Социализация прекращается с выходом человека на пенсию

Агенты и институты социализации. Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума. Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на опреде-ленном этапе жизненного пути. Что такое социализация индивида. Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности. Статус пожилых людей в современном обществе зависит от множества факторов: уровня образования, семейного положения, размера дохода, места жительства, места, занимаемого в социально-профессиональной структуре до выхода на пенсию и т.д.

Лигостаев Александр Георгиевич

Социализация индивида Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О. Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека.
Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире, Типологии старости 1. Ожидания, связанные с выходом на пенсию Выход на пенсию – сложное, многоплановое социальное событие и социальный процесс. Он складывается из этапа подготовки к оставлению работы, этапа принятия непосредственного решения о прекращении трудовой деятельности и.
5. Понятие социализации и механизмы ее воздействия Следующая стадия социализации — маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) — это социализация подростка.
Социализация пожилых: особенности и важность взаимодействия в старшем возрасте Как уже говорилось, социализация человека представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Педагогика социального развития, социализации человека

Наиболее распространенной точкой зрения является следующая: выделяется следующие основные этапы социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). Также большой морально-психологический ущерб наносит пожилым людям утрата ими тех социальных связей, которые раньше играли значительную роль в их жизни. Мнение пожилых людей о проблемах, связанных с выходом на пенсию. Что такое социализация индивида. Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности.

Социально-психологические аспекты социализации личности

С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек до выхода на пенсию, тем труднее ему будет смириться с неизбежными материальными. Когда заканчивается социализация человека? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒. 1. С окончанием учебы. 2. Со вступлением в брак. 3. С того момента, как человек начинает сам себя обеспечивать. 4. С выходом на пенсию. Примером социологического подхода является точка зрения вой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Выход на пенсию изменяет роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

Этапы и факторы социализации личности. С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек до выхода на пенсию, тем труднее ему будет смириться с неизбежными материальными.
Стадии социализации или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации.
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — Студопедия.Нет Когда заканчивается социализация человека? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒. 1. С окончанием учебы. 2. Со вступлением в брак. 3. С того момента, как человек начинает сам себя обеспечивать. 4. С выходом на пенсию.

Лекция 8(социализация)

Раскройте суть понятия «социализация личности». Аргументируйте утверждение: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.». Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О. Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. 21. Стадии процесса социализации. Стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. 21. Стадии процесса социализации. Стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Четвертый этап – старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, изменяется трудовой статус, содержание работы, мотивации и отношение к жизни, круг общения и самооценка.

Этапы и факторы социализации личности.

Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. Первичная социализация начинается с младенческих лет, когда ребёнок взаимодействует со своими родителями. В дальнейшем этот процесс продолжается среди сверстников, учителей, тренеров и других людей, контактирующих с ребёнком и имеющих на него влияние. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Наиболее распространенной точкой зрения является следующая: выделяется следующие основные этапы социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). Трудовая – это та стадия социализации личности, которая начинается с момента осуществления человеком трудовой деятельности вплоть до ее окончания. Именно данный период принято считать пиком наивысшей социальной активности человека.

Социализация индивидов

Найти золотую середину, чаще интересоваться мнением самих старших членов семьи, дать возможность полноценно участвовать в ведении домашнего хозяйства и в воспитании внуков — все это решит проблему адаптации пожилых в обществе в период старения. Наш мир цикличен, все повторяется. Внуки видят, с какой заботой и терпением их родители относятся к родным старикам, сами бывают вовлечены в интересный процесс передачи жизненного опыта. Родители, воспитавшие таких детей, не останутся без помощи своих выросших птенцов, когда придет время их старости и болезней. Человеческое общество с давних времен знакомо с законом жизни: уважай старость.

И дело даже не в том, что молодым уже не будешь, а старости не избежать, и высокомерие к пожилым людям вернется бумерангом. В современном обществе встречается сегодня такое странное потребительское отношение к старикам. Что было потеряно в семье, почему порвалась та нить единения родных душ? Почему мы, старшее и младшее поколения, упрямо не хотим уступить, понять, выслушать друг друга, почему наряду с проблемой одиночества в пожилом возрасте в обществе добавляется пропасть в человеческих отношениях родных людей?

Читайте материал по теме: Досуг пожилых людей Пожилые люди в современном обществе и их интересы Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» означают для них «уходите прочь, без вас обойдемся». Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством — от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима.

Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество.

Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике. Да, именно в экономике, здесь без аналитического мышления не обойтись. А это свойственно нашим старикам. Новостной портал «Компьюлента» высказал интересную мысль: неизбежное старение мозга человека не приводит к исчезновению каких-то его функций, а перераспределяет нагрузку между его отделами.

Что-то слабеет, а что-то улучшается, в частности, аналитические способности. Вот еще одно из доказательств силы мудрости пожилых. Заявление неголословно: озвучены результаты исследования Техасского университета, подробно все изложено в журнале «Psychological Science». Из жителей штата Мичиган сформировали три группы по возрасту: 25-40 лет, 41—59 и люди старше 60 лет.

Всем участникам, а их было 247 человек, предлагалось высказать свое мнение о социальных проблемах общества государственного значения. Каково же было изумление экспериментаторов, когда пожилые люди лучше других справились с поставленной задачей. Это объяснимо: пожилые люди в обществе наблюдательны, им понятны устремления и мысли молодых и людей в возрасте. Именно поэтому они понимают, что все в нашем обществе имеют разные ценности, и пытаются найти компромисс в различных конфликтах социальных групп.

Анализируя данные проблемы, пожилые люди пытались найти приемлемое решение не для своей возрастной группы, а для всего общества. Американские ученые доказали, что отличная способность пожилых к социальным взаимодействиям не зависит от интеллекта, образования или социального статуса. Пожилые люди при решении вышеозначенных проблем опередили участников среднего возраста с соответствующим экономическим образованием. Участие пожилых людей в жизни общества: выдающиеся примеры Интернет, газеты и журналы с восхищением рассказывают о людях преклонных лет, нашедших себя в творчестве, спорте, искусстве и ведущих интересный и здоровый образ жизни Игорь Гольдман, 78 лет.

Тяжелоатлет, ученый. Старость для Гольдмана — это отсутствие физической и интеллектуальной работы, конец планов и свершений. С этим он не согласен, поэтому и в 78 лет легко поднимает 130 килограммов на штанге. Не зря же он активно участвует в международных соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет звание чемпиона России, ставит мировые рекорды.

Свое образование, а он биолог, применил для разработки индивидуальной системы тренировок. Используя природу и механику движений человеческого организма, Гольдман поставил цель: тренировки должны улучшать результат и защищать тело от травм. Тяжелоатлет с успехом занимается наукой, является директором трансгенбанка Института биологии гена РАН, с коллективом молодых сотрудников работает над созданием трансгенных животных, а это новое слово в современной науке. Лет десять назад увлекся публицистикой, его статьи можно найти в журнале «Юность».

Интересна своими открытиями, воспоминаниями очевидцев его книга «Сталин должен был умереть». Общество ждет от него новых произведений, уже подготовленных к печати. Егор Мишустин, 88 год. Супер-дед, так называют Егора Мишустина те, кто с ним знаком.

Живет по принципу «Движение — жизнь! Нельзя опускать руки! Его имя записано в Книге рекордов России, Егор Мишустин может за 2 минуты поднять восьмикилограммовую гирю шестьдесят раз! В 50 лет решил получить высшее образование и узнал, что на спортивное отделение его не примут из-за проблем с сердцем.

Но всю жизнь он занимался спортом, был учителем физкультуры, побеждал в велогонках. Сейчас Мастер спорта международного класса проживает в г. Джон Лоу, 92 года, артист балета. Мнение уроженца Уитчфорда Великобритания Джона Лоу таково: надо найти то, что полностью изменит вашу жизнь.

Джону повезло, он нашел балет, вернее, себя в балете. Джон Лоу — ветеран Второй мировой войны, был узником японских военных лагерей. Всю жизнь проработал учителем искусств. А сейчас…танцует балет!

Придя в 79-летнем возрасте в танцевальный класс с тайным желанием научиться бить чечетку, он сейчас имеет партию в спектаклях «Каменный цветок» Прокофьева и «Жизнь художника» Штрауса.

В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. В отечественной социальной психологии развивался социологический подход. Примером социологического подхода является точка зрения Г. Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.

Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Да, веер ролей сузился, раскрыть его, увидеть и освоить новую роль не всегда просто, но возможно. Ведь может же кто-то, несмотря на годы, открыть в себе талант писателя или по-эта, художника или коллекционера, певца или театрала. Иными словами, цель нового воз-растного этапа социализации - найти свое место в обществе, найти ту нишу, в которой по-жилой человек будет еще полезен обществу, еще сможет ощутить заслуженную благодар-ность общества за посильную активность. Усилить психологическую составляющую в стиле жизни пожилого человека, заставить его поверить в новые горизонты и новые возможности - задача близких, живущих рядом, желающих ему добра и действительно долгих счастливых лет жизни, а также это задача социальных центров, ведущих активную работу с пожилыми людьми во всех направлениях. По мнению зарубежных исследователей, самой серьёзной проблемой для пожилых людей является проблема вовлечённости в общение.

Необходимость создавать для пожилых людей специальные условия, налаживать их круг общения связана с тем, что в этом возрасте в силу естественных условий болезни, смерти друзей, переезды сужается круг людей, с которыми человек общался в течение жизни. Когда у человека, независимо от возраста, остаётся неудовлетворённой потребность в дружеских связях и приятельских контактах, он испытывает тревогу и озабоченность. Страдая от отсутствия прочных близких взаимоотношений, он с большей вероятностью окажется склонным к депрессии. Поэтому расширение общения и углубление общения становится непременным условием социализации человека в пожилом возрасте. Однако сложность формирования новых личностных контактов усугубляется тем, что многие пожилые люди испытывают комму-никативные трудности - недостаточно откровенны с другими и неспособны к полному самораскрытию, всегда подозрительно относятся к постороннему вниманию - как можно доверять постороннему, когда близким не всегда можно доверять. Кроме того, прожив значительную часть жизни, пожилые люди не ощущают, что пользуются особым престижем или почетом как в обществе, так и в своей семье. В обществе, где высоко ценится энергия молодости, им так трудно обратить на себя внимание и доказать свою полезность. Однако процесс старения - это естественный природный процесс, закономерность раз-вития не только человека, но и всего социума.

Степень участия пожилых людей в структуре общества и государства - это один из показателей старения общества, он обычно представ-лен в процентах. Следует заметить, что людьми старшего возраста принято считать лиц 60 -65 лет. Если началом старости считать 65 лет, то, по данным ООН, возрастную градацию насе-ления можно обозначить четырьмя фазами. События последних лет и статистика заставляют ломать установленные рамки и требуют внести в таблицы еще одну фазу - глубокой демографической старости. Дело в том, что во многих странах доля пожилых людей в возрасте 60-ти лет и старше давно превысила установленные 10 процентов! Какова же ситуация в России? Последние исследования подтверждают неблагоприятную демографическую тенденцию. С одной стороны, происходит сокращение численности российского населения, с другой - стремительное его старение.

Если сравнить статистические данные 60-летней давности, то доля пожилых людей в социальной структуре российского общества сегодня увеличилась в три раза, тогда как число детей за этот же период уменьшилось вдвое. Если принять во внимание классификацию ООН, то Россия принадлежит к категории «старых» государств. И это верно, потому что каждый пятый житель нашей страны относится к пожилым людям, а в некоторых областях пожилое население составляет почти треть. Ну а если наша страна попала в категорию «старых», есть смысл пересмотреть на государственном уровне те направления деятельности, которые напрямую связаны с профилактической работой, с социальной работой в соответствующих возрастных группах. Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» часто трактуется - «уходите прочь, без вас обойдемся». Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством - от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима.

Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике.

Со смертью человека Какие из перечисленных ниже потребностей А. Маслоу считает потребностями самого высокого уровня: 1. Какой из перечисленных конфликтов не относится к межролевым Работающему студенту надо в одно и то же время быть и на работе и на лекции. Мать должна одновременно и любить ребенка и проявлять к нему строгость Милиционер, как носитель профессиональной роли должен арестовать своего брата Что является предметом социологии при рассмотрении личности?

Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация

С психологической точки зрения для детского периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. Особенность процесса социализации в детский период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3—4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, группы сверстников, школа и друзья. Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

Отрочество и юность включает две стадии: Собственно отрочество или подростковый возраст, соответствует половому созреванию и продолжается с 12 до примерно 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе; - юность , продолжающуюся с 16 до 21 лет первый период — с 16 до 18 лет и второй период — с 18 до 21 года , соответствует приспособлению юношей обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности психологическая сторона , а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации. Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс — зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.

Зрелость как период социализации включает две стадии: Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; - зрелый возраст , продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении. К периоду зрелости основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями.

Заключительный период социализации — старость продолжается с 60 до 90 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. Процесс социализации у многих людей в этом возрасте весьма избирателен и происходит в ограниченном, в отличие от предшествующих периодов, спектре социальных отношений, как правило, там, где мудрость оказывается востребованной. Специфика этого периода заключается еще и в том, что непрерывность и динамика процесса социализации в большей степени обусловлены личностными мотивационными , а не социальными, факторами. После 90 лет человека относят к долгожителям. Процесс социализации не прекращается никогда и всегда имеет осознаваемые или неосознаваемые цели.

В связи с этим понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. Таким образом, уровень развития личности чаще всего соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. К показателям зрелости относят: Широту социальных связей; Меру развития личности как субъекта деятельности; Характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству; Созидательные способности; Социальную компетентность.

Последний критерий является интегративным, поскольку охватывает все остальные и одновременно присутствует в них. Социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует внутренние личностные структуры. Социализация взрослых рассчитана на приобретение определенных навыков, социализация же в детстве в большей мере ориентирована на формирование характера и мотивационных структур. Социально-психологические механизмы социализации Янчук В.

Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность. Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества. Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения.

Этот процесс обозначается как «десоциализация». Механизмами асоциализации десоциализации личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т. Процесс асоциализации хотя и осуществляется стихийно, неосознанно, тем не менее, он, как и социализация, может носить целенаправленный характер родители, воспитатели, или лидеры преступных группировок могут научать подростков асоциальному поведению вполне осознанно, используя механизм поощрения и наказаний. В отношении личности, вставшей на асоциальный, криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию — процесс усвоения личностью повторно в процессе десоциализации или впервые в случае асоциализации позитивных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения. Социальные институты, занятые социальным контролем семья, школа, коллектив трудовой, воинский, общественная организация, профилактические структуры правоохранительных органов и др.

Если в деятельности этих институтов произошли системные сбои и рассогласования, а личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации заключается в: Разрушении асоциального поведения и ролей; Усвоении и закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей; Восстановлении и установлении социальных связей с институтами, позволяющими ему вести одобряемый обществом образ жизни. Похожая информация. Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время одни жили в глухой тайге. Встреча с людьми обернулась для них трагедией.

Еще один пример. С 1913 г. В деревне нет ни радио, ни телевидения, ни телефона, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть. В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе называют социализацией. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения.

Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, то есть способность общаться и взаимо-действовать с другими людьми. Существует очень много «авторских» определений понятия социализации. Например, согласно А. Реану, социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Бронфенбреннер : социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Шибутани : социализация - процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Согласно наиболее распространенному определению , социализация - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард , Т.

Парсонс др. В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, то есть социализации. В работах Т. Парсонса процесс объясняется несколько иначе.

Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них. Если взять общую схему социализации, то можно сделать вывод, что в основе теорий лежат классическая формула бихевиоризма «S - R» и теория Л. Выготского об интериоризации внешнего опыта превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности.

Формирование и развитие личности определяется совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность всегда продукт своей эпохи и жизни страны. В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни - комплекс взаимодействующих обстоятельств экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т. В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребностей, социальные инстанции, СМИ и сами люди, объединенные в различные общества. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляют т.

С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономической, правовой и политической позиции, рода занятий, образования и т. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение материального и культурного уровня жизни семьи, то это непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В этом случае создается жизненный стереотип того или и. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преимущественно связанный со статусом семьи, из которой он вышел.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социали-зации являются: целенаправленное воспитание, обучение и слу-чайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение в узком смысле — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду ребенку и формирования у него определен-ных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дру-жеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия в том числе воспитательные , а постепенно пере-ходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него сущест-вуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребно-сти, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребен-ка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущерб-ной, деформированной, пассивной личности. Активность ре-бенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сфор-мируется как социально неадаптированная, тревожная, либо при наличии определенных индивидуальных особенностей, та-ких, как сильный тип нервной системы и пр.

Социализация начинается с воздействий на индивида, посколь-ку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком , затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое-ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, то есть через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень ус-тойчивы и могут быть основой психической несовместимости например, в семье, этносе. Основные направления социализации соответствуют ключе-вым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмо-ционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.

Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоцио-нально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружаю-щий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и со-вместной деятельности. Согласно сложившейся традиции , социализация имеет следующую структуру : 2 широта, то есть число сфер, к которым смогла приспособиться личность. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры , с другой - отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации в которой она оказывается: материальных условий или, например, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонений от правил игры, предписываемых норм придется платить.

Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения. Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует или препятствует! Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа Бронфенбреннер, 1976. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук. Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах.

Мотивацией для пожилого человека должна быть потребность в самореализации, передаче опыта и умений и поддержании состояния здоровья. Таким образом, изучение процесса социальной адаптации пожилых людей представляет одну из насущных проблем современной социологии, так как изменения в жизни требуют приспособления, адаптации к ним. Существуют различные факторы, которые влияют на процесс социальной адаптации пожилых людей к пенсионному периоду жизни. Одним из основных факторов по мнению Н. Прокопенко будет являться резкое уменьшение уровни дохода и состояния здоровья.

Прокопенко считает, что всю совокупность лиц предпенсионного возраста можно разделить на две основные группы, одна из них ориентирована на прекращение работы, а вторая на ее продолжение. И для того, чтобы процесс адаптации прошел более успешно, для каждого необходимы определенные условия. В первую очередь, это хорошая материальная база, далее доброжелательные взаимоотношения с семьей, также это рациональный образ жизни, который ориентирован на физическую, социальную, творческую активность и культурный досуг [3]. По мнению Т. Киселева успешная адаптация, прежде всего связана с поддержанием физической, умственной активности пожилого человека и его занятием продуктивными видами деятельности. Исследования показывают, что интенсивная творческая работа человека дольше сохраняет активность ума, тем самым превосходит других по интеллектуальным возможностям, и способствует продлению жизни больше, чем физическая активность. Поэтому актуальным решением будет являться создание благоприятной психоэмоциональной сферы средствами культуры, образования, общения, ценностей и норм в процессе вторичной социализации [2]. Образ жизни старшего поколения во многом зависит от того, как они проводят свое свободное время, и какие возможности создаются обществом. Активно занимаясь общественной деятельностью, люди пожилого возраста делают свою жизнь более полной, насыщенной, интересной.

В связи с этим необходимо привлечь пожилых граждан к различному роду деятельности: трудовой, творческой, спортивной и т. Этому будет способствовать организация досуговых центров, клубов, кружков, секций по интересам. Следовательно, благополучная старость — это во многом результат работы самого человека над самим собой.

Многие взрослые отмечают, что с подростками непросто общаться. На самом деле здесь нет никакого секрета. Нужно поддерживать начинания подростка, строить отношения, основанные на доверии, интересоваться его жизнью. Для подростка очень важно осознавать, что есть взрослый человек, которого действительно волнуют события, происходящие в его жизни. Продолжается физиологическое формирование человека. Вчерашний подросток начинает осознавать себя как представителя определённого пола, проявляет интерес к противоположному полу. Вместе с тем мотивы, связанные с самоопределением, остаются актуальными. Человек учится принимать решения, касающиеся собственной жизни: пойти в 10-й класс или в колледж, поступать в вузе на техническое направление или гуманитарное. В 18 лет человек обретает всю полноту прав по закону, включается в общественную жизнь. Именно в этот период закладываются убеждения, принципы, идеалы, которые станут нравственными ориентирами по жизни. На этот период приходится становление человека в социальной жизни. Обретённые качества укореняются, формируется жизненное кредо. Человек получает образование, реализует себя в выбранной профессии, строит собственную семью. Теперь он начинает передавать накопленные знания и делиться опытом с подрастающими поколениями. Человек достиг вершин в профессии и воспитал детей, которые скоро начнут жить самостоятельно. Он начинает больше времени уделять себе, своему здоровью, осмысливает накопленный за жизнь опыт. Люди выходят на пенсию. Для них особенно важным становится общение с близкими людьми. Пожилые нуждаются во внимательном и чутком отношении со стороны окружающих. Социализация зависит от физиологических и психологических особенностей индивида, а также условий его жизни. Факторы, влияющие на течение социализации: образование, социальное окружение, усилия по самовоспитанию, государственная политика, деятельность средств массовой информации. Под влиянием этих условий кто-то может перейти к «следующему уровню» раньше других, а кому-то на этот переход понадобится больше времени. Подобное несоответствие в темпах социализации может создавать дискомфорт для индивида. Не стоит забывать, что у каждого свой путь, но это не должно лишать чувства ответственности за собственную судьбу. Общество помогает своим молодым членам включиться в общественную жизнь. И происходит это посредством агентов социализации. Агенты социализации — это люди или организации, которые помогают индивиду осваивать социальные роли и приобщаться к накопленному обществом опыту. У каждого человека есть такие люди, которые сильно повлияли на формирование его личности. Многие с благодарностью вспомнят своих родителей, родственников, друзей или наставников: учителя, тренера. Взаимоотношения с этими людьми в основном неформальные. Таких людей называют агентами первичной социализации. В последнее время к этой же группе всё чаще стали относить и интернет, чья роль в жизни современного человека существенно возросла. В жизни, помимо близких людей, индивиду приходится взаимодействовать и с учреждениями, организациями.

Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Аспекты социализации

Основные стадии социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971. Институты социализации. Детерминация процесса социализации личности. Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности.

Индивидуальность личности и её жизненный путь. Понятие об экзистенциональном вакууме Понятие судьбы. Адаптация, адаптивность. Механизмы адаптации личности в группе. Проблемы свободы воли. Практическое занятие Устный опрос по содержанию лекции Изучите факторы, оказавшие важнейшее влияние на формирование вашей личности.

Охарактеризуйте наиболее значительные этапы вашей социализации. В чем их значимость лично для Вас? Раскройте механизм адаптации. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем 3. Раскройте суть понятия «социализация личности». Форма отчета: конспект 4.

Аргументируйте утверждение: «… социализация прекращается с выходом человека на пенсию.. Как рассматривает личность социальная психология? Каковы факторы социализации личности? Раскройте содержание понятия « дотрудовая социализация». Какую роль в процессе социализации могут оказывать религиозные организации? Раскройте роль СМИ в процессе социализации подростка.

Основная литература: 1. Андреева, Г. Белинская, Е. Белинская, О.

Иначе говоря, социализация — процесс складывания личности, ее индивидуализации, становления человека как общественного существа, возникновения психологического, субъективного мира личности, который проходит через усвоение принятие индивидом социального опыта. Социализацию определяют как онтогенетический процесс, под которым понимается усвоение индивидом социального опыта, причем мировоззрение, взгляды, убеждения в новой адаптивной ситуации формируются благодаря интериоризации этого опыта, «Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность в применении такого преобразованного опыта, т. Таким образом, чаще всего социализацию определяют как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Отечественные психологи в содержании процесса социализации выделяют три сферы: деятельность, общение, самосознание. Анализ каждой из этих сфер затруднен тем, что проблема стадий социализации носит дискуссионный характер. Как отмечает Г.

Андреева, по поводу «распространения» социализации на периоды детства, отрочества и юности у ученых нет расхождений. Однако относительно дальнейших этапов идет оживленная дискуссия. В то же время не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Сложность состоит в том, что если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации. Опросы, проводимые учеными, социологами и чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы.

Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество. По-разному проходит процесс адаптации к старости у мужчин и женщин. Это объясняется различиями в стиле жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин — с семейно-домашними. При этом замечено, что если женщина свою ценность и жизненные успехи связывает с такими социальными ролями, где акцент делался на красоту, привлекательность роковая женщина , то осознание старения воспринимается зачастую как поражение и конец всей жизненной карьеры. В то же время в случаях, когда женщина ассоциирует себя прежде всего с ролями «матери», «жены», то процесс адаптации к старости происходит менее болезненно. Говоря о пожилых людях, необходимо помнить о том, что в этом возрастном периоде выделяют две группы — от 60 до 75 лет и старше 75 лет. Эти группы неодинаковы по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для пожилых людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности мотивационных составляющих; наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и связанный с этим психологический дискомфорт.

В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.

В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый. Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт. Отличия видов Первичная и вторичная социализации различаются не только возрастными рамками. Эти два процесса имеют ряд особенностей.

Так, понятие «первичная социализация» относится к процессу формирования базовых ценностей, в то время как при вторичном усвоении информации происходит корректировка норм поведения. Дети могут только усваивать установки, принятые в обществе. Взрослые сам решают, принимать их или нет. У ребенка социальная жизнь выражается в освоении определенных моделей поведения. Чем старше человек, тем яснее он понимает условность некоторых норм. У взрослого процесс направлен на овладение новыми навыками, которые помогут в жизни. Этапы Человек развивается на протяжении всего своего существования. Поэтому процесс происходит в несколько этапов. В психологии есть специальные упражнения, которые помогают облегчить усвоение норм поведения Адаптация Это начало процесса, при нем человек усваивает базовые нормы поведения. В детском обществе этап проходит сам по себе, во взрослом — требует активности от индивида.

Для этого периода характерна интериоризация социальных норм — усвоенные правила переходят во внутренний мир человека, то есть они становятся для него само собой разумеющимися и не вызывают отторжения. Индивидуализация Часто ярко проявляется у подростков. На данном этапе человек уже освоил обычные нормы поведения, но он не хочет им следовать. Ему нужно проявлять себя, быть уникальной личностью. В таком случае индивид склонен к асоциальности и деструктивности. При неблагоприятном стечении обстоятельств человек заканчивает жизнь самоубийством, занимается криминальной деятельностью и т.

Адаптация или приспособление Б.

Скинер, Э. Торндайк, В. Бехтерев, А. Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности. Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация — перенесение вовнутрь , в сознание личности норм, требований, ценностей и т. Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта А.

Бандура, Б. Бернштейн, Ф. Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой — процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека , его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность — общество» рассматриваются как взаимопроникновение Л. Выготский, Б. Ананьев, А. Асмолов, А.

Адлер, К. Юнг и др. В настоящее время в психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: изменяющаяся личность в изменяющемся мире. Таким образом, социализация личности — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта Я. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум четыре трактовки: как общечеловеческое , как культурное , как общественное , как коллективное.

Обобщенным выражением внешних детерминант социализации служат нормы, традиции, ожидания, порожденные историческим развитием человечества, культуры, науки, производства, которые обнаруживают свою специфику в различных условиях социализации, конкретных группах. Не менее важное значение для социализации имеют внутренние детерминанты, которыми служат не только индивидные образования, но и структура ценностей, состояния и свойства, профессиональная направленность личности и т. Все изменения в личности, поведении, деятельности, отношениях и взаимоотношениях создают предпосылки определенной направленности социализации и, вместе с тем, определяют ее субъектность в этом процессе. Согласно современным взглядам основными сферами социализации являются деятельность , общение и самосознание , поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой. Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности; в освоении и осмыслении каждого вида деятельности. Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширение круга общения, обогащение его содержания. Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и своих социальных ролей, формирование самооценки.

Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В разные отрезки своего жизненного пути человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости она приобретает иногда регрессивный характер. В связи с этим процесс социализации разделяют на возрастные периоды, которые довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения. Процесс социализации условно включает четыре периода: детство , отрочество и юность , зрелость , старость. Важным периодом социализации является детство , включающее три стадии: - младенчество с момента рождения и до одного года и преддошкольное детство от одного года до трех лет.

На этой стадии развивается функциональная независимость и речь; - дошкольное детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов; - школьное детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципиально отличную от семьи и дошкольных учреждений социальную группу — школьный класс. С психологической точки зрения для детского периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. Особенность процесса социализации в детский период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3—4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, группы сверстников, школа и друзья. Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

Отрочество и юность включает две стадии: Собственно отрочество или подростковый возраст, соответствует половому созреванию и продолжается с 12 до примерно 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе; - юность , продолжающуюся с 16 до 21 лет первый период — с 16 до 18 лет и второй период — с 18 до 21 года , соответствует приспособлению юношей обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности психологическая сторона , а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации. Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс — зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида. Зрелость как период социализации включает две стадии: Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; - зрелый возраст , продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

К периоду зрелости основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями. Заключительный период социализации — старость продолжается с 60 до 90 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. Процесс социализации у многих людей в этом возрасте весьма избирателен и происходит в ограниченном, в отличие от предшествующих периодов, спектре социальных отношений, как правило, там, где мудрость оказывается востребованной. Специфика этого периода заключается еще и в том, что непрерывность и динамика процесса социализации в большей степени обусловлены личностными мотивационными , а не социальными, факторами. После 90 лет человека относят к долгожителям.

Процесс социализации не прекращается никогда и всегда имеет осознаваемые или неосознаваемые цели. В связи с этим понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. Таким образом, уровень развития личности чаще всего соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. К показателям зрелости относят: Широту социальных связей; Меру развития личности как субъекта деятельности; Характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству; Созидательные способности; Социальную компетентность. Последний критерий является интегративным, поскольку охватывает все остальные и одновременно присутствует в них.

Социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует внутренние личностные структуры. Социализация взрослых рассчитана на приобретение определенных навыков, социализация же в детстве в большей мере ориентирована на формирование характера и мотивационных структур. Социально-психологические механизмы социализации Янчук В. Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность. Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком.

Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества. Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс обозначается как «десоциализация». Механизмами асоциализации десоциализации личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т. Процесс асоциализации хотя и осуществляется стихийно, неосознанно, тем не менее, он, как и социализация, может носить целенаправленный характер родители, воспитатели, или лидеры преступных группировок могут научать подростков асоциальному поведению вполне осознанно, используя механизм поощрения и наказаний. В отношении личности, вставшей на асоциальный, криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию — процесс усвоения личностью повторно в процессе десоциализации или впервые в случае асоциализации позитивных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения. Социальные институты, занятые социальным контролем семья, школа, коллектив трудовой, воинский, общественная организация, профилактические структуры правоохранительных органов и др.

Если в деятельности этих институтов произошли системные сбои и рассогласования, а личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации заключается в: Разрушении асоциального поведения и ролей; Усвоении и закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей; Восстановлении и установлении социальных связей с институтами, позволяющими ему вести одобряемый обществом образ жизни. Похожая информация. Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время одни жили в глухой тайге. Встреча с людьми обернулась для них трагедией. Еще один пример. С 1913 г.

В деревне нет ни радио, ни телевидения, ни телефона, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть. В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе называют социализацией. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, то есть способность общаться и взаимо-действовать с другими людьми. Существует очень много «авторских» определений понятия социализации. Например, согласно А.

Реану, социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Бронфенбреннер : социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Шибутани : социализация - процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Согласно наиболее распространенному определению , социализация - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард , Т. Парсонс др.

В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, то есть социализации.

Социализация индивида

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О. Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Пожилой человек в обществе ощущает себя лишним, невостребованным. Страх остаться наедине с собой движет пожилыми людьми, оттягивая срок выхода на пенсию. Социализация в старости действует так же, как профориентация в молодости. Кризисный психолог Андрей Копнин отметил, что лучше всего люди находят общий язык на почте совместных ценностей. Он напомнил, что с выходом на пенсию у многих появляется время пожить именно для себя, но многие сталкиваются со страхом общением с незнакомцами. Всего лишь на 12, 7 % средний размер пенсии по старости выше прожиточного минимума, в то время как средняя заработная плата на одного работника по полному кругу организаций в Свердловской области составила 18 284, 7 рубля.

Сущность социализации и ее стадии

Исчезают привычные рабочие задачи, становится меньше общения. Дети разъезжаются, за ними вырастают и внуки. Проблемы со здоровьем могут не позволять часто пересекаться с друзьями. Бывает так, что даже вполне бодрый пожилой человек со временем замыкается, сосредотачивается на мире внутри квартиры и не хочет его покидать, если появляется возможность. Журналисты «Вестей Подмосковья» узнали у психологов, как лучше адаптироваться к роли пенсионера и насколько важна социализация людей старшего возраста. Видео дня Психологический аспект «Оказываясь в стороне от общественной жизни, привыкший к ней человек испытывает стресс и апатию.

Поэтому необходимо адаптироваться к своей новой роли. В этом поможет социально значимая деятельность. Ее ведущим типом у пожилых людей обычно является передача накопленного опыта. Если бабушка или дедушка живут в кругу семьи, то им нужно показывать, что их помощь ценится», - отметила кандидат психологических наук, проректор по практике Московского института психоанализа Екатерина Приходько. Кроме того, она рассказала о двух видах старения человека.

Горбова, Е. Мерлина, В. Мясищева, Л. Уманского, А. С, Чернышева и др. Горбовым и М. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация осуществляется через ряд условий, которые бывают названы «факторами». К примеру, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия в том числе воспитательные , а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. В случае если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных.

Констатируя такое отличие, Л. НПФ наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др. В случае если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, к примеру Маугли , и социальное развитие ВПФ рис. Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности Рис.

Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики» Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики» не сводимы лишь к социализации. При этом личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы принятые нормы, правила которых могут противоречить друг другу. Так, к примеру, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных значимых, мнение которых он разделяет групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией. Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо к примеру, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком , затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания М.

Бахтин, В. Столин , рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности. При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах «развертывания» программ поведения, а развитие личности вне социальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социализации. Соотношение объемов понятий «социализация», «развитие психики» и «развитие личности« Читайте также — Социализация. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации. Социализация от лат. Краткое содержание Случаи, когда социализация не… [читать подробенее] — Социализация В психологии.

МнимыеПодлинные Ложные Разумные Их удовлетворение ведёт к физической и Побуждают личность к общественно- полезной духовной деградации личности, наносит деятельности, способствуют ее нравственному и вред природе и обществу. В последнее время социологи начали изучать еще один тип социализации: социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Социализация пожилых Ресоциализация Изменение личности Восемь стадий человеческого развития по Эриксону Социализация как постоянный… [читать подробенее] — Социализация. Лекция 8 В этой лекции мы максимально подробно рассмотрим феномен социализации. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в… [читать подробенее] — Политическая социализация Это процессы обучения, в ходе которых индивиды усваивают личностные характеристики, знания, способности и ценности, определяющие их политическое сознания и политическое поведение. Агенты политической социализации те же, что и просто социализации.

Общий итог… [читать подробенее] — Тендер и социализация Тендер обладает по меньшей мере двумя взаимосвязанными компонентами: ген-дерно-специфическими моделями поведения и тендерными концептами. Представители теории социального научения исследуют то, как усваиваются гендер-но-специфические модели поведения и как их… [читать подробенее] — Сопровождение и социализация выпускников приемных семей, детских домов семейного типа. Разработка образовательного маршрута воспитанников 4 ч. Профессиональная ориентация воспитанников приемных семей и детских домов семейного типа 4 ч. Профессиональная деформация приемных родителей, родителей-воспитателей: пути и способы преодоления 4 ч. Этапы социализации личности В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Социализация личности — это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.

Прежде всего и самое главное — пожилых ждет выход на пенсию. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стадии социализации по А. В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено огромное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью.

Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии, в отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве, остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы. На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.

Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивно-активной позиции индивида. Пассивной - когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношении; активной - когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивной - когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения. Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз. Факторы социализации. Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три — это макрофакторы космос, планета, страна, общество, государство , мезофакторы этнос, тип поселения, СМИ и микрофакторы семья, группы сверстников, организации.

Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Тарду 1843-1904 существуют следующие механизмы социализации: - Закон подражания повторения : дети подражают взрослым, подчиненные — руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль. Сорокину механизмами социализации являются: 1 имитация; 2 идентификация осознание принадлежности к той или иной общности ; 3 стыд индивидуальный контроль ; 4 вина социальный контроль. Также выделяют следующие группы механизмов социализации: 1.

Социально-психологические механизмы- Импринтинг запечатление — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Социально-педагогические механизмы - Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт печать, радио, кино, телевидение влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей сверстники, коллеги и пр.

В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т.

Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике. Особенностью социальной адаптации является то, что субъект социальной адаптации не только приспосабливается к данным природным и социальным условиям, но и изменяет, приспосабливает к себе эти условия, преобразует свою реальность в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования и деятельности человека. Трансформационные процессы во всех сферах российского общества изменили образ жизни всего населения, существенно увеличили адаптационную нагрузку всех социальных групп. Значительное увеличение доли пожилых людей в составе населения остро ставит вопрос о том, как проходит процесс их адаптации к современным российским условиям, какие факторы и в какой степени определяют данный процесс. В связи с этим исследования, касающиеся социальной адаптации людей пожилого возраста, становятся все более актуальным направлением современной социологии. Понимание обществом специфики протекания процесса старения, включенности пожилых людей в общественные отношения, применения их опыта и профессионализма в социальной практике является одним из условий успешных взаимоотношений между представителями различных поколений. Адаптационные стратегии пожилых людей и их формирование зависят от системы социокультурных норм, правил, ценностей, обычаев, традиций, сложившихся в данном обществе, и в процессе социальной деятельности индивиды группы людей воспроизводят характерные для данного общества практики, которые общепризнаны, привычны, стали образцом в результате многочисленного повторения и одобрения представителями различных поколений. В условиях нестабильности и неопределенности развития социальных отношений и со-циальной реальности в целом адаптационные стратегии и адаптивные возможности индиви-дов в основном зависят от наличия или отсутствия адаптационных ресурсов и накопленного социального капитала. На успешность социальной адаптации, на социальное поведение пожилого человека большое влияние оказывает то, как общество относится к старшему поколению, какие в нем существуют взгляды, мнения, стереотипы старости. Стереотип старости - это образ старости и отражение положения пожилых людей в общественном сознании: в обыденных представлениях людей, в средствах массовой информации и т. Существует два стереотипа старости: негативный, когда старость рассматривается как немощность, соответственно бесполезность, и позитивный: старость - мудрость, опыт, духовное богатство, важный ресурс общественного развития. Мы придерживаемся того мнения, что старость следует рассматривать как продолжаю-щееся движение человека вперед, как развитие, а не закат жизни. Старость представляет со-бой очередной этап развития человека. Именно на этом этапе у человека наиболее ярко вы-ражена потребность, к удовлетворению которой он стремится, - быть значимым и самостоя-тельным. Поэтому человек пенсионного возраста может и должен развиваться в соответ-ствии со своими интересами и потребностями. Также следует отметить, что данная категория людей представляет собой особый социально-демографический потенциал с богатым жизненным, трудовым и профессиональным опытом. С этой точки зрения необходимо, во-первых, реально оценивать и учитывать роль старшего поколения в жизни общества в целом, во-вторых, постоянно держать в центре внимания бережливое отношение к их бесценному опыту и рациональное его использование. В настоящее время к рассмотрению понятия «социальная реальность» существует двойственный подход. С одной стороны, социальная реальность это такая реальность, ко-торая существует в человеческом представлении, т. Сле-довательно, то, о чем люди не знают, относится к нереальности. Таким образом, повсе-дневная жизнь человека - это есть социальная реальность, так как она наполнена событиями, переживаниями, коммуникацией, т. Бергер и Т. Лукман активизировали термин «социальная реальность» в связи с теоретическим изложением социологии знания. Они считают, что «всякое человеческое «знание» развивается, пере-дается и сохраняется в социальных ситуациях, социология знания должна попытаться по-нять процессы, посредством которых это происходит, и в результате чего «знание» стано-вится само собой разумеющейся «реальностью» для рядового человека. Иначе говоря, мы считаем, что социология знания имеет дело с анализом социального конструирования ре-альности». Следовательно, окружающий человека мир существует независимо от него. Чем больше социальный опыт, практические навыки, образованность, тем больше человек знает о реаль-ности, и это знание представляется ему целостным. На основе этого знания он конструирует социальную реальность в своем сознании, что дает ему возможность воспринимать действи-тельность. Конструирование социальной реальности зависит от определенной степени куль-туры, духовных ценностей, общественных отношений и норм, принятых в данном сообще-стве, от деятельности по конструированию нового или по внедрению его в жизнь на основе имеющегося опыта. Основываясь на том, что именно люди пожилого возраста имеют наибольший в сравнении с другими возрастными категориями социальный опыт, практиче-ские навыки, лучшее по большей части образование, а также на том, что это одна из самых представительных демографических и социальных групп населения, социальное положение которой за последние годы претерпело существенные изменения, мы считаем, что исследо-вание особенностей конструирования социальной реальности пожилыми людьми приобретает особую актуальность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий