Украина как государство образовано 8 18 января 1654 года

Поэтому ситуация складывалась таким образом: 8 января 1654 года в городе Переяславе – территория Переяславского полка, собралась старшина, гетман, были представители духовенства, представители городов и различных слоев населения. 8 января 1654 г. на центральной площади города состоялась Черная, то есть всеобщая Рада – собрание представителей казаков, крестьян, горожан, православного дворянства и духовенства Малороссии. Воссоединение Украины с Россией — традиционное в русской историографии название события, во время которого Гетьманщина приняла протекторат Московского Царства в 1654 году. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек.

Воссоединение России с Россией

Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий в 1648 году был избран гетманом Запорожского войска. Б. Хмельницкий начал военные действия с войсками Речи Посполитой, которые продолжались с 1648 г. до 1654 г. и имели переменные успехи. Вхождение Украины в состав России произошло в 1654 году в царствование Алексея Михайловича Романова. Об этом напоминает памятник Богдану Хмельницкому в современном Киеве. 8 января 1654 году в Переяславле Великая рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России, которая поддержала освободительную борьбу украинцев и белорусов и вступила в войну с Польшей за Украину (1654-1656 годы). Утром 8 (18) января состоялся старшинский совет запорожского казачества. 8 января 1654 году в Переяславле Великая рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России, которая поддержала освободительную борьбу украинцев и белорусов и вступила в войну с Польшей за Украину (1654-1656 годы).

Переяславская Рада

  • Воссоединение России с Россией
  • Присоединение территории Войска Запорожского к России
  • Русско-шведская война
  • Разделы Речи Посполитой
  • Переяславская рада года: причины проведения и итоги - [HOST]

Переяславская рада. Что это было?

В 1654 г. казаки подтвердили своё решение о переходе в подданство к русскому царю на сходе в Переяславле. Это событие вошло в историю как Переяславская рада и ознаменовало переход Украины под власть русского царя. 18 января 1654 года Переяславская Рада приняла решение о присоединении Украины к России. Оно состоялось 18 января (8 января по старому стилю) 1654 года в городе Переяславле (сегодня Переяслав-Хмельницкий). Украинские земли в первой половине XVII века входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России.

Присоединение Украины к России в 1654 году

Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги По «мартовским статьям» Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства.
Формирование границ Украины в 1917-1928 гг. Вхождение Украины в состав России произошло в 1654 году в царствование Алексея Михайловича Романова. Об этом напоминает памятник Богдану Хмельницкому в современном Киеве.
8(18) января 1654 созвана Переяславская рада: решение о воссоединении Украины с Россией В 1654 году на общем собрании Переяславской Рады запорожские казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким решили объединиться с Русским царством, чтобы иметь защиту от Польши (Речи Посполитой).
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад 19 декабря на Украину прибыл русский посол Василий Бутурлин с решением Земского Собора. А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.

Переяславская рада (8(18) января 1654)

  • ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
  • Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)
  • А может, независимость?
  • Навигация по записям

«С городами и с землями принять»

8 января 1654 г. на центральной площади города состоялась Черная, то есть всеобщая Рада – собрание представителей казаков, крестьян, горожан, православного дворянства и духовенства Малороссии. Вот так 18 января1654 года и состоялась Переяславская рада, на которой было принято решение о присоединении Войска Запорожского к Московскому царству под личную протекцию царя Алексея Михайловича. 18 января 1871 года была создана Германская империя, сложившаяся в ходе успешной для Берлина франко-прусской войны и стоившая короны Наполеону III.

18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией

Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам.

Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения.

Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины.

Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности.

Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен.

Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты.

Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар.

Затем на площади перед Успенским собором на общую раду собрались «люди разных чинов». К собравшимся вышел Богдан Хмельницкий, который сказал, что русский государь «не презрел шестилетние моления» казаков и согласился принять их под свою руку.

По свидетельству представителей русского посольства, собравшиеся на площади в ответ кричали: «Волим под царя восточного, православного». После этого казаки присягнули на верность государю в Успенском соборе, а Богдану Хмельницкому члены русского посольства вручили царскую грамоту и знаки гетманской власти: хоругвь, булаву и шапку. Через несколько дней посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским. Там процедура присяги повторялась.

Вероятно, царские представители считали, что результаты собрания в Переяславле требуют подкрепления. В общей сложности представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях, где привели к присяге 127 тыс. Объединение Войска Запорожского и Русского царства привело к очередной русско-польской войне, продолжавшейся до 1667 года. По итогам противостояния Польша отказалась от Смоленска и Чернигова и признала русское владение над левобережной Украиной.

Особой статьей соглашения был Киев. Стороны договорились, что город на два года останется во владении Москвы, затем вернется Польше. Но позже Россия заплатила за Киев компенсацию — 146 тыс. И оставила за собой.

Современные оценки Современные оценки Переяславской рады в двух странах сильно отличаются. После распада Советского Союза в Киеве много внимания стали уделять тому, что две страны различает и разделяет. Самая яркая иллюстрация в этом смысле — книга бывшего президента Украины Леонида Кучмы под названием «Украина — не Россия». После победы майдана 2014 года риторика ужесточилась еще больше.

Киевские политики без устали клеймили общее с Россией прошлое. На этом фоне Переяславская рада, где казаки сами просились в состав общего государства, выглядит неудобно. Вроде бы нельзя об этой важнейшей странице истории умолчать. Но и осмыслить ее в современной парадигме, где Киев якобы постоянно стремиться прочь от Москвы, в Европу, не получается.

В таких условиях политики предпочитают поменьше упоминать о тех событиях. Не случайно в сентябре 2019 года Верховная рада переименовала город Переяслав-Хмельницкий, вычеркнув из названия упоминание о казацком гетмане.

Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего наказного гетмана Барабаша, назначенного польским правительством, утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками, сторонниками панской власти, в битве под Желтыми Водами. Тогда Хмельницкому удалось хитростью выманить королевскую грамоту, которую тот использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша, а также ряд представителей казацкой старшины - Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков - блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю.

Вражда же с Барабашем зародилась из того, что Барабаш рассчитывал, в обмен на использование казаков в войне с Османской империей в интересах польской короны, получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Хмельницкий с несогласными, доподлинно не известно, так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно, кроме того, что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков ее принять.

Никакого русского влияния там практически не было. Ибо украинская квазигосударственнасть «Гетьманат» возникла как раз после того как присоединение этих территорий к России имело место. Там царила полная анархия и как результат — население на этих территориях стало массово появлятся лишь в конце 17 начале 18 века. О чём свидетельствует история появления 99 процентов абсолютно любых населённых пунктов этого региона, за исключением каких-то городов ещё древнерусской эпохи Но и они, причём это касается даже Киева, получили развитие исключительно начиная как раз с этого периода то есть с начала 18 века. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей торговые люди, крупное купечество , то есть кандидаты трех сословий.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. Земский собор 1653 г. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г.

Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения. Весной 1649 г. Польша возобновила военные действия против повстанцев, которые продолжались вплоть до 1653 г. В феврале 1651 г. После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. Но этому акту предшествовала длительная история.

В «Дворцовых разрядах» указано, что 19 марта этого года «государь указал во все городы послать к воеводам и к приказным людем государевы грамоты» с вызовом стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов в Москву к 20 мая «со всею службою». Намечалось, что «на тот срок изволит их государь смотреть на Москве на конех». Срок прибытия определен тот же — 20 мая. Совет Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор — оба они были связаны с борьбой за Украину. Очевидно, было не одно, а несколько соборных заседаний. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце 15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня , являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые далеко не в полном составе земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника.

Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня.

Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе

Объединение территории Войска Запорожского с Русским царством (1654) Оригинал взят у sergpodzoro в Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада. 18 января 1654 года. В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель Слободская.
18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией Поэтому ситуация складывалась таким образом: 8 января 1654 года в городе Переяславе – территория Переяславского полка, собралась старшина, гетман, были представители духовенства, представители городов и различных слоев населения.

Воссоединение Украины

Как Переяславская рада установила новый геополитический порядок на юге Восточной ЕвропыПереяславская рада, положившая начало присоединению Левобережной Украины к Российскому государству, привела к тектоническим сдвигам во всей Восточной Европе. Ярким тому подтверждением являются процессы, развернувшиеся на основе русско-украинского объединения в Молдавском княжестве 10 января посольство прибыло в город Переяславль, где была запланирована Генеральная рада, то есть совет Войска Запорожского. Через шесть дней туда прибыл Хмельницкий в сопровождении старшины — генерального судьи, писаря, полковников и есаулов представлявших подавляющее большинство полков войска. Утром 18 января старшина совещалась в своем узком кругу, а затем состоялась собственно войсковая рада, на которой Хмельницкий предложил собравшимся на выбор четыре кандидатуры: всё того же короля, крымского хана, турецкого султана либо московского царя. Выбор был очевиден, и подтвержден всеобщими выкриками собравшихся казаков и переяславских горожан: "Волим под царя восточного, православного! В этот момент произошел инцидент, который принято трактовать как столкновение двух абсолютно различных политических культур. Казаки пожелали, чтобы присягали не только они на верность царю, но и посол Бутурлин от имени царя на кресте и евангелии поклялся в соблюдении всех прав и вольностей Войска Запорожского. Однако боярин отверг это требование — русский царь не присягает своим подданным, но царское слово и не нуждается в дополнительном подтверждении, и он лично гарантирует, что казаки получат от царя даже больше того, на что рассчитывают.

В итоге казаки вынуждены были согласиться на такую процедуру. Никаких документов в тот день подписано не было. Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля. Пожелания, о которых говорил Бутурлин, были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года. Отсюда его название — "мартовские статьи", они же "статьи Богдана Хмельницкого". На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому. Его размер устанавливался в 60 тысяч человек.

При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном. Доходы, собираемые с территории войска, направлялись на его содержание. Запорожское войско буквально одной строкой просило подтвердить права и вольности и других сословий, но разрешение этого вопроса оставляло на усмотрение царской власти и других сословных корпораций. Интересно, что город Переяславль, где проходила историческая рада, получил жалованную грамоту даже раньше самого войска Запорожского.

Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века.

Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству. Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание — Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события?

Это было воссоединение, присоединение или объединение? У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях.

Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского.

Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия — Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботились защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение.

Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности.

Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства.

Это была обманчивая тишина - та, что обычно наступает перед бурей. Буря грянула в 1648 г. Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий. Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста.

Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына. Войско Богдана двинулось за пределы Сечи. В мае 1648 г. Весть о победах привлекла к Хмельницкому повстанцев со всей Украины. У него возникла массовая народно-казацкая армия. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец сентябрь 1648 и у Зборова август 1649 король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель.

Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой. По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза до 40 тыс. Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной. Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством.

В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками. Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком в июне 1651 опять подвел союзник украинцев - крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г. Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно.

Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку.

Хмельницкий призвал Раду принять решение о воссоединении Украины с Россией. Участники Рады единодушно высказались за воссоединение Украины с Россией. Вхождение Украины в состав Русского государства означало воссоединение двух братских народов, связанных кровным родством. Акт воссоединения соответствовал жизненным интересам украинского народа, он спасал Украину от поглощения ее панской Польшей и султанской Турцией и создавал условия для ее дальнейшего экономического и культурного развития.

Какую роль в истории России и Украины сыграла Переяславская рада

  • лет Переяславской раде. А было ли воссоединение? - Украина.ру
  • Воссоединение Украины | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
  • Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)

28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.

Польша не хотела уступать Украину Русскому государству. Поэтому война с Польшей началась уже в 1654 г. Первое время она шла успешно для России, но в 1657 г. Хмельницкий, и после его смерти между отдельными группировками внутри казацкой старшины началась борьба за власть. Большая часть гетманов, правивших после Хмельницкого, проводила политику польско-шляхетских магнатов и пыталась разорвать союз украинского и русского народов. Однако рядовое казачество и трудовые крестьяне не поддержали сторонников Польши и продолжали вместе с русскими войсками бороться за свою национальную независимость. Война длилась с перерывами 13 лет, до 1667 г. По этому договору Украина оказалась разделенной на две части: Левобережная и Киев с небольшой прилегающей к нему территорией остались за Русским государством, Правобережная вновь отошла к Польше. Запорожье не подчинялось Польше, но и не было в русском подданстве. Андрусовское [12] перемирие было временной передышкой для России.

Война с Польшей 1654-1667 гг. Дружеские связи русского и украинского народов продолжали укрепляться в общей борьбе против иноземного порабощения. В 1709 г. В 1812 г. Воссоединение Украины с Россией укрепило единство двух великих народов в их совместной борьбе против социального гнета русских и украинских крепостников. Каждый новый этап в развитии революционного движения в России поднимал на новую ступень дружбу двух великих народов. Широкий отклик получили на Украине крестьянские войны под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Откликом на восстание декабристов явилось восстание Черниговского полка. Революционная борьба великих русских демократов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др.

Шевченко, Котляревский, М. Вовчек и др. Творчество украинских писателей, композиторов, художников развивалось под непосредственным влиянием русской культуры, которая, в свою очередь, обращалась к творчеству украинского народа как к источнику новых тем, сюжетов, образов. Памятник великим русским патриотам Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве создал украинец Мартос, а памятник великому украинскому полководцу Богдану Хмельницкому в Киеве создал русский скульптор академик Микешин. Эта дружба находила себе серьезную поддержку у вождей революционного движения — В. Ленина и И. Сталина, разоблачавших буржуазный национализм. Слова В. В июне 1917 г.

После победы Октябрьской социалистической революции трудящиеся Советской Украины выступили одними из первых инициаторов создания единого союзного государства. В условиях советской власти дружба украинского и русского народов поднялась на новую, более высокую ступень, превратилась в мощную действенную силу, обеспечивающую непрерывный подъем и рост их экономики и культуры. В республике — 7 университетов, 144 вуза, 591 техникум, десятки тысяч школ. Мудрая политика Коммунистической партии и Советского правительства дала возможность осуществить вековые чаяния украинского народа о воссоединении всех украинских земель в единой Советской Украине, которая является теперь одним из крупнейших государств Европы с населением более 40 млн. Дружба двух великих народов еще более окрепла и закалилась в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистских захватчиков, когда оба народа совместно защищали свою Родину от иноземных поработителей. Советская Украина понесла неисчислимые жертвы в этой войне. Вся страна помогала Украине. Развиваясь в братской семье социалистических наций, Советская Украина превратилась в могучую социалистическую державу. Под знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, под испытанным руководством Коммунистической партии украинский народ твердо и уверенно идет к коммунизму.

Но исторические предпосылки объединения русского и украинского народов раскрываются в ряде предыдущих тем данного курса. Так, при изучении материала об образовании и развитии Киевского государства учащимся освещаются вопросы о происхождении и исторической близости трех славянских народов — русского, украинского и белорусского, обусловленной единством происхождения от одной древнерусской народности. Показывается, что в Киевской Руси, исторической колыбели русского, украинского и белорусского народов, зародилось сознание единства Русской земли, которое братские народы пронесли через все века своей истории. Освещая историю происхождения и общий период в развитии трех братских народов в едином древнерусском государстве, учитель подводит учащихся к сознательному усвоению последующего развития, тесного единства и дружбы между этими народами. Общий период в истории трех братских народов обусловил их неразрывную близость, которая помогла им с большим упорством и самоотверженностью бороться против иноземных захватчиков за воссоединение. При этом учитель подчеркивает, что это привело к подчинению украинской народности литовскими, а затем польскими феодалами. Однако, несмотря на угнетенное положение, украинская и белорусская народности сохранили свои важнейшие признаки, одним из которых являлся язык. Общность происхождения двух братских народов и языковое родство определяли на протяжении всей истории теснейшую близость культуры и сознание единства русского и украинского народов. Учитель разъясняет учащимся, что среди трех братских народностей наиболее сильной была русская, процесс формирования которой шел более ускоренно, чем двух остальных.

При этом надо отметить, что, находясь под иноземным гнетом, будучи разобщен экономически и политически, украинский народ не имел возможности в ту пору создать свое государство. Однако основой развития украинской народности являлись все более укреплявшиеся связи между отдельными частями украинских земель, хотя развитие их и тормозилось жестоким угнетением со стороны польских и литовских феодалов. Положительную роль в развитии украинского народа играли экономические и культурные связи украинских земель с Русским государством. У русского народа украинский народ искал всегда и находил поддержку и помощь в борьбе против польско-литовских панов и турецких агрессоров. Публикуемые в настоящем сборнике документы относятся к первой половине XVII в. Документы могут быть использованы при подготовке учителя к урокам, с помощью которых он сможет более полно и убедительно осветить важнейшие вопросы изучаемой темы; при изложении материала на уроке как путем пересказа документов, так и путем чтения отдельных, особенно ярких отрывков, в виде иллюстраций к рассказу учителя. Документы могут быть использованы также и во внеклассной работе учителя по истории. Сборник, кроме того, призван помочь преподавателям истории расширить и углубить свои знания путем ознакомления с документальным материалом по вопросу о борьбе украинского народа за свою независимость и воссоединение с братским русским народом. В сборник включен ряд документов, характеризующих тяжелое экономическое положение Украины накануне освободительной войны, свидетельствующих о жестоком польско-шляхетском феодально-крепостническом гнете.

Рассказывая о захвате польскими помещиками украинских и белорусских земель и угнетении ими населения, учитель использует указанные документы при подготовке к изложению нового материала, и на уроке, включая в свой рассказ отдельные, наиболее яркие, места из документов. Выжвы на коронного гетмана С.

А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Основная статья: Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г.

Новокрещёновой в 1958 году. От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г. Переяславский договор[ править править вики-текст ] После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [2]. В Москве послы объявили дополнительные пункты.

В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии. Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 год , о чем были составлены соответствующие документы. Последствия[ править править вики-текст ] По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти.

Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского» [7]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления Магдебургское право [7]. Присоединение Малороссии. Картина Алексея Кившенко Малороссы получили от Москвы все, что они просили. Казачеству предоставлено было все, о чем оно «било челом».

Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалой цифры — 60. Разрешено было принимать и иностранные посольства. В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах, правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии [7].

Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий. Флаг повстанческой армии Богдана Хмельницкого В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом. Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме.

Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви. Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну, впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду. В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников, и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша. В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики.

Православной Украине силой навязывали католичества и униатство - соединение католической и православной церквей под эгидой папы римского. Наиболее взрывоопасной частью населения Украины были запорожские казаки.

Частые выступления против притеснений Польши обескровили казачество. Успешный этап борьбы украинского народа против тройного угнетения со стороны Польши связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого, возглавившего движение сопротивления в 1648 году. Но сил одних повстанцев не хватало. С начала освободительной войны Б. Хмельницкий обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Царь Алексей Михайлович не торопился решать вопрос положительно, так как Россия не готова была к войне с Речью Посполитой.

Наконец, 1 октября 1653 году Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией и принятии православного украинского народа "под высокую руку" русского царя. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином В.

Воссоединение Украины

Введение Воссоединение Украины с Россией, то есть, переход Войска Запорожского Речи Посполитой и части областей Малороссии, подконтрольных ему, в подданство русского Царя произошло в 1654 году. О так называемом «воссоединении Украины с Россией» которое якобы имело место в 1654 году по «единодушному решению казачества и широких масс трудящихся» Украины. Утром 8 (18) января состоялся старшинский совет запорожского казачества. Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий в 1648 году был избран гетманом Запорожского войска. Б. Хмельницкий начал военные действия с войсками Речи Посполитой, которые продолжались с 1648 г. до 1654 г. и имели переменные успехи. В начале XVII в. земли, населённые украинскими и белорусскими землями, входили в состав Речи Посполитой. Речь Посполитая – государство, образованное в результате Люблинской унии 1569 г., в которое входили Польша и Литва. 365 лет назад, 8 января (18 по новому стилю) 1654 года, Переяславская рада приняла решение об объединении части украинских земель, контролируемых Войском Запорожским.

Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе

Восстания, войны и революции охватили весь континент от Лиссабона и Глазго до Киева и Москвы. У всех них была глобальная экономическая предпосылка — кризис, который охватил нарождающуюся мировую капиталистическую систему, придя на смену практически непрерывному экономическому росту, наблюдавшемуся в Европе со второй половины XV века. Особенно болезненно этот кризис должен был сказаться на Речи Посполитой, экономика которой была сильнейшим образом связана с балтийской торговлей — экспортом сырья и импортом промышленных товаров, который осуществлялся через Балтийское и Северное моря. С другой стороны, в начале XVII века Москва оказалась, по сути, оккупирована польско-литовскими войсками, а наследник польского престола королевич Владислав рассматривался как главный претендент на опустевший в Смутное время русский трон.

От притязаний поляков тогда удалось отбиться, возведя на этот трон собственную династию Романовых, но вот без территориальных потерь дело не обошлось. В середине XVII века внутренняя смута в соседней державе дала Московскому государству реальный шанс как минимум вернуть утраченное. Однако царь не спешил с принятием решения.

К моменту созыва Переяславской Рады Богдан Хмельницкий и его казаки успели одержать ряд славных побед и потерпеть ряд тяжелейших поражений. Шесть лет войны значительно исчерпали силы сторон. Вопрос этот решат в конце концов.

Но пока Хмельницкий на коне В то же время Хмельницкий буквально с первых же шагов восстания вступил в переписку с московским царем Алексеем Михайловичем, установив с российским правительством регулярные дипломатические контакты. Уже Иван III в сношениях с Литвой апеллировал к тому, что контролируемые ею древнерусские города являются его "вотчиной", то есть наследственным владением как государя из династии Рюрика. Затем те же права на древнерусское наследие активно заявлял Иван IV Грозный.

Именно к этим представлениям о том, что под "всей Русью" следует понимать все земли, входившие некогда в державу, стольным градом которой был Киев, апеллировал в своих обращениях Богдан Хмельницкий. Параллельно казаки, начавшие свое восстание в союзе с Крымским ханом, вассалом Османской империи, вступили в переговоры с турками. Складывается впечатление, что Богдан Хмельницкий вел эти переговоры демонстративно, нисколько не таясь, в расчете подтолкнуть Москву к принятию окончательного решения.

Расчет оправдался. Только в 1653 году Россия начала реальную подготовку к войне с Речью Посполитой, а в конце года был созван Земский собор, призванный санкционировать такую войну, определить ее причины и цели. Собор заседал в Грановитой палате московского Кремля.

Цивилизационный выбор Украины в ХVII веке осуществлялся под знаменем религиозной борьбы за православную веру. Начальную точку конфликта - Брестскую церковную унию 1596 года и создание греко-католической церкви, названной в учебнике В. Власова "новой украинской церковью", в школьном учебном курсе истории Украины связывают с последствиями европейских реформационных движений. Правда, "переход украинской шляхты в протестантизм не носил массового характера. Украинские шляхтичи, стремясь к расширению своей власти, в большинстве случаев выбирали католицизм". Уния трактуется, как национальное явление: "Через унию с римско-католической церковью украинцы надеялись достичь единства своего народа". Поэтому унию церквей они толковали как обращение в католицизм". С другой стороны, большинство украинского населения не понимало униатской церкви и относилось к ней как к чужой, образованной из-за измены отцовской вере. К тому же власть Речи Посполитой поддерживала ее в борьбе против Украинской православной церкви. Ситуация обострялась и имущественными спорами: как униаты, так и православные все церкви и монастыри греческого обряда считали своими".

Из всего вышеизложенного у учащихся должно сложиться представление, что только из-за ошибок польских властей, не признавших равенство в привилегиях униатского епископата костелу, Берестейская уния не приняла правильное направление в сторону создания связанной с Римом "национальной украинской церкви". В ХVI веке по периодизации, принятой национальной украинской историографией, начинается казацкий период истории Украины и ее государственности. Главным носителем государственности в этот период становится запорожское казачество. О том, как много значила она в истории Украины, свидетельствует тот факт, что нас, украинцев, еще и сейчас называют казацким народом. Да и сами мы не утратили духовной связи с рыцарями-казаками... Возникновение казачества приходится на времена, когда украинцам, лишенным собственного государства, грозило растворение среди других народов". Подобный подход не нов. Казаческий миф стал создаваться еще в ХVIII веке, чтобы позднее стать частью украинского национального мифотворчества. В этом отношении показательно, что рассматриваемый нами учебник сбивается на излишний в учебном курсе сугубо романтический тон: "Шли годы. Заросли терниями битые казацкие тракты, выросли в покорности казацкие дети, не зная, какова на вкус воля.

Однако изредка над Днепром звенела песня какой-то удивительной и неуловимой птицы. Не было у той птицы гнезда, никто не видел ее. Слышали лишь ее неудержимую, словно степной ветер, песню... Поселилась та песня в сердце кобзаря и стала бессмертной.

Тяжёлое положение жителей Украины вызвало национально-освободительное движение, которое возглавил Богдан Хмельницкий. Объединившись с крымскими татарами, казаки нанесли ряд поражений польским войскам, крупнейшее из которых стало результатом сражения под Жёлтыми Водами.

Однако Богдан Хмельницкий понимал, что казаки вооружены хуже польской армии и самостоятельно добиться независимости от Речи Посполитой не получится. Гетман решил обратиться за помощью к Османской империи и России. Узнать больше Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского дворянского рода. В 1620-е гг. Вернувшись на родину, был зачислен в реестровое казачество. Вместе с запорожскими казаками участвовал в многочисленных военных походах, организованных Речью Посполитой.

Однажды в отсутствие Хмельницкого польский шляхтич напал на его хутор, разорил его, увёз жену и тайно обвенчался с ней. Узнав об этом, Богдан Хмельницкий попытался добиться справедливости через самого польского короля, который уважал Богдана. Однако король не смог помочь. Тогда Богдан Хмельницкий отправился в Запорожскую Сечь, где был избран гетманом и возглавил национально-освободительное движение. В турецком плену Богдан Хмельницкий выучил турецкий язык. Это помогло ему наладить связи с Турцией и Крымским ханством, заручиться поддержкой крымских татар в борьбе с Речью Посполитой.

Однако Богдан Хмельницкий понимал, что турки и крымские татары — ненадёжные союзники. Тогда он решил обратиться к русскому царю как к единоверному правителю большой и влиятельной державы, с которой у украинских земель была единая история. Помощь гетману означала для России неминуемую войну с Речью Посполитой. Вопрос о поддержке запорожских казаков обсуждался на Земском соборе, который в 1653 г. Алексей Михайлович понимал, что так он поддерживает угнетаемый шляхтой православный народ. Кроме того, переход Украины под власть России означал возвращение земель Руси, утерянных ещё в период политической раздробленности.

В 1654 г. Это событие вошло в историю как Переяславская рада и ознаменовало переход Украины под власть русского царя. Согласно договору, Украина переходила в состав России, но сохраняла собственное административное деление, казацкое войско, законодательство и суд. А число Войска Запорожского указали семя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому же новообранному гетману на подданство и на верность веру нам, великому государю, учинит, при ком мы, великий государь, укажем, а при булаве гетманской староству Чигиринскому со всеми его приналежностями, которые преж сего при нём были, указали есмя быти по-прежнему.

Также и именей казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними по-прежнему». Русско-польская война Результатом Переяславской рады стала русско-польская война, начавшаяся в 1654 г. Основными целями России в войне было подтверждение перехода Украины в состав Русского государства, а также возвращение земель, утраченных по Деулинскому перемирию 1618 г.

Яков Бородавко приводит под Хотин 40 тысяч казаков, включая и запорожских казаков, где они уже 1 сентября подвергаются нападению турок, которое им удается отразить с помощью отряда наемной немецкой пехоты польского войска. Остаются опять догадки историков. Польский король второй раз приглашает к себе в Варшаву Сагайдачного «как справцу великого и доброго» и после инструктажа отправляет его в Хотин. Запорожские казаки больше недели отражают атаки турок и даже успешно контратакуют.

Так 4 сентября захватывают у турок 4 пушки. Продолжаются эти бои до 8 сентября. В этот день в лагерь запорожцев прибыл в сопровождении трех хоругвей это не менее 1000 человек польских гусар Сагайдачный. Запорожские казаки находятся на боевых позициях. В запорожском лагере польские гусары хватают Бородавку, отнимают у него саблю и увозят в неизвестном направлении. По дороге его убивают, а казаки, как заявляет Л. Коваленко, во второй раз «выбирают» гетманом Сагайдачного.

На самом деле казаки были возмущены непонятной казнью своего гетмана. Другие украинские источники в Интернете пишут, что Сагайдачного с поляками по дороге к Хотину атаковал отряд татар и одна из пущенных ими вдогонку удирающему отряду стрел попала Сагайдачному в плечо и она не была отравленной, как заявляет Коваленко. Его украинские оппоненты пишут, что польский гусар выдернул стрелу из плеча Сагайдачного и последний спокойно поскакал дальше уничтожать гетмана Бородавко по заданию короля Сигизмунда. Далее он, не чувствуя отравы от стрелы, командовал запорожцами до завершения Хотинской битвы. После нее, как пишет Коваленко, тяжело раненный отравленной татарской стрелой, Сагайдачный ехал в Киев, лежа в коляске в сопровождении королевского врача. Можно смело предполагать, что коляску с Сагайдачным сопровождал не только королевский врач, но и не меньше трех хоругвей польских гусар, которые должны были защитить Сагайдачного от гнева запорожских казаков, которых поляки по настоянию турок, после подписания мирного договора с турками, хотели разоружить, чтобы они не нападали на турецкие владения. В Киеве Сагайдачный получил в дар от королевича Владислава меч, инкрустированный золотом и бриллиантами.

Яд от татарской стрелы, на котором настаивает Л. Коваленко, полгода никак на Сагайдачного не действовал и умер он 20 апреля 1622 г. Похоронен в Киево - Братском монастыре, в котором он по совместительству пребывал в должности ктитора. А должность эта предполагает пользование рядом имущественных прав дарителя, которые передавались по наследству. Украинские историки пишут, что мелкий православный шляхтич из села Кульчицы Самборский район Львовской области в 1605 г. К концу своей деятельности на Запорожской Сечи Сагайдачный стал обладателем огромных по тем временам богатств. Такая вот вырисовывается «картина маслом», как говорил знаменитый одесский опер Давид Гоцман в кинофильме «Ликвидация».

Говоря современным языком, Сагайдачный сумел очень выгодно разместить свой капитал, а «Вирши» в его честь за его деньги могли пропеть многие в то время, а сегодня, по заданию руководителей Украины, историки могут петь дифирамбы гетману Сагайдачному даже без денег, хотя это сомнительно. Официальные историки деньги всегда получают и любят. Казачество в начале XVII века на южных окраинах Речи Посполитой состояло из трех групп: самую малочисленную группу от 3 до 8 тысяч человек составляли реестровые казаки, около 10 тысяч составляли, живущие на казарменном положении в куренях, казаки Запорожской Сечи и около 40 тысяч составляли остальные казаки разного состояния, которых называли «выписчиками». У казаков в это время возникают частые конфликты с магнатами Речи Посполитой. Земли по правому берегу Днепра территория Правобережья захвачены в свое время Польшей и ее представляют известные роды Замойских, Концепольских, Калиновских, Оссолинских, Потоцких. На левом берегу Днепра территория Левобережья земли, покоренные Великим княжеством Литовским. Здесь правят магнаты родов Вишневецких, Острожских, Збаражских, Корецких.

Их доходы во много раз превышают доходы короля, их вооруженные отряды не уступают королевскому войску, поэтому короли иногда пытаются использовать казаков для обуздания непокорных магнатов, но это им редко удается. Увеличение земельных наделов магнатов и увеличение их доходов способствовало иммиграции сюда евреев, как отмечает Орест Субтельный. Магнаты охотно брали их управляющими своих имений. А эти управляющие с помощью собственных вооруженных сил магнатов выколачивали долги не только с холопов, но и с других сословий гораздо эффективнее, чем управляющие—поляки. Многие были мелкими мастерами и лавочниками. Некоторые содержали корчмы. Отдельную категорию составляли ростовщики.

Это в три раза больше, чем количество казаков. И если казаки это не нация, то евреи это нация, причем очень организованная и деловая. Эта массовая иммиграция евреев на южные территории Днепра станет еще одной проблемой для неспокойного существования Речи Посполитой. После смерти Сагайдачного в 1622 г. Король смог продвинуть в 1623 г. По данным Интернета М. Дорошенко принадлежит к старинному, благородному казацкому роду, поэтому нет данных ни по году рождения, ни по юношеским годам.

Известен своим участием в походе Сагайдачного под Москву в 1618 г. Большим авторитетом среди казаков не пользовался и за короткий период до 1925 г. Чтобы поднять свой авторитет и выпустить пар энергии казаков, он трижды организует морские разбойные набеги. В 1624 г. В этом же году он повторяет поход к Стамбулу на 150 лодках, но неудачно, так как отсутствовал эффект внезапности. Зато во время походов запорожских казаков татары регулярно совершают набеги на земли Речи Посполитой и уводят пленных. Орест Субтельный в своей книге приводит такие красноречивые цифры.

С 1600 по 1647 годы татарами совершено 70 набегов. Средняя численность захваченных в плен за один набег доходила до 3 тысяч, но бывало,что татары уводили и 30 тысяч. Получалось, что пока запорожцы занимались выгодными морскими разбоями, татары без должного сопротивления уводили в плен христиан Речи Посполитой. В декабре 1624 г. Дорошенко заключает трагический для себя союз с татарским ханом Шахин-Гиреем, который к тому же не понравился королю и тот для наведения порядка в Запорожской Сечи посылает польского гетмана Станислава Концепольского с восьмьютысячным войском. Дорошенко к этому времени казаки лишили власти и навстречу Концепольскому вышел гетман Марк Жмайло с шестью тысячами запорожцев. Боевые действия не были удачными для запорожцев и они опять выбрали умеренного Дорошенко, который устраивал короля.

Король все же после военного выступления Марка Жмайло увеличил реестр до 6000 запорожский гетман Сагайдачный на такой подвиг в защиту интересов казачества был не способен, хотя под его началом было войско в 20000 человек. Дорошенко внес в реестр только зажиточных казаков из своего окружения, как поступали практически все гетманы. Остальной массе недовольных он устроил самоубийственный поход в декабре 1625 г. Зимний шторм принес больше потерь, чем турецкие галеры. Вернуться удалось не многим. Весной 1626 г. В это время из Крыма прорывается Мухамед-Гирей и доходит до Галичины, захватив множество пленных.

У Кавказского побережья 60 казацких чаек встречаются с турецким галерным флотом. Турецкие галеры на двух мачтах несли латинское парусное вооружение, позволявшее им ходить и круто к ветру. Воевать с подобными военными кораблями это совсем не то, что брать на абордаж и захватывать купеческие суда. В этом сражении турки 20 лодок уничтожают, 10 лодок с экипажами берут в плен, остальным удается бежать. Необходимо отметить, что вопросы организации морских набегов казаков Дорошенко, в отличие от Сагайдачного, решал очень плохо. А выход в штормовое зимнее море в декабре 300 «чаек» это около 18000 человек вообще здравому осмыслению не подлежит. Разве только если предположить, что Дорошенко решил сознательно утопить большую часть запорожских казаков, которые мешали ему избираться на должность гетмана.

Надо сказать, что стихия хорошо справилась с этой задумкой. На свою беду Дорошенко еще и решает вмешаться в родственные распри татарских руководителей. Возобновив свой союз с ханом Шахин-Гиреем, Дорошенко с казацким корпусом вошел в Крым. Разбив под Бахчисараем войска Джанибек-Гирея, гетман вместе с союзными татарами подошел к Кафе, где начал теснить войско Кантемира, отбив у него 22 пушки, захваченные татарами под Цецорой. Помимо боевых действий казаки, как у них заведено, грабили местных крымских татар. В последний момент татарские родственники помирились и совместно напали на казаков. Казакам удалось с потерями пробиться на Запорожскую Сечь, но геройски погиб Михаил Дорошенко, которого в последние годы жизни госпожа удача регулярно обходила стороной.

Его голову Джанибек-Гирей наткнул на копье и выставил на крепостном валу Кафы. Это произошло в 1628 году, через 12 лет после успешного морского налета на Кафу гетмана Сагайдачного. Средства от разбоев, добытые Михаилом Дорошенко, позволят стать гетманом его внуку Петру Дорошенко. Дав ранее согласие на увеличение реестра до 6000 человек, король настоял, чтобы казаки в 1629 г. Этот ставленник слишком азартно спешил выполнить все указания короля и откровенно игнорировал пожелания казаков. В начале 1630 г. Гетманом запорожцы выбрали Тараса Федоровича Трясило , который оказался более отважным человеком, чем Сагайдачный, и смело выступил с запорожцами в защиту их интересов.

Король вынужден был снова увеличить реестр уже до 8000 человек, а всем участникам вооруженного выступления вместе с Трясило даровать амнистию. Морское пиратство, начало которому положили варяги-викинги, в XVI веке расцвело по всему миру. Английские и французские пираты промышляли в Карибском море, захватывая испанские суда с драгоценностями. Когда риск схваток с вооруженной охраной увеличился, они стали промышлять работорговлей. Африканских рабов они отбивали у испанцев на островах и продавали испанцам на материке. На Средиземноморье особенно злобствуют алжирские пираты. Постепенно все пираты Средиземноморья приходят на службу к туркам, так как турки постепенно заняли все портовые города, где базировались пираты.

На Балтике тоже действуют пираты: датчане, голандцы, шведы. Пиратство, как сегодня говорят, это очень доходный бизнес. Иван Грозный в 1570 г. Не избежало этого всемирного поветрия и Черное море. Здесь этим прибыльным бизнесом занимались казаки, как днепровские, так и донские. Запорожские казаки грабили города не только татар и турок, но и города болгар и молдаван, которые находились в вассальной зависимости от турок. Для того, чтобы бизнес приносил наибольшую прибыль, его необходимо четко организовывать, причем на самом высоком уровне.

Сагайдачный за многие годы пребывания на Сече провел важные военные реформы. Основной сутью их было повышение организации, дисциплины и боеспособности. Как талантливый главарь и диктатор, он превратил партизанские ватаги казаков в очень боеспособное пиратское войско. Завел суровую дисциплину и, как типичный пиратский лидер, в случае неповиновения «карав на смерть», как отмечают украинские историки. Руководитель, который сумел жестокими репрессиями взнуздать вольницу Запорожской Сечи, очень устраивал короля Сигизмунда. В этом плане необходимо провести анализ успешного налета отряда казаков под предводительством гетмана Сагайдачного на город Кафу Феодосию в 1616 г. Это интересная мысль об украинской нации, в жилах которой течет русская кровь.

В крепости Кафа Сагайдачному противостоял гарнизон из 14000 человек, который гетман без осадного оборудования и осадной артиллерии успешно рагромил. Такие подвиги не удавались и более известным полководцам. Попутно он сжег турецкие корабли. Ни один источник не сообщает сколько и каких кораблей он сжег. Тем более, что в эти годы в порт Кафу заходят не только турецкие, но и генуэзские купеческие корабли. Кстати, даже в 1634 г. А самая главная заслуга славного лыцаря Украины сегодняшней — он освободил из турецкого плена тысячи христианских невольников.

Возникает конкретный вопрос, как он поступил с этими освобожденными турецкими невольниками. Взять их на свои «чайки» невозможно, т. Остается предположить два варианта. Можно оставить освобожденных христианских невольников в Кафе, где их оприходуют татары, а можно, по предварительной договоренности с татарскими ханами, со скидкой продать их татарам, которые потом удачно продадут их туркам. Бизнес есть бизнес, хоть он и пиратский. Какой из этих двух вариантов выбрал гетман Сагайдачный предлагается решить украинским историкам и всем желающим. Со временем увлечение пиратством в мире пошло на убыль.

На Черном море тоже. Турки, ставя ультиматумы Речи Посполитой и Московскому государству, добились значительного сокращения пиратских набегов днепровских и донских казаков. Набеги днепровских казаков пресекли и сами турки, захватив земли в нижнем течении Днепра и построив на границе мощную крепость Кызы — Кермен. Дольше всех в своих пристрастриях продержалась Запорожская Сечь, но на нее начали оказывать давление магнаты Речи Посполитой. Их борьбу с казаками определяли экономические причины, но жестокость при этом проявляли обе стороны беспредельную. В это время большую прибыль магнатам приносила продажа хлеба в европейские государства. Именно поэтому они старались получить от короля земли на территории Запорожья в нижнем течении Днепра.

С этих земель изгонялась основная масса казаков-«выписчики», а многие из них обращались магнатами в крепостные. Особую жестокость против казаков проявляли магнаты-католики польского Правобережья. Не отставали от них и ополяченные магнаты литовского Левобережья и даже православные. Так известный магнат Збаражский писал о князе Четвертинском: «Хоть он и греческой веры, но не казацкого нрава и не казацкрго происхождения и я знаю, что он был бы рад увидеть всех казаков в одной ложке утопленных». Ненависть к казакам разделяла и часть верховных православных иерархов во главе с Киевским митрополитом Петром Могилой. Митрополиты Иов Борецкий и его преемник Исайя Копинский боролись не только за укрепление православной веры, но и за улучшение условий жизни православного населения Киевской Руси, уже три века находящегося под польско-литовской оккупацией. В этой обстановке ужесточающихся репрессий казаки поднимаются на вооруженные восстания.

Почти все они жестоко подавлены, а их руководители казнены. В 1632 г. Он сумел убедить часть магнатов и была обнародована «примирительная грамота» или «Статьи для успокоения русского народа». Мероприятие разумное и своевременное во всех отношениях. Помимо религиозных конфликтов внутри государства, истекал и срок заключенного еще королевичем Владиславом Деулинского перемирия с Москвой и почти не было сомнений, что Московское государство постарается вернуть у Речи Посполитой свои захваченные территории. В преддверии войны нужно было задобрить своих русских православных подданных. Однако польское правительство не всегда шло «в ногу» со своим королем.

Часть магнатов путем интриг добилось смещения митрополита Копинского и на его место был поставлен молдавский аристократ Петр Могила. Кстати он, как и известный представитель рода Вишневецких — Иеремия, считал казаков разбойниками и бандитами. Умиротворения в Речи Посполитой никак не получалось. Московское государство действительно планировало в 1632 г. Но уже с мая этого года на южные «украины» государства нападают большие силы татар. Все лето уходит на ликвидацию этой угрозы, что очень помогло полякам. Воевода Шеин смог выступить с войском только в конце сентября.

Время для военных действий было упущено. Только в январе 1633 г. С весны 1633 г. Летом прорывается 30000 татар под командой крымского царевича Мубарек-Гирея, грабят русские города и уводят в плен около 6000 человек. Ордынское вторжение сыграло роковую роль в войне за Смоленск. Польский король впоследствии послал крымскому хану «казну» на двадцати телегах в благодарность «за московскую войну». В августе на помощь осажденному Смоленску прибыл с войском король Владислав IV.

В сентябре в королевский лагерь прибыло 15000 запорожских казаков. В числе реестровых казаков воевал под Смоленском и будущий знаменитый гетман Богдан Хмельницкий, которому король Владислав вручил золотую саблю за храбрость. Воевода Шеин был окружен превосходящими силами поляков. Из окружения остатки его войска в феврале 1634 г. За это 28 апреля 1634 г. Король Владислав с победой вернулся в Речь Посполитую, где магнаты с новыми силами принялись за казаков, которые не один раз поднимали восстания под руководством Казимы, запорожского гетмана Якова Острянина, гетмана Дмитрия Гуни. Все они были жестоко подавлены Потоцким, который победителем въехал в Киев, где посадил на кол Казиму и его сына.

Острянин и Гуня с остатками своих отрядов смогли перейти московскую границу, где были приняты и поселены на землях, позже получивших название Слободские украины, где учавствовали в охране юго-западных границ Московского государства. Практически все гетманы в тридцатых годах XVII века поднимали казаков на вооруженные восстания для защиты прав и интересов казачества. Другие сословия их не интересовали и они их участие не организовывали, хотя иногда стихийно с ними объединялись против отдельных магнатов. Это явилось одной из причин быстрого разгрома этих восстаний. Казаки, выступая в вооруженных восстаниях, преследовали две основные цели: чтобы не ущемляли их веру и главное — попасть в реестр и не попасть в крепостные к магнатам. Эти цели не способствовали объединению и усилению казачества. У казаков, попавших в реестровые, резко менялась психология и они готовы были служить полякам и выступать против остальных казаков, чем успешно пользовалось польское правительство.

Потоцкого в Киеве с торжественным приветствием встречал православный митрополит Петр Могила. Низшее духовенство и широкие слои православного населения не разделяли мнение своего митрополита и часто обращали свои взоры в сторону православного Московского государства, куда бежали многие после разгрома восстаний. К 1638 г. Следующие десять лет польские историки назвали «золотым покоем». Польское правительство считало, что с казаками надолго покончено и Сейм в январе 1638 г. По этому закону звание гетмана отменялось и командовать реестровыми казаками назначался из шляхты особый «комиссар». Из шляхты назначались полковники и есаулы.

Только низшие должности сотник и атаман могли занимать казаки и только по утверждению их комиссаром. В Киеве была созвана узкого круга казацкая рада, которая безоговорочно приняла «Ординацию» и выбрала посольство к королю Владиславу, которое должно было приветствовать короля, изъявить ему верность, просить его сохранить за казаками их земли и назначить жалованье. Одним из четырех членов этого посольства был чигиринский сотник Богдан Хмельницкий, будущий Великий Гетман. Удивительно, но за тридцать лет верной службы польским королям Богдан Хмельницкий не поднялся в звании выше сотника. Селиться реестровые казаки могли только в районах Черкасс, Чигирина, Корсуня и на юго-восток от них в пограничных городках и селах по левому берегу Днепра. Для того, чтобы нереестровые казаки не могли бежать на Запорожскую Сечь, выше порогов на Днепре поляки построили крепость Кодак, в которой располагался сильный польский гарнизон. Время «золотого покоя», благодаря жестокостям магнатов и их управляющих, просуществовало не долго.

Возмущение угнетаемого населения достигло критической массы и для ее взрыва необходим был только подходящий запал. Роль такого запала выпала на долю простого чигиринского сотника Богдана Хмельницкого. В отличие от известного гетмана запорожских казаков Петра Сагайдачного, который никогда не выступал против Речи Посполитой, сотник Хмельницкий нашел в себе смелость поднять казаков на вооруженное выступление в защиту своих прав. Были у него и личные мотивы. Человек он был очень обидчивый и обиды никому не прощал. Польский подстароста Даниэль Чаплинский, ненавидевший реестрового казака Хмельницкого, в отсутствие хозяина напал на его хутор Субботов, забрал его любимую женщину Хмельницкий жил с ней после смерти своей жены Анны Сомко , с которой обвенчался по католическому обряду, и досмерти засек его сына. Хмельницкий, как добропорядочный слуга своего короля решил найти управу на Чаплинского в Варшаве, но не нашел.

Стал уговаривать казаков на вооруженное выступление, но один из них Роман Пешта выдал его коронному гетману Потоцкому, который приказал арестовать смутьяна. В декабре 1647 г. Запорожские казаки живо откликнулись на призыв к вооруженному восстанию, провозгласили Хмельницкого гетманом от чего он отказался, считая, что только король может давать это звание , но для пользы дела решили, как у них часто заведено было со своими соседями, взять себе в союзники крымских татар. В феврале 1648 г. Хмельницкий с сыном отправляется в Бахчисарай на переговоры с Крымским ханом Ислам — Гиреем. Переговоры ведутся успешно и без переводчика, так как в плену Хмельницкий успел выучить язык. Хан просит оставить в заложниках сына Тимоша и приказывает перекопскому мурзе Тугай — бею выступить на помощь казакам.

В конце апреля Хмельницкий с войском выступает из Сечи. За ним движутся татары Туган — бея. Первая победа над поляками под командованием сына польского коронного гетмана Николая Потоцкого Степана была одержана союзниками у Желтых Вод. Реестровые казаки перебили своих командиров и перешли на сторону Хмельницкого. Пленные под охраной татар были отправлены в Чигирин. Хмельницкий с татарами двинулся к Корсуню, где стояла основная правительственная армия под командованием польского коронного гетмана Потоцкого и литовского польного гетмана Калиновского. Правительственные войска были наголову разбиты.

В плен попали оба гетмана и были отданы Туган — бею в качестве оплаты военной помощи. Среди пленных был и реестровый казак, дальний родственник Хмельницкого Иван Выговский, которого современники называли полуляхом. Хмельницкий выкупил его у татарина, а позже присвоил ему высокое у казаков звание писаря. Иван Выговский женил своего брата Данилу на дочери Хмельницкого Елене и породнился с гетманом. В мае 1648 г. В Варшаве проходит заседание Сейма по выборам нового короля. Хмельницкий посылает своих представителей, которые от его имени обещают верность королю, если им будет выбран брат Владислава Ян Казимир.

Сейм принимает это предложение. Ян Казимир был человеком нерешительным, что очень повредило Речи Посполитой. Правительственные войска в мае были наголову разбиты, уничтожено более 30000 человек. Гетманы Потоцкий и Калиновский взяты в плен и отданы, в виде вознаграждения, Туган — бею. На стороне восставших стали принимать участие широкие слои населения. Их ненависть и жестокость к магнатам и их пособникам, а также к католическим ксендзам, не знала границ. Под раздачу попали и евреи и не только евреи — управляющие, но и другие.

Современные еврейские историки считают, что не менее 60000 евреев было уничтожено или угнано в турецкое рабство. Евреи были очень недовольны Хмельницким, но он эту опасность недооценил, а они имели влияние на многих монархов. Хмельницкий пытается дистанционироваться от жестокостей неуправляемого всенародного восстания, но это ему не всегда удается. У восстаний свои законы и куча своих лидеров. В это время ему приходит письмо от Адама Киселя, обещавшего свое посредничество в переговорах с польским правительством. Хмельницкий замедляет темп наступления своих войск. К тому же у него появляются важные заботы личного плана.

В это время он сыграл свою свадьбу с восемнадцатилетней красавицей Чаплинской, несмотря на возражение церкви. Хмельницкий постепенно становится диктатором и с возражениями не считается. Некоторые историки считают, что это была женщина, которую увел у Хмельницкого подстароста Чаплинский, но брак был недолговечным и несчастливым самому Богдану в это время было 53 года , к тому же он серьезно мешал ведению военных действий. Всенародное восстание серьезно увеличило численность войска Хмельницкого. В октябре 1648 г. Горожанам пришлось платить большой выкуп, чтобы город не был отдан на разграбление. В январе 1649 г.

Хмельницкий въехал в Киев, где его торжественно встречали. Во время восстания у Богдана Хмельницкого в полной мере проявились черты талантливого полководца, гениального администратора, искуссного политика и дипломата. В результата военных действий он занял у Речи Посполитой обширную территорию по обеим берегам Днепра с населением около миллиона человек. На этой территории он создал казацкую республику под названием Малороссия, где видел себя самодержцем Руси, потомком которой он себя и считал. Границу своего государства он считал по Львов, Холм и Галич и грозил прогнать поляков за Вислу. Хмельницкому удалось добиться у польского короля не только увеличения реестра казацкого войска до 40000, но и добиться, чтобы на территории Киевского, Браславского и Черниговского воеводств не могли вводиться польские войска и в них не могли жить иезуиты и евреи. Интересна и административная деятельность Хмельницкого.

Во главе каждого города он ставил своего полковника, который в своем лице являл все власти в городе, включая и сбор налогов. Последнее давало Хмельницкому возможность платить казакам, платить наемникам и не забывать себя и свою старшину. К тому же он начал и сам чеканить свои монеты. Таким образом он становился очень богатым человекм и не занимаясь пиратскими набегами. Подробно государственная деятельность Хмельницкого описана в книге известного украинского историка и первого председателя созданной в 1917 г. Украинской Центральной Рады М. В феврале 1649 г.

Хмельницкий заключает договор о дружбе с Османской империей. В это время, проездом в Москву, с ним встречается Константинопольский патриарх Паисий, который уговаривает его создать на завоеванных землях отдельное православное Русское княжество и упразднить унию.

Воссоединение Украины

Получив согласие Москвы на объединение, ицкий 8 января 1654 г. в г. Переяславле созвал всенародное собрание – Раду, которая, согласно казацким традициям, одна была правомочна решать важнейшие политические вопросы. От Переяславской рады до Майдана: учебники истории от Ющенко против цивилизационного выбора Украины360 лет назад, 8 января 1654 года, в древнем русском городе Переяславе состоялось великое историческое событие: гетман Богдан Хмельницкий, полковники и. Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). ицкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий