Новости подготовительные недели перед великим постом

Страстная седмица — это важная для любого христианина последняя неделя перед Пасхой: рассказываем о ней по дням, выясняем ее суть, перечисляем, что можно и что нельзя есть в этот период. Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. Братья и сестры, с сегодняшнего дня мы начинаем готовиться ко времени Великого поста и наступающая Неделя, наступающая седмица, тоже будет смирящая нас в быту. Беседа о смысле подготовительных недель перед Великим постом. Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой),т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Что запрещается делать и есть перед Великим Постом

Он напомнит о том, что в этот день осудили и распяли Иисуса Христа. Во время службы, когда священнослужители рассказывают об этом, прихожане плачут, слушая о страданиях Всевышнего. На плащанице, которую выносят из алтаря, изображен Христос, лежащий во гробе. В Великую пятницу воцерковленные люди воздерживаются от еды. Небольшое количество хлеба и фруктов можно съесть только после завершения вечерней службы и выноса плащаницы. В пятницу категорически запрещено употреблять алкоголь и заниматься тяжелой работой. Также не разрешено печь куличи.

Великая суббота — 4 мая Торжественное богослужение посвящено рассказу о погребении Христа и его пребыванию во гробе. В шестой день Страстной седмицы священники выходят к прихожанам в светлом праздничном облачении. В церквях освящают куличи, крашеные яйца и пасхи, которые верующие приносят в церковь. В Великую субботу разрешена горячая пища без масла. Вечером прихожане приходят в храмы, где начинаются главные службы.

Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи.

Также на службах священники в стихах рассказывают прихожанам историю, как Иисус наслал проклятие на смоковницу. Её образ символизировал душу, которая не раскаялась. Великий понедельник посвящён воспоминанию о сотворении мира. Что можно и чего нельзя делать в Великий понедельник? Этот день выпадает на время Великого поста. Можно пить воду и есть хлеб, соль, овощи и фрукты в свежем виде, а также сухофрукты, орехи и мёд. Некоторые верующие, однако, всё же решают воздержаться от пищи. В 2024 году выпадает на 30 апреля. Этот день посвящён последней притче Христа в Иерусалимском храме, которой он учил людей. Во вторник на Страстной неделе перед Пасхой тоже проходят богослужения. Священники воспевают историю, как Иисус встретился с учениками в одном из храмов Иерусалима, после чего начал читать им притчи. Также священники рассказывают про чудесные случаи воскресения погибших и небесный суд. В Великий вторник исключений по еде нет, можно употреблять только сырые растительные продукты. Кроме того, в этот день разрешено работать и завершать неоконченные дела. Но петь, танцевать, веселиться или употреблять алкоголь строго запрещено. Он сделал это всего за 30 сребреников. Также в песнях воспевается грешница, которая омыла Христа, после чего помазала его ноги миром. Во время него можно печь куличи и украшать яйца. В этом году он выпадает на 2 мая. В этот день по всей России пройдут довольно длинные службы. В Чистый четверг всем верующим нужно прийти в церковь, зажечь свечи и уйти с ними домой, не туша. Также важно причаститься. Что нужно делать в Чистый четверг 2 мая? В этот день принято просыпаться до восхода солнца и принимать водные процедуры.

Также понимает и прощает христиан Господь Бог, нужно только прийти к нему и покаяться, тогда Бог примет человека с распростертыми объятиями. Неделя о страшном суде, Масленица Неделя мясопустная последний день вкушения мяса , о Страшном суде Мф. Седмица сырная масленица , «сплошная» 24-29 февраля. Неделю о «Страшном суде» называют мясопустной, именно с этого дня правила предписывают отказ от мяса. В эту неделю вспоминают почивших. Православная вера и учения Христа — это учение о любви, любви к ближним, к Богу и предкам, вспоминать тех, кого с нами нет, добрыми словами. Неделя не зря называется неделей о «Страшном суде». Христианская религия учит множеству прекрасных вещей, как обычные люди учат своих детей, но за непослушание следует кара, апокалипсис или страшный суд. Вера в конец света кажется чем-то эфемерным, сложно представить, что такое может быть реально. В последнее время, а особенно в свете всевозможных исторических событий, появилась тенденция интерпретировать их как предвестники Последнего Суда. Приятно думать, что если человек ведет праведную жизнь, то она будет длиться вечно. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с языческим праздником проводов зимы, Масленицей. Языческая Масленица отмечалась не только вкусной едой и танцами с песнями, а и жертвоприношениями.

Даты Страстной недели в 2024 году

  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году — Свято-Троицкий кафедральный собор
  • Началась последняя подготовительная неделя перед Великим постом | Армавирская епархия
  • Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) - Православный журнал «Фома»
  • Что еще почитать

Недели подготовительные к Великому посту

Святитель Тихон Задонский говорил: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно». Неделя сыропустная. В это воскресенье воспоминается грехопадение первых людей и изгнание их из рая см. Церковь нам напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. На Литургии читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься Мф. Прощение ближних, согрешивших против нас, является по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов. Сыропустная Неделя — последний день употребление в пищу молочных продуктов.

Термин «…пуст» обозначает, оставление, прощание с чем-то. Как в Неделю мясопустную воскресенье 27 февраля мы последний раз едим мясо и прощаемся с ним, так и в Неделю сыропустную воскресенье 6 марта последний раз едим сыр и другие молочные продукты и «отпускаем» их. Сыропустная Неделя также называется Прощёным воскресением, так как в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается чин прощения — священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой. Следующий день — понедельник 7 марта - начало Великого поста - это самый долгий и самый строгий пост у православных верующих Материал подготовила Елена Богулева по учебному пособию для Духовных Семинарий "Литургика" Г.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение надмевание мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя.

Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде. В Неделю о блудном сыне евангельской притчей Лк.

Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Что можно и чего нельзя делать в Великий понедельник? Этот день выпадает на время Великого поста. Можно пить воду и есть хлеб, соль, овощи и фрукты в свежем виде, а также сухофрукты, орехи и мёд. Некоторые верующие, однако, всё же решают воздержаться от пищи.

В 2024 году выпадает на 30 апреля. Этот день посвящён последней притче Христа в Иерусалимском храме, которой он учил людей. Во вторник на Страстной неделе перед Пасхой тоже проходят богослужения. Священники воспевают историю, как Иисус встретился с учениками в одном из храмов Иерусалима, после чего начал читать им притчи. Также священники рассказывают про чудесные случаи воскресения погибших и небесный суд. В Великий вторник исключений по еде нет, можно употреблять только сырые растительные продукты.

Кроме того, в этот день разрешено работать и завершать неоконченные дела. Но петь, танцевать, веселиться или употреблять алкоголь строго запрещено. Он сделал это всего за 30 сребреников. Также в песнях воспевается грешница, которая омыла Христа, после чего помазала его ноги миром. Во время него можно печь куличи и украшать яйца. В этом году он выпадает на 2 мая.

В этот день по всей России пройдут довольно длинные службы. В Чистый четверг всем верующим нужно прийти в церковь, зажечь свечи и уйти с ними домой, не туша. Также важно причаститься. Что нужно делать в Чистый четверг 2 мая? В этот день принято просыпаться до восхода солнца и принимать водные процедуры. Считается, что вода смывает грязь с тела и грехи с души, оказывая благотворное воздействие на душевное состояние.

Хозяйки проводят уборку в домах, избавляются от ненужных вещей, стирают, моют иконы. После уборки зажигают свечи и масляные лампадки.

Я понимаю, что они проводятся: есть устав, есть постная трапеза, есть постовые богослужения, кстати говоря, наверное, действительно, не так много храмов, за исключением тех, в которых проводятся ежедневные службы, куда человек может прийти. Я знаю людей, которые по воскресеньям ходят в храмы, работают с утра до вечера пять дней в неделю и, естественно, за всю свою многолетнюю церковную жизнь ни разу не были на большинстве постных служб. Великопостная утреня, длинная, с чтениями постоянными — на ней люди и не бывают никогда. Я понимаю, что для монастыря вполне естественен такой уклад жизни. Но внутреннее настроение братии и вас, как наместника монастыря. Что в этот момент в монастыре происходит такого, что обычные люди, даже много лет ходящие в Церковь, не чувствуют и не знают. Филарет Пряшников : —Вообще, когда мы говорим о монастырях, мы должны понимать, что монастырь — это особое место для покаяния, а монашество — особое время для изменения своей жизни.

Мы не огораживаем себя от общения с людьми, потому что люди всегда есть и в храме, и в монастыре, но есть возможность, допустим, приехать и поговеть в монастыре. Что это значит? Пожить несколько дней в монастыре, походить на богослужения, поисповедоваться и причаститься. Возможно, это будет беседа с монахом или с духовником. То есть, в принципе, та работа, которая проводится в монастыре постоянно — потому что мы постоянно кого-то принимаем, постоянно с кем-то общаемся — в постное время она приобретает совершенно иной окрас, когда люди уже совершенно целенаправленно приезжают, чтобы задуматься, подумать, ответить на какие-то вопросы. Да, я уже говорил, поучаствовать в богослужении, поговорить со священнослужителем, просто побыть в уединении, потому что наш монастырь находится в уникальном и очень интересном месте, тихом, и мы приглашаем наших друзей из Санкт-Петербурга провести, так называемый, тур выходного дня, когда люди проводят пятницу, субботу и воскресенье в монастыре, иногда просто приезжают и даже, кстати говоря, москвичи приезжают к нам, чтобы просто побыть несколько дней в одиночестве, ощутить полноценно время покаяния, время постное. У нас есть кельи специальные, конечно, они не такие древние, как можно представить себе. Для наших гостей сделано всё достойно, обычная келья, всё необходимое есть, иногда человек даже отказывается от современных услуг связи и интернета, хотя связь есть и интернет тоже есть. Но вот я говорю, что Великий пост и подготовительные недели, потому что многие приезжают в Прощёное воскресенье, чтобы провести его в монастыре, поучаствовать в братском Чине прощения.

Поэтому, в пост жизнь в монастыре не останавливается, но приобретает совершенно другой окрас. Конечно, без искушений не бывает. Мы знаем, что в пост необходимо держать себя в тонусе, быть внимательным к своей духовной жизни, усилить молитву, почему чтение Псалтири и Иисусову молитву никто не отменяет, а в Великий пост, параллельно с богослужением, усиливается и келейная молитва и даёт свои плоды. Пичугин: —А как вы думаете, почему люди приезжают в монастырь и находят возможность ходить на настоящие постовые богослужения. Что им это даёт? Ведь эти длинные чтения, очень длинные чтения, службы, которые идут по два с половиной, иногда по три часа. Что даёт это современному человеку, который не очень хорошо владеет церковнославянским на слух, по крайней мере, не может сразу это воспринять, ведь он не читает это на клиросе. Что он внутренне для себя получает. Филарет Пряшников : —Смотрите, в первую неделю Великого поста читается Канон Андрея Критского, и мне очень приятно, когда люди...

Поэтому, надо предварительно просматривать чтение на каждый вечер. Что такое: клас прозябшая неоранный? Класс, который замерз и трясётся? Поэтому, есть такие обороты, которые нужно знать и дружить со словарём. И мне очень приятно, когда наши прихожане стоят и держат в руках этот Канон Андрея Критского в книге или в телефоне на русском языке. Пичугин: —Я помню, тогда ещё только входили в обиход смартфоны, я пришёл в храм со смартфоном и радостно думал: вот, у меня здесь и перевод, и всё, тут и перевод Никодима Ротова, и какой угодно открою. Но как-то неудобно, всё-таки, храм. И тут храм просто озаряется свечением экранов смартфонов. Филарет Пряшников : —Да, время бессмыслия и бессмысленного слушания прошло.

Мы всегда говорим о том, что чтение и пение должно быть внятным. А в монастыре это сделать очень удобно, когда неспешно, когда мы совершенно ни за чем не гонимся. Вы говорите, что людям это дает? Это погружение в иной мир, это погружение в иную жизнь. Мы часто видим, когда фотографируют богослужения, люди пишут в комментариях: почему там все такие грустные и такие напряжённые? Потому что нужно понимать, какое таинство происходит в Церкви даже во время молитвы человека, когда человек напряжённо думает о своей жизни, о своих грехах, об изменении своего бытия. Поэтому, постовые монастырские богослужения, безусловно, помогают человеку переключиться на другой лад. Пичугин: —Как один мудрый священник сказал, даже если мы сейчас переведём всё на русский язык, это не значит, что смыслы, заложенные тысячу лет назад, к нам придут. Но настроение, мы действительно чувствуем этот настрой.

Ведь по натуре своей любой человек очень аудиовосприимчив, и как это читается, и полумрак храма, и мерцание свечей и лампад, и приглушённый звук — всё это к нам приходит и, действительно, настраивает нас на определённый лад, и ведёт нас внутрь себя, и через это мы как-то начинаем задумываться о себе, о своих недостатках и своей жизни. Филарет Пряшников : —Я хотел бы вернуться к тому, что сам пост, поклоны, постовые богослужения — это всего лишь инструменты, которые помогают мне, грешному человеку настроиться на нужный лад, которые помогают мне в моём непростом пути. Как сказал кто-то из Святых Отцов, духовная жизнь — это наука из наук, и познавать свой внутренний мир можно без конца, совершенствовать себя можно без конца. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный — говорится в Писании. Понятно, что после постного времени, в конце будет Пасха, понятно, что в конце будет и великая потеря, и великое приобретение, но мы к Голгофе должны подготовиться, как и к тому, чтобы взяться за раны Христа, как апостол Фома. Почему мы говорим, что пост — это древнее установление, не просто так Церковь его придумала зачем-то, это древнее установление, которая помогает нам, людям, через эту суету, через всю ту информацию, которую мы получаем из новостных источников и социальных сетей, через всё это посмотреть на себя и ответить на вопросы: кто я такой, человек? Что я принесу к Воскресению и Голгофе? Поэтому, мы и сами меняемся, и призываем с амвона, беседуем с коллективами и с какими-то людьми и стараемся, безусловно, направлять людей на такой покаянный лад, на изменение своего внутреннего мира. Пичугин: —Друзья, напоминаем, что в гостях у Светлого радио сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области.

Буквально через минуту мы вернёмся в нашу программу. Пичугин: —Возвращаемся в студию Светлого радио. Дорогие слушатели, напомним, что сегодня мы с отцом Филаретом Пряшниковым , игуменом Староладожского Свято-Никольского монастыря, что в Старой Ладоге в Ленинградской области говорим о подготовительных неделях к Великому посту и о самом уже Великом посте — пост не за горами — тоже сегодня говорим. Я так думаю, может быть это, конечно, и не очень хорошо связано с Уставом, но, в принципе, то, что мы часто обсуждаем какие-то моменты восприятия нашей церковной жизни и богослужения с каким-то изначальным замыслом в Уставе не очень вяжется. Но, всё-таки, я думаю, что пост, как таковой — он о человеке, когда человек сам о себе размышляет. И, когда мы подходим к Страстной, то эти дни, конечно, уже не о человеке, они о страданиях Господних, но о человеке были все предыдущие недели, когда Церковь давала возможность человеку остаться наедине с собой. Насколько мы психологически, может быть, иной раз не совсем верно настраиваем себя на пост: надо отказаться от мяса, от одного, другого и третьего, кто-то отказывается от телевизора, и прочее. Но насколько это менее важно по сравнению с тем, что человек имеет возможность, даже находясь в обществе — на своей работе, в семье, в кругу близких людей все равно в какой-то момент хотя бы на секунду остановиться и задуматься о том, кто он, что он и почему он, как соизмеряется с Богом вся его жизнь. Именно так в последние годы я вижу для себя пост.

Филарет Пряшников : —Вы знаете, мне сейчас вспоминаются слова Христа, которые Он говорил: для этого Я пришёл в этот мир, для того Я и пришёл. И всегда есть ответ на этот вопрос: для чего же Господь приходил? Наверное, для того, чтобы совершить то дело, о котором мечтали и которого ждали. Помните, как Он говорил: блаженны уши ваши, что слышите и глаза, что видите, те, которые жили до вас, они мечтали об этом. Господь приносит Себя в жертву. Вот эта Жертва Любви, которую до сего момента понять, принять и привести аналогию нельзя было. Когда Бог становится человеком, Он не просто становится человеком, но и приносит Себя в жертву за меня, Он снисходит до меня, я ещё раз хочу сказать, становится таким же, и прочее. Поэтому, что делает современный мир? Даже если мы берём отвлечённые вопросы.

Современный мир пытается отвлечь человека от Бога различными способами: развлечениями, гаджетами, новостями, ещё раз повторюсь, и всем прочим. Поэтому мы и говорим о том, что в пост нужно сократить не только пищу, потому что, как говорит апостол Павел, пища не приближает нас к Богу и не удаляет меня от Бога. Если бы всё заключалось в пище, как пошутил кто-то, то коровы первыми попали бы в рай, потому что мяса вообще не едят. То есть, традиции могут трансформироваться со временем, но внутренняя составляющая очень важна, когда меня ничто не должно отвлекать от той идеи, которую я уже обозначил, потому что в конце поста будет Голгофа и будет эта Жертва. И знаете, интересно то, что раньше, когда мы выносим Евангелие, особенно на полиелее, люди целуют его. Вы видите центральный медальон — там нарисован воскресший Христос, но в древней традиции там было нарисовано Распятие. То есть, Евангелие о чём? О Распятии, Евангелие о принесении в жертву Сына Божиего.

«Подготовительные недели к Великому Посту». Игумен Филарет (Пряшников)

происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы. Великому посту предшествует три подготовительные недели.

Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году

Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы) —. Суть Страстной седмицы. Считается, что Страстная седмица является седьмой неделей Великого поста, но с точки зрения церкви это не совсем так: хотя пост в это время действительно соблюдается, всё же по сути она выделяется в отдельный период перед Пасхой. Великому посту предшествует три подготовительные недели. происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения. начинается первая из трех "подготовительных недель" Великого поста. 27 февраля начинается Великий пост, которому предшествуют несколько особых, подготовительных, недель — то есть воскресных дней.

Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года

Например, в четвёртом веке Василий Великий, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский в своих словах и посланиях призывали верующих воздерживаться в эти недели, подготовительные недели перед Великим постом, перед этим постным поприщем. Последняя неделя перед Великим постом: что можно кушать, а что нет. Великий пост (или как его иначе называют «Великая Четыредесятница») считается самым главным и строгим. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из «четыредесятницы» и Страстной седмицы (это неделя перед самой Пасхой). Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее Во время первой подготовительной недели, которая называется "Неделею мытаря и фарисея", нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей».

Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели

В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» Луки 15:11-32. Притча о блудном сыне У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче!

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти.

Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.

Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир?

Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.

При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится.

Но мясо уже нельзя. Отсюда и название.

На Литургии читается отрывок Мф 6:14 -21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. После вечерни в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских».

В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Заговенье на любую пищу животного происхождения — последний день перед постом. Пост для христианина не должен быть показным, лицемерным.

Главное условие этого подвига — прощение обид, именно поэтому, после вечернего богослужения последней подготовительной Недели в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

  • Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) - Православный журнал «Фома»
  • Календарь и статья о неделях подготовительных
  • Великий пост-2024: как подготовиться к самому главному и строгому посту
  • Притча о блудном сыне:
  • Подготовительные Недели и седмицы. Православный пост. Рецепты постных блюд
  • Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий