Кто вернулся первым из кругосветного путешествия нева или победа

Плавание Крузенштерна и Лисянского — это начало новой эры в истории русского мореплавания. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции. Шлюп «Нева» в гавани святого Павла на острове Кадьяк.

Путешествие невы и надежды. Кругосветная экспедиция крузенштерна и лисянского

Масса открытий и достижений Шлюп «Нева» пробыл в открытых водах без захода в порты 142 дня — рекорд того времени. На шлюпе «Надежда» практически никто не болел и не было ни одного случая смерти — уникальное явление при длительных плаваниях в те времена. С карты мира были стёрты несуществующие острова и уточнено расположение настоящих. Крузенштерн положил начало регулярным глубоководным исследованиям Мирового океана. Описать все открытия и собранные коллекции в нескольких строках просто невозможно. Вскоре мир смог прочитать его на английском, французском, немецком, голландском, шведском, итальянском и датском языках.

Из всех офицеров и матросов его пересекали раньше только командиры судов, плававшие до того волонтерами на английском флоте. Кто мог подумать тогда, что семнадцать лет спустя русские военные корабли «Восток» и «Мирный», совершая кругосветное плавание в высоких южных широтах, откроют то, что не удавалось морякам других наций — шестой материк земного шара — Антарктиду! Екатерины у берегов Бразилии и здесь задержались до 23 января 1804 г.

Обогнув мыс Горн, корабли 12 марта во время шторма разлучились. На этот случай Крузенштерн заранее назначил последовательные места встречи: остров Пасхи и Маркизские острова. Однако в пути Крузенштерн переменил свое намерение, прошел прямо к Маркизским островам и 25 апреля стал на якорь у острова Нуку-Хива. Лисянский, не подозревая о такой перемене маршрута, прошел к острову Пасхи, продержался у него под парусами с 4 по 9 апреля и, не дождавшись Крузенштерна, пошел к острову Нуку-Хива, куда и прибыл 27 апреля. У острова Нуку-Хива корабли пробыли до 7 мая. За это время была найдена и описана удобная якорная стоянка, названная портом Чичагова, и определены широты и долготы нескольких островов и пунктов. От острова Нуку-Хива корабли пошли на север и 27 мая подошли к Гавайским островам. Расчеты Крузенштерна приобрести у местных жителей свежую провизию не увенчались успехом.

Крузенштерн продержался у Гавайских островов под парусами 27 и 28 мая и затем, чтобы не задерживать выполнения своей задачи — посещения Нагасаки, пошел прямо в Петропавловск, куда и прибыл 3 июля. Лисянский, простояв на якоре у острова Гавайи с 31 мая по 3 июня, отправился согласно плану к острову Кадьяк. Из Петропавловска Крузенштерн вышел в море 27 августа, прошел на юг вдоль восточных берегов Японии и затем проливом Вандимена к югу от острова Кюсю из Тихого океана в Восточно-Китайское море. Посольство Резанова не увенчалось успехом. Японцы не только не согласились на какой-либо договор с Россией, но даже не приняли подарков, предназначенных японскому императору. Крузенштерн, выйдя, наконец, из Нагасаки, прошел через Корейский пролив, поднялся по почти неизвестному тогда европейцам Японскому морю и положил на карту многие приметные пункты западного побережья Японии. Положение некоторых пунктов было определено астрономически. Кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского на «Надежде» и «Неве» 1803—1806.

С 23 июня по 19 августа Крузенштерн производил гидрографические работы в Охотском море[206]. Через пролив Баши она проследовала в Южно-Китайское море и 8 ноября бросила якорь в Макао. Выполнив данные ему поручения, произведя некоторые гидрографические работы у берегов Русской Америки и приняв меха Российско-американской компании, Лисянский 15 августа 1805 г. Из Русской Америки он взял с собой трех мальчиков креолов отец русский, мать алеутка для того, чтобы они получили в России специальное образование, и затем вернулись в Русскую Америку. Предположив, что вблизи находится какая-то неведомая земля, приняли надлежащие предосторожности. Однако вечером «Нева» все же села на коралловую мель. На рассвете увидели, что «Нева» находится вблизи небольшого острова. Вскоре удалось сняться с мели, но набежавшим шквалом «Неву» опять нанесло на камни.

Снятие с мели, поднятие пушек, выброшенных с поплавками в море для облегчения корабля, задержало «Неву» в этом районе до 7 октября. Остров в честь командира корабля получил название острова Лисянского, а риф, на котором «Нева» сидела, — рифа Невы. На дальнейшем пути в Кантон «Нева» выдержала жесточайший тайфун, во время которого получила некоторые повреждения. Значительное количество пушных товаров было подмочено и после выброшено за борт. Продажа мехов задержала «Надежду» и «Неву» и только 31 января 1806 г. В дальнейшем суда прошли через Зондский пролив и 21 февраля вошли в Индийский океан. Как пишет Крузенштерн, «апреля 26-го 14 апреля ст. Местом встречи на случай разлуки Крузенштерн назначил остров Св.

Елены, куда и прибыл 21 апреля. Здесь Крузенштерн узнал о разрыве отношений между Россией и Францией и потому, покинув остров 26 апреля, во избежание встречи с неприятельскими крейсерами, избрал путь в Балтийское море не через Ла-Манш, а к северу от Британских островов. За время плавания «Надежда» провела под парусами 445 дней. Самый длительный переход от острова Св.

Кладбище на острове Нкку-Хива. Рисунок Г. Затем, обогнув мыс Горн экспедиция направились в Океанию. Следующим пунктом плавания стали Гавайи и затем уже Камчатка. Следующим пунктом экспедиции был китайский Кантон и уже после началось длительное возвращение домой — через мыс Доброй надежды, остров Св. Елены, Англию и Данию. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский.

В конце 1804 г. Кадьяк, а также часть архипелага Александра. При этом западнее о. Ситки Д. Калинин обнаружил о. Крузова, считавшийся ранее полуостровом. Крупный остров к северу от о. Ситки Ю. Лисянский назвал именем В. Осенью 1805 г. На пути были открыты необитаемый о. Лисянского и риф Нева, причисляемые к Гавайскому архипелагу, а к юго-западу от них - риф Крузенштерна. Из Кантона, где удалось выгодно продать меха, Ю. Лисянский за 140 дней совершил беспримерный безостановочный переход вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут Англия , но при этом разлучился с «Надеждой» в туманную погоду у юго-восточного берега Африки. Петербургские власти к Ю. Лисянскому отнеслись холодно. Ему присвоили очередной чин капитана 2-го ранга , но на этом его военно-морская карьера закончилась. Описание своего плавания «Путешествие вокруг света в 1803—1806 гг. Затем И. Крузенштерн доставил в Нагасаки Н. Резанова, а после переговоров, закончившихся полной неудачей, весной 1805 г. На пути к Камчатке И. Крузенштерн проследовал Восточным проходом в Японское море и заснял западный берег о. Затем он прошел проливом Лаперуза в залив Анива и выполнил там ряд определений географического положения приметных пунктов. Намереваясь закартировать все еще слабо изученное восточное побережье Сахалина, он 16 мая обогнул мыс Анива, со съемкой двинулся на север вдоль побережья. Крузенштерн обнаружил небольшой залив Мордвинова, описал утесистые восточные и северные низменные берега залива Терпения. Названия мысов, присвоенные им, сохранились и на картах нашего времени например, мысы Сенявина и Соймонова. Достичь мыса Терпения и продолжить съемку к северу помешали мощные льдины конец мая. Тогда И. Крузенштерн принял решение отложить описные работы и идти на Камчатку. Он направился на восток к Курильской гряде и проливом, ныне носящим его имя, вышел в Тихий океан. Неожиданно на западе открылись четыре островка о-ва Ловушки. Приближение шторма вынудило «Надежду» вернуться в Охотское море. Когда же буря утихла, судно проливом Севергина проследовало в Тихий океан и 5 июня прибыло в Петропавловскую гавань. Для продолжения исследований восточного побережья Сахалина И. Крузенштерн в июле прошел проливом Надежды в Охотское море к сахалинскому мысу Терпения. Выдержав шторм, 19 июля он начал съемку к северу. После четырехдневной бури, сопровождавшейся густым туманом конец июля , «Надежда» вновь смогла подойти к берегу, ставшему низменным и песчаным. Крузенштерн не обнаружил высокий берег с большим мысом, названным в честь лейтенанта Ермолая Левенштерна. На следующий день при пасмурной и туманной погоде «Надежда» обогнула северное окончание Сахалина и вошла в небольшой залив Северный , входной и выходной мысы его получили имена Елизаветы и Марии. После непродолжительной стоянки, во время которой произошла встреча с гиляками, И. Крузенштерн обследовал восточный берег Сахалинского залива: он хотел проверить, остров ли Сахалин, как это значилось на русских картах XVIII в. У северного входа в Амурский лиман глубины оказались незначительными, и И. Крузенштерн, придя к «не оставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин - полуостров, вернулся в Петропавловск. В итоге плавания он впервые нанес на карту и описал более 900 км восточного, северного и северо-западного побережья Сахалина. В 1806 г. Елены, где напрасно ждала «Неву» см. Эта экспедиция внесла значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив географическое положение многих пунктов. Участники первого кругосветного плавания выполнили разнообразные океанологические наблюдения: они открыли Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане; провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря; собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Плавание Крузенштерна и Лисянского - начало новой эры в истории русского мореплавания. В 1809—1812 гг. Крузенштерн издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803—1806 гг. Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу завоевал общее признание. В 1813 г. В 20-х гг. Крузенштерн опубликовал «Атлас Южного моря» с обширным текстом, который и теперь является ценным литературным источником для историков открытия Океании и широко используется советскими и иностранными специалистами. В Василий Михайлович Головнин , как и его предшественники, боевой моряк, плавал волонтером на английских военных кораблях до Антильских о-вов. Тогда он показал себя как новатор: разработал новые морские сигналы. В конце июля 1807 г. Головнин отправился из Кронштадта к берегам Камчатки. Старшим офицером у него был Петр Иванович Рикорд впоследствии один из основателей Русского географического общества. Дойдя до мыса Горн. Головнин из-за противных ветров в начале марта 1808 г. В мае 1809 г. Головнин, несмотря на то что на рейде стояла большая английская эскадра, вывел судно из гавани в море. Он обогнул с юга Тасманию и совершил безостановочный переход до о. Танна Новые Гебриды , а осенью 1809 г. В 1810 г. Баранова Ситке и обратно. В мае 1811 г. Оттуда В. Головнин начал новую опись центральной и южной групп Курильских о-вов - старые оказались неудовлетворительными. Этот пролив открыт командиром русского транспорта «Екатерина», штурманом Григорием Ловцовым в 1792 г. Так «Диана» дошла до о. Там В. Головнин высадился, чтобы пополнить запасы воды и провианта, и попал в плен к японцам вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами. Они провели на Хоккайдо два года и три месяца. На «Диане» В. Головнин вернулся в Петропавловск. Его правдивые «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев» 1816 г. Кемпфера Немецкий врач на голландской службе Энгельберт Кемпфер жил в Нагасаки в 1690—1692 гг. Его книга «История Японии и Сиама» издана в Лондоне в 1727 г. Слава В. Головнина как замечательного морехода и писателя возросла после выхода в свет его «Путешествия шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку... В 1817—1819 гг. Головнин совершил второе кругосветное плавание, описанное им в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» 1812 г. Миновав мыс Доброй Надежды и мыс Южный о. Тасмания, он зашел в Порт-Джексон Сидней , а оттуда повел судно к Гавайским о-вам. В конце сентября 1814 г. В ноябре М. Лазарев прибыл в Русскую Америку и зимовал в Новоархангельске. Летом 1815 г. Отто Евстафьевич Коцебу один раз уже обошел земной шар на шлюпе «Надежда» , когда граф Н. Румянцев в 1815 г. Основная задача ее состояла в отыскании Северо-Восточного морского прохода из Тихого в Атлантический океан. Старшим офицером пригласили Глеба Семеновича Шишмарева. В Копенгагене на борт «Рюрика» О. Коцебу взял выдающегося натуралиста и поэта, француза но происхождению Адальберта Шамиссо. На бриге «Рюрик», очень небольшом судне всего 180 т. Коцебу оставил Кронштадт в середине июля 1815 г. В апреле - мае 1816 г. Затем он направился в Чукотское море к американскому берегу. В конце июля у выхода из Берингова пролива О. Коцебу обнаружил и исследовал бухту Шишмарева. С попутным ветром в прекрасную погоду судно продвинулось близ низменного берега к северо-востоку, и 1 августа моряки увидели широкий проход на восток, а на севере - высокий хребет южные отроги гор Бэрд, до 1554 м. В первый момент Коцебу решил - перед ним начало прохода в Атлантический океан, но после двухнедельного обследования побережья убедился, что это обширный залив, названный его именем. Открытию бухты Шишмарева и залива Коцебу помог чертеж Чукотки, составленный в 1779 г. На этом чертеже он показал также часть американского побережья с двумя заливами - маленьким и крупным. В юго-восточной части залива моряки открыли бухту Эшшольц в честь корабельного врача, тогда студента, Ивана Ивановича Эшшольца , проявившего себя выдающимся натуралистом. На берегу залива Коцебу ученые с «Рюрика» открыли и описали ископаемый лед - впервые в Америке - и обнаружили в нем бивень мамонта. Повернув на юг, «Рюрик» перешел к о. Уналашка, оттуда в залив Сан-Франциско и к Гавайским о-вам. В январе - марте 1817 г. Совместно с А. Шамиссо и И. Эшшольцем О. Коцебу выполнил первое научное описание всего архипелага, проведя на атолле Румянцева несколько месяцев. Они впервые высказали правильную идею о происхождении коралловых островов, позднее разработанную Ч. Затем Коцебу снова двинулся в северную часть Берингова моря, но из-за травмы, полученной во время шторма, решил вернуться на родину. Единственный офицер на «Рюрике» - Г. Шишмарев с честью выдержал двойную нагрузку. Он с помощью молодого помощника штурмана Василия Степановича Хромченко , из которого вышел первоклассный мореход, позднее еще два раза обогнувший земной шар - уже как командир корабля. На пути к Филиппинам экспедиция в третий раз исследовала Маршалловы о-ва и в ноябре 1817 г. Из его команды умер только один человек. Участники этого кругосветного плавания собрали огромный научный материал - географический, особенно океанографический, и этнографический. Он был обработан О. Коцебу и его сотрудниками для коллективного трехтомного труда «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятое в 1815—1818 гг. Шамиссо дал высокохудожественную характеристику плавания в книге «Кругосветное путешествие... В середине мая 1820 г. Он пошел в Петропавловск, Г. Шишмарев - к о. Соединились они в заливе Коцебу в середине июля. На обратном пути они заходили через Уналашку в Петропавловск, а к ноябрю прибыли в Сан-Франциско, где произвели первую точную опись залива. Весной 1821 г. Затем М. Васильев двинулся на северо-восток, к мысу Ньюзнхем Берингово море , и 11 июля 1821 г. Нунивак 4,5 тыс. Васильев назвал его в честь своего корабля - о. Офицеры «Открытия» описали южный берег острова два мыса получили их имена , Через два дня о. Нунивак независимо от М. Васильева обнаружили командиры двух судов Российско-американской компании - В. Его именем назван пролив Этолин, между материком и о. Пройдя затем в Чукотское море, М. В сентябре шлюп отдал якорь в Петропавловской гавани. Между тем Г. Он прибыл в Петропавловск через десять дней после М. Оба судна вернулись через Гавайские о-ва и вокруг мыса Горн в начале августа 1822 г. Коцебу на шлюпе «Предприятие» совершил свое второе кругосветное плавание как командир корабля. Спутником его был студент Эмилий Христианович Ленц, впоследствии академик, выдающийся физик: он изучал вертикальное распределение солености, температуры тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

Первая русская кругосветная

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтике, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте. За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях.

Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук.

Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский. Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске.

Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки.

Результатом этих событий стало возвращение поселенцам ранее освоенных территорий, с которых их вытеснили местные индейцы, недовольные появлением русских промысловиков. Позже заново отстроенная крепость, названная Ново-Архангельской, стала столицей Русской Америки. Вот как описывает этот далекий уголок России Юрий Лиснянский: «Хотя не прошло и года, как место сие нами заселено, однакож оно имеет не только довольное количество порядочных зданий, но и множество огородов, в которых растет картофель, репа, капуста и салат… В лесе великое изобилие и, при достаточном числе рабочих людей и железных материалов, можно будет построить большой флот, не выезжая из залива». Подробный рассказ об этом походе капитан изложил в своей книге «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5.

Здесь, успешно решив все торговые задачи, поставленные Российско-американской компанией, то есть обменяв пушнину на китайские товары, в январе 1806 года русские корабли направились домой. Путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и далее по хорошо известному европейцам маршруту. На границе Тихого и Индийского океанов корабли снова разделились. Первое кругосветное плавание российских моряков, длившееся более трех лет, успешно завершилось. Итог этого похода невозможно описать в двух словах: российские моряки выполнили сразу несколько важнейших для страны в частности и мира в целом задач. Среди самых важных — обширнейшие океанографические, естественнонаучные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником важной информации для ученых, а также первый опыт проведения дальнего морского плавания, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX в.

Крузенштерн должен был торопиться: ему следовало посетить Камчатку, а оттуда отправиться в Нагасаки с русским посольством в Японию. Основной же целью Лисянского — был остров Кадьяк Русская Аляска. Так как маршрут «Невы» был куда короче маршрута «Надежды» — «Нева» задержалась у Гавайских островов. У берегов Японии шлюп «Надежда» попал в сильнейшую бурю и только чудом спасся от гибели. Переговоры Резанова с японцами длились несколько месяцев и не принесли результата, и 5 апреля 1805 года русский корабль покинул Японию.

Официальная цель путешествия не была выполнена. Представители Российско-американской компании были высажены Крузенштерном на Камчатке. Но путешествие «Надежды» было еще далеко до завершения. В течение последующих месяцев Иваном Федоровичем Крузенштерном были проведены подробнейшие исследования западного берега Японии, Курильских островов, части берега Кореи, острова Иессо, юго-восточного и северо-западного берегов Сахалина. В августе 1805 года «Надежда» вернулась на Камчатку, где встала на ремонт.

Прибыв на остров Кадьяк, Лисянский узнал, что на острове Ситка русские поселенцы подвергаются нападениях индейцев. С помощью экипажа «Невы» конфликт был улажен, а на Ситке основана крепость Ново-Архангельск. Почти целый год провела «Нева» у берегов Америки выполняя поручения Российско-Американской компании. И в августе 1805 года «Нева» с грузом пушнины на борту взяла курс на тропические широты. А в феврале 1806 года парусники отправились через Индийский океан мимо мыса Доброй Надежды обратно в Европу.

Этот переход стал первым в мире безостановочным переходом из Китая в Англию и длился 142 дня — рекордный по тем временам срок.

Окончив описание восточного побережья Сахалина, он направился в южную часть Сахалинского залива. Наблюдения за удельным весом и цветом воды в заливе привели Крузенштерна к выводу, что где-то в самой южной части залива в него впадает большая река. Это же подтверждалось тем, что вода в глубине залива была пресной. В поисках устья реки Крузенштерн направил корабль к берегу, но глубина резко уменьшалась, и, боясь посадить "Надежду" на мель, Крузенштерн вынужден был повернуть корабль обратно в открытое море.

Честь открытия Амура, так же как и честь открытия Татарского пролива, выпала на долю другого знаменитого русского мореплавателя — Геннадия Ивановича Невельского, исправившего ошибку Крузенштерна, который посчитал Сахалин полуостровом. В середине августа 1805 года "Надежда" возвратилась на Камчатку, откуда после ремонта и пополнения запасов вышла в Кантон для встречи с "Невой". Пока "Надежда" находилась в Японии и совершала плавания в районе Курильских островов и Сахалина, "Нева" продолжала идти по своему маршруту. Талантливый рассказчик, Лисянский образно описал быт и верования островитян Тихого океана и пышную природу тех мест в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. Наблюдения и описания, сделанные Лисянским, значительно пополнили скудные этнографические познания об этих островах.

Увидев их в первый раз, я никак не мог поверить, чтобы дикой человек имел столь изящный вкус. Смешение цветов и отличное искусство в рисунке со строжайшим наблюдением соразмерности прославили бы каждого фабриканта... Покинув Гавайские острова, "Нева" направилась к острову Кадьяк, куда и прибыла 1 июля 1804 года. На Кадьяке уже давно ожидали прихода "Невы". Ее помощь здесь была совершенно необходима.

Из записи, оставленной Лисянскому управляющим компании Барановым, и рассказов жителей острова командир "Невы" узнал, что русская укрепленная фактория на острове Ситка — крепость Архангельская — разгромлена индейцами. Чтобы отразить нападение американцев, Баранов с группой колонистов направился к острову Ситка. В своей записке он просил Лисянского поспешить к нему на помощь. Последний немедленно отправился на Ситку. В результате, благодаря распорядительности Лисянского и отличной военной выучке экипажа "Невы", боевые действия были закончены успешно и в короткое время.

Матросы и офицеры корабля, поддержанные метким огнем судовой артиллерии, разгромили неприятеля. На острове была заложена новая крепость, названная Ново-Архангельской. В тихоокеанских владениях Российско-американской компании "Нева" пробыла более года. За это время Лисянский составил описание островов Кадьяк и Ситка и открыл в этом районе два маленьких острова, которым присвоил имена Чичагова и Круза офицера, участника Чесменского сражения. В августе 1805 года "Нева", приняв на борт груз пушнины, покинула Ситку и направилась в Кантон.

На этот раз Лисянский решил идти к тропикам неизведанным путем: к точке, лежащей на 45 град. Лисянский предполагал сделать в этом районе новые географические открытия. Более месяца шла "Нева" через Тихий океан, не встречая никаких признаков земли. И вот поздним вечером 3 октября 1805 года, когда Лисянский, отдав последнее приказание вахтенному офицеру, собрался уже спуститься в каюту, корпус "Невы" дрогнул: корабль сел на неизвестную до того коралловую мель. С большим трудом шлюп был снят с мели; недалеко от нее на 26 град.

Остров и коралловая мель были нанесены на карту. По единодушному требованию команды острову было присвоено имя славного командира "Невы" Юрия Лисянского, а коралловая отмель названа в честь шлюпа Невскою. От рифа Крузенштерна Лисянский взял курс на Тайвань мимо Марианских островов. Люди работали по колено в воде. Невероятными усилиями команды корабль был спасен, но часть мехов была испорчена.

Оба судна перешли в бухту Вампу близ Кантона, и там Крузенштерн и Лисянский успешно выполнили поручения Российско-американской компании, выгодно продав меха и закупив китайские товары. За два месяца пребывания в Китае русские мореплаватели собрали много ценнейших сведений об этой стране, о ее государственном устройстве, экономике, быте и нравах китайского народа. Довольно известно уже, что число недовольных распространилось ныне по всему Китаю. В бытность мою в Кантоне 1798 года возмущалось три провинции... Искра, ко всеобщему возмущению, тлеется".

Пройдя сложный лабиринт Малайского архипелага, шлюпы вошли в Зондский пролив, связывающий Южно-Китайское море с Индийским океаном. Здесь они попали в полосу жестоких штормов, но благодаря искусству командиров благополучно прошли пролив и вышли в океан. В начале апреля русские моряки увидели вдалеке очертания земли — это было побережье Африки. В середине апреля у мыса Доброй Надежды корабли в тумане потеряли друг друга из виду. Обогнув 7 апреля южную оконечность Африки, "Надежда" направилась к острову Святой Елены, где была намечена встреча кораблей.

Здесь Крузенштерн узнал о начавшейся войне между Россией и Францией. Событие это обязывало командира "Надежды" принять меры на случай встречи с французскими кораблями, тем более что часть корабельных пушек он оставил на Камчатке, где они были необходимы для защиты русских селений от туземцев. Так как достать орудия на острове Святой Елены не удалось, Крузенштерн решил несколько изменить маршрут и возвращаться на родину не Английским каналом, около которого обычно крейсировали французские корабли, а обогнув Англию с севера. Не дойдя немного до острова, Лисянский решил изменить маршрут и, не заходя ни в одну гавань, идти прямо в Англию. Освидетельствовав количество съестных припасов, — писал Лисянский, — увидел, что при хозяйственном употреблении было оных вполне достаточно натри месяца...

Елены, а направил путь свой прямо в Англию, быв уверен, что столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения". Лисянский блестяще выполнил свой замысел. Таким образом, впервые в истории мирового мореплавания был совершен за 142 дня безостановочный переход из Южного Китая в Англию. После двухнедельной стоянки "Нева" направилась к родным берегам. Две недели спустя сюда пришла и "Надежда".

Исторический вояж вокруг света закончился. Слава первой русской кругосветной экспедиции, распространившаяся по всей России и далеко за ее пределами, была вполне заслуженной. Результаты этого замечательного плавания обогатили русскую науку. На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы, исправлены неточности карт Тихого океана. Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов, по которым пролегал их путь.

Но Крузенштерн и Лисянский не ограничились открытиями чисто географического порядка. Они провели всесторонние исследования океанических вод.

Первое русское кругосветное путешествие. Краткий курс истории

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции. Шлюп «Нева» в гавани святого Павла на острове Кадьяк. В 1817–1819 гг. В. Головнин совершил второе кругосветное плавание, описанное им в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» (1812 г.), во время которого уточнил положение ряда островов из Алеутской гряды. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия, а командир «Невы» Лисянский Ю.Ф. открыл один из островов Гавайского архипелага, который назвали в честь него – остров Лисянского. Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Минувшим летом исполнилось 200 лет с момента начала первого русского кругосветного плавания. Ещё одним героем путешествия стал Николай Петрович Резанов – личность легендарная, запечатлённая в рок-опере композитором Алексеем Рыбниковым.

Первое русское кругосветное плавание. Первое русское кругосветное путешествие

Первое русское кругосветное плавание — И. Ф В конце сентября 1802 года опытнейший моряк Юрий Федорович Лисянский был направлен в Англию руководителем экспедиции Иваном Федоровичем Крузенштерном для закупки судов для первого в российской истории кругосветного плавания.
History channel Первое русское кругосветное путешествие И. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Русские кругосветные путешествия в основном экипировались для посещения Аляски, где находились русские поселения.
Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. Факты, карта и краткое описание Первое кругосветное путешествие он осуществил в 1803-1806гг. Именно с него начались эти все путешествия на Аляску не через Сибирь, а морским путём.
Первое русское кругосветное путешествие. Первое кругосветное плавание русских Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения.

«Путешествие вокруг света на корабле Нева в 1803-1806 годах»

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, имея перед собой основные задачи: доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании полугосударственная колониальная торговая компания , продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией, в плавании наших сегодняшних героев поджидали и штормы, и экстренный ремонт кораблей силами моряков-умельцев, и, конечно же, географические открытия. Накал страстей между ними достиг такой степени, что они общались только через записки. Причины для недовольства у Крузенштерна действительно были. Во-первых, свита, которая полагалась послу, стесняла команду своим присутствием на небольшом корабле: «Надежда» длиной была всего 35 метров. Во-вторых, Резанов без ведома Крузенштерна был назначен императором соруководителем экспедиции. Когда наконец корабли прибыли в Петропавловск-Камчатский и Резанов покинул палубу, он первым делом подал на Крузенштерна жалобу местному губернатору. С великим трудом их примирили. При этом в своих мемуарах оба пишут, что противник принёс публичные извинения.

Масса открытий и достижений Шлюп «Нева» пробыл в открытых водах без захода в порты 142 дня — рекорд того времени. На шлюпе «Надежда» практически никто не болел и не было ни одного случая смерти — уникальное явление при длительных плаваниях в те времена. С карты мира были стёрты несуществующие острова и уточнено расположение настоящих. Крузенштерн положил начало регулярным глубоководным исследованиям Мирового океана. Описать все открытия и собранные коллекции в нескольких строках просто невозможно. Вскоре мир смог прочитать его на английском, французском, немецком, голландском, шведском, итальянском и датском языках. Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине сегодня территория Черниговской области Украины в семье протоирея.

Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины. В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов.

Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы.

Также удостоен получения множества других званий. Умер Крузенштерн в 1846 году. Лисянский Юрий Федорович — знаменитый мореходец и путешественник, капитан 1-го ранга и ученый. Родился он 2 августа 1773 г. Нежин в семье служителя церкви Федора Лисянского. В период учебы в Мореходном кадетском корпусе начал дружить с Крузенштерном И. После учебы в 13-летнем возрасте распределен на судно «Подражислав». Где принимал участие во многих боях, и получил чин лейтенанта за многочисленные отличия перед Родиной.

В 73 году был направлен на службу в Великобританию. Там он получил контузию через 4 года и в 97 году вернулся в Россию. Затем участвовал в путешествии вокруг света, а с 1807 по 1808 был командующим фрегатов «Зачатие Святой Анны» и «Эмгейтен». Прошел большое количество сражений и в 1809 году ушел в отставку. Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие закончили, но последний начал его описывать только после ухода с военной службы, а опубликованы личные записки в форме журнала были в 1812 году, а в 1814 году они изданы в столице Великобритании. Скончался Ю. Лисянский 22 февраля 1837 г. Подготовка к кругосветному путешествию В 1799 г. Его цель заключалась в том, чтобы организовать торговлю пушниной между Российской империей и Китаем. Одобрение не было получено.

После убийства правителя в 1801 году идею такого путешествия поддержала Российской-Североамериканская компания, созданная в 1799, чтобы освоить территорию Курил и Аляски. А в 1802 году было выдано разрешение, начальником стал Крузенштерн. Во время плавания планировалось наладить сообщение между Аляской и Европейской частью России. Также довезти багаж на Аляску, а затем пушнину — в Китай с целью продажи. Половину расходов путешествия оплачивала компания. Корабли решили приобрести. В Великобритании купили 2 надежных флагмана: «Надежда» и «Нева». Капитаном первого стал Крузенштерн, а второй отплыл под предводительством Лисянского. Подготовка к экспедиции проводилась тщательно. В ее рамках приобрели много лекарств, в основном, средств против цинги.

Основу команды составляли российские военные моряки. Судна укомплектовали современными научными приборами. В плавание корабли отправились под русским флагом ВМФ — Андреевским стягом. История и карта маршрута Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие могли и не совершить, поскольку идея обогнуть Земной шар появилась еще в середине 18 в. Однако это оно так и не состоялось из-за смерти капитана на войне со Швецией в эландском бою на корабле «Мстислав». Где и служил мичманом юный Крузенштерн. За пару дней до отправки в плавание маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить в посольство Японии Резанова Н. Они разместились на судне «Надежда». Впоследствии выяснится, что его наделили полномочиями начальника плавания.

Данное назначение стало сюрпризом для его участников. Европа и Атлантический океан Путь начался в 1803 г. После остановки в Копенгагене оба судна направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарам. Сюда экспедиция пришла в октябре, а через пару недель судна впервые за всю историю существования флота России преодолели экватор. Тихий океан В течение путешествия на «Надежде» была непростая обстановки из-за разногласий Резанова и Крузенштерна.

Крузенштерна и «Нева» 370 т водоизмещения с 47 членами экипажа под командованием капитан-лейтенанта Ю. Лисянского вышли из Кронштадтского рейда. В составе экипажей шлюпов были лучшие военные моряки и известные в дальнейшем мореплаватели М. Ратманов, П. Головачев, П. Повалишин, Ф. Белинсгаузен, О. Коцебу и другие. По пути в Атлантический океан шлюпы заходили в Копенгаген и Фальмут. Следующая остановка была на Канарских островах.

Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева», которыми командовали Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, продлилась три года. Кругосветное плавание, по оценкам экспертов, стало маркером зрелости российского флота и открыло новую эпоху в его истории. Экспедиция позволила сделать ряд географических открытий и дала путёвку в жизнь таким людям, как первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. О славной странице в истории российского флота - в материале RT. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский подружились в стенах Морского кадетского корпуса, находившегося в то время в Кронштадте. Иван был выходцем из обрусевшего немецкого дворянского рода, потомком германского дипломата Филиппа Крузенштерна. Он родился в 1770 году в семье судьи, юность провёл в Эстонии. Юрий был на три года младше своего друга. На учёбу в Кронштадт приехал из Малороссии - был сыном протоиерея церкви Иоанна Богослова в городе Нежин. Молодые люди легко нашли общий язык и вместе мечтали о далёких странствиях. Крузенштерн и Лисянский мечтали участвовать в путешествии под руководством Муловского, но судьба распорядилась по-другому. Из-за войны молодых людей досрочно выпустили из Морского корпуса и направили в действующий флот. Иван отличился в боях и был отмечен командиром. Однако Муловский погиб в сражении у острова Эланд, и первое кругосветное путешествие российских моряков было перенесено на неопределённый срок. После участия в сражениях 1790 года Крузенштерн был произведён в лейтенанты. В 1793-м он был командирован на учёбу в Королевский военно-морской флот Великобритании. Иван принял участие в боевых действиях против французских кораблей у берегов Северной Америки, а потом через Южную Африку добрался до Индии и Китая. Брать иностранцев на суда, идущие в Азию, британцы не желали, и Крузенштерну пришлось идти в Индию на фрегате, едва державшемся на воде, на который боялись наниматься английские моряки. Нельзя с уверенностью сказать, что тогда было важнее - наносить русские имена на карту или организовывать торговлю котиковыми шкурками с Китаем», - подчеркнул эксперт. Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого - Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом. Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом. В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», - рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временем жалование - 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг. Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» - речь идет , в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы. Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой , который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами , поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег. Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками. Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично - казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном. Закрытая Япония Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский - на Аляску. В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев - с рядом оговорок - поддерживало торговые отношения только с голландцами. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета - он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви. Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся. Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов - с другой. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин. Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года. Очередной качественный уровень русского флота В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры - участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины - медали, право на отставку и пенсион. Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей. Российский флот перешёл на очередной качественный уровень. Стало понятно, что российские моряки способны выдержать многолетнее плавание и успешно действовать в составе группы», - отметил он. Важной вехой в истории российского флота экспедицию Крузенштерна и Лисянского считает и Кирилл Назаренко. Но также оно стало и началом новой эпохи российских открытий. До этого наши исследования были связаны с Севером, Сибирью, Аляской, а в 1803 году российская географическая наука вышла в Мировой океан», - подчеркнул эксперт. По его словам, выбор Крузенштерна как руководителя экспедиции оказался удачен. Причём следует подчеркнуть, что Крузенштерн был значительно образованнее того же Кука», - отметил Назаренко. По мнению Константина Стрельбицкого, первая кругосветная экспедиция принесла российскому флоту бесценный опыт, который необходимо было передать новым поколениям моряков. Многие читатели журнала просят рассказать об истоках отечественных кругосветных путешествий. Эту просьбу дополняют другие письма наших читателей, которые хотели бы увидеть на страницах журнала очерк о первой русской кругосветной экспедиции. Предыстория дальних вояжей Летом 1803 года отправились в плавание два русских корабля под командой морских офицеров капитан-лейтенантов флота Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Но, рассказывая об этом плавании, нельзя не заметить, что традиции «дальних вояжей» ведут отсчет от времен куда более давних, чем начало XIX века. В декабре 1723 года возки адмирала Даниеля Вильстера прибыли в Рогверик, что лежал неподалеку от Ревеля. Здесь адмирала встречали участники экспедиции. В бухте, затянутой тонким льдом , стояли два корабля. Секретный петровский указ читали в каюте флаг-капитана Данилы Мясного. Присутствовал и капитан-поручик Иван Кошелев, «русский при шведе» советник экспедиции. Им предстояло стать первыми, кто пересек бы «линею» экватор. Увы, замысел «производить коммерцию» с «великомочным моголом» не удался. Корабли вышли в путь 21 декабря, но из-за течи, образовавшейся в шторм, вернулись в Ревель. А в феврале следующего года Петр I отменил плавание до «другого благоприятного времени». Еще была у Петра мечта послать корабли в Вест-Индию. Потому и решил он установить торговые связи с владычицей «гишпанских земель» в Америке. Пригодились и корабли, приготовленные в вояж «до Бенгала», к которым прибавился «Девоншир». Отряд из трех судов с товарами в мае 1725 года повел Иван Родионович Кошелев. После возвращения на родину бывший советник был произведен в капитаны 1-го ранга, «понеже он в Испании с российскими кораблями был первым». Так была положена традиция океанских плаваний русских кораблей. Но когда все-таки в российских умах возникла мысль о кругосветном плавании? Сенаторы ломали голову над тем, как отправлять на Восток экспедицию Беринга, морем или по суше. Головин, президент адмиралтейств-коллегий и адмирал Т. Руководить плаванием хотел сам Головин. Он считал такое плавание лучшей школой , ибо «... Но сенаторы предпочли сухой путь и не послушались советов именитых адмиралов. Видимо, причины были веские. Они и обрекли Витуса Беринга на неимоверные тяготы с перевозкой тысяч пудов снаряжения до Охотска, где была намечена постройка кораблей. Потому и растянулась эпопея Второй Камчатской на добрый десяток лет. А могло быть по-другому... В летописи дальних плаваний 1763 год выделяется двумя примечательными событиями. Первое происходило в Петербурге. Михайло Ломоносов предложил правительству проект арктической экспедиции от Новой Земли к Берингову проливу через Северный полюс. В следующем году три корабля под командой капитана 1-го ранга Василия Чичагова сделали первую попытку проникнуть в полярный бассейн к северу от Шпицбергена. Трансполярный переход не удался. Назначенная в Беринговом проливе встреча Чичагова с руководителем алеутской экспедиции Креницыным не состоялась. После отправления обеих экспедиций намечалось послать вокруг света два корабля из Кронштадта с заходом на Камчатку. Но подготовка к подходу затянулась, а начавшаяся вскоре русско-турецкая война принудила и вовсе отменить выход в море. В том же 1763 году в Лондоне посол А. Воронцов получил от правления Ост-Индской компании согласие отправить на корабле «Спикей» двух русских офицеров. Так в апреле 1763 года вышли в Бразилию мичман Н. Полубояринов и унтер-лейтенант Т. Им суждено было стать первыми русскими, которые пересекли экватор. Мичман Никифор Полубояринов вел журнал, который и донес до потомков впечатления от этого полуторагодового плавания к берегам Бразилии и Индии... Полковник конфедерации Речи Посполитой Мориц Бениовский, сосланный за выступления против властей в Большерецк, поднял бунт. Петр», стоявший на зимовке в устье реки. Корабль беглецов вели мореходы Максим Чурин и Дмитрий Бочаров. В португальской колонии Макао Бениовский продал русское судно и зафрахтовал два французских. В июле 1772 года беглецы прибыли во французский порт на юге Бретани.

Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. Факты, карта и краткое описание

Первое русское кругосветное путешествие началось 7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года. Сочинение в трех томах с атласом из 104 карт и гравированных картин вышло под название «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Первое русское кругосветное плавание — Крузенштерн и Лисянский Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на приобретённых в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана. Пользователь Роза В задал вопрос в категории Добро пожаловать и получил на него 1 ответ. вспоминает, как проходило первое российские кругосветное путешествие под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Путешествие невы и надежды. Кругосветная экспедиция крузенштерна и лисянского

Минувшим летом исполнилось 200 лет с момента начала первого русского кругосветного плавания. Но возвращении в Россию в 1799 г. Крузенштерн представил проект кругосветного плавания вице-президенту Адмиралтейств-коллегий Кушелеву. В 1809 году в трёх томах с атласом, включавшим 104 карты и гравированные картины, вышло сочинение под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». 220 лет назад, 7 августа 1803 года, в 10 часов утра в Кронштадте над шлюпами «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна были подняты паруса и стартовала первая в России кругосветная экспедиция. Первое русское кругосветное плавание состоялось с августа 1803 года по август 1806 года на кораблях Надежда и Нева под командованием Адама Иоганна фон Крузенштерна и.

Описание путешествия русскими вокруг света

  • Подпишитесь на рассылку
  • Посетить музей
  • 220 лет назад началось первое русское кругосветное плавание
  • Остались вопросы?
  • Первое русское кругосветное плавание — Википедия

Штормы и скандалы на борту. Как проходила первая российская кругосветка

Первое кругосветное плавание русских моряков под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803—1806 года остается важнейшим событием для РИА Новости, 10.10.2022. Плавание Крузенштерна и Лисянского — это начало новой эры в истории русского мореплавания. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Сочинение в трех томах с атласом из 104 карт и гравированных картин вышло под название «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». 550573 ответа - 388270 раз оказано помощи. думаю что русский парусник, который первым вернулся из удачно завершенного кругосветного путешествия -"Нева" под командованием Лисянского. После окончания кругосветного плавания кораблей «Надежда» и «Нева» Лисянский был произведён в чин капитана 2-го ранга. В честь первого русского кругосветного путешествия была выбита особая медаль, которой были награждены все участники экспедиции.

Штормы и скандалы на борту. Как проходила первая российская кругосветка

Павла I его замысел не заинтересовал, зато взошедший вместо него на престол Александр I с подачи руководства Российско-американской компании, искавшей альтернативные пути на Аляску, планы Крузенштерна одобрил. Экспедицию было решено снарядить на двух шлюпах — «Надежда» и «Нева». Тот сразу же согласился. В путь! Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко. Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

Нельзя с уверенностью сказать, что тогда было важнее — наносить русские имена на карту или организовывать торговлю котиковыми шкурками с Китаем», — подчеркнул эксперт. Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом. Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом.

В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг. Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет, в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника.

Пройдя Атлантический океан, обогнув мыс Горн южная оконечность Южной Америки , путешественники попали в Тихий океан. Шлюп «Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Мореплаватели измеряли температуру воды на разных глубинах, наблюдали свечение моря, приливы и отливы в Атлантическом и Тихом океанах. Эти исследования положили начало новой морской науке — океанографии океанологии , изучающей явления в Мировом океане и его частях.

Смеловским , по зоологии — академиком А.

Севостьяновым [27]. В инструкции Севостьянова были обозначены четыре географических области, которые представляют потенциальный интерес с точки зрения естественной истории , в том числе Япония и Камчатка. Отдельно он останавливался на статусе учёного в коммерческом плавании, приводя в пример Тунберга и отца и сына Форстеров. В общей сложности академик Севостьянов предусмотрел 14 основных процедур для наблюдений, включая непременное указание точной даты взятия образцов и классификацию их по системе Линнея , зарисовки внешнего вида и консервацию образцов для последующей передачи их императорскому Кабинету. Впрочем, Лангсдорф проигнорировал последний пункт, а большая часть собранной им коллекции поступила в Берлинский музей естествознания [59]. Кроме того, 13 июня 1803 года министр коммерции граф Румянцев предложил Крузенштерну отыскать острова к востоку от Японии , якобы, замеченные голландскими и испанскими мореходами [60].

Для определения географических координат были взяты хронометры , сверкой которых постоянно занимались Крузенштерн и астроном Горнер. Они же старались регулярно фиксировать метеорологическую информацию, но, с учётом положения на судне и отсутствия научной методики, не проводили наблюдений в ночные часы и допускали пропуски в наблюдениях в течение суток или более. На показания барометра сильно влияла качка, а в Японии он разбился. Температура на «Надежде» измерялась в градусах Реомюра , а на «Неве» — по шкале Фаренгейта [61]. По оценке Ю. Шокальского , во время русской экспедиции впервые были проведены определения вертикального ряда глубинных температур океана до 400 м.

Работы производились при помощи «Гельсовой машины» — примитивного батометра в виде медного цилиндра с клапанами, внутри которого подвешивался ртутный термометр [62]. Систематические наблюдения было возможно проводить только во время стоянки в Нагасаки с 11 октября 1804 по 17 апреля 1805 года. Они производились лично Крузенштерном в 8, 16 и 20 часов и содержали данные о температуре, давлении, влажности, прозрачности атмосферы, направлении, силе и продолжительности ветра, грозах, облаках, туманах, выпадении росы и других метеорологических явлениях [63]. На шлюпе «Надежда» имелась библиотека, составленная из личных собраний офицеров и учёных; основой было книжное собрание Крузенштерна, которое сохранилось в ЦВМБ. На книгах, побывавших в путешествии, Крузенштерн ставил помету на форзаце : Nadeshda, 1803—1806; таких книг выявлено 48. Помимо изданий атласов и карт 15 разных авторов: Кука , Бугенвиля , Арроусмита , и др.

Издание «О странствиях вообще» аббата Прево Крузенштерн считал столь полезным, что передал Коцебу, в результате чего эта книга дважды обошла вокруг света [64]. Примечание: все даты в описаниях участников экспедиции приведены по григорианскому календарю. От Кронштадта до Бразилии август — декабрь 1803 [ править править код ] И. Крузенштерн и Ю. Лисянский Экспедиционные шлюпы прибыли в Кронштадт 5 июня 1803 года, после чего Крузенштерн немедленно их осмотрел, и пришёл к выводу, что на «Надежде» надлежит сменить весь такелаж и две мачты: при погрузке судно едва не перевернулось [65]. Это удалось сделать в кратчайшие сроки благодаря капитану порта Мясоедову и его заместителю Бычинскому.

Только 6 июля экспедиция была выведена на Кронштадтский рейд, где её со шлюпки обозрел император Александр I [66]. Однако по причине противных ветров и постоянно доставляемых на борт грузов, отправление чрезмерно затянулось. Кроме того, были сняты с рейса 5 человек из свиты Резанова [67] [Прим. В тот же день сорвался за борт и утонул в Неве баковый матрос Захар Усов [69]. Отправиться в путь удалось только в 10 часов утра 7 августа. Далее направление ветров вновь изменилось, и шлюпы по 10-е число крейсировали у Готланда.

Ревель миновали глубокой ночью. Командир, из-за крайнего стеснения людей, ещё в Финском заливе установил очерёдность вахт и нормы выдачи провианта: фунт говядины и фунт сухарей в сутки, а также чарка водки непьющим шла надбавка в 9 копеек за каждую не выпитую чарку и фунт масла в неделю. За каждой трапезой полагалось только одно блюдо: обед — щи из кислой капусты с солониной или рыбой по праздникам — со свежим мясом , ужин — каша с порцией масла [70]. В половину шестого вечера 17 августа добрались до Копенгагена , где предстояло перегрузить суда — требовалось принять французский коньяк «бурдовскую водку» для Российско-Американской компании — и взять на борт учёных, которые там дожидались. Благодаря показаниям барометра, шлюпы хорошо перенесли шквал 19 августа: заранее спустили реи и стеньги. В порт вошли 20 августа и остановились надолго, ибо после перегрузки обнаружилось, что сухарям и солонине грозит гибель, их нужно сушить, пересаливать и упаковывать в новые бочки.

Кислая капуста испортилась почти вся. Это сопровождалось обширной перепиской с Петербургом [71] [72]. Длительная стоянка в столице Дании принесла первые конфликты с Резановым: согласно дневникам Левенштерна и Ратманова, посол с надворным советником Фоссе активно посещал проституток, не снимая регалий и орденских лент. Граф Толстой при этом заработал « болезнь, летам его свойственную » [73]. С 21 августа по 4 сентября в Копенгагенской обсерватории была проведена сверка корабельных хронометров. Только в пять пополудни 8 сентября удалось выйти в море, однако шторм с норд-веста продержал шлюпы в Хельсингёре ещё 6 дней [74].

Во время трёхнедельной стоянки команде каждый день закупали свежее мясо и зелень, а также выдавали по две кружки пива, что обошлось в 400 пиастров мексиканских долларов , по курсу 1 рубль 90 копеек за пиастр [75]. Великобритания и Канарские острова[ править править код ] Внутренний рейд и набережная Фалмута. Фото 2011 года Во время штормов в Скагерраке шлюпы разлучились, и только к 20 сентябрю погода стала ясной. Рыбалка на Доггер-банке оказалась неудачной, и тогда Крузенштерн опробовал «Гальсову машину» — батометр ; однако глубина была всего 24 сажени и разница температуры воды на поверхности и у дна была незначительна. Бересфорд взялся доставить в Лондон Резанова и астронома Горнера, у которых были в столице дела. Это сберегало время, кроме того, Крузенштерн списал на берег своего племянника Бистрома, состояние здоровья которого резко ухудшилось [76].

В Лондоне Резанов и отправившийся с ним Фридерици посетил графа С. Воронцова , осмотрел достопримечательности, а на «Надежду» отправился через Бат и Бристоль [77]. Было решено запастись ирландской солониной, из опасения, что доставленная из Гамбурга не выдержит и года пути. Суда сильно протекали, и Крузенштерн нанял сверх собственной команды восьмерых конопатчиков, которые работали в течение шести дней [78]. Пресную воду пришлось доставлять за 4 мили; по расчётам приказчика Коробицына, припасы и вода обошлись Российско-Американской компании в 1170 пиастров. На «Неве» дополнительно пришлось конопатить верхнюю палубу и заменять гнилые доски на баке, на что было Лисянскому отпущено ещё 1159 пиастров [79].

Тем не менее, в нижних палубах и трюмах обоих кораблей было сыро, конденсат скапливался даже в кают-компании. Для борьбы с этим в хорошую погоду открывали люки и проветривали помещения, применяли также жаровни с горящими углями, обработку помещений уксусом и горящим витриолем. Дважды в неделю льяла промывали свежей морской водой, откачивая застойную помпами [80]. Лисянский после выхода в море настаивал, чтобы матросы мылись и обстирывались два раза в неделю, а заступающая вахта в тропических широтах в обязательном порядке окатывалась морской водой [81]. Далее отправление задерживало только то, что Резанов не приезжал из Лондона. На борт он взошёл 5 октября и в тот же день с приливом экспедиция двинулась на Канарские острова.

При безветрии 13 октября Горнер и Лангсдорф занялись океанографией и опустили батометр на 95 саженей [82]. На рейд Санта-Крус-де-Тенерифе вошли в 11 утра 20 октября; из-за каменистого дна на «Неве» потеряли верп и два кабельтова каната [83]. Поскольку приобретение необходимых припасов было затруднительно, экспедиция простояла на Тенерифе до 27 октября. Закупили свежих овощей и фруктов, картофеля и тыкв, а также 4 пипы канарского вина; всё это обошлось в 1200 пиастров [84]. Резанов поселился у купца Армстронга; Горнера с хронометрами и обсервационными инструментами поселили у губернатора острова. Обсерваторию разместили в башне дворца инквизиции [85].

Далее астроном при участии Левенштерна и Беллинсгаузена проводили съёмку гавани Санта-Крус, которую закончили к 22-му числу. Практически все участники экспедиции были поражены нищетой местного населения и «высочайшей степенью разврата» и засильем инквизиции. Пришлось даже запретить визиты местных жителей на борт, из-за постоянных покраж [86]. Перед отплытием произошёл первый открытый конфликт Крузенштерна с Резановым, когда посол прямо объявил себя начальником экспедиции. Ратманов писал в дневнике, что тогда Резанов извинился и признал, что офицеры не потерпят приказов от камергера. Далее посол написал жалобу на имя государя, о которой Ф.

Толстой сообщил капитану Крузенштерну, и стал поодиночке вести беседы с офицерами о своих полномочиях [87]. Экватор[ править править код ] Морские беспозвоночные. Гравюры из атласа к описанию путешествия Крузенштерна После прощального визита испанского губернатора, в полдень 27 октября шлюпы двинулись к Островам Зелёного Мыса. После выхода в океан рядовой состав «служителей» был разделён на три вахты по 15 человек в каждой, и этот порядок сохранялся даже при самой скверной погоде [88]. Архипелаг миновали 6 ноября на расстоянии 25—28 миль от острова Св. Антония из опасения попасть в штилевую зону.

После вступления в экваториальные воды на шканцах растянули тент, а матросам запретили спать на открытом воздухе [89]. В такие дни Крузенштерн приказывал протапливать жилые помещения, команду кормили блюдами из картофеля, тыквы, давали в дополнение к воде полбутылки канарского вина в день и по утрам — слабый пунш с сахаром и лимонным соком. Частые дожди позволили набрать двухнедельный запас воды, выстирать одежду и бельё, а растянутый тент превратили в бассейн, которым могли пользоваться до 20 человек одновременно [90]. Попутно натуралисты экспедиции открыли причину свечения моря : Лангсдорф обнаружил в микроскоп мельчайших беспозвоночных и опроверг химическую теорию [91]. Из-за безделья граф Толстой и надворный советник Фоссе затеяли карточную игру в день 6 ноября, когда Резанов и Крузенштерн отправились на богослужение на «Неву» [92]. На обоих шлюпах команду поставили на ванты и заставили прокричать троекратное «ура!

На следующий день была устроена торжественная церемония, Крузенштерн, как пересекавший экватор, крестил остальных. На обоих судах устроили парад с артиллерийским салютом, Лисянский распорядился приготовить для команды «Невы» суп с картофелем и тыквой, зажарить уток и испечь пудинги , на трёх человек полагалась бутылка портера [93]. На «Надежде» квартирмейстера Ивана Курганова, «имевшего отменные способности и дар слова», обрядили Нептуном [94] , который поил экипаж водкой, и все «довольно надрязгались» [95]. Лисянский тем охотнее согласился на поиски, что они не требовали уклонения от курса. Определить положение острова не удалось, и мореплаватели посчитали его несуществующим [97]. Согласно другой версии, оба капитана прекрасно знали положение острова, и искали архипелаг Ассенцао или Мартин-Вас ; после них поиски проводил и В.

Головнин во время кругосветного путешествия на шлюпе «Камчатка» [98]. Бразилия декабрь 1803 — февраль 1804 [ править править код ] Вид острова Санта-Катарина. Гравюра из описания путешествия Лаперуза, 1792 Крузенштерн, по примеру Лаперуза, избрал для захода в Бразилию порт Дестеро Носса-Сеньора-ду-Дештерру на острове Санта-Катарина ввиду его мягкого климата, наличия пресной воды, дешевизны продуктов и меньшей, по сравнению с Рио-де-Жанейро , таможенной пошлиной [99]. Резанов, Крузенштерн и Лисянский были приняты доном Курадо [pt] чрезвычайно любезно, на шлюпы назначены португальские чиновники и были сделаны все приготовления, включая заготовку дров: для русской команды физическая работа в условиях влажных тропиков была очень затруднительна. Посла Резанова со свитой разместили у губернатора, а Горнеру предоставили остров Атомирис под обсерваторию, на которой он начал наблюдения прямо в день прибытия [100]. Главной проблемой, которая надолго задержала экспедицию в Бразилии, стала замена фок- и грот-мачты «Невы», а также грота-реев с 26 декабря 1803 по 22 января 1804 года.

За это время шлюп был разгружен, вытащен на берег, и капитально проконопачен, причём в бортах и палубе были заменены сгнившие доски, клюзы , и прочее. В лесах острова были найдены подходящие стволы красного дерева , однако весьма сложной была доставка их в гавань и обработка, которая обошлась в 1300 пиастров, в том числе 1000 — за работу португальского «мачтмакера» [101]. Удалось уберечь экипаж от начавшихся было желудочных заболеваний, благодаря тому, что вместо воды выдавали чай и слабый грог [102]. За время пятинедельной стоянки у офицеров и учёных было много возможностей изучать окрестную природу и нравы. Тилезиус и Фридерици остановились в частном доме, и были вынуждены платить по 5 пиастров в день, поскольку гостиница была очень плоха. Больше всего Левенштерна, Крузенштерна, Лисянского и Ратманова возмущало рабовладение.

Левенштерн писал, что в загородном доме губернатора, где разместили свиту, вместо сторожевой собаки имелся раб-привратник, «который должен сам искать себе пропитание и при этом ни на минуту не отлучаться. Убить чёрного — за убийство не считается». Ратманов также писал, что бразильские нравы ему «омерзели» и он только трижды спускался в город. Лангсдорф, владея португальским языком , живо интересовался всем: от употребления мате , вреда маниока для зубов, до способов охоты местных индейцев и очистки хлопка. Однако он жаловался, что из-за чрезвычайной жары и влажности заплесневело и сгнило большинство ботанических образцов, а собранных насекомых пожирали муравьи [103]. Побывали офицеры и на карнавале , обратив внимание, что белые «забавляются по обычаю европейских католиков», а негры — по-африкански [104] [105].

Конфликт Крузенштерна с Резановым принял в Бразилии новый оборот. Поводом стал запрет Резанова от 28 декабря отпускать Толстого на берег, который отменил Крузенштерн [106]. Офицеры заверили его, что не следует обращать внимания на «приказы посла, которые не служат к пользе императора, экспедиции или Американской компании». Резанов пытался отдавать приказы Лисянскому, минуя Крузенштерна, но ему никто не подчинился. Чичагову и министру коммерции Н. Наступило временное затишье [107].

Во время ремонтных работ, 27 января Крузенштерн распорядился отгородить место Резанова в их общей каюте [108]. К этому добавилась ссора Толстого с художником Курляндцевым, которая едва не дошла до дуэли. Курляндцев пожаловался Крузенштерну, который их помирил, но на этом художник не успокоился, и пошёл к Резанову. Далее Курляндцев оскорбил капитана и назвал судно «кабаком», в результате офицеры отказали ему от общества в кают-компании. Конфликт академика живописи и капитана был урегулирован только семь недель спустя [109]. Плавание по Тихому океану февраль — июнь 1804 года [ править править код ] Мыс Горн.

В его честь губернатором Курадо был дан салют из 11 орудийных залпов, на что русские корабли ответили «взаимно». Однако сильные северные ветра задержали отплытие до 4 февраля. По первоначальному плану экспедиции мыс Горн надлежало обогнуть в январе. Помимо сильнейших бурь в « ревущих сороковых », главной проблемой была нехватка пресной воды, которой должно было хватить на 4 месяца. Поэтому с 7 февраля Крузенштерн ввёл жёсткое рационирование: две кружки воды в день на человека считая сюда варку пищи и чая [111].

Эти исследования положили начало новой морской науке — океанографии океанологии , изучающей явления в Мировом океане и его частях. В результате экспедиции на карту мира были нанесены новые острова, проливы и другие географические объекты, исправлены неточности карт Тихого океана. Изучался быт, обычаи и языки некоторых народов Океании.

Путешествие позволило И.

Крузенштерн и Лисянский

  • «путешествие кругом света»: топ-5 фактов о трехлетней экспедиции крузенштерна и лисянского
  • 207 лет назад завершилось первое русское кругосветное путешествие
  • Шлюпы «Надежда» и «Нева»
  • Завершение первого кругосветного плавания русских моряков
  • Возвращение
  • Подготовка

«Путешествие вокруг света на корабле Нева в 1803-1806 годах»

Первое русское кругосветное путешествие И. Крузенштерн и Ю.Ф (26 июля) 7 августа 1803 года из порта Кронштадт вышли парусные шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием отважных мореходов – капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. первое русское кругосветное плаванье длилось три года. Суда об.
Первое русское кругосветное путешествие И. Крузенштерн и Ю.Ф Статья рассказывает о подвиге русских мореплавателей, которые в 1803-1806 годах совершили первое в истории России кругосветное плавание на шлюпах Надежда и Нева. Вы узнаете о целях и задачах экспедиции, о ее участниках и руководителях, о трудностях и опасностях, с.

Русский парусник, который первым вернулся из удачно завершенного кругосветного путешествия?

В 1817–1819 гг. В. Головнин совершил второе кругосветное плавание, описанное им в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» (1812 г.), во время которого уточнил положение ряда островов из Алеутской гряды. Накануне тяжелого завершения этого первого кругосветного плавания Элькано сумел на островах Зеленого Мыса добиться обманом пополнения продовольственных запасов. Лишь в первых числах сентября 1522 г. команда сумела завершить это путешествие. вспоминает, как проходило первое российские кругосветное путешествие под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий