Новости пергамент бумага береста

Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы.

Церы и писала - что это такое?

  • Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге | Лесной комплекс
  • ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА
  • Самый дорогой материал для важных трудов и летописей
  • Пергамент береста
  • Наша рассылка
  • Понятие и значение слова пергамент: объяснение

Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге

Пергамент и береста. Бумага. Так, в некоторых регионах, согласно комментариям подписчиков телеграм-канала «Лесной комплекс», цена пачки белой офисной бумаги SvetoCopy (500 листов) достигла отметки в 1100 рублей и выше. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. Пергаментная бумага. Растительный пергамент. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.

Пергамент береста - фотоподборка

Состаренный лист бумаги. 25. Фактура бересты. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. 1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага. От бересты до бумаги в России. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева.

Характеристики пергамента

  • История бумажной отрасли в России
  • История создания бумаги презентация
  • Содержание
  • История материалов, используемых веками: папирус, пергамент и береста

О пергаменте и бересте

Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Береста и пергамент как замена бумаге. Ранжирование носителей по рассматриваемому параметру выстраивает их в следующей последовательности: каменная стела, глиняная табличка, пергамент, экран, бумага/картон, папирус, береста, восковая табличка.

Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса

История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов. Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. Пергаментная бумага. Растительный пергамент.

Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир

Плюс коллекция картин, которую он собирал всю жизнь, а наследники тут же продали за 170 тысяч фунтов. Все это так, Джозеф Гилло несомненно принадлежал к категории людей, которых называют self-made man. Но есть нюанс: Джозеф Гилло женился на сестре Джона Митчелла. Так что все авторские права на его изобретения были прежде всего сугубо семейным делом. У Джозайи Мейсона была другая ситуация. Он тоже пытался самостоятельно наладить выпуск перьев собственной конструкции в Бирмингеме, но поначалу неудачно. В 1825 году в окне книжного магазина он увидел ручку с пером производства компании Джемса Перри, которая была создана в 1824 году и за год хорошо, как сказали бы сейчас, раскрутилась. Мейсон купил ручку, внимательно рассмотрел перо и сделал несколько перьев, которые, как он считал, были лучше перрианских, а главное, дешевле в производстве. Эти перья он отправил по почти Джемсу Перри с сопроводительным письмом, а спустя короткое время, придя в свою мастерскую, увидел там поджидавшего его мистера Перри.

Перо Мейсона с более широким плечом имело центральное отверстие, которое не только собирало дополнительное количество чернил из чернильницы, но, главное, повышало гибкость зубцов конца пера и прочность всей конструкции, препятствуя облому зубца при сильном нажатии пера на бумагу. Перри перенес центральное отверстие ближе к переднему концу пера, чем у Мейсона, и в 1830 запатентовал свое перо. В 1831 году патент на перо аналогичной конструкции получил Джозеф Гилло. К этому времени Перри накопил целую пачку патентов на свои перья, принципиально не отличавшиеся друг от друга. Сейчас это называется «двойным патентованием», то есть признания нескольких исключительных прав на один и тот же результат интеллектуальной деятельности, и в разных станах сейчас это либо запрещено, либо вызовет серьезные юридические проблемы для обладателей «двойных патентов», но в те годы бирмингемским производителя канцелярских перьев многое было позволено. Перья Джозайи Мейсона выводил на рынок компанию Джемса Перри, и на первом этапе Мейсона это устраивало. Его собственная компания, по сути основной производитель «перрианских» перьев, довольно долго оставалась в тени, но его состояние росло, и он тоже закончил свои дни весьма состоятельным человеком. А Перри как прирожденный торговец в 1830 году напечатал большим тиражом брошюру с гравюрами своих перьев, которая начиналась так: «Еще полгода назад общественность мало что слышала о ручках со стальными перьями.

А сейчас мало какой другой предмет можно так часто увидеть в руках представителей всех классов нашего общества. Столь быструю метаморфозу можно четко проследить от первых объявлений о патентованных ручках Перри в различных периодических изданиях около шести месяцев назад до нынешнего всеобщего спроса, который возник на перрианские ручки во всех частях империи». Таким образом, в силу описанных выше причин не было патентных войн, которые следовало ожидать при столь плотной концентрации компаний-производителей перьев в одном месте. Подробно история рождения, юности и зрелости «вечного пера» описана в книге Генри Боура Henry Bore The story of the invention of steel pens 1890 года. Она доступна в интернете на английском языке, и, пожалуй, одна из самых объективных по данному вопросу, во всяком случае каждый тезис в ней подтверждается документами эпохи. Спустя век, когда для пера с чернильницей наступили тяжелые времена, основные производители стальных перьев в 1830-60 годы — компании Перри, Митчелла, а чуть позже Гилло и Мейсона, конкурировавшие на рынке в «золотой век» перьевой ручки, слились под крышей British Pens Co. Но это была уже агония «вечного пера». В Германии и Франции промышленное производство стальных перьев для письма началось в 1840-е годы, то есть примерно на десять лет позже, чем в Англии.

В нашей стране и того позже, хотя, разумеется, импортными перьями начали писать еще в николаевские времена, но массовым явлением это стало только в 1860- годы.

Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными. Описание, значимость Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX - концом XIV веков.

В основном, береста использовалась для частной переписки и черновиков, в то время как для официальных документов и книг использовался более долговечный материал - пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле.

Сделав это открытие, Цай Лунь приготовил простейшие орудия, при помощи которых сырье разбивается на волокна и превращается в слой тонкого войлока. Для этого он увеличил размеры обычной каменной кухонной ступки, а круглому ситу придал форму прямоугольника. Именно этот способ изготовления бумаги из доступного сырья стал широко распространяться в Китае. А также готовую бумагу, произведенную данным способом, активно экспортировали в другие страны. Технология изготовления бумаги была объявлена китайским правительством государственной тайной, всех разгласивших ожидало суровое наказание. Но, тем не менее, удержать в секрете способ производства такого востребованного в мире продукта удавалось недолго: китайские мастера разъезжались по миру в поисках работы и увозили знания с собой, пленные воины также меняли «секрет бумаги» на свою свободу. Далее бумагу начали производить в Корее и Японии.

Японские мастера научились искусно производить бумагу из шелковицы. До сих пор такая бумага ручного отлива, особенно декоративная, удерживает мировое первенство по качеству и разнообразию видов и сортов. Время начала производства бумаги в арабском мире достоверно неизвестно, но уже в первой половине V в. По одной версии, наняв китайских мастеров, или же получив технологию от военнопленных китайцев-бумажников. Во второй половине VIII в. Самарканде, который входил тогда в состав арабского государства.

Опера Прокофьева «Война и мир» — это всего четыре диска. А ведь там к словам ещё и музыку добавили! По сравнению с тоннами глиняных табличек — просто гигантский прогресс, согласитесь. Фото- и киноплёнка 1850—1950-е годы Фотоплёнка и киноплёнка — носители визуальной информации, которые хранят в себе «микрооттиски». Плёнка состоит из нескольких слоев, один из которых светочувствительный. Впервые фотоплёнки появились в конце XIX века, в кинокамерах их стали массово использовать в начале XX века. Оба носителя выпускают до сих пор, пусть и не в таких объёмах, как раньше. Чёрно-белая киноплёнка Фото: Wikimedia Commons Интересно применение фотопленки для архивации печатных материалов — микрофиши. Наверняка вы не раз видели в фильмах, как главные герои в поисках информации отправляются в библиотеку и на больших машинах листают старые газеты. Данные, которые выводят на экран, — это копии, записанные в формате микрофиши. На одну микрофишу размером 7,5 на 12 см могло уместиться до 130 страниц книжного текста. До массового распространения компьютеров такая архивация позволяла существенно освободить полки от бумаги. Кстати, именно киноплёнка позволила советским детям изобрести один из главных школьных лайфхаков: зачем целое лето на чтение «Войны и мира» тратить, если можно за семь часов кино Бондарчука посмотреть, все четыре серии? Устройство для чтения микрофиш в библиотеке Фото: Wikimedia Commons Магнитная лента и ленточные накопители 1930—1990-е годы Магнитнитную ленту изобрели в Германии в 1927 году — первоначально на тонкую бумагу наносили напыление порошком оксида железа. В 1932 году компания AEG представила первое коммерческое устройство для чтения и записи — Magnetophon К1. Технология совершенствовалась — в 1950-х на магнитную ленту стали записывать видео, а в 1970-х появился простой и надёжный формат VHS, который популяризировал видеокассеты как основной носитель для фильмов и телепередач. Параллельно с этим компакт-лента завоёвывала аудиорынок, вытесняя винил. Кассета QIC-80, способная хранить 80 мегабайт данных Фото: Wikimedia Commons Использовать магнитную ленту как хранилище данных в компьютерах стали в 1951 году — первые ленточные накопители могли хранить не более нескольких килобайт данных. К 1970-м появился стандарт 9-дорожной ленты, который мог вместить до 140 мегабайт, а в 1990-х — технология записи DLT с потрясающей ёмкостью в 800 гигабайт. И ещё место останется! Ленточные накопители были надёжными, быстрыми, потребляли минимум энергии, но скорость доступа к произвольным участкам была медленной — ленту нужно было отматывать к определённому месту. В современном мире ленточные накопители никуда не делись. Такие базы данных дешевле и энергоэффективней дисковых. Библиотеки могут хранить тысячи магнитных лент по несколько гигабайт каждая — по запросу робот быстро находит и производит чтение-запись с ленты. Ленточная библиотека StorageTek Powderhorn для резервного копирования данных Фото: Wikimedia Commons Гибкий диск 1960-е — 1990-е Гибкий диск флоппи-диск — это круглый пластиковый носитель с магнитным покрытием, заключённый в пластиковый контейнер. Для чтения нужен специальный дисковод. Дискеты стали массово использовать в начале 1970-х в компьютерах IBM, но сейчас их считают устаревшими носителями. Но память о них осталась в софтовых иконках сохранения данных: многие из них отрисованы как флоппи-диск. Технологий записи было несколько. В ранних версиях использовали FM-кодирование — оно записывало два тактных сигнала на один бит данных. Усовершенствованная технология MFM объединила два такта в один сигнал, что увеличило плотность записи в два раза. Затем в конце 1970-х появилась M2FM с дополнительными тактами. Дискеты 3,5 дюймов и флоппи-дисковод для их чтения Фото: Wikimedia Commons У дискет существовало несколько форм-факторов: 8, 5,25 и 3,5 дюймов в диаметре. Последние назывались микрофлоппи-дисками и были распространены в конце 1980-х и начале 1990-х. Объём был небольшой — от 1,44 до 2,88 мегабайта то есть чуть меньше половины «Войны и мира» , но этого вполне хватало, чтобы хранить документы, софт, видеоигры и даже операционные системы. Объёмы файлов росли, а использование десятка флоппи-дисков было неудобным. Последняя попытка улучшить гибкий диск — SuperDisc в конце XX века — не увенчалась успехом: он мог вместить до 140 мегабайт данных, но проиграл «войну форматов» компакт-дискам, DVD и онлайн-дистрибуции. Современные носители информации Перфокарты, ленточные накопители и гибкие диски в какой-то момент перестали соответствовать возросшим требованиям. Компьютерам нужны были более быстрые и компактные способы чтения и записи.

О книжном «строении»

Вспомнив правила обращения с книгами, мальчишки и девчонки нарисовали рисунки к понравившимся сказкам. Такие занятия воспитывают бережное отношение к книгам, уважение к людям, создающих их, развивают творческие способности и воображение.

В городе Пергам, который находился на территории нынешней Турции, был создан центр пергаментного производства. Сам процесс изготовления пергамента требовал особой техники и сложных манипуляций с животными шкурами. Пергамент делали из кожи различных животных, таких как коровы, овцы или козы. Прежде всего, кожу снимали с трупов животных, затем она переносилась в специальный раствор, содержащий известковую пасту. После этого процесса кожу глажили и высушивали, что позволяло ей стать белой и гладкой.

Пергамент был очень прочным и долговечным материалом, что позволяло использовать его для создания документов, книг и манускриптов. Благодаря этому, многие древние тексты и произведения искусства дошли до наших дней. В средние века пергамент использовался почти везде: в канцеляриях, архивах, монастырях и учебных заведениях. Он был настолько востребован, что к средним векам в Европе примерно треть использованных для письма животных были забиты именно ради изготовления пергамента. Тем не менее, в конце 14 века пергамент начал вытеснять бумага, которую было гораздо дешевле производить. Бумага была не такой прочной, но ее легче было получить и использовать для больших тиражей книг. Пергамент пережил ряд изменений, переживая риски вымирания, но в наше время его всё ещё используют для создания некоторых ценных документов, видеобразцов изделий из кожи и художественных работ.

История бересты Первые упоминания о бересте относятся к IX веку, когда древние славяне начали использовать ее для создания письменных форм. В то время береста считалась одним из самых доступных материалов для записей и хранила важную информацию о тогдашней жизни и культуре. В медиевальной Руси берестяные свитки служили основным носителем текстовой информации.

Писали на пергаменте перьями, которые макали в чернила. Их, как правило, делали из сажи или так называемых чернильных орешков — личинок насекомых орехотворок. Рисунки в таких книгах были красного, золотого, синего и зеленого цвета. Пергамент был очень дорогим, поэтому его использовали только для важных государственных указов, религиозных трудов и летописей.

Рукопись состоит из 294 листов размером 35 на 30 сантиметров. Для ее изготовления потребовалось 175 шкур телят. Чтобы он лучше крепился, на дощечки наносили специальные насечки. А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия. Обычно церы были небольшого размера. Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия. Писали на таких дощечках с помощью стилосов или писал — палочек с закругленным концом.

Вспомнив правила обращения с книгами, мальчишки и девчонки нарисовали рисунки к понравившимся сказкам. Такие занятия воспитывают бережное отношение к книгам, уважение к людям, создающих их, развивают творческие способности и воображение.

История бумажной отрасли в России

Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу.
Эволюция материалов для письма Береста бумага.
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее.
Берестяные грамоты клипарт (46 фото) прототипы бумаги.

Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства

Береста бумага. Береста и пергамент как замена бумаге. Новости ЦМиРАД. это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78].

Носители информации: их виды, история и будущее

Зато это обычная для бытовой орфографии замена буквы О. Но все ли так просто? Мог ли быть в каких-то графических системах Ъ своего рода «буквой Ё»? И тут существенно, что название этой буквы — еръ — после соответствующего фонетического процесса должно было замениться на ёр.

Именно так эта историческая буква называется в современном белорусском хотя в самом белорусском алфавите ее теперь нет ; название «ior» прямо указано в «Грамматыке словенской» Ивана Ужевича Париж, 1643 , который, возможно, был белорусом. Так что вполне логично было употреблять в этой функции, пока не было буквы Ё, букву, которая называлась ёр. Но это остается лишь гипотезой.

Для того чтобы ее проверить, нужны новые источники. Его имя сохранил еще и пергаменный новгородский документ XV века, запись о том, что Иван Обакунов купил у Юрия Каргуева много земельных участков. Итак, наш Демьян Яковлевич был «профессиональным свидетелем», видимо пользовавшимся высокой репутацией.

Историки долго ломали голову, кто такие «скотники и помужники», и даже предполагали, что «скотники» — это описка вместо сотники, ведь в наше время скотник — это кто-то , кто ходит за скотиной, а не правит государством и распоряжается имуществом. Но в древнерусском языке, как известно, слово скотъ прекрасно означало именно «деньги, богатство» в том числе и под влиянием заимствования из скандинавского — тот же корень, что в немецком Schatz. И наша берестяная грамота прекрасно показывает, что сочетание «скотники и помужники» — реальность.

В следующей строке читается и слово скотника, механическая описка вместо скотникамъ а что писцы время от времени пропускают слоги, нас уже не должно удивлять. Именно ко всимъ помужьникамъ и ко всимъ скотникамъ обращено это послание.

Например, в сохранившемся молитвеннике Х века учёные обнаружили несколько слоёв записей, сделанных вдоль и поперёк, стёртых и зачищенных. Сейчас с помощью рентгена документ почти расшифрован, и в нём обнаружился древнейший трактат самого Архимеда! В странах Юго-Восточной Азии тоже перепробовали много способов сохранения текстов. Например, их выжигали на узких бамбуковых пластинах и скрепляли шнурами в «бамбуковые книги». Но такие книги занимали много места, а шнуры перетирались. Писали на шёлке, но он был слишком дорог. Использовали и более дешёвый носитель — листья пальм, которые сшивали затем в «книгу».

Кстати, бумажный лист современной книги называется так в память о своём пальмовом прототипе. Наконец, китайский император Лю Чжао, неудовлетворённый ни одним способом записи текстов, приказал найти им достойную замену. Чиновники крепко озаботились, и один из них — Цай Лунь — придумал-таки ту самую бумагу, способ производства которой со времени её изобретения в 105 году н. По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы. Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины. Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков.

Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков. Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры. Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях.

Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок.

Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см, а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой-стилусом, который был заостренным с одной стороны, а другой имел форму лопатки и мог стирать надпись. Восковые таблички и стилус Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две диптих или три триптих штуки или по нескольку штук кожаным ремешком полиптих и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней например, с записями французских королей. Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. Кстати, выражение «с чистого листа» — «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново. Папирус как прототип бумаги Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Папирус очищали, разрезали, делили на полосы, после чего отправляли сушиться, а после сушки лист шлифовался.

Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги. Свиток папируса В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Древнем Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

Чиновники крепко озаботились, и один из них — Цай Лунь — придумал-таки ту самую бумагу, способ производства которой со времени её изобретения в 105 году н.

По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы. Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины. Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения.

И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков. Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры. Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом.

Много таких грамот найдено в новгородских землях. Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок. Своя бумага появилась на Руси к концу XVI века. В 1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…» На стендах музея можно увидеть самые разные растения, из которых делают бумагу — от сахарного тростника до болотной тины. Да-да, в 1920—1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей. К сожалению, такого образца музею найти не удалось. Один из залов выставки «Многоли-кая бумага» рассказывает о проблемах переработки бумаги.

Дело в том, что бумажное производство наносит вред окружающей среде. Во-первых, потому, что основным сырьём для бумаги служит древесина, а во-вторых, в технологии её производства используется много химических веществ, которые вместе с водой попадают в почву и водоёмы. Безвредной может считаться лишь бумага ручного производства, например рисовая, конопляная, японская васи или локта, изготовляемая в странах Юго-Восточной Азии. Целый зал выставки представляет бумагу как предмет творчества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий