Выступления старообрядцев

17 век вошёл в историю России как «бунташный». Это не случайно. В течение всего столетия произошло несколько серьёзных выступлений народа. В данной статье мы рассмотрим выступления старообрядцев при Петре 1 и их влияние на развитие России. Старообрядцы РПсЦ и поморцы на Веселых горах в Свердловской области. Есть мероприятия и места, которые сводят к нолю все исторические разногласия и недомолвки. Главное отличие состоит в том, что в основе выступлений старообрядцев лежали религиозные разногласия, вызванные отрицанием нововведений и попыткой унифицировать привычные.

Причины восстания

  • Презентация на тему "урок "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"" 8 класс
  • выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог
  • Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
  • Выступление старообрядцев. 1)Причины,2)Участники,3)Требования,4)Методы борьбы,5)Итоги.
  • Наша Антарктида. Антарктида - наша
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РАСКОЛА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Соловецкое восстание

Выступление старообрядцев. К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. это наименование. Выступление старообрядцев. В отношении старообрядчества и иных конфессий Петр I проявлял терпимость. Старообрядцы не преследовались, однако обязаны были платить двойной налог и носить особую одеж-ду. 90 лет назад, в мае 1932 года, на Дальнем Востоке вспыхнуло крупное вооруженное восстание местных старообрядцев, которое карательные органы сталинского режима не могли усмирить.

Итоги выступления старообрядцев, без ссылок пожалуйста

Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и » по предмету История, используя встроенную систему поиска. Ответ учителя по предмету История восстание было подавлено. все самообрядцы стали преследоваться. прототоп аввакум был сослан в сибирь а позже был сожжен.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс презентация, доклад

События выступления старообрядцев при петре 1 Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира.
11 вопросов о старообрядцах Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира.
выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог - Выступление старообрядцев.
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.

26. Народные выступления 17 века

1676 годов, а также захват. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Старообрядцы еще в царское время старались селиться как можно дальше от властей. На Дальнем Востоке возникли большие общины старообрядцев, которые жили обосо. Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления. Выступление старообрядцев. Но затем были вызваны верные царю стрелецкие полки, подавившие выступление жителей Московского посада. Церковный собор 1666–1667 гг. поддержал реформу Никона, предав проклятию всех, кто выступил против неё. Противников церковной реформы стали называть старообрядцами.

Итоги выступления старообрядцев, без ссылок пожалуйста

Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. В несколько наивной, но в красноречивой форме те же представления отразились и в 1682 г. в ходе совместного выступления в Москве стрельцов и старообрядцев. Выступления старообрядцев при пет. Протесьы старобредцев кратоко.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

При его участии основан крупнейший в восточной Европе центр просвещения — Киево-Могилянская академия. Для исправления богослужебных книг при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева в Москву были приглашены монахи, во главе с Епифанием Славинецким — знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне. В основе лингвистических воззрений круга книжников, осуществлявших редактирование, лежала ориентация на грекоязычный оригинал: убеждение в том, что церковнославянский перевод греческих текстов должен выражать те же значения и по возможности тем же образом, что и оригинал [2]. В результате книжной справы поменялись названия богослужебных книг: Часовник стал Часословом , Октай стал Октоихом , Устав стал Типиконом , Потребник стал Требником. Книги унифицировали по греческим образцам, поэтому претерпел изменение и Богослужебный Устав : часть молитв была исключена, а часть молитв, которых не было в прежних чинопоследованиях, была добавлена. Например, во вседневную Полуношницу были добавлены две молитвы; был добавлен канон в Панихиду. После реформы исчезла такая служба как Средняя Павечерница. Суриков « Боярыня Морозова » 1884—1887 Сугубая двойная аллилуйя была заменена на трегубую тройную.

Реформы патриарха Никона , начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны значительной части русского общества. Первое изменение противоречило богослужебному Уставу , господствующему в Русской церкви. Второе изменение было самым существенным нововведением всей реформы и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между новообрядцами и старообрядцами; данное изменение противоречило, актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Издание «Памяти» вызвало сопротивление со стороны духовенства и монашества. Несогласные, например Неронов и Аввакум , тотчас были репрессированы, отправлены в ссылки. Кившенко А. Собор 1654 года положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. На этом соборе жертвой репрессий со стороны Никона стал епископ Павел Коломенский , последний не подписал решения собора.

Никон попробовал безуспешно уговорить епископа; затем без соборного уже решения самовластно лишил архиерейства Павла; Никон не только сорвал с Павла мантию, но и собственноручно избил его без милости, после чего Павел был сослан в заключение. По сообщению старообрядческих источников Павел был сожжён в срубе в 1656 году. Считая сами обряды еретическими, для согласования реформ Никон послал вопросы о реформе в Константинополь. На Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, были составлены ответы, в которых объяснятся, что разница обрядов ересью не является. Не дождавшись ответов, Никон собирает новый Собор. Согласно решению поместного Московского собора 1656 года всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме , это решение противоречило постановлениям Константинопольском Соборе [3]. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, отменённая только Поместным собором РПЦ 1971 года , и стала главнейшей причиною Раскола. Основная статья: Московский собор 1656 В 1654 году был собран собор, но на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла , которого Никон самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку.

Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов: Патpиаpха Антиохийского Макаpия , Патpиаpха Сеpбского Гавpиила , митрополита Hикейского Гpигоpия и митрополита всей Молдавии Гедеона. Для этой цели собран Московский собор 1656 года. На нём все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины скиты , изолированные от мира. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, а позже вместе со своими сторонниками был сожжён на костре.

Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства» , вмешивался в решение политических вопросов, требовал, чтобы его именовали «великим государем». В результате между царём и патриархом возник конфликт.

Основная статья: Московский собор 1681—1682 В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви, собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начнется активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Основная статья: Восстание старообрядцев 1681 года Согласно описанию профессора А.

Панченко , 6 января 1681 года царь Фёдор III отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи , считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа» [7]. Никита Пустосвят.

Спор о вере «прения о вере». Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским , который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья , при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь.

Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом , обезглавив его.

Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников. Основная статья: «Двенадцать статей» царевны Софьи Царевна Софья Алексеевна Софья Алексеевна , по просьбе духовенства издала в 1685 году «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Ветка[ править править код ] Ещё начиная с 1660-х годов на землях Стародубского полка старообрядцами были основаны многочисленные слободы.

Однако Хованский, опасавшийся взрыва народного возмущения в случае победы народного восстания, вскоре предал старообрядцев. В события 1682 г. Однако различие их интересов было так велико, что, как оказалось, и общая религиозная платформа — «старая вера» — не смогла послужить объединяющим фактором. Роль духовенства — и «черного», и «белого» — в старообрядчестве постепенно также сошла на нет.

Для посадского населения и для крестьянства старообрядчество являлось религиозной формой социального протеста против самодержавно-крепостнического строя, однако социальная неоднородность и в данном случае обусловила различие в характере этого протеста. Путь активной социальной борьбы не был чужд старообрядческому движению того времени, однако в вооруженных выступлениях участвовала лишь сравнительно небольшая часть старообрядчества. Кроме того, следует учесть, что, примыкая к тому или иному народному восстанию, старообрядцы руководствовались не своей религиозной доктриной, для которой был характерен отказ от активной классовой борьбы, а классовыми или сословными интересами. Вооруженные народные выступления и старообрядческое движение были параллельными течениями, которые частично сливались между собой и протекали порой, в определенный отрезок времени, в общем русле.

Реакционные и консервативные лозунги возврата к «старине», характерные для идеологов раскола, сохранялись и в дальнейшем, придавая старообрядчеству специфическую окраску. Однако буквально эти лозунги воспринимались лишь представителями патриархального крестьянства и частью купечества. Зарождающаяся буржуазия, примыкая к старообрядчеству, усматривала в них иное, буржуазное содержание. В свою очередь те слои крестьянства и городских низов, которые постепенно втягивались в процесс развития капиталистических отношений, вносили в идеологию старообрядческого движения демократические тенденции, отражавшие их требования и интересы.

Для характеристики старообрядчества как формы социального протеста чрезвычайно показательны мелкие радикальные течения, возникшие на Урале главным образом в Пермской губернии в связи с реакцией некоторых слоев рабочих и крестьян на буржуазную реформу 1861 г. Для этих течений — немоляков, неплательщиков, лучинковцев — была характерна пассивная форма политического протеста, форма непротивления злу насилием. Они отвергали царскую администрацию, отказывались платить налоги и подати, отбывать воинскую повинность, но не оказывали никакого сопротивления, когда у них отбирали имущество, подвергали их телесным наказаниям и т. Их протест был политическим протестом гораздо более высокого порядка, чем протест староверов-бегунов, но он не выходил за рамки пассивного религиозно-политического протеста.

Как известно, А. Герцен и Н. Огарев пытались использовать оппозиционность старообрядчества в интересах революционного движения. Однако их попытки не увенчались успехом.

Оказались безуспешными и усилия народников, которые рассчитывали на сектантов и старообрядцев как на союзников в своей революционной борьбе. В массе своей старообрядцы были противниками открытой вооруженной борьбы с царизмом. Была выработана религиозная доктрина, в основе которой лежали эсхатологические в частности, антихристологические идеи. В соответствии с различной трактовкой эсхатологических идей происходило разделение самого старообрядчества на два основных течения: поповщину и беспоповщину.

В дальнейшем выделились и другие направления в старообрядчестве — толки и согласия. Эсхатологические идеи в старообрядчестве были выражением бессилия участников этого религиозно-общественного движения в борьбе за осуществление своих политических и социальных требований собственными силами, путем открытой политической борьбы. Старообрядчество было порождением бессилия широких слоев русского общества в их борьбе с самодержавием и крепостничеством. Вместе с тем оно закрепляло это бессилие, уводило социальный протест в религиозное русло, делало его пассивным, облеченным в иллюзорную форму.

Остается в силе меткое замечание Г. Плеханова о том, что «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность собственными силами победить царящее зло и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпадавших на долю народа крупных поражений» Плеханов Г. Начиная с конца XVII в. Характерной чертой старообрядчества того перио да стало резкое противопоставление «истинно ве рующих христиан» то есть старообрядцев «миру», в котором якобы воцарился антихрист.

Для того чтобы не быть причастным к «миру» антихриста и тем избежать «вечной погибели», наиболее фанатичные и последовательные сторонники староверия избрали такую крайнюю форму религиозного протеста, как массовые самосожжения. Семьями и целыми деревнями запирались они в срубы, скиты, церкви и сжигали себя заживо, полагая, что «огнепальное крещение» очистит их от «антихристовой скверны» и откроет им самый верный путь в царство небесное. По подсчетам ряда исследователей, всего сгорели около 20 тыс. Самосожжение в русском расколе со второй половины XVII в.

Избранные атеистические произведения. XVIII в. В этот период сформировались все основные толки беспоповщины, наметились основные течения в поповщине. За чисто религиозными разногласиями и спорами, за выделением различных старообрядческих толков и согласий стояли разногласия социального ха рактера.

Важным итогом эволюции старообрядчества явилась трансформация основного его потока в буржуазное религиозное направление. Начиная с этого периода старообрядчество можно охарактеризовать как буржуазную разновидность православия. Ни одно религиозное направление в России не оказало такого влияния на развитие капиталистических отношений, как старообрядчество. Старообрядческие капиталы сыграли видную роль в развитии русской промышленности и торговли.

Достаточно вспомнить, например, историю развития текстильной промышленности Москвы и Московского промышленного района. Крупнейшие капиталистические династии дореволюционной России — Морозовы, Рябушинские, Гучковы — принадлежали к старообрядческим фамилиям. Капиталисты-старообрядцы при найме рабочей силы обычно отдавали предпочтение рабочим-старообрядцам и нередко сооружали молельни при своих предприятиях. В этом случае к экономической зависимости от хозяина присоединялась религиозная, создававшая помимо всего прочего иллюзию межклассового сотрудничества.

В известной мере старообрядчество выполняло в России ту же историческую миссию, что и протестантизм на Западе. Представляет значительный интерес оценка старообрядчества А. Клибановым, который полагал, что это движение во многом носило характер патриархальных ересей. Анализируя социальную сущность старообрядчества, А.

Клибанов пришел к следующему выводу: «…Каковы бы ни были лозунги старообрядцев и каких бы ни достигала степеней их идеализация прошлого, реальная действительность обращала их и к торговой и к промышленной деятельности и вырабатывала причудливые сочетания торгово-промышленной практики с патриархальными теориями и ригористическим следованием об рядам и обычаям старины» Клибанов А. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. Кстати, апелляция к ветхозаветной старине, к христианству «времен апостольских» была характерна и для протестантизма, в том числе и для такой его разновидности, как сектантство. Для исследователя важны не сами по себе религиозные лозунги, а то, каким конкретным социальным содержанием они наполняются.

Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества окончательно не решен. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует отличать от сектантства и что с чисто религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на «Священное Предание» и «Священное Писание», расходясь с ними только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях Бонч-Бруевич В. В то же время Н. Никольский считал возможным относить старообрядческие течения филипповцев и странников к сектантству Никольский Н.

История русской Церкви. Некоторые специалисты были склонны включать все старообрядчество в сектантство. Наиболее характерной в этом отношении являлась точка зрения Ф. Федоренко Федоренко Ф.

История. 8 класс

Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт, Май 1668 года — царь направляет на Соловки стрельцов. Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению.

Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло.

Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего К.

Иевлева и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата, В сентябре 1673 года опять сменился командующий.

В 1658 г.

Никон самовольно покинул патриарший престол. В 1666 году Никон был лишён патриаршего сана на соборе и сослан в монастырь. Однако гонения на старообрядцев продолжались.

Их не устраивали реформы, поэтому они выражали открытый протест. После того как начались преследования старообрядцы стали уходить в лес и сжигать себя.

Призывы Пугачева, в которых он наделял простой народ землей, водой, денежным жалованьем, оружием и провиантом, способствовали распространению восстания. Восставшие башкиры взяли Сарапул, и подошли к Уфе. Вскоре Уфа была осаждена отрядом Чики-Зарубина, пришедшим на помощь башкирам. Под Челябинском стоял со своим отрядом атаман Иван Грязнов. Отряд Ильи Арапова взял Самару. В январе 1774 г. Салават Юлаев овладел Красноуфимском. К февралю 1774 г. Однако затянувшаяся осада Оренбурга дала правительству время для того, чтобы стянуть войска и организовать наступление на восставших. В марте Пугачев был разбит и ушел на Урал. Собрав новые силы, он устремился на запад. На выручку городу дошли регулярные полки. В кровопролитных боях под Казанью восставшие были разбиты. Пугачев с отрядом в 500 человек перешел Волгу, что явилось сигналом к грандиозному крестьянскому восстанию. Тысячи крестьян громили помещичьи усадьбы и истребляли их обитателей. В конце августа 1774 г. С небольшим отрядом вождь повстанцев ушел за Волгу. Казаки, видя, что восстание подавлено, схватили Пугачева и выдали его властям. Причинами поражения восстания стали его стихийность, неорганизованность восставших, слабая связь отрядов восставших друг с другом и со штабом.

События выступления старообрядцев при петре 1

Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны. При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности. Заключенные браки по старому обряду считали недействительными.

Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным. Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Соловейкое восстание сидение 1668-1676 Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания.

Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию.

Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И.

Итоги: проведение в 1650 г. Земского собора, обещаны уступки восставшим, однако ничего не было выполнено, восстание подавлено. Восстановление власти воевод. Медный бунт 1662. Повод: выпуск медных денег одинаковой величины и стоимости с серебряными. Это вызвано резкой нехваткой средств, так как шла война с Польшей 1654-1667. Медных денег было выпущено слишком много, они обесценились. Движущие силы: городские низы, крестьяне. Итоги: обесценивание денег, голод, резкое ухудшение положения народа, недовольство народа боярами.

В 1664 г. Восстание под руководством Василия Уса 1666. Повод: голод в результате неурожая 1665-166 г. Движущие силы: донские казаки, беглые холопы, крепостные крестьяне. Итоги: восстание стало предвестником движения Степана Разина; отряд казаков Уса не был принят на службу к царю; часть восставших примкнуло к движению Степана Разина. Народное движение под предводительством Степана Разина 1670-1671. Повод: ухудшение положения народа, повышение налогов, стремление ограничить казачью вольницу, рост на Дону голутвенного казачества, не получавшего, в отличие от «домовитых» богатых казаков , жалованья от государства, распространение крепостного права. Движущие силы: казаки, крестьяне, часть посадских людей городские низы , мелкие служилые и работные люди, бурлаки. I этап: 1667—1669 гг.

Разиным с Дона на Волгу и Каспийское море, захват торговых караванов русских и персидских купцов, поход на восточное побережье Каспийского моря, победа над флотом персидского хана, возврат на Дон с богатой добычей.

Противники считали целесообразным следовать традициям неспешной, сбалансированной политики царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Они полагали, что России надо использовать опыт некоторых европейских стран, где монарх поставлен под контроль аристократии и выборных органов. Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники.

Во время расправы со стрельцами в 1698 г. Патриарх просил царя прекратить казни. Царь прогнал его со словами: Я не меньше тебя чту Бога и Его Пречистую Матерь, но мой долг — казнить злодеев, умышлявших против общего дела. Выступления против реформ В оппозиции находились также наследник престола царевич Алексей Петрович.

Недовольные реформами нуждались в лидере. Если раньше таковым была сестра царя Софья, то после её заточения в монастырь все недовольные стали группироваться вокруг сына царя Алексея. В1717 г. Алексей появился инкогнито в Вене при императорском дворе, потом переправился во владения Габсбургов, в Неаполь.

Из Неаполя Алексей обратился с письмом к Сенату и церковным иерархам, объясняя свой поступок и обличая политику Петра. На Алексея сделали ставку и европейские противники России — Австрия и Англия. От Австрии он потребовал выдачи царевича, но получил отказ. Однако венский двор разрешил представителям Петра вступить с ним в переговоры.

В Неаполь выехал многоопытный дипломат П.

выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог

Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Выступления старообрядцев при пет. Протесьы старобредцев кратоко. Эти старообрядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников.

Народные восстания 17 века в России (Таблица)

Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам. Требований восставшие не выдвигали, занимались вандализмом в соборах Кремля, занимались распространением подметных писем.

Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона. Трагедия раскола состояла в том, что с самого начала в их рядах не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского , умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. Но по каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Священники дониконовского поставления очень скоро умерли. Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский признающий необходимость священников при богослужении и обрядах и беспоповский отрицающий возможность существования "истинного" духовенства.

Наиболее крайняя часть старообрядцев решила, что после реформ Никона благодать полностью исчезла из Церкви и следует смиренно ожидать гибели мира и Страшного Суда.

Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец , их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Слайд 12 Сравнительная характеристика Линии сравнения Общие черты Отличие Причины восстания выступления 1. Непослушание и борьба с официальной церковью.

Самосожжение 2. Просьба башкир подданства Крымского ханства 4.

Заняв несколько небольших городков и станиц, тысячный отряд астраханцев отправился к Царицыну. Одновременно астраханцы послали своих представителей на Северный Кавказ к терским казакам. Изображение слайда Слайд 10 Узнав о восстании, Пётр I направил послов к калмыцкому хану Аюке с просьбой о помощи в усмирении мятежа. Угроза захвата Астрахани ханом вынудила повстанцев отступить от Царицына. Тем временем к Астрахани подошла регулярная армия во главе с фельдмаршалом Б. В середине марта 1706 г.

Под следствием оказалось более пятисот человек. Триста пятьдесят из них были казнены или умерли во время пыток. Изображение слайда Слайд 11: 3. Восстание под руководством К. Булавина Причины : попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян Кондратий Афанасьевич Булавин. Изображение слайда Слайд 12 Восстание началось в октябре 1707 г. Но войсковой атаман Лукьян Максимов сумел разбить восставших и вынудить их к бегству в Запорожскую Сечь. Оттуда Булавин стал рассылать «прелестные грамоты», призывая крестьян и казаков к восстанию против царских властей.

Собрав значительные силы до 7 тыс. Изображение слайда Слайд 14 После этого силы восставших разделились. Один отряд направился к Изюму, другой — на Саратов, а третий во главе с самим Булавиным — на Азов. Неудача Булавина под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был организован заговор знатных казаков, которые и убили его 7 июля 1708 г. Изображение слайда Слайд 15: 4. Башкирское восстание Мощное народное выступление охватило Башкирию в 1705—1711 гг. Повод: прибытие в Уфу в 1704 г.

Изображение слайда Слайд 16 Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий