Новости святочная неделя

лучший подарок для во время Святочной недели.

Познавательная программа "Святочная неделя"

В древней Руси Святки называли праздником Святовита — славянского бога войны и победы. Есть мнение, что на Руси это слово имело особое значение — «душа предков». Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. А в 567 году церковь официально объявила следующие 12 дней от Рождества Христова праздничными. В это время принято славить Рождество и Господа, пославшего людям Спасителя. Во всем мире верующие посещают богослужения, раздают подаяния нуждающимся и дарят подарки детям.

Главная традиция, пришедшая к нам из язычества, — святочные колядования.

Ребята работали аккуратно и очень старались. Трудность возникла у некоторых ребят при приклеивании мелких деталей: носа, глаз, ведёрка. Но всё получилось! Подопечным очень понравилось занятие!

Ведь недаром колядующих так и называли — ряженые. Ведь именно на колядование в Рождество можно наряжаться в различные потешные костюмы, раскрашивать лица, румянить щечки. Вот тут-то восторгу детей не было границ! Ряженые артисты разыграли настоящий спектакль. Они погостили во всех группах детского сада — пели песни, разгадывали загадки, водили шумные хороводы.

Рождественские Святки, как известно, продолжает самый необычный, и многим в мире непонятный праздник — Старый Новый год. Много связано с этим чудесным днем, но самой полюбившейся традицией стало для всех россиян приготовление праздничных вареников с сюрпризами.

Иногда нечто в более шутливом тоне.

Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч.

У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться.

Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.

Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов.

Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.

Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки.

Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.

В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках.

За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К.

Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями.

Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья.

Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян.

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа.

Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет.

Народные приметы на 12 января 2024 года: что нельзя делать в день Анисьи Зимней

Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62.

Чем же занимались наши предки на протяжении этих 12 дней, нам рассказали в Волгодонском эколого-историческом музее. После празднования Рождества, возможно почти каждую квартиру или дом Волгодонска посетили колядующие. А вы знали, что это один из самых важных обычаев святочной недели? А накануне празднования старого нового года первоклассники гимназии «Юнона» поучаствовали в веселой праздничной встрече организованной сотрудниками «Волгодонского эколого-исторического музея» под названием «Рождественская круговерть». Где в игровой форме детям рассказали о традициях, фольклоре и обычаях всей святочной недели. А также обучились правилам колядования, особенность которой в том, чтобы угодить колядующим, тогда их добрые пожелания непременно сбудутся. Заглянем немного в начало праздничной святочной недели. В казачьих семьях готовились к ней очень тщательно. Хозяйка должна была прибрать дом, стирать и крахмалить занавески и скатерти, сшить наряды, ведь в продолжении всех праздников нельзя было заниматься никакой домашней работой.

Мальчишки и девчонки разорвали прямоугольную полоску бумаги пополам и приклеили на цветной картон. Затем «слепили» снеговика, используя технику отрывной аппликации. Для этого бумажные салфетки разрывали на кусочки и из них скатывали шарики. Шарики смазывали клеем и приклеивали на силуэт снеговика.

А начинаются Святки в сочельник на Рождество 6 января вечером после восхода первой звезды на небе, крайней же завершающей датой является Крещение — 19 января. В итоге Святочный период длится две недели, вплоть до самого Крещения Господня. Одной из традиций являются «святочные сказки»: вечерами вся семья собиралась в тесном кругу, приглашали гостей и рассказывали сказки. Есть целые сборники народных рассказов.

Святки – гуляй без оглядки

Также даю свое согласие на осуществление трансграничной передачи персональных данных для достижения заявленных целей обработки персональных данных. В целях обеспечения реализации требований законодательства в области обработки персональных данных Оператор может: осуществлять обработку персональных данных путем сбора, хранения, систематизации, накопления, изменения, уточнения, использования, распространения, обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных; использовать автоматизированный способ обработки персональных данных с передачей по сети Интернет; Настоящее согласие вступает в силу с момента подтверждения и действует в течение 5 лет, если иное не установлено действующим законодательством РФ. Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется путем направления заявления в письменной форме на юридический адрес Оператора.

В материале 78.

Коллаж 78: unsplash. Связано это с тем, что сам период Святок — это период между Рождеством и Крещением. Таким образом, неделя «святочных вечеров» начинается с Рождественской ночи, то есть с ночи с 6 на 7 января, а заканчивается накануне Крещенского сочельника, то есть в ночь на 18 января.

Есть и другая точка зрения на то, когда начинаются и заканчиваются Святки: по мнению тех, кто её придерживается, Святки приходятся на период 8—19 января — так они охватывают 12 дней, что символично, и не включают Рождество. Однако вместо этого они захватывают Крещенский сочельник, в который принято придерживаться строгого поста, не говоря уже о самом Крещении. Поэтому такая точка зрения не слишком популярна, как и другие подобные вариации дат.

История праздника Святки Празднование Святок уходит корнями в глубокую древность — ещё языческую, дохристианскую эпоху. Святки у славян были связаны с почитанием своих богов, в частности бога Святовита возможно, это просто одно из имён Перуна. Богов старались ублажить, чтобы они послали на будущий год большой урожай, преподносили им дары в виде праздничной еды, которую бросали в печь.

По сути, первоначально Святки — языческий праздник. Наши предки в это время рядились в разнообразные костюмы — шкуры, маски, мужчины переодевались в женскую одежду и наоборот. В таком виде люди бродили по улице, пели песни и устраивали разные хулиганские выходки — таким образом они «уподоблялись» нечистой силе, чей разгул, как считалось, приходился именно на это время.

В момент этого «родства» у нечисти можно было попросить исполнения желаний. В это время было принято помогать бедным, приносить подарки в тюрьмы и больницы. Когда христианство пришло на Русь, святочные гуляния также изменились: православная церковь относилась к ним негативно, особенно к традиции колядовать и гадать.

Вместо колядок стало положено петь духовные песни, а обычай ходить по домам ради угощений приобрёл другой смысл — в традиции привечать любых гостей, с которыми в дом, как считалось, приходила Божья благодать. Смысл Святок В церковной литературе объясняется, что такое Святки в православии, — это время духовной радости. На эти дни отменяется пищевой пост, однако ещё не разрешаются венчания, по-прежнему продолжается телесное воздержание.

Делается это именно для того, чтобы человек мог полностью отдать себя радости духовной. Кроме того, Святки становятся временем постпразднства для Рождества — таким образом, праздник не обрывается внезапно, а продолжается некоторое время, постепенно идя на убыль. Традиции на Святки Есть несколько главных традиций и представлений, что нужно делать в святочные дни, при этом в них причудливо переплелись христианские и языческие обычаи.

Такое деятельностное проживание детьми старинных русских традиций способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, радости общения. Позитивный настрой педагогов, праздничное оформление развивающей предметно-пространственной среды детского сада способствовали поддержанию эмоциональной заинтересованности детей на протяжении Святочной недели. Участвуя в подобных мероприятиях, дошкольники приобщаются к русской культуре и традициям. Это является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.

Собранная информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов LiveInternet, Яндекс. Метрика, Hotlog.

Традиции празднования святочной недели

На святочной неделе в семье №2 прошло мероприятие. Силами воспитанников был подготовлен концерт, который в песнях и танцах повествовал о великом празднике Рождество. ДомойГороскоп от Вениамина НикорыКак правильно провести волшебную святочную неделю. Вот сколько вопросов возникает у современных детей об этих традиционных в русской культуре днях. Сегодня началась Святочная неделя у нас в школе. Новости из Сегежи: «Святочная неделя!» Социальные педагоги Светлана Владимировна Занкевич и Наталья Петровна Федулова провели для подопечных Сегежского отделения.

Святочная неделя в 2022 году: что нужно сделать, чтобы беды отступили на целый год

Идёт святочная неделя, а значит, самое время посмотреть спектакль по мотивам традиционных сказок. Святочная неделя издавна считалась наиболее удачным временем для того, чтобы узнать своё будущее или спланировать предстоящий год. Фото: Виктор Драчев / РИА Новости. Святочная неделя в январе — особое время, наполненное мистикой и ожиданием чуда. С 9 по 12 января в детском саду проходила праздничная Святочная. неделя, в которой приняли участие воспитанники всех возрастных групп. В народных традициях на Святочной неделе отказываются от азартных игр, не устраивают генеральной уборки и проводят время позитивно. В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья.

Святочная неделя

Святочная неделя в Поляковском Доме культуры завершилась вечером отдыха для молодёжи «С шуткой да забавой». В народных традициях на Святочной неделе отказываются от азартных игр, не устраивают генеральной уборки и проводят время позитивно. В рамках мини-проекта «Святочная неделя» на Кантемировской 29 в группе "Цветик-семицветик" ребята учились делать настоящие пряники для своих гостей.

Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать

Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски. Иногда мужчины одевались в женскую одежду. В таком виде ряженые ходили по улицам, распевая песни и часто вытворяя «озорства». Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых.

Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай.

Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени. Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины.

Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет.

Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами. В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы. В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя. Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года. Угощения на Святки У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма. На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.

Пока одни веселятся и гадают, кто прячется под маской, у других гадания посерьезнее. Личная жизнь — на кону.

В станице Варьековская козел Буба по части женихов — главный предсказатель.

Свечу плавят над широкой емкостью с водой, рассматривая получившиеся фигуры. По ним толкуют события, которые произойдут в ближайшее время. Погадать можно и на листе бумаги.

Его сминают, а затем немного расправляют и кладут на стол таким образом, чтобы увидеть тень. По ней определяют события ближайшего будущего. Точным гаданием остается и вопрос, ответ на который ищут на страницах книги. Для этого сначала задается или записывается волнующий вопрос, а затем произносятся 2 цифры, пришедшие в голову.

Первое значение — номер страницы, а второе — номер строки.

Навигация по записям

  • Читательская акция «Неделя святочных гаданий»
  • Что нельзя и что можно делать на Святочной неделе в 2023 году
  • Идет Святочная неделя! – Заря Кубани Новости Славянска-на-Кубани
  • Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий