Новости федорчукова рать

Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен. Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению. Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя.

Татаро-монгольское иго и возвышение Москвы – основные даты к ЕГЭ

Восстание в Твери 1327 года Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя.
Антиордынское Тверское восстание В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина.

«Федорчукова рать»

Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих). Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению.

Тверское восстание против Золотой Орды

«Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову.

Последствия Федорчуковой рати

Как Кострома укрепила могущество Московского государства Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве.
Иван Калита и Федорчукова рать (Томилин Михаил Леонидович) / Проза.ру Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя.
Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать».

Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите

В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. Рыбакова и И. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ». Спицина «Узнав о восстании в Твери, разъяренный хан Узбек послал на Русь карательную рать темника Федорчука. Расправившись с рязанским князем Иваном Ярославичем, заподозренным в связях с тверским князем, ордынцы двинулись к Коломне, где их ряды пополнили полки московского и суздальских князей. Затем объединенная русско-ордынская рать двинулась к Твери, где учинила страшный погром и «бысть велиа тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле» …. По мнению одних историков А. Горский , Узбек пошел на столь неординарный шаг, поскольку на примере Юрия Московского и Александра Тверского зримо убедился в том, что безраздельное обладание великокняжеским ярлыком неизбежно ведет к резкому усилению позиций его обладателя и естественным актам неповиновения ханской власти. Их оппоненты А. Насонов, А.

Кузьмин полагали, что в этом новшестве Узбека четко просматривалась традиционная политика всех ордынских ханов, нацеленная на сознательное стравливание русских князей» Труд «Древняя и средневековая Русь, IX — XVII веков» по истории Руси создавался историком Е. Спициным более 15 лет и предназначен для учителей истории и преподавателям исторических факультетов. Приведём другую точку зрения: «Заметим при этом, что нет никаких оснований для часто звучащих заявлений о том, что московское войско участвовало в разгроме Тверской земли. Тверская и новгородская летописи вообще не упоминают о московском князе или его воинах: «Безаконный царь на зиму посла рать на землю Рускую, а воевода Федорчюкь, 5 темниковъ; и людей множество погубиша, а иныа въ пленъ поведоша, а Тверь и вся гради огнемъ пожгоша» Тверская летопись. Московская же летопись говорит лишь о том, что Калита сопровождал татар по приказу хана: «Тое же осени князь Иванъ Даниловичь Московскии въ орду пошелъ. Тое же зимы и на Русь пришелъ изъ орды; и бысть тогда великая рать Татарская, Федорчюкъ, Туралыкъ, Сюга, 5 темниковъ воеводъ, а съ ними князь Иванъ Даниловичь Московскии, по повелению цареву…» Симеоновская летопись. По всей видимости, во время похода на Тверь Калита вынужден был находиться при татарском войске на положении полузаложника. Подтверждение этого предположения можно найти в описании татарского карательного похода против Твери, содержащемся в московской летописи: «[Татары] шедъ ратью, плениша Тферь и Кашинъ и прочия городы и волости, и села, и все княжение Тферское взяша и пусто сътвориша, и бысть тогда земли великая тягость и много томлениа, множества ради грехъ нашихъ, кровь хрестианская проливаема бываше отъ поганыхъ Татаръ, овыхъ въ полонъ поведоша, а другиа мечи изсекоша, а иныа стрелами истреляше и всякимъ оружиемъ погубиша и смерти предаша, а князь Александръ побежалъ съ Тфери въ Псковъ. Того же лета убиша князя Ивана Ярославичя Рязанскаго.

С другой стороны, князь и его приближённые способствовали распространению слухов о скором воцарении татаро-монгольского наместника. Начало бунта 15 августа 1327 г Попытка татар отнять лошадь у дьяка вызвала сопротивление. Ударил набат, призывающий к борьбе. Массовое истребление захватчиков тверичами и гибель самого Чолхана. Обращение за помощью Оставшиеся в живых ордынские пастухи ускакали в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не пожелал ему помочь. Разорение Твери Федорчукова рать Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Их поддержал войсками хан Узбек. Тверь была полностью разорена и сожжена. Подавление восстания Московский правитель Иван Калита видел в Твери сильного соперника и стремился любыми путями ослабить его. Тверское восстание было выгодно Москве. Подавление было осуществлено совместными усилиями нескольких правителей: Князя Ивана Калиты, быстро собравшего войско. Присоединившегося к нему суздальского князя Александра. Совместными усилиями Тверское восстание было подавлено. Город был полностью разорён. Князь Александр Михайлович со своей семьёй укрылся в Пскове.

Тверь и Москва стали соперничать между собой за титул "столицы" бывшей Киевской Руси, ставшей частью Улуча Джучи и перевес сначала был у Твери. В 1313 году хан Узбек стал главенствовать в Орде, а тверской князь Михаил получил ярлык на княжение из рук предыдущего хана. Что по меркам монголов отныне не значило ничего. Пришлось князю вновь ехать в Орду и терпя унижения, интригуя и заискивая, выпрашивать ярлык снова. Пока князя тверского не было, московский князь Юрий Данилович атакует Новгород - союзный Твери. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. В этом был смысл: такой акт - прямой вызов не только Твери, но и всему ордынскому порядку. Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев. В ходе которой Москва была разбита. Так началась почти вековая вражда Москвы и Твери за лидерство, лютая и жестокая, как никогда еще не было на Руси... В 1326 году, сын Михаила Тверского получил ярлык на великокняжеское правление.

Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина.

Федорчукова рать

В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость. В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина. На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука.

«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин

Я очень не любила казаться неумёхой и уж особенно, когда это касалось моих «странных» способностей. И вот я пробовала... С утра до вечера. Пока не валилась с ног и не начинало казаться, что уже вообще не соображаю, что творю. Какой-то мудрец сказал, что к высшему разуму ведут три пути: путь размышлений — самый благородный, путь подражаний — самый лёгкий и путь опыта на своей шее — самый тяжёлый.

Вот я видимо и выбирала всегда почему-то самый тяжёлый путь, так как моя бедная шея по-настоящему сильно страдала от моих, никогда не прекращающихся, бесконечных экспериментов… Но иногда «игра стоила свеч» и мои упорные труды венчались успехом, как это наконец-то и случилось с тем же самым «двиганием»… Спустя какое-то время, любые желаемые предметы у меня двигались, летали, падали и поднимались, когда я этого желала и уже совершенно не казалось сложным этим управлять… кроме одного весьма обидно упущенного случая, который, к моему великому сожалению, произошёл в школе, чего я всегда честно пыталась избегать. Мне совершенно не нужны были лишние толки о моих «странностях» и уж особенно среди моих школьных товарищей! Тверское восстание 1327 года - первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля.

Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал Чолхан или Щелкан , двоюродный брат Узбека.

Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу.

Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце - и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» - ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы. Федорчукова рать Московский князь Иван Калита - давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол - поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью.

Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников и велел идти на Александра Михайловича. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Началось бедствие.

Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.

Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Последствия Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.

Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. Потерпевшее поражение Тверское княжество окончательно потеряло возможность занять позицию лидера и объединителя русских земель. В первой половине 14 века борьба за превосходство среди княжеств северо-восточной Руси перешла в острую фазу. Особо напряженным было противостояние за ярлык на великое княжение между Тверью и Москвой.

В Москве к этому времени правил Иван I Калита, предпочитающий, как теперь сказали бы, политические и экономические методы в борьбе за власть. Его миссией, по-видимому, было взимание дани и демонстрация полной власти монгол над русскими подданными. По прибытии ордынский баскак силой вытеснил Александра и его семейство из родового терема и сам поселился в нем. Князь вынужденно подчинился, он понимал, что сопротивление приведет к тяжелым последствиям для всего Тверского княжества.

Более того, приходилось оказывать внешние почести и демонстрировать смирение. Подобно Чолхану повсеместно поступали и его члены свиты наместника, притесняя знатных и простых тверитян. Предпосылки и причины мятежа Жители княжества Тверского еще хорошо помнили нашествия неврюевой рати, Кавгадыя и Таянчара. Но Чолхан Дюдентьевич по части жесткости и бесчинств превзошел их всех.

Причина недовольства горожан не одна: повсеместное разорение домохозяйств, крайне высокомерное поведение, грабежи, гонения, насилие, поругание, демонстративное поведение завоевателя в покоренном княжестве накалили обстановку до предела. Александр сам показывал пример смирения и призывал к терпению народ, чем были недовольны дружинники и часть решительно настроенного населения. Конфликты и стычки тверитян с бесчинствующими ордынцами за короткое время приняли массовый характер. Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства.

Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий.

Унижение, однако, Александр Михайлович стерпел. И уговаривал горожан терпеть притеснения от ордынцев. Князь понимал, что попытка ответить на обиды спровоцирует карательный поход со стороны Орды. Который, к тому же, могут поддержать и соперники из других русских княжеств. Например, московский князь Иван Калита так, собственно, и произошло. Восстание спровоцировало мелкое происшествие — ордынцы попытались отнять кобылу у дьякона Дудко. Это стало последней каплей — избиение ордынцев началось по всему городу. Чолхан и его остатки его отряда были сожжены в княжеском дворце.

Согласно сведениям новгородского летописца, приказ убивать татар отдал Александр Михайлович. Отряд Чолхана целый день сражался с местными жителями, а к вечеру, когда силы ордынские ослабли, посол отступил в княжий двор и укрепился там. Тверской князь приказал поджечь двор, чем и предопределил участь Чолхана погибнуть в огне.

Восстание в Твери стало одним из ключевых событий в политической борьбе Твери и Москвы. После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника.

Узбек продержал Дмитрия в заточении 10 месяцев, прежде чем казнить. Чем была вызвана эта за-держка, неизвестно: связано ли это было с борьбой ордынских группировок или же размышлениями самого Узбека о роли Дмитрия в своей политике. После казни Дмитрия хан Узбек в 1326 г.

Обычно это решение трактуется как ми-нимум «спорным»: «несмотря на все просчёты и провалы тверских князей» , Узбек продолжал поддерживать тверских князей. Однако, как справедливо от-метил А. Горский , политика Дмитрия каких-либо явных антиордынских признаков не несла. Пожалуй, наоборот, именно тверской князь смог продемон-стрировать себя настоящим слугой хана, в отличие от Юрия, который не выпла-тил ордынский выход. По всей видимости, во время суда над Дмитрием в Орде находился и его брат Александр.

По возвращению из ставки хана вместе с ним прибыл ордын-ский отряд, который учинил много «тягот» Низовской земле. В летописях име-ются разногласия по этому событию. В Новгородских 1 и 4 летописях Алек-сандр вернулся из Орды ещё до поездки Дмитрия. В тверском летописании не упоминается об ордынском отряде, учинившем тяжелые «тяготы». В ряде других летописей делается акцент на том, что разорение постигло только Твер-скую землю.

Вероятно, что Александр оставался в Твери, когда Дмитрий от-правился в Орду, но после гибели Юрия он последовал в ханскую ставку, дабы повлиять на судебное решение. С этой же целью, но желая обернуть ситуацию в свою пользу, в Орду последовал Иван Калита. Как известно, хан Узбек при-нял решение частично удовлетворившее каждую сторону: Александр получил великое княжение, а московский князь добился смерти убийцы своего брата. Можно предположить, что Александр Михайлович, пытаясь добиться освобож-дения своего брата, наделал много долгов. В связи с этим на Русь прибыли «та-тарове должници».

Скорее всего, Александр пытался минимизировать потери Тверского княжества и как великий князь Владимирский позволил ордынцам грабить всю Низовскую землю, тем самым оберегая свою отчину. В 1327 г. Посольство Чолхана обычно не связывают с антитверской политикой хана Узбека. Чолхана считают послом, прибывшего на Русь, чтобы собрать дань. Также существует точка зрения, что посольство было направлено с целью уста-новления контроля над тверским князем.

Также возможно, что Чолхан про-должил собирать с тверичей прошлые задолженности за время суда над Дмит-рием. Попытки Александра успокоить население были неудачными. Князь также принял участие в восстании. Именно его новгородские и мос-ковские летописи называют предводителем восставших тверичей. Однако ви-деть Александра зачинщиком восстания не представляется возможным, ввиду его «примиренческой» позиции до уничтожения отряда.

Восстание в Твери не могло быть оставлено безнаказанным. Союзники «взяша градъ Тферь и Кашинъ, а прочая грады и волости пусты сотвориша, а людеи изсекоша, а иныхъ в полонъ поведоша», помимо тверских территорий пострадали также и новгородские земли. Александр Михайлович вместе с семьёй бежал в Псков. В 1328 г. Кон-стантин «нача княжити тоды тихо и мирно» , тем самым стремясь восстано-вить свои земли после разорения.

Тверскому князю постоянно приходилось ориентироваться на Орду и Москву. В 1332 г. Константин ходил в Орду вместе Иваном Даниловичем , по всей видимости, чтобы подтвердить свой ярлык. Александр Михайлович не желал оставаться в Литве. В 1335 г.

Александр отправляет в Золотую Орду своего сына Фёдора, а в 1337 г. Хан Узбек простил князя и разрешил ему снова сесть в Твери. Однако Тверской земле дорого далось возвращение князя: в 1335 г. Возвращение на тверской стол Александра Михайловича не устраивало Ивана Даниловича. Московский князь отправился в Орду и в результате интриг смог добиться перемены в позиции Узбека.

К Александру было направлено по-сольство с требованием явиться в Орду. Тверской князь сначала отправил сына Фёдора, а затем поехал и сам. Как и перед казнями Михаила Ярославича и Дмитрия Грозные Очи в ханской ставке происходила борьба между группиров-ками, поддерживающими, с одной стороны, Ивана Калиту, а, с другой, — Алек-сандра Михайловича. С этим связано летописное упоминание: «и инiи глагола-хоу: княженiе ти великое даетъ царь, а инiи глаголахоу; оубиту ти быти». Существует предположение, что столь сильные перемены в отношении Узбека к Александру Михайловичу связаны с желанием хана через посредниче-ство тверского князя урегулировать отношения с набирающей силы Литвой.

Ко-гда же тверской князь не оправдал себя в роли посредника, то он был казнён. Учитывая, что в это время литовцы вышли к границам Орды, версия о попытки использовать связи Александра с Гедимином выглядит вполне жизнеспособной. После казни Александра ярлык на Тверское княжение снова получил Кон-стантин Михайлович. Князь продолжил свою политику по избеганию активных действий во внешней политике. Лишь однажды, можно предположить, Констан-тин попытался использовать Золотую Орду против Москвы.

В 1340 г. Однако это был единичный случай. В связи с усилени-ем Московского и Литовского княжеств для тверских князей именно отношения с этими государствами выходят на первый план. К тому же к концу правления Константина в Тверском княжестве развернулись междоусобицы. В ханскую ставку князья ездят для получения ярлыка и определения прав наследования.

Так, в 1346 г. По мнению Р. Почекаева, какой-либо дальновидной политики со стороны хана не было, а данное решение было продиктовано сложившимся в Золотой Орде обычаем наследования от отца к сыну. Хотя следует отметить, что данная традиция наследования не была обычна для монголов. Подобное решение вызвало междоусобицу в Твери, которая закончилась в 1349 г.

Од-нако в скором времени она возобновилась в результате передачи ярлыка Васи-лию Михайловичу, что привело к нарушению устоявшегося равновесия и вы-звало новый виток борьбы между двумя тверскими князьями. Очередная по-пытка Всеволода в 1358 г. Следует отметить, что после смерти Узбека Золотая Орда стала терять свою мощь и былое влияние, всё сильнее погрязая в непрерывных смутах. За междоусобицами были «практически забыты внешнеполитические интересы Зо-лотой Орды. Эпизодические акты внешнеполитического характера в первую очередь были направлены на упрочения той или иной стороны», что было осо-бенно характерно для 1360-х годов.

Контроль Улуса Джучи над Русью сла-бел. Показательно, что уменьшилось число поездок князей в степь. Соответ-ственно, связи Орды с Тверью ослабли. Для тверских князей на главное место вышли отношения с Литвой и Москвой. Положение несколько изменилось с усилением микулинского князя Ми-хаила Александровича 1333—1399 , брата Василия, при котором Тверском княжество снова смогло конкурировать с Москвой, возглавляемой Дмитрием Ивановичем.

Михаил опирался на поддержку великого княжества Литовского, с котором его связывали династические связи. Однако тверской князь также пы-тался найти союзника и в лице Золотой Орды, где на тот момент возвысился темник Мамай ум. Однако попытки найти помощь у Золотой Орды не принесли существенной пользы. Мамай охотно вручал Михаилу ярлык на Вла-димирское великое княжение в 1370 г. Возможно, это было связано с нежеланием Ми-хаила наводить ордынское войско на Русь.

Мамаю же, несмотря на растущее могущество Москвы, больше нравилось получать русское серебро, чем посы-лать войска на Русь, которые ему самому были нужны в постоянных ордынских усобицах. Поэтому, когда Дмитрий Иванович в 1371 г. Насонов предположил, что Мамай, поддерживая Тверь, рассчитывал на то, что Михаил «захватит Великое княжение Владимирское с помощью Литвы». В 1375 г. Мамай спровоцировал войну Твери и Москвы, пообещав твер-скому князю оказать поддержку , но Михаил, выступивший против Дмитрия, так её и не получил.

Результатом противостояния тверского и московского кня-зя стал поход объединённой русской рати на Тверь На этот раз Михаил Алек-сандрович не мог рассчитывать на помощь Литвы. Итогом осады стало заклю-чение мира, по которому Михаил признал себя «младшим братом» и обязался оказывать помощь Дмитрию в борьбе с ордынцами, не искать великого княже-ния, разорвать союз с Литвой. Следует отметить, что условия договора носи-ли чисто формальный характер. Так, например, тверских войск на Куликовом поле не было, за исключением удельных кашинских князей. Главным итогом войны стало то, что Тверь смогла отстоять свою само-стоятельность.

Москва же не смогла добиться своих целей: она была вынуждена признать Михаила Александровича тверским князем и довольствоваться нейтралитетом Твери в грядущем конфликте с Мамаем. Однако необходимо отметить, что несколько раз ордынцы случайно ока-зывали Михаилу поддержку. Так в 1368 г. В 1370 г.

Последствия Федорчуковой рати

Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись. Сам ли Александр, увидев, что уже началось или потеряв терпение сказал свое резкое: "Жечь! Тверское восстание Или люди сами догадались, но ордынцев во главе с царевичем сожгли вместе с княжескими палатами. Практически все ордынцы были перебиты. Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались.

Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?! Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо.

Последнюю царские опричники разорили в декабре 1569 года, и описания зверств, ими чинимых, даже сейчас вызывают оторопь.

Грабежи, массовые казни, уничтожение церквей и монастырей — счет погибших шел на многие тысячи. Когда-то здесь кипела жизнь. Фото: Сергей Савинов После «Государева разгрома» в Затьмачье, как и в других частях города, появилось множество пустых мест и пустых дворов. Оправиться Тверь не успела — пришло Смутное время.

Череда бедствий вроде голода и польско-литовской интервенции отбросили город назад в развитии. Канули в Лету целые слободы вроде Волкуши , а западная часть Затьмацкого посада использовалась в основном в хозяйственных целях, то есть, к примеру, в качестве пахотной земли. А место, где сегодня располагается стадион «Центральный», еще в XVIII веке было известно как «выгон животинный» — попросту пастбище. Бывший «выгон животинный» в апреле 2024 года.

Фото: Сергей Савинов Тьма перед рассветом Шли годы, истерзанная Смутой Тверь восстанавливалась, но долгое время была деревянным заштатным городом Русского царства. Горела в очередных пожарах и получила толчок к развитию, как мы с вами знаем, при Екатерине Великой. Именно тогда Тверь стала вторым в империи городом с регулярной застройкой после Петербурга , а потом и административным центром — сначала наместничества, затем одноименной губернии. Затьмачье же из хаотично застроенной слободы превратилось в регулярный квартал, развивающийся по правилам городских генпланов.

Осталось в истории Тверское сражение, прогремевшее в июле 1609 года у стен западного острога — приблизительно в районе нынешних Головинского и Советского валов, а также улиц имени революционера Пухальского и Карла Маркса. Потерялись во времени церкви Параскевы Пятницы, что в Кожевках, и святого Климента. Исчезли затьмацкие монастыри вроде Воздвиженского, который располагался примерно на территории безымянной слободы у западной границы посада. Где-то здесь супостаты атаковали Затьмацкий посад.

Фото: Сергей Савинов Потом наступила еще одна Смута — череда революций, гражданская война, разруха и отчаянная борьба новой советской власти с неугодным прошлым. Борисоглебская площадь возле одноименного храма стала площадью в честь террориста Каракозова, Предтеченское кладбище было уничтожено, и теперь на его месте безымянный сквер, а также окрестные дороги. Безымянный сквер на месте уничтоженного Предтеченского кладбища. Фото: Сергей Савинов Много воды утекло, но огромный кусок территории, о котором мы говорили сегодня, пустует вот уже несколько веков.

Когда-нибудь там проведут археологические изыскания, и завеса старинной тайны приоткроется еще больше. Нам же пора возвращаться домой, в 2024-й.

В этом нашествии вместе с татарами участвовали московские войска князя Ивана Калиты, а одним из орд ынских полководцев был, по-видимому, принявший ислам русский, по имени которого это нашествие вошло в историю как «Федорчукова рать». С XIV века участились битвы отдельных русских с отдельными силами татар на пограничье Руси. Такие столкновения уже вряд ли подходят под определение «нашествия».

Нашествием, наверное, следовало бы считать вторжение крупных татарских сил, в результате которого был взят или подвергнут осаде хотя бы один крупный город. Исключение могут составлять действия темника Мамая 1380 и хана Ахмата 1480. Хотя они и не привели к разорению обширных областей Руси Мамай вообще до Руси не дошёл , но вызвали мобилизацию против себя крупных русских сил. Это были предотвращённые нашествия. В 1340 году татары вместе с русскими князьями, включая московского Ивана Калиту, безуспешно осаждали Смоленск, отказавшийся платить дань Орде.

В 1377 году, после разгрома русских войск на реке Пьяне, татары взяли Рязань и разорили часть Нижегородского княжества. Впрочем, это сражение следует рассматривать как первое столкновение в рамках длительной войны против Мамая. В 1382 году Москва и многие русские города были взяты ханом Тохтамышем. В 1445 году татары Казанского царства разгромили московское войско князя Василия II под Суздалем, причём сам князь был взят в плен и отпущен только за большой выкуп. Эта битва венчала двухлетнюю войну, в ходе которой татары длительное время оккупировали Нижний Новгород и разорили Суздаль.

К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».

Антиордынское Тверское восстание

Выслушав Александра Ярославича, татары его отпустили «…с честию великою, давши ему старейшинство во всей братьи его». К тому времени младший брат успел сделать непоправимую ошибку. Андрей Ярославич не умел уживаться с ордынцами и отказался служить хану. А значит, и выплачивать дань.

Прежде рассказа о том, что произошло после этого его шага, следует сделать важное отступление. Монголо-татарское иго часто воспринимают как сплошное мирное время от нашествия Батыя до битвы на поле Куликовом. Это совсем не так.

В 140-летний промежутке от первого события до второго уместились десятки жестоких столкновений между русскими и ордынцами. И сколько было нанесено по Руси ударов, иногда более сокрушительных, чем во времена Батыя! Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать»… за каждым таким словосочетанием — горящие города, тысячи убитых и угнанных на чужбину русских.

Так вот, в 1252 году на Владимирскую Русь за непокорство и строптивость великого князя Андрея Ярославича и его брата Ярослава Ярославича обрушились татарские тумены под командованием полководца Неврюя. Полки двух братьев были разгромлены в жестоком бою у Переяславля-Залесского, а сам великий князь бежал в Швецию, откуда вернулся лишь несколько лет спустя. Ярослава Ярославича приютила Ладога, а затем Псков.

Погибли его супруга и воевода Жидислав. Земля же испытала новое разорение: ордынцы угнали множество пленников, забрали у крестьян скот. Когда Русь исходила кровью от «Неврюевой рати», Александр Невский находился в Орде и не оказал братьям никакой поддержки.

В те времена не существовало единой Руси. И братья являлись равными независимыми властителями в своих землях. Один из них, ранее несправедливо поступив по отношению к другому, вряд ли мог рассчитывать на подмогу от него в трудный час...

Историки, настроенные к Александру Невскому недоброжелательно, даже обвиняли князя в том, что он способствовал отправке карательной рати против младшего брата. Однако по сию пору никто не привел сколько-нибудь серьезных доказательств в пользу этой гипотезы. После бегства Андрея сам Александр Ярославич стал великим князем 1252.

Он княжил более десятка лет, до самой своей смерти. Одной рукой ему приходилось отбиваться от западных соседей, другой — улещивать ордынцев, отводя опасность новых набегов и удерживая в повиновении младших князей. Самой тяжелой и, как сейчас говорят, «непопулярной» задачей его правления стало — обеспечить правильное налогообложение в пользу Орды.

Только так Александр Ярославич мог избавить Русь от новой «Неврюевой рати». Но именно тот город, который более всего обязан его воинской доблести, хуже всего отнесся к перспективе платить ордынцам дань. Заняв великое княжение владимирское, Александр Ярославич дал новгородцам юного сына Василия.

Василий честно дрался за Новгород с Литвой и одержал победу. Но вече выгнало Василия.

Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым.

Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия.

Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало.

Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера».

И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня.

Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность.

Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены.

И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно. Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы. С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами».

И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда». И совсем уж поздно Сибирский юрт, Астраханский юрт — мы сейчас о них даже не станем говорить. Так вот, собственно, старший юрт или Большая Орда, несмотря на то что так много территорий было потеряно, ушло под власть к ханам, которые не подчинялись уже Большой Орде, все-таки продолжал оставаться государством-монстром: он превосходил по территории Московское княжество в середине XV века, он обладал более сильным воинством. И Русь от наиболее тяжелых форм зависимостей Большой Орды спасало прежде всего то, что среди тех, кто претендовал в ней на власть, постоянно шли войны: то есть борьба внутри Большой Орды поднимала наверх то одного хана, то другого, то они были связаны союзом, то они жестоко воевали друг с другом, и ордынская масса постепенно погибала в этих войнах. Но вместе с тем Большая Орда к середине XV века это все равно очень сильное государство, справиться с ним чрезвычайно тяжело. Это, может быть, половинка прежней золотоордынской мощи, но это все еще очень значительная держава.

Половинка, две трети — по-разному можно считать. Ну а теперь третье обстоятельство, обстоятельство постепенного роста внутри Руси единого русского государства. Оно было чрезвычайно долгим, складывание единого русского государства. И, знаете, это очень парадоксальная тема, может быть, не особенно приятная, но история вообще не особенно приятна, если воспринимать ее в неприглаженном, в неконфетном, скажем так, виде, без позолоты повсюду и везде. Надо ее воспринимать такой, какая она и была. Что, собственно, такое княжество Московское, позднее Великое княжество Московское?

В XIII веке это довольно незначительное государство, но к середине XIV века чуть-чуть побольше, потом еще чуть-чуть побольше — оно постепенно растет, но растет очень медленно. Он на протяжении четверти столетия воевал со своей родней, наконец удалось ему ее победить, он стал единоличным правителем этого государства. И, кажется, сколько времени прошло, Москва уже вроде бы давным-давно политически лидирует на Руси, и однако много ли территорий она собрала под власть московских государей? Давайте взглянем на карту. Я понимаю, что, когда я выступаю в радиоэфире, говорить: «взглянем на карту» — это ну не для тех, кто слушает меня, например, сидя в кабине автомобиля. Ну попытайтесь вспомнить учебник средней школы или вузовский учебник и воспроизвести, хотя бы в самом приближенном виде, то что было у нас в XIV—XV веках.

Если кто-то не очень вспоминает, ну что ж, я подскажу: к середине XV века все Московское княжество после полутора веков объединительного процесса состояло из шести-семи современных субъектов федерации — из территории современного города Москва и шести областей.

За военную помощь в подавлении восстания Ивану был обещан не только вожделенный ярлык, но и значительное вознаграждение. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова, в котором укрылся бежавший тверской правитель Александр Михайлович. Митрополит Феогност открыто пользовался правом отлучения от церкви и проклятия неугодных — тверской князь и укрывавшие его жители Пскова были подвергнуты анафеме, а изгнанный соперник московского правителя вскоре сбежал в Литву. Кстати, именно Великое княжество Литовское в следующее столетие окажется основным соперником Москвы, приняв эстафету потерявшего свой авторитет и военную мощь Тверского княжества. Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Ему удалось выстроить централизованное государство и оттеснить Тверь. Во второй половине 14-го века тверские князья пытались заручиться поддержкой литовских правителей, чтобы осуществить долгожданный реванш. Так, в 1368 году тверскому князю Михаилу Александровичу удалось договориться с литовским Ольгердом Гедиминовичем , который, собрав войско, двинулся на Москву.

Осада города была затруднена построенным недавно белокаменным Кремлём, ставшим надёжной защитой от нападений извне. Немаловажную роль сыграло и вторжение в Литовское княжество крестоносцев, что грозило Ольгерду войной на два фронта. Михаилу Александровичу, однако, удалось вернуть себе тверской престол и восстановить город, укрепив его деревянной стеной. Опираясь на поддержку литовского правителя, тверской князь в 1370 году получил из рук хана Мамая ярлык на великое Владимирское княжение, что привело к ожесточённому противостоянию с московским князем Дмитрием Ивановичем. Уже в следующем году Дмитрию удалось заключить соглашение с Мамаем, что повлекло за собой очередной поход Ольгерда на Москву. Его удалось остановить после сражения под городом Любутск, входившим тогда в состав Брянского княжества. К началу 15-го века Тверское княжество окончательно лишилось своего былого могущества, а в 1453 году местный князь Борис даже присягнул Москве на верность, отдав свою дочь за будущего наследника московского престола Ивана Васильевича.

Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Иван Калита получил от хана ярлык на великокняжеский престол во Владимире, а также до 1337 года стал новгородским князем. Московское княжество стало центром объединения русских земель. Соперничество с Тверью прекратилось, и новыми конкурентами для московских князей стали суздальско-нижегородские. Тверской князь Александр Михайлович также был отлучен от церкви митрополитом Феогностом, который сменил на кафедре митрополита Петра. Последний интересен тем, что переехал из Владимира в Москву в 1326 году и сделал ее церковным центром русских земель. Иван Калита. Что мы узнали? События на Руси, связанные с княжением Ивана Калиты и восстанием против баскаков в 1327 году, изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов. Антиордынский бунт в Твери в 1327 году привел к усилению московского князя Ивана Калиты. Тест по теме.

Федорчуковой рати

Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. «Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»).

Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды

Может быть, ему не хватает сюжетности. В конце концов, русская цивилизация — это цивилизация слова, и как цивилизация христианская, и как цивилизация, которая в очень значительной степени укладывает свое мировидение в произведения лучших писателей, духовных и светских. И там, где нет яркого сюжета, историк останавливается в недоумении: как ученый он должен дальше излагать столь же ярко, как и все, что было до того, столь же ярко, как и все что будет после того, но вот он теряет дыхание, теряет темп. Итак, тем не менее постараюсь сегодня не потерять дыхания и темпа, рассказывать я буду о великом стоянии на Угре —это событие 1480 года, и вокруг этого события колоссальное количество споров, полемик, вопросов, которые имеют несколько версий ответа. Я бы хотел прежде всего напомнить, что в 2020 году мы отмечаем 540-летие событий на Угре и, конечно, эта дата знаменательная. В Калуге на эту тему Издательским Советом Русской Православной Церкви была проведена большая конференция — собрались историки, литераторы.

И, надо надеяться, что через полгода или пораньше, может быть, выйдет книга повестей и рассказов современных писателей о стоянии на Угре. Итак, прежде всего существует два глобальных вопроса, которые связаны с этим событием. Первый из них — 1480 год подавляющим большинством специалистов историков трактуется как чрезвычайно важная точка, может быть, важнейшая точка в обретении юным рождающимся Российским государством суверенитета, то есть всей полноты политической независимости. И второй момент — этот же рубеж трактуется, также очень значительным количеством специалистов, как завершение ордынского ига. Давайте сначала поговорим об этих спорных полемических вопросах, а потом обратимся уже к событиям, собственно, стояния на Угре и вообще оборонительной операции лета — осени 1480 года.

Ну прежде всего, почему мы говорим о юной России, почему мы говорим об обретении суверенитета? Ведь, в общем, даже в школьной программе ясно дается понять, что корни русской государственности уходят на много веков глубже, что было древнерусское государство, что первые государственные преобразования провела еще святая Ольга в середине X века. А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет. Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве.

Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств.

Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика. И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию.

Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно.

Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать.

И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная.

Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году.

Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера».

И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства.

Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический.

Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая.

Сразу скажем вопрос спорный и неоднозначный. Если бы был заложником сидел бы у хана Узбека в Орде По — мнению доктора исторических наук НиколаЯ Сергеевича Борисова: "Иван Данилович вместе с татарами опустошал тверскую землю. Данные из Полного собрания русских летописей. Том 15, где сказано о Иване Калите.

Но в ней, как это часто бывает, смешаны два различных элемента: факт и его тенденциозное истолкование. Тверичи а в их числе и тверские летописцы ненавидели Калиту. В их изображении он «вож» то есть провожатый, проводник, наводчик татар и почти что главный виновник погрома Твери. Однако все это главным образом эмоции потрясенных горем людей. Нет нужды идеализировать князя Ивана. Он был сыном своего жестокого века, и не просто сыном, а правителем, то есть человеком, заранее обреченным на грех. Автор заведующий кафедрой, профессор, доктор исторических наук 1998 год , тема диссертации: "Политика московских князей конец XIII—первая половина XIV вв. В состав рати вошли и полки Ивана Даниловича Калиты, а также суздальских князей Александра Васильевича и его дяди Василия Александровича.

Видимо, суздальские князья, как и Иван Данилович, имели претензии к тверским князьям и держались московской ориентации. Согласно Никоновской летописи, "Федорчукова рать" страшно разорила русские земли, прежде всего, тверские: "Татарове возвратишася... Убиша тогда и князя Ивана Ярославича Рязанскаго, и много христиан избиша и плениша". Тогда же повелением Узбека был убит в Орде рязанский князь Василий. Видимо, рязанские князья выразили какую-то солидарность с восставшей Тверью. И только Москва счастливо избежала разорения. В данном случае, Никоновская летопись, как и Тверской сборник, говорит о Божием заступничестве за Москву: "Точию съблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловичя, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскаго". Справка Кузьмин А.

Между тем сам Александр осенью 1337 г. Тверская летопись так передает его покаянную речь: «Господине царю! Аще много зло сотворих ти, во всем есмъ пред тобою, готов есмь на смерть». В ответ хан ободрил князя: «Аще тако еси сотворил то есть пришел с повинной , то имаши живот получити, многы бо послы слах, не приведоша тя» [497]. Узбек «пожаловал» князя Александра: разрешил ему вернуться в «отчину свою» — Тверскую землю. В начале 1338 г. Александр Михайлович в сопровождении «сильных послов» Киндяка и Авдула вернулся в Тверь и торжественно взошел на престол своего отца. Младший брат Александра Константин, княживший в Твери в 1328—1337 гг. Однако многие бояре Александра Тверского покинули своего патрона и перебрались на службу к Ивану Калите. Раздоры среди тверского боярства усугублялись тем, что во Пскове князь Александр обзавелся новыми любимцами, заносившимися перед старой знатью.

Александр мог бы, конечно, и остановиться на достигнутом и не искать великого княжения Владимирского. В этом случае он избежал бы своей трагической участи. Историк Тверского княжества В. Борзаковский справедливо заметил: «Виноват был Александр в том, что, получив прощение в Орде и вернув Тверь, поднял спор с Москвой и за то погиб сам» [499]. Осенью 1338 г. А сам собирал вокруг себя всех недовольных возвышением Калиты. Конечно, князю Ивану было чем ответить на упреки своих недругов, было чем гордиться как правителю всей Северо-Восточной Руси. И все же в ярком ореоле Александра тускнели скромные добродетели московского реалиста. Иван работал для будущего, а такие люди редко пользуются популярностью у современников. Поэтому Иван решил добиться радикального решения — казни Александра Тверского.

Искать свидетельства или лжесвидетельства измены Александра Тверского Орде следовало на западе, в Литве. Вся сеть московской разведки была поставлена на ноги. И эти люди свои деньги получали не зря… Уникальное известие Татищева о литовских кредиторах Александра Тверского позволяет понять общий замысел Калиты. Разыскав кредиторов, московские агенты обещали им возместить ущерб, но при одном условии: пострадавшие должны были обвинить Александра перед ханом. Самым тяжким из них могло быть обвинение в связях с Литвой после возвращения в Тверь. Искушенный в интригах хан, конечно, понимал, «откуда дует ветер». Однако и Калита был мастером интриги. Неизвестно, какими именно аргументами заставили хана «оскорбиться до зела». Вероятно, самые сильные из них представил Узбеку сам Иван Калита, явившийся в Орду с двумя сыновьями в начале 1339 г. Или просто — расчётливо «наехал» при поддержке новгородцев и церкви.

Иван вернулся в Москву. А хан вызвал к себе его тверского соперника. После долгих колебаний в конце лета 1339 г. Тверское духовенство, княгиня Анастасия сопровождали его по Волге до устья речки Кашинки.

Один из символов российской государственности — шапка Мономаха. Как было установлено исследователями, она связана с Владимиром Мономахом только легендой. В действительности её подарил ордынский хан одному из первых московских князей — вероятно, хан Узбек Ивану Калите. Благодаря крепкой власти князя и развитию хозяйственной жизни сюда активно переселялись люди из других русских земель.

Не исключено, что Иван Калита использовал право сбора ордынской дани в собственных корыстных интересах. Не случайно при нём в Москве развернулось активное строительство. Территорию Московского Кремля расширили, а его деревянные стены возвели заново. Все эти архитектурные памятники выстроили из камня, что для разорённой в то время Руси было редкостью. Васнецов Огромную роль в возвышении Московского княжества сыграла церковь. Митрополит всея Руси Пётр 1308—1326 поддержал московского князя в его противостоянии с Тверью. Последние два года жизни митрополит даже прожил в Москве, сделав её своей резиденцией вместо Владимира. Митрополичья кафедра фактически утвердилась в Москве.

В то время князей Рюриковичей во всех русских землях было много, однако глава церкви был один. Он оставался символом прежнего единства Руси. Его духовная власть распространялась на православное население далеко за пределами Московского княжества, даже на территории Литвы и Орды. Иван Калита внизу справа и митрополит Пётр внизу слева символически возделывают древо Российского государства. Симон Ушаков. Оба князя владели ярлыками на великое княжение и старались продолжать политику отца. Симеон Гордый в оправдание своего прозвища распространял московское влияние на соседние земли. В результате московско-новгородской войны великий князь упрочил своё положение в Новгороде и Пскове.

Началась война между Москвой и Литвой за контроль над недавно перешедшим под власть Литвы Смоленским княжеством. Москву в этой борьбе поддержал ордынский хан. В итоге Смоленск на время получил независимость от Литвы. В конце правления Симеона Гордого русские земли постигла большая беда: пришла эпидемия чумы, которая унесла много жизней. От чумы умер и московский князь. Верещагин При Иване Красном позиции Москвы немного ослабли. Против московского князя начали борьбу усилившиеся Рязанское и Суздальско-Нижегородское княжества. Литовский князь сумел добиться приглашения отдельного митрополита для своих земель с титулом Киевский.

Русская церковь временно раскололась между двумя митрополитами, ставленниками Литвы и Москвы. Москва имела ряд естественных преимуществ: отдалённость от внешних врагов как на западе, так и на востоке. Естественными преградами для противников Москвы были густые леса и реки, которыми княжество было окружено со всех сторон; богатые природные ресурсы междуречья Волги и Оки, а также удобные выходы к торговым путям создавали благоприятные условия для притока населения и хозяйственного развития; происхождение московских князей от великого князя Александра Невского, чьи потомки по праву рождения могли претендовать на великокняжеский престол. Перечисленными выше естественными преимуществами обладали и другие княжества. В начале XIV в. Тверь находилась в более выгодном положении, чем Москва. Тверские князья стали рано претендовать на великое княжение владимирское и право сбора дани со всей территории Северо-Восточной Руси. Могущество Твери позволило ей взбунтоваться против ордынского владычества.

За гибелью в Орде Михаила Тверского закономерно последовало его прославление как святого. Однако в перспективе позиция Твери оказалась проигрышной, поскольку в то время следовало действовать осмотрительнее. Орда была ещё очень сильна. Главная причина победы Москвы в борьбе за лидерство на землях Северо-Восточной Руси заключается в гибкости и избирательности политики её князей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий