15 апреля 1942 что произошло

15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде после четырехмесячного перерыва вновь пошли трамваи.

Хроника героической обороны Севастополя. 15 апреля 1942 года

Из протокола допроса пленного немецкого артиллериста ефрейтора Фолькенхорста: К ночи пятнадцатого апреля мы, как всегда, пришли на точку: я и Курт Шмитцбубе, мой второй номер Стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все вокруг выглядело, как обычно. 15 апреля 1942 года в 6.30 утра, спустя четыре месяца после того, как из-за нехватки электроэнергии в декабре 1941 года было остановлено движение трамваев в блокадном Ленинграде, раздались трамвайные звонки, возвестившие о том, что в город вернулся. В этот день, 15 апреля 1942 года, в Ленинграде возобновилось движение пассажирских трамваев. К 15 апреля 1942 года из 361 612 пленных, переброшенных в Польшу осенью 1941 года, осталось в живых всего 44 235 человек. Что произошло под Харьковом в мае 1942 года.

Будни блокадного Ленинграда. 15 апреля 1942 года.

25 марта 1942 года на службу в противовоздушную оборону СССР были мобилизованы сто тысяч комсомолок Утреннее сообщение 15 апреля В течение ночи на 15 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.
25 марта 1942 года на службу в противовоздушную оборону СССР были мобилизованы сто тысяч комсомолок Апрель 1942 года, 32-й месяц Второй мировой войны. Битва за Москву завершилась, вермахт потерпел серьезное стратегическое поражение под стенами советской столицы.
15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде произошло важное, В ночь с 14.10.1942 на 15.10.1942 года в районе Ежовской МТС 65 км южнее города Балашов в результате аварии разбился самолёт 749 авиационного полка дальнего действия 24 аддд.
15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде произошло важное, В течение 6 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло. За 5 апреля сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах противника 119 немецких самолётов. Наши потери — 17 самолётов.
15 АПРЕЛЯ 1942 ГОДА В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ ВОССТАНОВЛЕНО ДВИЖЕНИЕ ТРАМВАЯ: sergsmir — LiveJournal В 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение.

Хроника Великой Отечественной Войны. 13 апреля...

Золотарева в 1996 году. С ростом мобилизационных возможностей СССР и увеличением поставок вооружений по программе «ленд — лиз» в 1942 году вновь становится возможным формирование более крупных танковых соединений. На первом этапе этой работы, весной 1942 года, формировались танковые корпуса, включавшие в себя вначале две танковые бригады, а затем уже три танковые и одну мотострелковую бригады с соответствующими органами управления и необходимыми боевыми и тыловыми подразделениями. Формирование танковых корпусов в этот период осуществлялось по смешанной системе.

Большинство корпусов формировались централизованно, по соответствующей директиве НКО, а небольшое количество соединений формировалось военными советами фронтов. Штатная структура танковых корпусов в течение 1 полугодия 1942 г. Как правило, в составе этих соединений насчитывалось 150—180 танков и от 8 до 9 тысяч бойцов.

Для участия в Ржевско — Сычевской операции было выделено два танковых корпуса, при этом Ставкой ВГК был выделен 8тк, а Западным фронтом — бтк. Формирование 8тк было начато 15 апреля 1942 года, 10 мая корпус был сформирован и поступил в резерв Западного фронта. В резерве фронта корпус находился 2 месяца, и в основном все это время было потрачено на боевую подготовку.

В состав корпуса входили 25-я, 31-я,93-я танковые и 8-я мотострелковая бригады, а также автомобильная рота подвоза ГСМ и две подвижных ремонтных базы. В 25тбр в обоих танковых батальонах было по одной роте танков КВ. Корпус имел в своем составе 181 танк, в том числе 84 КВ и Т-34.

Командовал корпусом генерал-майор Михаил Дмитриевич Соломатин. Соломатин родился в 1894 году на Урале, в семье рабочего. Принимал участие в 1 мировой войне с декабря 1914 до декабря 1917 года.

В императорской армии дослужился до чина фельдфебель. В гражданскую войну воевал на стороне красных. К концу войны командовал полком, был награжден орденом Красного знамени.

В 1920-е годы дважды учился на курсах усовершенствования комсостава. В эти годы служил на должностях помощника и командира стрелкового полка. С 1933 и до июня 1938 года командовал автобронетанковыми войсками Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.

В 1938 году был репрессирован, однако уже в мае 1939 года был восстановлен в кадрах РККА и к началу войны командовал 45танковой дивизией 24 механизированного корпуса Киевского Особого военного округа.

Иногда количеством шагов». Адамович, Д.

Гранин «На свои деньги мы покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху — снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал… Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других…» Много лет спустя, в 1980-е годы, на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения и слесари очень были удивлены странным «заплатам на трубах», которые простояли более 40 лет».

Советские войска вышли к Васильковскому узлу сопротивления немцев и ценой тысяч солдатских жизней удерживали этот рубеж. Урочище вблизи дороги, идущей от посёлка Уваровка в сторону села Семёновское , получило название « Долина смерти ». Адольф Гитлер снял с постов командующего 4-й танковой армией генерал-полковника Э.

Гёпнера 8 января , командующий 9-й армией генерал-полковник Адольф Штраус 15 января был сменён генералом Вальтером Моделем. Бойцы 11-го кавалерийского корпуса в наступлении. В результате энергичных мер нового командующего 9-й армией В.

Моделя был закрыт прорыв в обороне западнее Ржева и перерезаны коммуникации 39-й армии, части сил 29-й армии и 11-го кавалерийского корпуса. К исходу 25 января 29-я армия была отрезана от главных сил и более двух недель вела бои в окружении. Однако после того как немецкая авиация нанесла удары по аэродромам и уничтожила транспортные самолеты, выброску и высадку последующих эшелонов десанта пришлось отменить.

Наступление войск Западного фронта 33-й армии , 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и 4-го воздушно-десантного корпуса на Вязьму, начавшееся 26 января во взаимодействии с 11-м кавалерийским корпусом Калининского фронта, успеха не имело. В итоге 1-й гвардейский кавалерийский корпус и высаженный десант оказались в глубоком немецком тылу, где до конца июня 1942 года совместно с партизанами вели упорные боевые действия. Жуков , сохранивший пост командующего Западным фронтом.

Ставка потребовала завершить разгром основных сил группы армий «Центр». В это же время немецкое командование подтянуло подкрепления, которые во взаимодействии с авиацией отбили атаки советских войск на Вязьму. Одновременно противник нанёс сильные контрудары по коммуникациям выдвинувшихся вперёд 33-й, 39-й и 29-й армий, войска которых вынуждены были в начале февраля перейти к обороне.

В ночь на 18 февраля командующий Калининским фронтом И. Конев отдал приказ на прорыв 29-й армии из окружения.

В городе Красноармейске Саратовской области «украли» поликлинику 31. К 5 марта 1942 года был закончен ремонт путей, предусмотренный первой очередью восстановительных работ. А 7 марта 1942 в городе пошел первый, пока еще грузовой, трамвай. Сорока, начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом.

15 апреля 1942

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение. За помощь в размещении проекта спасибо студии id-sign.

U-412 поступил в строй. Умер: Гарольд Хьюстон Джордж , 49 лет, американский генерал и летучий ас погиб в результате наземной аварии в Австралии 30 апреля , 1942 г.

Командующий 16-й армией генерал-лейтенант К. Рокоссовский второй слева , член Военного совета А. Лобачёв и писатель В. Напротив, выпавший в дальнейшем сильный снег затруднял наступление советских солдат. Во второй половине декабря войска Калининского фронта разгромили силы вермахта в районе Старицы и развернули наступление на Ржевском направлении. Успешно действовали и части Западного фронта.

При этом советское командование настаивало на том, чтобы части Красной армии преследовали отступающих нацистов, не давая им оторваться. Диорама «Лобня. Kuzmin К 7 января 1942 года положение нацистской группы армий «Центр» оказалось критическим. Фашисты были отброшены на различных участках фронта под Москвой на 100—250 км, потеряв около 300 тыс. Общие потери советских войск за тот же период и с учётом наступательного характера боевых действий составили порядка 370 тыс. Завершение Битвы за Москву 8—10 января 1942 года началось новое масштабное наступление советских войск, в котором участвовали силы Калининского, Северо-Западного и Западного фронтов.

Эксперты отмечают, что планы советского командования в начале 1942 года с учётом общего соотношения сил СССР и Германии были ещё слишком амбициозны и их не удалось реализовать в полной мере. Однако в целом завершающий этап Битвы за Москву, которая шла с 8 января по 20 апреля 1942 года, был успешен. Для того чтобы хоть как-то спасти ситуацию, Адольф Гитлер был вынужден спешно перебросить на советско-германский фронт около 890 тыс. Большая их часть была направлена на усиление группы армий «Центр». Также по теме Штурм столицы рейха: как Берлинская операция Красной армии поставила точку в войне с Германией 75 лет назад началась Берлинская стратегическая наступательная операция советских войск.

В Действующей армии находился с 22 июня 1941 по 24 апреля 1944 г. Печатный орган — газета «Красноармейская правда».

Что произошло под Харьковом в мае 1942 года

Муссолини согласился отправить больше итальянских войск на Восточный фронт. Также обсуждалась проблема того, что делать с Мальтой , и обрисовались планы вторжения под кодовым названием Операция Геркулес. В Бирме японцы оккупировали Лашио , прерывает связь между Мандалаем и Китаем.

Холопово, лес 1,5 км южн. Уничтожено до 100 немцев.

Захвачено 3 пулемета, 18 винтовок. Остальные части армии вели бои на прежних рубежах. Дороги для транспорта труднопроходимые. Войска Западного фронта продолжали вести наступательные бои на вяземском и спас-деменском направлениях.

Данных о положении частей Западной группировки, находящейся в окружении, не поступало. В положении частей армии изменений не произошло. Московско-Варшавское шоссе перехвачено частями дивизии в районе Зайцева Гора 28 км сев. Мышенка, а силами 214 вдбр овладел Богородицкое, Акулово 39 км сев.

Спас-Деменск и продолжал наступать на Дубровня. Опергруппа Белова в течение ночи на 14. Частями фронта за 13. Взято в плен 17 немцев.

В большинстве рек уровень воды повышается на 3 — 5 см в сутки. Переправа по льду прекратилась на всех реках. Дороги труднопроходимые для всех видов транспорта. Войска Брянского фронта продолжали занимать прежние позиции и вели боевую разведку.

Противник на всем фронте вел артминометный огонь по расположению наших частей.

Завершилась Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов, проходившая с 8 января по 20 апреля 1942 г. В рамках Ржевско-Вяземской стратегической операции были проведены Сычевско-Вяземская, Можайско-Вяземская, Вяземская воздушно-десантная и Ржевская фронтовые наступательные операции. Продолжительность — в течение 103 суток. Ширина фронта боевых действий — 650 км. Глубина продвижения советских войск — 80-250 км.

Среднесуточные темпы наступления стрелковых соединений — 1-2,5 км. Боевой состав обоих фронтов войск к началу операции состоял 95 дивизий и 46 бригад общей численностью 1059200 человек. В ходе операции войска потеряли безвозвратно — 272320 чел, ранеными — 504569 чел. Общие потери составили 776889 чел, среднесуточные — 7543 чел. Также было потеряно 7296 орудий и миномётов, 957 танков и 550 боевых самолётов. Советскому командованию не удалось полностью осуществить намеченный замысел.

Однако, несмотря на незавершённость, операция имела важное военно-политическое значение. В ходе наступления наши войска нанесли противнику серьёзное поражение и отбросили его на 80-250 км, полностью освободили Московскую и Тульскую области , многие районы Калининской и Смоленской областей. Глубоко охватив группу армий «Центр» с двух сторон, советские войска поставили противника в невыгодное оперативное положение.

Он выехал на рейс торжественно, с красными флажками над кабиной. Сохранились воспоминания блокадника: «Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных.

От Советского Информбюро. 15 апреля 1942 года

сражений, произошедших на театре военных действий Великой Отечественной войны в период между 22 июня 1941 и 1 сентября 1945 годов. Блокада Ленинграда — Ленинградская битва 1941—1944 гг. (8 сентября 1941 — 27 января 1944) Советско-финская война (1941—1944). Новый выпуск спецпроекта рассказывает об интенсивных обстрелах врагом боевых порядков 79-й бригады, авиационной разведке переднего края противника и аэродром. Сохранился протокол допроса пленного немецкого артиллериста ефрейтора Фолькенхорста: «Ночью 15 апреля с моим вторым номером Куртом мы пришли на точку и вдруг увидели, что над Ленинградом бегают странные голубые вспышки. 1942 год вошел в историю как год подвигов, великих побед и огромных потерь, успехов международной дипломатии и нежелания западных союзников оказать СССР реальную поддержку в борьбе с гитлеровской Германией. А еще это был год крепнущей надежды, ведь. В течение 15 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло. За 14 апреля уничтожено 14 немецких самолетов. 15.04.2020. Смоленская газета. Смоленская область. Смоленск.

Военные будни Ленинграда — 15 апреля 1942, трамвай

На субботники в те дни вышли все ленинградцы. Удалось до наступления тепла очистить улицы от накопившихся мусора и нечистот, что спасло Ленинград от грозящих ему эпидемий. А вслед за грузовыми трамваями 15 апреля началась работа и рейсовых маршрутов. 15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде снова заработал городской трамвай. В самом начале блокады, когда в городе стало не хватать электричества, вагоны замирали на улицах, не успев доехать до депо. Днем завершения Ржевско-Вяземской наступательной операции считается 20 апреля 1942 г., когда Ставка приказала войскам фронтов перейти к обороне на достигнутых рубежах.

15 апреля 1944 От Советского Информбюро

Целые батальоны срывались с места и мчались куда глаза глядят. Из моего батальона ни одному солдату и ни одному офицеру не удалось спастись. Две роты были полностью разгромлены при погрузке на автомашины. Остальные сдались в плен вместе со мной».

Обер-фельдфебель 1 роты 213 полка 73 немецкой пехотной дивизии Кик заявил: «Три недели тому назад в Крым в полном составе прибыла 111 пехотная немецкая дивизия. В одной из радиопередач на немецком языке русские по этому поводу заявили, что в крымскую «фрицеловку» попала ещё одна немецкая дивизия. Так оно и получилось.

Наступление русских не было неожиданным. Мы к нему были подготовлены. Однако сообщение о глубоком прорыве вызвало всеобщую растерянность.

Никто из нас не предполагал, что удар русских войск будет таким сокрушающим». Войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Малиновского в результате проведённых наступательных операций от Южного Буга до Днестра с 25 марта па 12 апреля нанесли противнику следующие потери в живой силе и технике: Уничтожено: танков и самоходных орудий — 42, орудий разного калибра — 199, миномётов — 83, пулемётов — 589, автомашин и тягачей — 436. Противник оставил на поле боя 26.

За это же время войска 3-го Украинского фронта захватили у немцев следующие трофеи: самолётов — 7, танков и самоходных орудий — 401, орудий разного калибра — 753, миномётов — 291, пулемётов — 991, винтовок — 8. Взято в плен 10.

Московско-Варшавское шоссе перехвачено частями дивизии в районе Зайцева Гора 28 км сев.

Мышенка, а силами 214 вдбр овладел Богородицкое, Акулово 39 км сев. Спас-Деменск и продолжал наступать на Дубровня. Опергруппа Белова в течение ночи на 14.

Частями фронта за 13. Взято в плен 17 немцев. В большинстве рек уровень воды повышается на 3 — 5 см в сутки.

Переправа по льду прекратилась на всех реках. Дороги труднопроходимые для всех видов транспорта. Войска Брянского фронта продолжали занимать прежние позиции и вели боевую разведку.

Противник на всем фронте вел артминометный огонь по расположению наших частей. Ока начался ледоход. Войска Юго-Западного фронта занимали прежние позиции, укрепляли их и вели разведку противника.

Подъем воды на реках: Оскол 4 — 16 см, Короча 16 см, Сев. Донец 108 см, Берека 40 см. На реках Сев.

Донец и Берека ледоход. Войска Южного фронта продолжали удерживать занимаемые рубежи, производили частичную перегруппировку сил и на отдельных участках вели боевую разведку. Войска Крымского фронта занимали прежние позиции, укрепляли их, производили частичную перегруппировку сил и вели боевую разведку противника.

На этом успехи закончились, а вторая половина дня уже была за немцами. Узнав о нападении на Мценск, командования 35-го армейского корпуса АК и 2-й танковой армии ТА начали перебрасывать в город пехотные подразделения и выдвинули из Орла к Мценску армейский резерв — роту танков 39-го танкового полка. Одновременно в воздух поднялись пикирующие бомбардировщики и истребители, которые принялись обстреливать и бомбить советские боевые порядки. Последовавшая за этим контратака 15-го еп, поддержанная танками, оказалась успешной: не закрепившиеся на достигнутом рубеже советские части отступили, понеся большие потери. Сражение за Мценск длилось до 30 апреля включительно и завершилось неудачей для советской стороны. Во время этих боёв немцы взяли в плен 382 красноармейца и захватили трофеи: 153 винтовки, 14 пулемётов, три миномёта и четыре орудия. Советские потери они оценили в 320 убитых, заявив при этом о 86 убитых и 335 раненых со своей стороны. По советским данным, Мценская операция стоила 3-й А свыше 2500 убитых, раненых и пропавших без вести красноармейцев. Фрагмент немецкой оперативной карты с позициями 2-й ТА вермахта и советской 3-й А у Мценска. С 11 апреля, выполняя личные указания командарма, 931-й сп дивизии вёл разведку, чтобы установить силы и состав вражеских гарнизонов в сёлах Сомово 2-е и Заречье на Толмачёвских выселках, намереваясь в дальнейшем овладеть ими и там закрепиться.

Оба населённых пункта находились на восточном берегу реки Зуша: Заречье — в 2 км к северу от Мценска, а Сомово 2-е — в 5—6 км. Согласно боевому донесению штаба 240-й сд в штаб 3-й А от 14 апреля, полк выполнил поставленную задачу: «К 1. Пр-к под давлением нашей пехоты отошёл на зап. Захватом села руководил командир 5-й роты 931-го сп техник-интендант 2-го ранга Коваленко. На следующий день уже 3-я рота того же полка атаковала Заречье при поддержке станковых пулемётов и миномётов: «В 3. Пр-к отошёл на юж. Взятие обоих населённых пунктов обошлось 2-му батальону 931-го сп в четыре раненых бойца. Названные подразделения полка остались в сёлах в качестве гарнизонов. Однако 17 апреля ситуация изменилась. В тот же день временно исполняющий должность врид командира 240-й сд полковник Ерёмин отправил Жмаченко персональное донесение за номером 5: «В течении ночи 14 и 15.

В результате боя оба гарнизона, частично погибло и часть взято в плен противником. Подробные результаты расследования будут доложены Вам лично выехавшим на место Комиссаром дивизии. Комиссар 931 стр. Командиру 931 стр. Оба пункта занимаются нами». Фрагмент карты Брянского фронта за 5—20 апреля 1942 года с указанием позиций у Сомово 2-е и Заречья. Возможно, это можно объяснить тем, что Власов торопился разобраться в случившемся и быстрее доложить наверх. Военком сообщал, что командование 931-го сп знало о пропаже гарнизонов из обоих сёл, но молчало. Власов заявил, что офицеры не только никому ничего не докладывали вплоть его личного прибытия в расположение полка, но и позже «старались полностью всего не показывать». Возникает вопрос: каким образом командование дивизии узнало об исчезновении гарнизонов, если командование полка никаких докладов об инциденте не делало?

Увы, документы 931-го сп и 240-й сд ответа не дают. Выводы по факту своего расследования Власов изложил в пяти пунктах: «Считаю: Виновниками столь позорного дела командование 931 сп, так как вновь заняв населённые пункты, достаточно разведки не провели, связи с гарнизонами постоянной не установили.

Гвардейская кавалерийская часть Западный фронт овладела 4 населенными пунктами. Враг понес большие потери в живой силе и технике.

На другом участке фронта немцы, пытаясь вернуть захваченную нашими бойцами высот ту, бросили в атаку 16 танков. Вражеские танки были встречены огнем нашей противотанковой артиллерии. Потеряв 5 машин, противник был вынужден отступить. Экипаж одного из немецких танков взят в плен.

Группа советских разведчиков, зайдя в тыл врага, напала на вражеский ДЗОТ. Застигнутые врасплох фашисты были уничтожены. Разведчики захватили станковый пулемет, 3 автомата, 7 винтовок и свыше 2. Расчет зенитного орудия сержанта Кузнецова тремя выстрелами сбил вражеский самолет «Ю-88», пытавшийся бомбить боевые порядки наших войск.

Ни днем, ни ночью не дает покоя вражеским оккупантам партизанский отряд «За Родину», воюющий в оккупированных районах Смоленской области. За последнее время отряд провел ряд удачных операций, во время которых истреблено 205 вражеских солдат, 6 офицеров и 20 полицейских. Партизаны неоднократно прерывали связь между штабами немецких частей. Только в последних боях партизаны захватили у гитлеровцев 3 пулемета, 6 автоматов, 36 винтовок, 5 биноклей и до 10.

На одном из участков Ленинградского фронта у убитого вражеского солдата найдено неотправленное письмо в Германию. В письме говорится: «Нам опять пришлось переехать на новое место. Раньше мы двигались вперед, а теперь пятимся назад. Четыре дня мы были вовсе отрезаны от своих, находились в кольце у русских, не имели никакого продовольствия.

Нашли дохлую лошадь и сварили обед. Мы переживаем тяжелое время. Всем нам война опротивела, и ни у кого нет ни малейшего желания продолжать эту ужасную жизнь.

Что произошло под Харьковом в мае 1942 года

В течение 8 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло. За 7 апреля сбит в воздушных боях и уничтожен на аэродромах 51 самолёт противника. В апреле 1942 г. произошли следующие события: СОДЕРЖАНИЕ. 1 апреля 1942 г. (среда). духоподъемное событие – после более чем годичного перерыва по городу вновь поехали трамваи. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде произошло важное событие – заработал общественный транспорт. Название «На страже Родины» появляется с 4 февраля 1938 года, когда газета становится органом Ленинградского военного округа. 7 апреля 1940 года газета «На страже Родины» первой из окружных газет была удостоена высокой награды – ордена Красного Знамени. На субботники в те дни вышли все ленинградцы. Удалось до наступления тепла очистить улицы от накопившихся мусора и нечистот, что спасло Ленинград от грозящих ему эпидемий. А вслед за грузовыми трамваями 15 апреля началась работа и рейсовых маршрутов.

15 апреля в 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение

Оборудованных помещений эвакопункт не имел и поэтому людей размещали среди местного населения по 30-40 человек в комнате. Позднее в деревне Ваганово был создан палаточный городок для обогревания эвакуируемых. Городок состоял из 40 палаток и вмещал до 2000 человек 17. Прибытие эвакопоездов, автомашин и лошадей с людьми происходило неравномерно. Крытые автобусы, отправленные из Ленинграда, как уже указывалось, находились в плохом техническом состоянии и лишь в незначительном количестве доходили до Борисовой Гривы.

Эвакопункту приходилось подбирать застрявших людей, обогревать и кормить их. Иногда в Борисову Гриву поступало по 6 эшелонов в сутки. Выгрузка людей производилась повагонно и, как правило, в зависимости от подхода автомашин. Позднее в теплые дни практиковалась одновременная выгрузка всего эшелона.

Это давало возможность сократить простой вагонов под разгрузкой и ускорить сдачу порожняка станции. Посадка людей с площадок на автомашины производилась исключительно диспетчерским аппаратом, причем в автобусы помещались, как правило, многосемейные, больные и дети, а в открытые машины все остальные. После посадки на машины контрольно-пропускным пунктом пограничных войск НКВД производилась проверка документов у эвакуированных. На полуторатонную машину ГАЗ-А садилось 12 человек с вещами, а на автобус — от 22 до 25 человек.

Со 2 декабря 1941 г. Значительно меньшая часть эвакуированных проезжала на попутных машинах и проходила пешком по Ладожской трассе в Жихарево, Кабоны и Лаврово без захода в Борисову Гриву. Наиболее массовая эвакуация проходила в марте и апреле 1942 г. В первый период массовой эвакуации по ледовой трассе эвакопункт в Борисовой Гриве встречал большие трудности: туда нерегулярно поступали автомашины для перевозки людей через озеро.

По этому вопросу Военный совет Ленинградского фронта принял ряд конкретных мер, после чего подача автотранспорта улучшилась. Машины стали регулярно заходить на площадки эвакопункта для погрузки. Это, в свою очередь, привело к снижению простоя эшелонов. Особенно четко работали некоторые автобаты и автоколонна НКВД.

Помимо транспорта военно-автомобильной дороги, эвакуированные ленинградцы перевозились автобусами Московской и Ленинградской колонн. Они имели в своем распоряжении до 80 машин, при помощи которых перевозили до 2500 человек в день, несмотря на то, что большое количество машин ежедневно выходило из строя 20. Ценой огромного напряжения моральных и физических сил шоферов и командного состава воинских частей автотранспорт выполнил поставленную перед ним задачу. В марте 1942 г.

Личный состав эвакопункта в Борисовой Гриве насчитывал 120 человек. Работа по эвакуации была организована круглосуточно. Вместе с работниками столовой и сотрудниками милиции эвакопункт Борисова Грива насчитывал 224 человека, в том числе медицинский персонал — 29 человек 22. Массовая эвакуация населения Ленинграда в труднейших условиях зимы проходила успешно.

Однако дело не обходилось без жертв. Смертные случаи имели место во всех эвакопунктах: Борисовой Гриве, Лаврове, Жихареве, Тихвине и даже в вагонах и автомашинах. К общему числу эвакуируемых они составляли небольшой процент. Так, весной 1942 г.

Захоронение происходило на Ириновском и Новом кладбищах 23. По спискам врачей Тихвинского эвакопункта за четыре месяца 1942 г. За это же время в инфекционной больнице Тихвина умерло 34 человека 24. Ленинградская партийная организация вместе с эвакопунктом принимали решительные меры по спасению людей в пути.

Требовалось усиленное питание. От регулярного питания в пути зависел успех, эвакуации и спасение человеческих жизней. Советское правительство, оказывая всемерную помощь ленинградцам, выделяло им необходимые продовольственные фонды. По решению Военного совета Ленинградского фронта каждый эвакуируемый на Финляндском вокзале получал горячий обед и 500 г хлеба.

После обеда, перед посадкой в вагоны, ленинградцы получали хлеб на путь следования по специальным талонам из расчета по 1 кг на человека 25. В первый период массовой эвакуации эвакопункт Борисова Грива снабжал ленинградцев хлебом и супом. С 23 февраля 1942 г. К этому времени эвакопункту и автотранспортным батальонам удалось наладить быструю пересадку людей из железнодорожных вагонов на автомашины.

В связи с этим за Ладожским озером были расширены базы питания — в Жихареве, Лаврове и Кабоне ленинградцы получали горячий обед из двух блюд и по 150 г хлеба. Кроме того, эвакопункты выдавали каждому в дорогу по 1 кг хлеба и по 200 г мясных продуктов. Дети до 16-летнего возраста дополнительно получали по одной плитке шоколада. Начальнику Тихвинского эвакопункта Королькову было предписано выдавать эвакуируемым ленинградцам, помимо горячего обеда из двух блюд, сухой паек, который состоял из 40 г масла, 20 г сахара и 500 г хлеба.

Детские эшелоны получали сухой паек и на дорогу 26. Ответственность за питание возлагалась на начальников эвакопунктов. Председатели районных эвакокомиссий выдавали всем эвакуируемым талоны на хлеб и горячее питание. Эти талоны строго учитывались и регистрировались на обороте эвакоудостоверений.

Уезжающие с попутными автомашинами получали только талоны на горячее питание. Эвакопункты преодолевали значительные трудности в своевременном снабжении людей продуктами.

Во второй половине дня части вели бой на вост. Онуфриево, где и продолжали вести бой. Сущево , Сущево, третьим полком удерживала рубеж Леушина. Соколово, лес 2 км юго-зап. Подцепочье, Бородино.

Положение остальных частей корпуса оставалось без изменений. Войска Калининского фронта на правом крыле продолжали бои по уничтожению гарнизонов противника в отдельных опорных пунктах и производили перегруппировку сил, в центре вели наступательные бои и отражали контратаки противника, на левом крыле обороняли занимаемые позиции. Варавинка-2, Варавинка-1 и роща зап. Пустынки-1, вост. Сопки и южн. Хворощино, южн. Пронино, роща 200 м вост.

Холм, перекресток дорог на зап. Холм и отдельный дом 1,5 км сев. Холм и южную окр. Холм до дороги 0,5 км вост. Зешки, 100 м южн. Скаруево , отд. Скаруево, кустарник 400 м вост.

Максимово и южн. Макарово-2, роща юго- 842 вост. Степаново, лес 1 км вост. Тычкина, ручей 0,5 км южнее Тычкина, Царева, Бабынина. Худяки, Костина, вост. Ловать до Ермаки, Рысцово, Погорелка. Положение частей армии оставалось без изменений.

Группа Колпакчи главными силами находилась в прежнем районе. Группа Березина 17 гв. Положение частей 22-й и 30-й армий к исходу 31. Положение 46, 54 кд и 256 сд оставалось без изменений. Противник в результате атаки ворвался в Холминка, где шел упорный бой. Группа Поленова 178, 381, 185 сд вела оборонительные бои с перешедшим в наступление противником и под его давлением оставила Завидово, Адринная, Бол. Войска Западного фронта в течение 31.

На фронте редкий артминометный огонь и поиски разведчиков. Части 338 сд под давлением противника оставили Коршуны.

Военная комендатура города содействовала эвакуации не прописанного в Ленинграде населения. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. Кроме того, переправлено пешим порядком 9500 человек. Последние сопровождали в тыл скот и имущество 4. Приближение фронта угрожало особенно детям. Вопрос о спасении детей специально рассматривался Советским правительством. Правительство предложило Исполнительному комитету Ленинградского Совета депутатов трудящихся вывезти из Ленинграда 400 тысяч детей. Исполком Ленсовета 2 июля 1941 г.

Через семь дней после начала войны была организована плановая эвакуация не только детей, но и взрослого населения. Эвакуация проходила при помощи администрации заводов, эвакопунктов и городской железнодорожной станции. Рассредоточение эвакуируемых детей в основном производилось в отдаленных районах. Все же много городских детей оказалось в районах Ленинградской области, вскоре подвергшихся оккупации немецко-фашистскими войсками. Для более успешного и планового вывоза населения по дорогам Ленинградского железнодорожного узла Исполком Ленгорсовета в начале сентября 1941 г. Эвакопункты районных Советов вели учет детей и сопровождающих их лиц по спискам, составленным домоуправлениями. Эти списки давали право на приобретение железнодорожных билетов, свободная продажа которых была прекращена в начале сентября на всех станциях Ленинграда. Эвакуация осуществлялась по железным, шоссейным и проселочным дорогам. Эвакуируемое население Карельского перешейка направлялось по Пескаревской дороге и правому берегу Невы, в обход Ленинграда. Для него, по решению Ленсовета, вблизи больницы им.

Мечникова в конце августа 1941 г. На месте стоянок обозов налаживалось медицинское обслуживание и ветеринарный надзор за скотом. Тяжелый путь без горячей пищи изнурял людей. Многие из них находились в движении более 30 дней. Особенно тяжело приходилось детям. Из обследования Ленгорздравотдела видно, что только за 21 августа выявлено 15 детей, больных дизентерией 7. Приближение фронта все более затрудняло эвакуацию. Нередко эшелоны попадали под бомбежку вражеских самолетов и долго простаивали из-за разрушенного пути и транспорта. На этом и закончился первый период эвакуации. Таким образом, плановая эвакуация населения началась с 29 июня и продолжалась до 6 сентября 1941 г.

За это время эвакуировалось 706 283 человека, в том числе заводы эвакуировали 164 320 человек, райсоветы — 401 748 человек, эвакопункты 117 580 человек и городская железнодорожная станция — 22 635 человек 8. В октябре и ноябре 1941 г. За это время было переправлено в тыл 33 479 человек. В конце ноября 1941 г. К исходу декабря того же года самолетами переброшено 35 114 человек 9. Общее количество эвакуированных за первый период составляло 774 876 человек. Во второй период эвакуация населения из блокированного Ленинграда осуществлялась по автотрассе — через Ладожское озеро. Автомобильная дорога начиналась за Охтенским мостом и шла до Ладоги по старому шоссе. Пройдя по льду озера, она направлялась в леса — севернее железной дороги. Обходя Тихвин, в котором были немцы, автотрасса выходила к станции Заборовье.

С большим трудом по узким просекам перевозились грузы за сотни километров. С большим напряжением сил в короткий срок работы были завершены, и по льду двинулся гужевой транспорт. На дорогу стали регулировщики движения и путевики для расчистки пути от снега. Через определенные отрезки пути натягивались палатки и устраивались ледяные укрытия от непогоды. На ближайших от дороги островах оборудовались теплые землянки. Через каждые двести метров на трассе ночью стояли зажженные фонари. От налетов вражеской авиации трассу охраняли зенитные орудия. Ближайшее расстояние от дороги до переднего края фронта составляло 10 км. Это обстоятельство давало возможность врагу постоянно вести артиллерийский обстрел трассы. На восточном берегу озера находились склады хлеба, мяса, картофеля, сахара, масла, соли и табаку.

Кроме того, здесь ждали отправки в Ленинград боеприпасы, снаряжение, оружие и медикаменты. Для спасения от голодной смерти мирного населения Ленинграда и армии все это необходимо было переправить через ледовую трассу. К Финляндскому вокзалу потянулись из Ленинграда люди с семьями и в одиночку. Члены семей, сохранившие способность передвигаться, везли самодельные санки с корзинами и узлами. По железной дороге ленинградцев перевозили к западному берегу Ладожского озера. Затем эвакуируемым предстояло преодолеть исключительный по трудности путь по ледовой трассе до поселка Кабон. Автомашины с людьми постоянно попадали под обстрел.

Немалая часть мужчин, которые могли бы отправиться на фронт, оказалась к тому времени в оккупированных областях; на остальной же территории страны молодых призывников осталось немного, и приходилось расширять диапазон призывных возрастов. В то же время под руками Комитета обороны отыскался отличный ресурс — обученные молодые бойцы и офицеры, служившие в разного рода частях противовоздушной обороны не на фронте, а в ближайшем или дальнем тылу. Численность этого резерва была оценена в сто тысяч человек — немалое подспорье для армии, которая как раз в этот момент готовилась к крупному наступлению на Харьков. Но просто взять и забрать такое колоссальное число людей из войск ПВО было невозможно, и их решили заменить девушками-комсомолками, которые не подлежали призыву. Девушки-военнослужащие из частей аэростатов воздушного заграждения на проспекте Сталина в Мурманске, 1943 год Источник: narzur. Кроме того, мобилизованы были женщины-ветеринары лошади по-прежнему оставались одной из главных тягловых сил в войсках и женщины, которые имели специальную техническую подготовку. Попадали в действующую армию и те девушки-добровольцы, которые отличились особенно меткой стрельбой в рамках движения «Ворошиловские стрелки»: они получали снайперскую подготовку. Но массовым участие женщин в боевых действиях еще нельзя было назвать. И вот теперь предстояло эту ситуацию кардинально изменить. Полтора месяца на обучение Цель такой массовой мобилизации девушек в ПВО в постановлении была обозначена как «наиболее целесообразное использование обученных контингентов и для усиления ими действующей армии». А на их места — телефонистов, радистов, прибористов зенитной артиллерии, разведчиков-наблюдателей, расчетов прожекторных станций, зенитных пулеметов и аэростатов заграждения — как раз и должны были прийти комсомолки. И это объяснимо: им предстояло иметь дело с не самой простой техникой, в том числе и со сложными приборами воздушного наблюдения, а это требовало хорошей подготовки. На выполнение постановления отводилось всего полтора месяца: мобилизацию комсомолок требовалось закончить к 10 апреля 1942 года. Женский техперсонал 586-го истребительного авиаполка ПВО обслуживает истребитель Як-1 на аэродроме под Сталинградом, сентябрь 1942 Источник: waralbum.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий