Новости с чего начать читать достоевского

Ваше школьное знакомство с Достоевским закончилось провалом? С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков.

Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой

В противном случае все права и будущие гонорары за книги писателя на 9 лет отходили Стелловскому. Как назло, Достоевский в тот момент был целиком поглощён написанием другого романа, за который уже получил аванс от издателя журнала «Русский вестник» Михаила Каткова. Понимая, что он чисто физически не успеет написать параллельно второй роман, Достоевский обращается к услугам профессиональной стенографистки Анны Сниткиной и в течение месяца — с 4 по 29 октября — надиктовывает ей текст романа «Игрок», в основу которого легло увлечение писателя рулеткой. В Сниткиной Фёдор Михайлович нашёл не только помощника и друга, но и будущую супругу. Уже 8 ноября он делает Анне предложение, и та соглашается. Сниткина не только будет помогать готовить к печати все следующие произведения Достоевского, но и возьмёт на себя управление его финансовыми делами и даже заложит собственное приданое, чтобы расплатиться с долгами мужа.

И хотя в дальнейшем у Фёдора Михайловича ещё будут встречаться периоды нехватки денег, в целом его положение поправится настолько, что позволит заняться творчеством и не беспокоиться о насущных проблемах. Пятикнижие Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием, и окончательно вошёл в число великих русских писателей. В 1866 году Фёдор Михайлович начал работать над романом «Преступление и наказание». Идея сложилась из замыслов двух повестей, над которыми писатель работал одновременно. В «Пьяненьких» автор затрагивал крайне острую для своего времени проблему пьянства, а «Исповедь убийцы» выросла из воспоминаний о каторге: литератор вспоминал, что, оказавшись в остроге в окружении уголовников, убийц, мошенников и грабителей, Достоевский ни разу не заметил на их лицах ни следа раскаяния или сожаления.

С каторги писатель вернулся с твёрдым убеждением, что любое преступление неизбежно влияет на душу совершившего его человека, поэтому «Преступление и наказание» — это не столько роман о том, тварь ли Раскольников дрожащая или право имеет, а сколько о его моральной гибели после совершённого убийства и последующем воскрешении его души, которое было бы немыслимым без Сонечки Мармеладовой. В 1867—1868 году Достоевский написал роман «Идиот». По его собственным словам, замысел романа заключался в попытке «изобразить положительно прекрасного человека», который оказывается настолько инородным телом в современном обществе, что окружающие принимают этого человека за идиота. Выход книги воспринимался как значимое событие в литературной жизни страны, и о ней говорили даже те, кто обычно не интересовался современной русской литературой. Это история о поисках Бога в себе и окружающих, бессмертии души и распаде семейных связей.

После выхода «Братьев» популярность Достоевского взлетела до небес, но сполна насладиться славой писатель не успел. В каком порядке читать романы Достоевского В целом мы рекомендуем начать знакомство с творчеством Достоевского примерно в хронологическом порядке, опуская самые неудачные вещи и оставляя Пятикнижие на закуску: «Бедные люди». История любви двух «маленьких людей», которые из-за своей нищеты не могут быть вместе и ищут утешения в полных нежности письмах.

В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними. Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана».

В новой книге «Таинственная карта» собраны рецензии по абсолютно, казалось бы, разножанровым произведениям, выходившим в последние годы: начиная от всеми известного Пелевина, романам которого отведена аж целая глава, и заканчивая современной фантастикой и переводной литературой малоизвестных у нас, но от этого ничуть не менее интересных авторов Йон Линдквист, Джон Краули и другие. Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня? Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев. Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические Фрейд, Юнг и этнографические Фрэзер, Боас исследования.

Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей. Так что если вам кажется, что сюжеты книг начали повторяться, а каждая серия «Звездных войн» так или иначе сделана по одной «кальке», то вам не кажется: режиссер Джордж Лукас активно использовал наработки Кэмпбелла в своих фильмах, а уже книга Воглера стала настоящим учебником для написания «продаваемых» сюжетов фильмов и книг. Однако если вам не хочется тратить свое время на детальное изучение жизни каждого, то попробуйте все и сразу, например, лекции по литературе. Среди самых известных сборников по теме стоит отметить, конечно же, ставшие уже классикой набоковские лекции по русской и зарубежной литературе, читаемые когда-то знаменитым писателем в Корнелльском университете американским студентам.

Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова.

Сюжет данного романа закрался Достоевскому в голову, когда он отбывал срок на каторге. Основной мыслью было показать сильную личность, которая оступилась, и показать, как человек ведет себя после преступления, что делает, что думает. Образом такой личности стал Родион Раскольников — студент из Питера. Застряв в водовороте нищеты и отчаяния, Раскольников в раздумьях начинает делить людей на 2 категории: - Люди обыкновенные которые ни в коем случае не переступят черту противозаконного ; - Люди необыкновенные люди, что живут без угрызения совести, которые вольны позволять себе то, на что никогда в жизни не согласятся люди первой категории. Вскоре, Родион получает письмо от матушки, где говорится, что сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж за Лужина, человека, которого она совершенно не переносит на дух и жертвует собой ради спасения семьи. Далее все происходит как в тумане — сумбурные события, безысходность и мысли в голове студента сбиваются в груду мыслей людей необыкновенных. Раскольников смело относит себя ко второму типу людей, планирует и совершает убийство. На создание данной книги ушло 2 года.

В 1868 году, когда произведение было готово наполовину, Федор Михайлович отправил письмо А.

Достоевский рассматривает вопросы нравственности и героизма. Наконец, «Бесы» — роман, посвященный идеологическим борьбам и революционным настроениям в России. Автор описывает взаимоотношения между идеалистами и реалистами, пролетариатом и интеллигенцией, а также рисует живые и сложные политические и социальные портреты персонажей. Романы и повести Федора Достоевского остаются одними из самых значимых и влиятельных произведений в мировой литературе. Они продолжают вызывать интерес и вдохновлять писателей и читателей по всему миру. Романы Преступление и наказание — один из самых известных романов Достоевского. Главный герой, студент Раскольников, убивает старушку-процентщицу, считая, что это будет подростку умопомрачительный эксперимент на тему морали и законности. Это произведение рассказывает о борьбе Раскольникова с чувством вины и его постепенном обретении истины и мира.

Подросток — первый роман Достоевского. Главный герой, Аркадий Долгорукий, молодой человек, воспитанный в богатой семье, ищет свое место в жизни и сталкивается с рядом проблем и противоречий. Роман рассказывает о его любви, стремлениях, надеждах и разочарованиях. Бесы — роман о политических и социальных проблемах России 19 века. Главные герои — антихристовски озабоченные юноши — выражают сомнения и разочарование в своем поколении и стремятся изменить ход истории. Подпольный человек — рассказ о человеке, который избегает общественности и скрывается в подполье. Автор критикует идеи рационализма и утопизма и выдвигает идею о том, что человек не может существовать без свободы воли и ответственности. Братская могила — один из самых личных и эмоционально заряженных романов Достоевского. Главный герой, Тихон Сомов, сражается с демонами своей внутренней жизни и стремится найти цель и смысл своей жизни.

Игрок — роман, основанный на собственном опыте автора, который сам страдал от азартных игр. Главный герой, Алексей Иванович, влюбляется в прекрасную Полину, но она отдает предпочтение богатому аристократу. Роман обсуждает проблемы азарта, любви и человеческих слабостей. Идиот — роман о принца-американца Мышкине, который мечтает о счастливом будущем и пытается помочь разрешить конфликт между Настасьей Филипповной и Ганей. Исследование искажений в российском обществе и человеческой природе является центральной темой этого произведения. Чтение романов Федора Достоевского — это погружение в сложный и глубокий мир русской души. Он раскрывает проблемы морали, свободы и человеческих страстей в такой острый и пронзительный способ, что его произведения остаются актуальными и вдохновляющими даже по прошествии многих лет. Братья Карамазовы Роман рассказывает историю трех братьев — Дмитрия, Ивана и Алексея Карамазовых, а также члена их семьи, возлюбленной русалки Григория. В центре повествования находится убийство отца Карамазовым — основная тема Достоевского — и вопросы о наказании и братской ответственности.

Роман наполнен множеством острых проблем, которые затрагивают не только братьев Карамазовых, но и других персонажей. Они также отражаются в судьбах других героев романа — алкоголика, пароника, записчика казны и даже в подпольного человека. Августовский записчик — фигура утешителя, философа и мудреца, предлагающего свою версию возможных решений для героев романа и его читателей. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский раскрывает свои идеи о религии, борьбе с иррациональностью, моральной ответственности и нравственном выборе. Кроме того, здесь присутствует мотив игрока, борьбы с самим собой и своими страстями, а также сияющий образ Идиота — человека чистый и святой. Таким образом, роман «Братья Карамазовы» с его множеством переплетенных историй и глубоких философских мыслей, является одной из главных работ Достоевского, в которой автор смело обращается к вопросам справедливости, морали и ответственности перед самим собой и другими.

Что читал Достоевский? Копаемся в личной библиотеке писателя

Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания и попытка доказать свою значимость с помощью унижения окружающих — все это и многое другое присуще главному герою повести. Отсюда его стремление носить маску грубияна. И хотя его поведение со стороны может показаться чудным и глупым, давайте-ка честно ответим на вопрос: как часто мы притворяемся кем-то, кем не являемся? Не страх ли толкает нас на это притворство? Читать отрывок 8. Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. Сюжет печален и актуален во все времена и для всех народов: дети бедняков не в силах вырваться из нищеты, как бы усердно они ни трудились. Их гложат тяготы малоимущих: беспросветность, голод, болезни, безуспешные попытки вырваться из нищеты.

Главные герои по натуре своей люди благородные, но порой им приходиться совершать недостойные поступки. Читать отрывок 9. И все эти рассуждения не размазаны по тысячам страниц многотомника, нет. Коротенький рассказ насчитывает всего пять страниц. Если вы любите творчество Достоевского, обязательно прочтите это удивительную историю о смешном грустном парне, решившемся на самоубийство, и маленькой девочке, искавшей помощи прохожего, и о сне, навсегда изменившем жизнь человеческую. Читать отрывок 10. Первые заготовки в виде двух отдельных повестей вышли в свет в 1847 году.

Впоследствии автор решил объединить два ранних произведения одно о жене, второе — о муже в единое целое. В центре сюжета лежит история мужчин, столкнувшихся на улице у многоквартирного дома, где один назначил встречу любовнице, а второй выискивает улизнувшую от него молоденькую жену. Пытаясь уличить неблаговерную благоверную в измене, мужчина невольно оказывается в курьезной ситуации.

Я тогда, как паук, к себе в угол забился».

Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора. Раскольников — герой времени и безвременья Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы. Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны.

И когда Раскольников смотрит на процентщицу только как на старуху, которая «никуда не годна», то и расправа над ней оказывается не преступлением: «Если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой, злой, завистливой и глупой, которая сама не знает, для чего живет на свете…» Раскольников решается на убийство, чтобы избавить от Алены Ивановны в том числе и ее бессловесную сестру Лизавету, которую процентщица держит в работницах. Но когда он идет на преступление и совершает его, невольным свидетелем становится та самая Лизавета — и он убивает и ее. Так Раскольников проявляет себя как характерный представитель эпохи 1860-х годов: он увлекается одной актуальной, но не до конца оформленной идеей и демонстрирует то общее, что определяет его поколение — необычайную «шаткость в понятиях», размытость границ добра и зла, представление об относительности всех нравственных принципов. Достоевский не только изображает преступление, но и очень подробно воссоздает его последствия для Раскольникова.

Убийству, как показывает Достоевский, сопротивляется сама природа человека. Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется. Постоянно возвращаясь в памяти к убийству, припоминая предшествующие ему обстоятельства, он останавливается и «замирает», оказывается в некоем безвременье, и даже в присутствии других людей остается наедине с самим собой. Он бродил без цели.

Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время.

Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса. Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят. Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет?

Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства. Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения. Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом. А Соня именно из-за своей глубокой религиозности считает себя падшей женщиной, «недостойным существом», и сама мысль о том, что такой «благородный» человек, как Раскольников который помог их семье , по-доброму к ней относится, знакомит ее с матерью и сестрой, обращается к ней по имени и отчеству — ее это глубоко трогает, она считает себя недостойной такого отношения. Даже если он привлекает ее внешне, Соня не считает себя вправе испытывать романтические чувства, и любовная линия в романе не прорисовывается.

Раскаяние Раскольникова в финале — второй миф школьного подхода к роману Как и с любовью Сони и Раскольникова, так же десятиклассники пребывают в твердом убеждении, что Раскольников совершил преступление, а потом и его накрыло раскаяние, и он стал хорошим человеком. До последней строчки романа речи о раскаянии не идет: к финалу Раскольников осознает неправильность своей теории, а теория — это некоторое логическое построение, а в нем может оказаться ошибка. Все, с чем герой приходит к финалу, — это понимание ошибочности своей логики, и для него это уже большое достижение. В романе нет ни строчки о том, что Раскольников жалеет о загубленных жизнях. Роман заканчивается словами, что начинается история постепенного обновления человека, и это — другая история. Михаил Сапрыкин: Нам всегда кажется, что текст, который вошел в школьную программу, написан хорошо и все в нем на своем месте.

Но это как раз таки тот случай, когда финал у Достоевского не получился, и это легко объясняется текстологически. Роман изначально складывается из трех разных замыслов: сначала Достоевский хотел писать социальный роман о вреде пьянства — «Пьяненькие», — и так у нас появляется семья Мармеладовых. Он одновременно хотел писать о современном человеке, который нарушает нравственные законы, — и вот у нас Раскольников. В то же время автор задумал исповедь человека, который сознается в своих прегрешениях и встает на путь истинный. Вдобавок Достоевский интересуется уголовной хроникой Петербурга своего времени. Итого Раскольников — преступник, у которого есть две мотивации: ангельская он действительно эмпатичный мальчик, который вроде хочет всем помочь и дьявольская он хочет стать новым Наполеоном.

Это центральная сцена романа, идейная кульминация, в которой Соня по просьбе Раскольникова читает ему легенду о воскрешении Лазаря, которая действительно выглядит избыточной. Топор — довольно очевидный символ: Раскольников ударяет старуху обухом, соответственно, лезвие в момент удара направлено на него. Когда он замахивается топором, лезвие движется к нему — тем самым символически его убивает. Евангелие в финале романа зачастую истолковывается слишком прямолинейно. В эпилоге говорится, что Евангелие, данное Соней Раскольникову, он держит под подушкой — мы не видим слов о том, чтобы он его читал. Таким образом, Евангелие для Раскольникова — потенциальная, но не реализованная возможность раскаяния. Цветовая символика — еще один элемент романа, к которому автор постоянно возвращается в каждой части романа. Сон об Африке выступает контрастом по отношению к остальной цветовой гамме романа именно потому, что там появляются яркие краски. Основная цветовая гамма романа — серая: этим цветом изображается дождливая темная погода в Петербурге. В сцене самоубийства Свидригайлова на этом цвете особый акцент: окружающий серый город душит героя и тем самым будто подталкивает к самоубийству.

Желтый цвет у Достоевского символизирует болезненность, неустроенность, тревогу, создавая в сочетании с серым мрачную и изматывающую цветовую гамму. Здесь же вспоминается, что в те годы сумасшедшие дома красили в желтый цвет. Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса. Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят. Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет? Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства. Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения. Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом.

А Соня именно из-за своей глубокой религиозности считает себя падшей женщиной, «недостойным существом», и сама мысль о том, что такой «благородный» человек, как Раскольников который помог их семье , по-доброму к ней относится, знакомит ее с матерью и сестрой, обращается к ней по имени и отчеству — ее это глубоко трогает, она считает себя недостойной такого отношения. Даже если он привлекает ее внешне, Соня не считает себя вправе испытывать романтические чувства, и любовная линия в романе не прорисовывается.

Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица)

В каком порядке читать книги Достоевского Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести.
С чего нужно начать читать Достоевского. Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения.
Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе | Счастливые родители Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с чего начать, этот гайд расскажет вам о его ключевых произведениях, которые помогут вам погрузиться в мир его литературы.
10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть В областной библиотеке имени Горького Ирина Арсеньевна прочитала рязанцам лекцию по творчеству Ф.М. Достоевского, рассказала о связи произведений писателя с христианскими ценностями.

6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники

Его главная дилемма — «я и Вселенная». Герои таких произведений — свободные путешественники, странники, разбойники, изгои, художники, они озабочены обретением идеала, а не практической деятельностью. Романтические произведения делят на психологические, философские и гражданские. Среди жанров — исторический роман, фантастическая повесть, лирическая поэма и баллада. Во второй четверти 19 века возникает ещё одно литературное направление — реализм. Его цель — воспроизвести в тексте существующую действительность в типичных чертах. Появляются два типа главных героев: «маленький человек» и «лишний человек». При этом ему тоже хочется сочувствовать. Он презирает чиновничество и не может стать частью общества и трудиться на благо государства.

В 1840-е годы появилась натуральная школа. В это время в литературе развивался критический реализм. В основном были популярны произведения о кардинальных противоречиях городской и деревенской жизни. В это же время творит Александр Островский. Героями его пьес становятся русские купцы, жизнь которых, как оказалось, не так проста: социальные конфликты и полное отсутствие нравственности. В 60-е годы в литературу приходит новый герой — человек меняющийся, «текучий», как и эпоха, но сохраняющий верность своему внутреннему «я». У разных писателей это разные люди со своими убеждениями и мировоззрением. Но при этом они все связаны с жизнью общества — пренебрегают своими мечтами и желаниями ради благополучия других.

Такой этический максимализм героев иногда приводит к новой жизни, а иногда — к обломовщине. Как начать читать классику Начните с небольших произведений. Необязательно сразу хвататься за «Войну и мир»: чтобы накопить читательский опыт, достаточно коротких рассказов и поэм. Узнайте исторический контекст. Это поможет лучше понимать настроение и поступки героев. Все книги писались в определённый период истории — на людей того времени влияли политические и социальные события, культура. Взаимодействуйте с книгой. Так вы не потеряете нить повествования.

В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!

Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины — это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.

Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился это слово хорошее! Я тогда, как паук, к себе в угол забился».

Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора. Раскольников — герой времени и безвременья Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы. Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны. И когда Раскольников смотрит на процентщицу только как на старуху, которая «никуда не годна», то и расправа над ней оказывается не преступлением: «Если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой, злой, завистливой и глупой, которая сама не знает, для чего живет на свете…» Раскольников решается на убийство, чтобы избавить от Алены Ивановны в том числе и ее бессловесную сестру Лизавету, которую процентщица держит в работницах. Но когда он идет на преступление и совершает его, невольным свидетелем становится та самая Лизавета — и он убивает и ее.

Так Раскольников проявляет себя как характерный представитель эпохи 1860-х годов: он увлекается одной актуальной, но не до конца оформленной идеей и демонстрирует то общее, что определяет его поколение — необычайную «шаткость в понятиях», размытость границ добра и зла, представление об относительности всех нравственных принципов. Достоевский не только изображает преступление, но и очень подробно воссоздает его последствия для Раскольникова. Убийству, как показывает Достоевский, сопротивляется сама природа человека. Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется.

Учитывая, что сегодня можно читать книги онлайн бесплатно , вы можете познакомиться с ними прямо сейчас. Смысл очень точно отражен в названии. В романе раскрывается «вечная тема» так называемого «маленького человека» — бедного, без состояния и положения. В произведении рассказывается о тех, кто влачит жалкое существование в дешевых квартирах в самых отдаленных районах. Герои мерзнут, недоедают и не вылезают из долгов. Но бедность не притупила их чувств, и они не меньше богатых могут страдать и тяжело переживать унижение своего человеческого достоинства.

Суть произведения легко понять уже из названия.

С чего начать читать достоевского

Предлагаем подборку 5 главных романов автора, которые следует прочесть каждому. Прочитав произведения Достоевского, вы узнаете, какие проблемы и вопросы волновали писателя, какие взгляды он высказывает через своих персонажей. Что советует читать Достоевский Если бы вы спросили Фёдора Михайловича, какую книгу читать детям и с детьми, он ответил бы так. Эта точка зрения Достоевского во всей своей полноте раскрывается в романе «Преступление и наказание». Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского.

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы

Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?». Федор Михайлович Достоевский — имя известное каждому, ведь его романы по сей день остаются классикой, о которой говорят. Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.

В каком порядке читать книги Достоевского

Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.
Что советует читать Достоевский С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать.
Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его.
Что советует читать Достоевский Кинопоиск подводит итоги полугодия: начали с игр, продолжаем книгами!
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с какой книги начать, вам предлагается несколько вариантов.

Главные романы Ф. М. Достоевского

Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с чего начать, этот гайд расскажет вам о его ключевых произведениях, которые помогут вам погрузиться в мир его литературы. Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные книги Федора Достоевского: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие, смотрите топ-10 лучших произведений великого русского писателя по версии КП: обложки книг, сюжет, интересные. Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?».

Зачем сегодня читать Достоевского?

С момента написания произведения прошло немало лет, но мало что изменилось с тех пор... Человек все так же зависит от чужого мнения... Произведение с разных сторон исследует тему азарта, зависимости от игры, психологического состояния игроков. Построен роман по принципу дневниковых записей. В красках и лицах Достоевский описывает все стороны "медали" и буквально кричит о том, что за страшная штука - игромания. В книге поднимается еще одна грустная тема - ожидание наследства. Родственники словно стервятники кружат над еще живым человеком.

Роман "Униженные и оскорбленные", 1861 В романе речь и идет о судьбе небогатой помещичьей семьи Ихменевых. Так вышло, что их несправедливо засудил князь Валковский, на которого работал глава семейства. К тому же в сына князя Алешу влюбляется дочь Ихменева Наташа. Так о чем же роман? Во-первых, о несправедливости, когда богатые и наделенные властью персоны могут сделать фактически что угодно с простыми людьми, у которых нет денег и связей. Можно и нужно, конечно, сказать, что Достоевский писал о проблемах России именно того времени, когда жил он, то есть на стыке 19го и 20го веков.

Но не будет преувеличением сказать, что данная проблема характерна не только для времени Федора Михайловича, но и для нашего.

В первой части Достоевский представляет читателю жизнь заключенных в тюремной крепости. Он описывает их тяжелые условия существования, моральное и физическое страдание, а также взаимодействие с тюремной администрацией. Во второй части рассказа автор рассказывает о своем периоде освобождения из тюрьмы и о трудностях, с которыми он сталкивается в обществе. Он описывает свое возвращение к жизни и свое стремление к покаянию за совершенные ранее ошибки. В них Достоевский основывается на своем собственном опыте тюремного заключения и максимально правдиво передает мрачную атмосферу и тяжелую судьбу заключенных. Чтение «Записок из мертвого дома» позволяет заглянуть в мир исправительных учреждений 19 века, проникнуться судьбами истинных героев, а также задуматься над проблемами справедливости и покаяния. Рассказ является важным шагом в изучении творчества Федора Достоевского и позволяет лучше понять его мировоззрение и литературный стиль. Проникнуться проблемами общества в «Злодейская душа» Роман «Злодейская душа» Федора Достоевского — одно из его наиболее известных произведений, которое позволяет читателю проникнуться проблемами общества того времени.

Основная цель автора заключается в исследовании психологии и морали человека и его возможной преступной наклонности. Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1860-е годы. Главный герой романа, Раскольников, молодой студент, страдает от крайней нужды и морального кризиса. Философские раздумья о разделении людей на «обыкновенных» и «замечательных» влияют на его сознание, и он решает преступить границы закона, чтобы решить свои финансовые проблемы. Читая «Злодейскую душу», можно проникнуться проблемами и душевными конфликтами Раскольникова. Он сталкивается с внутренними борьбами и мучительными сомнениями после совершения преступления. Автор исследует темы моральности, жертвы и идеала, подвергая их критике и вызывая размышления у читателя. В «Злодейской душе» Dостоевский также отражает социальные проблемы и неравенство общества, которые были характерны для того времени. Он раскрывает поражающее противоречие между богатыми и бедными, показывая несправедливость и индивидуальную ответственность в современном мире.

Роман «Злодейская душа» остается актуальным и волнующим произведением в наше время. Читатели, пораженные моральными дилеммами и противоречиями общества, найдут в нем множество пищи для размышлений и обсуждений. Оценить глубину психологического портрета в «Игроке» Роман «Игрок» Федора Достоевского является ярким примером глубокого психологического анализа главного героя. Автор создает сложный портрет амбициозного, эгоистичного и одновременно уязвимого человека, готового на все ради своих желаний и пристрастий. Главный герой романа, Алексей Иванович, является наемным преподавателем и зависит от щедрости богатого своего общества, благодаря которому живет припеваючи и ни в чем себе не отказывает. Однако, Боголюбов, глава семьи, терпеливо ожидает от героя исполнения его долга перед ним, а именно получения выигрыша в азартной игре. Раз дворецкий Алексея, полный веры в свою победу и получение заветного выигрыша, соглашается на игру, от которой уже многие раз отказывался. Читатель видит, как герой опускается все ниже и ниже, с каждой игрой теряя все свое достоинство и накапливая долги. Автор показывает механизмы затяжной игромании и очевидность психической зависимости от игры, чего не замечает сам герой.

Поставив все на карту и проиграв, Алексей Иванович оказывается в положении жреца внутренней, душевной и психологической тоталитарности, забытый всеми и потерявший всякое достоинство. Портрет главного героя позволяет читателю увидеть его закрытость, ущербность и одновременно готовность к поведению, которое перевернет всю его жизнь. Глубоко проникая в душевное состояние героя, автор раскрывает его сложность и трагичность, позволяя читателю осознать истинное значение поступков и поступков героя. В «Игроке» Достоевский описывает сложные психологические процессы и мотивы главного героя, показывая человеческую природу, склонность к риску, жадности, эгоизму и одновременно человеческое стремление к свободе и самоутверждению. Автор вызывает в читателе отторжение и сострадание к герою, который сам не может контролировать свои желания и страсти. Таким образом, «Игрок» Федора Достоевского представляет собой пример глубокого анализа психологического портрета главного героя. Автор позволяет читателю проникнуться эмоциями и состраданием к герою, показывая сложность человеческой природы и ее уязвимость. Исследовать мистическую сущность «Мастера и Маргариты» Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова является одним из самых известных и сложных произведений русской литературы XX века. В нем автор переплетает реальность с фантазией, мистицизм с иронией, создавая множество символов и образов, которые требуют глубокого анализа и интерпретации.

Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха». В 1866 г. В тот же год он женился на Анне Сниткиной, которая взяла в свои руки издание трудов мужа.

У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в раннем детстве. В 1867—1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот».

Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы», итоговый роман писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества.

Хочу посредством чтения классической литературы расширить словарный запас. Чувствую, что я уже «доросла» до такого типа литературы. Не всё же журналы и мусор читать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий