Что является высшим проявлением мастерства публичного выступления

Средства, с помощью которых достигается «эффект общения»: Разговорность речи, Зрительный контакт, Голосовой контакт. Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером.

Искусство публичных выступлений. Оратор и его аудитория Что должен делать оратор при выступлении

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза обычно она бывает сосредоточенной. В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом. Как добиться взаимопонимания со слушателями К основным факторам взаимопонимания относят: реакция слушателей на речь оратора смех, возгласы, аплодисменты ; уверенность оратора в собственной речи умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно ; актуальность преподносимой информации ее новизна, понятность, важность, интерес ; личность говорящего имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он. Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала.

Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики. Для установки взаимопонимания с залом когда оратор и аудитория едины говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи. При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии.

Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих. Признаки аудитории Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят: однородность; чувство общности; мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей — их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

К интонации относится и темп — скорость протекания речи во времени — и паузы между речевыми отрезками. Фразовое и логическое ударение служат средством выделения слов или словосочетаний и повышают выразительность речи. Слайд 10 Оратор и аудитория Главным понятием риторики является оратор от латинского «огаге» - говорить.

Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию по латыни «audire» - слышать. Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом. Слайд 11 Оратор и аудитория Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет.

Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. Слайд 12 Оратор и аудитория Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.

Слайд 13 Контакт со слушателями Высшее проявление мастерства публичного выступления — контакт со слушателями.

Понятие ораторского мастерства Ораторское мастерство характеризуется умением оратора публично подавать свою речь, грамотно излагать мысль, увлекая слушателя, защищая свою точку зрения. Ораторское искусство включает в себя сочетание психологии, риторики и актерского мастерства.

Цель ораторской практики — изложить свою позицию перед слушателем оппонентом , с помощью подготовки устной речи и отработанных техник риторики. Ораторское искусство, как социальное явление, появилось вместе с необходимостью публичного обсуждения проблем и решения общественных вопросов. Риторика — это наука, которая занимается изучением красноречия и мастерства публичных выступлений.

Ораторская речь — необходимый навык, который можно развить, натренировать и постоянно совершенствовать. Умение красиво и правильно доносить свою мысль может пригодиться в любой ситуации. Настоящие ораторы могут рассуждать на любые темы и аудитория готова слушать их часами.

Понятие об ораторском искусстве имеет три определения: достижение высокой степени мастерства публичных выступлений, качественной речи и владения живым словом; ораторское искусство, также понимают, как науку и учебную дисциплину о красоте слова; ораторство — это сложная смесь навыков, которая выливается в творчество публичной речи. Отечественная риторика выделяет несколько направлений красноречия: социально-политическое направление выступления на политические, экономические темы ; духовное религиозные публичные выступления, проповеди ; академическое выступления лектора в учебных заведениях ; социально-бытовое повседневные, застольные, поминальные речи ; судебное речи, произнесенные участниками судебного процесса. Современная риторика занимает прочное место среди программы гуманитарного обучения.

Секреты ораторского искусства Преподносить речь так, чтобы аудитория не только ее запомнила, но и приятно провела время и стремилась после выступления передать слова оратора всем вокруг. Ораторское мастерство и искусство речи не имеют четких правил, которые необходимо заучивать, для публичной речи важно соблюдать последовательность. Необходимая последовательная структура ораторской речи: введение здесь важно найти внимание слушателя, привлечь его интерес ; главная идея выступления; центральная часть речи здесь открываются главные тезисы и пункты ; заключение вывод речи, подведение итогов.

Искусство оратора, главным образом, состоит в том, чтобы найти контакт с аудиторией. Основы красноречия, некоторые эффективные приемы, лучше всего перенимать у ораторов, имеющих большой опыт в выступлениях. Публичное выступление требует не только знания правильного построения речи, но и других ценных качеств лектора: знания и умения — прежде всего, оратор должен быть развит интеллектуально, иметь широкий кругозор и уметь поддерживать множество тем для разговора, уметь грамотно отвечать на вопросы; важным пунктом в умении красиво говорить является практика; психологическая подготовленность оратора он не должен бояться провала или неудачного выступления, должен обладать собой и не выводиться на провокации публики ; важно понимать психотип своей аудитории, чтобы уметь сразу произвести на нее впечатление.

Все должно быть уместным и подходящим к теме выступления. Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты: постоянно менять темп речи, уместным будет замедлять ее при подходе к какой-то ключевой идее; делать паузы известный всем прием привлечения внимания ; менять интонацию речи и тон. Нельзя читать предложения с бумаги, слушатель может сделать вывод, что лектор не компетентен и не знает того, о чем пытается им рассказать.

Приемы опытных ораторов Искусство ораторского мастерства лучше постигать, глядя на опытного оратора, на то, как он работает, завлекает слушателя, какие приемы использует. Можно учиться и перенимать опыт на практике. Основные приемы и хитрости, которыми пользуются все опытные ораторы: сравнение — данный прием позволяет разбавлять абстрактные описания, так как информация легче запоминается и структурируется, когда в сознании создается образная проекция; повтор — необходимо повторять ключевые фразы, которые крепко засядут в памяти у слушателей; некоторые лекторы обращаются к приему аллегории, риторическим вопросам, во многих речах есть место иронии, что располагает аудиторию; нельзя использовать сложноподчиненные предложения.

Лучше разбить их на короткие фразы и легко воспринимающиеся; важно знать свою аудиторию, изучить ее и разговаривать на ее языке. Многие ведущие делают комплименты своей публике, что значительно повышает их привлекательность в глазах аудитории. Уровни ораторского мастерства Успех ораторской речи, определяют следующие уровни мастерства оратора всего их 3 : владение материалом сюда входит грамотная подача, словарный запас и композиция речи ; владение собой поведение, манера речи, интонация, сила голоса, техника речи и умение находить контакт со слушателем ; образ оратора внешний вид, поза.

Внешний вид оратора должен совпадать с темой речи, то есть, если диктор проводит семинар на тему «как стать успешным», он не может стоять перед аудиторией в дешевом костюме и нечищеных ботинках. Тренировка для усовершенствования ораторского мастерства Для усовершенствования мастерства красноречия важна практика и тренировки, в домашних условиях можно выполнять следующие несложные упражнения: работа со словарем — каждый день необходимо запоминать по 10 новых слов и их значений, при этом записывая в свой карманный маленький словарик. При выполнении данного упражнения развивается лексикон, память и интеллект, что очень важно для успешности публичных выступлений; пересказ — простые пересказы газетных статей или страниц из книг, с каждым разом нужно увеличивать объем текста и его сложность; на развитие дикции существует множество упражнений, например, выговаривать скороговорки с забитым орехами ртом до тех пор, пока дикция не станет четкой и понятной всем окружающим; важно часто выполнять различные упражнения на дыхание — они помогут справиться с силой голоса, понять правильность тембра, научат понимать себя и свою внутреннюю силу.

Необходимо пробовать произносить тексты дома перед зеркалом, искать свою удобную, но не вызывающую позу, учиться красиво держать руки, а не засовывать их в карман или теребить края рубашки. К тому же, такие «зеркальные» тренировки помогут раскрепоститься и закрепить навык управления своей мимикой. Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник.

Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох. Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей.

Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера. Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах.

В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики. Работа над речью Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства.

Тщательно проработанная речь — уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов. Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение.

Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время.

В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации. Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя.

При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.

Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой — удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию.

Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение — и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора. Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность.

Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Демографическая и интеллектуальная характеристики имеют особенно большое значение, когда аудитория однородна по этому признаку: если только молодежь, только мужчины, только специалисты. Если аудитория неоднородна по какому-то признаку, он теряет свое значение и не определяется. Характеристики, которые выше были признаны важными, обязательно должны быть учтены в речи. Так, выступая перед профессионалами, людьми заинтересованными, оратор начинает сразу с существа дела, глубоко раскрывает проблему, мало употребляет средств выразительности. Не менее важна и субъективная характеристика аудитории. Эта часть портрета слушателей зависит от того, кто именно выступает перед ними и может меняться, если меняется оратор. К субъективным параметрам можно причислить социальный портрет взаимоотношений оратора и аудитории и отношение аудитории к мыслям и идеям выступающего. Социальный портрет аудитории определяется, во-первых, степенью знакомства аудитории оратору. Чем в большей мере оратор способен прогнозировать реакцию аудитории, тем более действенной окажется его аргументация.

Чем меньше знакома оратору аудитория, тем большее значение приобретают статусные роли участников общения С точки зрения отношения к мыслям оратора в аудитории могут быть выделены следующие группы: 1 Конструктивная. У слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, что предлагает оратор. Этих людей не надо «агитировать», заинтересовывать. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение.

Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления – это контакт со слушателями, т.е. общность психологического состояния оратора и аудитории. Практическим выходом работы является возможность использования учениками Гимназии «Жуковка» разработанных рекомендаций для успешного публичного выступления, а так же педагогами во внеурочной деятельности с целью повышения ораторского мастерства учащихся. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Практическим выходом работы является возможность использования учениками Гимназии «Жуковка» разработанных рекомендаций для успешного публичного выступления, а так же педагогами во внеурочной деятельности с целью повышения ораторского мастерства учащихся. Во-вторых, высочайшее мастерство публичного выступления проявляется в умении структурировать и организовать свою речь. Оратор должен четко выделить основные идеи и аргументы, логически связать их между собой и подкрепить их примерами и фактами.

Публичные выступления - контрольная работа

Чтобы выступать перед публикой, им первым делом необходимо научиться произносить тексты в различных стилях. Для каждой публики нужен индивидуальный подход, поэтому выступающий должен уметь подстраиваться под настроение граждан и тематику выступления. Ораторское искусство имеет общие приемы и требования для чтения речей: начало монолога должно быть продуманным и четким. Публичные выступления должны начинаться ярко, броско и эффектно. Это основа самопрезентации автора. Именно в самом начале речи закладывается внимание аудитории.

Если вступление будет пресным и растянутым, то оратор рискует потерять большую часть внимания публики; наличие драмы. Присутствие драматичных моментов в речи — обязательное условие для любого выступления. Этот речевой элемент поможет заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимания, пробудить интерес; эмоциональность. Публичные выступления непрерывно связаны с эмоциональностью. Оратор не должен читать речь пресно, сухо, невыразительно.

Так публика быстро потеряет к нему интерес, а сам выступающий не почувствует обратной связи. Чтобы завоевать внимание слушателей, оратору нужно показать свое переживание. Эмоциональность автора — это его самопрезентация и авторитет перед публикой; краткость. Краткая речь лучше воспринимается аудиторией. Люди не задерживают свое внимание на долгих и размытых речах.

Чтобы выступать перед публикой, оратор должен уметь составлять четкие и грамотные речи, наполненные смыслом и лишенные лишней информации. Выступающим нужно помнить о таком выражении, как «Краткость — сестра таланта»; разговорная речь. Для лучшего восприятия представленной информации и создания эффектной самопрезентации необходимо не забывать об элементах разговорной речи. Они помогают создать беседу между автором и слушающими людьми во время публичного выступления. Разговорная речь дает возможность публике лучше воспринять представленные данные.

Оратору не рекомендовано считывать текст с листка, наполнять речь непонятными и малознакомыми терминами, а также использовать большое количество иностранных слов. Публичные выступления должны завершаться четкой и броской концовкой. Ее также нужно тщательно продумать. Завершающая часть программы должна также быть яркой, краткой и лаконичной как и вступление , чтобы слушатели сделали для себя определенные выводы. Для произношения концовки речи необходимо подбирать правильную интонацию голоса.

Правила выступлений перед публикой Публичные выступления включают в себя ряд определенных правил, помогающих ораторам достичь продуктивного результата и улучшить свои речевые навыки.

На этом этапе подготовки к выступлению у оратора формируется необходимый для него навык отбора литературы. Психолог В.

Сахаров рекомендует следующие действия, которые способствуют формированию этого навыка: припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления, просмотр личной библиотеки, просмотр каталогов в библиотеке. Чтение литературы по теме выступления, записывание наиболее важного из прочитанного — трудоемкий этап подготовки публичного выступления. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.

Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить подобранный материал, в какой последовательности его излагать. Организация материала в речи, расположение всех его частей определяется замыслом оратора, содержанием выступления. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения.

Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному.

Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Нормальный темп речи около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2- 2,5 минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации и особенностей самого оратора. Плохо воспринимается как медленный темп речи, так и слишком быстрый. Важно, чтобы оратор умел управлять темпом и имел резерв скорости, чтобы излишне скорая речь не приводила к ошибкам, неясностям, оговоркам. Слишком быстрая частная речь собеседников — явление нормальное, если они хорошо понимают друг друга.

Замедленная речь воспринимается слушателями более негативно, чем быстрая. Теряется внимание слушателей. С темпом речи связаны логические и психологические паузы. Первые отражают структуру предложений и текста, на письме обычно обозначаются знаками препинания, они разделяют текст на блоки. Вторые вводятся самим автором перед произнесением чего-то важного, как бы дают слушателям психологически подготовиться к восприятию. Пауза — продолжение разговора невербальными средствами. Высота голоса соответствует шкале музыкального тона, это чередование повышений и понижений голоса; высота и тембр лежат в основе интонации. Одно и то же слово может быть произнесено с различными интонациями: «Да» — согласие, утверждение; «Да!

Положительно воспринимается мелодическое разнообразие звучащей речи, отрицательно — монотонная речь. Плохо — высокие и низкие звуки. Если аудитория возбуждена, хочется повысить голос. Лучше понизить, уменьшить звучание. Это заставит прислушаться. Тембр голоса — это его колорит, окраска. Она определяется обертонами, передающими эмоциональное состояние человека. По тембру голоса устанавливается его тип: бас, баритон, тенор, сопрано.

Тон голоса входит в интонацию. Высота звука — количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Для сравнения: учёные подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85-200 Гц, а женщины — 160 -340 Гц. Это средний тон речи. Самый высокий женский голос — колоратурное сопрано. Когда певица поёт на самой высокой ноте фа третьей октавы , частота её колебаний составляет 1397 Гц в секунду. Такая частота колебаний голосовых связок — не только дар природы, но и результат долгого изнурительного труда певицы.

Каждый должен уметь тонировать свою речь. Дикция, или произношение, отчетливая артикуляция звуков и их сочетаний, основа разборчивости речи, членораздельное выговаривание звуков речи, — мало связана с эмоциональной сферой, с духовным миром говорящего. Она служит чисто техническим умением. Дикция — необходимое качество хорошей речи, неотъемлемое требование её культуры. Хорошая дикция создаёт условия для других необходимых качеств и свойств речи. Хорошая дикция и общая произносительная культура требуют, во-первых, образцов для подражания и, во-вторых, специальных упражнений. Эти образцы дает театр, речь наиболее образованных людей — носителей традиций и культуры.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Основные методы преподнесения материала:.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. 4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык — это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. 6 Начало, завершение и развертывание речи. В ораторских выступлениях выделяются три структурные части: вступление, основная часть, заключение. Важной композиционной частью любого выступления является заключение.

Публичная речь и её особенности презентация, доклад

Таким образом, публичной ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Какие еще навыки необходимы для успешного публичного выступления? Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий