Новости что такое часы в богослужении в православии

Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов. молитва данного часа. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток.

Время и богослужение

Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с итальянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака, зафиксированного невматически. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Кремля 26. В древности благочестивые люди после захода солнца, то есть с наступлением ночи, ничего не вкушали.

Теперь этот обычай относится к 24 часам ночи. Но в монастырях Афона древнее часомерие сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Оно более соответствует структуре богослужения. Такое время реально даёт нам чувство сопричастности древним отцам, создателям православного богослужения.

Петел Естественным будильником русского человека, встававшего с восходом солнца, был петух. Кур на древнерусском языке означает петух 33. Пение петуха предшествовало наступлению утра. Говоря о евангельских птицах и зверях, один поэт пишет, как собравшиеся у райских дверей звери и птицы свидетельствовали о своих заслугах пред апостолом Петром, у которого ключи от дверей рая.

В нём слева изображён раскаивающийся апостол Пётр, в центре у костра сидят несколько греющихся людей, а справа на колонне — поющий петух, отвернувшийся от Апостола 38. В другом случае он повернулся к Апостолу и машет крыльями 39. Осмыслением покаяния апостола Петра является текст псалма: Слез моих не премолчи Пс 38:13 40. Пётр в отчаянии и слезах сидит на пригорке, подперев голову.

Можно добавить, что птица машет крыльями. Проиллюстрирован этот текст и в греческой Псалтири IX века: на миниатюре мы видим сокрушающегося Апостола, левый профиль в три четверти, а перед ним поющий петух 42. В Физиологе, памятнике раннехристианской литературы, наряду с упоминанием животных встречается назидательное осмысление свойств птиц, но о петухе в нём не говорится 43. Между тем имя этой домашней птицы дало именование особому чинопоследованию в православном богослужении.

Имеется в виду чин куроглашения; его появление связано с Афоном. В последующее время в связи с распространением Иерусалимского устава он вышел из употребления. В Кормчей книге XIII века говорится о смысле богослужения: Господь даровал намъ нощь на покои дневных трудов, в куроглашение же понеже благовествует с часъ пришествия дне на де я ние делъ света 46. Совершением этого чинопоследования начинался молитвенный день в монастыре и творилось оно на паперти храма.

Так соборне совершалась пространная редакция чинопоследования. Наряду с пространной редакцией, содержащей псалмы, была и более краткая, без псалмов, совершавшаяся келейно. Такая редакция чина куроглашения, как и современное утреннее правило, по всей видимости восходят к правилу еже даде агглъ Гднь великому Пахомию или правилу о двенадцати молитвах. Ныне такое измерение времени сохраняется в монастырях Афона, где оно называется византийским 48.

Известны слова псалма: Всякое дыхание да хвалит Господа Пс 150:6. В истории наиболее известно раскаяние апостола Петра во время утреннего пения этой птицы.

Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. Утреня Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером но может быть и утром, как раньше. Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день. Всенощное бдение Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день. Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день. Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. Девятый час соответствует нашему третьему часу пополудни, вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа. В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней. Литургия Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии: Литургия святителя Иоанна Златоустогосовершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста кроме Входа Господня в Иерусалим ; в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января праздник Обрезания Господня ; 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения. Литургия святителя Григория Двоеслова литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи 8 марта и Сорока мучеников Севастийских 22 марта , если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого. Повечерие Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления и малое в остальные дни. Полунощница Богослужение, совершаемое в полночь.

Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится. Как все выглядит на практике? Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная или вечерня с утреней и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений. Всего за сутки в церкви проходит девять служб, однако далеко не в каждом храме проходят все службы ежедневно. Кроме того, порядок и длительность может зависеть от конкретного дня недели, а также меняться во время праздников. Сегодня мы разберемся, из чего состоит и во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви. Основное церковное расписание Полный круг состоит из девяти служений.

Их количество варьируется в зависимости от конкретного дня, особенно в праздники. Традиционно вечерняя служба считается первой. Самым главным служением является Божественная Литургия. Во времена раннего христианства все службы проводились отдельно, но в наше время их объединили в три большие: вечернюю, утреннюю и дневную. Когда проводятся и сколько длятся литургии Церковь открывается ранним утром. Не существует строгих правил для всех христианских храмов, время открытия определяется священнослужителем в зависимости от пожеланий прихожан. Утренние и вечерние служения в большинстве храмов проводятся в православные праздники. Начало утренней Божественной Литургии обычно приходится на семь или восемь часов утра. Вечерня проводится в семь-восемь часов вечера.

В большие праздники также проводится ночная служба. Продолжительность служб также может различаться в разных церквях. Обычная длительность церковной службы в православном храме Длительность служения в будни составляет около двух часов времени, а по воскресеньям может продлиться до трех часов. По выходным и праздникам службы, проходящие вечером, объединяют в одну и проводят вместе — такая служба получила название Всенощное Бдение. В крупные православные праздники такая служба может идти в общей сложности до четырех часов. Разновидности по дням Литургии в православных храмах проводятся циклично. Существуют годичные, недельные и суточные циклы богослужений. Недельный круг богослужений является тематическим — в каждый из дней недели почитаются определенные святые и вспоминаются определенные каноничные события. Все дни недели в целом образуют собой недельный, или седмичный круг богослужения.

Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе — суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый — воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» Пс. В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную утреннюю. В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня а также из самой практики , на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста.

Например, осеннее время отмечается цветами листьев на циферблате, а зимнее — изображением снежинок. Различные виды часов в православной церкви В зависимости от службы, для которой они предназначены, часы могут иметь различный дизайн и функционал. Например, наиболее распространенными являются трехчасовые часы, которые используются во время утренних богослужений и показывают время до начала следующей молитвы.

Также есть специальные часы для вечернего богослужения, которые помогают священнослужителям соблюдать порядок в ходе службы. Какие еще функции выполняют часы в православном богослужении? Ориентир для верных при посещении храма; Памятник о Божьем времени; Символ борьбы со злом; Напоминание о необходимости соблюдения времени в жизни верующего. Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль часов в православном богослужении является важной и многогранной.

Литургия Преждеосвященных Даров, или для чего причащаться вечером

Например, утренний канон начинается в 6 утра по гражданскому времени, а каждая последующая молитва произносится через определенный промежуток времени — полчаса или час. Кроме того, часы используются как указатель на то, какое время года находится в данный момент. Например, осеннее время отмечается цветами листьев на циферблате, а зимнее — изображением снежинок. Различные виды часов в православной церкви В зависимости от службы, для которой они предназначены, часы могут иметь различный дизайн и функционал.

Например, наиболее распространенными являются трехчасовые часы, которые используются во время утренних богослужений и показывают время до начала следующей молитвы. Также есть специальные часы для вечернего богослужения, которые помогают священнослужителям соблюдать порядок в ходе службы. Какие еще функции выполняют часы в православном богослужении?

Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами. Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Служатся особым образом посреди храма с открытыми царскими вратами, с каждением на каждом часе. В случае, когда Навечерие Рождества или Богоявления попадает на субботу или воскресенье, Царские часы переносятся на день-два назад — на пятницу. По сравнению с обычными часами они имеют следующие особенности: в каждом из часов два псалма из трехпсалмия подобраны специальным образом и только один - обычный; после тропарей дня добавляются несколько стихир с припевами, прокимен, чтение паремии из Ветхого Завета, отрывка из Апостола и Евангелия.

Все часы читаются вместе один за другим, а после 9-го часа к ним добавляется последование «изобразительных», входящее, в данном случае, в чинопоследование Царских часов. Имеет особый праздничный вид, без псалмов и молитв, ислужится в период пасхальной Светлой седмицы, заменяя обычное последование любого из часов. Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1343; Популярные статьи: Века вооружений.

Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один? Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву.

Подобным же образом и ночью прочитывают 12 псалмов, а после псалмов садятся за рукоделие». Сейчас мы знаем два извода Часослова суточного богослужебного круга, как они дошли до нас в порядка 1100 рукописях под заглавием «Божественные псалтири с тропарями и молитвами дня и ночи» для личного использования. Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии гора Олимп в Студийский монастырь в Константинополе. Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон. Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже: 1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи теперь обязательным становится участие священника в богослужении , крестные ходы, гимны, антифонное пение.

Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования из книги «Антифонарий». Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования. Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди Х век , непереходящих праздников с Минеями изначально IX и позже в основном Х век и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих VIII век , Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава начало XI века — пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба. Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем.

Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения. Студийский синтез достигает Иерусалима и многие его элементы, особенно те, которые происходит из песенного чина, привносят, с одной стороны, обогащение богослужения и торжественность, а с другой стороны, погружение в богословие литургии, и становятся принятыми до той поры строгой, простой и лаконичной пустынной савваитской традицией. Эта последняя новосавваитская версия суточного богослужебного круга снова придет в Константинополь, а также в монастыри студийской традиции, что было вызвано бегством многих монахов из Палестины после захвата Иерусалима в 1009 году халифом Аль-Хакимом и разрушения храма Воскресения, а также последующих дальнейших несчастий Восточной Церкви, вызванных продвижением и поселением османов. Никон Маврорит 1025—1088 первым отмечает и записывает основные различия двух уставов одного и того же, подчеркнем, палестинского происхождения: савваитского и студийского. Падение Константинополя и переход его в руки латинян в 1204 году нанесет непоправимый удар по всем областям жизни Византийской империи. Новые неблагоприятные исторические условия в столице сделают невозможной применение песенного последования, тогда как одновременно они неизбежно приведут к увяданию монашеской жизни как в Студийском монастыре, так и в других монастырях в столичной области, а также в значительных монашеских центрах Малой Азии.

В то же время мы видим расцвет афонского монашества, которое, несмотря на изначальную зависимость от исключительно студийской традиции, с XIII века начинает постепенно принимать новосавваитский синтез. Лаврский исихастский дух Палестины в конце концов одержит вверх над городским общежительным студийским монашеством до такой степени, что новосавваитская богослужебная традиция будет вполне принята афонскими Типиконами XIV века, а полностью она возобладает в них в XV веке. Святой Симеон Солунский объясняет: «Другие прочие службы устава Великой Церкви… не совершаются ни в христолюбивом царском граде вследствие захвата его латинянами… и вследствие недостатка во множестве священников и певчих». Напротив, отмечает тот же писатель, распространение савваитского устава по всей Византийской империи обязано тому, «что с ним возможно совершать службу одному человеку, поскольку он составлен монахами, и часто служба без песен в общежительных монастырях совершается». Диатаксис патриарха Филофея быстро распространится по Афону и константинопольским епархиям. Южная Италия, последний оплот студийского влияния, примет новосавваитский устав двумя веками позже, когда папа своим распоряжением 1587 года повелит монастырю Сантиссимо-Сальваторе в Мессине заменить свой студийского устав савваитским. В России митрополит Алексий первым в 1365—1378 годах введет савваитский устав в основанный им Чудовский монастырь.

Этапом, разрезом, вехой в литургической жизни России будет произведение о богослужении подлинного исихаста, митрополита Киприана, ученика святого Филофея Коккина сначала на Афоне 1364—1373 , а потом в Константинополе 1373—1375. Митрополит Киприан ввел в Русскую Церковь в 1378—1401 годах савваитский устав как на приходах, так и в монастырях.

История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия.
Роль часов в православном богослужении 1. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу сырной седмицы (если эти дни не совпадут с праздником Сретения Господня или храмовым праздником).
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для.

Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем

Будем же учиться любить нашу главную в этом мире радость, будем вникать в её смысл, будем участвовать в ней. Вот уже два тысячелетия подходя на Божественной Литургии к Чаше, христиане свидетельствуют, что обещание — исполнено. Вечернее причащение Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров — это вечернее богослужение. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни. В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности, и тогда его связь с вечерней была ещё более очевидна. Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней.

Литургия совершается в разное время Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией о разнице между совершенным и аскетическим постом читайте в предыдущей публикации. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время её совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, т. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, т. Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию «нарушению поста» подходят уже после полудня.

Час совершения Литургии зависит от поста, предшествующего ей К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час её совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А так как Великим постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня день постный. В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец. В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня день постный. В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Годовой круг Богослужений Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам. Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения Пасха.

В древности первое водоосвящение совершалось для крещения оглашенных тех, кто прошел обряд оглашения и готовится принять крещение , а второе произошло от древней традиции иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и вспоминать Крещение Спасителя. Именно поэтому Богоявленский крестный ход в Православной церкви называется также крестным ходом на Иордан. Куликова, Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни, 2011 Итак, в 1922—1923 годах жизнь в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре шла своим чередом. Исправно совершались богослужения в храмах обители и, конечно, никаких «новшеств» и видоизменений в чинопоследования не вводилось.

Иноки служили строго согласно уставам и соблюдали все священные каноны. По желанию лаврских прихожан, по средам, в семь часов вечера, в Тихвинской церкви стали еще служить Акафист Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы при общенародном пении [233]. От всего сердца, часто со слезами, просили люди о заступлении и помощи Господа Иисуса Христа и Царицу Небесную. Это было время необыкновенно трудное для обители и верных ее прихожан. Филимонов, Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, 2010 Помимо воздержания в пище и питии во время поста полагается усиленная молитва с поклонами. Обратившись к Студийскому уставу, увидим, что ежедневно положены 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрене — 80.

В русских уставных статьях говорилось и о том, что количество поклонов может увеличиваться и до 300—400 ежедневно. Здесь же можно найти описания того, как необходимо совершать данный обряд. К примеру, поклоны могут быть большие и средние. Большие — это поклоны головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс. Последние также имели название «поясные», и полагалось их совершать лишь по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Тогда уставом предписывалось некоторое послабление в пище.

Следует отметить роль поклонов в обрядах верующих. Так, поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного христианина. Маариф Серзума, Исцеление постами, 2013 В славянском переводе, в начале книги, пред первым поучением сказано: «Чтутся оглашения по отпусте утрени, на конце перваго часа, по еже рещи молитву: Христе Свете истинный. Таже глаголется тропарь святаго: Православия Наставниче. Таже: Взбранной Воеводе, и отпуст. Начинаются же честися от 15 Ноемврия, иже есть первый день святыя четыредесятницы Христова Рождества».

Студит, Огласительные поучения и завещание, -1 Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенною чистотою и святостью; вся обстановка ее жизни возбуждала глубокое благоговение к Богу. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром до 9 часов , в полдень около 12 часов дня и после полудня около 9 часов вечера. Таково было обыкновение всех благочестивых людей того времени и обязательное для пребывающих во храме. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукодельем. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесною пищею: каждый день они посещали Ее и беседовали с Нею. Ее пребывание внутри храма было освящено Духом Святым.

Снессорева, Богородица. Небесная Заступница России, 1892 19. Читающий псалмы и суточное последование, то есть вечерню, утреню и часы, должен заблаговременно приготовиться и приискать тропари и кондаки дня, чтоб во время чтения в церкви не ошибаться, не производить остановки в молитвословии приискиванием тропарей и кондаков. Чтец должен стоять прямо, иметь руки опущенными, читать и не спешно, и непротяжно, произносить слова отчетливо, внятно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей21.

Желание преподать предстоящим свои чувствования есть знак самомненья и гордости. Святитель Игнатий Брянчанинов , Приношение современному монашеству, 1886 19. Чтец должен стоять прямо, иметь руки опущенными, читать и неспешно, и непротяжно, произносить слова отчетливо, внятно. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей[21]. Святитель Игнатий Брянчанинов , Собрание творений. Том V.

Приношение современному монашеству, 1886 Архимандрит Леонид в своей книге о старце Макарии описывает распорядок дня, какой был у старца в скиту: на утреннее правило вставал по звону монастырского колокола, то есть в 2 часа.

Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге. Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания. Дни их празднования относятся к годовым неподвижный и подвижный и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви. Имеет целью приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении таинства евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с точки зрения Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы. Во время анафоры согласно воззрениям христиан происходит чудо преложения пресуществления , хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа см. Чин др.

Чины или чинопоследования чаще всего излагаются в таких... Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф тропарей данной песни. Тексты ирмосов гимнографические в основном, парафразы Священного Писания. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Начинается с 1 августа по 14 августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. Как песнопение в богослужебном обиходе — тропарь вечерни в составе воскресного всенощного бдения, поётся четвёртым гласом. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» например, Литургия часов.

Молитва верных лат. Oratio fidelium , Всеобщая молитва лат. Oratio universalis — в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа веры Credo и перед офферторием. В византийских литургиях Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных даров первой и второй молитвами верных называются фиксированные тайные молитвы епископа или пресвитера, открывающие последование литургии... На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей строф и считается самым длинным каноном из существующих.

Упоминания в литературе продолжение Божественная литургия, за которой совершается Таинство причащения, служится только утром, до 12 часов дня. Но зато ежедневно: и в выходные дни, и в праздники. Приходить на богослужение нужно до начала службы. Она начинается обычно в 9 или в 10 утра в разных храмах по-разному. Пархоменко, Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросы, 2009 На утрени Великой субботы, во время пения «Святый Боже…», Плащаница выносится из храма и в присутствии священников и верующих обносится вокруг храма в память о сошествии Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью. В этот день литургия объединяется с вечерней и начинается позднее, чем обычно.

После чтения 15 паремий в которых собраны наиболее важные ветхозаветные пророчества о спасении человечества через Воскресение Христово на клиросе слышно продолжительное пение «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные убранство престола и одежды священников сменяются на светлые так же, как и во всем храме. Это — отражение тех новозаветных событий, когда жены-мироносицы утром увидели возле Гроба Господнего ангела в светлых одеждах и услышали от него радостную весть о Воскресении Христа. После пения диакон в светлой одежде выходит на середину храма и перед Плащаницей объявляет всем присутствующим о Воскресении Христа. После окончания Литургии Василия Великого происходит благословение хлебов и вина для верующих. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полуночи. В двенадцатом часу ночи начинается ночное богослужение, на котором поется канон Великой субботы. В конце его священники молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она находится до праздника Вознесения в память о сорокодневном нахождении Иисуса Христа на земле после его воскрешения [27].

Верещагина, Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси, 2009 Будничная утреня продолжалась четыре часа, полиелейная — более пяти часов, обедня — два-три часа, вечерня — полтора-два часа, вечернее правило — около часа. Кроме того, в Пантелеимоновском монастыре, хотя не в главной церкви, в продолжение седмицы бывали всенощные бдения, которые начинались в 9 часов вечера и продолжались до 4—5 часов утра. В воскресные и праздничные дни и в дни великих святых всегда совершались бдения. Эти бдения были более торжественны, продолжались не менее 10—12 и иногда даже и 15 часов. Например, в память святого великомученика и целителя Пантелеимона бдение продолжалось с 5 вечера до 8 часов утра. Маевский, Афон и его судьба, 2009 Отмечается этот праздник точно так же, как Рождество Христово. Накануне совершаются Царские часы, литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим повечерием.

Альтернатива молитвослову: часослов

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий. Богослужение вечерни рассказывает нам о переходе от Ветхого Завета к Новому, поэтому в начале службы поются псалмы и читаются книги древнего Писания, которые завершаются песнопениями с новозаветной тематикой. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. Недельный круг богослужения в православной церкви. ЧАСЫ (в богослужении) ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ)»).

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ

молитва данного часа. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней. Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Богослужение Православной Церкви глубочайшим, действительно органическим образом связано с временем. На эту связь указывают сами наименования служб: вечерня, утреня, часы, полунощница. Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ

Часы — это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения.

Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты.

На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились. Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности.

Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам.

Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства.

Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии.

После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты.

При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия — даже вода для разведения пигментов — освящались специальными молитвами.

Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики. Краски икон — символика цветов и оттенков Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа.

Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения. Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства. Вот некоторые из них: Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой.

Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок — и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки.

Кроме того, синий считался цветом Богоматери, и чаще всего её изображали в ризах именно этого оттенка. В пурпурные и алые тона чаще всего окрашивали грозные, устрашающие сцены — пожар, грозу, сошествие в ад. Иногда их использовали и для того, чтобы показать неотвратимость Божьего Суда, Его беспристрастность и справедливость.

Пример этого можно увидеть на знаменитых новгородских иконах, где показан Страшный Суд — там пурпурные херувимы соединены в единую огненную преграду, вздымающуюся над фигурами апостолов. Популярные товары Белый — отражение Божественного сияния. В белых одеждах можно увидеть праведников, ангелов и младенцев.

Благодаря этому событию изображение поющей птицы встречается в православной иконографии. Крик петуха получил литургическое осмысление как призыв к молитве, с которой начинается новый день христианина 50. История часов с древнейших времён до наших дней. Мурьянов М. История книжной культуры России. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. Пословицы русского народа. Косой, дневной, ночной час.

История колоколов и колокололитейное искусство. Из века в век. Звонят колокола. История часов с древнейших времён. Описание путешествия в Московию. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. Троицкая летопись. Реконструкция текста. По данным средневековой книжной культуры.

Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. Время и его измерение. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени кремлёвские Фроловские ворота стали называться Спасскими. Жизнь России под звон колоколов. Традиция начинать день в полночь восходит к древнему Риму Бикерман Э. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия в 4-х выпусках.

Итальянский аполог XII в. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Страницы истории новгородской живописи.

Вечерняя служба — значение Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия — превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь.

Евхаристия совершается утром, на главной службе — Божественной литургии. Для чего же нам необходимо вечернее богослужение? Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное общественное , освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному.

А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии.

Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня. Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса! Основные песнопения вечернего богослужения Ныне отпущаеши Песнь праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Господи, воззвах Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.

Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Сподоби, Господи Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам.

Все о богослужении

Богослужение вечерни рассказывает нам о переходе от Ветхого Завета к Новому, поэтому в начале службы поются псалмы и читаются книги древнего Писания, которые завершаются песнопениями с новозаветной тематикой. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Новости. Богослужение.

Все о богослужении

Такое время реально даёт нам чувство сопричастности древним отцам, создателям православного богослужения. Петел Естественным будильником русского человека, встававшего с восходом солнца, был петух. Кур на древнерусском языке означает петух 33. Пение петуха предшествовало наступлению утра. Говоря о евангельских птицах и зверях, один поэт пишет, как собравшиеся у райских дверей звери и птицы свидетельствовали о своих заслугах пред апостолом Петром, у которого ключи от дверей рая. В нём слева изображён раскаивающийся апостол Пётр, в центре у костра сидят несколько греющихся людей, а справа на колонне — поющий петух, отвернувшийся от Апостола 38.

В другом случае он повернулся к Апостолу и машет крыльями 39. Осмыслением покаяния апостола Петра является текст псалма: Слез моих не премолчи Пс 38:13 40. Пётр в отчаянии и слезах сидит на пригорке, подперев голову. Можно добавить, что птица машет крыльями. Проиллюстрирован этот текст и в греческой Псалтири IX века: на миниатюре мы видим сокрушающегося Апостола, левый профиль в три четверти, а перед ним поющий петух 42.

В Физиологе, памятнике раннехристианской литературы, наряду с упоминанием животных встречается назидательное осмысление свойств птиц, но о петухе в нём не говорится 43. Между тем имя этой домашней птицы дало именование особому чинопоследованию в православном богослужении. Имеется в виду чин куроглашения; его появление связано с Афоном. В последующее время в связи с распространением Иерусалимского устава он вышел из употребления. В Кормчей книге XIII века говорится о смысле богослужения: Господь даровал намъ нощь на покои дневных трудов, в куроглашение же понеже благовествует с часъ пришествия дне на де я ние делъ света 46.

Совершением этого чинопоследования начинался молитвенный день в монастыре и творилось оно на паперти храма. Так соборне совершалась пространная редакция чинопоследования. Наряду с пространной редакцией, содержащей псалмы, была и более краткая, без псалмов, совершавшаяся келейно. Такая редакция чина куроглашения, как и современное утреннее правило, по всей видимости восходят к правилу еже даде агглъ Гднь великому Пахомию или правилу о двенадцати молитвах. Ныне такое измерение времени сохраняется в монастырях Афона, где оно называется византийским 48.

Известны слова псалма: Всякое дыхание да хвалит Господа Пс 150:6. В истории наиболее известно раскаяние апостола Петра во время утреннего пения этой птицы. Благодаря этому событию изображение поющей птицы встречается в православной иконографии. Крик петуха получил литургическое осмысление как призыв к молитве, с которой начинается новый день христианина 50. История часов с древнейших времён до наших дней.

Мурьянов М. История книжной культуры России. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. Пословицы русского народа.

Утром услыши голос мой молитву мою , Царь Мой и Бог Мой. В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Тропарь 3-го часа. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас.

Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе. Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов», то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи. Тропарь 6-го часа. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас.

В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно совершенный в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас. Девятый час воспоминает смерть Господа.

Постепенно иконопись развивалась, возникли канонические требования к образам. Это произошло уже в эпоху существования Византии — одной из величайших мировых держав, чей расцвет пришёлся на V-Х века. В иконах, написанных византийскими мастерами, можно проследить синтез, смешение культуры Востока и Запада. Это неудивительно, ведь это государство вобрало в себя все ценности, обычаи и ритуалы Древней Греции и Египта, Палестины и Закавказья, Сирии и Ирана. Христианство на Руси, даже в ту пору, когда оно только зарождалось, уже имело некоторые специфические особенности, отличающие веру древних славян. Как известно, в каждой религии должен быть некий материальный объект, символ, который служил бы для верующих как напоминание, прообраз духовной сути. Для язычников такими объектами были изваяния божеств в их пантеонах, для христиан им стала икона.

Поэтому, хотя иконы на Руси и похожи на византийские образцы, всё же мастера старались внести в них и национальный колорит. Благодаря ассимиляции творческого наследия Византии мастера Киевской Руси отличались чрезвычайно развитым умением иконописи, необычным для Средних веков. Образа, написанные украинскими мастерами, сразу видны по их теплоте, искренности, обращённости к жизни и личности святого. Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку. Искусство иконописи Создание образов божественных ликов — это анонимное искусство подписывать свои имена на иконах запрещено , а многие нюансы изображения жёстко обусловлены каноном. Поэтому к мастерам, занимающихся созданием образов, выдвигались особые требования. Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим. Ярче всего это видно в образах XV столетия.

Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились. Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам.

Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства. Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты.

При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом.

Все тексты, все молитвы, все гимны, псалмы — это рассказ о Боге. Это соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог. Неслучайно 103-й псалом, с которого начинается служба, это хваление: «Благослови, душе моя, Господа». Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение — и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей. По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир. Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными. Разобраться в тонкостях Устава можно с помощью интернета и специальной литературы, но отец Алексей советует искать прежде всего живых наставников: «Мне больше нравится, когда объясняет человек, у которого в глазах вдохновение.

Книжек много, но, по моему опыту, часто люди не воспринимают прочитанное как некую цельность. Лучше всего когда есть учитель, проповедник или какие-то приходские беседы о богослужении». Как стать полноценным участником богослужения? Следить за текстом и благодарить Бога «Еще один источник вдохновения на всенощном бдении — его тексты, — отмечает отец Алексей Власов. Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни». Вечерня и утреня — это богослужения благодарения и своего рода благословение времени, напоминает священник. Уклад жизни традиционных обществ подразумевал утренний выход на работу и возвращение с работы вечером, это сопровождалось молитвой. Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве — и домашней, и храмовой. Но чтобы в полной мере насладиться текстами всенощного бдения, их надо понять, что удается далеко не всегда — читать могут неразборчиво, обороты церковнославянского языка могут быть не ясны и так далее.

Надо всегда опровергать такие взгляды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий