Конституции рк 1993 г от 28 января и 1995 г от 30 августа

См. разъяснения в постановлении Конституционного совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2, постановлении Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 г. № 14/2. Источник: Информационная система "ПАРАГРАФ". Документ: Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.) Статус документа: действующий.

Особенности конституционного строительства суверенного Казахстана

КАЗАХСТАН. КОНСТИТУЦИЯ. (вступительная статья) Конституция Казахстана принималась на референдуме 30 мая 1995 г. Статья 1 провозглашает Республику Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются. Первая Конституция независимого Казахстана была принята 29 января 1993 года. Согласно Основному Закону Казахстан объявлен демократическим, светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Основной закон нашей страны разрабатывался и принимался в условиях кризиса, в котором находилась республика после распада СССР. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Статья 94 1. Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент вступления Конституции в силу, приобретает установленные ею полномочия Президента. ВИДЫ ICON&STRATEGY ПРЕАМБУЛА ЭВОЛЮЦИЯ История первой Конституции Республики Казахстан начинается с распада Союза ССР и принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР в 1990г. Распад Союза ССР еще можно было отсрочить, но уже.

Казахстанский парламентаризм. Конституция 1995 г.

Однако одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан является принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником госу-дарственной власти в Казахстане является его народ. Из этого конституционного положения вытекает, что государственная власть в стране исходит от народа, принадлежит ему и может осуществляться им непосредственно, т. Принцип полновластия народа, закрепленный в Основном законе Республики Казахстан, относится к универсальным принципам, имеющим общечеловеческую ценность и присущим большинству современных демократических конституций. Высшим непосредственным выражением власти народа, со-гласно Конституции Республики Казахстан, являются республиканский референдум и свободные выборы п. Это находит свое выражение в следующем: граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления; участвовать в республиканском референдуме; в закреплении демократического порядка формирования представительных органов и демократической процедуры их деятельности; в сочетании представительной и непосредственной демократии; в повышении роли политических партий и общественных объединений в политической системе общества.

Выборы депутатов Парламента теперь регулируются конституционным законом п.

Были отдельно прописаны причины лишения полномочий депутатов Парламента статья 52. Были разделены полномочия Парламента на заседаниях Палат и порядок последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате статья 54. Председатели Палат Парламента теперь представляют Палатам для назначения а не назначают кандидатуры членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета статья 58. Согласно статье 61, право законодательной инициативы, теперь кроме Парламента и Правительства, также принадлежит Президенту. Был прописан порядок принятия конституционных законов. Была исключена необходимость проведения не менее двух чтений для принятия конституционных законов статья 62.

Были исключены отдельные случаи при которых Президент имел право распустить Парламент, теперь необходима только консультация с председателями Палат Парламента и Премьер-Министра статья 63. Согласно поправкам 2007 года, Правительство ответственно перед Президентом и более не подотчетно Парламенту в общем порядке, а только в установленных конституциях случаях статья 64. Согласно статье 67, Премьер-Министр после своего назначения более не обязан представлять доклад о Программе Правительства Парламенту. Члены Правительства теперь могут занимать иные оплачиваемые должности, в случаях когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством статья 68. Высший судебный совет теперь состоит из «Председателя и других лиц назначаемых Президентом Республики», ранее в него входили Председатель Конституционного Совета, Председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, Министр Юстиции, Депутаты Сената, судьи. Увеличен срок полномочий Маслихата с 4 до 5 лет.

Полномочия маслихата теперь прекращаются досрочно Президентом ранее Сенатом, статья 86. Согласно статье 87, Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются Президентом с согласия маслихатов ранее по представлению Премьер-Министра. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата, может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия Акиму новое определение в поправках 2007 года , а поставить вопрос перед Президентом о его освобождении от должности большинством ранее две трети. Изменения и дополнения 2011 года В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны [6]. Так, в статью 41 был внесен пункт 3-1 о наделении полномочий Президента на назначение внеочередных президентских выборов. Изменения и дополнения 2017 года В марте 2017 года в Конституцию вновь были внесены изменения, позволяющие устанавливать в пределах Астаны особый правовой режим в финансовой сфере статья 3-1.

По мнению профессиональных юристов, мотивом данных изменений в Конституцию стала попытка легитимизировать Международный Финансовый Центр «Астана», несмотря на лозунг перераспределения полномочий между ветвями государственной власти практически не ослабляющие вес президента в системе. Добавлена возможность наличия других требований к кандидатам в Президенты не прописанных в Конституции статья 41. Согласно новым поправкам к статье 44, Президент по прежнему назначает на должности членов Правительства, но по представлению Премьер-Министра внесенному после консультаций с Мажилисом. Президент Председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам «при необходимости», более не поручает Правительству внесение законопроектов в Мажилис, а также более не отменяет действие актов Правительства и Премьер-Министра, не утверждает государственные программы, не утверждает единую систему финансирования для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, но отныне вправе направить в Конституционный совет обращение о рассмотрении вступившего в силу закона или иного акта на соответствие Конституции статья 44. Был исключен пункт 2 статьи 45 о предусмотренном праве Президента об издании законов и указов имеющих силу законов. Парламент согласно поправкам является высшим представительным органом осуществляющим законодательную власть ранее — законодательные функции, статья 49.

Сенат вправе по представлению Президента избрать на должность и освободить от неё Уполномоченного по правам человека сроком на пять лет статья 55. Президент теперь не может отклонить инициативу депутатов Парламента подтвержденную двумя третями голосов об освобождении от должности члена Правительства в случае не исполнения им законов Республики ранее большинством голосов при повторном обращении, статья 57. Правительство вновь ответственно перед Парламентом, в дополнение к ответственности перед Президентом статья 64. Правительство наделено полномочиями по утверждению государственных программ и единой системы финансирования для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, но по согласованию с Президентом. Из полномочий Правительства было исключено назначение на должность руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства статья 66. Правительство теперь слагает полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента ранее перед вновь избранным Президентом, статья 70.

Раздел VI Конституционный совет. Конституционный совет теперь также рассматривает обращения Президента ранее только обращения судов согласно Конституции, статья 72.

Однако, можно рассмотреть, например, главу 2 "Права и свободы человека и гражданина". Эта глава закрепляет основные права и свободы граждан, такие как право на жизнь, свободу передвижения, право на образование, свободу вероисповедания и многие другие.

Эта глава также определяет обязанности государства в области защиты прав и свобод граждан. Конституция Республики Каз.

Приритеты: 1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полно территориальной целостности. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию. Экономический рост базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Здоровье образование и благополучие граждан Казахстана.

История Конституции Республики Казахстан

Конституция имеет прямое действие на всей территории республики: граждане вправе защищать свои права и свободы в суде и других органах, ссылаясь на соответствующие положения Конституции. Государственные органы могут применять нормы Конституции при решении спорных вопросов. Международные договоры РК не должны противоречить Конституции [1]. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Одним из авторов проекта первой Конституции был Абдурахман Айтиев. В ней было прописано: «Вне пределов ст. В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны ст.

Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке , а в районных с большинством других национальностей — на их языке статьи 83-90 [2]. В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд статья 96 , на отдых статья 97 , материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности ст. Согласно ей вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций [4]. В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления статьи 78-83, 97-139 , принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года.

Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие [5]. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи [3]. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие [5]. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным.

Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства [6]. Конституция Республики Казахстан 1995 года[ править править код ] Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года [7] на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний.

В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений [6]. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах. Изменения и дополнения 1998 года В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента , депутатов сената и мажилиса , был снят предусмотренный ранее в статье 33 верхний возрастной предел в 60 лет в исключительных случаях 65 лет для государственного служащего.

Мажилис теперь состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом статья 50. Девять из них избираются Ассамблеей народа Казахстана статья 51. Президент назначает пятнадцать депутатов Сената вместо семи с учетом значимых интересов общества статья 50. Были изменены критерии для избрания в депутаты Парламента. Выборы депутатов Парламента теперь регулируются конституционным законом п.

Были отдельно прописаны причины лишения полномочий депутатов Парламента статья 52. Были разделены полномочия Парламента на заседаниях Палат и порядок последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате статья 54. Председатели Палат Парламента теперь представляют Палатам для назначения а не назначают кандидатуры членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета статья 58. Согласно статье 61, право законодательной инициативы , теперь кроме Парламента и Правительства, также принадлежит Президенту. Был прописан порядок принятия конституционных законов. Была исключена необходимость проведения не менее двух чтений для принятия конституционных законов статья 62. Были исключены отдельные случаи при которых Президент имел право распустить Парламент, теперь необходима только консультация с председателями Палат Парламента и Премьер-министра статья 63. Раздел V Правительство. Согласно поправкам 2007 года, Правительство ответственно перед Президентом и более не подотчетно Парламенту в общем порядке, а только в установленных конституциях случаях статья 64.

Согласно статье 67, Премьер-Министр после своего назначения более не обязан представлять доклад о Программе Правительства Парламенту. Члены Правительства теперь могут занимать иные оплачиваемые должности, в случаях когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством статья 68.

При этом повышается статус и усиливается роль парламента РК, осуществляется переход от суперпрезидентской модели управления к президентской республике. Празднование Дня Конституции в 2022 году В Казахстане законом установлено, что государственные праздники — выходные дни для всех трудящихся. При совпадении текущего выходного и праздничного дня осуществляется перенос выходного дня на следующий за ним рабочий день ст. Как отдыхаем на День Конституции РК? В этом году День Конституции, 30 августа, по календарю пришелся на вторник. Постановлением Правительства РК «О переносе дней отдыха в 2022 году» установлен такой порядок: При пятидневной рабочей неделе выходной день с субботы 27-го августа переносится на понедельник 29-го, при этом получится три дня отдыха подряд — 28, 29 и 30 августа.

При шестидневной рабочей неделе будет обычный выходной в воскресенье 28 августа, затем дополнительный выходной 30 августа. Таким образом, граждане страны на День Конституции получают возможность участвовать в многочисленных торжественных мероприятиях, уделить больше времени семейному отдыху. Главной целью всех мероприятий к этому празднику стала идея распространения ценностей, которые обеспечивает Конституция. Об этом важно напомнить всем гражданам, особенно молодежи. Поэтому накануне праздника проводятся соответствующие мероприятия: Тематические выставки, конкурсы. Доброй традицией становится открывать ко Дню Конституции новые объекты социальной направленности — от школ до дворовых детских и спортивных площадок.

Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию. Экономический рост базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Здоровье образование и благополучие граждан Казахстана.

Эффективно использовать энергетические ресурсы К-на путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения дохода. В особенности транспорт и связь. Профессиональное гос-во. Создать эффективный и совр.

Предпосылки и причины принятия конституции 1993г.Ее основные положения и новации

была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Действующая Конституция страны была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года.

Принятие Конституции РК (30 августа 1995 года)

1. Казахстан – суверенное государство: суверенитет Республики Казахстан распространяется на всю территорию; Конституция РК и ее законы имеют верховенство на всей территории; верховенство власти. Вашему вниманию представлена действующая редакция Конституции Республики Казахстан 2024-го года (с изменениями и дополнениями). Первая Конституция независимого Казахстана была принята 29 января 1993 года. Согласно Основному Закону Казахстан объявлен демократическим, светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления.

Конституционное право зарубежных стран

Статья 94 1. Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент вступления Конституции в силу, приобретает установленные ею полномочия Президента. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. 28 января 1993 г. был принят Основной Закон — Конституция независимого Казахстана. 4. Действующее на момент вступления в силу Конституции законодательство Республики Казахстан применяется в части, не противоречащей ей, и в течение двух лет со дня принятия Конституции должно быть приведено в соответствие с нею. См. разъяснения в постановленииКонституционного Совета РК от 13 июля 2006 года № 4, постановленииКонституционного Совета РК от 30 января 2003 г. № 10. Первая Конституция Республики Казахстан была принята 28 января 1993 года, она состояла из 4 разделов, 21 главы. Казахстан провозглашался неотъемлемой частью мирового сообщества, подтверждалась приверженность республики международным нормам и курсу на.

Конституции Республики Казахстан 1993 и 1995 гг.

30 августа 1995 г. 81,9 % населения, принявшего участие в референдуме, высказался за принятие нового Основного Закона страны. Структура Конституции Республики Казахстан 1995 г. разделов: Общие положения. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. 28 января 1993 г., 2-я - 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и находится на. Статья 94 1. Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент вступления Конституции в силу, приобретает установленные ею полномочия Президента.

Конституция рк (30 августа 1995 года).

Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года , Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие [4]. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи [2]. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие [4]. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости.

С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства [5]. Конституция Республики Казахстан 1995 года Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме.

Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан.

Конституционная реформа, начатая с Декларации о государственном суверенитете в октябре 1990 г. Новая конституция принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 имеет 9 разделов : была закреплена исторически необходимая система правления страной — Президентская республика по форме, но по многообразию и гибкости элементов этого правления казахстанская форма президентского правления обретает по Конституции 1995 года, завершённый вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе; значительное усиления института президентства; новое:??? Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную; Президент — основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной правительство и законодательной парламент.

Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную; Президент — основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной правительство и законодательной парламент ; Чётко ограничен круг деятельности парламента и функции палат парламента; права и обязанности президента; компетенция правительства и его подотчётность парламенту; функционирование местных исполнительных органов. Впервые заложен институт импичмента президенту; Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов; Усилен раздел прав человека и гражданина; Заложила институты рыночной экономики. Отличие конституции 1995 от конституции 1993г.

Как в любом правовом государстве. В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества.

Гражданин республики имеет право быть собственником. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Использование имущества не должно наносить ущерб экономической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства. Статья 19. Гражданин республики имеет право на труд, которое включает право каждого на получение возможности свободно трудиться в качестве самостоятельного производителя или по трудовому договору в соответствии со своими желаниями, способностями и специальной подготовкой. Гарантируется свобода трудового договора.

Гражданин республики имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также на социальную защиту от безработицы. Вознаграждения за труд не может быть ниже установленного законом минимального размера. Запрещается принудительный труд, иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда либо действия Закона о чрезвычайном положении. Статья 20.

Граждане республики имеют право на забастовку. Статья 21. Гражданин республики имеет право на отдых. Государство определяет максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых.

Статья 22. Гражданин республики имеет право на жилище. Государство гарантирует осуществление права на жилище поощрением жилищного строительства, предоставлением в пользование и продажей жилья из государственного жилищного фонда. Статья 23.

Гражданин республики имеет право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной медицинской помощью, оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения. Оказание платной медицинской помощи допускается на основании и в порядке, предусмотренным законом. Республика Казахстан содействует развитию частной системы здравоохранения, поощряет деятельность, способствующей укреплению здоровья, развитию физкультуры и спорта.

Статья 24. Гражданин республики имеет право на образование. Это право обеспечивается бесплатным средним, средне-специальным, высшим образованием в государственных заведениях. Платное образование граждан допускается на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Республика Казахстан содействует развитию частной системы образования. Организации и лица, способствующие развитию образования, науки и культуры пользуются поддержкой государства. Государство обеспечивает приоритетное развитие образования, науки и культуры. Статья 25.

Гражданин республики имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, кормильца и в иных установленных законом случаях. Статья 26. Гражданин республики имеет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Статья 27.

Гражданам республики гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества. Глава 6. Основные обязанности Статья 28. Осуществление прав и свобод гражданином Республики Казахстан неотделимо от его обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных, общественных и государственных интересов.

Статья 29. Гражданин Республики Казахстан обязан соблюдать Конституцию и законы республики, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Гражданин республики обязан уважать государственные символы герб, флаг, гимн. Статья 30.

Граждане Республики Казахстан обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Статья 31. Защита Республики Казахстан - долг каждого гражданина республики. Граждане республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Глава 7. Гарантии прав и свобод Статья 32. Никто не вправе лишать гражданина каких-либо прав и свобод или ограничивать его в них, иначе как в соответствии с настоящей Конституцией. Не подлежат применению законы и другие нормативные акты, не опубликованные в установленном порядке.

Статья 33. Частная жизнь гражданина неприкосновенна. Запрещается вмешательство в частную жизнь гражданина, а также посягательство на его честь и достоинство. Сбор, хранение, использование и распространение информации личного характера без согласия гражданина допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и иными материалами. Не допускается задержание, осмотр или обыск, равно как и любое другое ограничение личной свободы, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому или унижающему достоинство обращению и наказанию. Статья 34.

Жилище неприкосновенно. Не допускаются лишение жилища, вторжение в него, производство осмотра, обыска, иначе как в случаях и с соблюдением гарантий, установленных законом. Статья 35. Гражданин Республики Казахстан имеет право на необходимую оборону.

Статья 36. Республика Казахстан гарантирует судебную защиту всех прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом. Статья 37.

Все равны перед законом и судом. Статья 38. Никто не может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию, кроме суда. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. Статья 39. Закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет.

Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена, применяется новый закон. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Никто не должен повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение. Статья 40.

Любые решения и действия государственных органов, общественных объединений, должностных и иных лиц, ущемляющие или ограничивающие права граждан, могут быть обжалованы в суде. Не допускается обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу или в интересах которого она была подана. Статья 41. Не имеет юридической силы доказательства, полученные незаконным путем.

Статья 42. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга супруги и близких родственников. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие. Статья 43.

Гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь и защиту, осуществляемые в соответствии с законом и гарантируемые государством. Деятельность лиц по защите граждан и оказанию им юридической помощи самостоятельна и независима. Вмешательство в нее не допускается и влечет ответственность по закону. Защитник не вправе без согласия подзащитного разглашать сведения, которые стали известны ему в связи с оказанием юридической помощи.

Статья 44. Временные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в период чрезвычайного положения в соответствии с законом и должны быть прямо обозначены в акте о введении чрезвычайного положения. В период чрезвычайного положения не допускается изменение Конституции Республики Казахстан, избирательных законов и законов о судопроизводстве, не проводятся референдумы и выборы, не могут быть ограничены полномочия и деятельность Верховного Совета и судов, а также права и свободы, предусмотренные статьями 8, 9, 12, 22, частью 5 статьи 33, статьями 35, 36, 39. Собственность и предпринимательство Статья 45.

Экономика Республики Казахстан основывается на многообразных формах собственности. Государство обеспечивает равенство перед законом всех субъектов собственности. Объекты и субъекты собственности, разновидности их основных форм, пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Статья 46.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности. Пределы и субъекты осуществления от имени государства правомочий собственника на указанные объекты определяются законом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий