Новости пост перед масленицей

В последний день Масленицы у многих возникает соблазн наесться и напиться перед постом — это неправильно и нехорошо. В последний день Масленицы надлежит просить прощения у всех своих родных, друзей и просто знакомых, чтобы очистить душу от грехов перед Великим постом. На протяжении масленичной недели (Сырной седмицы) весь народ с радостью и разгульным весельем прощается с холодной зимой и призывает ей на смену весну. Эта неделя служила как бы переходным периодом перед самым большим постом. Люди верили и верят, что, соблюдая все правила и запреты Масленицы, можно очистить душу перед предстоящим Великим постом. Масленица начала называться Сырной седмицей и стала служить подготовкой к Великому посту перед Пасхой.

Можно ли есть рыбу в последнюю неделю перед Великим постом?

О том, почему в эту неделю существует запрет на мясо, когда, казалось бы, ему самое место в тонких кружевных блинах, нам рассказал Олег Ольхов — друг редакции, руководитель проекта «Кремлевская кухня» и бывший шеф-повар Свято-Данилова монастыря. Там в принципе нет конкретных упоминаний и деталей постов. Даже сам смысл поста описан не технично, не указаны дни и условия, и не надо искать в текстах конкретных прямых ответов. Тема поста проходит канвой через все Священное Писание, начиная от Адама, который первым нарушил запрет. И важно понимать, что, когда Христос 40 дней постился в пустыне, это не значит, что он отказывался от какой-то мясной пищи и следовал какому-то графику. Он в принципе в течение этих 40 дней ничего не ел. Историю отказа от мяса на последней неделе перед Великим постом описывал церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул: в VII веке византийский император Ираклий I победил персидского царя, предварительно дав обет не есть мясо перед постом.

В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.

Причем делают это искренне от всей души. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Это первый шаг на пути к Великому посту. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.

Каждый человек проходит личный суд: в этой жизни его судит совесть, после смерти каждого судит Бог — это частный суд. И если человек не прощен, то остается в ожидании Страшного суда. Таким образом, история Адама и Евы повторяется со всеми людьми. Однако в Писании сказано, что праведник на суд не приходит. А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц. Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем. В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света. Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее. Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки. В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца. И в вере — мудрость, которая выше ума. Впрочем, и ум нам подсказывает, что человеку нужен пост, потому что он организует, воспитывает в человеке личностные свойства. Страшный суд и Прощеное воскресение Последний день масленицы — Прощеное воскресение. Это замечательное установление: в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом. Мы ведь так много обижаемся, так много держим в своих сердцах не очень хорошего отношения друг к другу.

Гостей нужно было вкусно и сытно накормить. Кроме этого, в понедельник принято строить снежные дома, сооружать качели и горки. В этот день жарили и первые блины, которые отдавали бедным. Вторник: заигрывания Во второй день масленичной недели люди зазывали весну: «Идет матушка-весна, отворяйте ворота». Также устраивали смотрины — знакомили парней с девушками. Свадьбы праздновать во время Великого поста нельзя, делали это сразу же после — на Красную горку. В это время накрывали богатый стол и приглашали гостей. Чем больше было вкусной еды, тем сильнее хвалили хозяина дома. Читайте также: Приметы про блины: традиции, суеверия и старинные гадания Среда: тещин день В среду зять должен был прийти в гости к теще и отведать ее блинов. Женщины относились к мужьям своих дочерей вежливо. На Руси говорили — чем теща лучше воспринимает зятя, тем крепче будет брак. Кроме зятя блины должны поесть и друзья мужчины. Они сидели за столом и оценивали, как их приятелю повезло с родственниками.

Масленица-2023: традиции, приметы и угощения

Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Перед тем, как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма. В целом поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с тяжелыми и хроническими заболеваниями. Питание по дням Самыми сложными считаются первый день поста и предпоследний, в эти дни предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду. В остальные дни есть ограничения в питании, наиболее строгие на каждой неделе — среда и пятница, так как в среду Христа предали, а в пятницу — распяли. Питание в выходные более свободное. На первой неделе поста, в понедельник, 27 февраля, нужно полностью отказаться от пищи, со вторника по пятницу предполагается сухоядение, в субботу и воскресенье разрешается горячая пища с маслом, немного вина. Сухоядение — пища, не прошедшая термическую обработку, без добавления растительного масла хлеб, фрукты, овощи. На второй-шестой неделях в понедельник, среду, пятницу положено сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — горячая пища с маслом, немного вина.

Этим праздником завершается собственно Триодный подвижный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых установлен на Поместном соборе 1917—18 гг. В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных — сначала вологодских, а затем и других — святых. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см.

Со среды начинают читать молитву Ефрема Сирина, что является духовным призывом к покаянию и самоосмыслению. Прощеное воскресенье. Заключительный день Масленицы, когда христиане просят прощения у близких и знакомых, очищаясь от обид и недопонимания перед началом поста. Время для близких. Эта неделя — время проведения с родными и друзьями, время разделять радость и укреплять связи. Народные гулянья. Масленица сопровождается песнями, танцами, народными гуляньями и играми, символизируя прощание с зимой и встречу весны. Пища и угощения. Традиционно в эту неделю употребляют блины как символ солнца, а также другие вкусные блюда, наслаждаясь последними днями перед постом. Подготовка к посту.

На вопросы о том, что такое «Масленица» и как правильно подготовиться к Великому посту, отвечает настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери п. Горный Краснопартизанского района протоиерей Александр Кашулин. Христиане же в этот период постепенно готовятся к Великому посту. Понемногу мы приступаем к ограничениям в пище, если можно сказать, совершаем мягкий подход к посту. Так, в масленичную неделю мясо уже исключается из рациона, но можно вкушать молочную пищу, например, сыр, поэтому и сама масленичная неделя у православных называется «сырной». В эту же неделю начинается молитвенная и богослужебная подготовка к посту: читаются молитвы, которые носят покаянный характер, к примеру, молитва преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая

Масленица сегодня — В ЛНР на Масленицу сожгли чучела Зеленского и Байдена. Ее отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица сегодня — В ЛНР на Масленицу сожгли чучела Зеленского и Байдена. Масленичная неделя отмечается перед Великим постом. Масленица — древний славянский праздник, когда наши предки прощались с зимой, «будили» землю, готовя её к встрече с весной.

Масленица и Прощеное воскресенье 2023: новые открытки и поздравления для православных

Прощеное воскресенье – последний день Масленицы и, следовательно, последний день перед Великим постом. Сегодня после масленичной недели у православных начался Великий пост. «Неделя сыропустная» говорит о том, что этот день является последним перед началом Великого поста, когда можно употреблять молочную еду, сыр и другие аналогичные продукты. По христианской традиции перед Великим Постом последний день Масленицы зовется Прощеным воскресеньем. Веселая неделя Масленицы — важное событие перед началом длительного поста.

Народные приметы 17 марта

А с приходом христианства Масленица стала восприниматься как последняя сытая неделя перед Великим постом. Каждое богослужение последней недели перед Великим постом — Сырной седмицы — призвано подготовить верующих к посту. Масленичная неделя отмечается в канун Великого поста — перед началом календарной весны. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Блины на Масленицу: история блюда, рецепты и советы диетологов Масленица в 2024 году.

Наступила Масленичная неделя: кого угощать и к кому ходить в гости?

Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею возвышение перед иконостасом и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения — за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи... А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную формулу этого дня: «Простите меня, грешного, А в ответ: «Бог простит, как я прощаю» — Это очень трудный обряд. Как это вдруг — поклониться кому-то в ноги, попросить прощения? Но после на душе делается легко-легко.

Если говорить об обрядах на Масленицу, то это вообще один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций. Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.

Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами. Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад.

Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу.

Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим».

Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках «козлы» , загодя приспособленных коробках с намороженным днищем «морозянки» , толстых кусках льда, вырубленных в реке. Но время Сырной Седмицы желательно проводить не в увеселениях и развлечениях, а в делах милосердия и любви к ближним, так как главный смысл поста не только в воздержании от скоромной пищи, но и в уклонении от всякого рода зла и неправды, в очищении своего ума и сердца. Литература Библия.

Сентябрь 1 сентября, воскресенье. Донской иконы Божией Матери. Иконы Божией Матери "Прибавление ума". Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в честь встречи Владимирской иконы в Москве и спасения Москвы от нашествия Тамерлана 1395 г. Усекновение главы Иоанна Предтечи. В честь пророка Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Строгий пост как выражение скорби. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября ст.

Преподобных Антония 1073 г. Печерских, основателей Киево-Печерского монастыря, основоположников русского монашества. Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос. Мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии ок. Курска Октябрь 8 октября, вторник. Преставление кончина преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца 1392 г. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова начало II в.

Прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник о том, как святой Андрей увидел Божью Матерь, держащую над осажденным Константинополем Покров - символ защиты. Праведного воина Феодора Ушакова 1817 г. Преподобного Амвросия Оптинского 1891 г. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. Иконы Божией Матери "Избавительница". Ноябрь 2 ноября, суббота. Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших.

Казанской иконы Божией Матери, День народного единства. Иконы Богородицы "Всех скорбящих Радость". Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси избрание на Патриарший престол 1917 г. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных то есть ангелов. Михайлов день. Курска 22 ноября, пятница. Иконы Божией Матери "Скоропослушница". Рождественский пост, готовит нас к Рождеству Христову.

Декабрь 2 декабря, понедельник. Святителя Филарета Дроздова , митрополита. Московского 1867 г. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия 1263 г. Великомученицы Екатерины ок. Иконы Божией Матери "Знамение". Священномученика митрополита Серафима Чичагова 1937 г. Апостола Андрея Первозванного ок.

Саввы Сторожевского Звенигородского 1406 г. Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании ок. Святителя Николая Чудотворца около 335 г. Никола зимний. Курска 22 декабря, воскресенье. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Иконы "Нечаянная радость". Святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца ок. Календарь венчаний на 2024 год: когда можно венчаться Венчаний обычно не бывает во вторник, четверг и субботу, так как чаще всего среда и пятница - постные дни, в которые желательно соблюдать супружеское воздержание.

А воскресный день принято посвящать Богу, бывать на службах, причащаться. Поэтому таинство брака принято совершать после воскресной Литургии, совместной молитвы и причастия пары, а также в понедельник, среду и пятницу. Но если эти дни выпадают на канун двунадесятых или больших храмовых праздников, то венчание тоже придется перенести. Кроме того, в течение всего года есть длительные периоды, когда в Русской Православной Церкви браки не заключаются вовсе. Таинство Венчания в 2024 году не совершается: Во вторник, четверг и субботу в течение всего года накануне двунадесятых, храмовых и Великих праздников. В продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского В продолжение Святок, с 7 января по 18 января В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы и в Неделю сыропустную В течение Пасхальной Светлой седмицы В дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября Накануне престольных храмовых праздников в каждом храме свои престольные праздники.

Гораздо важнее в течение поста совершать добрые дела, не поддаваться искушениям, не пускать в голову злые мысли, а в сердце — злые чувства и эмоции, не говорить плохих слов, не материться, не осуждать и не обсуждать других людей. Советуют чаще обращать мысли к Богу, вдумчиво изучать Библию, молиться, помогать нуждающимся и внимательно следить за своими поступками. Ограничения в еде лишь помогают верующим на этом пути. В Евангелии от Матфея сказано: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека», поэтому в первую очередь главная суть поста перед Пасхой — отказ от плотских страстей и искушений, чтобы очистить тело, которое напрямую связано с душой. История появления Великого поста Одни из первых упоминаний 40-дневного поста датируются III веком, но сама традиция Великого поста сформировалась столетием позже, уже в IV веке. В названии поста всегда фигурировала цифра 40, но изначально первые христиане постились 40 дневных часов и 40 ночных. В общей сложности первый пост длился 80 часов или 3,5 дня подряд. Затем традиция изменилась на 40-дневный пост. Верующие начали держать пост в знак солидарности с новообращенными христианами — последние должны были провести 40 дней в воздержании и молитве, прежде чем принять христианство и полноправно примкнуть к Церкви. Поскольку крещение чаще всего проводили накануне Пасхи или день в день, традиция готовиться к Христову Воскресению путем воздержания от еды появилась именно за 1,5 месяца до праздника. Сначала христиане постились не в Четыредесятницу 40 дней до Пасхи , а в Страстную Седмицу, последнюю неделю перед Пасхой, когда случился арест и казнь Христа. Но позднее к этой неделе прибавился еще и 40-дневный пост. Подготовка к Великому посту Великий пост сопряжен с довольно радикальным изменением питания, а поскольку длится он 48 дней, организм нужно подготовить. Подготовка у православных христиан занимает четыре недели: в первые две никаких ограничений в еде нет, но рекомендовано постепенно снижать объем порций и немного менять рацион. На третьей неделе запрещено есть мясо по средам и пятницам, а на четвертой мясные продукты нельзя есть все семь дней, несмотря на Масленицу. Уже с первой недели стоит постепенно вводить в рацион продукты растительного происхождения, чтобы к началу поста организм не стрессовал из-за резкого перехода с мяса на растительные белки. За две недели до начала Великого поста можно начать заменять животные белки растительными, а за полторы недели стоит постепенно исключить молочные и кисломолочные продукты.

Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» есть отдельная большая глава, посвященная традициям масленицы. Книга основана на материалах, записанных исследователями народной культуры и быта в деревнях и селах в конце XIX в. Представляем нашему читателю в сокращенном варианте описание, как праздновали масленицу два столетия назад. Но эта попечительная забота церкви повсеместно на Руси осталась гласом вопиющего в пустыне, и на деле наша масленица не только попала в число «праздников», но стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. В эту неделю наш скромный и набожный народ как бы разгибает свою исполинскую спину и старается в вине и весельи потопить все заботы и тяготы трудовой будничной жизни. Насколько при этом бывает неудержим народный разгул, можно судить уж по одним эпитетам, которыми наделил народ масленицу. Она называется «веселой», «широкой», «пьяной», «обжорной», «разорительницей». Сверх того, ни одна неделя в году не изобилует так происшествиями полицейского характера и не дает такого значительного числа мелких процессов у мировых судей. Празднование масленицы почти повсюду начинается с четверга, хотя работы во многих местах прекращаются уже с понедельника, так как крестьяне, озабоченные наступающим праздником обжорства, разъезжают по соседним базарам и закупают всякую снедь. По общему отзыву наших корреспондентов, закупки такого рода бывают, применительно к крестьянскому бюджету, очень велики: семья среднего достатка в 5-6 душ затрачивает от 5 до 10 руб. А если к этому прибавить еще расходы на обновки бабам и девушкам, то будет вполне понятно, почему масленица называется «разорительницей». Впрочем, крестьяне, при всей их сдержанности и бережливости, не тяготятся этими расходами, так как на масленицу приходится принимать гостей и самим ходить в люди и, стало быть, нужно и угостить прилично, и одеться по-праздничному, чтобы соседи не засмеяли. Сверх того, масленица — любимый праздник у крестьян, когда вся православная Русь, от мала до велика, веселится до упаду, и когда широкая русская натура любит развернуться вовсю. В масленичную неделю более чем скромная физиономия русской деревни совершенно преображается. Обыкновенно тихие, безлюдные улицы полны подгулявшего, расфранченного народа: ребятишки, молодежь, старики — все высыпало из душных хат за ворота и всякий по-своему празднует широкую масленицу. Одни катаются на тормазках и салазках, или с хохотом «поздравляют блины», опрокидывая в снег пьяного мужика, другие с надсадой орут песни и, пошатываясь, плетутся вдоль деревенской улицы, третьи в новых нагольных тулупах сидят на заваленках и, вспоминая свою юность, глядят на оживленные группы, столпившиеся у качелей, и на всю горластую шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики. Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя в какие-нибудь пять минут промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань, и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бравурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни. От этих песен изнуренные, костлявые, но разукрашенные ленточками и медными бляхами, крестьянские лошаденки дрожат всем телом и, под ударами захмелевших хозяев, мчатся во весь дух вдоль деревенской улицы, разгоняя испуганные толпы гуляющих. Никогда не достается так крестьянским лошадям, как в дни масленицы. Обыкновенно, очень сердобольные к своей скотине, крестьяне берегут и холят лошадей больше, чем собственных ребят, но на масленицу, под пьяную руку, всякая жалость к скотине пропадает. На худых, заморенных кляченках делают десятки верст, чтобы попасть на, так называемые, «съездки», т. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском Вологодского и уезда лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных, или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки. А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец. Но всех больше катаются «новожены», т. Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий