Диагностический брак это в древней руси

Ключевые слова: семья, брак, Древняя Русь, обычай, традиции, церковное право, казуистическая норма. В Древней Руси существовало несколько способов заключения «брака». князья стремились укрепить авторитет Руси на ме-ждународной арене и для этого они активно пользо-вались династическими браками, как одним из са-мых распространенных и простых способов укре-пления политических связей.

Семейное право Древней Руси.

Династический брак – это форма супружеского союза, которая играла огромную роль в истории Древней Руси. Он представлял собой брак, основанный не только на любви и чувствах, но и на политических интересах и стремлении к укреплению семейной династии. Династический брак — это брак между представителями правящих династий разных государств. Ярослав Мудрый при помощи династических браков стремился укрепить положение на Руси. это богато украшенный псалтырь. и позже совершалось уже с согласования сторон. В Древней Руси существовало несколько способов заключения «брака». Еще Трулльский собор, который был созван в 691 году, а именно установленное им 54-ое правило призывало расторгать браки между двоюродными братьями и сестрами.

Династический брак на Древней Руси: история и значения

  • Династические браки в Древней Руси доклад, проект
  • Семейное право в Древней Руси.
  • Семейное право в Древней Руси.
  • Династический брак: что это такое, основные цели заключения союзов
  • Содержание

Принцип вступления в брак на Руси: таблица

Чепенко 27 сент. Albina035 9 окт. Помогите очень надо. Что такое динамический брак? Что такое динамический брак. На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Что такое династический брак? Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 - 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям.

Препятствием к заключению брака могло быть и существование между женихом и невестой родства, основанного на свойстве.

Учитывая, что такое родство не является настолько близким, как кровное, церковь в вопросах запрещения брака между свойственниками проявляла большую мягкость. Браки в двухродном свойстве между одним овдовевшим супругом и кровными родственниками другого на основании решения Собора, собранного в 997 г. Браки между кровными родственниками супругов безоговорочно запрещались до пятой степени свойства включительно. Еще менее строгими были ограничения для браков, заключаемых в трехродном свойстве. Церковное право. На основании постановления византийского императора Алексея Комнина, обручение молодых людей, достигших брачного возраста, приравнивалось к браку, в силу чего между родственниками обрученных возникало родство по свойству так называемое фиктивное свойство , также являвшееся препятствием для заключения брака между ними. В отношениях фиктивного свойства состояли и родственники разведенных супругов. Родство по усыновлению также служило помехой для женитьбы. Усыновитель не мог вступить в брак с женой, дочерью и внучкою усыновленного.

С принятием христианства появилось понятие духовного родства, которое возникало между крестными родителями, а также между ними и воспринятым от купели ребенком при совершении обряда крещения. Духовное родство приравнивалось к кровному, поэтому Эклога запрещала «сочетаться браком тем, кто соединен между собою узами святого и спасительного крещения», то есть крестным родителям и их крестникам, а также крестным родителям куму и куме между собой. На Церковном соборе, проходившем при патриархе Николае в 1092 или 1107 г. Древнерусская церковь требовала строго учитывать степени родства и свойства при заключении браков. Однако, несмотря на это, установленные духовенством правила постоянно нарушались и знатью, и низшими слоями населения. Регулярные нарушения церковных постановлений, по мнению К. Неволина, происходили как по «невежеству», так и сознательно. Во-первых, древнерусскому человеку тяжело было понять сложную, даже для византийцев, систему исчисления степеней родства. Учитывая активную борьбу церкви за сохранение уже созданных семейных союзов, еще одной помехой к вступлению в брак могла быть виновность одного из супругов в расторжении предыдущего.

Если семейный союз разрушался по вине жены, ушедшей к другому мужчине, то на основании ст. Подобное наказание исключало для женщины возможность восстановления старого брака, а тем более заключения нового. Мужья виновниц развода, по всей видимости, получали возможность вступить в новый законный брак. С введением христианства налагались ограничения и на количество заключаемых браков. Еще в Библии был установлен принцип, согласно которому епископу и диакону разрешалось жениться только единожды 1 Тим. Представители белого духовенства могли вступать в брак только один раз и только до поставления на церковное служение.

Кровные узы Родство между людьми определяется степенями и линиями. Это так называемая прямая линия. Понятно, что браки между представителями прямой линии строго запрещены Сильченков, «Практическое руководство при совершении приходских треб». Боковая же линия отражает, к примеру, отношения между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Боковая линия также измеряется аналогичными степенями. Еще Трулльский собор, который был созван в 691 году, а именно установленное им 54-ое правило призывало расторгать браки между двоюродными братьями и сестрами.

Во всяком случае древнее язычество к этому явлению никакого отношения не имело. Иерархия ревностно обличала грех против седьмой заповеди как в русском народе, так и среди обрусевших новокрещеных финнов. Противоестественные пороки Мы отметили мероприятия церкви против нарушений чистоты и святости брака. Но наш очерк был бы не полон, если бы мы не указали на печальные явления в русской жизни, касающиеся того же брачного вопроса, но потемненного и извращенного пороком. Имеем в виду такие виды греха против седьмой заповеди, каковы содомия и скотоложство. Особой связи этих грехов с русским язычеством мы не находим. Причастные к этим грехам люди действовали не в силу каких-либо доисторических традиций, а просто удовлетворяя своим порочным наклонностям. Полагая, что люди, обнаруживающие наклонности к этим ужасным порокам, психически ненормальны. Грехи этого рода были известны в Греции, и против них имеются постановления в Кормчей 497. В церковном уставе св. Владимира упоминается заставанье «с четвероножиною» то есть скотоложство 498. Если судить только на основании литературных памятников, то необходимо сделать вывод6 в первые века христианства у нас очень мало были распространены противоестественные пороки. Развитие их относится к более позднему времени, к 15—16 вв. Так, в епископском поучении, помещенном в Кормчей 15 в. Уставы преп. Ефросина и преп. Иосифа Волоцкого гл. Правда, наши монастырские уставы составлялись под влиянием уставов греческих, где отмеченное обстоятельство предусмотрено. Но русская действительность показала, что постановления преп. Ефросина и Иосифа имели в виду не одну идею, а и печальную современную им действительность. Оказывается, этому ужасному пороку был подвержен даже глава русской церкви, митрополит Зосима, как это видно из сочинений преп. Иосифа Волоцкого 500. Старец Елизарова монастыря Филофей в своем послании умолял великого князя Василия Ивановича искоренить из своего православного царства «горький плевел» содомии 501. Того же самого явления касался Филофей в послании к царю Ивану Васильевичу, считая содомию жертвой и диаволу 502. Обыкновенно о пороках исключительных много не говорят с одной стороны в виду щекотливости предмета, с другой стороны потому, что нужен повод, чтобы заговорить: все исключительное редко. Филофей считал необходимым писать об этом правителям русского государства, следовательно, порок принял широкие размеры. Это подтверждается другими источниками. В сочинениях митр. Даниила 1522—1539 рассеяно множество обличений против невоздержания всякого рода его современников и в том числе обличение грехов против седьмой заповеди. Восставая против обычая многих мужчин румяниться и удалять на лице волосы выщипывали на лице волосы из бороды и усов , Даниил дает понять, что это делалось с гнусными намерениями содомии 503. По словам Даниила, в 16 в. Простой народ погрязал в разврате, аристократия изощрялась в противоестественных формах этого греха 504. Одно из посланий Даниила писано к лицу, погрязшему в содомии до потери физической крепости и ослабления умственных способностей 505. Вероятно, низкий уровень нравственного состояния русского общества, рассматриваемый под аскетическим углом зрения монаха иерарха, побудил Даниила высказать взгляд противный христианской нравственности: Даниил допускал оскопление в видах достижения и сохранения целомудрия 506. Против содомии направлено сильное «слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных» Максима Грека. Видно, что в груди преподобного кипело негодование. Он находил, что следует занимающихся содомией казнить чрез сожжение и предавать вечной анафеме: «Проклят всяк, иже с мужским полом спит», — говорит ревнитель чистоты и благочестия 507. Неизвестный автор послания к Грозному говорит, что его современники порицали брак и одобряли содомию. Грех был очень распространен, в нем были повинны даже бояре, воеводы и близкие к царскому двору люди. Автор умолял царя искоренить опасный и гнусный порок 508. Послание точно не приурочено к определенному лицу и приписывается то митр.

Династические связи русских князей

Правовая регламентация брачно-семейных отношений в Киевской Руси. Эверс думает, что оно происходит от древнего родового начала, которое состояло не только во власти родоначальника, но и в супружеских правах (jus primae noctis есть древнерусское «княжее», по мнению Татищева и Срезненского).
Династические браки, их влияние на международные отношения Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней.
Династические браки в киевской руси В династическом браке в Древней Руси женщина играла значительную роль, поскольку ее брак с представителем иной рода или династии имел важное политическое значение. Женщина была своеобразным средством для закрепления и укрепления династических связей.
Династический брак в Древней Руси: определение и значение Имеются сведения о брачном возрасте 40 князей и 13 княжон при вступлении в первый брак в Древней Руси. Наибольшее количество женихов (57,5 %) имели возраст от 15 до 20 лет. Невесты в большинстве своем выдавались замуж в возрасте до 17 лет (92,2 %).

Международная брачная дипломатия Киевской Руси

  • Сближение родов
  • Что такое династический брак?
  • Династические браки в истории России.
  • История заключения браков на руси таблица. История брака на руси
  • До какого века на Руси заключали браки между двоюродными братьями и сестрами

Династические связи русских князей

Создаётся впечатление, что Польша и Русь всегда враждовали, однако это не совсем так. Тот же Ярослав после возвращения земель, присоединённых ещё при Владимире Святославиче, вскоре установил хорошие отношения с польским королём Казимиром I. Дружба была закреплена женитьбой поляка на сестре Ярослава Марии. Потомки Мудрого князя участвовали в военных кампаниях Польши против Чехии, поддерживали претендентов на престол и выдавали своих дочерей за польских королей. Однако после татаро-монгольского нашествия и перехода части Древнерусского государства к Польше отношения испортились. Польша останется главным соперником русского государства вплоть до XVII века. Другим важным соседом Руси на западе стала Венгрия. По свидетельствам «Повести временных лет», ещё в 898 году мадьяры осаждали Киев.

Однако после переселения кочевников в Паннонию контакты временно прекратились. Позднее связи восстановились благодаря венгерскому пограничью — так называемойПодкарпатской Руси. Известно, что мадьяры совместно с русскими выступали против Византии, в частности во время походов Святослава Игоревича. При дворе Ярослава Мудрого долгое время проживал наследник венгерского престола принц Андраш, однако неизвестно, по каким причинам знатный мадьяр находился на Руси. Тем не менее во время венгерской междоусобицы Ярослав помог своему гостю занять престол. В удельный период истории Древней Руси Венгрия стала важной политической силой, участвовавшей в княжеской борьбе на Юго-Западе. В частности, мадьярские короли активно влияли на политику в Галицко-Волынском княжестве.

Русь и Западная Европа Было бы наивно предполагать, что контакты Рюриковичей ограничивались только Скандинавией и ближайшими соседями. Дипломатия Древнерусского государства касалась и других европейских стран, отдалённых от Восточно-Европейской равнины. Довольно активные отношения сложились у Руси с Германией — Священной Римской империей.

Они растили детей, занимались рукоделием и ухаживали за скотом. Общественная система не обеспечивала средствами существования стариков, поэтому их содержание полностью ложилось на плечи детей. Не редко заключался договор пожизненного содержания. Согласно ему бездетная пожилая пара брала к себе бедную молодую пару. Молодежь обязывалась помогать новым родителям, а те, в свою очередь, давали им приют и наследство. Присутствовал в то время и обет безбрачия. Зачастую это случалось, когда старшему брату приходилось заменить в делах умершего отца.

С принятием христианства на Руси, свадебные обычаи сохранились, но приняли юридическое оформление в написанных уставах. Условия стали строже. Запрещались браки между родственниками до шестого поколения и браки с представителями других религий. Средний возраст для невесты — 12-13 лет, для жениха — 15 лет. В то время пышные розовощекие барышни считались эталоном красоты. На стройных девушек внимание никто не обращал. Худоба была признаком нищеты и болезни. При достижении брачного возраста, родителями юноши начинался поиск невесты. Найдя подходящую кандидатуру, они направляли к девушке сватов. В один из дней семья невесты принимала гостей, среди которых и была сваха, оценивающая внешность и манеры девушки.

Смотрительница должна была отлично разбираться в людях и уметь вести разговор. Не выбирайте невесту, выбирайте сваху — гласит старинная поговорка. Если в семье одна из дочерей имела физические или умственные недостатки, нередко смотрительнице показывали здоровую дочь, а потом замуж выдавали больную. Обман раскрывался только после свадьбы, т. После смотрин назначали день сговора.

Существовали и ещё некоторые причины для отказа в браке: физическая немощь, родственные отношения жениха и невесты, сан священника, монашество, а также доказанная вина в крахе предыдущего брака. Основной причиной отказа было нехристианское вероисповедание. Расторгать браки стало возможным с 1551 года, когда это прописали в Сборнике постановлений церковного собора, а особый вес для развода имела измена одного из супругов.

Не все правила строго исполнялись. Очень часто родители не спрашивали согласия молодых, поскольку по пришедшему из языческих времен обычаю брак рассматривался исключительно как имущественная сделка. Однако мнение родителей имело свой вес в знатных кругах. Простолюдины чаще заключали брак, основываясь на взаимном расположении друг к другу. В средневековой Руси основой для регулирования семейных отношений использовался Домострой, его правила были обязательны. Идеальной моделью считалась моногамная патриархальная семья. Домострой объявлял семью высшей ценностью, которую следует беречь и не допускать ее распада. Нововведения Петра I После прихода к власти Петра I семейное право стало развиваться в качества важного элемента правовой структуры.

Первый указ, который был выпущен царем, обрадовал многих, поскольку согласно ему ближайшие родственники молодых обязаны были присягнуть, что брак является добровольным и совершается по полному согласию сторон. Стало возможным расторгать обручение, неустойку за отказ вступать в брак перестали взимать. Родительская власть была уменьшена, а роль женщины в семье укреплена. Шибанов, Празднество свадебного сговора. Обручение подтверждалось сговорной записью. С 1722 года на приходских священников возлагается обязанность по регистрации браков.

По-видимому, именно она устроила брак Сигурда и своей родной племянницы, дочери Христины и Мстислава Великого Мальмфриды. Здесь можно говорить не только о скандинавской модели, но и, например, о византийской. В Византии женитьба на вдове кого-либо из предшествовавших императоров издревле служила мощнейшим средством легитимизации собственных прав на престол. Особые выгоды, конечно же, предоставляла женитьба на вдове, в чьих жилах текла кровь византийских государей. Уместно вспомнить в связи с этим и о женитьбах на вдовах ближайших родственников, которые византийские хронисты приписывали болгарским претендентам на престол в первые десятилетия XIII в. На территории Германии или Англии такого рода династические браки также были делом обычным, ограничимся здесь указанием хотя бы на знаменитую женитьбу датчанина Кнута Могучего на вдове английского короля Этельреда Нерешительного, произошедшую, когда Кнут овладел Англией. Однако что же делало столь выигрышную практику невозможной для русских правителей домонгольского времени? По крайней мере в XII столетии, когда род Рюриковичей в достаточной мере разросся, этот запрет уже нельзя выводить из одних только канонических ограничений. Нельзя, пожалуй, сводить дело и к таким простым биологическим факторам, как возможные возрастные несоответствия женихов и невест хорошо известно, что и на северо-западе, и на востоке христианского мира рамки брачного возраста для царственной вдовы были весьма и весьма растяжимыми. Так, в 1180-е годы София, по отцу русская княжна, пробыв около трех десятков лет замужем за королем Дании Вальдемаром и имея взрослых детей, овдовев, вышла замуж вторично за ландграфа Тюрингии, племянника германского императора. Если говорить о домонгольской эпохе, то летопись сохранила для нас только один случай, когда вдова князя Владимира Давыдовича по женской линии приходившаяся внучкой Владимиру Мономаху предприняла побег, чтобы выйти замуж вторично. Характерным образом, однако, это был брак отнюдь не с русским князем, но с половецким ханом Башкордом. Именно с этим эпизодом закономерно связан единственный за весь исследуемый период случай, когда рядом с именем юного княжича в летописи появляется слово «отчим» — так характеризуется Башкорд по отношению к сыну своей русской жены и Владимира Давыдовича[89]. Отчим в данной ситуации действует приблизительно в том же ключе, что и его скандинавские соседи в аналогичной ситуации, — помогает в борьбе за престол военной силой не только пасынку, но и деверю своей русской жены, отстаивая династические интересы ее свойственников. Иногда случалось, по-видимому, и русскому князю жениться на вдове, если только ее прежний муж не происходил из рода Рюриковичей. Тем не менее, подчеркнем еще раз, такого рода отношения в пределах самой Руси ни в малой степени не типичны и не складываются ни в последовательную практику, ни тем более в систему. С вдовами же Рюриковичей русские князья не вступали в брак никогда. Как кажется, чтобы понять природу интересующей нас ситуации, следует обратиться к тому единственному случаю, когда Рюрикович, правда, еще не принявший крещения, взял в жены вдову своего предшественника на престоле, другого Рюриковича. Речь идет об истории рождения Святополка, когда Владимир, будучи язычником, убил своего старшего брата Ярополка и «зал? Происхождение Святополка Окаянного, обвиняемого в убийстве своих братьев, оказалось одной из самых актуальных тем как для древнерусской книжности, так и для современных исследований. Здесь, однако, мы хотели бы обратить внимание лишь на одну особую интертекстуальную линию, в которую встраивается высказывание летописца о том, что он «б? Самое это высказывание, если понимать его буквально, выглядит несколько загадочным и заставляет искать в нем некоторое дополнительное, подразумеваемое значение. В самом деле, составитель «Повести временных лет» как бы нагнетает различные признаки изначальной «окаянности» Святополка: говорит о том, что его мать была прежде монахиней, что он был «прелюбод? Нам представляется, что в интересующем нас выражении в очередной раз проявилось отношение русской книжной традиции к Владимиру как к человеку, принадлежавшему двум эпохам — дохристианской и христианской. Как известно, в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, а отчасти и в летописной похвале Владимиру, принявшему крещение, из «Повести временных лет», включение Руси в мировую христианскую историю осуществлялось, в частности, за счет своего рода приравнивания времен язычества к тому этапу священной истории, который предшествовал явлению Благодати, т.

От кражи невесты до ЗАГСа: история семейного права в Роcсии

В 1043 или 1044 году княжна Елизавета Ярославна вышла замуж за конунга Харальда, который благодаря мудрым советам Ярослава стал единовластным правителем Норвегии. В 1046 году еще одна дочь Ярослава, Анастасия , стала женой наследника венгерского престола герцога Андрея, который вот уже несколько лет жил изгнанником на Руси. Как раз в это время венгерская знать отправила в Россию посольство, предложив герцогу вернуться и занять престол, сместив немецкого ставленника Петера, против которого народ поднял восстание. Андрея князь Ярослав поддержал не только советом, но и военной силой. В 1051 году он еще раз предоставил зятю войско а наряду с ним и польский зять Ярослава, Казимир I , чтобы противостоять вторжению немецких сил. В конце 1040-х -начале 1050-х годов был заключен самый известный в Древней Руси династичекий брак. Дочь Ярослава, Анна , стала женой французского короля Генриха I. В отличие от других союзов, этот изначально не имел политической подоплеки.

Согласно рассказу Ибн Фадлана, во время похорон знатного руса, девушка, которая согласилась уйти на тот свет вместе со своим хозяином, сочеталась с ближайшими родственниками покойного и не только с ними. Каждый раз человек, который вступал с ней в половую связь, Говорил: «скажи своему господину: «Право же, я сделала это из любви к тебе»». Иначе говоря, девушка тем самым оказывала хозяину честь, проявляла к нему любовь и уважение. Эта же мораль сквозит и в таких случаях, как сведение своего мужа с Девицами и чужими женами для плотских утех; секс свекра со снохой; секс с женой брата. Неотъемлемой частью языческого обряда свадьбы была уплата «вена». В «Повести временных лет» оно известно по двум случаям. Владимир Святославич, женившись на греческой царевне Анне, «вдасть же за вено Грекомъ Курсунь опять царици деля». Польский князь Каземир, за сестру Ярослава Мудрого «вдасть… за вено люди 800 еже бо полонилъ Болеславъ победи Ярослава ». Чаще всего «вено» воспринимается как плата за невесту. Само слово производится от корня «вен» , а значении «венок». Не расстались русичи и с наложницами, дети, от которых упоминаются в летописных сообщениях и в XI, и XII веке. Сыном наложницы был Мстислав Изяславич, посаженный отцом в 1097 году во Владимере. Знаменитый Ярослав Осмомысл, который «затворил Дунаю ворота», имел от второй жены или наложницы Настаски сына Олега. В 1187 году Ярослав завещал ему свой «златокованый» стол в Галиче. Новгородец Кирик, живший в XII веке, вопрошает: «…Если, владыко, другие наложниц водят явно, и детей родят, как и своих, а другие тайно со многими рабынями, что лучше? И то, и другое плохо — был ответ. И понятно, почему. Это напрочь разрушало все попытки Церкви приобщить население Руси к христианскому благочестию. Старания священников — венчать и венчать — оказывались впустую. Даже будучи женат по христианскому обряду, русич оставался язычником. Простая арифметика говорит о том, что христианский брак занимал в жизни русичей очень мало места. Наличие у них наряду с венчанными жёнами одной или нескольких невенчанных показывает, что их действиями руководило языческое сознание и наставления Церкви воспринимались неправильно, т. Содержание языческого способа заключения брака установить крайне сложно. До нас дошли лишь некоторые обряды, иные из них — только по названию. Можно с уверенностью сказать, что началом всему были игрища, на которых молодые знакомились и договаривались об умыкании. Летописец сообщает: «…И браци не бываху въ нихъ. Но игрища межю селы. Схожахуся на игрища. Имяху же по две и по три жены…». Приверженность русичей к языческим праздникам, на которые «вси тамо текут, радуяся», способствовала сохранению и языческого брака. Единственной формой заключения брака в Киевской Руси после крещения признавалось церковное венчание, которое предварял обязательный акт обручения. Акт обручения является сговором, во время которого родители невесты и жених уславливались о заключении брака: договаривались о приданом и предполагаемом дне свадьбы. В русских Кормчих как важнейший элемент брачного процесса рассматривалось получение согласия на брак со стороны вступающих в семейный союз. Но поскольку брачный сговор имел характер, прежде всего, имущественной сделки, заключительное решение принималось родителями или родственниками невесты и жениха. После получения согласия родителей о свадьбе вставал вопрос о смотринах — о возможности увидеть невесту. Предварительному брачному сговору предшествовала помолвка. Акт обручения оформлялся специальной договорной, или рядной, записью. Круг вопросов, которые могли быть отражены в рядной, законом не ограничивался: туда могли быть включены записи о необходимости жениху платить по долгам невесты, об обязательстве воспитывать пасынка, о согласии содержать своячениц и т. Названия деталей обряда обручения сделали возможным именование девушки, вступающей в брак, «суженой» о ней судили сваты и «обрученной» в результате сговора били рука об руку. На случаи нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка — заряд, достигавшая иногда значительных размеров. При нарушении условий брачного сговора стороны имели права иска в суде. Обручение связывало жениха и невесту почти так же прочно, как брак: общественная мораль предписывала жениху обязанность жениться на девушке, а нарушение верности жениху невестой рассматривалось как прелюбодеяние. Получив от родителей уведомление о желании их детей вступить в брак, приходский священник должен был произвести обыск, выясняя, нет ли препятствий к браку. Не позднее чем за две недели до, венчания три раза подряд в воскресенье и в праздничные дни, в приходе жениха и в приходе невесты оглашались имена лиц, вступающих в брак. Всем, знающим о нарушениях условий вступления в брак, следовало заявить о них. Если обстоятельства, препятствующие браку, выявлены не были и все условия для венчания соблюдены, священник делал запись в «обыскной книге» и назначал венчание. Для венчания, необходима была венечная память — документ, который выдавался священнику на конкретное венчание. В венечную память записывали имена жениха и невесты, сведения о результатах проведенного священником обыска. Сумма, собранная на выдачу венечных памятей, называлась венечным сбором или венечной пошлиной. Венечная пошлина была дифференцированной: ее размер зависел от того, в какой по счету брак вступали жених и невеста, и возрастал пропорционально порядковому номеру брака. Размер венечной пошлины во многом зависел от колебания цен на рынке в конкретной епархии. Деньги, собранные за выдачу венечных памятей, являлись доходом церкви. Единственной формой совершения брака церковь признавала церковное венчание. Исключение составляли лишь повторные браки, когда венчание заменялось простым благословением. Процедуру подготовки и само венчание обязан был провести священник того прихода, в котором жили жених и невеста. Венчаться не в своем приходе запрещалось, при исключительных обстоятельствах бракосочетание могло состоять в другом месте при наличии письменного разрешения на брак приходским священником жениха и невесты. Венчание проходило только в церкви. Прилюдно, тайное венчание было запрещено. Венчать мог любой священнослужитель — не монах. Элементы традиционного ритуала закрепления семейных уз трансформировались за несколько столетий после принятия христианства в предсвадебные и свадебные обряды, типичные для венчального брака, освященного церковью. Узаконивая венчальный брак, церковь выступала в качестве регулятора в решении матримониальных дел: церковные законы устанавливали определенные наказания за насильственную или несвоевременную выдачу замуж, за моральное оскорбление, наносимое возможным отказом жениха от невесты, или за несоблюдение других условий, необходимых для заключения брака. Однако брак по способу заключения брачный сговор, ряд сразу стал неким особым видом гражданского договора, а живучесть свадебного пиршества как традиции, свидетельствовала о придании большого значения признанию брака не только церковью, но и общественностью. Брак оставался гражданским актом и лишь освящался благословением церкви. Равенство супругов в древнерусской семье подтверждается многими источниками. Особый интерес в этом отношении представляют сведения, которые содержатся в берестяных грамотах. Они отражают жизнь такой, какой она была на самом деле, без редакторских правок и поздних наслоений. Берестяные письма свидетельствуют: большинство повседневных забот русичей было связано с какими либо делами: торговлей, долгами, судебными тяжбами, общественными поручениями и т. ИХ занимали и другие не менее важные вопросы: они готовились к пирам, заботились о родителях и детях, любили друг друга и страдали, если не могли при этом видеться, обижались на кого нибудь и рассчитывали на чью либо помощь. Среди всего многообразия житейских событий практически нет таких, где бы участвовали только мужчины, везде или почти везде упоминаются и женщины. Иначе говоря, они владели собственностью, распоряжались имуществом по своему усмотрению, решали судьбу детей, участвовали в судах, сами принимали решение о браке. Языческий брак заключался просто и разрушался просто. Он не предполагал верность супругов друг другу, допускал присоединение к союзу новых лиц — любовь к одной женщине не исключала любовь к другой. Отношения между мужем и женой строились на основе взаимной симпатии и уважении друг друга. Хорошей материальной и нравственной основой для такого рода союза были раздельность имущества супругов, родовые и языческие традиции. Понимание славянами семьи и брака в Древнерусском государстве дает возможность называть семьей сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи были необходимы оба союза. Считалось, что один союз — союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Юридическим основанием союза супругов в русском государстве являлся договор. В основании союза родителей и детей лежало кровное начало, хотя и здесь договорная основа могла присутствовать: постороннее лицо в результате заключения договора об усыновлении имело возможность приобрести статус сына. Свидетельством того, что договорное начало в древнеславянском понимании семьи преобладало над кровным явилось появление в древнерусском языке термина «семья», означающего «товарищество, основанное на договоре, соглашении». Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Они свидетельствуют о наличии у различных племен в IX-X вв. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом. Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. Поэтому в отношении женщины у мужа возникали права скорее вещного, чем личного характера. При покупке невесты, особенно при заключении брака с приданым, по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали такие отношения, которые несколько ограничивали власть мужа и давали жене некоторые личные права. Власть мужа во всех случаях была велика. Но при этом на Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Хотя ее свободой распоряжаться мог. Развод в Древней Руси Возможность расторжения брака существовала на Руси с древнейших времен. В языческий период крепость семейных уз зависела от формы заключения брака. Семейный союз, созданный путем похищения невесты, разрывался легко по желанию мужа, который являлся практически собственником своей жены и мог поступать с нею по своему усмотрению Способ похищения невесты с ее согласия или без такового не влиял на ее права в сфере расторжения брака. Несомненно, девушки, дававшие свое согласие на похищение, надеялись выбором жениха обеспечить стабильность своей будущей семейной жизни, и наличие взаимной симпатии, вероятно, делало браки северян, радимичей и вятичей более крепкими, нежели семейные союзы древлян, силой захватывавших своих невест. Но это относится к сфере семейной психологии. Правовое же положение жены, похищенной по ее воле, не отличалось от положения жены, увезенной насильно. Поэтому вряд ли их права существенно отличались, то есть требовать развода они не могли. Появление новой формы брака — купли-продажи невесты — мало того изменило в вопросе развода. Муж по-прежнему сохранял исключительные права в отношении своей супруги, в том числе и возможность оставить ее по своему желанию. Но развод по инициативе мужчины уже имел для него некоторые материальные последствия в виде потери денег, уплаченных за невесту, что не могло не ограничивать его своеволие в вопросах расторжения брака. Следующей формой создания семейного союза у древних славян стал договорной брак с приданым. Процедура его заключения существенно изменилась — главную роль в ней стали играть уже не сами брачующиеся, а их родственники. Оснований утверждать, что женщина, получив некоторую защиту от произвола мужа в вопросах развода, получила и равные с ним права в этом вопросе. Ведь главой семьи, обладавшим исключительными властными полномочиями, по-прежнему оставался супруг. После принятия христианства брачно — семейные отношения были переданы под юрисдикцию церкви , представители которой исходили из принципа незыблемости евангельских истин, гласивших, что ева была создана из ребра Адамова, в силу чего составляла с ним единое целое, и их союз не был расторгнут даже после грехоподения. На вопрос фарисеев о возможных причинах развода Иисус отвечал : «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Так что они не двое, но одна плоть. Итак , что бог сочетал, того человек да не разлучает» От Матфея; V:4-6. Также бескомпромиссно по поводу разводов высказывался и апостол Павел: «А вступивший в брак не я повелеваю, а господь: жене не разводится с мужем… и мужу не оставлять жены своей» 1-е Коринфянам;XII: 10-11 Опираясь на эти высказывания, церковь провозглашала брак священным и не расторжимым. С точки зрения христианства , только смерть одного из супругов или прелюбодеяние жены освобождали другого супруга от уз брака: «Замужняя женщина привязана законом к мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» к римлянам;VII:2 ; «кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» от Матфея;V:32. Невзирая на провозглашение христианским учением равноправие мужчины и женщины, в случае супружеской измены на жену налагалось гораздо более суровое наказание, чем на мужа. Следуя путем светского римского законодательства, церковь закрепляла право требовать соблюдения супружеской верности только за мужем. Поэтому даже само прелюбодеяние рассматривалось только лишь как плотская связь замужней женщины с посторонним мужчиной. Но чтобы стать поводом к разводу, факт прелюбодеяния должен был быть тщательно расследован, «а судьи должны рассмотреть, что из себя представляют обвинители в этом процессе». Если сам супруг не был очевидцем этого преступления, то он обязан был предоставить показания трех достойных свидетелей. Если же муж, обвиняя свою жену в измене, не смог доказать этого факта, то он согласно Эклоге подлежал той же каре, что и прелюбодеи — отрезанию носа. Если же муж сам побуждал свою жену к прелюбодеянию, то она могла от него уйти, а виновником развода в этом случае считался муж. Насилие над замужней женщиной не считалось прелюбодеянием и не служило поводом для развода, о чем свидетельствуют канонические ответы митрополита Иоанна: «Нужею бывающая тли неповинни бывають». Цыпин указывает, что супружеская измена переставала быть поводом для развода также в тех случаях, когда истец простил виновной стороне прелюбодеяние путем категорического заявления об этом или просто продолжал сожительствовать не взирая на неверность, или когда обиженный супруг в течении пяти лет после измены жены не начал дело о разводе. Поводом для развода могли послужить действия жены, бросающие тень на ее репутацию и дающие возможность подозревать ее в супружеской измене. К подобным поступкам ст. Но если жена проводила ночь вне дома по вине своего мужа, то этот факт не мог служить основанием для расторжения брака. Посягательство мужа на жизнь своей супруги «Книги законные» также рассматривали в качестве повода для расторжения брака. Правда , по мнению А. Загоровского, эта норма на Руси не действовала, так как вступала в противоречие с неограниченной властью главы семейства. Открытым остается вопрос о возможности развода из-за покушения жены на имущество мужа. Пространная редакция Церковного Устава князя Ярослава содержит две противоречащие друг другу статьи. Целый ряд поводов для развода связан с проблемами со здоровьем супругов. Но расторгнуть брак по причине физической неспособности мужа к семейной жизни женщине можно было лишь через три года замужества. Муж так же мог требовать развода в случае бесплодия жены, так как основной целью брака в древнерусском обществе считалось рождение потомства. Обстоятельствами, приводящими к разводу, считались длительное безвестное отсутствие одного из супругов или пребывание его в плену. И хотя срок ожидания возвращения супруга или получения от него известий что в вопросе сохранения брака юридически было равноценно законодательно определялся пятью годами, А. Загоровский настаивает том, что и несоблюдение установленного законом срока ожидания не лишало развод законной силы. Если же долго отсутствовавший супруг все же возвращался, то он мог требовать от своей второй половины расторжения нового брака и возобновления старого. Поводом для развода являлся также отказ мужа от исполнения супружеских обязанностей. Так, новгородский митрополит Нифонт разрешается жене развод в случае, если муж отказывает ей в близости: «Ожели моужь не женоу свою не лазить безъ с[ъ]вета, то жена невиновата, идоучи от него». Такой повод для развода как пострижение одного из супругов в монашество в древнерусском законодательстве не нашел своего отражения. Тем не менее, он был достаточно распространен. Древнерусское летописание приводит ряд примеров подобных разводов на Руси. Например, в монастырь ушла супруга владимирского князя Всеволода Юрьевича: «… пострижеся века княгини Всевложаа въ черницы…, а проводи ю великыи князь самъ съ слезами многами до мона стыря». Встречалось и обоюдное желание супругов принять монашество. В 1197 г. Оставил мирскую суету смоленский князь Давид Ростиславич. Видя этот пример, «приимъши мнискыи чинъ и пострижеся и сама княгини его». Вариантом расторжения брака по причине принятия монашества одним из супругов являлось посвящение мужа в епископы. В этом случае жена новопоставленного епископа должна была уйти в монастырь. После принятия христианства на Руси по-прежнему сохранялась языческая практика самовольного расторжения брака. О популярности подобных разводов в христианский период свидетельствует целый ряд источников. Именно о самовольном расторжении брака, по мнению А. Арциховского, идет речь в датируемой XI в.

Быть тезкой своего отца для наследника власти было бы очень выгодно, это подчеркивает прямую и непосредственную преемственность между ними. Недаром во многих династиях, в том числе и славянских, возобладал принцип прямого повтора отцовского имени. На Руси же точное воспроизведение имени отца, как мы уже знаем, находилось под запретом. Зато его можно было варьировать, использовать частично, воспроизводить одну из основ. Так сын Всеволода становился Володимером, а сын Ярослава Святославом. Даже в имени дочерей, что менее тривиально, могла повторяться одна из основ имени отца и дочка Всеволода Большое Гнездо, к примеру, становилась Всеславой Всеволодовной. При укорененности на русской почве такого важного элемента как отчества усилия выбиравших имя для ребенка не проходили втуне и его связь с отцом иконически отражалась в созвучии типа Рогнеда Рогволодовна или Ярослав Ярополчич. Княжеские столы не должны были пустовать, не простаивали и родовые имена. Отходил «сего света» один носитель имени Всеволод и вскорости это имя получал его новорожденный родич. В этом смысле в княжеском роду как бы не существовало смерти — умершие предки воплощались в своих тезках-потомках и всем вместе, по праву крови, в совокупности владели землей. Христианские имена русских князей До сих пор мы говорили об именах старых, по происхождению языческих, которые в летописях назывались русскими, мирскими, княжьими. Однако христианская церковь, разумеется, принесла с собой целый корпус новых христианских имен, которые с родовой точки зрения поначалу не несли никакой родовой информации. Они не были именами предков, не имели истории на этой земле и, соответственно, еще не обросли той вторичной семантикой, которая была так важна для передачи власти. Династия сразу вместе с крещением приняла этот новый набор, отнюдь не отказавшись от имен прежних — традиция сделала выбор в пользу двуименности. Отныне у князя есть по крайней мере два имени, исконное и крестильное, взятое из святцев. Надо сказать, что так происходило далеко не везде. Как это ни странно для нашего уха, далеко не в каждой традиции крещение так жестко увязывалось с имянаречением. Во многих странах Северной Европы, принявших христианство почти одновременно с Русью, не только правители и простолюдины, но монахи, священники и епископы именовались исключительно языческими по происхождению именами — Торлак, Харальд, Рёгнвальд и других имен у них не было. Постепенно христианские имена прославленных предков у Рюриковичей начинают даваться в качестве единственных. Процесс этот происходил очень медленно и был завершен лишь к XV веку. Культ рода, культ предков в княжеской семье не только не противоречит почитанию христианских святых, две эти тенденции очевидно поддерживают, подпитывают друг друга. При этом правила выбора родового имени очень интересно преломились и видоизменились, но не утратились в выборе имен христианских. Когда исконные родовые имена более или менее сходят со сцены, оказывается, что теперь князь может носит такое же христианское имя, что и его живущий отец. Передача собственного имени превращается в один из из способов десигнации наследника, и всем нам нетрудно вспомнить среди поздних Рюриковичей Василиев Васильевичей, Иван Ивановичей и Семен Семеновичей. Однако совпадение в таких случаях было неполным — если сыну давали то же имя, что носил отец, то для него обязательно выбирали другого патронального святого. Если отец был наречен в честь Василия Кесарийского, то сын в честь Василия Анкирского, если имя Иван было дано отцу в честь Иоанна Лествичника, то для сына избирался в качестве покровителя Иоанна Предтеча. Не исчезла и двуименность, только теперь она стала христианской. Теперь одно из христианских имен князя воспроизводило христианское имя кого-либо из предков Юрий, Борис, Дмитрий , тогда как другое давалось точно по календарю и было связано с днем рождения или днем крещения. Все эти процессы выходили, как мы видим, за пределы домонгольского времени, но уже к концу XII века церковный календарь играл огромную роль в княжеский повседневности — каждое значимое событие соотносилось с днем памяти определенного святого, и это добавляло множество элементов в тот язык соответствий и совпадений, который был так важен для жизни династии. В определенном смысле в княжеском роду не могло быть ничего случайного, то есть неожиданности, конечно же, происходили сплошь и рядом — киевский княжеский стол, например, мог занять вовсе не тот, кому его прочили при выборе имени. Кроме того, существует целый ряд явлений, по природе своей не поддающихся человеческому моделированию и при этом весьма важных для жизни рода. Тем не менее, случившись однажды, любое событие осмыслялось родовым сознанием как «семейный прецедент», который является своеобразным руководством к действию. Такие образцы принимали иногда довольно неожиданные и в то же время понятные даже современному человеку формы. Так, киевский князь Святослав Всеволодич, лежа в смертельной болезни, размышляет о том, удастся ли ему дожить до праздника святых Маккавеев, то есть до 1 августа, потому что, как поясняет летописец, и его отец, и его дед умерли именно на святых Маккавеев. В действительности, это не совсем так — дед Святослава и вправду скончался 1 августа, а вот отец незадолго до этой даты. Однако такие мелкие шероховатости несовпадения сглаживаются и выравниваются родовой перспективой, а в памяти запечатлеваются лишь тождество и близость. Необходимо подчеркнуть, что многие принципы династического обихода — это правила неписаные. Ни в одном источнике, относящемуся к домонгольской Руси, не зафиксировано, что ребенка нельзя называть именем живого отца или деда, что детям надо давать имена умерших предков и что княжеские родовые имена не пристало носить их подданным. Тем не менее, эти правила неукоснительно соблюдаются из поколения в поколение, они понятны не только самим князьям, но и их окружению, и в этом смысле в пространстве родового мира существует своеобразный язык выбора имени или выбора семейных образцов.

Ее роль заключалась не только в обеспечении потомства в новой династии, но и в поддержке мужа в руководстве и управлении государством. Женщина в династическом браке могла стать не только женой, но и матерью будущего правителя. Она имела влияние на его воспитание и образование, на формирование его мировоззрения и политических убеждений. В свою очередь, будущий правитель, осознавая роль своей матери, часто обращался к ее мнению и советам при принятии важных решений. Одной из важных функций женщины в династическом браке было также обеспечение сохранности и передачи семейных ценностей и традиций. Она играла роль носителя культурного и исторического наследия своей родины, а также могла оказывать влияние на культурную и социальную сферы государства, в котором она оказалась после брака. Таким образом, роль женщины в династическом браке в Древней Руси была не только воспроизводство потомства и закрепление династических связей, но и влияние на политические, культурные и социальные процессы в государстве. Женщина на некоторых этапах истории Древней Руси могла стать ключевой фигурой в политической жизни, проявляя свою силу и умение управлять. Значение династического брака в укреплении власти Династический брак, как особый вид брака, играл важную роль в укреплении власти в Древней Руси. Этот тип брака заключался между представителями разных княжеских династий или между княжеской и княжатской властью, и имел целью укрепить союз между различными политическими силами. При этом взаимодействие через династический брак позволяло усилить влияние и расширить территорию семьи-правителя. Одной из основных задач династического брака было создание новых союзов, которые помогали укрепить политическую силу и стабильность в династии. Благодаря династическим бракам формировались семьи, в которых рождались будущие правители и наследники власти. Это способствовало обеспечению преемственности власти и стабильной линии правления. Династический брак также имел важное значение в контексте внешней политики. Через браки удавалось установить союзы с другими княжествами и построить отношения на основе родства и родовых связей.

Презентация, доклад на тему Династические браки в Древней Руси

Династический брак — Википедия Первый династический брак на Руси датируется IX веком. Князь Рюрик женился на королеве Урманской Енвиге, тем самым, дав начало традиции, закрепившейся на Руси до начала нашего столетия.
Династические и морганатические браки в России Насколько позволяют немногочисленные источники, постараемся все же выяснить, что представляли собой семья и брак во времена Киевской Руси. В русском средневековье известны два основных типа семьи с переходными стадиями между ними.
Брачно-семейные отношения в древней Руси Русские князья, стремясь укрепить авторитет Руси в Европе, активно заключали династические браки с европейскими королевскими домами. На шведской принцессе был женат Ярослав Мудрый. Норвежской, Французкой и Венгерской королевами стали дочери Ярослава Мудрого.
Династические браки древней руси. Династические браки, их влияние на международные отношения О форме брака достаточно определенно высказывается Повесть временных лет. Отношения к браку и семье летописца определялось нормами христианской этики. Это объясняется тем, что с момента принятия христианства философия истории на Руси задавалась библейской.

Родственные браки на Руси: как это было

Первые династические браки в истории России.(1). Династические браки в древней руси В конце 1040-х -начале 1050-х годов был заключен самый известный в Древней Руси династичекий брак. Дочь Ярослава, Анна, стала женой французского короля Генриха I.
Значение словосочетания ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК. Что такое ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК? Династический брак – это брачный союз между представителями королевских династий. Они должны были жениться или выходить замуж за равных себе, то есть таких же представителей королевских фамилий.
Династические браки, их влияние на международные отношения Династические браки киевских князей, безусловно, способствовали укреплению дружеских отношений с государствами западной Европы, и свидетельствовали о возросшем авторитете Руси на международной арене.
Брачно-семейные отношения в древней Руси Брачно-семейные отношения в древней Руси В период древней Руси выделялось два основных типа семьи: малая и большая. Первая представляла собой супружескую пару и их детей, проживающих в небольшом доме.

Династические браки Киевской Руси кратко и понятно – все самое важное

  • Брачная (династическая) дипломатия в Киевской Руси
  • В языческой Руси невест просто умыкали
  • Условия заключения христианского брака в Древней Руси - Center Bereg - юридический портал
  • Первые династические браки в истории России.(1). Династические браки в древней руси

Династические и морганатические браки в России

По мнению исследователей народного обычного брачного права, брак был союзом гражданским, светским, первостепенное значение придавалось его общественному признанию пока не отпразднована свадьба, пусть и отложенная, супружеских прав и обязанностей могло не возникнуть , а второстепенное значение — признанию религиозному, церковному венчанию. Максимальный брачный возраст, согласно Кормчей книге, устанавливался в 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Однако браки совершались и в гораздо более раннем возрасте — соответственно в 11 и 10 лет и даже ранее: Святослав Игоревич в 1181 г. Пушкарева Н. Частная жизнь русской женщины, невеста, жена, любовница X - начало XIX в.

М, 1997. В народной пословице говорилось: «Невеста родится - жених на коня садится». Правда, такие ранние браки, особенно со стороны девической, совершались в основном в княжеской среде. Подобные казусы не прекратились вовсе даже после запрета в XV в.

В крестьянской среде девушек старались выдавать замуж в несколько более старшем возрасте — часто к 16-18 годам, когда они становились способными самостоятельно выполнять нелегкие домашние обязанности по уходу за скотиной, готовке пиши и заготовке продуктов впрок. Верхний возрастной предел, а также разница в возрасте жениха и невесты формально не предусматривались. Священникам по этому вопросу давались лишь общие рекомендации. В инструкции поповским старостам 26 декабря 1697 г.

Указание, как видим, напрямую касалось только вдовиц и вдовцов. Обращалось также внимание на то, чтобы между вступающими в брак не было «великой разницы в летах». Между тем не только женихи бывали намного старше невест, но и нередки были случаи в том числе в крестьянской среде , когда невеста в летах выходила замуж за жениха-ребенка. К числу классических церковных условий заключения брака относилось отсутствие определенных степеней родства и свойства: первое — до седьмой степени включительно, второе — до шестой это, впрочем, не всегда можно было установить, так как многие свойственники не поддерживали контактов между собой и могли не знать о браках друг друга.

Имело значение и духовное родство. Крестный отец долженствовал крестника «к благочестию наставляти... Духовное родство ставилось выше, чем родство через брак: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу» Кормчая книга, гл. На практике в разные времена глубина запретов несколько менялась, однако, судя по всему, не принципиально.

По общему правилу обязательным условием объявлялось непременное наличие воли родителей кроме случаев их нахождения не в здравом уме или в плену или опекунов. В случае беспричинного сопротивления браку дети могли обратиться к гражданской власти, «вено» которой могло заменить согласие отца. В отдельные времена согласия не требовалось для эмансипированных детей эмансипация дочери наступала в 25 лет. Свобода воли самих детей была желательна.

Церковь боролась с родительским принуждением, однако на практике таких браков было немало. Сложившееся положение постоянно осуждалось высшим духовенством. Так, патриарх Адриан в 1693 г. С другой стороны, источники свидетельствуют и об обратной тенденции.

Так, договоры о помолвке XII в. С XVI в. Близкие родственники невесты, разумеется, старались не допустить таких инцидентов. Однако были и дошедшие до нас исключения: богатая бабушка Марфа начали 1560-х гг.

Больше возможности свободного волеизъявления имели дети, а также женщины, выходившие замуж не в первый раз. Новгородка Ульяница XIV в. Яз тебе хоцю, а ты мене. А на то послухо Игнато».

Поскольку на Руси, как мы уже отмечали, брак являлся с древних пор институтом не только личным и церковным, но и публичным, общественным, в той или иной форме и степени обязательности требовалось позволение начальства. Первоначально, отмечает М. Владимирский-Буданов, оно имело применение как для служилых, так и для неслужилых лиц: одобрение или прямое устройство брака князем; подарок, выкуп за девицу; получаемый местной властью «за потерю лица в обществе». Впоследствии это условие стало применяться к людям «служилым» военного и гражданского ведомств.

В христианскую же эпоху русского семейного права образовалось и правило о «единоженстве», или отсутствии другого нерасторгнутого брака. В языческую пору господствовало многоженство, впрочем, не безграничное. В летописях сказывалось о самых нецивилизованных из славянских племен радимичах, вятичах, северянах : «имяху же по две и по три жены». Князья эту норму могли превышать — у князя Владимира в язычестве было 6 жен и 800 наложниц 300 — в Вышгороде, 300 — в Белгороде, 200 — в сельце Берестовом 11 См.

О И Чистякова. Следы многоженства обнаруживались и в христианскую эпоху: Подтверждением тому, в частности, служат назидательные тексты из устава Ярослава: «Если две жены кто водит, то епископу 40 гривен, а которая подлегла, ту взять в церковный дом, а первою держать по закону... Регулировалась и повторность браков, а точнее — их последовательное количество. Лишь первый брак церковь признавала таинством, он получал венчание, а второй и третий - только благословение.

Церковь признавала только гражданские последствия следующих браков. В Правилах Василия Великого указываюсь: «На троебрачие нет закона, посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние». Четвертый брак признавался недействительным.

Вслед за Кормчей книгой в Стоглаве 1551 г.

В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций. В истории человечества заключение династических браков прослеживается с конца бронзового века , однако в Европе эта практика получила наибольшее распространение со Средних веков до середины XX века. За их счет монархи стремились достичь большего влияния как для себя лично, так и для своей династии, что в результате становилось как причиной новых войн, так и способом их избежать. Также брак становился способом получить право претендовать на чужой трон или часть территорий в случае, если предыдущий монарх не оставил после себя прямых наследников.

Mamasoni1 26 июн. Kamyshstas 26 июн. Что из перечисленного относится к последствиями отмены крепостного права в России? Гагра 26 июн. В краткой биографи.. При нем гос - во окончательно избавилось от зависимости от Золотой Орды и раздвигнуло свои границы. Еще отроком Иван участвовал в походах против татар 1448, 1454, 1459 гг. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна.

Наконец в 1046 г. По-видимому, тогда и был заключен брак Эндре с одной из дочерей Ярослава. Венгерские памятники не запомнили ее имени, но в хронике польского историка XV в. Яна Длугоша она названа Анастасией. После того, как в 1060 г. Эндре I был свергнут с венгерского трона своим братом Белой I, Анастасия нашла убежище у германского императора Генриха IV 1056-1106 гг. По преданию, последние годы жизни она провела в немецком монастыре Адмонт в Штирии. Составитель одной из поздних венгерских хроник Антонио Бонфини XV в. Это воистину самая необычная страница в истории матримониальных союзов как Франции, так и Руси. К поискам невесты на другом конце Европы Генриха I подвигла боязнь кровосмешения, так как Капетинги к тому времени успели породниться едва ли не со всеми правящими домами Западной Европы. Ему, конечно, была отлично знакома печальная история супружеств его отца Робера II 996-1031 гг. Будучи еще наследником престола, Робер некоторое время ходил в претендентах на руку византийской принцессы Анны, сестры императора Василия II, причем его родитель Гуго Капет в адресованном василевсу послании вполне откровенно признавался в своих матримониальных затруднениях: «Мы не можем найти для его брака ровни из-за родства с соседними королями». Когда эти планы расстроились, молодому французскому принцу пришлось жениться на Сусанне Фландрской, которая была вдвое старше мужа. Но вскоре этот брак был расторгнут, и Робер взял в жены более подходящую ему по возрасту Берту Бургундскую. Счастье молодых, впрочем, было недолгим, поскольку оказалось, что Робер и Берта были троюродными братом и сестрой. Два папы — Григорий V 996-999 и Сильвестр II 999-1003 — один за другим осудили кровосмесительный брак, и в конце концов Роберу и Берте пришлось развестись. Генрих I в полной мере учитывал супружеский опыт своего отца. Однако ему фатально не везло в семейных делах. В 1033 г. Его второй брак с брауншвейгской принцессой был более продолжительным, но и она скончалась в 1044 г. На этом западноевропейские дворы полностью истощили запас невест, удовлетворявших всем притязательным запросам Капетингов. Ответ на вопрос, почему Генрих I не обратился со свадебным предложением к государям Скандинавии, Польши или Венгрии, следует искать в помянутом послании Гуго Капета: супруга французского короля должна была быть, помимо прочего, еще и «ровней» своему мужу; очевидно, сравнение с дочерью русского князя было не в пользу невест из этих стран. Между тем правитель могучей державы, «яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли», наследник славных предков, которые «мужьством же и храборством прослуша в странах многах», набожный христианин, победитель язычников и хранитель мощей папы Климента как нельзя лучше подходил на роль тестя короля Франции. Итак, предложение заключить династический союз исходило от французской стороны. В 1048 или 1049 г. Их выбор остановился на дочери Ярослава по имени Анна. Ярослав дал свое согласие на брак и отпустил послов назад во Францию вместе с дочерью и богатыми дарами. При жизни Генриха I Анна, как и подобало королеве, занималась преимущественно делами благочестия. Она основала под Парижем в местечке Санлис аббатство св. Винсента, на портале которого и сегодня можно видеть ее барельефное изображение. Кроме того, известно, что она привезла с собой во Францию рукописное славянское Евангелие с великолепными миниатюрами и богато украшенное. Книга эта произвела настолько сильное впечатление на французский двор, что французские короли в течение нескольких столетий использовали ее при церемонии коронации. Папа Николай II 1058-1061 гг. Но вскоре французы с прискорбием убедились, что святой отец, пожалуй, переборщил с похвалами. В 1060 г. Генрих I умер. Регентство над малолетним Филиппом перешло к фландрскому графу Бодуэну, женатому на сестре покойного короля. Анна тоже вошла в состав опекунского совета, ибо ее подпись, вместе с именем Филиппа, значится на многих королевских грамотах 60-х гг. Интересно, что однажды она расписалась кириллическими буквами: «Ана реина» от лат. Однако, по всей видимости, она желала большей власти, и потому спустя всего год после смерти Генриха I вышла замуж вторично. Ее новым избранником был могущественный сеньор Рауль де Крепи, граф Валуа, глава оппозиционного дворянства. Для того, чтобы жениться на Анне, он развелся со своей супругой второй по счету , предъявив ей ложное обвинение в неверности. Партия графа Бодуэна всполошилась. Реймсский архиепископ Жервэ сообщал папе Александру II 1061-1073 гг. Разведенную жену графа Рауля заставили пожаловаться в Рим на действия ее мужа. Папа объявил брак Рауля и Анны незаконным, но так как новоиспеченные супруги не прислушались к голосу римского понтифика, то ему пришлось прибегнуть к последнему средству: решением святейшего престола Рауль был отлучен от Церкви. Не помогло и это; Анну и ее возлюбленного разлучила только смерть графа Рауля, случившаяся в 1074 г. Кажется, вслед за тем Анна была отстранена от управления королевством. Во всяком случае после 1075 г. Впрочем, согласно другому французскому преданию, она упокоилась в основанном ею монастыре св. Винсента в Санлисе. Юрий Дмитриевич, второй сын Дмитрия Донского. Василий III Иванович. Иван IV Васильевич Грозный, первый русский царь. Даниил Романович Галицкий. Владимир II Всеволодович Мономах. Рюрик -основатель Руси. Всеволод I Ярославич. Византия ежегодно выплачивала дань Руси. Установление порядка внутри государства. Основание русских поселений рядом с византийскими колониями в Крыму и Северном Причерноморье. Язычество остается официальной религией. Стремление укрепить внешнеполитические позиции государства. Сопротивление правящих кругов и сына Ольги Святослава. Дочери Ярослава Мудрого. Установил династические связи с многими странами Европы.

Династический брак это что такое?

С 988 г., с крещения Руси и присвоения церковью монопольного нрава утверждения брака6, начали складываться нормы брачного права или будущему, В «Уставе о брацех» говорится о запретах близкородственных брачных отношений до шестого «коленам (степени родства). С принятием христианства такого рода неписаные правила очень любопытным образом начинают взаимодействовать с письменными, нормативными запретами и ограничениями, которые церковь налагает на такое явление, как княжеский брак. Посредством брачного союза, страны, прежде всего, заручались поддержкой друг друга. Первый династический брак на Руси датируется IX веком. Князь Рюрик женился на королеве Урманской Енвиге, тем самым, дав начало традиции, закрепившейся на Руси до начала нашего столетия. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций.

Брак и семья в Древней Руси

По устоявшейся традиции, изложенной в русских летописях, его жена Ольга была простолюдинкой со псковщины. По этой версии Игорь познакомился с шестнадцатилетней девушкой на одной из речных переправ недалеко от Пскова, где она работала перевозчицей. Если следовать этой версии, то брак Игоря с Ольгой является первым морганатическим браком в России. Но эта версия вызывает большие сомнения. Анализ биографии сына Ольги Святослава позволяет сделать вывод, что Ольга, скорее всего, была болгарской княжной. Во-первых, это имена русских князей, начиная с её сына, в южнославянской традиции, а не в норманнской как это должно было быть, так как Рюрик был норманном. Во-вторых, Ольга прилагает усилия к организации династического брака сына. В 955 г.

В исландских анналах читаем: «1044. Харальд прибыл в Швецию».

А до этого династические браки заключались направо и налево вне зависимости от того, что принято понимать под браками теперь. Когда взрослых детей не хватало, союзы скреплялись заключением браков с малолетками. Уже позднее московские мастера переделали его в одну из важнейших царских регалий. Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык — старославянский. Он стал языком культа и религиозной литературы. Этот брак должен был увековечить мир между Египтом и Хеттским царством, которому предшествовал долгий период борьбы между ними за господство в Восточном Средиземноморье. Этот брак поднял авторитет московской династии, что впоследствии способствовало централизации власти вокруг Москвы. Не все учебные предметы даются одинаково легко.

История крайне интересная, но недооцененная многими дисциплина. Чаще всего скептическое отношение к ней вызывает личность преподавателя, немного реже — сложность: все-таки это большой объем информации, имена, понятия, даты, события. Тут найдут в чем запутаться, и гуманитарии, и технари. Во второй половине XIX столетия в русских университетах ввели курс византологии, в рамках которого изучали византийскую историю и литературу. В то же время династические союзы этого времени привели к созданию крупных и устойчивых в долгосрочной перспективе государственных образований с владениями не только в Европе, но и за ее пределами. Глава 2. Дипломатический курс Киевской Руси в XI — начале XII веков Дети княжеского рода носили второе имя по имени города, который им принадлежал или в котором они родились. Но если человек становился князем земли то есть федерального государства , то он перенимал в качестве второго имени название этой земли. Огромное значение для Руси имели взаимоотношения с кочевыми народами, проживавшими к югу и востоку от границ.

Культура Развивался и «культурный обмен». Не менее известен писатель и переводчик Максим Грек, скончавшийся в 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре. Византийское влияние просматривается и в русской архитектуре того времени.

Многие правители заключали союзы с представителями династии другого государства для укрепления международного положения и усиления своего авторитета в собственном владении. Целью бракосочетания монарха является законное рождение наследников престола. Из-за династических союзов многие правители имели отношение к другому государству. Например, некоторые члены династий были родственниками монархов других стран или претендовали на престол. Брачные союзы делились на династическую унию союз между правителями двух стран, который приводил к объединению территорий и союз между правителем и представителем королевской династии другого государства. Основные характеристики К основным характеристикам относятся знатное происхождение обоих супругов, стремление родить прямых наследников престола и дополнительные цели для заключения брака. На Руси часто династический союз являлся средством управления внешней политикой.

Они могли как развязать войну, так и стать способом ее предотвращения. Были случаи, когда заключение брака между двумя членами влиятельных династий приводило к возникновению нового государства. Например, бракосочетание между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским способствовал возникновению Испанского Королевства путем объединения двух государств.

Монарх устраивал пышные пиры, а вскоре происходила коронация жены правителя.

Особенно любили династические союзы деятели культуры, так как у них появлялся большой повод для появления новых знаменитых произведений. Многих художников приглашали ко двору для написания портретов новых членов династии. Дорогие читатели! Яркие примеры из истории Ярким примером послужило бракосочетание сына Ярослава Мудрого и дочери Императора Византии.

У этой пары вскоре родился сын Владимир, которого мы все знаем как киевского князя Владимира Мономаха. Его могли считать претендентом на престол Византии по женской линии. Такой брак только укрепил отношения между Русью и Византией. Другим примером может послужить бракосочетание между дочерью Ярослава Анной и королем Франции Генрихом 1.

Этот династический брак стал самым знаменитым.

Что такое династический брак?

брак, заключавшийся между членами монархич. династий, главным образом в полит, целях. Напр., брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского привел к возникновению единого исп. королевства. В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь. Мужья имели право наказывать своих жен. В этом браке родился один из самых выдающихся русских князей, Владимир Всеволодович, получивший по матери прозвище Мономах. В истории Руси он остался как талантливый государственный деятель и полководец, «которым то половцы дети своя страшаху в колыбели». В Древней Руси существовало несколько способов заключения «брака». В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь. Мужья имели право наказывать своих жен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий