Новости аэропорт приштина 1999 год операция

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением.

Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны

Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант. 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина. Марш-бросок на Приштину (Приштинский инцидент, Приштинский бросок) — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина».

Содержание

  • Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово
  • Путин рассказал о решении по броску на Приштину | 360°
  • «Мир узнал только после того, как CNN передал картинку»
  • Бросок десантников на Приштину
  • Марш-бросок на Приштину — Википедия Переиздание // WIKI 2

Зачем на самом деле русские десантники в 1999 году захватили аэропорт в Косово

Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился. Джексон был готов уйти в отставку, а не следовать приказу Кларка. Министерство обороны Великобритании разрешило командующему британскими войсками Ричарду Даннатту использовать 4-ю бронетанковую бригаду для изоляции аэродрома, но не для блокировки взлетно-посадочных полос.

Джеймс Блант сказал, что он предпочел бы предстать перед военным трибуналом, чем применять силу против русских. Приказы Кларка не были выполнены, и Соединенные Штаты вместо этого оказали политическое давление на соседние государства, чтобы они не разрешили России использовать их воздушное пространство для переброски подкреплений. Россия была вынуждена отозвать подкрепления после того, как Болгария, Венгрия и Румыния отказались от запросов России об использовании их воздушного пространства. Переговоры велись на протяжении всего противостояния, во время которых Россия настаивала на том, что ее войска будут только отвечать российскому командованию, и что он сохраняет исключительную зону для своих собственных миротворцев.

Я не хочу стать инициатором Третьей мировой войны.

Поэтому прекращаю это совещание. И сейчас буду согласовывать свои действия с непосредственным командованием». Этими усилиями нам удалось снять давление со стороны натовцев на Милошевича и перевести переговоры в нормальное дипломатическое русло. Американцы, понимая, что ничего не добились, попросили наше руководство помочь им убедить югославского президента вывести свои войска и дать разрешение на ввод натовских сил в Косово. В Белград вылетел представитель президента России Виктор Черномырдин, которому удалось сделать то, что не сделали американцы: убедить Милошевича прекратить сопротивление и ради сохранения жизней мирных людей согласиться с планом по выводу югославских войск из Косово и разрешить натовскому контингенту войти на территорию края.

Милошевич, скрепя сердце, принял это тяжелое для него решение. Но наше руководство надеялось, что после таких действий России, которые практически сняли напряжение в отношениях Запада и режима Милошевича, США и руководство НАТО выделят России какой-то сектор безопасности в этом Косово. Но этого не случилось. Более того, была сделана попытка, чтобы вообще отстранить Россию от участия в решении глобальных вопросов безопасности в Европе. Естественно, это нас не устраивало, и в Москве было принято решение провести такую спецоперацию как политического, так и военного характера.

Что мы и сделали, обведя вокруг носа аналитиков Пентагона. Они даже предположить не могли, что стратегический аэродром в Косово будет без единого выстрела взят русскими десантниками. Читайте также Военные тайны: Кто из окружения Путина «слил» США ядерные технологии Вашингтон уверен, что Москва проводит атомные испытания очень низкого уровня «СП»: - Вы были непосредственным руководителем этой операции по овладению аэродромом Слатина, или одним из участников? Всей операцией руководил Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, а на месте данной операцией руководил я. Много было вопросов, которые принимались мною лично.

С последующим докладом в Москву. Говорят, что кто-то потом пытался остановить колонну и даже развернуть ее обратно? Когда батальон наших миротворцев вошел в Приштину, и CNN показало на весь мир бронетранспортеры с российскими флагами, вскоре из Москвы поступила команда… остановить колонну. Я опешил!.. Совершить многочасовой марш, преодолеть 600 с лишним километров, и когда до цели оставалось всего ничего, остановиться?!

Чтобы аэродром раньше нас захватили войска НАТО? Я ответил, что это невозможно. Батальон уже вошёл в горный массив автономного края Косово, и слышимости с батальоном никакой. А до этого был приказ идти только вперёд. И я доложил командованию, что у меня нет связи с колонной — она появится минут через сорок, когда десантники пройдут горную гряду.

И только тогда я смогу доложить, где находится батальон. Хотя связь, конечно, была. Но этого времени как раз хватало, чтобы наши успели захватить аэродром. И тогда никто бы уже не рискнул развернуть батальон обратно. Но с точки зрения военного искусства, я поступил правильно.

Я не мог сорвать движение колонны, которая потом превратилась бы в дезорганизованную массу, и мы не выполнили бы главную задачу. Как удалось усыпить бдительность соседей, чтобы они не предприняли попыток помешать? И ушли на маршрут из-под носа американского контингента, чьи наблюдатели до самого прибытия десантников в Косово не знали, куда делась эта группа. Они думали, что колонна двинулась на железнодорожную станцию, где обычно происходит ротация войск — одни прибывают, другие убывают.

Как ни странно, десантникам, двигавшимся под российскими флагами по дорогам разбомбленной Югославии никто не препятствовал. Кроме своих же… Узнав о выдвижении колонны, начальник Генштаба Анатолий Квашнин приказал Виктору Зварзину, возглавившему марш-бросок, срочно повернуть назад. Зная, что решение принято лично Президентом РФ, а приказ отдан Министром Обороны, Зварзин отключил телефон и не реагировал на вызовы по командно-штабной связи. Утром 12 июня батальон вошел в Приштину и вскоре занял аэродром, организовав круговую оборону. Четырьмя часами позже перед российскими блокпостами появились две британские колонны техники. Несостоявшаяся Третья мировая Догадин Алексей Иванович — тот самый Леха-пулеметчик, вспоминал, что в момент занятия аэродрома страха как такового не было.

Было осознание того, что их всего двести, а против них — вся Европа. Увидев приближающуюся колонну танков, запросили командование: что делать? Ответ был прост: Остановить танки и не пускать на аэродром. Как это сделать двум сотням парней на легкой бронетехнике и с несколькими десятками единиц противотанкового вооружения, никто не объяснял. Тот самый Леха-гранатометчик. Сейчас он не герой, он обычный рабочий на горнодобывающем предприятии в маленьком городке Железногорске Курской области. До сих пор при воспоминании об этом у Лехи на глазах наворачиваются слезы. Он вспоминает, как стоял плечом к плечу со своим командиром перед танковой колонной, держа на плече гранатомет и готовый в любую секунду нажать на спуск.

Сам исторический "бросок" — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 км от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, "под кем" находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий.

Марш-бросок десантников в Косово

  • Приштинский десант. Марш-бросок в историю
  • Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
  • В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года
  • ВЗГЛЯД / Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны :: В мире

Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах

Впервые мы тогда увидели действие ПВО на темном небе над затемненным городом... И впервые с 1980 года, после смерти Тито, мы услышали звук сирены тревоги. Только в первой волне бомбардировщиков и крылатых ракет, которая в первую ночь агрессии длилась три часа, было поражено более 40 объектов: пять аэропортов, пять казарм, центры связи, командные пункты, склады, два военных завода теплоэлектростанция Обилич в Косово. В первую ночь погибло 10 военнослужащих и 38 получили ранения. Натовские бомбардировщики летали в основном с военных баз в Италии и заходили в воздушное пространство Югославии с территории Албании, Хорватии, Боснии, Венгрии, Македонии, Болгарии... Крылатые ракеты запускали с кораблей и подводных лодок Шестого флота США из акватории Адриатического и Ионического морей. За первую ночь бомбардировок Сербии и Черногории в них приняли участие более 430 самолетов противника. Даже боксеру на ринге сложно уходить от ударов или уклонятся от них. А что тогда можно сказать о устаревшей югославской системе ПВО, удары на которую сыпались со всех сторон. Это был почти весь натовский альянс, за исключением Исландии и Люксембурга, у которых не было военных самолетов, и Греции, которая отказалась участвовать в бомбардировках Сербии. Тогдашние вновь принятые члены Венгрия, Чехия и Польша не имели достаточно времени для подготовки к участию в агрессии, и поэтому они держались в военном смысле в стороне.

Во главе агрессии были американцы, но и немецкие самолеты над сербскими городами не были чем-то новым. Они уже летали и бросали бомбы в 1914 и 1941 годах, когда буквально уничтожили Белград, убив тысячи людей, в основном гражданских лиц. А Белград наперекор врагу, каждый раз после подобного апокалипсиса, оказывался сильнее. Югославская армия с готовностью приняла агрессию. Благодаря хорошему планированию и полному выполнению планов подготовительного периода не было ни стратегического, ни тактического сюрприза. Каждый вечер в городах Сербии раздавались крики, похожие на речевки спортивных фанатов: «ПВО! Несмотря на устаревшую технику, результаты были отличные. Уже в первые дни агрессии была сбыта гордость американской авиации — самолет-невидимка F-117А. Храбрые и немногочисленные югославские летчики на устаревших советских самолетах боролись с самыми современными бомбардировщиками агрессора, и в неравных схватках их сбивали, многие пилоты погибали в бою. Но те, кто сумел катапультироваться и выжить снова садились за штурвал и снова шли в бой.

Майор Илья Аризанов, один вел бой с 29 самолетами противника над городом Приштина.

Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным.

На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас».

Было много вариантов, но они все напрямую вели к развязыванию третьей мировой войны: переброска войск и по воздуху, и по земле через сопредельные государства. Это была утопия, которая вела к непредсказуемости событий. Поэтому еще месяца за полтора первый заместитель начальника Генштаба Юрий Балуевский меня предупредил, мол, будь в готовности ввести миротворческий батальон по типу Сараева. Поставили задачу по линии штабов. Ввиду того, что была определенная секретность, были ограничены каналы, по которым мы работали. Не все первые лица государства знали, что такая операция проводится. Мною была создана оперативная группа, поставлены задачи. Поскольку я размещал ту бригаду в Углевике, я все там знал. Оперативную группу возглавил генерал-майор Валерий Рыбкин, командиром батальона был назначен полковник Сергей Павлов. Командир бригады — полковник Николай Игнатов. Мы вывели батальон прямо из-под носа натовцев, потому что нас контролировали, под видом того, что он отправляется на занятия. Там недалеко есть полевой аэродром, мы вывели батальон туда, подготовили его к маршу. Нам нужно было опередить ту армаду, которая выдвигалась в Косово, чтобы занять свои сектора ответственности. Нам были нужны большие маршевые скорости, поэтому решение было принято, чтобы техника была однотипная, колесная, то есть БТР-80. Тылы мы оставили на аэродроме, только взяли с собой заправщики. И на скорости, которая достигала 60 километров в час это для батальона очень много , мы сумели опередить натовские войска. Когда мы вошли в Косово, там все вышли на улицы и приветствовали нас. А ранее, когда батальон шел по автобану, там больших населенных пунктов не было, мы там проскочили быстро. Никто не сомневается, что против той армады войск, которая выдвигалась для занятия своих секторов в Косово под прикрытием авиации, мы особой силы не представляли. Это было несоизмеримо. О происходящем не знали многие первые лица в России, не знали и в Соединенных Штатах. Мир узнал только после того, как CNN передал картинку, что батальон уже там, в Косово, его встречают сербы. Сербский полицейский жмет руку российским миротворцам Фото: Reuters Когда мы уже вошли туда, многие начальники, в том числе и Квашнин, поняли, что вопрос настолько серьезен, и все настолько далеко зашло, что нужно было принять решение отойти назад, на границу с Сербией. Но выполнить это распоряжение, развернуть батальон назад, когда ликующий город вышел на улицы, было невозможно. Хотя такая команда последовала. Политики требовали серьезных мер. Я читал все эти отчеты, они были за то, чтобы, используя силовой метод, сбить батальон с аэродрома, проявить решительность. Но военные были против. Английский генерал Майкл Джексон произнес знаменитую фразу о том, что он не собирается развязывать третью мировую войну. Поэтому они решили пойти на переговоры. В итоге Россия участвовала в операции на территории Косова. Министр иностранных дел Игорь Иванов действительно не знал о готовящейся переброске батальона в Косово. А то, что об этом не знал глава Генштаба Анатолий Квашнин, — это неправда. Он был одним из организаторов всего этого. Все готовилось, как я уже говорил, по линии штабов — Генштаба, штаба ВДВ. Если послушать, что тогда говорили Игорь Иванов и другие чиновники — они невпопад отвечали, что произошло. Это потом, когда президент в 10 утра одобрил наши действия, все заговорили. Мне об этом неизвестно. Возможно, какие-то задачи и ставились, выполнялись... Но они не обнародовались. Сейчас много чего рассказывают. Я говорю о том, какие распоряжения я отдавал и какие полномочия имел. Взять тот же фильм «Балканский рубеж». Обидно, что фильм однобокий. Чего не было, то выпятили. То, что было, отвели на второй план. Батальон показали в виде роты. Но это на совести режиссеров. Они делали так, чтобы это все было интересно смотреть, и фильм был кассовым. Но если бы там была стрельба, то была бы большая война. В том фильме я был консультантом. Гоша Куценко приехал, рот раскрыл, а я два с половиной часа ему рассказывал. А там они уже все перевернули. Мы готовились серьезно и батальон бросить один не могли. Мы просчитывали все ситуации. По поводу каких-то проблем со снабжением, это домыслы. Они рождаются, обрастают слухами. Нет, здесь не было проблем. И население к нам относилось хорошо, помогало. Никто не предлагал поделить аэродром в обмен на провизию, как об этом некоторые пишут. В 2000 году ему присвоено звание Героя России. Сейчас Евкуров — глава Республики Ингушетия. Юнус-Бек Евкуров Обстановка на Балканах была напряженной в течение всего 1998 года и особенно обострилась с началом военной операции НАТО против Югославии в марте 1999-го — когда самолеты НАТО начали бомбить Белград и стратегические объекты на территории страны. И конечно, — я так думаю — всех волновал вопрос, как зайти в Косово, какие площадки, какие транспортные коммуникации для этого использовать. Сам исторический «бросок» — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 километрах от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, «под кем» находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты.

На вопрос, зачем, он ответил, что ясно, что нам придется оттуда когда-то уйти, но будет чем торговаться», — поделился воспоминаниями российский лидер в программе «Москва. Путин» на телеканале «Россия 1». По словам президента, согласовывать этот вопрос с министром обороны и другими должностными лицами Квашнин не хотел, но советовался и разговаривал по этому вопросу с секретарем Совета безопасности. Российскую группу возглавлял майор Юнус-Бек Евкуров. Задание о взятии под контроль аэропорта он получил еще в мае.

10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники

Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы. Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант.

Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово

12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. 18 лет назад 600-километровым броском на Приштину российский батальон за сутки изменил мир на Балканах. Именно в июне 1999 года российские вооруженные силы осуществили операцию, в результате которой они захватили аэропорт "Слатина" в Косово, где находится главный военный аэродром под Приштиной. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина».

Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году

О вызове - Реально было удержать аэродром силами двух сотен бойцов? Требовался как минимум усиленный полк - с артиллерией, поддержкой авиации, мощнейшими ПВО, противотанковыми средствами. Мы взяли внезапностью, на это и делался расчет. До сих пор просыпаюсь в холодном поту, если снится та операция... На нас лежала колоссальная ответственность. Не только на генералах. Уже весь мир знал, что русские взяли "Слатину". Мы постоянно ощущали, что у нас за спиной страна. От ее имени мы бросили дерзкий вызов. И каждый из нас сознавал, что причастен к этому событию. А вдруг не сделаем, не справимся?

Представляете мое состояние, волнение комбрига, Рыбкина, командующего ВДВ, всех, кто затеял захват аэродрома? Президенты двух держав по телефону обсуждали наш рейд. Куда уж выше? О яблочке - Это ведь, по сути, была первая такая серьезная история для вас, Сергей Евгеньевич? Так получилось. Я все-таки закончил академию, знаю. Были гораздо более значимые задания. Покруче, похлеще. Но надо учитывать контекст времени, реальные обстоятельства, положение дел в Российской армии. Думаете, было легко?

В бюджете денег нет, запчастей для техники и комплектующих нет, офицерам месяцами не платили денежное довольствие, профессия военного потеряла престиж и уважение. Поэтому рейд и прогремел так резонансно, вызвав в народе подъем, ликование. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад. Потом уже начальство стало договариваться, уладили конфликт. Но в первые дни мы натовцев на территорию не пускали, полосу оберегали для своих.

К тому времени морем, по воздуху из России стали прибывать силы и средства. Мы встречали войска, отправляли их в районы дислокации. С ним прибыли журналисты. Начальство сидело, решало. Все пошло в другом русле, явного противостояния не было, хотя нас постоянно пытались отодвинуть в сторонку. Плановая ротация. На Балканах провел ровно год. Командующий российским контингентом KFOR генерал-лейтенант Валерий Евтухович предлагал остаться, но я сказал, что надо ехать домой. Поблагодарил и в июле 99-го попросил отпустить в Рязань. О возвращении - Командировка на Балканы считалась "блатной"?

Предпочел бы говорить об ответственности. В моем отдельном батальоне было шестьсот контрактников, которые дислоцировались в четырех базовых районах в горах. И еще три поста наблюдения стояли высоко в горах. Очень несладкая работа! Хотя по тем временам оплачивалась она прилично. Для меня тысяча долларов была большой суммой. Приехал в Рязань, квартиру купил... Правда, в "Слатину" нас не пустили. Сказали: нежелательно. Зато в Белграде принимали прекрасно.

И в Боснию мы съездили, возложили цветы на месте дислокации нашей бригады в городе Углевик. Сербы звали командиром или комендантом. Не было такого. Надежный щит! Отец был подполковником, умер четыре года назад. Очень хороший летчик... Евгений Константинович Павлов. Последнее место его службы - город Шяуляй в Литве. Сейчас там базируется авиация НАТО, а когда-то стояла наша дивизия, охраняла балтийское небо. Отец занимал должность летчика-инспектора.

У меня и мать была военной, служила телеграфисткой в ракетной части. Все мое детство прошло в Литве. Когда-то в Шяуляе было две русские школы, где учились дети военных. Каждый год старался навещать родителей, отца вот похоронил, а поехать теперь не могу, запрет, нельзя. Принял меры, чтобы ухаживали за могилкой... Отец много летал, а она ждала и места себе не находила, туда-сюда металась. Хотя отец при любой возможности брал нас с братом на аэродром. То на соревнования, то на концерт. Можно сказать, мы выросли среди солдат и офицеров. Собирался поступать в танковое училище, а потом Юра Кривошеев, мой товарищ, сагитировал ехать в десантное.

Сказал: "Надо идти в ВДВ". Юрий - известный сегодня в войсках человек, генерал-майор, командовал дивизией. В 1973 году мы поехали вдвоем от Литвы. Это не так легко все делалось. Нужна была комсомольская путевка, решение республиканского военкома. Комиссию проходили в Вильнюсе. Желающих в Рязань оказалось много, но отобрали нас двоих. И мы оба поступили. После выпуска в 1977-м служил в Каунасе в десантном полку командиром, затем преподавателем. Когда в Рязани освободилась должность, и я почувствовал, что надо соглашаться.

Приехал, начал работать преподавателем и - все, завяз. Вырваться отсюда было практически невозможно, как ни пытался... В Чечню? Не отпускали. Видимо, мой стиль работы устраивал командиров. Хотя, признаюсь, сильно сейчас жалею, что не ушел. Я в 1999-м был полковником и в 2019-м остался. При том, что вырастил многих генералов. Даже Евкуров считает меня своим учителем, хотя это не так.

В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово поле , где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки. В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина» , заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года. Прямую трансляцию о вводе российского батальона в Приштину вела телекомпания CNN. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия [6].

Храбрые и немногочисленные югославские летчики на устаревших советских самолетах боролись с самыми современными бомбардировщиками агрессора, и в неравных схватках их сбивали, многие пилоты погибали в бою. Но те, кто сумел катапультироваться и выжить снова садились за штурвал и снова шли в бой. Майор Илья Аризанов, один вел бой с 29 самолетами противника над городом Приштина. После катапультирования он приземлился на территорию Косово, в районе, где не было ни одной сербской деревни. Он сумел избежать засад террористов, и выходил к своим два дня, избегая дорог и поселений. Сразу после возвращения он снова принял участие в боевых вылетах. Уже на следующий день он был досрочно повышен до звания подполковника и награжден орденом Мужества. Натовские бомбы тогда, с другой стороны, сделали то, чего не происходило в течение многих лет на бурной политической сцене в Сербии. Впервые в парламенте Сербии было достигнуто полное парламентское единство по одной теме - натовская агрессия и оборона страны. В Черногории было то же самое, а убеждения режима Мило Джукановича, который и тогда был у власти, о том, что эта часть Югославии будет сохранена от бомбардировок, оказалось полной ложью, потому что одни из самых сильных ударов НАТО были именно в Черногории, и не только на военным целям. Несмотря на то, возглавлявшие НАТО преступники, публично утверждали, что применяют высокоточное оружие, по гражданским объектам было нанесено больше ударов, чем по военным. Бомбили все подряд: административные здания, жилые дома, школы, резиденцию главы государства, правительственные здания, больницы, родильные дома, детские сады, промышленные объекты, офисы газет и журналов, памятники культуры, церкви и монастыри… Нормальный человеческий мозг не мог понять, как этот «цивилизованный запад» развязал ужасную войну с принципами дикого запада, того самого, в котором американцы уничтожили почти целый индейский народ, чтобы поселиться на их территории... Между объектами гражданского назначения были разбомблены и автомобильный завод "Црвена застава" в городе Крагуевац, табачную фабрику в городе Ниш, гражданские заводы в городах Чачак и Валево, главную ТЭЦ в Белграде. Бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов в Панчево и Нови Сад привела к крупной экологической катастрофе, последствия которой ощущаются даже сегодня. Натовскими бомбами было уничтожено или сильно повреждено 25. Особенно пострадал город Нови Сад. Здесь не осталось ни одного целого моста через Дунай. Всего было уничтожено 38 мостов, а 44 были серьезно повреждены. Нови Сад, 5 апреля 1999, автор Зоран Милованович Тогда жители Белграда, живущие на берегах двух больших рек, стихийно начали собираться на своих мостах через Дунай и Саву и круглосуточно защищали их собственными телами — телевидение вело прямую трансляцию этой гражданской акции. И агрессор не осмелился бомбить их... За три месяца агрессии НАТО преступники сбросили 22. Более 1.

Когда вошли в Приштину, поступила информация, что источники воды могут быть отравлены. А в Призрене стояли немцы. Немецкий генерал спрашивает: что вам нужно? Я говорю: можешь фуру воды нашему батальону подбросить? Немцы привезли столько воды - на полгода хватило бы… - В чем было военно-политическое значение приштинского броска? Первый жесткий - вплоть до разрыва отношений по военной линии. Со всеми странами НАТО - участниками бомбардировок. И помощь Югославии поставками оружия. Но прошляпили - республика под санкции попала. Другой вариант - выставить из России все натовские структуры, кроме военных атташе. Когда военные атташе заходили к нам в управление внешних сношений, там дежурный им говорил: «Ваша страна совершила акт фашистской агрессии против Союзной Республики Югославии, никем в Министерстве обороны вы приняты не будете». Я был на переговорах с министром обороны. Зашли к Слободану Милошевичу. И говорим: возьмите наше оружие в лизинг - наши системы С-300. И «Буки» хотели поставить. Но он говорит: у нас сейчас денег нет, пусть Россия даст по-дружески, потом рассчитаемся. Доложили Ельцину. Он не решался. А уже в феврале, когда переговорный процесс на сей счет с югославами пошел, санкции против них уже возобновились.

Бросок десантников на Приштину

Двадцать лет назад, 12 июня 1999 года, российские миротворцы силами одного батальона совершили стремительный марш-бросок на 600 км по территории Боснии и – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Приштина, Югославия, аэродромом Слатина на. Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО. В начале 1999 г. ситуация на территории края оставалась напряжённой, боевая операция югославских сил против боевиков ОАК возобновилась, рос поток косовских беженцев. "Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT. В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. 10 июня 1999 года НАТО завершило военную операцию в Югославии, после чего приступило к подготовке к вводу 12 июня войск в Косово и Метохию.

«Для начальника Генштаба это мелкая операция была. Подумаешь, батальон»

  • ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
  • Внезапные русские
  • Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
  • Военная хитрость

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий