Новости федор иванович достоевский

Памятный знак к 200-летию Фёдора Достоевского изготовит автор другой скульптуры, посвященной писателю. «России нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и – Самые лучшие и интересные новости по теме: Федор Достоевский, биография, литература на развлекательном портале.

Достоевский Федор Михайлович

На этот раз Фёдор Михайлович остался в Оптиной навсегда: близ монастырских стен возведён памятник Достоевскому. Оказал большое влияние на Фёдора Достоевского, которого тот называл «своим Мефистофелем». 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения русского классика Федора Достоевского.

Почему проститутки Достоевского боялись

  • День Достоевского 2023 состоялся!
  • Политика публикации отзывов
  • Главные новости
  • Достоевский Фёдор Михайлович, биография — РУВИКИ
  • Ссылка Достоевского

Федор Михайлович Достоевский

В 1849-м писателя и его единомышленников арестовали и приговорили к расстрелу, однако позднее казнь отменили. Писатель скончался в Санкт-Петербурге 9 февраля 1881 года в возрасте 59 лет. Многочисленные памятники писателю можно встретить в том числе за рубежом.

Иногда повод к этому давал сам Достоевский, у которого произошло головокружение от успеха, иногда над ним смеялись из-за его явной неуклюжести. Молодой Достоевский был очень впечатлительным и нервным человеком и мог, например, упасть в обморок, когда его представляли какой-то даме. Прежние знакомые передразнивали Достоевского или открыто потешались над ним, что привело к его разрыву с Белинским и Некрасовым. Один из таких инцидентов положил начало многолетней вражде и соперничеству Достоевского и Тургенева, которые длились всю их жизнь.

Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату. Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов. Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов. В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю.

Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть. В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров.

Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания.

В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам. В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их.

И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда.

Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной. Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору.

Музей открылся еще в 1928 году. К знаковому юбилею тут прошла масштабная реставрация, экспозиция значительно расширена. На втором этаже посетителей познакомят с непростой писательской судьбой Достоевского. Триумф «Бедных людей», связь с петрашевцами, смертный приговор и каторга, возвращение в литературу, новые успехи, «Дневник писателя», «Пушкинская речь» — это те «реперные точки», которые позволяют проследить и творческую судьбу писателя, и те жизненные коллизии, которые находили отражение на страницах его произведений.

А с «читательской судьбой» произведений Достоевского гостей познакомит третий этаж. Тут благодаря мультимедийным инсталляциям гости в прямом смысле слова окажутся в мире героев Достоевского. Автором одной из композиций стал знаменитый художник Михаил Шемякин. Загляните оценить «Наваждение Раскольникова»! Надеюсь, гости будут втягиваться в этот дом, в мир Достоевского, в его детские годы, в его уникальную биографию, которой хватило бы на несколько жизней! Теперь у нас есть зал, посвященный его произведениям, и это важно, поскольку образы Раскольникова, князя Мышкина, Ставрогина и братьев Карамазовых вызывают огромный отклик в душах читателей. Мы хотим, чтобы наш Дом стал музеем многоразового посещения, и чтобы наши гости видели Достоевского живым, среди людей. Он активно воспринимал мир во всех его проекциях — от каторги до высшего света.

Всё у него шло по порядку. Однако дежурный офицер по ночам регулярно ловил его за чтением книг или написанием собственных сочинений. Прогонит спать, идёт в следующий обход через пару часов — а тот опять сидит над страницами. Такая у него была маниакальная идея. К чему это привело? После окончания училища Фёдор Михайлович меньше года прослужил в чертёжной конторе и бросил. Решил, что деньги от такой работы не нужны. Начал трудиться на литературном поприще. Причём весьма плодотворно. Первое произведение — роман в письмах «Бедные люди» — получило признание. Был ли Достоевский слишком застенчив и нелюдим или это проявлялась внутренняя гордость, но книгу свою он для публикации сразу никому не предложил. Его более смелый товарищ по училищу и литературным опытам Григорович отнёс рукопись Некрасову. Николай Алексеевич восхитился. Со словами: «Новый Гоголь явился! Тот сначала поворчал: «У вас Гоголи-то как грибы растут». Но, ознакомившись, пришёл в аналогичный восторг. Восходящую звезду стали приветствовать. А сам Достоевский, естественно, возгордился. Возомнил себя состоявшимся гением. Над ним, конечно, начали посмеиваться. Тем более что был он человеком нездоровым, страдал припадками эпилепсии. Следующий его роман успеха у публики не имел. И время наступило такое, когда все бредили революцией, хотели перестроить жизнь по-новому. Молодой писатель тоже попал в кружок петрашевцев. Стал вместе с ними рассуждать на соответствующие темы. Прочитал одно запрещённое письмо. Основной целью этого сообщества революционных демократов было создать независимую прессу. Купить печатный станок и тайно выпускать газету. Но кончилось тем, что всю шайку-лейку арестовали. Дело вроде копеечное. Однако царь Николай I был жёстким. Он решил преподать им такой урок, чтобы запомнили. Судить по полной программе. Для этого устроил целый спектакль с расстрелом. А потом казнь отменил. Один парень из первой расстрельной тройки сошёл с ума. Достоевский в их группу не попал. Но для него, конечно, это тоже стало потрясением. Как повлиял несостоявшийся расстрел? Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться. Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли. Но это действительно поменяло его представления о жизни. И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги. И он отправился в Сибирь. Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое. Их не только жалели, но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрёт, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей ещё раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду.

Федор Достоевский — последние новости

Федор Достоевский Публикации, подборки, видео на тему: «Федор Достоевский на портале ».
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях В Книжном клубе «Достоевский» мы не просто презентуем специальный выпуск журнала «Историк», посвященный 200-летию Федора Михайловича, мы говорим о нем самом.
В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского Федор Михайлович тоже по профессии был инженером-топографом, но через полгода подал в отставку, начал писать и жить литературным трудом.
Достоевский, Федор Михайлович - Персона ТАСС Новости, фото и видео Федор Достоевский в Саратове.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир самые актуальные и последние новости сегодня.

Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет

После окончания учёбы Фёдор Михайлович устроился на военную службу. Книгу тепло приняли в литературных кругах. В 1849-м писателя и его единомышленников арестовали и приговорили к расстрелу, однако позднее казнь отменили. Писатель скончался в Санкт-Петербурге 9 февраля 1881 года в возрасте 59 лет.

Задача проекта - помочь обществу, особенно молодежи, найти ответ на все без исключения вопросы современности — о вере, смыслах жизни, служении Отечеству, семье, долге и чести через призму творчества великого Русского писателя, раскрывшего глубокий смысл в своих романах, дневниках, переписках с друзьями полтора века назад. Формат Формат проекта - многофункциональное культурное пространство, включающее современные сценические комплексы, мобильную ТВ студию, кинотеатр под открытым небом. В программе проекта запланировано торжественное открытие памятника Ф.

Достоевскому, встречи с известными людьми, дискуссии на актуальные темы традиционных ценностей, культуры и искусства, роли и становления семьи в современном обществе в условиях информационной войны; концертные блоки: выступления коллективов, связанных с экранизацией, театральными постановками, чтением романов Ф.

Горького РАН, гл. Федорова Анастасии Гачевой, «Непременно восстанем... Федоров и Ф. Достоевский«, посвященный попытке сопоставить судьбы двух современников, размышлявших о «высшей идее существования». Духовно-творческий диалог Федорова и Достоевского будет рассмотрен в контексте проблемы взаимодействия русской философии и литературы, их, по выражению поэта А. Майкова, «дружного искания истины соединенными силами». В программе также — выступление краеведа, прот.

Андрея Дударева, клирика Никольского храма г.

Моя мама работала биохимиком в институте экспериментальной медицины, потом стала фенологом, их в России остались единицы. Работает в этой области до сих пор, сначала в Русском географическом обществе, а сейчас в Ботаническом институте. Я любил в детстве бродить по закоулкам Географического общества, слушал лекции, например, Льва Гумилева, когда он там читал свой этногенез. Гулял по Публичке Российская национальная библиотека. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым. Я родился и вырос напротив восьмого трамвайного парка. И потом пять лет отработал там же.

Наталья: И меня на это подбил. Я бросила работу швеей в люксовом ателье и тоже водила трамвай. Эта романтика трамваев мне была близка с детства. Трамвай — особое животное, мастодонт со своими запахами и ни на что не похожими звуками: громыхание колес, звон монеток, бросаемых в кассовые аппараты, и скрежет ручки при выкручивании билета. Каждый раз, когда я маленькая ехала с бабушкой к прабабушке, трамвай был для меня началом чудесного. Вторым и третьим чудом были прабабушкина горка с фарфоровыми статуэтками, каждая из которых рассказывала свою историю, и мешок с лоскутками, их можно было вываливать на пол и разглядывать, трогать, шуршать ими. Волшебный мир звуков прерывался не менее впечатляющим гулом внезапно включающегося холодильника «ЗиЛ». Вообще, всё вокруг звучит.

Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало. Думаете музыки для этого мало? О, вот тут я поспорю. Музыка — это всё, ну, пусть почти всё. Музыкальные Достоевские Алексей: В моей семье у меня у единственного нет музыкального образования, что, впрочем, не мешает мне всю жизнь играть. А вообще, тема «музыкальные Достоевские» не нова, хотя сам Фёдор Михайлович не музицировал. Наталья: Зато маменька Фёдора Михайловича со своим братом играли на гитарах и пели романсы.

По воспоминаниям современников, это было хорошо. Алексей: Они, конечно, были любителями, но в роду Достоевских немало профессиональных музыкантов. Дети Андрея, младшего брата Фёдора Михайловича, — сплошная консерватория. Наталья: Интересный факт раскопала культуролог Ирина Тишина. По линии матушки Фёдора Михайловича, которую глубоко никто не копал, нашлись в роду Серебрянниковы и Струнниковы, ремесленники, первые из которых занимались ювелирным делом, а вторые, внимание, делали струны для домр! А наша дочка номер два занимается именно на домре, и эта новость вызвала у нее неподдельную радость. Такое совпадение. Притом не первое и не последнее.

Начиная изучать историю рода, постоянно наталкиваешься на подобные моменты и видишь, что многое передается по наследству. Алексей: Я начал заниматься музыкой в предпоследнем классе школы. У нас, как и во всякой школе того времени, была каморка за актовым залом, где ребята постарше лабали пафосный рокешник. Это была группа «Прайд». Мы с одноклассниками тоже решили играть рок. Сначала я бил в барабан — и успешно его порвал. Пошел покупать гитару, но денег хватило только на бас, почему-то он стоил дешевле. Так я стал бас-гитаристом.

Качество тех наших песен было весьма условно. Школу закончили, разбежались. Но на тот момент я сошелся с Вовкой Беловым из параллельного класса петербургский музыкант и композитор Владимир Белов, виолончелист группы «Птица Си», погиб в 2014 году. Поняли, что мы на одной волне. Это было уже совсем другое качество. Играли психоделию, краут-рок. Из вуза я вылетел, учился на инязе в Герцена. Безвременье 1990-х, хорошие педагоги ушли, мотивации продолжать обучение не было.

Наталья: А я, как ребенок из неблагополучной семьи, училась в худшей школе района, потянуть 10—11 класс не могла, могла только пойти в ПТУ. Окончив музыкальную школу, я пыталась поступить в музыкальное училище. Провалила экзамены и забросила флейту. Пошла учиться на швею. И, как ни странно, там оказался весь преподавательский свет. Наверное, потому, что в училищах на тот момент по какой-то причине зарплаты были выше. Прекрасные педагоги занимались с нами далеко не только своим предметом. Нас воспитывали, окультуривали, заставляли шевелить мозгами, касаясь различных тем, начиная с истории и политики, заканчивая искусством и вопросами смысла бытия.

На тот момент моя семейная обстановка была такова, а мои юношеские стремления всех помирить настолько несостоятельны, что хоть в петлю лезь. Причем я сейчас выражаюсь не фигурально. Мне казалось, что жизнь зашла в тупик, и кроме смерти у меня из него нет выхода. Вот в этот-то момент мне в руки попал Достоевский.

Новости по тегу: Федор Достоевский

29 ноября в 18:00 можно посетить лекцию Фёдора Константинова «В поисках рукописей Федора Достоевского. Повести Федор Достоевский Твердый переплет. Правда это или нет, но уже в 80-х популярность его романов в этой стране действительно выросла. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». В Петербурге представили трамвай «Достоевский». Фёдор Достоевский — все самые свежие новости по теме. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения русского классика Федора Достоевского.

Детство и юность великого писателя Федора Достоевского. Первый роман.

Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Актриса театра и кино, народная артистка России Ольга Владимировна Волкова (урожденная Политова) родилась 15 апреля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в актерской семье. После окончания училища Фёдор Михайлович меньше года прослужил в какой-то чертёжной конторе и бросил. Скульптор договорился с Достоевским, что тот будет ему позировать, но Фёдор Михайлович через несколько дней скончался. Завтра, 9 февраля, в день памяти Федора Михайловича Достоевского, в нашем соборе в 15:00 будет отслужена панихида. Статья автора «» в Дзене: Федор Иванович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве.

Достоевский Фёдор Михайлович

Здесь же были проведены научная конференция, участники которой размышляли об особенностях творчества писателя и различные культурные мероприятия. Comments 3 Достоевский писатель с истинной русской душой. Весна память 19 Jul 2023.

Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов.

Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М.

Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру.

Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви.

Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Сам Белинский был всего лишь критиком, но его слово и авторитет в литературных кругах значили столь много, что по щелчку пальцев он мог вознести на вершину или стереть в прах почти любого писателя. Белинский похвалил начинающего писателя, что Достоевский воспринял с практически религиозным экстазом и потом всю жизнь вспоминал этот миг как один из счастливейших в жизни. Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. И с той же лёгкостью, с какой он ворвался в столичную богему, он её разочаровал. Уже очень скоро над ним стали открыто посмеиваться в литературных кругах. Иногда повод к этому давал сам Достоевский, у которого произошло головокружение от успеха, иногда над ним смеялись из-за его явной неуклюжести. Молодой Достоевский был очень впечатлительным и нервным человеком и мог, например, упасть в обморок, когда его представляли какой-то даме. Прежние знакомые передразнивали Достоевского или открыто потешались над ним, что привело к его разрыву с Белинским и Некрасовым. Один из таких инцидентов положил начало многолетней вражде и соперничеству Достоевского и Тургенева, которые длились всю их жизнь. Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату. Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов. Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов. В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю. Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть. В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров. Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам. В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда.

Державина , В. Жуковского , А. В 1833 г. Достоевский был отдан в полупансион Н. Драшусова; с осени 1834 г. Достоевский и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л. Чермака, где их кумиром стал учитель русской словесности Н. Билевич: под его влиянием они стали думать о литературе как о профессии. Потеряв в 1837 г. С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище, однако тяготился специальными предметами — артиллерией, фортификацией и т. Дружеское общение в узком кругу в том числе с воспитанником Д. Григоровичем и художником К. Трутовским проходило под знаком романтической поэзии, творчества Ф. Шиллера , У. В 1839 г. Достоевский сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, 1985. В начале 1841 г. Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм — «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А. Пушкин, Ф. Шиллер, Н. По окончании курса 1843 и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 г. Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н. Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М. Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г.

Федор Достоевский

Тогда же Достоевский писал брату Михаилу, что добрые друзья Бекетовы и другие «меня вылечили своим обществом». Петрашевцы, арест Федора Достоевского, каторга и ссылка С конца 1847 года Федор Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», где обсуждались перспективы переустройства существующего строя в России. Главными вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провел 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семерки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта Майкова уже после смерти Достоевского.

На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Федор Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников». До 13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырехлетним с последующей военной службой рядовым. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, сошел с ума. В 1849 году Достоевский был сослан в Сибирь. Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске.

Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». После освобождения из острога Достоевский около месяца провел в Омске. В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове, императрице Александре Федоровне. Благодаря ходатайству командующего отдельным Сибирским корпусом генерала от инфантерии Гасфорта Достоевский был произведен в унтер-офицеры согласно пункту приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осужденных преступников. Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович написал письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Тотлебену, с просьбой походатайствовать о нем перед императором. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года было объявлено прощение бывшим петрашевцам. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадежности.

В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» обе — 1859. После освобождения писатель не сразу попал в столицу. В конце декабря 1859 года Достоевский вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. Творчество Федора Достоевского За время пребывания в ссылке, писателя стали подзабывать. Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мертвого дома». В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Это произведение ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением.

До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. С начала 1861 года Федор Достоевский помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха».

Среди его наиболее известных произведений — романы «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы», ставшие классикой мировой литературы. Повесть «Записки из Мёртвого дома» современники автора сравнивали с фреской Микеланджело «Страшный суд» и частью «Божественной комедии» Данте Алигьери под названием «Ад», а произведение «Бедные люди» считалось «первой попыткой социального романа» в стране. Работы Достоевского оказали большое влияние на мировоззрение многих писателей и философов. Фёдор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве, там же прошло его детство.

Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, 1985. В начале 1841 г. Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм — «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А. Пушкин, Ф. Шиллер, Н. По окончании курса 1843 и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 г. Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н. Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М. Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г. Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь. С января 1850 г. В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы. В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д.

С работ Гавриила в 1970-х годах началась коллекция живописи и скульптуры Музея Достоевского. Последние годы художник провел в Германии, где в Висбадене установлен выполненный им бюст классика. В первой части лекции исследователь Анна Климович расскажет о семье Гликманов. Во второй части искусствовед Ирина Мамонова раскроет историю главного жанра художника: портрета — «трагического лица великой России». Анна Климович — магистр гуманитарных наук, исследователь еврейского наследия и семейных историй, координатор волонтерского движения «Бешмем». История поездки Рене Фюлоп-Миллера в Россию в 1923 году». Австрийско-американский журналист Рене Фюлоп-Миллер — признанный специалист по русскому театру, истории и литературе — всю жизнь интересовался Россией и зачитывался Достоевским. Его стараниями в течение шести лет, с 1925 по 1931 годы, в Мюнхене было издано восемь томов ранее неизвестных рукописных материалов под общим названием Der Dostojewskis-Nachla «Наследие Достоевского». Каждый том Фюлоп-Миллер предварял авторским вступлением и пояснением. За несколько лет до начала публикации исследователь отправился в нашу страну. В ходе лекции будет реконструирован маршрут этой поездки и восстановлена почти детективная история обретения рукописей классика.

Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?

И отвечаешь всегда за себя сам. Тренер дал последние наставления, а дальше стартанул, и ты один. Ну и романтика, конечно, до визга поросячьего. Так что я приходил из школы, брал с собой сменную одежду, тормозок еда с собой южнорусский сленг. Что это дало мне? Терпение, упорство — очевидные вещи, которые дает спорт. Не хочется говорить высокие слова, но когда вот лодка, а вот ты, и стихия вокруг, и ошибка может стоить подчас жизни, учишься принимать решения и нести за них ответственность. Ну и природа, конечно.

Её я с детства любил. В трамвае по дороге на Шкиперский на уроки меньше времени тратил, чем на чтение Пришвина и Лескова. Красота в канаве Наталья: А мое детство в канаве прошло. Вера средняя дочь Достоевских : А мы наблюдали на даче за муравьями и прочей мелочью. Но мама жалеет, что на нашей даче нет таких канав, какие были в её детстве. Наталья: Наших детей я уже сознательно знакомила с микрокосмосом. А мне этот мир открылся неожиданно.

Дело в том, что я была крайне болезненным ребенком. По моим воспоминаниям, я почти всё время лежала в постели с колючим шарфом на шее, читала. Больной я была на все места. Меня даже лечили в санатории от дистрофии. Мои болезни привели к двум парадоксальным вещам, которые сыграли в моей жизни главные роли. Во-первых, бабушка купила пианино, решив, что с моим здоровьем в спорт не пойдешь, значит, остается музыка. Во-вторых, она решила вывозить меня на дачу, где и была та самая удивительная канава.

С первым сперва вышла осечка: пела я так, что мухи дохли, на прослушивании в музыкальной школе меня сразу развернули. Но недаром мою бабушку называли в семье «крокодил». Если уж она что-нибудь задумала, вцепилась в какую-то идею, то так тому и быть. В общем, она привела меня на прослушивание вторично, надеясь, что в музыкальной школе меня не запомнили. Но они запомнили. Тут бабушка вспомнила о том, что она блокадница, а это был аргумент, с которым никто не стал бы спорить, и меня все-таки взяли. Я выбрала блокфлейту, исключительно из-за компактных размеров.

Без врожденного слуха что-то из меня вырисовалось, благодаря потрясающему педагогу Александру Кискачи. Он научил меня думать, разговаривать музыкой и передавать свои эмоции звуками. Со вторым, с дачей, мне несказанно повезло. Она была в Вырице, где почвы разнообразны — торфяники, суглинок. По краям участков были непересыхающие канавы. На всей одежде у детей летел живот и коленки, потому что мы почти всё время проводили, лежа у канавы. Там перед нами открывалась подводная вселенная со своими красотами, драмами и трагедиями.

Они и правда ужасные. Но взгляд у них такой осмысленный. Наталья: При этом, если они на что-то смотрят, значит — всё, смерть пришла. Или ручейники, они делают себе домики из подручных материалов. У меня была коллекция таких домиков. Алексей: Вот такое у наших детей воспитание — красотой подводной жизни. Многоуважаемые вагоновожатые Алексей: А мною в детстве не особенно занимались.

Родители меня видели редко. Ведь после школы я уезжал на спорт. Моя мама работала биохимиком в институте экспериментальной медицины, потом стала фенологом, их в России остались единицы. Работает в этой области до сих пор, сначала в Русском географическом обществе, а сейчас в Ботаническом институте. Я любил в детстве бродить по закоулкам Географического общества, слушал лекции, например, Льва Гумилева, когда он там читал свой этногенез. Гулял по Публичке Российская национальная библиотека. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым.

Я родился и вырос напротив восьмого трамвайного парка. И потом пять лет отработал там же. Наталья: И меня на это подбил. Я бросила работу швеей в люксовом ателье и тоже водила трамвай. Эта романтика трамваев мне была близка с детства. Трамвай — особое животное, мастодонт со своими запахами и ни на что не похожими звуками: громыхание колес, звон монеток, бросаемых в кассовые аппараты, и скрежет ручки при выкручивании билета. Каждый раз, когда я маленькая ехала с бабушкой к прабабушке, трамвай был для меня началом чудесного.

Вторым и третьим чудом были прабабушкина горка с фарфоровыми статуэтками, каждая из которых рассказывала свою историю, и мешок с лоскутками, их можно было вываливать на пол и разглядывать, трогать, шуршать ими. Волшебный мир звуков прерывался не менее впечатляющим гулом внезапно включающегося холодильника «ЗиЛ».

По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал.

По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп. Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом.

Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное.

Повесть «Записки из Мёртвого дома» современники автора сравнивали с фреской Микеланджело «Страшный суд» и частью «Божественной комедии» Данте Алигьери под названием «Ад», а произведение «Бедные люди» считалось «первой попыткой социального романа» в стране. Работы Достоевского оказали большое влияние на мировоззрение многих писателей и философов. Фёдор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве, там же прошло его детство. После окончания учёбы Фёдор Михайлович устроился на военную службу.

На самом деле, Достоевский — молодежный писатель, у него все герои молодые. И вопросы, которые он ставит, волнуют молодых, прежде всего. Главное — в учителе. Если ученик не уважает учителя как личность, что бы он ни говорил правильного, ученик не воспримет это. Только если он верит учителю как человеку, то он воспримет через него и Достоевского, - сказал Игорь Волгин. Писатель был нелинейным и невероятно сложным и в своих художественных высказываниях, и в своих политических суждениях. Проделав нелегкий путь от участия в кружке петрашевцев до единомысленной дружбы с Константином Победоносцевым — главным идеологом последнего периода русской монархии Российской империи. О разных сторонах его нелинейности Достоевского новый номер журнала «Историк». Каждый номер ежемесячного журнала открывается главной темой, посвященной тем или иным историческим личностям, резонансным событиям, острым проблемам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий