Новости операция искра 1943

18 января 1943 года на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части Ленинградского фронта соединились с войска Волховского фронта. Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. Кроме того, в результате операции «Искра» окончательно были сорваны планы германского командования соединиться с финскими войсками.

Глава седьмая Операция «Искра»

Было видно, как тяжело им удавалось бежать по недавно выпавшему снегу, толщина которого доходила до 30 сантиметров. Наш пулемет внезапно замолк, установилась зловещая тишина. Вражеские снаряды пролетали высоко над нашей головой, раздавался лишь звук, похожий на завывание ветра. Офицер за это время успел организовать оборону из 24 солдат с тремя станковыми пулеметами.

Мы подпустили русских на 100 метров, после чего открыли огонь. Вначале вывели из строя орудийную прислугу, тянувшую пушку. Тут же за трос схватились другие советские солдаты.

Они, казалось, вовсе не обращали внимания на гибель своих товарищей. Переваливаясь в глубоком снегу, они упорно продолжали двигаться вперед. Под конец их число уменьшилось до четырех, затем до трех.

Но за ними шла вторая волна, за ней третья. Они тоже тянули пушки. Дрожь пробежала по нашим спинам от понимания, что мы все равно не сможем противостоять такому численному превосходству.

Оставалось лишь как можно дороже продать свою жизнь. Возможно, именно это чувство и позволило нам уцелеть. Атака была не только отбита, но нам удалось даже взять в плен двух солдат противника.

Офицер пересчитал нашу группу: кроме него были еще фельдфебель, четыре унтер-офицера и двадцать солдат. К ним добавились теперь еще и двое пленных русских». Далее Фопель описывает, как всего лишь в нескольких сотнях метрах слева от них, прямо перед командным пунктом 240-го разведбатальона советским войскам удалось беспрепятственно достичь немецкого берега вместе с орудиями, которые они тянули за собою по льду.

Их обгоняли стремительно двигавшиеся легкие танки и бронеавтомобили.

И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили».

Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра». Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек.

В проекте будет рассмотрено значение и результаты операции, а также ее влияние на течение событий Великой Отечественной войны. Недостаточное освещение этой темы в современных исторических источниках.

Целевая аудитория: студенты исторических факультетов, историки, исторические энтузиасты Задачи проекта: 1. Изучить тактику и стратегию проведения операции.

Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО. Особое внимание к подготовке в условиях повышенной секретности Схема операции «Искра». Все задействованные группировки были стопроцентно укомплектованы личным составом, необходимым количеством боевой техники, орудий и боеприпасов.

Привлечённые инженерные войска возвели множество колонных путей и переправ, предназначавшихся для переброски подкреплений. В ходе подготовки особое внимание уделялось обучению военнослужащих. Активно велась воздушная разведка с фотосъёмкой, что позволяло составлять максимально точные карты. При этом работа шла в условиях повышенной секретности. Рокировка частей производилась лишь в ночное время суток либо в плохих погодных условиях, что обеспечивало безопасность от возможного обнаружения советских группировок вражеской авиацией.

Разведка была активизирована по всей прифронтовой линии, враг не должен был разгадать намерения советского командования. Да и осведомленных о самом плане операции было немного, «Искра» разрабатывалась строго ограниченным кругом штабных сотрудников. Но в январе 1943-го, незадолго до начала наступательной операции, противнику стало известно о полной готовности советских войск к атаке. Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки.

В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции. Масштабы сражений и перелом фронта Захваченные после прорыва трофеи.

Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда

Обстановка на всём Ленинградском фронте так же значительно изменилась — немецкая группа армий «Север» окончательно утратила стратегическую инициативу. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация.

Сталин предложил название операции — «Искра», объяснив это тем, что все попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой искры должно разгореться «пламя». Ночью 12 января советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника в полосе прорыва, а также по аэродромам и железнодорожным узлам в тылу. Ленинградский и Волховский фронты при взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом, Ладожской военной флотилией и авиацией дальнего действия начали наступление с целью разгрома «мгинско-синявинской» группировки противника и обеспечения надежной железнодорожной связи Ленинграда со страной. В результате боёв советскими войсками впервые были захвачены два немецких танка «Тигр», которые отправили в тыл для изучения, чтобы выявить уязвимые места.

Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда.

Около 16 часов бойцы 136 сд захватили в зоне наступления позицию 3-й батареи 641-го тяжелого артиллерийского дивизиона нем. За бой рядом с этой артиллерийской позицией звания Героя Советского Союза был удостоен Д. Молодцов похоронен на кладбище посёлка Марьино. За время боев потери только двух полков 136-ой сд составили более 1500 человек. Симоняк 136 сд 13 января имел небольшой шанс привести всю оборону противника южнее Ладоги к коллапсу.

Немцы не дали такого шанса. Северный склон горы Преображенской на подступах к Шлиссельбургу занял 401-й гренадерский полк нем. В это время саперы генерала Зубкова закончили наведение дерево-ледовые переправ для переброски танков Т-34 через Неву. Действиями 128-й сд Пархоменко и 372-й сд Радыгин рабочий посёлок No8 пока не был взят. Создалась непосредственная угроза для немцев на Синявинских высотах. Он ограничивался участком 256-й с д и северной частью рощи «Круглой».

Овчинников М. Боевые действия у рощи «Круглой» сковали силы сразу трех стрелковых дивизий 2-й Ударной армии, что не дало возможности вести наступление на Синявино. Для характеристики укреплений, сооружённых немцами в районе роща «Круглая», приведу цитату из книги Мосунова: «Вот какую характеристику советская разведка давала одному из самых мощных опорных пунктов в так называемой роще «Круглой», находившейся в месте, где Архангельский тракт пересекал реку Черную. Он располагался на возвышенном участке, с востока, юго-востока и севера был прикрыт болотистой и труднопроходимой местностью, в том числе поймой р. По западному берегу р. Черной тянулись проволочные заграждения, за которыми располагался снежно-ледяной вал с огневыми точками, за которым на расстоянии 100—250 м шла дерево-земляная стенка.

Подступы были тщательно минированы, на танкоопасных участках противник установил надолбы. По фронту узел обороны в роще имел, по советским данным, 1,5 км в длину и 2,5 км в глубину. Таким образом, опорный пункт в роще «Круглой» представлял собой настоящий замок на двери в Синявино. Через некоторое время, пытаясь развить успех, решением штаба армии в бой вступила 71-я сд комдив Замировский Н. В итоге 71-я стрелковая дивизия тоже застряла у рощи «Круглой». Чтобы усилить давление на противника, решили ввести 12-ой лсбр комбриг Себов Н.

У Гайтолово продолжала действовать 80-я сд комдив Симонов Н. В продолжавшей наступать у Тортолово 73-й мсбр комбриг Бураковский И. Наступление Волховского фронта не принесло ожидаемого крупного успеха. Но и вражеские командиры были ослеплены своими прежними достижениями и без должного внимания отнеслись ко всем тревожным сигналам. Ленфронт: Введены вторые эшелоны фронтов. Волховфронт: идут бои за рощи.

Иванов А. К 10 часам 123-я сбр заняла оборону с целью обеспечить левый фланг 136-й сд. В течение дня части дивизии Симоняка с 102-й сбр сильно потеснили противника у узкоколейной железной дороги. В ходе боя полки 18-й сд попали в огневой мешок. С фланга их расстреливала артиллерия 227-й пехотной дивизии нем. За этот день было потеряно до 3000 человек.

Днем в поселок No5 прибыли два «Тигра» и три Pz. Kpfw III из состава 502-го танкового батальона нем. Судьба его сложилась трагически; его танк проутюжил немецкие позиции, но был подбит, а сопровождавшая пехота отброшена. Грачев погиб вместе со своим экипажем в окружении. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны. Ее задача состояла в развитии успеха дивизии.

Волховский фронт. Каких-либо серьезных успехов 2-й Ударной армии в этот день добиться не удалось. Исключение составляли только действия 372-й сд Радыгин и 128-й сд Пархоменко. Удачно наступавшая 256-я с д. Фетисова все же вышла к станциям Синявино и Подгорная. В результате полного срыва первоначального плана наступления штаб 2-й Ударной армии начал разворачивать силы своего второго эшелона для удара в другом направлении.

Теперь, используя успех 256-й сд, предполагалось наступать на юг, перерезая Архангельский тракт, обходя Синявино с востока и выходя в район плохо промерзших болот около высоковольтных линий. Потапов П. Первый шаг к исполнению этого плана был сделан, когда в бой было решено ввести 191-ю сд комдив Потапов П. Никаких серьезных успехов у дивизии за этот день не получилось. Общие ее потери за три дня боев составили до 1900 человек. Относительно свежая 364-я сд комдив Соловьёв Ф.

Часть советских танков с десантом ворвались на опушку леса юго-западнее Гайтолово, где вели бой. Дивизия произвела перегруппировку к своему правому флангу и продолжала наступление. Основная часть сил 67-ой армии в этот день не вела боевых действий. Попыталась перейти в атаку 102-я сбр , после чего части бригады понесли большие потери. Наступление 123-й сд комдив Иванов А. Положение 328-го гренадерского полка нем.

Ударами 18-й сд Овчинников поселок No5 был отрезан от Синявино. В течение дня различные наши части несколько раз врывались в поселок. Немцам еще удавалось выбивать их.

Темпы прорыва снижают непроходимые торфяники и минные поля.

Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии. Немцы яростно сопротивляются. Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на пару-тройку километров к западу.

Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев — рощей «Круглая». Это первый сокрушительный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая серьезность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями. Начинаются бесконечные изматывающие контратаки.

Под угрозой окружения некоторые прорвавшиеся части 67-й армии откатываются назад. Примечательно, что именно здесь, в ходе операции «Искра» под Ленинградом, советские войска впервые подбили и захватили новейшие немецкие тяжелые танки Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 — легендарные «Тигры», которые затем тщательно изучат специалисты в Кубинке. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов.

С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров.

Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии — пехотную и эсэсовскую с говорящим названием «Полицай». Они с колес ввязываются в битву, но остановить стремительно смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано. В 1941 году, двигаясь по направлению к Ленинграду, немецкие войска получили приказ Гитлера уничтожить объект «Река жизни», где находилась экспериментальная лаборатория, которая производила напитки из целебных трав по старинным русским рецептам в основе которых был Иван-чай.

Гитлер был осведомлен о пользе этого напитка. А что было лучше, чем у них, всегда бесило этого психованного «сверхчеловека». А что же пили наши бойцы в окопах? Русская земля богата лесами, лугами и традиционно русской смекалкой.

Бойцы заваривали различные травы, гриб, сушёную морковь. По рассказам фронтовиков, черный чай практически не пили, потому что его и не было как такового. Да и отвары из трав повышали иммунитет, который так был необходим на фронте. В тот же день ударные советские подразделения выбивают немцев из Шлиссельбурга, зачищают южный берег Ладоги, расширяют пробитый коридор до 8-11 километров и единым фронтом разворачиваются на юго-запад, в направлении обжитых и укрепленных немцами Синявинских высот.

Операция «Искра»: как это было

На несколько минут они забыли об усталости, о ранениях. Все понимали: это — прорыв, победа! Обнялись командиры — два майора: от «ленинградцев» — Айк Мелконян, от «волховцев» — Павел Мельников. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга.

Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий.

Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами.

Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях. Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны.

Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток.

Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести.

Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке.

Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum.

Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги.

Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum. Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни. У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе...

Недостаточное освещение этой темы в современных исторических источниках. Целевая аудитория: студенты исторических факультетов, историки, исторические энтузиасты Задачи проекта: 1. Изучить тактику и стратегию проведения операции. Оценить влияние операции на ход событий Великой Отечественной войны.

Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55].

В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта.

Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага.

Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями.

Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба.

Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки.

Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации.

Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55].

За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2.

В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях.

Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков.

Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55].

Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55].

Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку.

Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы.

Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1]. Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56]. По другим данным потери в боевой технике были более значительными.

Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58].

РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше.

У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город.

Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках.

Пятая попытка

Кроме того, в результате операции «Искра» окончательно были сорваны планы германского командования соединиться с финскими войсками. В результате операции "Искра", 18 января 1943 года советские войска совершили прорыв блокадного кольца. В начале 1943 года началась операция под Москвой (операция Суворов) с целью оттеснить группировку армий «Центр» дальше от Москвы. Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. О том, как советским войскам в ходе операции "Искра" удалось перекусить стальной ошейник гитлеровских дивизий, душивший город с сентября 1941-го, — в материале РИА Новости.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. Говоров и Мерецков получили указания подготовить операцию с условным наименованием «Искра» к 1 января 1943 года. Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка? К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью.

Спасительная «Искра»: Петербург и Ленобласть отмечают годовщину прорыва блокады

Видеоподборку фотографий о наступательной операции "Искра", кульминацией которой стал прорыв блокады Ленинграда, опубликовал в своем Telegram-канале губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Операция ‘Искра” оказала положительное влияние на весь последующий ход военных событий под Ленинградом. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя». Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Операция «Искра» в историографии Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки 12 — 30 января 1943 года.

«Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны. Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. С 12 по 30 января 1943 года прошла наступательная операция «Искра», благодаря которой в сердцах затеплилась надежда на скорую победу. Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция 1943.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий