Новости святитель филипп митрополит московский

Святитель Филипп, митрополит Московский. Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По политическим и личным вопросам митрополит Московский Филипп II не давал советов государю, но он осуждал безнравственные и противные Богу явления, распространенные на Руси в то время, в частности, опричнину. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России.

СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ

Тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8. Там, в главном соборе Московского Кремля, и по сей день пребывают мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. 21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, архиепископ Тихон совершил Литургию в приходе г. Лера.

Где находятся мощи святого

  • Дни памяти
  • Храм святителя Филиппа, митр. Московского – Telegram
  • 22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, смотреть онлайн
  • Святитель Филипп, митрополит Московский – ПРАВОСЛАВИЕ
  • В РПЦ допустили исправление жития митрополита Филиппа после слов Путина // Новости НТВ

Какого числа день памяти Филиппа Московского в 2024 году

Владимир Легойда Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ «Споры о том, нужен ли православному приходу свой сайт, остались уже далеко в прошлом. Присутствие в интернете из предмета дискуссий превратилось в насущную необходимость. Более того, чтобы идти в ногу со временем уже не достаточно просто создать в Сети страницу. Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале.

По сути, это царский «удел», где монарх устанавливал собственные порядки, «изводил» «изменников», тем более, что у жестокого, гневливого Ивана действительно было немало критиков, открыто выражавших недовольство царем. Так начались казни — за неосторожно сказанное слово, или просто — «по подозрению». Но хуже казней было другое — духовное состояние государя, убежденного: его образ действий не только богоугоден, но… спасителен для подданных! Он, царь, присвоил себе право «вязать и решить», определять, кому жить, кому — погибнуть. Иван не останавливался перед кощунственной пародией на Церковь — его опричное войско было устроено наподобие монашеской общины. Сам царь также много молился, каялся в убийствах… чтобы снова убивать. Иные современные публицисты именуют это состояние сумасшествием, бесстрашно ставя «диагноз» человеку, жившему около полутысячелетия назад. Церковь же хорошо знала: все много хуже «простого» помрачения ума. Ибо тот, кто возомнил себя вершителем человеческих судеб — по крайней мере, тяжко болен гордыней. Которая ведет уже прямо к бесовскому прельщению, когда силы зла берут над несчастным полную власть. О том, что исцелить это человеческими силами нельзя, говорил еще прп. Иоанн Лествичник , писавший: «Блудных исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — один Бог». Именно видя состояние царя, от митрополии отказались: митрополит Афанасий, оставивший кафедру, видя все происходящее; свт. Герман Казанский, которого царь упросил занять митрополию — но не выдержал его обличений. Колебался также свт. Ведь виденное им в пустыни означало одно: ему предстоит стать митрополитом, чтобы принять мучительную смерть. Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник Кузьмин О. Говорят, что святителя склонили к принятию митрополии другие епископы. Его убеждали, что он, с детства знавший царя, сможет повлиять на него, остановить казни. И убедили. Первые полтора года прошли относительно спокойно: царь, удовлетворенный его обещанием «не вступаться» в дела опричнины, позволял владыке «печаловаться», то есть заступаться за некоторых «бояр-изменников», даже слушал его советы. Подвиг и убийство митрополита Филиппа В 1568 г. А за ними — открытый конфликт с царем. По свидетельству служивших при царском дворе иностранцев, митрополит сначала пытался беседовать с Иваном наедине, а 22 марта 1568 г. Таубе и Э. Крузе приводят такие слова Предстоятеля, обращенные к царю: «Милостивейший царь и великий князь, до каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан? Долго ли будет продолжаться в Русском государстве эта несправедливость?

Окончательный разрыв наступает весной 1568 года. Внезапно в храме появляется Иоанн Грозный с толпой опричников. И царь, и свита - все в чёрных высоких шапках и чёрных рясах. Царь подходит к владыке Филиппу, ожидая от него благословения. Но святитель словно не замечает присутствия царя. Наконец, один из опричников обращается к митрополиту. Опричник: Владыко, царь Иоанн Васильевич пришёл к твоей святости и требует от тебя благословения. Филипп: Государь, ни в этой странной одежде, ни в делах твоих не узнаю Царя Православного. Даже у татар и язычников есть закон и правда, а на Руси правды нет. В целом свете уважают милосердие, а на Руси нет сострадания даже для невинных. Как страдают православные! Убойся, государь, суда Божия. Мы здесь приносим бескровную жертву Богу, а за алтарём льётся невинная кровь христианская! Везде грабежи и убийства совершаются именем царским! Хотя и возвеличен ты по воле Божией, однако же и ты смертный человек! Как предстанешь на суд Бога Всевышнего? Иван Грозный: Филипп, нашей ли воле хочешь противиться? Лучше было бы тебе согласиться с нами. Филипп: Тогда к чему же вера наша? Я не о тех скорблю, кто невинно предаётся смерти, как мученики; я скорблю о тебе, забочусь о твоём спасении. Иван Грозный: Нашей державе смеешь ты противиться? Я был слишком милостив к тебе, митрополит! Филипп: Государь, я пришелец на земле… и хотя бы мне пришлось и лютые страдания претерпеть, не смирюсь пред тобою! Иван Грозный: Что ж, Филипп, я заставлю тебя жаловаться; увидим твою твёрдость! Вне себя от ярости Иоанн выходит из храма.

Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567 - 1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному. Обличение Святителем царя Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор , как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Церковный суд над Святителем Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание. Заточение Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года.

Сообщить об опечатке

  • Домен припаркован в Timeweb
  • Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
  • Главное меню
  • Сообщить об опечатке
  • День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского (эфир от 22.01.2024 г.)

16 июля — перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского

Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года.

Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Увидим твердость твою! Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой.

Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы.

Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято.

Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь.

Ветряные мельницы избавили монахов от необходимости молоть зерно вручную, а соляные и рыболовные промыслы стали снабжать солью и рыбой все русские земли. Так проходило житие служителя церкви на Соловках. Святитель сам помогал строить величественные сооружения, закладывал стены, а под папертью храма Преображения Господня он подготовил себе могилу, рассчитывая, что закончит свои дни в этом месте. Но все сложилось иначе. Новые испытания и окончание жизненного пути Когда игумен Колычев посетил Москву, Иван Васильевич увидел в подвижнике духовную опору, которая нужна была ему в начавшемся противостоянии с боярами. Царь настоял на возведении Филиппа на престол московских первосвятителей. В скором времени государственный правитель стал производить жестокие казни и пытки из-за писем польского короля к боярам.

Гонимые искали защиты у митрополита. Тогда Филипп Московский обратился к царю с просьбой исполнить право «печалования» - защиты невинных от устраиваемых жестокостей. В речи он напомнил царю, что тот сам просит Бога простить грехи, а других прощать не желает. Но яростный властитель увидел в этом обращении единомыслие Филиппа Московского с боярами, а не великодушие и милосердие. Бояре, желая выслужиться перед царем за счет ближнего, воодушевились. Падение святителя Московского стало неизбежным: в его окружении появились лжесвидетели. В скором времени составили собор, где мужественный Филипп не стал оправдываться и был готов остаться без архиерейского сана.

Недруги не дали ему возможности так просто сложить полномочия, ведь цель у них была отомстить. Во время литургии митрополита Московского, которую служил святитель, в Успенский собор явились опричники. Перед народом был зачитан приговор о низложении обязанностей митрополита, с него сорвали священные одежды, выдворили из храма и отвезли на дровнях в Богоявленский монастырь. После этого Филиппа сослали в Отрочь-монастырь в Твери.

Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву.

Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.

В Лавре молитвенно почтили свт. Филиппа, митрополита Московского

Но призвав благочестивого игумена в Москву собор архиереев возвел его в сан митрополита — Филипп возглавил всю Русскую Церковь. 22 января Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп (Колычев) происходил из знатного и древнего боярского рода Колычевых, известного уже в XIII веке. СВЯТОЙ ДНЯ Сегодня церковь чтит память святителя Филиппа II. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений. Акафист святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу на сайте

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести мощи святителя Филиппа в Москву. Святитель Филипп (1507-1569), бывший митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 гг., одна из самых трагических фигур истории России и Русской Православной Церкви. Святитель построил в Москве храм во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких, что помогло с развитием книгопечатания в столице.

Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси

Новостная служба Святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол» 16 июля. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена.

По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву.

И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли. Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя.

А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой. И в Отроче-монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя - всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь. А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря "собинный друг" царя, Никон, будущий патриарх.

С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений. Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест - поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться "часовня у Креста".

Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру. Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская в советское время Рижская. Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала - таможенной границы Москвы 1742 года.

И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру. А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней. Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.

Иногда, впрочем, называют имена архитектора М. Карпова и Семена Карина - того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесенной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И. Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов. Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона.

И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской. В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А. Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала "Москва-Волга" этот водопровод стал не нужен. А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую - по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. До революции он назывался Виндовским. К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, - по находившейся там редакции популярного журнала "Безбожник".

Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес. Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения. Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице.

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А. Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым - потомкам святителя Филиппа Колычева. Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы.

Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор приводил иноков "в удивление тою решительностию, с какой старался подражать им, отсекая от себя мирския страсти". Настоятель и братия, видя "благое произволение его", сочли его достойным иноческого чина. Феодор был пострижен и наречен Филиппом. Новоначальный инок был отдан на послушание иеромонаху Ионе, опытному подвижнику, который в юности своей был собеседником преподобного Александра Свирского, тогда уже прославленного в лике святых. Инок Филипп выполнял различные тяжелые послушания: смотрел за монастырской кузницей, трудился в хлебне, где он охотно носил воду и дрова.

В Спасо-Преображенском сборном храме обители был образ Богоматери "Хлебный", явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебне. Будущему игумену дали послушание при храме, в качестве екклесиарха, и здесь усердное исполнение своих обязанностей снискало ему всеобщее уважение и любовь. Но даже тень славы человеческой смущала инока Филиппа, и он удалился из монастыря в пустынь, ныне называемою Филипповской. Много лет прошло в уединении и сокрытых от посторонних глаз подвигах. Когда он возвратился в обитель, игумен Алексий приблизил его к себе, сделав помощником по разным частям управления. В 1548 году игумен пожелал передать управление монастырем Филиппу. Неоднократно Филипп отказывался от звания настоятеля, но игумен Алексий, в душе своей похваляя смирение избранного им преемника, созвал братию, и, сказав о своей старости и немощах, спросил: "кого по нем изволят они в настоятели? Тогда, не смея прекословить общему решению, инок Филипп отправился с несколькими братиями в Новгород к архиепископу Феодосию, который рукоположил его во пресвитера и вручил ему игуменский жезл. Престарелый игумен Алексий со всею братией торжественно встретил Филиппа на пристани с крестным ходом, ввел в храм и поставил на свое место.

Силы игумена Алексия стали восстанавливаться, и игумен Филипп упросил его продолжать правление, обещая полное послушание. Алексий вторично принял жезл правления и еще полтора года был настоятелем. Филипп удалился в свою любимую пустынь, и еще более строгой, чем прежде, была жизнь его. Игуменство святителя Филиппа продолжалось 18 лет, считая со дня поставления и до призвания на Всероссийскую митрополию. Соловецкий патерик так повествует о деятельности святого игумена: "На всем легла печать мудрой прозорливости его, не только для тогдашняго, но и для будущего благоустройства обители". Время его настоятельства "... Монастырское хозяйство в то время, когда инок Филипп стал игуменом, требовало немалых трудов. Еще оставались последствия сильного пожара, произошедшего в 1538 году. Игумен Филипп увеличил число соляных варниц на морском берегу шестью новыми.

Царь Иоанн Васильевич разрешил в 1548 году продавать безпошлинно 10 000 пудов соли вместо 6 тысяч и на вырученную сумму также безпошлинно делать закупки. В монастыре готовились к большому строительству: был поставлен кирпичный завод, проводились дороги, было проведено лесоустройство с тем, чтобы беспорядочные рубки не истощали лес. Множество озер острова, общим числом 52, были соединены каналами и сведены к монастырю, у восточной стены которого игумен Филипп благословил копать большое озеро, ныне называемое Святым. За счет системы каналов монастырь был не только обеспечен запасом питьевой воды, но и стены его получили дополнительную защиту с восточной стороны. В то время еще не было тех стен и башен, которые привычны для нашего взора, и поэтому для обороны монастыря озеро имело важное значение. В самом монастыре игумен благословил построить двух- и трехэтажные корпуса для братских келлий. В гавани Большого Заяцкого острова он построил каменную пристань с палатою о поварнею. При столь нелегких трудах игумен Филипп не усомнился приступить к строительству соборного храма в честь Успения Божией Матери. В храме также предполагалось возвести придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и присоединить к храму просторную трапезную палату.

Надеясь на помощь Государя, игумен Филипп обратился за помощью в Москву. Иоанн IV был особенно щедр к Соловецкой обители в то время и пожаловал монастырю в 1550 году Колежемскую волость, а в следующем году деревню Сороцкую Сорока, ныне Беломорск , где при Троицкой церкви был погребен первоначально преподобный Савватий. Успенский собор был возведен искусными новгородскими зодчими. В 1557 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, игумен Филипп освятил новый храм. Вскоре после освящения Успенского собора Игумен Филипп объявил братии о своем намерении построить еще более великолепный храм в честь Преображения Господня. Часть иноков высказывала опасение, что нет достаточных средств. Уповая на помощь Божию, игумен Филипп приступил к строительству. Спасо-Преображенский собор был заложен в 1558 году. Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов.

А Церковь не часть — она для всего народа, и потому никакие симпатии в отношении тех или иных политических сил не могут быть официально провозглашены как церковное учение и не могут официально провозглашаться в церковной проповеди. А что может провозглашаться? И кого Церковь может и должна поддерживать? Всех тех политиков или общественных деятелей, которые ратуют за единство всего нашего народа, за единство нашей Церкви, за подлинную независимость страны от различных могущественных сил, будь то на Востоке, или на Западе, или в иных местах нашей планеты. Потому что Церковь опасается, что политическая зависимость может оказать отрицательное воздействие на духовную жизнь, как бывало в прошлом.

Именно поэтому Церковь поддерживает подлинную независимость и все деяния власти, направленные на сохранение этой независимости от политических сил, находящихся вне нашей страны. И это не означает участия в политике — это означает заботу о благополучии людей, о сохранении нашей подлинности, о сохранении веры православной и тех ценностей, которыми живет еще по милости Божией наш народ. Тех духовных ценностей, которые идут от наших предков, тех ценностей, за которые проливали кровь наши мученики и новомученики Церкви Русской», — добавил Предстоятель. Памятуя о подвиге святителя Филиппа, мы сегодня возносим особые молитвы и о властях, и о воинстве, и о народе нашем, дабы в мире, единомыслии, духовной чистоте и вере протекала наша национальная жизнь, формируя ту внутреннюю силу, которая способна обеспечить полную независимость и свободу нашего народа. Молитвами святителя Филиппа, всех Московских святителей и всех святителей, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Отечество наше и Церковь нашу от всяких напастей, бед и зол и да укрепляет всех нас на пути духовного совершенствования и приближения к Богу, через которое испепеляется и исчезает грех и всякое человеческое беззаконие», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Заметили ошибку?

В Лавре молитвенно почтили свт. Филиппа, митрополита Московского

Святой митрополит Филипп родился в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Сегодня, 22 января, церковь празднует день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского. СВЯТОЙ ДНЯ Сегодня церковь чтит память святителя Филиппа II. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное ме.

Икона Филиппа Московского

  • 16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси
  • Храм святителя Филиппа, митр. Московского – Telegram
  • Неделя 6-я по Пятидесятнице. Святителя Филиппа, митрополита Московского
  • День памяти Филиппа Московского: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся
  • Неделя 32-я по Пятидесятнице. День памяти свт. Филиппа митрополита Московского и всея Руси

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий