Новости советская лунная программа

Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены. Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе.

Лунная программа СССР

Владимир Щербинский. Трижды слетавший на Луну Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.

Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли

Результаты программы Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий в 1966 году умер Королёв , в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля « Союз-1 », являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров , наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин. Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию и использованию в лунных экспедициях тяжёлого лунохода Л2 и лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1 — Л3, был составлен новый проект Н1Ф — Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980 -х гг. Глушко , назначенный в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы вместо В. Мишина, своим приказом с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году формально программа была закрыта в 1976 году. Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован. Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. Мишина , которого 22 мая 1974 г. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1 , издав при этом приказ о её полном уничтожении. Уже в октябре 1974 года он предоставил правительству план работы НПО «Энергия» и развития советской космической отрасли в целом на ближайшие годы.

В этом документе Глушко изложил собственный план освоения Луны и создания там поселений, предлагая разработать специально для полётов к ней новую сверхмощную ракету-носитель, сначала в документации она имела название «Вулкан». Её общая концепция, как теперь очевидно, во многих своих положениях целиком повторяла конструкцию королёвской ракеты Н1 , против которой Глушко активно выступал в течение многих лет. В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии.

Корабль, получивший наименование «Зонд-5», успешно вышел на заданную траекторию и через три дня после запуска с Байконура первым в мире облетел Луну на расстоянии 1960 км от её поверхности. Во время полёта также впервые в истории Земля была сфотографирована с расстояния 85 тыс. При этом штатным местом посадки считалась территория Казахстана — «Зонд-5» отклонился от курса из-за несвоевременного выключения системы автономного управления и сбоев в работе датчиков. Стоит отметить, что на борту корабля для проведения биологических экспериментов находились насекомые, бактерии, растения и две черепахи — они стали первыми из земных живых существ, которые облетели Луну и благополучно вернулись на Землю.

Американцы вырываются вперёд После успеха «Зонда-5» советские конструкторы приступили к дальнейшим испытаниям. На очереди был запуск корабля «Зонд-6». В случае его успеха советские конструкторы могли перейти к подготовке пилотируемой миссии. Пуск ракеты состоялся 10 ноября. Большая часть полёта прошла штатно: «Зонд-6» успешно совершил облёт Луны и сделал фотографии. Проблемы начались при возвращении на Землю. Аппарат удалось приземлить в расчётной точке, однако во время спуска произошла разгерметизация. Кроме того, тормозной парашют раскрылся слишком рано и оторвался от спускаемого аппарата.

В результате корабль разбился, однако из него всё же удалось извлечь фотографии Луны. Из-за этой задержки первый облёт Луны с экипажем на борту удалось осуществить Соединённым Штатам: 21—27 декабря 1968 года американский корабль Apollo 8 с тремя членами экипажа на борту облетел спутник Земли.

Ионные ловушки и счетчик частиц позволили дать оценку силе солнечного ветра, было обнаружено отсутствие магнитного поля Луны.

Станция впервые напрямую измерила величину солнечного ветра. Она достигла поверхности Луны 14. Собственная работа, общественное достояние 4 октября 1959 года была запущена АМС «Луна-3».

Она была первой земной АМС, которая использовала для коррекции орбиты гравитационный маневр, в ходе которого станция увеличила скорость и изменила орбиту. Новая орбита была рассчитана так, что по возвращении станция вновь пролетела над северным полушарием. Съемки проводились на специальный фотоаппарат, а после возвращения к Земле результаты съемки были переданы в ЦУП при помощи фототелевизионного устройства, специально созданного для этого полета.

Но совершить мягкую посадку на спутник Земли смогла только станция «Луна-9». Она была запущена 31 января 1966 года и 3 февраля совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю сделанные изображения. С последующими АМС на Луну были доставлены самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», которые обследовали окрестности мест посадки и переслали на Землю множество фотографий тех участков планеты.

Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24».

Следом в 2026 году туда же должен отправиться «Чанъэ-7» с луноходом на основе роверов серии «Юйту». А на 2028 год запланирована миссия «Чанъэ-8», которая должна отработать технологию 3D-печати с использованием местных ресурсов. Отправлять людей на Луну Китай не планирует — он идёт путём практического освоения Луны. И в этом направлении Поднебесная явно опережает США и демонстрирует наименьшие сдвиги сроков. Индийская лунная программа Индия пока не ставит перед собой задачи освоения дальнего космоса человеком, как США, или превращения Луны в источник энергоресурсов, как Китай. Но всё равно прочно закрепилась в лунной гонке и планомерно проводит собственные исследования. В 2008 был совершён удачный пуск аппарата «Чандраян-1». Он вышел на окололунную орбиту, провёл исследования, затем отправил к поверхности Луны ударный зонд, который должен был врезаться в поверхность, и исследовал выбросы грунта с орбиты. В 2019 году Индия уже рассчитывала на мягкую посадку: автоматическая станция «Чандраян-2» несла на себе посадочный модуль «Викрам» и луноход «Прагъян».

Но посадочный модуль сбился с траектории и разбился о поверхность Луны. Сама станция «Чандраян-2» продолжает работу на орбите Луны. И вот теперь человечество ожидает посадки лунохода со станции «Чандраян-3». Индийская станция "Чандраян-3" с луноходом на борту проходят предполётные испытания Фото: kosmogid. Если все пройдёт хорошо, то луноход должен будет отработать 14 земных суток он не защищён от холода и работает столько, сколько длится лунный день , изучая минеральный и химический состав реголита. Пока всё указывает на то, что Индия пытается повторить достижения КНР. Первый потерпел крушение на Луне в 2019 году, второй — в 2023 году. Их особенность в том, что это частные проекты, не относящиеся к государственным программам. Луна теперь доступна даже частникам. Освоение Луны идет уже полвека, но пока дается не легко.

Все дело в том, что это очень дорогое удовольствие. Лунная программа «Аполлон» стоила примерно 152 млрд долларов в пересчете на нынешние доллары. Более 14 трлн рублей. Такие вложения по силам далеко не каждой экономике. В мире сейчас идёт не просто лунная гонка, а битва концепций: освоение космоса человека против сугубо утилитарного использования Луны. У США цель понятна. Выход в дальний космос, освоение Марса. Поэтому и станция называется Gateway. Китайцы нацелены на ресурсы. Где в этой системе координат Россия, сказать сложно, поскольку нет чётко сформулированной задачи и ответа на вопрос, а нам то зачем лунная станция?

Советская лунная программа

С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. 2 января 1959 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Луна-1». И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. «Луна-25» – это продолжение советской лунной программы.

«Луна-16»: триумф после поражения

«Луна-16»: триумф после поражения / Offсянка Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем.
Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр В нём сформулированы два главных пункта советской лунной программы: во-первых, попадание в видимую поверхность Луны; а во-вторых, облёт Луны и фотографирование её обратной стороны.

«Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы

Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать. Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База». Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей.

Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться.

Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению.

Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло.

Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны. Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков.

Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок.

Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило.

Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км.

Фото: naked-science. Идеологическое оружие «Холодной войны» Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина.

Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11».

На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать. Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки. В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен. Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией. Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой». Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты. Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости.

Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов. Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта. В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении.

Билеты предоставляются при наличии регистрации за 10 минут до начала мероприятия на стойке информации Центра «Космонавтика и авиация».

У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли. В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле.

Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей.

Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата.

Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года.

Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия

С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту. Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Советская лунная программа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе

Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники. Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами. Однако доля правды в этом была.

Изначальное недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за Челомеем , который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники в том числе пилотируемой , с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 на том же «своём» носителе «Протон» и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700.

Так или иначе, несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой компенсации, в СССР параллельно им были развёрнуты также программы автоматических лунных межпланетных станций и самоходных аппаратов. За несколько дней до американской высадки « Аполлона-11 » двумя советскими автоматическими межпланетными станциями « Луна-15 » и предыдущая были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС « Луна-16 » в 1970 году , после чего доставка небольших порций грунта в сумме составивших несколько сотен граммов была повторена ещё два раза.

Также несколько позже в 1970 и 1973 гг. Конспирология Основная статья: Лунный заговор В некоторых конспирологических теориях о « лунном заговоре США » инсценировке полётов «Аполлонов» с американскими астронавтами на Луну утверждается, что, признав проигрыш в «лунной гонке», СССР мог вступить в сговор с США и остановить свои пилотируемые программы облёта и высадки на Луну [12] ради достижения экономических и политических выгод. Существует также конспирологические теории о «советском лунном заговоре», предполагающие засекреченные неудачные попытки пилотируемого облета Луны , предпринятые СССР.

В некоторых вариантах предполагаются готовившиеся, но отменённые или закончившиеся неудачей инсценировки советских высадок на Луну.

Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, то есть лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины.

Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе. В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы.

Варианты посадки на Луну США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки.

Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна. Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию. Советский луноход.

Музей Космонавтики г. Москва, Россия. Появлялись все новые и новые проблемы, требующие кардинальных переработок существующей концепции высадки человека на Луну.

В связи с этим лунная программа СССР превратилась в денежный пылесос. Конфликты между ключевыми конструкторскими бюро и постоянное перетягивание канатов мешало вовремя прийти к оптимальному техническому решению. В связи с задержкой летных испытаний ракеты "Н-1", программа освоения Луны была переориентирована на беспилотные полеты с постепенным уменьшением числа запусков автоматических станций [3].

Несмотря на то, что советским ученым все-таки удалось разработать уникальный двигатель и практически завершить создание корабля, способного беспрепятственно прилуниться, после якобы совершенного "полета" Аполлона программу полностью закрыли. В завершении хотелось бы отметить, что в СССР неоднократно и очень успешно проводили исследования лунной поверхности. Однако, хитрые американцы обманом лишили СССР первенства в исследовании Луны, воспользовавшись бесхребетностью, жадностью и инфантильностью партийной верхушки.

То, что ни один американец не ступал на поверхность Луны, в настоящее время не оставляет никаких сомнений. Однако, тогда вскрыть их ложь было практически невозможно.

Спустя три дня станция совершила полный облет Луны на расстоянии в два километра от поверхности. Вторую коррекцию провели на расстоянии 143 тысяч километров от Земли.

Повторный запуск был осенью 1970 года, за это время американцы произвели первую высадку человека на Луне. В ноябре 1970 года «Луна-17» села на земной спутник — в прибрежном районе западной части Моря Дождей. После «Луноход-1» собирал данные на планете в течение более трех сотен суток, проехал более десяти километров, отправил ученым две сотни телефотометрических панорам и около двадцати тысяч фотографий поверхности. Связь с луноходом пропала осенью 1971 года.

После аппарат пробурил грунт на глубину в два метра. Затем станция привезла лунный грунт на Землю. Земляне получили образец весом в 170 граммов, кое-что предоставили иностранным ученым, в том числе американским: за свою порцию NASA передали Советскому Союзу свой грунт, добытый на Луне ими ранее.

В процессе полета проводились научные исследования в окололунном пространстве, испытывались новые навигационные системы. Программа полета «Луны-15» не была выполнена, т. Растиражированные вымпелы были с изображением лунохода. Но в результате, луноход был доставлен на Луну другим космическим аппаратом «Луна-17». Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-16» Космический аппарат « Луна-16» была запущен с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К» , совершил рейс «Земля-Луна-Земля» и впервые в мире доставил на Землю образцы лунного грунта.

Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-17», доставивший на Луну первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1» 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. На аппарате и посадочной ступени станции были установлены флаги и вымпелы с изображением герба Советского Союза и барельефом В. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-20» Космический аппарат «Луна-20» был запущен 14 февраля 1972 года. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-24» Многие называют вымпелы, оставшиеся на Земле, копиями, но это не так: все предметы подлинные. Это те самые предметы, которые были сделаны для запуска в космос, одни из них полетели, а другие остались. Любой из этих вымпелов мог быть отправлен в космос. Вымпелы выпускались тиражом от 100 до 300 штук. Один экземпляр устанавливался на космический аппарат, остальные же вручались участникам данной программы.

В Музее космонавтики наиболее полная коллекция лунных вымпелов, которые имеют, несомненно, познавательное значение в качестве наглядного иллюстративного материала для изучения лунной тематики. Советуем почитать.

Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России

Однако этим планам было не суждено сбыться — высадка американцев на Луну 20 июля 1969 года сделала бессмысленным продолжение работ по программе 7К-Л1. После того как Советский Союз вышел из лунной гонки, этот проект стал не нужен и был свёрнут», — пояснил в разговоре с RT руководитель Института космической политики, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. Кроме того, «Протон-К» доставил на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию ДОС «Салют-1» и все последующие станции этой серии, а также ДОС «Алмаз», все модули для первой орбитальной станции «Мир» и российские модули «Заря» и «Звезда» для Международной космической станции. Последний пуск «Протона-К» был осуществлён 30 марта 2012 года. Ему на смену пришёл модернизированный «Протон-М». Также по теме «Новый тип космического аппарата»: как СССР создал первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют» 50 лет назад Советский Союз вывел на орбиту Земли первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют». Искусственный спутник... Дело в том, что у нас такие серьёзные проекты строились на внутренней конкуренции — конструкторские бюро соревновались за право получить заказ. Это был обычный и, наверное, правильный подход. Но принимать решение, кто выигрывает в этом соревновании, нужно было на более ранней стадии, чем это было сделано в реальности.

Промедление в этом вопросе привело к распылению ресурсов, что стало причиной отставания», — рассказал Натан Эйсмонт в беседе с RT. Несмотря на закрытие лунной программы СССР, эксперты считают запуск «Зонда-5» и работы в рамках проекта 7К-Л1 большим достижением советской конструкторской школы. Кроме того, на «Зонде» находились животные для оценки радиационной ситуации на трассе полёта. По тем временам успешный пуск «Зонда-5» был, без сомнения, выдающимся достижением», — заключил Иван Моисеев.

Валентина стали вытаскивать, а там две двери: одна - внутренняя, вторая - предбанник с двойной защелкой. Пока все открыли, он сильно обгорел. Отвезли в Боткинскую больницу, восемь часов боролись за жизнь, но не спасли.

Трагедия случилась за неполные три недели до старта Гагарина. Юрий Алексеевич вместе с другими космонавтами приезжал в палату к Бондаренко... Заслуженный летчик, бомбардировщик, хороший мужик. Поделился только спустя года три. Болтливых там не было, все рот держали на замке. Фото: из личного архива Чуркин пришел уже после аварии. Тот, кто работал до него, уволился.

Хотя Бондаренко перед смертью успел сказать, чтобы никого не обвиняли, мол, это его просчет. Но с подобным грузом любому человеку жить трудно... Словом, дело было ответственное, исключавшее малейшую небрежность и халатность. Налюбоваться не мог на все, что там свершалось. Техника-то новая, современная. У медиков есть тест: поднимают человека без кислородной маски как бы на пять километров. Не каждый способен выдержать высоту, но на ней хорошо проявляются все тонкости организма, он начинает работать по-другому, из-за нехватки кислорода включаются внутренние ресурсы.

Потом проводится анализ, в результате чего становится понятно, сможет ли человек заниматься этим делом. Изъяны сразу вылезают наружу, выявляют себя. Так мне, инженеру, объясняли медики. Были, например, и тепловые эксперименты: подъем на высоту при большой температуре. Мало того что кислород не дают, так еще и поджарить хотят. На самом деле, проверяли комплексные воздействия на человека, чтобы сделать определенные выводы. О полетах к звездам - А как вы попали в испытатели?

Человек пять. Они занимались в соседнем здании, буквально в десяти шагах. Там был огромный зал, где сконструировали безопорный стенд, с помощью которого имитировали невесомость. Вот этим экспериментом и руководил Левон Суренович, мой будущий начальник. Удивительный человек, очень хороший. Восхищаюсь им каждый раз, когда вспоминаю. Как-то застукал, что подглядываю за космонавтами, висевшими на веревках тренажера любопытно же, когда человек по воздуху плывет , и спросил: "Что, нравится?

Хачатурянц предложил: "Ну так - вперед, Леонов тебе уступит, даст покататься... Черников, А. Белоконов и В. Продин готовят В. Ангипова к испытаниям под избыточным давлением. Фото: из личного архива Словом, я прошел медкомиссию, строгую, придирчивую, и меня зачислили в отдел Левона Суреновича инженером. Чуть позже я окончил факультет радиооборудования летательных аппаратов Московского авиационного института.

Нас было тринадцать человек. Все настоящие профессионалы. Скажем, кандидат наук Евгений Иванов рассчитывал полет до Луны. Мы же в 1968 году получили сверхсекретное задание заняться этой программой, в частности, изучить возможности хождения человека по поверхности спутника Земли. Очень много работали в этом направлении. Ну, как бы слетали. Первые два имитационных полета продолжались по семь дней, а потом нас задержали, дав новую вводную.

Сказали, что мы не можем подняться с поверхности Луны из-за технических сложностей. Все растянулось еще на трое суток. Поставить приборы для проверки психологических данных. Нам показывали макет лунника, и мы изготовили его, собрали своими руками. Все, связанное с программой, было строго засекречено, в несколько раз строже обычного. Испытателю не разрешалось разглашать, чем занимается. Если бы, допустим, он рассказал, что поднимался сегодня на определенную высоту и делал то-то, знающих людей такая информация могла навести на мысль об истинных целях эксперимента.

Поэтому мы молчали. Врач В. Смирнов и испытатель в барокамере. Фото: из личного архива Наша главная задача заключалась в том, чтобы вселить уверенность в космонавтов, доказать им: все сложности и трудности преодолимы. Можно лететь, ничего не опасаясь. Нельзя было допустить даже тень сомнений, будто что-то не получится. Если в ходе эксперимента у нас возникали какие-то проблемы, о них следовало сообщать кому-то из руководства, но ни в коем случае не космонавтам.

Павел Попович потом говорил: мы знали, что испытатели идут на человеческий предел. Если нужно вынести десятикратную перегрузку, они проходили через 12g или 15g. Система центрифуги была устроена так. Испытателю давали в правую руку тангенту и говорили: "Зажми как следует, держи и не отпускай". А когда на тебя наваливается тяжесть - три твоих веса, пять, семь и так далее, начинаешь кряхтеть, дышать животом. На восьмерке уже сложно-сложно, ни о чем не думаешь, лишь бы выдержать, не разжать кулак. Но потом достигаешь своего предела и волей-неволей отпускаешь тангенту.

И центрифуга автоматически замедляет ход... О выдержке на виражах - Вы сколько выдерживали? Приходил к врачу, он говорил: сегодня надо продержать 7g две минуты, а 8g - три. Такие задания были. Шел и делал. Стоял такой прибор - управляемое движение на центрифуге. Моделировалась посадка спускаемого аппарата.

Его кидали по определенной траектории, давая возможность регулировать перегрузки, и в зависимости от этого на испытателя давило больше g или меньше. Некоторые наши ребята шли за десятку. Джон Иванович Гридунов все время спрашивал: сколько американцы выдерживают? Ему отвечали: 13g. Он парировал: сделайте мне четырнадцать. Пыхтел, но справлялся. У него были самые большие g.

Пределы переносимости важны и для военных летчиков. Некоторых отбраковывали из-за этого. Известен случай, когда пилот на тройке потерял сознание. А он - истребитель, у них норма на вираже - 3,5g. А если инцидент повторился бы? И сам погиб бы, и самолет угробил... Как проходил полет?

Имитация, максимально приближенная к реальности. Питались мы бортовым пайком. У меня в гараже до сих пор комплект хранится. Хочу отдать его в музей. После экспериментов много такого добра оставалось. Особенно космический хлеб мне нравился. Батончики маленькие.

Настоящее лакомство! Ходили, извините, под себя. Мы же сидели в ВКК. Рассказывал вам: высотно-компенсирующий костюм, который плотно прилегает к телу, обтягивая его. Для чего это делается? На большой высоте человека начинает раздувать. Если между перчатками и костюмом оставался зазор, часть руки выпирала, словно тесто из кастрюли.

Поэтому снять ВКК в полете было невозможно, и физиологические потребности приходилось справлять с учетом реалий. Хотя, признаюсь, я ни разу ничего не сделал. Кутья и Л. Лозариди после 70-суточного испытания. Фото: из личного архива - За семь дней? Ужас какой! Пролежали на ложементах.

Была задача: проверить, сколько человек сможет нормально вращаться вокруг земного шарика в состоянии гиподинамии. Эксперимент на выдержку. Естественно, организм предварительно очищали от всего лишнего. И с нами так поступали. Мы мало двигались, много лежали, ели космическое питание, оно быстро и легко усваивалось. Были любимые блюда. У меня, например, творог с черной смородиной, шоколад с добавками...

Потом, конечно, в туалет шли со спринцовкой. Честно говоря, весьма мучительная процедура, но куда деваться? Тоже часть нашей работы. На такие нюансы особо не обращали внимания. Гораздо больше заботило другое. Скажем, сумеет ли прилуниться наш космический корабль? Проблема состояла в том, чтобы быстро сориентироваться.

Лунник располагал одним топливным баком.

Осталось ответить на пару-другую вопросов. Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте. Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года.

При нём ни один космический корабль не потерпел аварию. Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов. У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону». Вот что сказал «АН» Виталий Александрович.

Лавочкина, где собирают спутники, не занималось межпланетными полётами. Сменилось несколько поколений сотрудников. Их квалификация при этом явно не улучшилась. Организация делала научные спутники.

Лунный аппарат, естественно, столкнулся с огромными трудностями. К примеру, лунный ландшафт, в котором пришлось бы приземляться, очень сложный. Это горы и ущелья полярного сектора Луны. Но я считаю, что основные проблемы должны были решать ракетные управленцы.

Сложилась ситуация, когда производились многоразовые включения и отключения двигателей ориентации. Была масса других нюансов, за которые должны отвечать только ракетчики. Здесь и случилась «слабость». С другой стороны — это наследия предыдущего руководства «Роскосмоса».

Цивилизационные последствия, нанесённые нашей космонавтике, не прошли даром. Их было много.

Однако из-за неполадок четвертой ступени ракеты-носителя станция осталась на околоземной орбите. Станция представляла собой спускаемый аппарат массой около 100 кг, в который входили отсеки с аппаратурой систем управления, астроориентацией, радиосистемами и двигательной установкой для коррекции и торможения перед посадкой.

Общая масса после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составляла 1583 кг. А первая в истории мягкая посадка на Луну была осуществлена позже - 3 февраля 1966 года. И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления.

Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну.

Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили

Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии // Новости НТВ Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года.
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется.
В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач.
Рассекречена лунная программа СССР - Hi-Tech Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года.

«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе

Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. Фактически, это означало свёртывание советской лунной программы, в том числе и проекта развития автоматических планетоходов «Луноход», дважды успешно работавших на Луне в 1970 и 1973 гг. Последний советский модуль. "Роскосмос" обнародовал документы по лунной программе ация посвящена 50-летию полета межпланетной станции "Луна-16", которая привезла в 1970 году на Землю 101 грамм лунного реголита. 2 января 1959 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Луна-1». Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.

Советская лунная программа

В принципе меня все устраивало, я получил третий разряд электрика, неплохо зарабатывал. Но любопытство пересилило. Познакомился с Михаилом Анисиным, отцом Вячеслава Анисина, известного советского хоккеиста, участника знаменитой суперсерии с НХЛ 1972 года. Михаил Григорьевич и рассказал, что работать предстоит с барокамерами, если соглашусь на переход в его команду. Он был начальником лаборатории. А я понятия не имел, что делают в этих камерах. Механиками на них трудились летчики-ветераны. Чрезвычайно интересные люди. Мне сильно повезло, что попал туда. Школу взросления лучше проходить у ярких личностей, на них равняться, брать пример. Меня взяли механиком по электросвязи.

Серьезная должность. Как называлась? Сложная аббревиатура. Если по-простому, научно-исследовательский институт министерства обороны. Ребята между собой почему-то называли его ГНИИ козы. И мы стали работать. У меня появилась мастерская. Начал присматриваться. И вот что увидел: приводят солдат, переодевают их в ВКК, усаживают в барокамеры, поднимают на высоту. Они сидят, а их спрашивают: как дела?

Отвечают через ДЭМШ. Наверняка видели такой на фото Юрия Гагарина в гермошлеме. В общем, я наблюдал, какие-то рацпредложения вносил. Скажем, специальную резинку проложил, чтобы ни один винтик в барокамере не болтался, лампочки не искрили. На высоте ведь всякое может случиться. Потом уже узнал, что при подаче кислорода у нас человек погиб от искры. Поэтому стал все герметизировать, чтобы было как положено. Щербинский в скафандре. Фото: из личного архива О нелепой случайности - Кто погиб? Был четвертым в списке кандидатов на полет.

Самый молодой, двадцать четыре года от роду. Проводилась плановая подготовка. Бондаренко испытывали одиночеством и тишиной. Давление в камере понизили, а концентрацию кислорода - наоборот - повысили. Дело было в марте 1961-го, космонавт стал замерзать. Девушка-лаборантка, наблюдавшая за экспериментом, спросила: "Валя, почему ежишься? Через лючок ему просунули круглую электроплитку с открытой спиралью. Ее подключили к сети. А нагревательный элемент Бондаренко ничем не прикрыл, не защитил. И именно туда попала смоченная в спирте ватка, которой он протирал датчики.

Так бывает, несчастный случай... Бондаренко был в олимпийке. Кислород вспыхнул моментально... Валентина стали вытаскивать, а там две двери: одна - внутренняя, вторая - предбанник с двойной защелкой. Пока все открыли, он сильно обгорел. Отвезли в Боткинскую больницу, восемь часов боролись за жизнь, но не спасли. Трагедия случилась за неполные три недели до старта Гагарина. Юрий Алексеевич вместе с другими космонавтами приезжал в палату к Бондаренко... Заслуженный летчик, бомбардировщик, хороший мужик. Поделился только спустя года три.

Болтливых там не было, все рот держали на замке. Фото: из личного архива Чуркин пришел уже после аварии. Тот, кто работал до него, уволился. Хотя Бондаренко перед смертью успел сказать, чтобы никого не обвиняли, мол, это его просчет. Но с подобным грузом любому человеку жить трудно... Словом, дело было ответственное, исключавшее малейшую небрежность и халатность. Налюбоваться не мог на все, что там свершалось. Техника-то новая, современная. У медиков есть тест: поднимают человека без кислородной маски как бы на пять километров. Не каждый способен выдержать высоту, но на ней хорошо проявляются все тонкости организма, он начинает работать по-другому, из-за нехватки кислорода включаются внутренние ресурсы.

Потом проводится анализ, в результате чего становится понятно, сможет ли человек заниматься этим делом. Изъяны сразу вылезают наружу, выявляют себя. Так мне, инженеру, объясняли медики. Были, например, и тепловые эксперименты: подъем на высоту при большой температуре. Мало того что кислород не дают, так еще и поджарить хотят. На самом деле, проверяли комплексные воздействия на человека, чтобы сделать определенные выводы. О полетах к звездам - А как вы попали в испытатели? Человек пять. Они занимались в соседнем здании, буквально в десяти шагах. Там был огромный зал, где сконструировали безопорный стенд, с помощью которого имитировали невесомость.

Вот этим экспериментом и руководил Левон Суренович, мой будущий начальник. Удивительный человек, очень хороший. Восхищаюсь им каждый раз, когда вспоминаю. Как-то застукал, что подглядываю за космонавтами, висевшими на веревках тренажера любопытно же, когда человек по воздуху плывет , и спросил: "Что, нравится? Хачатурянц предложил: "Ну так - вперед, Леонов тебе уступит, даст покататься... Черников, А. Белоконов и В. Продин готовят В. Ангипова к испытаниям под избыточным давлением. Фото: из личного архива Словом, я прошел медкомиссию, строгую, придирчивую, и меня зачислили в отдел Левона Суреновича инженером.

Чуть позже я окончил факультет радиооборудования летательных аппаратов Московского авиационного института. Нас было тринадцать человек. Все настоящие профессионалы. Скажем, кандидат наук Евгений Иванов рассчитывал полет до Луны. Мы же в 1968 году получили сверхсекретное задание заняться этой программой, в частности, изучить возможности хождения человека по поверхности спутника Земли. Очень много работали в этом направлении. Ну, как бы слетали. Первые два имитационных полета продолжались по семь дней, а потом нас задержали, дав новую вводную. Сказали, что мы не можем подняться с поверхности Луны из-за технических сложностей. Все растянулось еще на трое суток.

Поставить приборы для проверки психологических данных. Нам показывали макет лунника, и мы изготовили его, собрали своими руками. Все, связанное с программой, было строго засекречено, в несколько раз строже обычного. Испытателю не разрешалось разглашать, чем занимается. Если бы, допустим, он рассказал, что поднимался сегодня на определенную высоту и делал то-то, знающих людей такая информация могла навести на мысль об истинных целях эксперимента. Поэтому мы молчали. Врач В. Смирнов и испытатель в барокамере. Фото: из личного архива Наша главная задача заключалась в том, чтобы вселить уверенность в космонавтов, доказать им: все сложности и трудности преодолимы. Можно лететь, ничего не опасаясь.

Нельзя было допустить даже тень сомнений, будто что-то не получится. Если в ходе эксперимента у нас возникали какие-то проблемы, о них следовало сообщать кому-то из руководства, но ни в коем случае не космонавтам. Павел Попович потом говорил: мы знали, что испытатели идут на человеческий предел. Если нужно вынести десятикратную перегрузку, они проходили через 12g или 15g. Система центрифуги была устроена так. Испытателю давали в правую руку тангенту и говорили: "Зажми как следует, держи и не отпускай". А когда на тебя наваливается тяжесть - три твоих веса, пять, семь и так далее, начинаешь кряхтеть, дышать животом. На восьмерке уже сложно-сложно, ни о чем не думаешь, лишь бы выдержать, не разжать кулак. Но потом достигаешь своего предела и волей-неволей отпускаешь тангенту. И центрифуга автоматически замедляет ход...

О выдержке на виражах - Вы сколько выдерживали? Приходил к врачу, он говорил: сегодня надо продержать 7g две минуты, а 8g - три. Такие задания были. Шел и делал. Стоял такой прибор - управляемое движение на центрифуге. Моделировалась посадка спускаемого аппарата. Его кидали по определенной траектории, давая возможность регулировать перегрузки, и в зависимости от этого на испытателя давило больше g или меньше. Некоторые наши ребята шли за десятку. Джон Иванович Гридунов все время спрашивал: сколько американцы выдерживают? Ему отвечали: 13g.

Он парировал: сделайте мне четырнадцать. Пыхтел, но справлялся.

Одна из аварий советской ракеты-носителя H-1 Проблема была в первой ступени. У СССР, в отличии от США, не было испытательных стендов для проверки всей ступени целиком, поэтому установить чем именно были вызваны отказы ступени оказалось невозможно. Америка лучше подготовилась и имела больше денег Американцы с 1960 по 1973 годы потратили 28 миллиардов долларов на программу «Аполлон».

Эти деньги ушли на создание ракеты «Сатурн-5», космических аппаратов, а также строительство необходимой инфраструктуры для проведения испытаний. С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов. Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну. Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег.

И по мере продвижения разработок постоянно сокращало финансирование, требуя от конструкторов и производственников экономии средств. Читайте также: Самые популярные мифы о первой высадке человека на Луну Очень сильный удар по проекту советской лунной программы нанесло и роковое стечение обстоятельств. В 1967 году погибает при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1» Владимир Комаров — наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полетов.

График их изготовления был утверждён 13 ноября 1965 года. Кадр из документального фильма режиссёра Николая Макарова «Космический испытатель». Первый экземпляр 7К-Л1 использовался для наземных испытаний в составе макетно-технологического комплекса.

Второй в упрощённом варианте был запущен в сторону Луны 10 марта 1967 года. Все ступени ракеты отработали без нареканий. Запуск третьего 7К-Л1 8 апреля 1967 года оказался неудачным — корабль не долетел до Луны из-за технической ошибки. Четвёртая и пятая попытки также не увенчались успехом из-за нештатной работы разгонных ступеней. Более успешным оказался старт шестого 7К-Л1, получившего обозначение «Зонд-4». Он был запущен 2 марта 1968 года.

В течение семи суток системы корабля работали исправно, однако из-за сбоя системы ориентации во время возвращения на Землю аппарат вошёл в плотные слои атмосферы по неуправляемой траектории, из-за чего была включена система самоликвидации. Также по теме 12 апреля исполнится 60 лет со дня первого полёта человека в космос. В преддверии празднования российское Минобороны запустило на... Седьмой и восьмой запуски также оказались аварийными. Наконец, старт ракеты с девятым 7К-Л1 15 сентября 1968 года ознаменовался успехом.

Ими станут китайцы с проектом «Чанъэ-3» в конце 2013-го. А еще спустя семь лет они же привезут на Землю почти два килограмма реголита. Важность «Луны-24» для исследования космических тел сложно представить. Это первая автоматическая межпланетная станция, засвидетельствовашая наличие воды в грунте естественного спутника нашей планеты. Но только в девяностых данные о наличии H2O будут подтверждены другими, более прогрессивными, методами. Российская лунная программа 1994 год. Совместными усилиями NORAD — американских военных — и NASA на орбиту выведен космический аппарат «Клементина», который отправляет на Землю почти 1 800 000 качественных снимков поверхности естественного спутника планеты. Также он передает данные, согласно которым у полюсов небесного тела в твердом состоянии предположительно имеется вода, что косвенно подтверждает ранее полученную информацию с «Луны-24». Интерес к Луне возобновлен с новой силой. Он еще больше возрастает в конце девяностых, когда американский автоматический аппарат Lunar Prospector, имеющий на борту магнитометр, электронный рефлектометр, нейтронный спектрометр, гамма-спектрометр и альфа-спектрометр, подтвердит наличие водяного льда у полюсов. К тому моменту сразу несколько стран, включая Россию, США, Японию, Китай и Индию вновь заинтересованы в исследовании ближайшего к нашей планете небесного тела. Начинается вторая космическая гонка. И в ней теперь участвуют не две сверхдержавы, а куда больше стран. С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы. С подтверждением наличия у полюсов залежей льда ученые вновь заговорили о необходимости полетов к спутнику. К тому же, на нем были обнаружены и другие полезные ресурсы. К примеру, присутствующий в лунных минералах гелий-3 потенциально является отличным топливом для современной энергетики. А на Луне по самым скромным подсчетам его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн. Полноценный старт российской лунной программы тормозила только сложная экономическая ситуация в стране. В определенный момент проект даже полностью заморозили, отдав предпочтение исследованию Марса и его спутников. Но с путешествиями к четвертой по удаленности от Солнца планете тоже хватало проблем. После неудачного старта АМС «Марс-96» в ноябре 1996 года отказал разгонный блок, в результате чего ракета-носитель «Протон» была уничтожена в атмосфере спустя несколько часов после запуска прозвучали первые попытки возобновления лунных миссий. Однако в итоге предпочтение вновь отдали полетам к Марсу. В 1998-м был утвержден проект «Фобос-грунт», целью которого стало бы путешествие к спутнику четвертой планеты. Изначально запуск миссии планировался на 2004 год. А возвращение космического аппарата — на 2008-й. Затем запуск неоднократно откладывался. В итоге старт состоялся в ноябре 2011-го, но практически сразу связь с АМС была потеряна. Неудача и закрытие проекта «Фобос-грунт» позволила полностью сконцентрироваться на других целях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий