Новости островский пьеса гроза

Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. «Гроза» была задумана Островским во время путешествия по Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода в почтовой карете вместе с актером Провом Садовским. «Гроза» (Лектор: Дмитрий Бак) на YouTube «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского.

После «Грозы»

Пожаловаться Драму Александра Островского «Гроза» Иван Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». В преддверии 200-летия со дня рождения драматурга мы поговорили об этой пьесе с заместителем заведующего Домом-музеем А. Островского, филиалом Бахрушинского музея, Мариной Федоровой и старшим научным сотрудником дома-музея Полиной Соколинской: www.

Открытие истины буквально опасно для жизни. Мне кажется, все великие писатели и поэты ощущают, что это сравнимые величины. Прикосновение к Богу — что я имею в виду — это когда человек резко прозревает и начинает всеми органами чувств ощущать истину. Даже не правду, не голость факта, а истину — глубокую, высокую пронизывающую весть, какое-то понимание. Это очень опасно. Это опасно и в житейском смысле, потому что носители истины тоже долго не живут. Ведь вокруг человеческое племя живет не по законам истины, а по каким-то своим житейским правилам. У них свой станок, танец привычных житейских заблуждений, житейских обманов, некое прокрустово ложе жизни.

Мы говорили, когда делали этот спектакль, что у жителей города Калинова должен быть свой станок как набор движений. Не классический балетный станок, а собрание каких-то кривоватых телодвижений жизни, которым все должны быть обучены: как кланяться, как руку пожимать, какую позу принимать, как садиться, как ходить, как общаться — это же станок. И тот, кто выбивается, подвергается большим испытаниям на прочность. Либо тебя этот станок подчинит, либо ты погибнешь.

Другими словами, художественное, эстетическое, национальное в произведениях Островского для Апполона Григорьева было важнее социального. Воспевая, например, «небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами…», Григорьев восклицает: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!

В том же году появляется еще одна примечательная критическая статья о «Грозе» [9]. Ее автор, известный писатель и крупнейший исследователь старообрядчества П. Мельников-Печерский, соглашаясь с «замечательным во многих отношениях разбором» Добролюбова, все же «лучом света в темном царстве» считает не Катерину, а «прекрасного» Кулигина. С ним связал свои надежды писатель, ему посвятил развернутый эпизод в своей статье. А вот блестящий полемист Д. Писарев, хотя и с опозданием, выступил с решительными возражениями Н.

В своей статье «Мотивы русской драмы» [10], появившейся в 1864 году, он назвал «Луч света» «ошибкою со стороны Добролюбова». Главный его аргумент: «…ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского». Разбирая личность Катерины, оценивая ее поступки, Писарев подчеркивает ее глубокую эмоциональность, даже экзальтированность: «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством…» Одну из самых глубоких и оригинальных статей о «Грозе» [11] написал старший брат Ф. Достоевского, писатель, журналист М. Он тоже увидел главную причину трагедии не в «жестоких нравах» провинциального Калинова, не в «домашнем деспотизме», а только в психологических, личностных особенностях главной героини, она — «жертва собственной чистоты и своих верований». И делает вывод: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства.

Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния». Такова, в самых общих чертах, суть полемики, развернувшейся вокруг «Грозы» в первые годы ее бытования. Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило, верными хранителями и защитниками добролюбовского истолкования «Грозы» [4, c. С различными интерпретациями драмы, различными оценками ее героев широкая публика смогла познакомиться только в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В целом, после «Грозы» появился огромный, неиссякаемый до сих пор, поток критической литературы — рецензии, статьи и отзывы о самой знаменитой, хрестоматийной драме Островского столь многочисленны, что их изучение можно было бы отнести к отдельному направлению в литературоведении и театральной критике. Пушкина: 1.

Добролюбов Н.

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь? Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит.

Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете. Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе; у тебя жена молодая.

Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю. Да для чего же мне менять-с?

7 секретов «Грозы»

Краткое содержание: «Гроза» Островского 3 июня в 18.30 в рамках фестиваля русской культуры «ПушкинФЕСТ» в музее Е.А. Боратынского состоится публичная просветительская лекция «Погасшая свеча» в пьесе «Гроза» А.Н. Островского» Александра Ужанкова, крупнейшего российского литературоведа, профессора.
А где луч света? В Омской драме прогремела "Гроза" - Свободное время На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге.

Главные герои

  • «Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
  • Почему «Гроза»?
  • Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
  • «Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
  • А где луч света? В Омской драме прогремела "Гроза" - Свободное время
  • В Омской драме версия "Грозы" Островского от Зальцман

История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского

Искушение" Театр очень изменился. И в лучшую сторону! Посмотрите "Грозу", очень рекомендую. Науменко просто чудо! Искушение" Добрый день! Места где надо обязательно побывать! Атмосфера просто феерическая. Я ходил на Гроза, Искушение. Был зачарован в течение всего спектакля. Любовь Константинова сыграла гениально!

В целом все артисты играли замечательно. Здание театра наполнено каким-то мистическим духом. Организация на хорошем уровне. Есть буфет, можно выпить брют или более крепкие напитки. Туалеты чистые. Сам театр чистый. Искушение" В театре новый режиссер, посмотрела мистический спектакль "Гроза.

И тем более Писарев не считает Катерину «лучом света». Со свойственным ему скепсисом критик ёмко описывает поведение героини и суть пьесы: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой». Цензор Гончаров Лестный отзыв можно найти в короткой статье Ивана Гончарова, который ко времени премьеры служил цензором.

Писатель замечает: «Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам». Гончаров обращает отдельное внимание на язык действующих лиц — «художественно верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие». Григорьев рассматривает пьесу как произведение народного поэта. Об Островском он пишет так: «Островский прежде всего драматург: ведь он создает свои типы не для г.

Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была.

Между прочим, Михаил Михайлович считает, что само по себе самоубийство Катерины в описанных обстоятельствах вовсе не было неизбежным, это у Островского сознательный драматургический прием, намеренное усиление конфликта. Оно нужно только для завершения впечатления», — полагает он. И поясняет: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления». На мой взгляд, ничем иным здесь кончиться не могло. Внутренний конфликт Катерины лишь разрастается, депрессия ее усиливается, а Кабаниха в этот ее душевный костер щедро подкидывает дровишек. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало.

Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! И для нее это не просто пустые слова, не фигура речи. Она плохо ориентируется в реальности, ей и в голову не приходит, что вообще-то сделать с ней такое никто не имеет права. Она каждый день ждет казни. Не фигуральной казни, не казни в каком-то символическом смысле, а вполне реальной, физической. Она получила установку «в омут, да поскорее». Она считает себя недостойной жить. И ей никто не приходит на помощь. Даже сочувствия никто не проявляет.

Результат очевиден. Но тут возникает вопрос: а как же ее вера? Она же христианка, она знает, что самоубийство — самый страшный грех. И тем не менее... Михаил Михайлович на это отвечает: «Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям? Конечно, противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины». И далее поясняет: «Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера». Именно ее слабость, по мысли Михаила Достоевского, и стала причиной самоубийства: «Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние».

Катерина вся соткана из противоречий. Да, она сильно отличается от обывательской массы, она человек высоких порывов, сильнейших эмоций потому-то Добролюбов и считал ее лучом света. Она способна на громкий поступок, выходящий за рамки дозволенного ее окружением. Но вместе с тем она неспособна самостоятельно решать свои проблемы, она до последнего момента надеется, что кто-то могучий придет и все разрулит. Здесь гремучая смесь силы и слабости, воли и безволия, ужаса от совершаемого греха и наслаждения им. Она страдает — и упивается своими страданиями, она и надеется на помощь, и отказывает себе в праве к чьей-либо помощи прибегать. Ничего не напоминает? Да это же Настасья Филипповна из «Идиота»! А еще — Катерина Ивановна из «Преступления и наказания».

Получается, что старший Достоевский подробнейше исследовал тот психологический тип, который младший годы спустя воплотит в своей прозе напомню, статья Михаила Михайловича написана в 1860 году, «Преступление и наказание» начато в 1865 году, «Идиот» начал публиковаться в 1867-м. И можно предположить, что поскольку братья были очень дружны, постоянно общались, то Федор Михайлович с огромной вероятностью читал статью Михаила Михайловича. Вполне возможно, этот разбор Катерины из драмы Островского как-то повлиял на последующее творчество Федора Михайловича и подтолкнул к созданию женских образов — с огромным эмоциональным размахом, сладострастных, не способных сделать шаг от раскаяния к покаянию. Конечно, это лишь гипотеза. Да, непроверяемая, но и не безумная. В чем польза? Ведь эта драма написана более полутора столетий назад, и той социальной среды, к которой принадлежат ее герои, давно уже нет. Отдельный, кстати, вопрос — о необходимости «Грозы» именно в школьной программе. Понятно, зачем ее включали туда в советское время: обличить темное царство, намекнуть, что даже такие лучи света, как Катерина, в нем обречены, а потому общество должно быть переустроено на иных началах.

Но со времени распада Советского Союза прошло более тридцати лет. И все же произведение, кульминация которого связана с катастрофическим, в том числе и с духовной точки зрения, поступком запутавшейся в проблемах героини, остается в списке книг для изучения. Точно ли нельзя найти у Островского иное произведение, которое бы познакомило современных школьников с этим действительно важным для истории русской литературы автором? Да и нравственный посыл «Грозы», думается, совершенно банален. Конечно, нехорошо тиранить ближних своих, плюс к тому же среда может стереть в порошок добрых и светлых людей. А то мы этого не знаем! Словом, если воспринимать «Грозу» как бытописательство или социальный памфлет, от нее немного толку. Однако на драму Островского можно взглянуть с других позиций, и тогда оказывается, что драма эта духовная, что это на самом деле про всех нас, что в этом смысле наш XXI век ничем не отличается от XIX века. Я начал эту статью с того, что герои «Грозы» показались мне детьми.

Теперь понимаю почему. Дети ведь тоже во власти своих эмоций, дети наивны, дети не думают о последствиях своих поступков, дети не умеют себя контролировать. Но детям это свойственно в силу возраста, у них еще не сформировались ни четкие убеждения, ни интеллектуальные навыки, ни знания, ни жизненный опыт. Их незрелость, скажем так, доброкачественная. А у героев «Грозы», увы, злокачественная. Высшие проявления духа у них заблокированы страстями которые, между прочим, начинают развиваться еще с детства. То есть внешнее сходство с детьми имеется, но перед нами не дети, а взрослые инвалиды. Духовные инвалиды. Но если мы, современные люди, посмотрим на себя честно, то увидим, что это и про нас тоже.

Мы ничуть не меньше подвержены страстям, чем герои Островского. Да и страсти у нас те же самые, просто внешние формы их проявления соответствуют нашей эпохе.

Книги серии «Читаем по школьной программе» адресованы учащимся средней и старшей школы. Все произведения русской и зарубежной классики, которые необходимо изучить согласно обновлённому государственному образовательному стандарту, найдутся среди толстых красных корешков! Серия «Читаем по школьной программе» — это продолжение книжных серий «Читаем до школы» и «Книги для внеклассного чтения». Красные корешки — гарантия отличных оценок по литературе!

"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" - «Новости Театра»

"Грозу" Островского. Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением. «Семья — это маленькое государство»: 160 лет драме Островского «Гроза».

О премьере в Русском драматическом театре Стерлитамака

Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза». Премьеру постановки – саунд-драмы «Гроза» по одноимённой пьесе Александра Островского – подготовил Иркутский областной театр-студия «Театр Пилигримов». Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. В Сети появился трейлер фильма «Гроза» от скандального режиссёра Григория Константинопольского с Любовью Аксёновой, Иваном Макаревичем и Викторией Толстогановой в главных ролях.

Илья Клишин выяснил, что Катерина — не луч света в темном царстве

  • Закольцованный сюжет
  • Камерная «Гроза». В Омской драме состоялась премьера по Островскому
  • "Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" - МК
  • Островский Александр Николаевич: Гроза. Пьесы
  • История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского

Островский А. Н. «Гроза»

Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить.

ГРОЗА. ИСКУШЕНИЕ

На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Гроза это одна из самых запоминающихся пьес Островского, хотя у Островского очень много пьес, и запоминается она тем что погружает в сложности социальных отношений XIX века, персонаж который больше всего появляется в пьесе это, Катерина жена Кабанова. Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». 1. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий