Иоанн кронштадтский январь 1905

Иоанн Кронштадтский подвергся критике со стороны либеральных и старообрядческих изданий, а также некоторых частных лиц, за свой отъезд 27 октября 1905 года из Кронштадта в Санкт-Петербург во время Кронштадтского восстания[117][118]. КРОНШТАДТСКИЕ ВОССТАНИЯ 1905 и 1906 — революц. восстания матросов и солдат Кронштадта в период революции 1905-07. Восстание 1905. Летом 1905 усилилось революц. брожение в Кронштадтском гарнизоне, пополнившемся большим количеством запасных.

Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге в 1905 году

Этот список, написанный на Украине, является точной копией иконы, пред которой Иоанн Кронштадтский молился в 1905 году и вымолил тогда Россию. То, что теперь икона помещена над мощами, является значимым событием в церковной жизни", — подчеркнул отец Геннадий. Также празднования по случаю дня памяти святого Иоанна Кронштадтского прошли и в Кронштадте, сообщает "Русская линия". В частности, состоялось освящение часовни на могиле матери святого, Феодоры Власьевны. Теперь, после реставрации, часовня приобрела свой первоначальный вид. Вчера настоятель Владимирского собора Кронштадта протоиерей Святослав Мельник в сослужении трех священников освятил часовню. Кроме того, в самом Владимирском храме впервые после реставрации прошла служба в верхнем храме. В мемориальную квартиру святого Иоанна непрерывным потоком вчера шли многочисленные паломники. Автобусы один за другим прибывали к дому, где жил Иоанн Кронштадтский. Множество свечей возжигалось не только в самой квартире, но и на балконе, а также в садике. Вчера же была открыта для посетителей передняя часть квартиры, которая когда-то принадлежала дому причта Андреевского собора.

В ней разместились книжная лавка и гардероб. На Леушинском подворье, по словам отца Геннадия, также прошло торжественное богослужение и крестный ход. Мало того, батюшка сам часто служил здесь.

К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного. Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки - о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами - остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования. Привожу здесь то, что успел выписать из трех тетрадей его дневника за 1904- 1907 годы. На первой странице отец Иоанн делает такой заголовок: "Некоторые заметки о богослужении Православной Церкви на память мне самому и дорогой братии моей - отцам иереям и диаконам, отчасти псаломщикам, 12 мая 1907 года.

Как я скверно, неразборчиво, слитно, некорректно пишу, безобразие, 6 июля 1907 г" Пример самоукорения. Согрешил вчера вечером, обошедшись раздражительно и гневно с супругой священника А. Мне было неприятно, что она пригласила меня к нему, больному, со Святыми Дарами на завтра, то есть сегодня , между тем как мне надо [было] торопиться в... Прошу прощения у Господа в грехах моих. И во сне я служу предметом насмешливых мечтаний врагов бесплотных, ставящих меня в бесчисленные посмеятельные, глупые положения, недоумения, бессмысленные строительства, потери или устрашающих меня войнами, пожарами, громами, молниями, землетрясениями и всякими неприятными мечтаниями, или оскверняющих сладострастными видами. Окаянен аз человек! Кто избавит мя от тела смерти сея?

Благодарю Тебя, Господи, за вчерашний день и за все дни жизни моей, и за настоящий, встреченный мною во обители моей на Карповке. День пострижения монахинь Анастасии и Анны. Управи их, Господи, во Царствие Твое Небесное. Молю Господа простить мне вечернее ядение сладкого блюда, которое было для меня нравственно а не физически вредно именно как сладкое и очень угодное для плоти многострастной. Вторник Фоминой недели. Благодарю Господа, принявшего тайное мое покаяние и спасение мне даровавшего. Сколь Ты благ, Господи, и сколь скоропослушлив к кающимся Тебе, Господи!

Даруй мне быть верным Тебе всем сердцем моим во все дни жития моего. Суббота Фоминой недели. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать написать слово на 6-е мая и напечатать [его]. После Литургии. Благодарю всем сердцем Господа моего за принятие моей покаянной теплой молитвы о помиловании меня и исцелении лютой язвы сердца моего, поразившей его за имеющуюся неприязнь к рабе Божией... Господь исцелил язву мою сердечную и помиловал меня, расположив сердце мое к любви, к миру и уважению ее вместе с другими и дав мне в мире совершить Литургию. Это было во время обедни пред Херувимской.

Благодарю Господа, неоднократно спасавшего меня от грехов моих, от гневных и неприязненных движений сердца моего окаянного после тайных молитв покаяния в экипаже, в обители и в келье моей. Глубоко я сознавал и чувствовал в сердце свои грехи и обличал, укорял, осуждал себя и молил Господа милосердием Его безмерным простить грехи мои, излечить сердце мое добрым изменением, умиротворить, очистить, обновить, растворить его благодатью Духа Святаго - и я не посрамился во все разы, сколько ни призывал имя Господне в покаянии нелицемерном. Слава Господу, в милости непобедимому. Ивановский монастырь. Во сне пред пробуждением в половине седьмого видел знаменательный сон: не в домах, а на крышах домов или дач видел ликующий народ со свечами; в числе прочих видел своячениц моих Александру и Анну Константиновну и жену мою. Какое-то общее радостное настроение, праздничное, с коим я и поздравил своих, назвав поименно. Мечта ли обычная или предзнаменование какого-либо торжества?

Дай Бог! Вследствие излишества в пище и сладкопитании стакан чаю сладкого с сухими кренделями на пароходе "Любезный" и сна на пароходе я удобно подвергся искушению раздражения на ездившую со мной Веру Ив. Это - раз, другой - за то, что она очень далеко повезла, почти к Воронцовскому подворью, к сыну Е. Но я покаялся всем сердцем в своем нетерпении и своенравии, обвинил себя самого, а В. Да, я нарушил главизну Закона Божия - любовь к ближнему. Безмерно милостивый Господь помиловал меня от скорби и тесноты, дал мир, исцеление и дерзновение. То же было и в обители моей, где Господь принял мое покаяние, дал мир и избавил от скорби.

Ловит и ловит, непрестанно ловит вселукавый и всезлобный враг. Сегодня в церкви Дома Трудолюбия в Кронштадте ловил и томил меня неприязнью и каким-то уничижением, ревностью и завистью к моему соборному псаломщику из-за того, что он очень резко выделялся своим голосом при пении литургийных песнопений. С трудом я сломил насилие врага, опаление и уязвление и только тайным покаянием и молитвою одолел его, вынимая части из просфоры в умилостивление Господа. Как нужно жалеть род христианский и нехристианский, страдающий волею и неволею, ведением и неведением от диавольского насилия и прелести. Благодарю Тебя, Господи, за совершенную в умилении сердца Литургию и за прочтенную искренно и громко молитву о победе над врагами, и за одоление благодатию Твоею искушений, во время обеда и после него бывших. Господь явил во мне сегодня во время Литургии безмерную силу Своей Благодати и такую же крепость благоутробного милосердия Своего за веру и тайное покаяние мое. Особенно сильно было и быстро, как молния, искушение на великом входе со Святыми Дарами, когда враг приразился к сердцу моему острою неприязнью к жене NN, да и к нему самому, за то, что она стала за решетку на солее, куда запрещено было всем становиться.

Но быстрым в тайне покаянием и самоосуждением я привлек милость и помощь Божию и мир душевный и всю остальную часть Литургии служил мирно, благодатно, причастился так же. Но с причастниками, неистово подходившими, смутился, раздражился и врага потешил своим гневом. Глубокое мое покаяние, однако, Господь принял и помиловал меня. О как ловит окаянный! Трезвитесь, бодрствуйте, ибо супостат ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. В Кронштадте, в Доме Трудолюбия, когда ходил с молебнами и причащал больных приезжих, ходила за мной из квартиры в квартиру пожилая дева А. В запасе оставалось мало частиц - надо было приберегать для больной в Ораниенбауме, - и я очень рассердился на А.

Я стал каяться Господу, много каяться и тут, и на пароходе "Любезный. Вперед урок: относиться ко всем кротко, снисходительно, терпеливо, любезно. Именующиеся духовные чада мои, доселе уже несколько лет причащаясь ежедневно Святых Тайн Христовых, не научились послушанию, беззлобию и любви долготерпящей и предаются озлоблению и непокорности, и это тогда, когда словом Церковным поучаются ежедневно вере и христианским добродетелям. Что мне с ними делать? Научи Духом Твоим Святым, как исправить их? Как с ними поступить? Как и когда их допускать к Чаше Жизни?

Не давать ли им епитимий? Не лишать ли их на месяц и более общения, да научатся нелицемерно, со страхом, с глубоким смирением и любовью к ближним сообщаться с Тобою, Небесным Творцом, незлобивым и кротким? Но и меня самого, врача других, исцели, Господи, ибо я непрестанно согрешаю после причащения Святых Тайн. Вспомнил я свою Санкт-Петербургскую Академию и жизнь мою в стенах ее, которая была не безгрешна, хотя я был весьма благочестивым студентом, преданным Богу всем сердцем. Грехи мои состояли в том, что иногда в великие праздники я выпивал вина, и только один Бог хранил меня от беды, что я не попадался начальству Академии и не был выгнан из нее, как был выгнан студент Метельников Вас. Иванович из Нижегородской Семинарии , напившийся до бесчувствия и отморозивший себе руки за стенами Академии. Ворота были заперты на ночь, и он не мог попасть в Академию.

Благодарю Господа за милость и сокрытие моих грешных поступков. А то еще был случай: в один двунадесятый праздник было приказано мне за всенощной стоять и держать митру архимандриту Кириллу, экстраординарному профессору и помощнику инспектора Академии, а я [митру] не снял, и потом, когда товарищи заметили, зачем я это сделал, ответил: "Сам снимет. Чту почтенную память вашу, мои бывшие начальники и наставники Владыка Макарий, инспектор архимандрит Иоанн Соколов , лектор Богословия и профессор архимандрит Кирилл , что вы снизошли ко мне и не наказали меня соответственно вине моей и дали мне возможность окончить счастливо и получить академическую степень кандидата богословия и сан священника. Благодарю Господа, долготерпевшаго мне во все время моего воспитания, ибо в училище и в Семинарии я прогневал Его грехами, хотя всегда каялся, и часто со слезами самыми горячими. Слава Тебе, доселе долготерпевшему мне! Благодарю Господа, многократно совершавшего во мне чудеса милости и благопременения мира, обновления, свободы, дерзновения в молитвах за людей в разных домах и квартирах столицы. Слава Его благопослушеству, благоуветливости, милосердию и силе, животворящей нас, умерщвленных грехами различными.

Господи, исторгни из сердца моего жало вражие и росу благодати Духа Твоего посли мне, оживотворяющую и прохлаждающую сердце мое. Вижу прелесть лукавого. Господи, отыми от сердца моего вражии наваждения и всегда свободным яви его через покаяние. Кто Бог велий яко Бог наш! Ты еси Бог творяй чудеса; сказал еси в людях силу Твою - в бесчисленных делах Твоих, - и Церковь непрестанно воспоминает и прославляет все великие дела Твои в мире и в Церкви Твоей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Вторник Святой Пасхи.

Благодарю Господа, изгнавшего из сердца моего прелесть греха по тайной молитве покаянной и освободившего меня от плена греховного, и даровавшего мне свободу от греха и мир. Просвети, Господи, сердечные очи мои светом разума Святаго Евангелия Твоего. Благодарю Господа за день сей, благоуспешно проведенный милостию и содействием Божиим в молитвах за людей, пригласивших меня в Петербурге. Благодарю и за написанную проповедь на 8-е мая Иоанна Богослова. Бесплотный злодей искал и ищет сделать для меня противным молодого врача, данного мне профессором, и возбуждает жалость к внушительной сумме денег, которую он выговорил за два месяца. Но Ты, Господи, разруши коварство врага! Искусился лицеприятием, презорством, гордостью, неприязнью к нищим, не имеющим определенного занятия в Кронштадте и часто приступающим произвольно, без спросу у меня, к Чаше Причащения.

Каюсь в этом в глубине души, ибо прогневал я Господа моего лицеприятием и диавольскою неприязнью, и впредь делать сего никак не хочу. Прости мне, Господи! Запечатлеваю мое покаяние начертанием сим. Сегодня утром, часа в четыре, во сне как наяву очутился я будто бы в Ясной Поляне; ко мне приходит от графа Толстого какой-то его родственник и говорит: "Граф Толстой очень болен и зовет Вас к себе помолиться. Сейчас иду. Впрочем, думаю, Бог научит, что говорить, на Него я надеюсь, Источника Премудрости. И стал собираться к нему.

Но жаль, что проснулся... Что это значит? Благодарю Господа, умирившего сердце мое, смущенное клеветой писак "Санкт-Петербургского Листка. Но услыши молитвы мои о даровании совершенной победы Русскому воинству, морскому и сухопутному. Распят ли я миру? Отправляясь из женского Ивановского моего монастыря на м шину Николаевской железной дороги, я сильно искусился через нищих мальчиков лет девяти-десяти , неотступно преследовавших мою карету и просивших подачку. Я рассердился, озлобился на них за вторичное прошение им дано было по рублю, хотя не всем , и меня оставила благодать Божия, я впал в сильную скорбь и тесноту сердца при воспламенении от адской злобы и с трудом умолил Господа, да простит мне грех неприязни, жестокосердия, скупости и сребролюбия, и только в вагоне при настойчивой тайной молитве покаяния сподобился прощения грехов моих и мира и простора сердечного.

Не попусти, Боже, впредь доходить до подобного состояния душевного и научи меня всегда жалеть нищих и сострадать им, ибо рука моя доселе не оскудела от подаяния. Сегодня 25 мая. Благодатию Божией изгнал я бесов из женщины, которая восемнадцать лет страдала от них. Господи, благодарю Тебя за милость и силу Твою, явленную в прогнании демонов из рабы Твоей, крестьянки Ярославской губернии. Благодать Божия оставила меня, грешного, за чревоугодие и алчность.

Теперь я убежден из писем очевидцев, что нельзя обвинять одних христиан, вызванных на беспорядки евреями, и что в погроме виноваты преимущественно сами евреи 177. Кронштадтский Протоиерей Иоанн Сергиев 23 Мая 1903 г. Тотьма Телеграмма Путешествую благополучно приближаюсь к родине теперь Двине через пять дней буду в Суре 178. Будь здорова со всеми кто с тобой. Иоанн Кронштадтский. Игумении Таисии Солоповой. Архангельск Архангельск, 15 Июня 1903 г. Дорогая моя матушка Таисия! Твое дорогое письмо от 7 Июня я получил 15 Июня в Архангельске тотчас по моем прибытии туда. Благодарю тебя от всей души за твои материнские обо мне заботы и за твою неизменную ко мне преданность. Да воздаст тебе за них Господь сторицею. Дай Бог, в равное возмездие 179 , и мне иметь к тебе и ко всей твоей обители равную любовь, каковую и имею. Дай Бог тебе успехов во всех твоих предприятиях и строительных делах в пользу обителей. Закладку, даст Бог, совершу с радостию 180. Тебя вспоминаю во время путешествия и при служении Литургий, которые совершаю почти ежедневно в обителях и приходских церквах — и городских и сельских. Курсы для учительниц в вашей Леушинской обители, это манна небесная для России 182 ; такие, как из вашей школы, и нужны ныне для России, в виду толстовщины, усердно рассевающей по всей России хулу на Бога, на Церковь, на Правительство, на священство. Скажу несколько слов в бытность свою на «курсах» 183. В Суре я пробыл только три дня 184 ; вода чрезвычайно упала; нынешний год пришлось ехать на лошадях 300 верст 185. В Архангельске пробуду двое суток; 17-го выезжаю из Архангельска в Холмогоры к сестре моей родной состоящей в замужестве за священником и в Холмогорский женский монастырь. Там — два дня. Оттуда 20-го Июня отправлюсь в Устюг, там — один день, буду там не ранее 24-го 186 , оттуда — в Вологду, числа 27го; 28-го — в Кубенское озеро и в шлюзы; 29-го, вероятно, попадем в Шексну. В это время и переговорим с тобою 187. Помоги нам, Боже, во всем. Поклон тебе от всего сердца и всем сестрам и братии. Протоиерей Иоанн Сергиев. Петербург Дорогая, неоцененная, любящая матушка Таисия! Сейчас Божиего милостию служил Литургию на твоем подворье, и тебя обычно — и не только обычно, но и по влечению сердца — поминал на проскомидии и Литургии. Письмо твое из Рыбинска я получил и благодарю за твои материнские слова и советы. Премного благодарен за доставленное мне на твоем пароходе удовольствие плавать по Волге вниз и вверх 188.

Однажды в сентябре 1907 г. В дороге батюшка два раза повторил сопровождающим его лицам: «на заклание меня везете» и потом сказал: «Господи, да будет воля Твоя». В эмиграции инокиня Евфросиния Туликова , проживавшая в Белграде, записала рассказ молочницы Надежды, которая жила в Санкт-Петербурге на Тимофеевской улице и служила кронштадтскому чудотворцу, сопровождая его в карете во время частных выездов: «Приехали мы в очень богатый дом; в столовой был сервирован стол и поставлены всевозможные закуски. Батюшка спрашивает: «а где больной? Мы все забеспокоились. Слышалась за дверью возня; две из нас стали стучать в дверь, а третья побежала за кучером, которым был богатырской силы. Кучер вбежал и со всей силы плечом ударил в дверь и сломал замок. Нам представилась такая картина: батюшка лежал поперек кровати, на нем были подушки, а на них сидели три изувера; на полу была кровь. Кучер сбросил изуверов, взял на руки батюшку и отнес в карету. Мы все обливались слезами и просили у батюшки прощения. Мы не знали, что там были изуверы. Они порезали батюшке в паху. Когда батюшка пришел в себя, то строго запретил кому-либо говорить об этом, чтобы не было погромов. На другой день в газетах было объявлено, что батюшка болен». От увечий о.

Пророчества Иоанна Кронштадтского о будущем России

Он предсказал «русский Апокалипсис» Иоанн Кронштадтский подвергся критике со стороны либеральных и старообрядческих изданий, а также некоторых частных лиц, за свой отъезд 27 октября 1905 года из Кронштадта в Санкт-Петербург во время Кронштадтского восстания[117][118].
О.Иоанн Кронштадтский и Вологодчина Значение слова Кронштадтские восстания 1905 и 1906 в Большой советской энциклопедии БСЭ.
Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века. Урок для интеллигенции 1902–1908. Том II. В настоящем двухтомнике [здесь том второй] с возможной на сегодняшний день полнотой представлено эпистолярное наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющееся неотъемлемой частью его творений.
Он предсказал «русский Апокалипсис» / [HOST] Первого сентября 1902 года, в присутствии главного командира порта адмирала Степана Осиповича Макарова и множества горожан, на месте постройки храма на Якорной площади настоятелем Андреевского собора отцом Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен (21).

Иоа́нн Кроншта́дтский

Св. прав. Иоанн Кронштадтский († 20 дек. 1908) уже при жизни почитался православным народом как Всероссийский Пастырь, как "святой батюшка". В годы так называемой "первой революции" отец Иоанн активно поддержал простых русских людей. В половину 12-го часа ночи, отдохнув от посещений, отец Иоанн отбыл на вокзал. Провожать Кронштадтского пастыря собралась масса народа, заполнившая не только помещение вокзала, платформу, но и вокзальную площадь. Впервые серьёзно заболел в декабре 1904 года; 3 января 1905 года над ним, по его просьбе, причтом Андреевского собора было совершено таинство елеосвящения, которое проходило при большом стечении народа вокруг дома о. Иоанна.

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

  • Официальный сайт Монреальской и Канадской Епархии
  • 4. Иоанн Кронштадский
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908)
  • Прав. Иоанн Кронштадтский, протоиерей, чудотворец († 1908), память 2 января
  • КРОНШТАДТСКИЕ ВОССТАНИЯ и | это Что такое КРОНШТАДТСКИЕ ВОССТАНИЯ и ?

Святой наизнанку: что творилось в голове у Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский Заявление Иоанна Кронштадтского о вступлении его в Союз русского народа. Иоанн Кронштадтский стал вдохновителем и одним из учредителей Союза русского народа (СРН) в 1905 году.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ - Древо Иоанн Кронштадтский подвергся критике со стороны либеральных и старообрядческих изданий, а также некоторых частных лиц, за свой отъезд, если быть точнее бегство накануне 27 октября 1905 года из Кронштадта в Санкт-Петербург во время Кронштадтского восстания.
Иоанн Кронштадтский: три дня в Омске Первого сентября 1902 года, в присутствии главного командира порта адмирала Степана Осиповича Макарова и множества горожан, на месте постройки храма на Якорной площади настоятелем Андреевского собора отцом Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен (21).

«КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»

Знаменитый подвижник Церкви Христовой святой праведный Иоанн Кронштадтский является одним из самых почитаемых чудотворцев Святой Руси. Праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Сергиев) родился 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 19 октября 1829 г. (ст. ст.) или 1 ноября по в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье причетника (дьячка), предки которого священствовали примерно около трех веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 г. в семье бедного причетника Ильи Сергиева. 1902–1908. Том II. В настоящем двухтомнике [здесь том второй] с возможной на сегодняшний день полнотой представлено эпистолярное наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющееся неотъемлемой частью его творений.

Иоанн Кронштадтский

Имя «Иоанн Кронштадтский» с 1897 по 1907 год носил российский пароход. Имя «Иоанн Кронштадтский» с 2017 года носит новый катер связи проекта 21270 Военно-Морского Флота Российской Федерации. 28 июня [1905 г.]. Вторник. Служил Литургию вдвоем с отцом Феофаном без диакона; он был вместо диакона и за второго священника. Читал я каноны: умилительный, покаянный, Предтече и бессребреникам Киру и Иоанну. В сообщении на основе дореволюционной периодики рассматривается история посещения Екатеринбурга святым праведным Иоанном Кронштадтским (протоиереем Иоанном Сергиевым) 22–23 июня 1905 г. Впервые серьёзно заболел в декабре 1904 года; 3 января 1905 года над ним, по его просьбе, причтом Андреевского собора было совершено таинство елеосвящения, которое проходило при большом стечении народа вокруг дома о. Иоанна. Настоящее имя Иоанна Кронштадтского – Иоанн Ильич Сергиев. Он родился 19 (31 по новому стилю)октября 1829 года в деревне Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Предки мальчика по отцовской линии служили в церкви на протяжении трех столетий. 2 января — день памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).

Праведный Иоанн Кронштадтский

  • Кронштадтские восстания и
  • Каталог икон на сайте PravIcon.com
  • Рекомендуем
  • Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

КРОНШТАДТСКИЕ ВОССТАНИЯ 1905 и 1906

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич) родился 19 октября 1829 года в деревне Сура Архангельской губерн. Богом послан ему тяжелый Крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду». С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергиев) родился 19 октября (по новому стилю 1 ноября) 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Новые слова, произнесенные в 1905 году. Издание 1-е. Кронштадт, 1906Онъ поднялся въ глазахъ ихъ, и облако взяло Его изъ вида ихъ.

Святой наизнанку: что творилось в голове у Иоанна Кронштадтского

Господи, да воспрянет спящий царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость, дальновидность. Господи, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Восстань, Господи, в помощь Церкви Святой. В Свято-Ильинском издании 1980-го года, во втором томе книги И. Иоанна, литургию совершалъ Московский митрополитъ Макарий. После обеда в покоях настоятелыницы монастыря, игумении Ангелины, собрались несколько духовных лиц, а также и военных.

Митрополит Макарий прочел собравшимся одно место из дневника о. Иоанна Кронштадтского, в котором были описаны его видения и предсказания, касавшиеся России... Оказывается, что о. Иоанн за много лет до мировой войны совершенно точно занес в свой дневник и участников войны и ее исход. Военную неудачу царской России и связанную с ними революцию о.

Иоанн также предсказал. Он указал на продолжительность господства революционных идей, на бесчисленные жертвы революции, на потоки крови, на горе и на несчастия всего населения». Иоанн воистину — не предвидел, а знал, был носителем опытного знания, от Духа Святого. Силуан Афонский. Специально для «Столетия» Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция.

Но, взвесив в мыслях те суммы, которые получаю даром от других в разное время, и сумму, которую потребовал от близких моих спутник мой и которую не я платить буду, успокоился благодатию Божией и неприязнь преложил на приязнь к нему. Но вечером, часов в одиннадцать, враг бесплотный еще сильнее напал на меня через тот же помысл, через то же пристрастие к деньгам - я долго боролся с врагом и наконец именем Господним победил его мечту и козни злейшие и успокоился. Благодарю Господа, Победителя ада, за все Его благодеяния духовные и вещественные, благодарю Тебя, Владыко прещедрый! Утверди во мне сие, еже соделал еси, Владыко, и царствуй во мне. Слышу, старец Гефсиманского скита, что близ Сергиевой Лавры, отец Варнава недоброжелательно обо мне отозвался. Что я ему сделал? Нужно помолиться, чтобы Господь примирил наши сердца. Сегодня ко мне приходила жена моего бывшего секретаря и много мне наговорила дерзостей. И это за то, что я всячески поддерживал ее мужа, заботился о [их] семье.

Признаться, я не выдержал и резко попросил ее оставить мой дом. Суббота по Вознесении. Ночь провел покойно, только чувствовал небольшой озноб в спине. Надел потеплее подрясник. Утром встал здоровым. Но на душе и в теле было сильное уныние, помолился довольно лениво. Пришедши в церковь, ощущал сонное уныние и неприязнь невольную ко встречающимся по дороге и в храме. Тайно помолился Богу о моей перемене сердца, о даровании кротости, смирения, любви и сердечном расположении ко всем, и Господь дивно изменил состояние духа, дав спокойствие и незлобие, совершенно к лучшему изменил мой внутренний мир. Я спокойно и торжественно читал канон и потом совершил Литургию.

В середине ее враг усиливался поколебать мой мир пристрастием сердца к блестящему тлену митре - пожалел, чтобы не задымилась от горящих свечей и кадила - и теснотою и бессилием сердечным, но верою, тайной молитвой и теплым покаянием воспрянув, я одолел вражие наитие и успокоился. О сколь хитер, тонок и неусыпен враг, а наши глупые пристрастия сколь велики! Затем я умиленно, со слезами совершил Литургию и проповедь сказал смело, сильно и сердечно. Понедельник перед Троицкой неделей. Благодарю Господа, принявшего тайное мое покаяние глубокое и помиловавшего меня, и давшего мне благодать мира и обновления, правды и святыни. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Благодарю Господа, принявшего тайное покаяние мое в судительных и резких словах о Правительстве Русском, допустившем своими неправильными действиями Японскую войну; скорбь и теснота отошли от меня, и мир Божий воцарился в сердце моем с простором душевным. Слава Тебе, Всеблагому и Всеблагоуветливому Спасителю моему. Согрешил перед Богом, разгневавшись сильно на Е.

Я сильно озлобился. Господи, научи меня благости, тихости, ожиданию в терпении и долготерпению. Измени мое сердце изменением всепрощения, благости, кротости, незлобия. От Тебя ожидаю всепрощения; даруй мне и самому простить виновную. Какое глупое сердце! Какое нелепое пристрастие! А сколько у меня митр - до двадцати! А я уже старик! Кому они достанутся по смерти?

Разве износить их? За мишурой ли ты гонишься? За красотой ли прелестной, исчезающей? За узами или путами, связующими твою душу и охлаждающими ее к Богу, и лишающими общения с Ним, как недостойную? Прекрасно охарактеризовал святой апостол Иоанн Богослов всю прелесть плоти нашей и мира грешного:. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки" 1 Ин. От гордости и тщеславия происходит желание пышно и красиво одеваться, поэтому презирай блеск внешний; блистай тайно, внутри - духом. Убей во мне, Господи, всякое плотское греховное стремление, оскверняющее меня и разлучающее от Тебя, Источника жизни и святыни. Господи, болит душа моя грешная тлением.

От тли избави мя Духом Твоим Святым. Вижу плоты из многих дерев и сжимается сердце мое: зачем, думаю, истребляют леса и оголяют землю, а богачи наживают огромные капиталы и плохо, скудно оплачивают труд простолюдинов, крестьян. В Архангельске лесопромышленники наготовили горы бревен и досок для продажи англичанам. Но что тебе за дело, что лесами торгуют и лесопромышленников обогащают? Уж не жаль ли тебе, что и луга косят, и сено убирают, и нивы пожинают, и хлеб в житницы убирают? Уж не жаль ли тебе, что и солнце лучезарное светит и всю землю освещает и оживотворяет? Горняя помышляй человек, а не земная. О как хитер враг бесплотный, уязвляющий сердце пристрастием к тленным вещам видимого мира, - сердце, которое должно быть храмом Божиим. Один день я остался без службы Божией и почувствовал в себе оскудение духовной жизни, оскудение благодати, присутствие греховной силы, и нужна была немалая борьба с греховными усиливающимися влечениями.

Служба и Причастие Святых Тайн обновили мое существо, и я воспрянул, как от сна. Слава Богу! Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе" Ин. Истинно слово Владыки и Бога моего. Утро 19-го июня. Во всю ночь тревожили беспокойные сны. Сердце непокойное, холодное, напоенное дьявольским смятением и удрученное теснотою. Не оттого ли, что я ел скоромную треску и нарушил таким образом пост, да еще не помолился усердно на ночь: тайно, без поклонов совершил правило пред причащением. Господи, помилуй.

Вчера 18 июня в постный день я позволил себе, вопреки церковному установлению, под предлогом физической немощи лакомиться скоромной пищей и поесть более потребности свежей трески и тем дал большую поблажку плоти своей. И она наказала меня тем, что я дурно спал всю ночь, с тяжелыми снами, с холодом и скорбью сердца, с очевидным оставлением благодати Божией, с ненормальным пищеварением, со слабостью во всем теле, с тихостью в выговоре слов при богослужении в сельской церкви было очень много народу. Но причащение Святых Тайн меня оживило и утешило. Осторожность нужна во всем после бывшей болезни и по преклонности лет. В ночь на это число во время следования по железной дороге враг рода человеческого и мой представлял моему душевному взору удивительные адские фантасмагории В посту вижу повсюду на улицах множество нарядившихся в самые причудливые маски и костюмы, рыскающих по улицам с диким хохотом, или [вижу], будто бы я пришел служить в Казанский собор, прошу у священника служить с ним, хочу надеть подризник, а в рукава не влезают руки - рукава зашиты и рук не пропускают, а другого подризника нет, [я] принужден [был] ждать и не дождался, и обедню совершили без меня: досадно и обидно! Итак, всякие насмешки чинит мне враг во сне; многие и другие призраки были, но не упомню. Служил Литургию в Екатеринбурге, в женском монастыре Марии Магдалины, при десяти священниках и пяти диаконах. Господь дал обильные слезы умиления. Во время причащения Святых Тайн враг бесплотный запнул было меня на минуту, сопротивляясь Истине Божией через дебелость сердечную, но благодать при моем усилии рассеяла мираж вражий, и я успокоился, обновился, возрадовался и проповедь краткую сказал на тему "В дому Отца Моего обители многи суть.

Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный. Господи, даруй мне благодать не прилепляться к вещам мира сего потерял гребенку. Вождь нашего воинства А. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим. Согрешил я пред Тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения "Начало и конец видимого мира," что он, светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто! Пять суток 20-24 был в отлучке с судна "Св.

Николай," [следуя] по железной дороге из Котласа в Екатеринбург. Благодарю Господа за весь путь и за все, что я испытал в городе Екатеринбурге, за всю любовь населения ко мне, за все горячее расположение, которое я видел в продолжение трех суток. В конце обратного пути Господь скоро и державно избавил меня от тайного искушения по поводу воспоминания о лукавом отношении ко мне годов десять тому назад епископа, ныне архиепископа А. Я осудил себя искренно в неприязни и просил Господа изменить мои чувства к нему на приязненные и доброжелательные, что и дал Господь. Другое подобное чувство неприязни и подозрения было к Сурской начальнице женского монастыря монахине Порфирии, и за покаяние Господь переменил мои чувства к ней неприязненные на дружественные, благодатные и доброжелательные, и я успокоился. Утро, 2 часа ночи. Недостаток мой. Испытания меня святым Ангелом Хранителем. Спал я днем на пароходе "Св.

Николай" в четыре часа. Будто я в школе, в Семинарии, учеником, вместе с мальчиками, коих учитель спрашивает урок; учитель же как будто Михаил Иванович Сибиряков или Михаил П. Я неисправен и боюсь, что вот вызовет к ответу; и думается - не вызовет, а то думаю - ну как вызовет! Неловко, вызывает. Смущаюсь и думаю: о чем спросит? Вдруг он просит меня отслужить панихиду. Спрашиваю: "За кого молиться? А я по смущению бесовскому за покойников молиться твердо не умею. Молюсь и робею, диавол смущает и вземлет слова от сердца, кое-как выговорил ектению и даже молитву: "Боже духов и всякия плоти...

Вижу, что не совсем доволен, и я не доволен. Да и как же, когда окаянный смущает и крадет слова, и я не могу справиться с ним и с собой. А в самом деле надо молиться за отца Цветкова и Михаила Деплоранского. Цветков плохо жил, пиво пил и нечто другое творил. Прости ему, Господи! Служил Литургию вдвоем с отцом Феофаном без диакона; он был вместо диакона и за второго священника. Читал я каноны: умилительный, покаянный, Предтече и бессребреникам Киру и Иоанну. Благодарю Господа за дар Литургии и за причащение Святых Тайн; причастил и служащих на пароходе.

Во время причащения Святых Тайн враг бесплотный запнул было меня на минуту, сопротивляясь Истине Божией через дебелость сердечную, но благодать при моем усилии рассеяла мираж вражий, и я успокоился, обновился, возрадовался и проповедь краткую сказал на тему "В дому Отца Моего обители многи суть.

Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный. Господи, даруй мне благодать не прилепляться к вещам мира сего потерял гребенку. Вождь нашего воинства А. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим. Согрешил я пред Тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения "Начало и конец видимого мира," что он, светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто! Пять суток 20-24 был в отлучке с судна "Св.

Николай," [следуя] по железной дороге из Котласа в Екатеринбург. Благодарю Господа за весь путь и за все, что я испытал в городе Екатеринбурге, за всю любовь населения ко мне, за все горячее расположение, которое я видел в продолжение трех суток. В конце обратного пути Господь скоро и державно избавил меня от тайного искушения по поводу воспоминания о лукавом отношении ко мне годов десять тому назад епископа, ныне архиепископа А. Я осудил себя искренно в неприязни и просил Господа изменить мои чувства к нему на приязненные и доброжелательные, что и дал Господь. Другое подобное чувство неприязни и подозрения было к Сурской начальнице женского монастыря монахине Порфирии, и за покаяние Господь переменил мои чувства к ней неприязненные на дружественные, благодатные и доброжелательные, и я успокоился. Утро, 2 часа ночи. Недостаток мой. Испытания меня святым Ангелом Хранителем. Спал я днем на пароходе "Св.

Николай" в четыре часа. Будто я в школе, в Семинарии, учеником, вместе с мальчиками, коих учитель спрашивает урок; учитель же как будто Михаил Иванович Сибиряков или Михаил П. Я неисправен и боюсь, что вот вызовет к ответу; и думается - не вызовет, а то думаю - ну как вызовет! Неловко, вызывает. Смущаюсь и думаю: о чем спросит? Вдруг он просит меня отслужить панихиду. Спрашиваю: "За кого молиться? А я по смущению бесовскому за покойников молиться твердо не умею. Молюсь и робею, диавол смущает и вземлет слова от сердца, кое-как выговорил ектению и даже молитву: "Боже духов и всякия плоти...

Вижу, что не совсем доволен, и я не доволен. Да и как же, когда окаянный смущает и крадет слова, и я не могу справиться с ним и с собой. А в самом деле надо молиться за отца Цветкова и Михаила Деплоранского. Цветков плохо жил, пиво пил и нечто другое творил. Прости ему, Господи! Служил Литургию вдвоем с отцом Феофаном без диакона; он был вместо диакона и за второго священника. Читал я каноны: умилительный, покаянный, Предтече и бессребреникам Киру и Иоанну. Благодарю Господа за дар Литургии и за причащение Святых Тайн; причастил и служащих на пароходе. Господи, еще я сильно тяготею к земле, еще я ревную к лукавнующим и обогащающимся быстро за счет бедного русского народа лесопромышленникам Архангельским, преимущественно немцам, евреям и отчасти русским Николай Осипович Шаврин.

Последний особенно богат: забыл Бога, Церковь, бедных. Суди их, Боже Праведный! Господи, за все благодарю Тебя, и за немощи и болезни. Благодарю Тебя, что они сносны и терпимы. Доселе еще я не научился ненавидеть грех, доселе еще я сочувствую греху в себе или в других, хотя скоро опамятоваюсь и осуждаю себя и признаю нелепость и противность его заповеди Божией и моему истинному благу. Окаянен я человек, кто мя избавит от тела смерти сея? Враг бесплотный, внутри нас, в сердце нашем гнездящийся, постоянно старается высмеивать, осквернять мысленно природные необходимые члены, созданные Творцом для естественных отправлений, а то и святые лица и предметы, достойные всякого уважения, а уж какие истории делает над ними во сне, какие строит химеры, описать невозможно. Вспоминаю бесовские хвастовства у Игнатия Брянчанинова: "Наше время, наши годы. Как наяву, так и во сне, враг льстит и борет души и мою душу бесчисленными греховными мечтаниями.

Помоги мне побороть его. В Будущей Жизни и на ум не придут такие грехи и погибнет память их, но будет тогда только правда и святость, мир и блаженство нескончаемое. Каждый час и минуту я должен внимать себе, чтобы не дать воли дикому ослу - моему ветхому человеку - исполнить свою ослиную пагубную волю и подвергнуть меня бесчисленным опасностям греха и нарушить праведную и блаженную волю Бога моего. Проклинаю мирскую, плотскую страсть неподобную и хочу всем сердцем возненавидеть ее и не мечтать о ней, и благоговеть пред законом чадородия и пред вратами жизни, коими я вошел по милости Божией. Господи, проклинаю все сладострастное, бессмысленное и пагубное и не хочу исполнить его. Но грешен я пред Господом, делая уступку плоти, в чем и окаяваю себя. Ветхий, бессмысленный, страстный человек всем соблазняется и от всего смущается, даже всеми святыми вещами соблазняется и собственным телом. Как надо постоянно презирать своего ветхого человека, не следовать ему, распинать его, по меткому выражению церковной песни:. Прости мне мое сладострастие: я пожалел приготовленного для меня меду для питья, выпитого в пути со мной.

Каким бедам и насмешкам подвергает меня враг во сне, какие мечтания неподобные, нелепые сновидения внушает - высказать невозможно! Уж и лиходей проклятый! Но причины таких вражьих мечтаний находятся во мне, многострастном. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Ну уж и враг рода человеческого. Хитер он на выдумки и мечтания во время моего сна! То с папами и кардиналами вводит меня в любезное общение, непременно любезное, заискивающее - с моей и их стороны, то с царскими чиновниками разных рангов и на свидание с царем влечет, как бы требующими от меня материальных жертв, а я жертвую скупо, неохотно, ссылаясь на мои монастыри, требующие материального пособия. Господи, расположи сердце мое к памяти бывшего митрополита Исидора, сурово, гордо всегда принимавшего меня, а впрочем, и не лишавшего меня земных наград и тщетных славиц - крестов и орденов. Вечная ему память!

Когда будет конец многострастной, несмысленной, похотливой плоти моей, навыкшей с юности всякому греху? Когда я прокляну и совершенно презрю ее, окаянную, богопротивную, лживую, льстивую, пагубную? Ведь она, окаянная, отвлекает меня от любви Божией и нудит не радеть о душе бессмертной, которая создана по образу Божию. Что за бессмыслие! Что за безумство! Что за навыки! Господи, помилуй! Мне ли ревновать, обогащенному Богом всеми дарами Неба и земли, ежедневному причастнику Божественных Тайн, имеющему в обетовании Вечную Жизнь, создавшему обители во славу Божию, храм великолепный на родине, школу церковноприходскую, получившему в удел для обителей множество земли с лесом и всякими угодиями, имеющему подворье монастырское в городе Архангельске, получившему от Бога добрую славу и великое повсюдное расположение ко мне простых верующих людей русских, имеющему достаток, всякую пищу и одеяние как священное, так и мирское? Главное же это то, что я обладаю Источником Неоскудевающим - Богом, Который дал Себя Самого мне в достояние неотъемлемое.

Итак, помилуй, Господи, меня, раба Твоего! И не дай мне ревновать лукавнующим и творящим беззаконие, ибо, как трава, они скоро иссохнут и, яко зелие - злак, скоро отпадут. Да взираю на Небо и на уготовленные мне блага. Господи, отврати очи мои, еже не видети суеты! Господи, благодарю Тебя, ибо Ты изменил душу мою изменением благодатным, даровав мне мир и пространство сердечное с правотою духа моего. Всякую ночь злые демоны поят меня презрением и насмешками. Под видом учителей средних и высших учебных заведений, директора и коллегии преподавателей они посмеялись над книгами моими, прекрасными, духовного содержания, коим я просил дать место в библиотеке. А потом, когда я уходил от них с бесчестием, один из них подшутил, сказав, что он выписал мои слова. Я поверил и поблагодарил за честь.

Все это будто наяву. Согрешил: вечером лишний раз попил чаю и поел булочки рыхлой на сахаре. Не надо было. Я раб чрева и раб многострастной плоти! Доколе ты будешь коснеть в узах тления? Доколе не вознесешься к нетлению, к Небу, к вечному, непреходящему? А между тем ты причащаешься почти ежедневно Святых Животворящих Тайн! В городе Кириллове заезжали на подворье Леушинское к игумении Таисии минут на десять, а оттуда в усадьбу купца Кирилловского Григория Александровича Валькова и супруги его Елены Алексеевны; угостившись обедом, отправились оттуда в Ферапонтову обитель, где ночую и служу завтра Литургию. При въезде в усадьбу Валькова в ветхом человеке моем возникла зависть к дешево купленному имению и благополучию Валькова.

Сердце сжалось и лишилось благодати. Я тогда тайно принес покаяние Господу от всей души, и Господь помиловал меня, простил, отъял грех, умиротворил душу, дал ей простор и дерзновение. Слава Господу, скоропослушливому и благоуветливому! Во сне ночном враг всяким образом издевается и коварствует надо мной. Молиться надо усерднее на ночь и просить Господа послать мне Ангела святого, чтобы он окружил меня святыми видами и святыми, чистыми, назидательными сновидениями. Нужно непрестанное к себе внимание и хранение ума и сердца от помыслов суетных и чувств греховных, житейских и страстных, и наполнение души своей помыслами и чувствами святыми, образами чистыми, божественными. Елика суть истинна, елика чиста, елика пречиста, елика достохвальна, елика прелюбезна... Сия помышляйте, и Бог любве и мира будет с вами... Положение ризы и честного пояса Пресвятыя Богородицы.

Служил в городе Череповце в подворской Леушинской церкви. На утрене каноны два читал с воодушевлением; Литургию служил благоговейно. Враг усиливался занять душу пристрастием мирским, но благодатию, призванною тайно, победил. Служил умиленно и со слезами, причастился животворно. Причастников-младенцев множество, мирян не очень много, человек сорок. Под конец раздражился минутно на неумелость матерей - крестьянок и мещанок - подносить ребят и на упорство младенцев. Благодать мира оставила меня; вошел огонь адский, овладели мною смущение, скорбь и теснота.

В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.

Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, отец Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей! Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость отца Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась. Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки — экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми.

В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божьим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда отца Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени. Когда 20 июля 1890 года Иоанн Кронштадтский служил в соборном храме Харькова, на Соборной площади собралось свыше 60 000 человек. Где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей: вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек. Распорядок дня Иоанна Кронштадтского В этом доме на втором этаже находилась квартира причта Андреевского собора — Иоанн Кронштадтский жил в ней с 1855 по 1908 год Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии.

При Иоанне Кронштадтском дом был двухэтажным, но в советское время к нему пристроили еще два этажа, что сильно запутало историков когда искали квартиру. На фото: макет дома, как он выглядел раньше Около 4 часов он отправлялся в собор к утреней. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Гостиная квартиры-музея Иоанна Кронштадтского За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, им была введена общая исповедь. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи.

Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов. Проповедь в Андреевском соборе Кронштадта По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Чтение отца Иоанна на клиросе было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания.

Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более 2-х часов. Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть. После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи.

Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей! Преподавательская деятельность Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище с 1857г. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных».

На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопросы о науках на второй план.

Сообщить об опечатке

  • Святой в шёлковой рясе
  • 02 января. Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века. — Крестовоздвиженский Женский Монастырь
  • Иоанн Кронштадтский
  • Читайте также
  • Кронштадтские восстания и
  • Святой: Иоанн Кронштадтский

Пророчества Иоанна Кронштадтского о будущем России

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский и Император Николай II. | Эпоха Николая II Иоанн Кронштадтский стал вдохновителем и одним из учредителей Союза русского народа (СРН)[79] в 1905 году.
Кончина и погребение, Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: Воспоминания самовидцев КРОНШТАДТСКИЕ ВОССТАНИЯ 1905 и 1906 — революц. восстания матросов и солдат Кронштадта в период революции 1905-07. Восстание 1905. Летом 1905 усилилось революц. брожение в Кронштадтском гарнизоне, пополнившемся большим количеством запасных.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ Протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829—1908/1909), почётный член Союза русского народа. 2 января — день памяти Иоанна Кронштадтского (в миру — Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908/1909), ныне — одного из весьма почитаемых деятелей дореволюционной церкви.
Праведный Иоанн Кронштадтский и Император Николай II Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Новые слова, произнесенные в 1905 году. Издание 1-е. Кронштадт, 1906Онъ поднялся въ глазахъ ихъ, и облако взяло Его изъ вида ихъ.

«КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»

Дорогую одежду некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе, и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему. Личный дневник С 14 декабря 1856 года вёл дневник, который хранится в Российском государственном историческом архиве и который впервые был использован в исследовании 2000 профессора университета штата Нью-Йорк в Олбани Надежды Киценко q. Содержание записей дневника, отражающего личные переживания и мысли Иоанна, отличают крайняя самокритичность и «даже откровенно негативный» к самому себе тон. Правда, подобное отношение к себе вполне характерно для православной аскетики. Общественно-политическая деятельность В 1903 году, вместе с епископом Волынским Антонием Храповицким , выступил с осуждением кишинёвского погрома их совместно подписанное «Слово о кишиневских событиях» Кишинев, 1903, и Одесса, 1903 распространялось еврейскими обществами , чем навлёк на себя гнев и негодование со стороны крайне правых. Приветствовал создание Союза русского народа монархической организации, основанной в 1905 году, и впоследствии ставшей крупнейшей в Империи , а в 1907 году вступил в него рядовым членом. Был известен как большой подвижник и популяризатор трезвеннического движения в Российской Империи. Являлся, в частности, почётным членом и жертвователем «Казанского Общества Трезвости», издававшего массовыми тиражами «Слова отца Иоанна Ильича Сергеева против пьянства» и другие его проповеди и обращения.

Болезнь и кончина Впервые серьёзно заболел в декабре 1904 года; 3 января 1905 года над ним, по его просьбе, причтом Андреевского собора было совершено таинство елеосвящения, которое проходило при большом стечении народа вокруг дома о. Последние 3 года страдал «мучительной болезнью мочевого пузыря» последнее, возможно, связано с ранением в паховую область, нанесенным ему, согласно некоторым свидетельствам, в одном из домов, куда его пригласили якобы для молитвы над больным, о чём отец Иоанн попросил своих спутников никому не рассказывать «чтобы не было погромов». Ежедневно приобщаясь Святых Таин; последнюю литургию совершил 9 декабря 1908 года; в последние дни Святые Дары ему приносили ежедневно в дом. Скончался в Кронштадте 20 декабря 1908 года, в 7 час. Погребение Заупокойные службы в Андреевском соборе возглавлял епископ Гдовский Кирилл Смирнов ; присутствовали местные военные чины, в частности дальний родственник почившего — командир Кронштадтского порта контр-адмирал Иван Григорович. В Петербурге по пути следования процессии были расставлены усиленные наряды полиции; у вокзала, который был полностью оцеплен, «полиции масса». Чрез градоначальника Драчевского последовало повеление процессии идти мимо Зимнего дворца, по набережной. В Иоанновский монастырь на Карповке тело было доставлено около 20 час.

Благодарю Господа, Победителя ада, за все Его благодеяния духовные и вещественные, благодарю Тебя, Владыко прещедрый! Утверди во мне сие, еже соделал еси, Владыко, и царствуй во мне. Слышу, старец Гефсиманского скита, что близ Сергиевой Лавры, отец Варнава недоброжелательно обо мне отозвался. Что я ему сделал? Нужно помолиться, чтобы Господь примирил наши сердца. Сегодня ко мне приходила жена моего бывшего секретаря и много мне наговорила дерзостей. И это за то, что я всячески поддерживал ее мужа, заботился о [их] семье. Признаться, я не выдержал и резко попросил ее оставить мой дом. Суббота по Вознесении. Ночь провел покойно, только чувствовал небольшой озноб в спине.

Надел потеплее подрясник. Утром встал здоровым. Но на душе и в теле было сильное уныние, помолился довольно лениво. Пришедши в церковь, ощущал сонное уныние и неприязнь невольную ко встречающимся по дороге и в храме. Тайно помолился Богу о моей перемене сердца, о даровании кротости, смирения, любви и сердечном расположении ко всем, и Господь дивно изменил состояние духа, дав спокойствие и незлобие, совершенно к лучшему изменил мой внутренний мир. Я спокойно и торжественно читал канон и потом совершил Литургию. В середине ее враг усиливался поколебать мой мир пристрастием сердца к блестящему тлену митре - пожалел, чтобы не задымилась от горящих свечей и кадила - и теснотою и бессилием сердечным, но верою, тайной молитвой и теплым покаянием воспрянув, я одолел вражие наитие и успокоился. О сколь хитер, тонок и неусыпен враг, а наши глупые пристрастия сколь велики! Затем я умиленно, со слезами совершил Литургию и проповедь сказал смело, сильно и сердечно. Понедельник перед Троицкой неделей.

Благодарю Господа, принявшего тайное мое покаяние глубокое и помиловавшего меня, и давшего мне благодать мира и обновления, правды и святыни. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Благодарю Господа, принявшего тайное покаяние мое в судительных и резких словах о Правительстве Русском, допустившем своими неправильными действиями Японскую войну; скорбь и теснота отошли от меня, и мир Божий воцарился в сердце моем с простором душевным. Слава Тебе, Всеблагому и Всеблагоуветливому Спасителю моему. Согрешил перед Богом, разгневавшись сильно на Е. Я сильно озлобился. Господи, научи меня благости, тихости, ожиданию в терпении и долготерпению. Измени мое сердце изменением всепрощения, благости, кротости, незлобия. От Тебя ожидаю всепрощения; даруй мне и самому простить виновную. Какое глупое сердце!

Какое нелепое пристрастие! А сколько у меня митр - до двадцати! А я уже старик! Кому они достанутся по смерти? Разве износить их? За мишурой ли ты гонишься? За красотой ли прелестной, исчезающей? За узами или путами, связующими твою душу и охлаждающими ее к Богу, и лишающими общения с Ним, как недостойную? Прекрасно охарактеризовал святой апостол Иоанн Богослов всю прелесть плоти нашей и мира грешного:. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки" 1 Ин.

От гордости и тщеславия происходит желание пышно и красиво одеваться, поэтому презирай блеск внешний; блистай тайно, внутри - духом. Убей во мне, Господи, всякое плотское греховное стремление, оскверняющее меня и разлучающее от Тебя, Источника жизни и святыни. Господи, болит душа моя грешная тлением. От тли избави мя Духом Твоим Святым. Вижу плоты из многих дерев и сжимается сердце мое: зачем, думаю, истребляют леса и оголяют землю, а богачи наживают огромные капиталы и плохо, скудно оплачивают труд простолюдинов, крестьян. В Архангельске лесопромышленники наготовили горы бревен и досок для продажи англичанам. Но что тебе за дело, что лесами торгуют и лесопромышленников обогащают? Уж не жаль ли тебе, что и луга косят, и сено убирают, и нивы пожинают, и хлеб в житницы убирают? Уж не жаль ли тебе, что и солнце лучезарное светит и всю землю освещает и оживотворяет? Горняя помышляй человек, а не земная.

О как хитер враг бесплотный, уязвляющий сердце пристрастием к тленным вещам видимого мира, - сердце, которое должно быть храмом Божиим. Один день я остался без службы Божией и почувствовал в себе оскудение духовной жизни, оскудение благодати, присутствие греховной силы, и нужна была немалая борьба с греховными усиливающимися влечениями. Служба и Причастие Святых Тайн обновили мое существо, и я воспрянул, как от сна. Слава Богу! Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе" Ин. Истинно слово Владыки и Бога моего. Утро 19-го июня. Во всю ночь тревожили беспокойные сны. Сердце непокойное, холодное, напоенное дьявольским смятением и удрученное теснотою. Не оттого ли, что я ел скоромную треску и нарушил таким образом пост, да еще не помолился усердно на ночь: тайно, без поклонов совершил правило пред причащением.

Господи, помилуй. Вчера 18 июня в постный день я позволил себе, вопреки церковному установлению, под предлогом физической немощи лакомиться скоромной пищей и поесть более потребности свежей трески и тем дал большую поблажку плоти своей. И она наказала меня тем, что я дурно спал всю ночь, с тяжелыми снами, с холодом и скорбью сердца, с очевидным оставлением благодати Божией, с ненормальным пищеварением, со слабостью во всем теле, с тихостью в выговоре слов при богослужении в сельской церкви было очень много народу. Но причащение Святых Тайн меня оживило и утешило. Осторожность нужна во всем после бывшей болезни и по преклонности лет. В ночь на это число во время следования по железной дороге враг рода человеческого и мой представлял моему душевному взору удивительные адские фантасмагории В посту вижу повсюду на улицах множество нарядившихся в самые причудливые маски и костюмы, рыскающих по улицам с диким хохотом, или [вижу], будто бы я пришел служить в Казанский собор, прошу у священника служить с ним, хочу надеть подризник, а в рукава не влезают руки - рукава зашиты и рук не пропускают, а другого подризника нет, [я] принужден [был] ждать и не дождался, и обедню совершили без меня: досадно и обидно! Итак, всякие насмешки чинит мне враг во сне; многие и другие призраки были, но не упомню. Служил Литургию в Екатеринбурге, в женском монастыре Марии Магдалины, при десяти священниках и пяти диаконах. Господь дал обильные слезы умиления. Во время причащения Святых Тайн враг бесплотный запнул было меня на минуту, сопротивляясь Истине Божией через дебелость сердечную, но благодать при моем усилии рассеяла мираж вражий, и я успокоился, обновился, возрадовался и проповедь краткую сказал на тему "В дому Отца Моего обители многи суть.

Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный. Господи, даруй мне благодать не прилепляться к вещам мира сего потерял гребенку. Вождь нашего воинства А. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим. Согрешил я пред Тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения "Начало и конец видимого мира," что он, светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто! Пять суток 20-24 был в отлучке с судна "Св. Николай," [следуя] по железной дороге из Котласа в Екатеринбург.

Благодарю Господа за весь путь и за все, что я испытал в городе Екатеринбурге, за всю любовь населения ко мне, за все горячее расположение, которое я видел в продолжение трех суток. В конце обратного пути Господь скоро и державно избавил меня от тайного искушения по поводу воспоминания о лукавом отношении ко мне годов десять тому назад епископа, ныне архиепископа А. Я осудил себя искренно в неприязни и просил Господа изменить мои чувства к нему на приязненные и доброжелательные, что и дал Господь. Другое подобное чувство неприязни и подозрения было к Сурской начальнице женского монастыря монахине Порфирии, и за покаяние Господь переменил мои чувства к ней неприязненные на дружественные, благодатные и доброжелательные, и я успокоился. Утро, 2 часа ночи. Недостаток мой. Испытания меня святым Ангелом Хранителем. Спал я днем на пароходе "Св. Николай" в четыре часа. Будто я в школе, в Семинарии, учеником, вместе с мальчиками, коих учитель спрашивает урок; учитель же как будто Михаил Иванович Сибиряков или Михаил П.

Я неисправен и боюсь, что вот вызовет к ответу; и думается - не вызовет, а то думаю - ну как вызовет! Неловко, вызывает. Смущаюсь и думаю: о чем спросит? Вдруг он просит меня отслужить панихиду. Спрашиваю: "За кого молиться? А я по смущению бесовскому за покойников молиться твердо не умею. Молюсь и робею, диавол смущает и вземлет слова от сердца, кое-как выговорил ектению и даже молитву: "Боже духов и всякия плоти... Вижу, что не совсем доволен, и я не доволен. Да и как же, когда окаянный смущает и крадет слова, и я не могу справиться с ним и с собой. А в самом деле надо молиться за отца Цветкова и Михаила Деплоранского.

Цветков плохо жил, пиво пил и нечто другое творил. Прости ему, Господи! Служил Литургию вдвоем с отцом Феофаном без диакона; он был вместо диакона и за второго священника. Читал я каноны: умилительный, покаянный, Предтече и бессребреникам Киру и Иоанну. Благодарю Господа за дар Литургии и за причащение Святых Тайн; причастил и служащих на пароходе. Господи, еще я сильно тяготею к земле, еще я ревную к лукавнующим и обогащающимся быстро за счет бедного русского народа лесопромышленникам Архангельским, преимущественно немцам, евреям и отчасти русским Николай Осипович Шаврин. Последний особенно богат: забыл Бога, Церковь, бедных.

Естественно, при таком настрое они никак не могли принять отца Иоанна — он противоречил всем их принципам. Они отвергали церковное учение — а он его горячо защищал; они отвергали монархию — а он был убежденным монархистом; они превозносили светскую культуру — а он ее весьма эмоционально критиковал особенно театр. Причем все он делал ярко, заметно. Словом, они воспринимали отца Иоанна как конкурента в борьбе за влияние на умы. Иногда эта ненависть к отцу Иоанну доходила до крайностей. Есть воспоминание современников о том, как отец Иоанн во время Литургии, когда должно было начаться причастие, вышел с Чашей — и, увидев, как некий студент прикуривает от лампады, сделал ему замечание. Студент же ударил отца Иоанна, Чаша частично расплескалась, камни, на которые попали Святые Дары, были потом вынуты и брошены в море, а студента народ едва не растерзал. Известны и другие случаи, уже не физической, а «творческой» расправы, например, издевательская пьеса В. Протопопова «Черные вороны», основанная на газетных фельетонах, или повесть Н. Лескова «Полунощники», где жестоко высмеивалось окружение отца Иоанна с явным намеком на то, что все это шарлатанство. С 1905 года, после либерализации цензуры, в прессе стали появляться карикатуры на отца Иоанна, иногда откровенно непристойные. Фото 1904 г. В разных плоскостях — А Толстой? Отец Иоанн его постоянно обличал за нападки на Православие. Отвечал ли ему Лев Николаевич? Есть отдельные его высказывания, что, дескать, я отца Иоанна не читал, ничего сказать не могу, мне это неинтересно. То есть Лев Толстой не вступал в полемику. Причину я вижу в том, что Толстой по своему происхождению, кругу общения, образу жизни находился совсем в иной плоскости, нежели отец Иоанн. Граф Толстой был аристократом, при всем своем демонстративном демократизме. Отвечать людям вроде отца Иоанна ему, возможно, казалось ниже своего достоинства: отец Иоанн — это какой-то «старичок», «из трупа» которого власть делает «предмет народного поклонения». Вообще, единственное, в чем пересекались «плоскости» Льва Толстого и отца Иоанна, — это вера. И тут-то и летели искры, тут-то и разгоралась борьба за умы. Надо сказать, что и отец Иоанн спорил-то, по сути, не с Толстым, а с теми, кто увлекся толстовским учением. Да, в статьях отца Иоанна есть слова вроде «опомнись, граф Толстой, прекрати хулить…» Но целевая аудитория этих статей — не сам Лев Николаевич, а молодежь, увлекшаяся толстовством. Есть архивные свидетельства, что родители этих молодых людей приходили к отцу Иоанну в слезах, просили помощи: наши дети духовно погибают. Разумеется, отец Иоанн как пастырь, ответственный за души пасомых, не мог молчать, и использовал все свои возможности, весь свой авторитет, все свое влияние, чтобы обличить неправду Толстого и тем самым вернуть в Церковь хотя бы кого-то из соблазнившихся. Да, отец Иоанн делал это очень эмоционально, да, в его дневниках есть очень «неполиткорректные» слова по поводу Льва Толстого, которые можно со стороны воспринять даже как пожелание тому смерти, но такая пылкость имеет своей причиной не ненависть, а любовь к своим духовным чадам. При этом, заметьте, обращался он не к не-грамотным людям, понятия не имевшим о толстовской критике христианства, а к образованной части общества, точнее сказать, к молодежи, получившей образование, начавшей читать, думать, искать правду, но еще, в силу возраста, очень нестойкой, легко соблазняющейся любыми модными идеями. Как пастырь Церкви он обязан был свидетельствовать им об Истине, о Православии. Помимо Толстого, что, не было других идеологических противников, других проповедников безбожия? Земное Отечество страдает за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами об общем безверии и развращении России». Для отца Иоанна Лев Толстой был наиболее ярким, персональным проявлением того неверия, которое он видел во всех слоях образованного общества, вплоть до государя императора. Иначе говоря, Толстой стал для отца Иоанна неким символом предательства православной веры, в Толстом отец Иоанн видел полнейшее воплощение той тенденции, которая его пугала. Преувеличивал ли он объективную меру влияния Толстого? Если глядеть из XXI века, то, возможно, да. Но тогда, сто с лишним лет назад, все виделось иначе. Отец Иоанн же был простым человеком, плотью от плоти народа и Льва Толстого воспринимал как некоего оракула, на которого с восхищением смотрит образованное юношество, перед гением которого даже власть склоняется и закрывает глаза на разрушение им основ бытия. Отсюда и такая прицельная фокусировка на его фигуре, отсюда такая эмоциональность его статей. Целевая аудитория услышала отца Иоанна? Был какой-то отклик? В его личном архивном фонде есть множество писем и от родителей, которые просят спасти их детей от лжеучений Толстого, и письма от молодежи, где та негодует: как, мол, вы смеете поднимать свой голос против великого писателя, против гения и гордости земли русской? Есть также и письма от родителей, которые рассказывают отцу Иоанну про реакцию своих детей на его обличительные статьи против Толстого. Реакция была разной, чаще негативной, но были и те, кто задумался. А возможно, слова отца Иоанна возымели воздействие не сразу после их прочтения, а много лет спустя. В общем, вся эта полемика с учением Толстого была не зря. Одна из главных ее особенностей — ангажированность, неспособность к непредвзятому восприятию чего бы то ни было. С одной стороны, претензия на учительство мы сейчас просветим темный народ и приведем его к счастью , с другой — абсолютная нетерпимость к иной точке зрения.

Тимофеев вспоминал, как он с друзьями решил разоблачить мнимую святость знаменитого священника. Один из них притворился больным, а товарищи позвали отца Иоанна, чтобы помолился о выздоровлении. Приехав на квартиру, батюшка увидел притворщика в кровати и сказал: — Теперь я тебе не нужен, но скоро понадоблюсь. Помолился, денег не взял и уехал. Участник розыгрыша вспоминал: «Мнимый больной хочет встать с кровати, но не может. Его приковала к ней неведомая сила. Сначала мы не поверили, думали, что притворяется, шутит, а потом и сами струхнули не на шутку». Поехали студенты опять к отцу Иоанну и стали со слезами на глазах каяться в своем проступке. Святой их утешил, сказал, что их приятель здоров и отпустил с миром. Когда они вернулись, оказалось, что он, действительно, выздоровел. И другой случай, не менее известный, рассказанный А. Анкировой: «Когда мы стали разговаривать с о. Иоанном, он говорит мне: — Говори громче, потому что я плохо слышу с тех пор, как меня студент ударил в Андреевском соборе по щеке. Продолжая речь, о. Иоанн рассказал мне подробности этого случая так: — Однажды, когда я служил обедню в Андреевском соборе и вышел из царских врат с чашей, то увидел студента, который закуривал папиросу от лампады перед иконой Спасителя. Но народ схватил студента.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий