Выступление старообрядцев дата и участники причины основные события итог

В 1668-1676 году произошло восстание старообрядцев на Соловках. Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам. Поход за зипунами (1667 - 1669 гг.) 2 этап - Антикрепостническое выступление (1670 - 1671 гг.).

Старообрядчество

Результаты:неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили. Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство. Основные события:разорение русских деревень,продажа жителей в рабство на турецкие рынки,посольство в османскую империю и в крымское ханство. Результаты:в 1711 году царским властям удалось поддавить это востание лишь спустя несколько лет. Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго сорта.

Старообрядчество и сектантство. Старообрядцы были вынуждены искать новые места для обитания — подальше от городов и цивилизации. При Петре I принято несколько указов 1709, 1711, 1714 , по которым старообрядцев лишили почти всех гражданских прав, ввели официальную регистрацию «раскольников», вменили обязанность платить двойную дань, но освободили от посещения храмов господствующего исповедания, запретили носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. В 1721 году Священный Синод составил особую инструкцию об учреждении в России духовной инквизиции для борьбы с «раскольниками». В 1762 году было принято несколько указов, в результате: старообрядцам, бежавшим за границу, дозволялось вернуться в Россию; прекращены все следственные и судебные дела о старообрядцах; дано разрешение не брить бороду, носить народную одежду; было официально запрещено употребление слова «раскольники», вместо этого вводился термин «старообрядцы», выделялись земли для селения старообрядцев. При этом продолжались погромы в старообрядческих поселениях и высылка старообрядцев в Сибирь. В 1771 году в Рогожской слободе в трех верстах за Камер-Коллежским валом границе Москвы в то время было основано старообрядческое кладбище, чуть позже построены каменные храмы во имя святителя Николы и Покровский собор. План Рогожской слободы План Рогожской слободы Староверы стали селиться в Рогожской слободе с середины 17 века, в начале 1790-х в насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. На Рогожском кладбище похоронены российские предприниматели Рябушинские, «фарфоровый король» Кузнецов М. Шелапутин П.

Выступление работников мануфактур Слайд 4 Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав участники Лидер Ход восстания действия восставших Реакция государства мероприятия Причины поражения. Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец , их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения.

Созванный в марте или апреле 1654 г. Выразившего в приписке к соборному деянию сомнение в правильности реформ епископа Коломенского и Каширского Павла извергли из сана и сослали. Деятельность патриарха Никона вызвала со стороны оппонентов обвинения в отказе от национальной церковной традиции: несогласные были сосланы протопопы Иван Неронов , Аввакум Петров , Даниил. В начале 1660-х гг. Но Большой Московский собор 1666—1667 гг. Это закрепило преследование старообрядцев законодательно: на них стала распространяться статья Уложения 1649 г. С принятием 7 17 апреля 1685 г. При Петре I отношение государства к старообрядцам смягчилось, но различные меры экономического принуждения и ограничения их гражданских и сословных прав в той или иной мере сохранялись до издания 17 30 апреля 1905 г. Реформа патриарха Никона не затрагивала основополагающих догматов православия, а касалась обрядовой стороны церковной жизни. Старообрядцы сохранили обряды, распространённые в древнерусской традиции и закреплённые постановлениями Стоглавого собора 1551 г. Богослужение велось по старопечатным книгам изданным до 1654. Также они придерживались эстетики средневековой иконописи и оформления убранства храмов, принципов организации древнерусской церковной жизни соборность , покаянная семья, а не территориальный приход ; тайна исповеди , некоторых бытовых запретов. Старообрядцы в 18—21 вв.

Выступление старообрядцев причины и итоги таблица

Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских предприятиях — на Хамовном и Суконном дворах 1720 , когда рабочие написали коллективную челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур 1722. Крестьянская война под предводительством Е. Усиление крепостного гнета привело к крестьянской войне. В этом движении приняли участие крестьяне, горнозаводские рабочие, казачество, народности Поволжья и Приуралья. Крестьянская война началась в 1773 г.

Во главе ее встал донской казак Емельян Иванович Пугачев. В 1772 г. На Яике Урал к Пугачеву стали тайно сходиться казаки.

Результаты:неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили. Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство. Основные события:разорение русских деревень,продажа жителей в рабство на турецкие рынки,посольство в османскую империю и в крымское ханство. Результаты:в 1711 году царским властям удалось поддавить это востание лишь спустя несколько лет. Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго сорта.

Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы. Последние ответы Саша4079 28 июн. Международное положение надднепрянской Украины? Madamkris2002 27 июн. RustemMG 27 июн. Каким богам поклонялись Финикийцы? Arturnufer 27 июн.

Огромное количество преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где находили себе приют. Чтобы спастись от преследований и пыток, русские люди стали себя сжигать. Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготовлялись срубы для самосожжений и приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только приходило известие, что идут сыщики и гонители, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: «0ставьте нас, или мы сгорим». Духовными центрами старообрядчества назывались такие поселения, где сосредоточены были духовные силы церкви и где была возможность осуществлять духовную деятельность. Это были преимущественно монастыри и скиты. Из Москвы и других крупных городов христиане вынуждены были бежать на далекие окраины России, часто в совсем не заселенные места. Где они оседали, сейчас же в той местности создавались монастыри и скиты, которые становились источником духовной жизни. Отсюда шло руководство церковью, из монастырей рассылались священники на приходы. Отсюда же посылалось св. В некоторых местах возникало много скитов и монастырей - по нескольку десятков, с многими сотнями иночествующих подвижников. Они объединялись под руководство наиболее крупного и авторитетного монастыря. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько. В 1771 г. Московским старообрядцам было отведено для погребения чумных покойников место за Рогожской заставой.

Бунташный век выступление старообрядцев (дата, место, участники событий, причины, итог)

Причины: 1. многомесячный отрыв от семьи 2. тяжёлые условия труда 3. привлечение к строительству городов, каналов Формы протеста: 1. побеги с заводов 2. волнения на заводах. Выступления старообрядцевПри Петре старообрядцам было запрещено избираться на. Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Желательно кратко.

Выступление старообрядцев 1. Дата2. Участники3. Событие4. Результат

Основные события выступления старообрядцев Восстание старообрядцев дата. Выступление работников мануфактур. Название Восстания Дата и участники причины основные события итог. Астраханское восстание Дата и участники причины основные события.
Народные движения в 17 веке . 30 янв. 2 фев.контр. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668—1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70—80-х годах.
Народные движения в XVII веке «соляной» бунт; 1662 г. - «медный» бунт; 1667-1671 гг. - восстание под руководством С. Разина. Исторические деятели: Алексей Михайлович; Степан Разин.
Народные выступления 17 века Удовлетворение требований восставших. Выступления старообрядцев. Всё царствование Петра I. Для старообрядцев двойные налоги, запрет быть на государственных должностях, нелепая одежда, новые реформы.
Бунташный XVII век В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам.

Основные события выступления старообрядцев

Всего получено оценок: 118. Крупнейшим событием религиозной жизни его правления стал церковной раскол при патриархе Никоне из-за реформы 1656 года. Православные, не принявшие этой реформы, стали называться староверами или старообрядцами, так как не приняли троеперстного крещения и других новшеств. Началось противостояние этих людей с властью. Причины выступления старообрядцев В 1676 году скончался царь Алексей Романов и престол занял его юный сын Фёдор. Одним из событий его царствования стал поместный собор Русской церкви 1681 года. Церковный раскол, XVII век. Участники этого собора выступили с требованиями о казнях старообрядцев, и речь шла не только о физической расправе над людьми, но и об уничтожении богослужебных книг, религиозных построек, скитов.

А Булавина:Год, Лидеры. Основные события. Причины и повод для выступления:востание было вызвано царским указом на запрет носить бороды и русскую одежду. Состав участников:стрельцы,солдаты,посадские и работные люди Основные события:бунтовщики удерживали власть несколько месяцев. Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности.

Восстание под руководством Василия Уса 1666. Повод: голод в результате неурожая 1665-166 г. Движущие силы: донские казаки, беглые холопы, крепостные крестьяне. Итоги: восстание стало предвестником движения Степана Разина; отряд казаков Уса не был принят на службу к царю; часть восставших примкнуло к движению Степана Разина. Народное движение под предводительством Степана Разина 1670-1671. Повод: ухудшение положения народа, повышение налогов, стремление ограничить казачью вольницу, рост на Дону голутвенного казачества, не получавшего, в отличие от «домовитых» богатых казаков , жалованья от государства, распространение крепостного права. Движущие силы: казаки, крестьяне, часть посадских людей городские низы , мелкие служилые и работные люди, бурлаки. I этап: 1667—1669 гг. Разиным с Дона на Волгу и Каспийское море, захват торговых караванов русских и персидских купцов, поход на восточное побережье Каспийского моря, победа над флотом персидского хана, возврат на Дон с богатой добычей. II этап: 1670—1671 гг. Цели: захват Москвы; уничтожение бояр и дворян; ликвидация крепостного права; установление казацкого уклада жизни по всей стране. Итоги: усиление власти воевод на местах; проведение реформы податной системы с конца 70-х гг. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России. Повод: церковная реформа Никона, непринятие её. Движущие силы: монахи. Итоги: подавление восстания, преследование старообрядцев. Стрелецкий бунт 1682. Поводом стрелецкого бунта стало изменение отношения к стрельцам. После введения «полков иноземного строя» они стали выполнять лишь роль городской полиции.

Хотя некоторые из них в конце концов отступили от истинной веры, не выдержав пыток и гонений, многие пошли на смерть смело и решительно. Огромное количество преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где находили себе приют. Чтобы спастись от преследований и пыток, русские люди стали себя сжигать. Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготовлялись срубы для самосожжений и приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только приходило известие, что идут сыщики и гонители, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: «0ставьте нас, или мы сгорим». Духовными центрами старообрядчества назывались такие поселения, где сосредоточены были духовные силы церкви и где была возможность осуществлять духовную деятельность. Это были преимущественно монастыри и скиты. Из Москвы и других крупных городов христиане вынуждены были бежать на далекие окраины России, часто в совсем не заселенные места. Где они оседали, сейчас же в той местности создавались монастыри и скиты, которые становились источником духовной жизни. Отсюда шло руководство церковью, из монастырей рассылались священники на приходы. Отсюда же посылалось св. В некоторых местах возникало много скитов и монастырей - по нескольку десятков, с многими сотнями иночествующих подвижников. Они объединялись под руководство наиболее крупного и авторитетного монастыря. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько. В 1771 г.

Восстания в России в 18 веке | Таблицa

По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. В них старообрядцы обзываются «ворами», «раскольниками», «противниками церкви» и караются страшными казнями. Выступление старообрядцев причины 1716. Выступление Старо Боярцев. Соловецкое восстание 1668-1676. Восстание старообрядцев дата. Выступление работников мануфактур. Название Восстания Дата и участники причины основные события итог. Астраханское восстание Дата и участники причины основные события.

выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог

В итоге войско так и поступило. 1 февраля 1676 года группа из 50 стрельцов разбила это окно, проникла в монастырь, открыла главные ворота, и на этом обороне монахов был положен конец. Итоги Соловецкого восстания. Следствие над монахами началось в этот же день. Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были и меры протеста: от самоубийс. Удовлетворение требований восставших. Выступления старообрядцев. Всё царствование Петра I. Для старообрядцев двойные налоги, запрет быть на государственных должностях, нелепая одежда, новые реформы. Основные события «Бунташного века». Этот период времени характеризуется рядом масштабных бунтов, которые буквально потрясали страну. Некоторые из них длились несколько лет и на их подавление направлялись регулярные царские войска. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668—1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70—80-х годах. Бунташный век – это период времени в истории России, а именно в XVII веке, когда происходили различные восстания и войны, повлекшие за собой большие последствия и вошедшие в историю под разными названиями. Главными причинами народных выступлений были.

Таблицa на схожие темы

  • Религиозные выступления
  • выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог
  • История России
  • Похожие файлы

Народные выступления 17 века

23 мая 1666 года по решению Собора святой православной церкви был расстрижен и предан анафеме протопоп Аввакум Петров. Это событие считается началом церковного раскола на Руси. На сторону старообрядцев перешли многие монастыри. В 1668–1676 гг. произошло крупное восстание монахов в Соловецком монастыре. Оно было жестоко подавлено царскими войсками, но выступления раскольников в различных частях России продолжались до конца XVII в. Выступление старообрядцев было вызвано не только религиозными, но и социальными причинами. Одной из главных причин была дискриминация старообрядцев со стороны государства и церкви.

Церковный раскол: дата, причины и итоги события

Власти пошли на уступки: участвовавшим в восстании стрельцам возвратили по 8 рублей, было принято решение о созыве Земского собора для составления нового уложения Итоги — Казнь большинства бояр по указанию бунтовщиков. Территории восстания.

Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Выступления работных людей По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей.

Они протестовали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей. Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам. Вместе с монастырем старообрядцам достались массивные укрепления, окружавшие монастырь. Это позволило восставшим продержаться против царских войск восемь лет. Монахи требовали отказа от церковной реформы.

Стоимость новых денег стала в 12-15 раз меньше. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью. Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, привёл к обесцениванию медных денег. За 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. Несмотря на царский указ, все товары резко подорожали. В июле 1662 года толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенское. В ожидании прибытия войск царь был вынужден вступить в переговоры с восставшими. Он обещал им отметить медные деньги. Поверив Царю, горожане направились обратно в Москву. Однако по дороге им встретилась новая многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем царю удалось собрать войска. Безоружная толпа была обращена в бегство. Начались расправы над восставшими.

Источники:

  • Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
  • Основные события выступления старообрядцев | Плюсы и минусы
  • Главные события
  • Старообрядчество

Выступление старообрядцев причины основные события

Основные события выступления старообрядцев По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. В них старообрядцы обзываются «ворами», «раскольниками», «противниками церкви» и караются страшными казнями.
Выступление старообрядцев причины основные события В ответ на новые правила, некоторые из старообрядцев начали выступать и протестовать против Петра 1, что привело к конфликту между двумя группами. Основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1.

Бунташный век выступление старообрядцев (дата, место, участники событий, причины, итог)?

Какие формы приобрел протест старообрядцев? Чем закончилось столкновение Никона с царем? Каковы были причины и поводы городских восстаний? Как власть реагировала на них? Каковы были причины восстания Степана Разина? Почему государственной власти удалость подавить народные выступления XVII в.?

Литература Хрестоматии 1. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Бабич, В. Захаров, И.

Учебные пособия 1. История России. Учебное пособие в 3-х т. Кириллов В. Павленко Н.

История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. Литература 1. Андреев И.

Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован близ Лобного места в Москве. Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г.

В одном только Арзамасе было казнено до 11 тыс. Всего было убито и замучено до 100 тыс. Таких расправ Россия еще не знала. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоев, по-своему понимавших приверженность традициям своей веры. Только за 20 лет 1675—1695 в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Стрелецкий бунт 1682 года был венцом бунташного века. Его причины точно не выяснены, но предположительно это злоупотребление властью стрелецких военачальников.

Результатом стрелецкого бунта стало фактическое правление Софьи Алексеевны на протяжении 7 лет.

Они убирали многие традиционные обряды, такие как перекрестный ход, и устанавливали новый, европейский стиль исполнения церковных обрядов. Этот регламент вызвал недовольство среди старообрядцев, которые считали его богохульством. Сталинцы как назывались старообрядцы во время империи начали открыто выступать против Петра 1. В 1706 году в Нижегородской губернии произошел бунт, в котором старообрядцы убили приблизительно 130 представителей царских властей. В ответ Петр 1 поручил своим войскам избить и заклеймить тех, кто принадлежал к старообрядческому движению.

В 1709 году Кирша Данилова, старообрядческая монахиня, поджега себя на костре в Туле.

Анализируя социальную сущность старообрядчества, А. Клибанов пришел к следующему выводу: «…Каковы бы ни были лозунги старообрядцев и каких бы ни достигала степеней их идеализация прошлого, реальная действительность обращала их и к торговой и к промышленной деятельности и вырабатывала причудливые сочетания торгово-промышленной практики с патриархальными теориями и ригористическим следованием об рядам и обычаям старины» Клибанов А. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. Кстати, апелляция к ветхозаветной старине, к христианству «времен апостольских» была характерна и для протестантизма, в том числе и для такой его разновидности, как сектантство.

Для исследователя важны не сами по себе религиозные лозунги, а то, каким конкретным социальным содержанием они наполняются. Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества окончательно не решен. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует отличать от сектантства и что с чисто религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на «Священное Предание» и «Священное Писание», расходясь с ними только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях Бонч-Бруевич В. В то же время Н. Никольский считал возможным относить старообрядческие течения филипповцев и странников к сектантству Никольский Н.

История русской Церкви. Некоторые специалисты были склонны включать все старообрядчество в сектантство. Наиболее характерной в этом отношении являлась точка зрения Ф. Федоренко Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.

С религиозной точки зрения старообрядчество представляет собой промежуточное направление между православием и сектантством. Все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы «старого» письма, написание «Исус», а не «Иисус», восьмиконечный крест в Православной Церкви признается наряду с ним и четырехконечный , двуперстое крестное знамение вместо троеперстного, служение на семи, а не на пяти просфорах, хождение вокруг аналоя «посолонь» то есть по Солнцу, а не против Солнца , сугубую, то есть двукратную, а не трегубую троекратную аллилуйю и т. Подобно православию, но в отличие от сектантства старообрядцы признают не только Священное Писание, но и Священное Предание. Дониконовские церковные традиции сохранились в более или менее неизменном виде только в поповщине — умеренном старообрядческом течении. В 40-х гг.

XIX в. Черновцы на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи, где находился первоначально организационный центр новой Церкви. Это старообрядческое согласие превратилось в наиболее крупное и влиятельное течение в поповщине. В 70-х гг. Значительную роль в возникновении этой Церкви сыграл старообрядческий миф о существовании в Опоньском царстве Японии?

Небольшое число сторонников Беловодской иерархии имелось в дореволюционное время в Сибири и на Урале. Промежуточным направлением между поповщиной и беспоповщиной является часовенное согласие, получившее широкое распространение в Сибири и на Урале. В этом согласии служба совершается в часовне то есть в небольшом молитвенном здании без алтаря , а роль священника выполняют уставщики то есть миряне, знающие церковный устав. Беспоповщина — радикальное направление в старообрядчестве. Ее последователи отвергли церковную иерархию, отказавшись тем самым от таинства священства, а по существу и от остальных православных таинств, поскольку их осуществление связано с наличием специального института священнослужителей.

Идеологи беспоповщины выдвинули положение о том, что «каждый мирянин есть священник», сблизившись в этом отношении с протестантизмом. Роль священнослужителей выполняют у них выборные наставники из мирян, ничем по существу не отличающиеся от сектантских пресвитеров. Все эти течения выражали интересы старообрядческой верхушки, которая играла в них руководящую роль. Эволюция старообрядчества в условиях дореволюционной России явилась убедительным доказательством его буржуазной сущности. Накануне Октябрьской революции во всех основных толках старообрядчества социальная дифференциация привела к резкому противопоставлению богатой верхушки и старообрядческих низов.

Это прежде всего относилось к Белокриницкой церкви, беглопоповщине и к наиболее умеренному в беспоповщине поморскому толку — наиболее крупным старообрядческим течениям того времени. Указанный процесс, естественно, протекал особенно интенсивно в крупных городах и в промышленных центрах. Несколько иная, более сложная расстановка классовых сил наблюдалась в мелких толках и согласиях, в которых социальная дифференциация еще не завершилась до конца и поэтому отсутствовала четкая расстановка классовых сил. Подобная обстановка также имела место в небольших сельских общинах, которые в силу тех или иных причин оказались слабо затронутыми процессом капиталистического развития. В таких мелких толках и в небольших сельских общинах крупных толков патриархальщина, невежество и косность создавали благоприятную почву для сохранения влияния религиозных руководителей, Миловидов В.

Исторические судьбы раскола и старообрядчества наставников и уставщиков а они, как правило, отражали интересы наиболее зажиточных слоев. В период подготовки и проведения Октябрьской революции буржуазные слои старообрядчества выступили в качестве активной контрреволюционной силы. Виднейший представитель старообрядческой верхушки П. Рябушинский, призывавший на II Всероссийском съезде промышленников задушить надвигающуюся революцию «костлявой рукой голода», был одним из главных вдохновителей и организаторов контрреволюции. Своего рода идеологическую программу контрреволюционного старообрядчества изложил в своем «пастырском» послании в феврале 1918 г.

В социалистической революции он видел только разгул диких страстей, низменных инстинктов, разбои и грабежи. Более того, вернувшись к полузабытой уже к тому времени поповцами эсхатологической терминологии, он объявил верующим, что «сам сатана ополчился на христианство всеми силами своего ада» Голос церкви. Старообрядческие организации во всех частях России развернули активную контрреволюционную деятельность. С первых же дней советской власти руководители старообрядчества объявили вождя революции В. Ленина «антихристом», коммунистов и комиссаров — «слугами антихриста», звезду — «символом антихриста».

Особенно показательной была реакция на Октябрьскую революцию у странничества бегунства. Этот толк со всей яростью выступил против советской власти, которая отняла фабрики у бегунов-фабрикантов и повела энергичное наступление на кулачество — главный оплот течения. Произошла решительная классовая переориентация и в старообрядческой эсхатологии. Если в период формирования старообрядческого движения ее острие было направлено против самодержавно-крепостнического строя, а после осуществления крестьянской реформы 1861 года эсхатологические идеи были отложены в сторону почти всеми старообрядческими толками, то в период Октябрьской революции эсхатология оказалась направленной уже против советского государства. Эта кажущаяся неожиданной и непонятной на первый взгляд переориентация была подготовлена более чем двухсотлетней эволюцией старообрядческого движения.

До революции последователи старообрядчества объявляли себя решительными противниками классовой борьбы. Присоединяясь к этой точке зрения, автор статьи «Социализм и старообрядчество» писал: «Совершенно неприемлема для старообрядчества идея классовой борьбы» Голос церкви. Однако, отвергая идею классовой борьбы за переустройство общества на социалистических принципах, старообрядческая верхушка в период революции и Гражданской войны усиленно проповедовала идею классовой борьбы буржуазии за свержение советской власти. Печатные старообрядческие органы, такие как «Голос Церкви», «Сибирский старообрядец» и др. Московское старообрядчество, в особенности группа Рябушинского, оказывало всемерную поддержку Добровольческой армии А.

Деникина, в рядах которой было много старообрядцев-казаков. Немало старообрядцев было и в армии барона П. Врангеля Кандидов Б. Церковь и гражданская война на юге. Контрреволюционная деятельность старообрядческой верхушки особенно ярко проявилась на Урале, в Сибири см.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий