Новости кгб когда появилось

Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ). В 1980 году по предложению КГБ на атомных электростанциях СССР были введены должности офицеров безопасности. КГБ. Архив Перестройки. Разделы Коллекции.

Почему чекисты не отмечают день создания КГБ

В 1958 году КГБ возглавил советский комсомольский, партийный и государственный деятель полковник Александр Шелепин. Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. Ты наверняка слышал жуткие истории о жутких кгбшниках, которые ночью приходили в квартиры граждан СССР, а наутро те исчезали навсегда. Правда это или вымысел.

Что такое КГБ — расшифровка, определение, назначение, функции и роль КГБ в истории

Преступники были задержаны и приговорены к высшей мере наказания. В целом системная работа по борьбе с терроризмом уже начала выстраиваться в КГБ после теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В 1974 году была сформирована легендарная группа "А" 7-го Управления КГБ для проведения контртеррористических операций. Важным достижением работы чекистов под руководством Андропова стала борьба с коррупцией в органах власти и партийных структурах. В конце 1960 - 1970-х годах были проведены две крупные операции в Азербайджанской и Грузинской ССР, по результатам которых арестовали сотни партийных функционеров. Показательно, что пришедшая к власти команда реформаторов во главе с Горбачевым, несмотря на провозглашение открытости и гласности, сохранила запрет на оперативную разработку представителей партийной элиты. ЦК КПСС не реагировал даже на информацию контрразведки о приобретении иностранными спецслужбами "агентов влияния" в союзных органах власти. История Комитета госбезопасности закончилась 3 декабря 1991 года, когда президент СССР Михаил Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности".

После еще нескольких лет преобразований в апреле 1995 года была создана ФСБ России, которая не только взяла лучшие наработки от КГБ, но и в чем-то уже превзошла его.

Однако, хотите — верьте, хотите, нет — это именно те моменты, которые наиболее часто интересуют сегодня людей, особенно тех, для кого аббревиатура «КГБ» - уже исключительно история, и те, относительно которых наиболее часто вспыхивают самые горячие дискуссии. Итак, начнем. Почему Комитет, а не Министерство? Ну, тут, собственно говоря, все совсем просто. Ответ, по сути, заключается в двух словах: «тень Берии». В 1954 году Никита Хрущев и стая его подельников главной своей задачей видели максимальное разрушение сталинского наследия во всех областях жизни Советского государства. Напомним — отдельная структура, в чью компетенцию входили исключительно вопросы государственной безопасности, в СССР уже создавалась — в 1941 году в виде сперва Народного комиссариата, а затем и с 1946 года Министерства государственной безопасности.

Однако, буквально в день смерти Сталина все вернулось на круги своя — советские спецслужбы снова были слиты в единое Министерство внутренних дел, во главе которого опять встал Лаврентий Павлович Берия. Что я думаю по поводу бредятины насчет «плана Берии по захвату власти», уже написано в статье, посвященной смерти Сталина. На самом деле, государственный переворот планировался и был вполне, увы, успешно осуществлен вовсе другими лицами, и жертвой его стал не только глава спецслужб Советского Союза, но и сами спецслужбы. От полной деградации милицию спас только приход Щелокова... Впрочем, это совершенно отдельная тема. Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная.

Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС».

Сегодня — слово председателю Комитета государственной безопасности Валерию Вакульчику. Такая относительная закрытость ведомства — это ваша принципиальная позиция? Естественно, что основным способом решения этих вопросов является конспиративная работа, которая не терпит публичности. Кроме того, моя личная позиция заключается в том, что о себе надо заявлять делами. Ведь из каких сегментов складывается образ сотрудника спецслужб? Честь, долг, преданность Родине, интеллект и, безусловно, скромность. Поэтому пиар — это не для нас. Самые серьезные результаты, достижения, если хотите, подвиги сотрудников белорусской спецслужбы не подразумевают огласки. Даже в наградных документах, в представлениях к боевым орденам и медалям в мирное время, которые и без того имеют гриф «Секретно», не полностью излагается суть совершенных сотрудником действий. О них не знают не только родные и близкие, но даже большинство коллег лишь догадываются, что конкретно совершил тот или иной офицер на своем участке службы.

Человек мог совершить настоящий подвиг, но не имеет права ни с кем поделиться известием о заслуженной награде. В связи с этим, я думаю, было бы некорректным предавать огласке менее значимые наши достижения, когда гораздо более весомые заслуги остаются в тени. Вместе с тем КГБ стремится по всем уголовным делам, имеющим широкий общественный резонанс, предоставлять информацию. Будь то защита экономических интересов государства, борьба с коррупцией, противодействие терроризму и экстремизму или вопросы контрразведывательной деятельности. Но и в этих случаях нам приходится учитывать специфику деятельности спецслужбы, тем более что по закону вся исчерпывающая информация может предоставляться лишь после решения суда. Расскажите, как эволюционировал Комитет госбезопасности за годы независимости Беларуси? Мы тоже взвешиваем, с чем пришли к нашему столетию. И я в первую очередь хочу подчеркнуть, что Комитет госбезопасности сумел сохранить все самое ценное, эффективное и значимое, что наработано в годы, предшествующие независимости Беларуси. Мировые войны, революционные потрясения, локальные конфликты стали тогда серьезными испытаниями для органов госбезопасности. За прошедшие десятилетия сменилось много поколений наших соотечественников, посвятивших себя обеспечению безопасности страны.

Не раз менялись название и структура органов, но на всех этапах деятельности они оставались важным государственным институтом, верой и правдой служившим Родине. И сегодня у нас созданы свои, национальные школы разведки и контрразведки, обеспечения экономической безопасности и борьбы с коррупцией, причем с применением методов спецслужбы, как того и требует Президент. У нас появилась своя школа правительственной связи. И время показало эффективность работы практически по всем направлениям. Нашу разведку и контрразведку хорошо знают и высоко оценивают профессионалы из других стран, одним из свидетельств этого является стремительное развитие сотрудничества с иностранными спецслужбами. К примеру, только за последние 5 лет количество зарубежных партнеров Комитета выросло в 2,5 раза и сегодня мы продуктивно сотрудничаем с 46 иностранными спецслужбами. И это не только наши традиционные партнеры из стран СНГ. Достигнутый уровень партнерства позволяет успешно развивать взаимодействие по целому ряду направлений, прежде всего в сфере противодействия терроризму. Информация КГБ способствовала предотвращению отдельных действий террористического характера на территории стран-партнеров. Приведу следующие цифры: на территории Беларуси в 2014—2017 годах выявлено 59 иностранных боевиков-террористов.

Из них 23 находились в международном розыске. Также на этом направлении у нас эффективно развивается антитеррористическое подразделение — группа «А». Эксперты относят ее к мировой элите спецподразделений, куда входят команды быстрого реагирования США, Израиля, России, Великобритании, Германии и других государств, имеющих опыт применения подобных сил. Красноречивым подтверждением уровня подготовки наших бойцов служат награды и призовые места, которые они неоднократно завоевывали во время соревнований, проводимых силовыми ведомствами государств-участников ОДКБ и международными организациями. В нем участвуют представители армий и спецслужб Китая, большинства стран Европы, других государств. В 2014 г. Какие изменения она претерпела за последние годы? И ее развитие, разумеется, не стоит на месте. За прошедшее время созданы отечественные образцы средств связи в защищенном исполнении. Как было раньше, еще четыре года назад?

Мы закупали это оборудование за рубежом, что несло отрицательный экономический эффект: стоит такая аппаратура достаточно дорого. Сейчас же у нас производится вся линейка оборудования — от современных телефонных аппаратов до цифровых пультов правительственной связи. И самое главное — у нас появилась национальная шифровальная аппаратура, позволяющая комплексно решать задачи по обеспечению безопасности информации. А это является, кроме чисто технического достижения, одним из элементов суверенитета страны. Все эти проекты по разработке, созданию и производству шифровальной техники осуществляются исключительно силами отечественных предприятий, являются продуктом нашей научно-технической школы. Кстати, сейчас завершаются испытания белорусского смартфона с криптомодулем, который обеспечивает гарантированную стойкость переговоров. По сути дела, комплекс этих мероприятий позволил стране войти в весьма ограниченное число мировых держав, обладающих суверенитетом в области криптографической защиты информации. Кстати, учебные пособия для них — тоже отнюдь не иностранные: в рамках государственной программы при активном участии сотрудников Комитета разработаны учебные методические комплексы по специальным дисциплинам прикладной криптографии. Так что есть своя школа — будем ее совершенствовать. Уже сформирована своя профессиональная школа подготовки сотрудников спецслужбы, основанная на многолетних традициях.

Ее ключевым элементом является Институт национальной безопасности. Это единственное в стране многопрофильное учреждение высшего образования, обеспечивающее подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой сфере. Институт является не только правопреемником легендарных Высших курсов КГБ СССР в Минске, но и продолжателем славных традиций «чекистской кузницы кадров», заложенных сразу после войны при создании учебного заведения 27 декабря 1946 года.

Девятое подразделение охраняло личную безопасность членов правительства, высшей партийной верхушки. Оперативно-технический отдел. В годы НТР техника постоянно развивалась, поэтому безопасность государства могла быть надежно защищена только при хорошей технической оснащенности соответствующих органов.

В задачи пятнадцатого управления входила защита государственных зданий и стратегически важных объектов. Шестнадцатое подразделение занималось электронной разведкой. Создано было уже в последний период существования СССР в связи с развитием компьютерных технологий. Отдел по строительству для нужд Министерства обороны. На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского. С 22 декабря по март г.

ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул. С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Петерс, 22 августа 1918 г. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК. С августа 1918 года ВЧК именовалась Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Были созданы областные губернские чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии, железнодорожные отделы ЧК и т.

Органы ВЧК осуществляли Красный террор. В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности! Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам» Задачи ВОЗ «В интересах народа» «Главная загадка советской эпохи — это то, как при высочайшей эффективности работы КГБ смог произойти развал Советского Союза. А также — как были допущены так называемые бархатные революции в странах Варшавского договора. Некоторые эксперты сегодня утверждают, что это было связано с социально-экономическим кризисом. Но опускают при этом тот факт, что не менее жестоким кризисом в 1980-е годы были охвачены и страны Запада.

Возможно, по мере раскрытия документов 1970—1990-х годов мы всё-таки поймём, что произошло на самом деле», — предположил Александр Колпакиди. С его точки зрения, то, что на сегодняшний день известно о распаде Советского Союза, — лишь «надводная часть огромного айсберга». Александр Колпакиди отметил, что в целом Комитет государственной безопасности был структурой, «действовавшей в интересах народа и набиравшейся из народа». Одной из первых такой акций была ликвидация украинского националиста Степана Бандеры. Между тем первая акция, организованная двумя годами ранее против капитана советской разведки Николая Хохлова, провалилась. После разоблачительного выступления разведчика в западной прессе его попытались отравить при помощи радиоактивных элементов, однако тот выжил и даже был реабилитирован решением российского президента Бориса Ельцина.

Это сделали для того, чтобы усовершенствовать разведывательную деятельность и оперативную работу органов. Абакумов Народный комиссариат государственной безопасности отвечал за шпионские операции за пределами Советского Союза и соответственно ликвидировал иностранных агентов, которые пытались завладеть секретной информацией внутри государства. Также велась борьба с террористами и подрывниками. В обязанности НКГБ входило защищать от покушений советских политических деятелей и правительство. Народный комиссариат внутренних дел отвечал за государственную безопасность. Разрабатывал ракеты для полета в космос.

Министерством госбезопасности руководил Виктор Семенович Абакумов. В июле 1941 года был упразднен, но в апреле 1943 года вновь создан.

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности СССР

И хотя в основе идеи создания структуры предусматривался совершенно иной расклад сил, КГБ стал самой влиятельной спецслужбой Советского Союза. После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял около трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

Обычно репрессировали крестьян, которые не хотели отдавать свое имущество коллективному хозяйству. Вскоре Ежова отстранили от должности из-за того, что он планировал переворот в государстве. Вместо него назначили Лаврентия Павловича Берия. Это сделали для того, чтобы усовершенствовать разведывательную деятельность и оперативную работу органов. Абакумов Народный комиссариат государственной безопасности отвечал за шпионские операции за пределами Советского Союза и соответственно ликвидировал иностранных агентов, которые пытались завладеть секретной информацией внутри государства. Также велась борьба с террористами и подрывниками. В обязанности НКГБ входило защищать от покушений советских политических деятелей и правительство. Народный комиссариат внутренних дел отвечал за государственную безопасность. Министерством госбезопасности руководил Виктор Семенович Абакумов. Комитет государственной безопасности Данный комитет был создан в результате разделения на спецслужбы Министерства госбезопасности. Также в обязанности входило рассекречивание агентов, которые пытались получить информацию закрытого доступа. Комитет вел борьбу с бандитами, правонарушителями и противниками Советского правительства. За диссидентами следили, а потом проводили с ними профилактические беседы и заставляли выезжать из страны. Значок КГБ Многих выселяли за пределы столицы за продвижение не коммунистической идеологии, измене родины. Были случаи, когда гражданам запрещали покидать страну.

Штат ИНО первоначально составлял 70 человек. В качестве основных задач были определены борьба с организациями антисоветской эмиграции, выявление "интервенционистских планов" враждебных стран, противодействие иностранному шпионажу, получение технических новинок из-за заграницы и др. Помимо резидентур, действовавших под легальным прикрытием дипломатическим, журналистским и др. В его составе было образовано два подразделения: закордонная разведка и внешняя контрразведка. К концу 1940 года общая численность ее сотрудников достигла 695 человек из них 235 - центрального аппарата. В системе КИ действовали восемь управлений: Англо-американское, Европейское, Ближнего и Дальнего Востока, нелегальной разведки, научно-технической разведки, шифровальное и управление советников в странах народной демократии.

При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой. А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули... Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США. На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято. Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы. В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати. В обращении к нации 22 октября Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады с целью «остановить процесс размещения балистических ракет на Кубе». Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал педалировать этот инцидент, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером. Как известно, 28 октября Н. Хрущев впервые признал факт наличия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США. Но при этом США конфиденциально обязались демонтировать свои «Юпитеры» в Турции и отказаться от их размещения в Италии и Японии, а также гарантировали неприкосновенность «Острову Свободы». Тогда же США согласились на открытие советской военной базы в Лурдасе на Кубе, являвшейся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированной в 2002 году. При этом подчеркнем, что принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963г. Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой «горячей линии» телефонной связи между руководителями двух мировых держав. А с другой стороны, — к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии. Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г. На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире. Всего по октябрь 1962г. После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились. Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н. А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности. Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно.

Комитет государственной безопасности РСФСР преобразован в Агентство федеральной безопасности

Более 8600 сотрудников КГБ появились в Telegram боте Вока Змагара @facement_bot. Однако звучали свидетельства о постоянных контактах председателя КГБ и неофициального лидера ГКЧП Владимира Крючкова с обоими президентами. Так появился КГБ СССР.

С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ

Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР или коротко - КГБ. КГБ был выведен из состава министерства и переподчинён напрямую ЦК КПСС и Политбюро. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР (КГБ СССР), главный орган политич. разведки, контрразведки и политич. розыска, на который возлагалось обеспечение безопасности сов. государства. Иван Александрович Серов Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел. 5-е управление КГБ появилось только спустя 13 лет с момента создания комитета – в 1967 году.

С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ

Историк Павел Корешков, который стал гостем подкаста «53 новостей», рассказал, как создавался КГБ и кто стоял у истоков создания этой легендарной советской спецслужбы. КГБ и НЛО. В ноябре 1969 года, почти через 60 лет после падения Тунгусского метеорита, появилось сообщение еще об одном падении неопознанного объекта на территории Союза. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников. Комитет государственной безопасности (КГБ), который просуществовал до 1991 года. Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ).

Комитет государственной безопасности РСФСР преобразован в Агентство федеральной безопасности

В Латвии собираются обнародовать картотеки с данными секретных агентов КГБ. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников. Президент РФ подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР.

КГБ против МВД. История первой войны силовиков

Определение понятия КГБ — что это Аббревиатура расшифровывается как «Комитет государственной безопасности». Этот орган функционировал на территории всех республик СССР с 1954 по 1991 годы. Если посмотреть на перечень, приведенный в предыдущем абзаце, то можно увидеть, что период деятельности этой организации был самым долгим в новейшей истории России. Причиной стала необходимость предотвращения массовых саботажей противников советской власти. Молодое государство стремилось себя защитить, уничтожив врагов сначала внутри своих территориальных границ. И только в 1920 году было создано подразделение ВЧК для защиты государственной безопасности со стороны иностранных противников. Оно называлось «Иностранный отдел».

С этого момента борьба стала вестись в двух направлениях — внутри государства и за пределами его границ. Основные функции организации оставались неизменными с 1917 года и по наши дни.

В этом едином министерстве МВД объединились все советские органы, ведавшие разведкой, службой безопасности и исправительными учреждениями, а также пограничные и внутренние войска и сопутствующие им службы и учреждения. На всех ключевых постах МВД Берия расставил своих людей, намереваясь в будущем руководить страной. Однако 26 июня 1953 Берия со своими ближайшими помощниками был арестован. Созданное им МВД просуществовало только один год.

Серовым, работавшим до этого с Н. Хрущевым на Украине При Серове структура Комитета постепенно модифицировалась и наконец оформилась в том виде, в каком КГБ просуществовал до декабря 1991. Серовское КГБ состояло из главных управлений внешней разведки и внутренней контрразведки, военной контрразведки, наружного наблюдения, шифровальной и дешифровальной службы, управления охраны руководителей партии и правительства, пограничных войск, отдела правительственной связи и разных вспомогательных служб и подразделений. В 1967 для борьбы с диссидентами было создано пятое управление КГБ; в 1981 было развернуто четвертое управление для контрразведки на транспорте, а в 1982 — шестое управление для ведения контрразведывательной работы в промышленности. Самые сложные задачи пришлось решать Комитету государственной безопасности в 1956, после выступления Хрущева на 20 съезде КПСС с секретным докладом о сталинских преступлениях. Коммунистические власти в Польше и Венгрии выступили против своих лидеров, которые поддерживались Сталиным.

В Венгрии дело дошло до открытого восстания, и Серов взял на себя руководство его подавлением. Перед ним была поставлена задача ускорить десталинизацию и искоренить «нарушения социалистической законности». Впоследствии Хрущеву пришлось пожалеть об этих назначениях, потому что и Шелепин, и Семичастный присоединились к оппозиции, сместившей его в октябре 1964. Вскоре завершил свою карьеру и Серов. В марте 1963 он был снят с поста начальника ГРУ в связи с делом американского шпиона полковника О. Пеньковского, который передавал советские военные секреты английской и американской разведывательным службам.

Полученная от него информация использовалась американским президентом Дж. Кеннеди при ведении переговоров с советским лидером во время Карибского кризиса. Последние годы пребывания Семичастного на посту председателя КГБ прошли в условиях нарастающей волны диссидентства. Он возглавлял КГБ пятнадцать лет и создал пятое управление для борьбы с инакомыслящими. Неудачей обернулось советское вторжение 1979 в Афганистан, а в Польше в 1981 пришлось вводить военное положение, чтобы противостоять движению «Солидарность».

По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии. Практически сразу же после своего образования КГБ подвергся крупной структурной реорганизации и сокращению численности сотрудников в связи с начавшимся после смерти Сталина процессом десталинизации общества и государства.

В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников. Под руководством Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества.

Между тем первая акция, организованная двумя годами ранее против капитана советской разведки Николая Хохлова, провалилась. После разоблачительного выступления разведчика в западной прессе его попытались отравить при помощи радиоактивных элементов, однако тот выжил и даже был реабилитирован решением российского президента Бориса Ельцина. Это сделали для того, чтобы усовершенствовать разведывательную деятельность и оперативную работу органов. Абакумов Народный комиссариат государственной безопасности отвечал за шпионские операции за пределами Советского Союза и соответственно ликвидировал иностранных агентов, которые пытались завладеть секретной информацией внутри государства. Также велась борьба с террористами и подрывниками. В обязанности НКГБ входило защищать от покушений советских политических деятелей и правительство. Народный комиссариат внутренних дел отвечал за государственную безопасность.

Разрабатывал ракеты для полета в космос. Министерством госбезопасности руководил Виктор Семенович Абакумов. В июле 1941 года был упразднен, но в апреле 1943 года вновь создан. Комитет государственной безопасности Данный комитет был создан в результате разделения на спецслужбы Министерства госбезопасности. Также в обязанности входило рассекречивание агентов, которые пытались получить информацию закрытого доступа. Комитет вел борьбу с бандитами, правонарушителями и противниками Советского правительства. За диссидентами следили, а потом проводили с ними профилактические беседы и заставляли выезжать из страны. Значок КГБ Многих выселяли за пределы столицы за продвижение не коммунистической идеологии, измене родины. Были случаи, когда гражданам запрещали покидать страну.

Также людей помещали в психиатрические больницы, привлекали к уголовной ответственности. Под присмотром были писатели, художники и остальные представители искусства и науки. Руководителем спецслужбы являлся Иван Александрович Серов. После этого начала существовать Федеральная служба разведки. Профессор Ямада Юдзи говорит, что они были не супергероями, обладавшими сверхчеловеческими способностями, а специалистами выживания — точнее, людьми, которые упорными тренировками выработали способность выжить. Таковы были, как показывают исследования, настоящие ниндзя. Он говорит: «Сейчас мир стал слишком удобным, и люди, возможно, вообще разучатся что-то делать. Я думаю, что нынешним изнеженным людям стоит поучиться у ниндзя, как через усердные тренировки выработать умение справляться с любыми критическими ситуациями и сохранить жизнь». Глазов прошел первый тур Муниципального этапа Республиканской спартакиады «Гвардия» на Кубок имени М.

Калашникова среди юнармейских, кадетских отрядов и объединений города Глазов. В мероприятии приняли участие 35 учащихся от 13 до 16 лет. Достойно показали себя юные гвардейцы клуба: — 1 место в упражнении «Подтягивание на турнике из виса на высокой перекладине» занял Цыганов Владимир, — 2 место в упражнении «Подъем туловища из положения лёжа на спине» — Цыганов Владимир, — 3 место в упражнении «Рывок гири весом 16 кг. Знакомство с сигнальным оружием В удаленных районах при выполнении военных или спасательных операций может возникнуть необходимость подачи оповещательного сигнала. Поэтому военные и спасатели комплектуются специальным оружием и сигнальными патронами 12 калибра. Данными спецсредствами могут пользоваться также и гражданские, которые выходят в море под парусом на частных плавсредствах. С целью создания светового, дымового и звукового сигнала производится стрельба сигнальными патронами 12 калибра. Вручную подать пиротехнический сигнал можно путем запуска реактивного и осветительного патрона, или отстрела пиротехнического патрона из специального гладкоствольного оружия. В результате образуется вспышка огня красного, желтого, белого и зеленого цветов.

До осени 1991 года штат воссозданного комитета составлял несколько человек, однако по мере ликвидации КГБ СССР его полномочия и численность начали расти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий