьёй. Однако здесь царь проявил изобретательность, заставив своих потенциальных врагов собственноручно принять яд. В конце 1569 года царь организовал поход против новгородцев. Опричники творили бесчинства по дороге к городу, в самом Новгороде карательная экспедиция продолжалась больше месяца. Количество жертв историки оценивают по-разному: предположительно погибло от 3—4 тысяч до 10—15 тысяч человек. Опричниками были разграблены главные святыни новгородской земли, в частности, собор Святой Софии.

Далее царь и верные ему войска отправились в пограничный Псков, который вместе с Новгородом подозревался в измене. В столице проводились публичные казни. В ходе этих событий потеряли доверие царя и подверглись опале наиболее близкие к нему деятели первого периода опричнины — А. Басманов и князь А. Вяземский, а также многолетний советник царя по вопросам внешней политики Н. Это символизировало кризис опричной политики: если ранее царь вместе с верными ему опричниками боролся с внешними угрозами, то теперь измена, по видению Ивана, проникла в ряды самих опричников. Вместе со всем этим Русское государство продолжало участвовать в военных конфликтах: оно всё более втягивалось в затяжную Ливонскую войну. Однако активные действия на западе и карательные экспедиции внутри страны ослабляли позиции государства на южных рубежах, что и стало одним из главных факторов изменения политического курса и отмены опричнины.

Отмена опричнины В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство. Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя. В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады.

Филиппа Скуратовым-Бельским по приказу царя, составлены во враждебном царю окружении, причем много лет спустя после описываемых событий. Их составители пишут с чужих слов, испытывают ярко выраженное неприятие проводимой московским правительством политики централизации и охотно повторяют слухи, порочащие московских государей. Эти первоисточники слишком предвзяты и ненадежны. Притом сами факты — суд над святителем по наущению ряда высших иерархов Церкви, лишение его сана, ссылка и мученическая кончина — не подвергаются автором данных строк ни малейшему сомнению. Однако обвинение царя Иоанна Грозного в том, что все это совершилось по его прямому повелению, не имеет под собой никаких серьезных оснований. Для выявления истины необходимо непредвзятое и серьезное научное исследование. Более того, необходимо провести анализ мощей свт. Филиппа на содержание яда. Нисколько не удивлюсь, если яд будет обнаружен, и это будет тот же яд, которым отравили царя Иоанна Васильевича и почти всю царскую семью.

Кроме того, при ознакомлении с подробностями убийства неизбежно возникает вопрос: а для чего, собственно, Грозный приказал убить св. Конечно, если априори признать жестокость Иоанна, то других доказательств и не надо. Но на суде истории хотелось бы иметь улики повесомей. Древние в таких случаях спрашивали: кому выгодно? Имена недругов святителя хорошо известны и упоминались выше. Это новгородский архиепископ Пимен — второе лицо в заговоре 1569 г. Еще при поставлении святителя на митрополию в 1566 г. Иоанн же, напротив, гнева на нового митрополита не имел, даже когда тот просил его за опальных новгородцев или обличал недостатки правления. Царь еще более желал видеть на московской кафедре человека, знакомого ему с детства, прославленного честностью и святостью.

Для тщеславных и честолюбивых интриганов избрание Филиппа было равно катастрофе. Как указывает митрополит Иоанн Снычев в своей книге «Самодержавие духа», после раскрытия заговора Федорова-Челяднина 1567 г. Это убедило их, что новый заговор не будет иметь успеха, так как даже в случае ликвидации Грозного царя, изменникам придется столкнуться с митрополитом, стоящим на страже интересов Отечества. Поэтому они взяли курс на устранение св. Филиппа с кафедры. Сначала интриганы попытались вбить между святителем и царем клин клеветы. Орудием послужил царский духовник, который, как уже говорилось выше, «явно и тайно носил речи неподобные Иоанну на Филиппа». А Филиппу лгали на Иоанна. Но эта попытка не удалась, так как царь и митрополит еще в 1566 г.

Когда святого обвинили в политической неблагонадежности, Иоанн просто не поверил интриганам и потребовал фактических доказательств, которых у заговорщиков, естественно, не было. Автограф святителя Филиппа на приговоре Освященного собора об избрании его митрополитом и о его невмешательстве в дела опричнины. Тогда владыки новгородский, рязанский и суздальский заключили с высокопоставленными опричниками-аристократами союз против Филиппа. К делу подключились бояре Алексей и Федор Басмановы. Заговорщики сменили тактику. Для поисков компромата в Соловецкий монастырь направилась комиссия под руководством Пафнутия и опричника князя Темкин-Ростовского. Игумен монастыря Паисий, которому был обещан епископский сан за клевету на своего учителя, и девять монахов, подкупленные и запуганные, дали нужные показания.

Успенский и Преображенский соборы тоже возводили в его время. Так, Соловки стали крупным хозяйственным и культурным центром. Пока Филипп заботился о монастыре, над Первопрестольной сгущались тучи. В 1565 году Иван Грозный разделил все земли царства на две части — опричнина и земщина, а его личные «гвардейцы»-опричники выгрызали и выметали метлой измену, которую подозревал в своих подданных царь. Пойти против царя московский митрополит Афанасий не смог, но не мог и одобрить происходившее. Он оставил древний город и уехал в Чудов монастырь. Заменили его архиепископом Казанским Германом, однако и он оказался недостаточно сговорчивым. Церковью вновь некому стало управлять, и Иван Грозный решил призвать в Москву Филиппа. Соловецкому игумену царь предложил митрополичий сан. Тот долго отказывался — слишком уж незавидна была судьба Афанасия и Германа, да и мириться с опричниной Филипп не желал. Лишь уговоры монарха, бояр и других священнослужителей заставили его стать митрополитом Московским и всея Руси. Он дал слово не мешать политике Ивана и принял сан. Около полутора лет Филипп занимался делами церкви довольно благополучно. В то время опричники вели себя сравнительно спокойно, не устраивали массовых казней и погромов. Но зимой 1568 года Иван Грозный узнал о письмах короля Польши Сигизмунда и литовского гетмана Ходкевича — те призывали московских бояр перейти на их сторону шла Ливонская война. Царь решил искоренить измену. Опричники обрушились не только на князей и бояр, которых подозревали в предательстве, но и на простой люд. Тела жертв бессудных расправ лежали на улицах Москвы. Слово митрополита Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

Какие «доказательства» собрала комиссия — неизвестно, документы не сохранились. В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд. Митрополит Филипп не стал ждать его решения, он обратился к архиереям со словами: «Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю Тебе Богу — ред.

Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит». Затем отречение митрополита от власти было узаконено решением собора.

Бывшего митрополита посадили под арест в Богоявленский монастырь. Царь намеревался устроить ему самую страшную казнь — сжечь на костре. В народе, который очень любил митрополита, появилась даже легенда, что бесноватый царь отдал его на растерзание дикому медведю, однако свирепый зверь, как ласковый котёнок, стал тереться о его ноги.

На самом же деле по многочисленным челобитным духовенства смертельный приговор был заменён на пожизненное заключение. Царь лично проследил, чтобы его врага заковали в кандалы как убийцу и посадили под замок в маленькую келью в монастыре Николы Старого. Весь род Колычевых подвергся жестоким расправам.

Но и этого Ивану Грозному было мало: лично казнив любимого племянника святителя, царь отослалего голову Филиппу в келью. Святителя сослали в Отроч Успенский монастырь под Тверью — на вечное заточение. Однако Иван Грозный был не из тех, кто оставляет своих врагов в покое, а тем более прощает их.

Во время похода на мятежный Новгород царь подослал в монастырь к святителю своего подручного, одного из начальников опричного войска Малюту Скуратова — якобы для того, чтобы получить благословение бывшего митрополита. Оставшись со святителем Филиппом в келье один на один, Скуратов задушил его. Монахам же объяснил, что святитель скончался сам — от духоты в келье.

А имя Малюты Скуратова на самом деле его звали Григорий Скуратов-Бельский, прозвище он получил за маленький рост стало с тех пор нарицательным для всех жестоких палачей и злодеев. Уже после смерти Ивана Грозного, в 1591 году, по просьбе соловецких монахов мощи митрополита Филиппа были доставлены из Твери на Соловки и захоронены в Спасо-Преображенском соборе монастыря, игуменом которого когда-то был святитель. Деньги, полученные монастырём в результате хозяйственной деятельности, были использованы на строительство существующих и сейчас Успенского и Преображенскогособоров, двух- и трёхэтажных келий для братии взамен одноэтажных, монастырской больницы.

Соловецкий монастырь стал не просто одним из самых крупных и самых богатых монастырей Руси, но и деловым и культурным центром всего русского Северного Поморья. Это был период узаконенного государственного террора, первоначальная задача которого состояла в том, чтобы уничтожить любую, даже надуманную опасность власти Ивана IV Грозного. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикреплённые к седлу — символы того, что они грызут и выметают изменников царя.

Опричники фактически не подчинялись никакому закону: им была дана почти полная свобода пытать и казнить людей, отбирать их собственность. Опричников ненавидели все — и бояре, и простые люди. Закончилась опричнина бесславно.

В 1571 году на Москву напал крымский хан Давлет-Гирей. Привыкшие убивать и грабить мирных людей, развращённые безнаказанностью, большинство опричников отказались защищать родной город. И тогда, наконец, царь разогнал опричное войско.

В 1652 году царь Алексей Михайлович решил символически попросить прощения у митрополита Филиппа, перенеся его мощи в Москву.

Федотов отмечает, что в этот период «мы не слышим о казнях в Москве. Конечно, разрушительное учреждение продолжало действовать… но наверху, в непосредственной близости к царю отдыхали от крови».

Известно, что он подражал митрополиту Макарию , управляя не только Московской епархией, но всей Русской церковью. Он поставлял епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью, увещевал посланиями, но не имел права суда над ними, так как это была прерогатива церковного собора. Причиной послужили перехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву.

Начались массовые казни. Первым пострадал боярин Иван Челядин с семьёй, а затем по его изменническому делу погибли князья И. Куракин-Булгаков, Д.

Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щёнятев и Турунтай-Пронский. Филипп активно выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом.

Тогда, по словам Андрея Курбского , Филипп «начал первее молити благовременно, яко апостол великий рече, и безвременно належат и; потом претити страшным судом Христовым, заклинающе по данной ему от Бога епископской власти». Новгородский летописец сообщил об этом кратко: «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати опришнине». Иван вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением.

Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью: В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно!

В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским!

Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Боюся Господа единого!

Бояр и служилых людей митрополичьего двора подвергли пыткам с целью выбить показания о замыслах Филиппа против царя. На самого Филиппа, по свидетельству Н. Карамзина, царь не решился поднять руку по причине его всенародного почитания.

В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, переехав в один из московских монастырей. После крестного хода по стенам монастыря он остановился у Святых врат обители и должен был читать Евангелие. Оглянувшись, он увидел одного из опричников в тафье [23] , в то время как во время чтения Евангелия принято стоять с непокрытой головой.

Митрополит сделал царю замечание: «так ли подобает благочестивому агарянский закон держать?

Можно с большой уверенностью утверждать, что клириков Иван IV казнил лишь по очень серьезным преступлениям измена, покушение на жизнь Царя, колдовство. Но имени митрополита Филиппа в синодике нет. Если бы Иоанн был причастен к его убийству, он бы обязательно его включил.

Ведь если он записал там иноков, то неужели бы не записал бы митрополита. Стоит подчеркнуть, что сама история взаимоотношений Царя и митрополита не дает повода для подобной ненависти. Иван и Филипп были в детстве друзьями. Впоследствии Царь сам выбрал Филиппа, бывшего тогда Соловецким игуменом, и возвел в 1566 году его на кафедру московских святителей.

Так что глубинных оснований для непримиримой вражды у Государя не было. Также стоит отметить, что не только оснований, но и причин для такой ненависти не было. Обычно в качестве главной причины историки называют жесткую критику Филиппа в адрес Государя. Но критики как таковой не было.

За критику выдаются всевозможные интерпретации слов Филиппа, но сами слова не содержат никакой критики. Обычно говорят, что святитель Филипп выступил против опричнины и призывал восстать против нее пастырей. Но как пишет митрополит Иоанн, «если уж говорить о «строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены». Если исходить из версии критики как источника конфликта, то эта версия оказывается абсолютно несостоятельной.

Ведь, в сущности, критика - пустяковая провинность. Для сравнения: в деле о Новгородской измене главный ее зачинщик архиепископ Пимен, являвшийся организатором и вдохновителем заговора, был наказан только ссылкой. А из 300 человек, проходивших по следственному делу о Новгородской измене, после подробного расследования казнили только 120 или даже 116 , а 180-ти Царь объявил прощение и отпустил. Но проблема взаимоотношений все-таки возникла.

Но, если источником этой проблемы не были ни Государь, ни митрополит, возникает закономерный вопрос: так кто же был источником этой проблемы?

Первым пострадал боярин Иван Челядин с семьёй, а затем по его изменническому делу погибли князья И. Куракин-Булгаков, Д. Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щёнятев и Турунтай-Пронский.

Филипп активно выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Тогда, по словам Андрея Курбского , Филипп «начал первее молити благовременно, яко апостол великий рече, и безвременно належат и; потом претити страшным судом Христовым, заклинающе по данной ему от Бога епископской власти». Новгородский летописец сообщил об этом кратко: «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати опришнине».

Иван вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением. Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью: В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно!

В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой.

Как предстанешь на суд Его? Боюся Господа единого! Бояр и служилых людей митрополичьего двора подвергли пыткам с целью выбить показания о замыслах Филиппа против царя. На самого Филиппа, по свидетельству Н.

Карамзина, царь не решился поднять руку по причине его всенародного почитания. В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, переехав в один из московских монастырей. После крестного хода по стенам монастыря он остановился у Святых врат обители и должен был читать Евангелие. Оглянувшись, он увидел одного из опричников в тафье [23] , в то время как во время чтения Евангелия принято стоять с непокрытой головой.

Митрополит сделал царю замечание: «так ли подобает благочестивому агарянский закон держать? Иван разгневался на святителя, назвал его лжецом, мятежником, злодеем. В её состав вошли суздальский епископ Пафнутий, боярин Василий Тёмкин, архимандрит Андроникова монастыря Феодосий и дьяк Дмитрий Пивов. Неизвестно о чём свидетельствовали соловецкие монахи [6] , вероятно это были типичные для того времени обвинения в колдовстве [15] , а также проступки церковного характера в бытность его соловецким игуменом.

Я творю тебе угодное. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий