Новости криминальный татарстан слово пацана читать

Новый сериал "Слово пацана", в котором рассказывается история подростка, попавшего в одну из казанских банд в 1980-х годах, буквально изумил не только российского зрителя, но и граждан из стран СНГ. Общество - 5 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Реакция официального и неофициального Татарстана на сериал «Слово пацана. Гараев рассказал, что для книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х» взял интервью у первого лидера группировки «Тяп-Ляп» и бывшего киллера «Жилки». В издательстве Individuum вышла книга исследователя криминальной Казани Роберта Гараева «Слово пацана.

«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу

После выхода книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" в электронном виде ей заинтересовалась прокуратура Татарстана, проверяя текст на предмет пропаганды идеологии АУЕ*. «Слово пацана» — в чем-то ностальгическое, но бескомпромиссное и местами страшное в своем упоении насилием произведение, где бандиты-рыцари без страха и упрека выгрызают себе место в криминальной иерархии. „Слово пацана“ — невероятно захватывающая книга, это живая, мощная и подлинная история преступности, отчуждения, братства и насилия». В издательстве Individuum вышла книга исследователя криминальной Казани Роберта Гараева «Слово пацана. Результатом его путешествия по своей — и еще сотни человек — памяти стало «Слово пацана», которое вобрало в себя свидетельства как тех, кто сделал насилие своим кредо, так тех, кто пытался остановить уличное настиле.

Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане

Писатель Роберт Гараев Восприятие и значение[ править править код ] Книга легла в основу художественного сериала « Слово пацана. Кровь на асфальте », вышедшего на экраны в конце 2023 года. В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн.

Это же сломанные судьбы.

Молодежи, конечно, сначала весело и интересно, ну а потом уже не до веселья: они получают сроки, судимости, оставляют пятно на всю свою жизнь», — рассуждает Азат Гайнутдинов. Молодежи нельзя показывать, что это круто — быть бандитом, говорит он. Азат Гайнутдинов: «Если эта книга, по которой снят фильм, призывает молодежь к блатной романтике, то я не поддерживаю это.

Но так не бывает. За то, что заработано нечестным трудом, рано или поздно придется расплатиться свободой. Я сам видел, что творилось с этими мальчишками.

Да, сначала была какая-то романтика, а потом она превращается в такие реалии: был осужден, освободился, образования нет, семья отвернулась. Что он будет делать? Хорошо, если у него нет зависимостей, он возьмется за ум и не вернется к прежней жизни», — вспоминает Азат Гайнутдинов.

Но чаще всего люди, которые встали на эту скользкую дорогу, уже не могут с нее выбраться, говорит он. У меня в деревне мальчишки насмотрелись, надели плащи, пришли в сельский магазин. Закрыли продавщицу и сказали, что будут ее крышевать.

Она просто отшлепала их и выгнала. Я тогда очень долго смеялся. Главное, чтобы это все не повторялось и дети не думали, что это круто», — говорит Азат Гайнутдинов.

Михаил Основ: «Я никогда не думал, что приду работать в милицию. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать» Фото: пресс-служба МВД по РТ «Те, кто не одумался, сейчас уже на кладбище» Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Казани, полковник милиции в отставке Михаил Основ пришел на службу в 1982 году. Эти мраморные памятники в полный рост легко узнать.

И на всех знакомые фамилии», — говорит он. В милицию Михаил Основ пришел работать после службы в горячих точках. Увидел, что творится в городе, и в отличие от других сверстников не встал на сторону криминала.

Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать. Уже в процессе работы он узнал, что с одним из лидеров ОПГ когда-то учился вместе в институте. Говорит, помнит, как навещал его в больнице после одной из драк.

Тогда никто не знал, почему он оказался на больничной койке. Для меня улица Зинина, Чеховский рынок, Калуга, Гвардейская — это асфальт, политый тонким слоем крови. Столько голов они проломили», — говорит он.

Михаил Основ считает, что преступность в те годы развивалась из-за экономических причин. Парней учили не пить и не курить, собирать общак. Но общак, как правило, оседал в кармане того, кто стоял у руля ОПГ.

Говорит, что через него прошли сотни ребята, которые выбрали не тот путь. Были лишь единицы, кого ему удалось вразумить. Он пять лет отсидел за изготовление гранат.

Ему тогда лет семнадцать было. Один подросток получил после этих взрывов осколочные ранения, осколки тогда несколько квартир повредили. Еще одна граната взорвалась в кармане его приятеля, он попал в больницу.

Я с его пальтишком, с дырой сантиметров в пятнадцать, ходил потом по школам, показывал последствия бандитской жизни.

Эти «понятия» носили не нормативный, а перформативный характер — их нельзя выучить, принять как кредо или завершенный свод правил, но можно лишь постичь изнутри жизненных практик уличного сообщества. При этом процесс такого постижения никогда не мог считаться завершенным — «пацан», подобно античным героям, каждым своим конкретным поступком переопределял содержание «понятий», он не следовал уже существующему закону, но самостоятельно творил его.

Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней.

Это тем более верно, так как позиция Гараева также является «включенной»: на рубеже 1980-х и 1990-х он был участником одной из казанских группировок и выступает скорее как составитель масштабного коллажа свидетельств, одним из которых является его собственное. Среди тех, чьи голоса звучат на страницах книги, — милиционеры, журналисты, бывшие «неформалы», но в первую очередь, конечно, сами «пацаны», представляющие несколько поколений «казанского феномена»: от Сергея Антипова, одного из лидеров легендарной группировки «Тяп-Ляп» в 1970-е, до участников группировок 2010-х. Структура книги избегает жесткого хронологического принципа, но перемещается от одной эпохи к другой, чтобы охватить самые разные элементы повседневной жизни казанских «пацанов»: отношения внутренние между «возрастами» и внешние с другими группировками , восприятие милиции и национальный вопрос, экономическую активность и поведение в тюрьмах.

Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы. Еще с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать «пацаном» присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине или остаться во внешнем мире, превратившись в «чушпана» стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов». Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, «не при делах» обычно соседи или родственники «пацанов» , из которой, впрочем, можно было легко переместиться в «чушпаны» или, наоборот, поднять свой статус до «пацана».

Такое субъект-объектное разделение иногда провоцировало поверхностных наблюдателей на сравнения «пацанов» и «воров в законе», однако их отличия, как еще раз показывает книга Гараева, носят фундаментальный характер.

Если и были драки между группировками, то на бытовой почве — они быстро стали обыденными. Моя первая, например, произошла уже на второй месяц после «пришивания». У нас была война, сейчас уже не вспомню с кем, и к нам в ПТУ приехали драться два вражеских пацана. Неприятели были выше нас на голову. Мы молча зашли в подъезд и встали возле лифтов на первом этаже в боевые стойки. После команды «Поехали» те двое тяжеловесов месили нас на протяжении нескольких минут Роберт Гараевиз книги «Слово пацана.

Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как складывались ваши отношения в группировке со старшими и ровесниками? Были нормальные старшие, а были — другие. Вот не полюбил тебя такой, и, когда приходило время наказаний в виде побоев, тебе старались нос сломать или уронить ударом. Помню, я не нравился одному. И когда пришло время общей экзекуции за то, что кого-то из участников «Низов» нашего возраста поймали с сигаретой, он прописал мне так, что я очнулся на снегу. Сейчас я почти не помню ни лиц, ни имен своих старших, но их кулаки помню хорошо. Сильнее всех бил Жбан...

Старшие выстраивались в линейку. Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу Роберт Гараевтз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» У меня было опухшее лицо, и на следующий день я даже не пошел в школу. Вообще, чтобы понравиться старшему, надо было хорошо разговаривать, быть духовитым и смелым. Очень помогало, если у тебя был уважаемый старший брат или родственник или же если ты вырос в подъезде с кем-то из старших и тебя знали с детства. Например, в «Низах» был мой ровесник по кличке Малыш.

Он часто зажимал [отбирал] шмотки у своих, хотя это было не по понятиям, — тем более, учитывая всю нашу бедность. Но у меня с ним конфликтов не было, зато были стычки с другим ровесником — Абажем. Он выбрал меня жертвой и постоянно подшучивал. Мне, конечно, это не нравилось — приходилось постоянно давать отпор. Достаточно быстро. Очень показательной для меня стала ситуация с парнем, который в детстве стал жертвой педофила. Об этом как-то узнали в группировке — и его очень жестоко «отшили» [изгнали].

Буквально за день до этого его называли друганом и братаном, а тут я видел, как они на нем прыгают. Потом я стал свидетелем еще одного «отшивания» — на этот раз своего дворового приятеля: второй наш друг помочился на него. Я понял, что так больше не могу. Первое время я думал, что ребята из «Низов» — моя защита: у меня не было с ними особых проблем. Но потом я вдруг стал ощущать исходящую от них опасность. Мне так не хотелось опять ходить на сборы, во всем этом участвовать — и я начал сливаться.

Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан»

Тем более история малолетних группировок в фильме основана на реальных событиях. Книга Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х" — достаточно масштабное документальное исследование. Смотрите также: Да и сам автор не остался в стороне от уличных банд. До 14 лет Роберт был "чушпаном" — хорошо учился в школе, занимался рисованием и читал книги. Но если ты живешь в городе, где около сотни подростковых бандитских группировок, выбор невелик. Или ты становишься членом одной из них, или легкая жизнь тебя не ждет. Если ты вообще сможешь ее сохранить.

По казанским меркам это очень мало...

Он обвиняет Адидаса-старшего в смерти Айгуль. Спустя некоторое время к Марату приходит глава комсомола и вручает почетную грамоту за задержание Турбо. Парня готовы зачислить в комсомол за заслуги перед обществом. Марат не очень рад гостю, но обдумывает предложение. Он соглашается прийти на церемонию принятия и даже отнимает пионерский галстук у случайного школьника. Марат вступает в комсомол. На выходе из дворца культуры его настигает Андрей. Марат считает, что поступил правильно, сдав универсамовских милиции. Ведь из-за них погибла Айгуль.

Между бывшими друзьями завязывается драка. В схватке побеждает Андрей. Марат и Андрей в финале оказываются по разные стороны баррикад. Парень бьет милиционера и убегает. Он убеждает девушку сбежать вместе с ним в Абхазию. Сделать это трудно, так как Адидаса ищут по всей Казани. На выезде из города он звонит мачехе и узнает, что к отцу приходили с обыском. Вова возвращается в Казань, чтобы навестить папу и попрощаться с ним. Но тот не принимает сына и отказывается от него, называет убийцей. За Вовой гонится милиция, и рядом с машиной его подстреливает Ильдар.

Герой умирает на руках Наташи. Андрей вместе с Ириной и Юлей навещает маму в больнице. Парень идет на рынок покупать торт и по дороге решает взять еще и цветы. Чтобы расплатиться с продавцом, он отдает свою шапку. Однако Андрея неожиданно узнает мужчина, у которого универсамовские украли видеомагнитофон. Он задерживает героя и сдает его милиции. Марат идет по коридору отдела милиции вместе с главой комсомола. Тот утверждает, что «за ними теперь сила» и что скоро все будет принадлежать им. В награду за сдачу «Универсама» комсомолец приводит Марата в туалет, где находится насильник Айгуль. Парень жестоко избивает преступника и затем плачет от бессилия.

В последней сцене показывают детскую колонию. Хор мальчиков поет «Седую ночь», на пианино играет Андрей. Героя все-таки отправили в тюрьму после всех совершенных преступлений. Каким получился эпизод. Финальная серия завершает сюжетные линии главных героев. Вова и Андрей получают заслуженное наказание: убийца погибает, а вор сидит в тюрьме. Живым и на свободе остается только Марат, но создатели сериала намекают, что он лишь сменил одних «пацанов» на других. Комсомольцы тоже проходят инициацию и занимаются теневым бизнесом — просто действуют не грубой силой, а более хитрыми способами. Судя по последним кадрам, месть не принесла Марату спокойствия. Вова Адидас в конце принимает свою судьбу.

Приходилось иногда драться, иногда умирать, если тебе не повезло. Но тебя убоялись». Происходящее знаю по рассказам знакомых, но какие-то вещи на себе прочувствовал. Когда приезжал в Казань, во дворе меня сразу расспрашивали, кто такой, откуда, чьих будешь, с «улицы» или нет. Предлагали присоединиться к «улице», то есть к банде подростков. Я отказывался, с детства родители объяснили, что это такое и чем может закончиться. На мой взгляд, все началось от нищеты и потому что подобное стало возможным в условиях того времени. Еще одна причина — низкий уровень образования и родительского воспитания.

В школе я ловил себя на мысли, что мне 15 лет, во мне 80 кг чистого мышечного мяса, а какая-то преподавательница учит меня жизни. Учителями были женщины 40—60 лет, они не представляли авторитета. Мы тянулись к лидерам-мужчинам. Хорошо, если лидером оказывался спортсмен, который вел к правильному образу жизни. А когда у лидера в голове жажда власти, то появлялись ОПГ. Существовал строгий запрет на курение, алкоголь и наркоту, требовались занятия спортом. Когда в Россию хлынули американские боевики с Брюсом Ли, Чаком Норрисом, позже со Шварценеггером, Сталлоне, то подростки мечтали походить на них. Поэтому когда парни видели тренера по качалке и мужиков с мышцами, то прибивались к таким лидерам.

В основном группировки возникали из тренажерных залов. Далее случалось, что спортсмен из качалки «вырубал» на улице троих-пятерых дрыщей. У него сносило крышу, это придавало уверенности в собственных силах. А когда таких спортсменов 200—300 человек, то это уже реальная мощь. Возникал вопрос: если мы самые сильные, то почему «дрыщи»-коммерсы не платят нам дань? Вот с этого и началось крышевание «дрыщей». Сначала более сильные пацаны щемили на деньги слабых в школах. Потом пацаны выросли и стали крышевать бизнесы.

Как сказал один бывший криминальный авторитет: «Не оторвать кусок от этого пирога я не смог». Реально в то время было тяжело удержаться, чтобы не взять свое силой. Сейчас молодежь избалованная, откормленная, нужды ни в чем нет. А тогда была голодная во всех смыслах. В фильме есть момент, когда герой картины мечтал подарить утюг бабуле, а другой учился играть на рисованных клавишах на пианино. В то время у людей не было денег, чтобы позволить себе элементарные вещи. Люди жили в бараках, дети уроки делали в варежках, не было отопления. Про нынешних пацанов я молчу.

Недавно видел парня лет двадцати с розовыми косичками на голове. В 90-х он бы в таком виде до ближайшего магазина не дошел». Максим: «Банды формировались в каждом районе Казани, да и вообще по всему Татарстану. Сомневаюсь, что в Татарстане существовали районы без банд, а позднее без крыши ОПГ. Я о таких не слышал. Возможно, и были какие-нибудь на отшибе, которые никому были не нужны, так как нерентабельные. Примерно до 1997 года группировки делили «асфальт», то есть территории». Карим: «По моим ощущениям, длилось это примерно до 2005—2008-го.

По слухам, местами до сих пор есть, хотя мне с трудом верится. В 2020 году мы приехали с мамой на могилу к отцу. В тот день там хоронили кого-то из ОПГ. По машинам и контингенту стало очевидно, что это не просто друзья. Люди приехали на дорогих тачках, в черных кожаных куртках. Я сам спортсмен, у меня 110 кг при росте 185 см, но половина из тех на кладбище казались покрупнее меня. Худых и слабых, даже средних, до 80 кг, там точно не было. Все спортивные, здоровые по 100—120 кг при росте по 180—200 см и несколько солидных взрослых мужчин лет от 50 до 60 , возможно, их старшие.

А в 2005 году я наблюдал сходку в Казани. Уличная банда собралась для решения внутренних вопросов на квартале. Сбор назначили в 11 утра на хоккейном стадионе. Буквально отовсюду подошли подростки, собралась толпа около 200 человек. Было понятно, что реально перетирали насущные вопросы». Дело в том, что попасть туда было легко, а выйти порой невозможно.

Молодежи, конечно, сначала весело и интересно, ну а потом уже не до веселья: они получают сроки, судимости, оставляют пятно на всю свою жизнь», — рассуждает Азат Гайнутдинов. Молодежи нельзя показывать, что это круто — быть бандитом, говорит он. Азат Гайнутдинов: «Если эта книга, по которой снят фильм, призывает молодежь к блатной романтике, то я не поддерживаю это. Но так не бывает. За то, что заработано нечестным трудом, рано или поздно придется расплатиться свободой. Я сам видел, что творилось с этими мальчишками. Да, сначала была какая-то романтика, а потом она превращается в такие реалии: был осужден, освободился, образования нет, семья отвернулась. Что он будет делать? Хорошо, если у него нет зависимостей, он возьмется за ум и не вернется к прежней жизни», — вспоминает Азат Гайнутдинов. Но чаще всего люди, которые встали на эту скользкую дорогу, уже не могут с нее выбраться, говорит он. У меня в деревне мальчишки насмотрелись, надели плащи, пришли в сельский магазин. Закрыли продавщицу и сказали, что будут ее крышевать. Она просто отшлепала их и выгнала. Я тогда очень долго смеялся. Главное, чтобы это все не повторялось и дети не думали, что это круто», — говорит Азат Гайнутдинов. Михаил Основ: «Я никогда не думал, что приду работать в милицию. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать» Фото: пресс-служба МВД по РТ «Те, кто не одумался, сейчас уже на кладбище» Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Казани, полковник милиции в отставке Михаил Основ пришел на службу в 1982 году. Эти мраморные памятники в полный рост легко узнать. И на всех знакомые фамилии», — говорит он. В милицию Михаил Основ пришел работать после службы в горячих точках. Увидел, что творится в городе, и в отличие от других сверстников не встал на сторону криминала. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать. Уже в процессе работы он узнал, что с одним из лидеров ОПГ когда-то учился вместе в институте. Говорит, помнит, как навещал его в больнице после одной из драк. Тогда никто не знал, почему он оказался на больничной койке. Для меня улица Зинина, Чеховский рынок, Калуга, Гвардейская — это асфальт, политый тонким слоем крови. Столько голов они проломили», — говорит он. Михаил Основ считает, что преступность в те годы развивалась из-за экономических причин. Парней учили не пить и не курить, собирать общак. Но общак, как правило, оседал в кармане того, кто стоял у руля ОПГ. Говорит, что через него прошли сотни ребята, которые выбрали не тот путь. Были лишь единицы, кого ему удалось вразумить. Он пять лет отсидел за изготовление гранат. Ему тогда лет семнадцать было. Один подросток получил после этих взрывов осколочные ранения, осколки тогда несколько квартир повредили. Еще одна граната взорвалась в кармане его приятеля, он попал в больницу. Я с его пальтишком, с дырой сантиметров в пятнадцать, ходил потом по школам, показывал последствия бандитской жизни. Еще один взрыв прогремел в ДК Маяковского, он бросил гранату в лидера группировки с улицы Аделя Кутуя.

Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле

Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки. Общество - 5 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. страница 1 текста книги: ал: «Кажись, мы его прикончили!» – он, даже не взглянув, передернул плечами: «Подумаешь, делов-то». читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Роберт Гараев.

«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР

Гибли в перестрелках, сами убивали ни в чём не повинных людей, попавших под перекрёстный огонь. Их захватывали в заложники и казнили бандиты из других ОПГ — в Казани разгорелись войны между бандами. Попытки перемирия часто завершались разборками. Например, война межу "Перваками" и борисковскими началась с инцидента в ресторане "Нарат", где бандиты мирились, но перепились и открыли стрельбу. В 1998 году лидер "Хади Такташа" объявил награду за каждого убитого первака. В результате резни на тот свет отправились семь перваков. В середине 1990-х были убиты авторитеты Николаев и Гусев, в 1998-м до смерти забили Павла Кудряшова и убили Марата Исхакова. На счету "Перваков" тоже немало смертей. Вы удивитесь, но многие из бандитов до сих пор на свободе их вина в суде не доказана или числятся в розыске. Но другие сидят пожизненно или "скончались" во время следствия.

Чем известен одиозный киллер из 1990-х годов Саша Солдат, который скоро выйдет на свободу "Жилка" Эта группировка вошла в силу в лихие 1990-е годы, вобрав в себя более мелкие банды. Основным лидером стал Хайдар Закиров. В банде существовала жёсткая дисциплина: провинившихся избивали и убивали. В Питере казанские подчинили себе магазины Невского проспекта, рынки, под их влиянием оказались банки. Затем Закиров распространил контроль и на север Москвы. Вскоре за эти территории разгорелась нешуточная война внутри ОПГ. В результате конкуренции Закирова убили в 1996 году. Остатки банды орудовали вплоть до нулевых. В 2002 году бандитов взяли.

Им были предъявлены обвинения в преступлениях, в том числе в 20 убийствах. Лидер ОПГ Марухин был приговорён к пожизненному сроку, а другие получили от 17 до 25 лет. Во времена СССР всё ограничивалось драками и гоп-стопом, а в девяностые всё стало всерьёз.

Конечно, мне нравятся обаятельные образы Вовы-Адидаса и Кощея. Кстати, мои подписчики в соцсетях, бывшие участники группировок, пишут мне: «Как похожи персонажи сериала на тех людей, которые нас окружали в то время! Помню, что в моем детстве тоже был почти такой же милиционер, он так же разговаривал, так же одевался. Как вам кажется, искусство должно быть свободным от социальной ответственности?

Главный герой Алекс — эстет и меломан, потрясающе разбирающийся в классической музыке, обожатель Бетховена, но при этом он абсолютный подонок и занимается разбоем. Этот пример хорошо показывает, что искусство не способно сделать человека лучше. Поэтому создавать исключительно «положительно прекрасные» произведения, избегая каких-то страшных тем, кажется мне напрасной затеей. А еще искусство должно говорить об актуальных проблемах, о сложных вещах. Неслучайно в середине ХХ века много говорили о том, что после Холокоста нельзя заниматься искусством так, как делали это раньше. Каждая историческая эпоха преподносит новую почву для рефлексии, поэтому я считаю, что нет таких тем, которые нельзя затрагивать в искусстве. Уличное насилие — одна из таких сложных тем.

Если на кого-то она оказывает негативное влияние, это не повод в принципе не поднимать ее. Источник: START Я думаю, фейки про подростков, якобы собирающихся в банды после просмотра «Слова пацана», будут тиражироваться до тех пор, пока выходят новые эпизоды сериала. Проект стал очень масштабным явлением, и людям хочется быть как-то к нему причастным — многие пишут фанфики про его героев, снимают тематические ролики, проводят какие-то анализы персонажей, ищут на картах местоположение казанских группировок и так далее. Люди отвечают творчеством на творчество. Это касается и журналистов. Однако стоит понимать, что в любое время многие молодые люди из провинций интересуются достаточно маргинальными вещами, увлекаются маргинальными субкультурами, зачастую связываются с криминалом. Группировщик всегда видит в ком-то врага, угрозу.

Но глобальных параллелей между восьмидесятыми и нашими двадцатыми я не вижу. Ожидать, что уличное насилие и дворовые субкультуры возродятся, не стоит. Почему зумеры не следуют примеру старшего поколения и не восполняют экзистенциальную пустоту насилием?

На первой из них культура банд начинала складываться; вторая фаза — расцвет первой половины 90-х годов, когда казанцы могли частично контролировать Москву и Санкт-Петербург; третья — формирование нового криминального поколения после того, как «авторитеты» 90-х по разным причинам отошли от дел [1].

Писатель Роберт Гараев Восприятие и значение[ править править код ] Книга легла в основу художественного сериала « Слово пацана. Кровь на асфальте », вышедшего на экраны в конце 2023 года.

Запомнился один случай. Мой одноклассник Антон был добрый пацан, но двоечник. Стал «лазать». А в девятом классе проиграл моему же однокласснику в буру астрономическую сумму денег. Полез грабить, попался. Дали условно.

Снова полез, снова попался. И в тюряге его зарезали. Он не отдал карточный долг. Еще помню, в девятом классе из Австрии прислали сладкие подарки каждому ученику школы. Но мои же одноклассники нагнули всех пацанов школы. Ребята отдали часть подарков. Но никто не стучал. В Казани не принято стучать, это не по-пацански.

Сегодня половину моих бывших одноклассников уже закопали, другие чалятся, третьи на игле. Никто из этих людей в люди не выбился. Возможно, в порядке только самые ушлые «старики» с крутых «улиц» группировок. Но лично я таких не знаю». Максим: «В 1996-м у меня был знакомый, бывший афганец. Рассказывал, что в какой-то момент он был лидером одной ОПГ. Потом начал спиваться. Умер примерно в 46 лет».

Тарас: «Меня не трогали. В нашем районе было чуть спокойнее, чем в Советском, Ленинском, Приволжском, Вахитовском. Совсем плохо было на Жилке — это окраина. Совсем благополучных районов в Казани не припомню. Каждая группировка держала свой район или квартал. Крышевали мелких бизнесменов и проституток, вымогали бабло, ставили на счетчик, торговали травой и черным героином, грабили кооперативщиков, угоняли машины. Иногда воровали в магазинах и комиссионках. Везде были «улицы», которые воевали между собой.

Например, часто подходили и спрашивали: «Ты с «улицы», при делах? Перевожу: «Ты с группировки? Участвуешь в жизни этой группировки? В фильме «Слово пацана» парня убили после положительных ответов на такие вопросы. Если бы он ответил отрицательно, остался бы жив. Но ответить отрицательно означало отречься от своих, что тоже равносильно смерти от своих же». Максим: «Некоторые девчонки крутили романы с пацанами с «улиц» и презирали честных девчонок. Хороших девчонок обычно не обижали, хотя бывали беспредельщики».

Фото: кадр из сериала «Мелочь прятали, чтобы не звенела» Тарас: «По улицам ходить было не опасно, просто мелочь надо было прятать, чтобы не звенела. Когда ловили, заставляли прыгать. А если мелочь находили, то отнимали. Группировки выходили на сборы только вечером. Воевали за самые сладкие куски города. Или другие вопросы решали». Амир: «Днем в Казани было нормально. Ночью — да, страшно, в чужие районы лучше было не соваться без острой необходимости.

Однако существовало правило: если парень в чужом районе провожает девушку, его не трогали. В принципе, обычным людям пацаны угрозу редко представляли, если только попадались редкие отморозки. В основном они друг с другом воевали, ну и в 1990-х коммерсов крышевали. Поэтому простые работяги не боялись гулять по городу, потому что интереса для группировки почти не представляли, если только у них на руках или дома не была крупная сумма денег. Девушки остерегались появляться в чужих районах. Моя знакомая рассказывала, что ее дважды в 1990-х пытались изнасиловать. Однажды затолкали в машину и повезли. Но она предупредила, что является подругой родственницы местного авторитета и за нее их всех вальнут.

Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»

История "казанского феномена", о котором сняли сериал "Слово пацана" » Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа»[4].
Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана» Подростки в Сармановском районе Татарстана решили воспроизвести показанные в сериале "Слово пацана" уличные баталии конца прошлого века.
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана» Новый сериал "Слово пацана", в котором рассказывается история подростка, попавшего в одну из казанских банд в 1980-х годах, буквально изумил не только российского зрителя, но и граждан из стран СНГ.

«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР

Родители с утра до ночи пахали на заводе, а дети все время были предоставлены сами себе и целыми днями шатались, изнывая от скуки. Одной из самых агрессивных организованных группировок 70-х была казанская ОПГ «Тяп-ляп», рассказал специалист: — Ее создателем был Сергей Антипов по прозвищу Антип. До того как создать группировку, он отсидел несколько лет за грабежи и хулиганство. Долго изучал историю криминальных группировок и их частые ошибки. Исследовал деятельность правоохранителей. Все эти знания впоследствии понадобились Антипову при создании ОПГ. Именно ему удалось договориться с властями об открытии спортивного клуба для подростков в городе. Казалось бы, дело благородное, но на самом деле именно «качалка», как называли спортклуб в народе, стала «гнездом преступного зла», отметил собеседник «ВМ»: Бунт и нигилизм: как сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» повлияет на подростков — Подпольный спортивный зал Антипова появился вблизи крупнейшего завода «Теплоконтроль».

И это было едва ли не единственным местом для развлечений, куда могли прийти подростки. Но власти и знать не знали, что там творится на самом деле.

Ключевые вопросы данного исторического периода «С какого района? А если найду? Однако если профаны «лохи» были обречены жить и страдать лишь в мире вопросов, то для посвященных, «пацанов», был открыт мир правильных ответов — «понятий».

Эти «понятия» носили не нормативный, а перформативный характер — их нельзя выучить, принять как кредо или завершенный свод правил, но можно лишь постичь изнутри жизненных практик уличного сообщества. При этом процесс такого постижения никогда не мог считаться завершенным — «пацан», подобно античным героям, каждым своим конкретным поступком переопределял содержание «понятий», он не следовал уже существующему закону, но самостоятельно творил его. Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней.

Это тем более верно, так как позиция Гараева также является «включенной»: на рубеже 1980-х и 1990-х он был участником одной из казанских группировок и выступает скорее как составитель масштабного коллажа свидетельств, одним из которых является его собственное. Среди тех, чьи голоса звучат на страницах книги, — милиционеры, журналисты, бывшие «неформалы», но в первую очередь, конечно, сами «пацаны», представляющие несколько поколений «казанского феномена»: от Сергея Антипова, одного из лидеров легендарной группировки «Тяп-Ляп» в 1970-е, до участников группировок 2010-х. Структура книги избегает жесткого хронологического принципа, но перемещается от одной эпохи к другой, чтобы охватить самые разные элементы повседневной жизни казанских «пацанов»: отношения внутренние между «возрастами» и внешние с другими группировками , восприятие милиции и национальный вопрос, экономическую активность и поведение в тюрьмах. Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы.

История казанской ОПГ в Северной столице Как жили, умирали и делили асфальт казанские группировщики, перебравшиеся в бандитский Петербург. Фильм снят по документальной книге жителя города Роберта Гараева, который и сам состоял в одной из группировок. Хотя сериал пока не закончился, известно, что будет с прообразами его героев далее. Те, кто переживёт это время, в 90-е станут бандитскими авторитетами; группировки казанских пацанов вырастут до настоящих ОПГ, которые будут делить власть и доходы с конкурентами не только в Казани, но и по всему бывшему СССР, включая Москву и Петербург. Как «казанская братва» оказалась в Северной столице, в чем была сила и слабость ОПГ из Татарстана, и как они уживались с соперниками по силовому бизнесу — в материале spb.

Легенда криминального мира. В начале января 2023 года многие бывшие участники бандитских разборок 90-х годов, а также бывшие и нынешние сотрудники правоохранительных органов получили СМС, состоявшую всего из двух слов: «Мартин умер». Для этих людей известие стало мини-сенсацией — «Мартин» было прозвище 59-летнего Марата Абдрахманова, уроженца Казани, лидера петербургского ответвления казанской ОПГ. Умер Мартин мирно — тихо скончавшись в старый Новый год, по естественным причинам, «без внешних признаков насильственной смерти». Хотя карьера его была такова, что именно такой жизненный исход казался наименее вероятным. В подростковом возрасте попал за решетку, а после выхода на свободу вырос до одного из лидера группировки «кировские», которая контролировала часть улиц в центре Казани. Считается, что именно «кировские» одним из первых занялись не просто драками за контроль над улицами, но и начали практиковать криминальный бизнес — от игры в напёрстки и гастрольных выездов в другие города, целью которых был гоп-стоп перешли к обложению коммерсантов постоянной данью. К тому моменту «казанские» уже начали обосновываться в Ленинграде. Любопытно, что свои внутренние взаимоотношения, в том числе жесткие конфликты между группировками, они принесли с собой.

Необходимо отметить, что в Питере настоящего казанского сообщества не возникло, все бригады действовали друг от друга достаточно автономно, являясь, по сути, филиалами группировок, находившихся в Казани», — рассказывал Андрей Константинов в своей книге «Бандитский Петербург». Со своей малой Родины при необходимости они подтягивали бойцов для осуществления тех или иных силовых акций — тех не знали в лицо в Петербурге, у них практически не было связей в Северной столице, что затрудняло любые расследования.

Они вовлекали подростков из всех социальных слоёв во всех районах Казани, начиная где-то с 11 лет. Нет, казанские группировки не обязательно были причиной школьного буллинга. Пацаны «при делах», будучи бойцами на улице, могли занимать в этих вопросах вполне гуманную и конструктивную позицию. Хотя бывало и иначе. Нет, казанские группировки в момент расцвета — это история не совсем про воровскую культуру и «братву», хотя были в их составе и носители воровского уклада, а ближе к своему финалу они действительно стали похожи на оргпреступность в других городах. Наконец, нет, казанские группировки — это не про татарский этнический фактор. Все «улицы», «конторы», «дворы» и «коробки» были интернациональными, объединёнными общей местной идентичностью, где русский, татарин, еврей и кто угодно из коренных казанских жителей был своим. Этнические диаспорные группировки, типа вьетнамских и прочих, существовали в другой системе координат.

Казанский феномен был настолько тотален, что легче говорить, чем он не был, чем давать содержательные определения. В богословии это называется: «апофатика». К власти не пришли Не легче отыскать и ответ на вопрос: «Для чего всё это было? Благодаря «Жмуркам» Балабанова в нашей культуре оформился эталон криминала, пришедшего во власть: стреляли, перестали стрелять и начали зарабатывать, стали респектабельными. Но тут приходится признать, что как социальный лифт казанский феномен сработал не очень хорошо. Обладая огромными человеческими ресурсами, группировки не проявили должного стратегического видения и не смогли воспользоваться нараставшей динамикой исторических событий. Власть у тех, кто был в партии и комсомоле в период перемен; кто знал, как работает народное хозяйство, и не упускал своего. Фамилии тех, кто оказался наверху, будучи связан с ОПГ, известны местным, но они — исключение, лишь подтверждающее правило. Жора Крыжовников, 2023, Россия Те бывшие участники группировок, кто стали предпринимателями и чиновниками средней руки или просто хорошими профессионалами, у кого дружные семьи, кто даёт деньги на мечети и церкви, можно предположить, что они бы состоялись в жизни и без принадлежности к «улице». Численность преуспевших экс-группировщиков с лихвой уравновешивается статистикой убитых, сидящих длительные сроки или сломленных тюрьмой, преждевременно сгоревших от героина.

У многих, кто сгинул и поломал себе жизнь в то время, тоже был хороший потенциал. Следа в культуре не оставили Если не получилось добиться власти и богатства, возможно, казанский феномен оставил значимый культурный след? Ведь разбойничьи песни и легенды любят все народы. Но и здесь ничего не найти. Не будем искать в Казани 80-х мировые явления типа афроамериканского гангста-рэпа. Уж очень разные весовые категории и стартовые позиции. Просто посмотрим на популярную в России музыку с оттенком криминальной романтики. Когда вы слышите, как поёт легендарный без шуток Бока, вы понимаете, о каких географических и культурных реалиях речь. Вы видите эти улицы Баку, где пока ещё мирно соседствуют азербайджанцы и армяне. Вы понимаете, что эту музыку слушали воры в законе и авторитетные люди с южного Кавказа.

Слушая одесский по происхождению, русский шансон от Утёсова до Шуфутинского, вы видите разноплеменный край у Чёрного моря. Погромы и еврейские отряды самообороны, трансформировавшиеся в банды.

Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана

Участвовал ли кто-то в уличных войнах, или был бит за неучастие в ОПГ, или был отшит с позором, была ли в курсе дел своего парня, или пережила групповое изнасилование — эти особенности биографии одинаково не располагают к излишней откровенности. Сейчас о «казанском феномене» яростно спорит вся Россия и сопредельные государства, а в Казани такие споры случаются периодически. Можно вспомнить, как в 2016 году у нас разразился большой скандал вокруг футболок с названиями исторических ОПГ: «Теплоконтроль», «Жилка», «Квартала» обязательно с ударением на последний слог. Любая шумная криминальная акция или массовая драка в спальном районе вызывает громкие вопрошания: «Неужели снова началось? Апофатика казанского феномена Феномен молодежных группировок оставил в Казани массу впечатлений на многие годы вперёд.

Ворошить это не принято, но пока идёт сериал, казанцы вынуждены работать «пояснительной бригадой» для неместных. Однако сформулировать уникальную сущность этого явления оказывается не так уж просто. Нет, казанские группировки не начались в 90-е годы как следствие распада СССР. Они начались при позднем дедушке Брежневе, а дальше расцветали при андроповской подморозке и перестроечной романтике и в лихие 90-е постепенно пошли на спад.

Нет, казанские группировки не были историей про рабочие окраины и «шпану» из неблагополучной молодёжи. Они вовлекали подростков из всех социальных слоёв во всех районах Казани, начиная где-то с 11 лет. Нет, казанские группировки не обязательно были причиной школьного буллинга. Пацаны «при делах», будучи бойцами на улице, могли занимать в этих вопросах вполне гуманную и конструктивную позицию.

Хотя бывало и иначе. Нет, казанские группировки в момент расцвета — это история не совсем про воровскую культуру и «братву», хотя были в их составе и носители воровского уклада, а ближе к своему финалу они действительно стали похожи на оргпреступность в других городах. Наконец, нет, казанские группировки — это не про татарский этнический фактор. Все «улицы», «конторы», «дворы» и «коробки» были интернациональными, объединёнными общей местной идентичностью, где русский, татарин, еврей и кто угодно из коренных казанских жителей был своим.

Этнические диаспорные группировки, типа вьетнамских и прочих, существовали в другой системе координат. Казанский феномен был настолько тотален, что легче говорить, чем он не был, чем давать содержательные определения. В богословии это называется: «апофатика». К власти не пришли Не легче отыскать и ответ на вопрос: «Для чего всё это было?

Благодаря «Жмуркам» Балабанова в нашей культуре оформился эталон криминала, пришедшего во власть: стреляли, перестали стрелять и начали зарабатывать, стали респектабельными. Но тут приходится признать, что как социальный лифт казанский феномен сработал не очень хорошо. Обладая огромными человеческими ресурсами, группировки не проявили должного стратегического видения и не смогли воспользоваться нараставшей динамикой исторических событий. Власть у тех, кто был в партии и комсомоле в период перемен; кто знал, как работает народное хозяйство, и не упускал своего.

Фамилии тех, кто оказался наверху, будучи связан с ОПГ, известны местным, но они — исключение, лишь подтверждающее правило. Жора Крыжовников, 2023, Россия Те бывшие участники группировок, кто стали предпринимателями и чиновниками средней руки или просто хорошими профессионалами, у кого дружные семьи, кто даёт деньги на мечети и церкви, можно предположить, что они бы состоялись в жизни и без принадлежности к «улице». Численность преуспевших экс-группировщиков с лихвой уравновешивается статистикой убитых, сидящих длительные сроки или сломленных тюрьмой, преждевременно сгоревших от героина. У многих, кто сгинул и поломал себе жизнь в то время, тоже был хороший потенциал.

Следа в культуре не оставили Если не получилось добиться власти и богатства, возможно, казанский феномен оставил значимый культурный след?

Несовершеннолетние "поделили район на сферы влияния" и создали Тelegram-каналы, которым дали названия в честь двух известных в прошлом казанских ОПГ. В мессенджерах они назначали "стрелки" своим оппонентам и после выкладывали видео потасовок.

Полицейским подростки сообщили, что таким образом играли и во время потасовок просто в шутку толкали друг друга и кидались снежками, что запечатлено на записи.

Но через две недели я ему должен на двести или триста рублей больше — как он поставит. Когда подошел к улице, то да, вокруг меня начали крутиться одноклассники с просьбами помочь решить вопросы, стали искать выгоду. В нашем классе было человек двенадцать парней, но из пацанов был только я. Всего, думаю, на сто парней в современной Казани человек тридцать будут состоять в группировках. Девчонки больше липли, пока я был в группировке.

Среди малолеток считается престижным, если у тебя парень в группировке. Когда я вышел, все вернулось на круги своя — я стал обычным. Но между пацаном и чушпаном тонкая грань: вчерашний чушпан сегодня может стать пацаном и наоборот. В наше время особых отличий нет, но пацанам нельзя стричь челку на бок. Нельзя носить определенную одежду, которую носят чушпаны. И, конечно, все коротко стриженные — ни в коем случае не зачесанные набок волосы.

За проборы даже спрашивают: при мне лично наваляли одному мальчишке. И джинсы должны быть широкими, не зауженными. К хипстерам относятся негативно, к геям — резко отрицательно. Если узнают, что гей, будет худо. Что касается АУЕ запрещено в России. Молодежь в группировках старается жить по воровским законам и всем их навязывать.

Например, поборы в школах: они отнимают деньги у детей, прикрывая это тем, что сегодня ты помогаешь пацанам на зоне, а завтра будут помогать тебе. Думаю, для них Бог как прикрытие: натворил делов — сказал, что Бог простит, мол, жизнь у меня такая, что поделать. И все — идет дальше бедокурить. Никто, конечно же, закон Божий не соблюдает. О Боге вспоминают, как правило, за решеткой. Путина любят, ведь виноваты во всем американцы, а Путин старается изо всех сил.

Лично я отношусь к нему негативно: сколько живу, столько Путин у власти. Слушают пацаны русский рэп и только русский рэп — рок вообще не воспринимается. В основном тех, кто читает на АУЕ-тематику запрещено в России. Например, Руслана Чёрного. Я шел в группировку, потому что хотел стать авторитетом. Эта мысль отлетела после того, как я понял, что к молодым пацанам там относятся как к пушечному мясу, мы нужны, только чтобы выполнять поручения взрослых участников.

Никакой романтики в этом нет! Понял, что максимум, который мне грозит, — зона. И обо мне все забудут. Быть взрослым группировщиком непрестижно, зато среди подростков очень актуально. Большинство родителей знают, что их дети состоят в группировках: сразу видно, когда мальчик начинает просить деньги.

В той группировке, в которой состоял я, режим был послабже. Но многие вещи совпадают. В первом классе я занимался фигурным катанием.

А моим первым футбольным клубом стал «Приборист», который относился к заводу «Теплоконтроль», где работал мой отец. В этом районе и зародилась группировка «Тяп-ляп». С детьми её основателя, Антипова, я играл в футбол в одной команде. Уже второклассником мне много приходилось видеть. А жил я в совершенно другом районе, на улице Халева. Там была своя группировка. В 14-15 лет я крепко сдружился с местными парнями. С одним из них встречалась моя родная сестра.

Как-то закрутилось-завертелось — и меня затянуло в эту группировку. Ежедневные сборы на хоккейной коробке с шести до полдевятого, разборки — я всё прошёл. Принадлежности для драки — арматура, дрыны, кирпичи — всё это было возле бортов разложено. В случае набега с чужой улицы всё это моментально разбиралось и все бежали защищать свою коробку. Прямо-таки в экстремальные ситуации я не попадал, но были потасовки. На дискотеках дрались постоянно. В книге того же Гараева описывается дискотека на Вахитке, Вахитовском районе. Как-то раз, когда мы танцевали, кто-то крикнул: «Чужаки идут!

Была грандиозная драка на площади Вахитова, где-то 100 на 100. Представляете себе эту кучу-малу? И камни летели, и что угодно. Это было самое масштабное столкновение на моей памяти. Мелкие стычки не беру во внимание. С соседних улиц часто пацаны прибегали с «добрым вечером», с Павлюхина, с Ометьево. Кадр из фильма Фото: онлайн-кинотеатры Wink и START Милицейские «бобики» шныряли по улице постоянно — вылавливали каждого прохожего, похожего на группировщика. Мелкими перебежками, из подъезда в подъезд добирались до своих квартир.

Летальных случаев при мне не было. Но на похоронах наших союзников присутствовал не раз. После каждой драки кого-то из знакомых ловили, давали сроки. Были и те, кто сдавали — как в фильме говорят, «козлы». Моих друзей тоже многих пересажали. Спасибо Аллаху, что меня спорт немножко отвлёк от этой темы. В 17-летнем возрасте меня забрали в команду мастеров «Рубин». Тренировочные сборы длились месяцами, потом пошёл чемпионат.

Я переехал на клубную базу и вовремя отошёл от этого всего, переключился полностью на спортивную карьеру. Уже после моего ухода в спорт между группировками был заключён негласный договор: «Хватит асфальт делить — давайте работать с коммерсантами, зарабатывать деньги». Рэкет я уже не застал. Кто-то из ребят в эту волну попал, а кто-то пытался сохранять некие ценности старых уличных группировок. Они в большинстве своём спились, скурились, скололись. На моей памяти больше людей погибло от пьянства и наркотиков.

«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»

«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу ТРК Татарстан-Новый век.
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства» — Когда я читал «Слово пацана», мне пришло в голову сравнение с романом «Повелитель мух» Уильяма Голдинга.
Читать книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Микст» онлайн | „Слово пацана“ — невероятно захватывающая книга, это живая, мощная и подлинная история преступности, отчуждения, братства и насилия».

В Татарстане подростки образовали ОПГ

Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой - я долго пытался вытеснить его и забыть, - пишет во вступлении к книге «Слово пацана» Роберт Гараев. в ожидании показа "Слова пацана | Кровь на асфальте" на НТВ в 23.00. Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. в ожидании показа "Слова пацана | Кровь на асфальте" на НТВ в 23.00.

"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"

Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала ТРК Татарстан-Новый век.
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана» Популярный сериал «Слово пацана» снят на основе реальных событий, происходивших в Казани в 70-80-х годах.

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Криминальный Татарстан 1970–2010-х / читать онлайн страница 1. Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал, уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал, уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий