Выступление токаева

Глава государства принял министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова. Токаев выразил готовность Казахстана и впредь поддерживать инициативы Узбекистана во имя.

Выступление Токаева в парламенте: основные тезисы

Запущены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахско-китайский логистический центр в Ляньюньгане, сухой порт «Хоргос», транзитная магистраль Западная Европа — Западный Китай, железнодорожный коридор из Китая в Иран. При этом мы не останавливаемся на достигнутом», — указал Касым-Жомарт Токаев. Кроме этого, президент Казахстана рассказал о планах по строительству 1300 км новых железнодорожных путей в течение 3 лет, открытию третьего железнодорожного пункта пропуска на границе с Китаем и строительству новых сухих портов «Бахты» и «Калжат». Также, в своем выступлении, Токаев подчеркнул ключевую роль флагманского проекта — Транскаспийского международного транспортного маршрута, который соединяя Китай, Центральную Азию и Европу может стать «континентальным мостом «Пояса и Пути», вдвое сократив сроки грузоперевозок и существенно снизив транспортные издержки. Уверен, в скором времени они принесут ощутимые результаты. Для более эффективной координации наших усилий предлагаю создать Партнерскую сеть крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов.

В то же время нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. За пять предстоящих лет предприятие должно значительно нарастить производство и вернуть статус одного из лидеров металлургии в СНГ. Следующая приоритетная задача — обеспечить становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе. Этот вопрос я поднимал неоднократно, но системный план действий так и не был разработан. На вопросы, какие должны быть приоритеты, какая поддержка будет оказываться предпринимателям, пока нет ответов. Возможности для появления новых передовых производств у нас имеются. К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов — это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим. Поэтому важно, чтобы индустриальная политика была согласована с планами по модернизации инфраструктуры и развитию минерально-сырьевого комплекса. Определенные успехи здесь есть у отечественного автомобилестроения. Но теперь нужно последовательно переходить на более сложный уровень сборки автомобилей. Таким же образом надо укреплять и другие перспективные отрасли обрабатывающей промышленности. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения нашего рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Ключевым условием динамичного роста промышленности является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью. Одним из решений этого вопроса может стать эффективное подчеркиваю — эффективное использование активов ЕНПФ. При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег. Поэтому нужно тщательно подойти к отбору проектов, реализация которых будет способствовать диверсификации и индустриализации экономики. Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях. В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. Если потребуется, Правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счет средств ЕНПФ. Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой. Необходимо стимулировать вовлечение банков в финансирование реального сектора экономики. Правительству и Национальному банку предстоит провести эту работу в тесном взаимодействии друг с другом. В целом, Национальный банк должен придерживаться рациональной общегосударственной политики, направленной на контроль инфляционных процессов и рост экономики. Развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Проблемы, которые сдерживают развитие АПК, хорошо известны. Наиболее острая из них — хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность — в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты — до 800 миллиардов тенге. Нужно также увеличить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно. Согласно расчетам, эти меры будут способствовать увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза. Согласитесь, десять центнеров зерновых с гектара — это показатель, который никак не красит нашу страну. Значит, у нас совершенно не работает агрохимия, хотя качественные удобрения на казахстанских предприятиях производятся. Заметных шагов для ее решения еще не сделано. Правительству предстоит уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Нужно значительно увеличить число желающих заниматься сельским хозяйством. Надо оказывать всестороннюю поддержку аграриям, которые диверсифицируют посевы и улучшают урожайность. Считаю, что следует пересмотреть применение единого земельного налога, поскольку на деле здесь много нерешенных вопросов. Основное условие — он должен не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель. Все меры господдержки нужно предоставлять по принципу «одного окна», услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы. В целом, аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов. В прошлом году фермеры Жамбылской области в полной мере ощутили остроту проблемы нехватки поливной воды. Ожидается, что нынешний год тоже будет засушливым. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно. У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось. В зоне повышенного риска — поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Но даже там должным образом не проводится работа по сокращению посевов влагоемких культур, переходу на засухоустойчивые сельхозкультуры и внедрению водосберегающих технологий. Для исправления ситуации требуются решительные меры. Прежде всего, следует широко внедрять водосберегающие технологии. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления — вода у нас расходуется как попало. Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств. Обеспечение страны водой — крайне важная задача, вопрос национальной безопасности. Вопросы водообеспечения, рационального водопотребления должны учитываться во всех отраслевых политиках — в промышленности, АПК, коммунальном хозяйстве. Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора. Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов — одна из базовых функций правительства и акиматов. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2. Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы. В целом, приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Это стало следствием ряда просчетов — больших и малых — отказа от завершения строительства Балхашской ТЭС, отсутствия прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов. Нужна глубинная реформа отрасли, включающая несколько системных элементов. В первую очередь тарифы должны быть долгосрочными , позволяющими в разумные сроки окупать инвестиции и поддерживать надлежащее состояние объектов инфраструктуры. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определенную норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере. Нужно внедрить систему учета ресурсов и передачи данных в режиме онлайн. Рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей. Этот процесс надо максимально упростить и автоматизировать. Правительству следует разработать детальный комплекс мер для восстановления и развития коммунально-энергетической инфраструктуры страны. Акимы также должны активно заниматься обустройством городов, бороться с их загрязнением. Нужно строить, прежде всего в крупных городах, заводы по переработке твердых бытовых отходов, привлекая для этого инвесторов, а также заниматься озеленением городов. Эта работа проводится неудовлетворительно. Электричество, отопление, вода, в целом, эффективное коммунальное хозяйство — базовые блага, доступность которых напрямую влияет на качество жизни граждан. Это серьезная, комплексная реформа, которая позволит поэтапно устранить все накопившиеся проблемы в этой сфере. Следует активизировать усилия по укреплению транспортно-логистического потенциала страны. Перед нами стоит стратегическая задача сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим центром и транзитным хабом Евразии. Для ее реализации создано Министерство транспорта. Ожидаю от ведомства оперативных и эффективных решений по широкому спектру вопросов. В первом полугодии 2024 года нужно принять программный документ, направленный на решение ключевых задач железнодорожной отрасли. А проблем там немало. В частности, необходимо ускорить работу по обновлению вагонов, а также устранить дефицит собственного контейнерного парка. Нужно реализовать все намеченные проекты по расширению магистральной сети 1,3 тыс. Предстоит провести тотальную цифровизацию процессов, что позволит значительно повысить эффективность и производительность отрасли, сэкономить бюджетные средства. Теперь о ситуации с автодорогами. До сих пор не завершен ремонт важнейшей для страны трассы Астана — Балхаш — Алматы, который был начат еще в 2017 году. Поручаю в текущем году наконец завершить их модернизацию. При этом надо учесть ряд важных моментов.

Это крайне важная реформа, которая позволит поэтапно отойти от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы. К примеру, чрезмерное ценовое регулирование на топливно-энергетическом рынке привело к увеличению дефицита и снижению производства ряда нефтепродуктов. Правительство извлекло уроки, ситуация постепенно выправляется. Немало перекосов и на рынке сотовой связи. Нужно продолжать работать над повышением качества услуг, последовательно снижать государственное участие, устранять избыточное регулирование и ограничения. Это касается всех секторов экономики. Бесконтрольные монополии, неравный доступ к ресурсам, недобросовестные методы конкуренции должны быть изжиты на корню. Ключевым направлением в рамках либерализации экономики станет проведение эффективной приватизации. Сколько было приватизационных планов, но каждый раз мы наступаем на одни и те же грабли. Потому что все эти планы формировались по списочному принципу, без анализа необходимости отчуждения, без определения четких условий приватизации. В свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям. Не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации, что создает коррупционные риски. Поручаю правительству пересмотреть Реестр государственного имущества и уточнить методологические аспекты процесса приватизации. Здесь главным должно быть повышение эффективности государственных активов. Эту задачу можно решить за счет внедрения современных методов корпоративного управления, что обеспечит прозрачность деятельности компаний. Правительство должно определить конкретный перечень крупных объектов, которые в ближайшие два года со значительными долями выйдут на IPO. Серьезные реформы предстоит провести в квазигосударственном секторе. Надо поставить точку в вопросе, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию. На группу компаний Фонда "Самрук-Казына" приходится самая большая доля государства в экономике, поэтому эту работу надо начать с него. Требуются новые системные меры для фундаментального оздоровления Фонда. Ключевая цель — создать экономическую стоимость через широкое применение инструментов соинвестирования. Поручаю правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить Указ о либерализации экономики. Документ должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигосударственного сектора. Нужно придать новый импульс промышленному развитию страны. Для реализации внятной и эффективной индустриальной политики в прошлом году было создано отдельное министерство. Прошло уже достаточно времени, пора показывать конкретные результаты. Министерство должно разрабатывать ориентиры для отрасли и инвесторов. Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, пока не выработаны. Перечень прорывных проектов подготовлен, но требует основательной доработки. Эти производства должны изменить структуру экономики, создать прочный промышленный каркас и точки технологического роста. Всего этого пока не произошло. По многим из проектов не определены источники финансирования. Приоритетную поддержку государства должны получать масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперед. Речь идет как о модернизации действующих производств, так и о развитии совершенно новых для нашей страны секторов промышленности. Правительству предстоит активизировать конструктивный диалог с международными финансовыми институтами, транснациональными корпорациями и отечественным бизнесом. В целом, должны быть ответы на вопросы, каким будет индустриальный облик Казахстана, какие предприятия завтра будут играть важную роль. Нужно действовать на опережение, в соответствии с требованиями времени. Особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств. Причина известна — это отсутствие инвестиций в модернизацию и расширение производств. Как следствие, теряются добавленная стоимость продукции и качественные рабочие места. Крайне важен и жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий. У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда. В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору. Ключевым условием при этом стало его намерение провести комплексную модернизацию предприятия. Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу. В то же время нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. За пять предстоящих лет предприятие должно значительно нарастить производство и вернуть статус одного из лидеров металлургии в СНГ. Следующая приоритетная задача — обеспечить становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе. Этот вопрос я поднимал неоднократно, но системный план действий так и не был разработан. На вопросы, какие должны быть приоритеты, какая поддержка будет оказываться предпринимателям, пока нет ответов. Возможности для появления новых передовых производств у нас имеются. К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов — это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим. Поэтому важно, чтобы индустриальная политика была согласована с планами по модернизации инфраструктуры и развитию минерально-сырьевого комплекса. Определенные успехи здесь есть у отечественного автомобилестроения. Но теперь нужно последовательно переходить на более сложный уровень сборки автомобилей. Таким же образом надо укреплять и другие перспективные отрасли обрабатывающей промышленности. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения нашего рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Ключевым условием динамичного роста промышленности является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью. Одним из решений этого вопроса может стать эффективное подчеркиваю — эффективное использование активов ЕНПФ. При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег. Поэтому нужно тщательно подойти к отбору проектов, реализация которых будет способствовать диверсификации и индустриализации экономики. Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях. В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. Если потребуется, Правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счет средств ЕНПФ. Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой. Необходимо стимулировать вовлечение банков в финансирование реального сектора экономики. Правительству и Национальному банку предстоит провести эту работу в тесном взаимодействии друг с другом. В целом, Национальный банк должен придерживаться рациональной общегосударственной политики, направленной на контроль инфляционных процессов и рост экономики. Развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Проблемы, которые сдерживают развитие АПК, хорошо известны. Наиболее острая из них — хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность — в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты — до 800 миллиардов тенге. Нужно также увеличить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно. Согласно расчетам, эти меры будут способствовать увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза. Согласитесь, десять центнеров зерновых с гектара — это показатель, который никак не красит нашу страну. Значит, у нас совершенно не работает агрохимия, хотя качественные удобрения на казахстанских предприятиях производятся. Заметных шагов для ее решения еще не сделано. Правительству предстоит уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Нужно значительно увеличить число желающих заниматься сельским хозяйством. Надо оказывать всестороннюю поддержку аграриям, которые диверсифицируют посевы и улучшают урожайность. Считаю, что следует пересмотреть применение единого земельного налога, поскольку на деле здесь много нерешенных вопросов. Основное условие — он должен не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель. Все меры господдержки нужно предоставлять по принципу «одного окна», услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы. В целом, аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов. В прошлом году фермеры Жамбылской области в полной мере ощутили остроту проблемы нехватки поливной воды. Ожидается, что нынешний год тоже будет засушливым. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно.

Как сказал Токаев, «будучи едиными, мы успешно противостояли всем внешним вызовам и угрозам», тем более единство необходимо в условиях сложной международной ситуации. В своем выступлении Глава государства большие надежды возлагает на молодежь, которой по силам возродить «наш национальный дух», синтезируя традиционные ценности и современные культурные нормы. Духовные постулаты ответственного гражданина должны базироваться на духовном наследии Великого Абая, выдвинутых им принципах добросовестного и честного труда, добропорядочности, справедливости, а также культа знаний и профессионализма. Акцент Президента на труде многоаспектен — это и культ труда как такого, то есть продвижение ценностей труда, это и повышение статуса человека труда путем введения в календарь дат — на государственном уровне Дня Труда, на обыденном — празднование отдельных профессий, это и возрождение уроков труда в школах, это и призыв к молодежи по развитию малого и среднего бизнеса и пр. В новой идеологической стратегии особое значение придается укреплению исторического сознания, поскольку без знания о прошлом своего государства и нации невозможно прогрессивное развитие государства. Именно поэтому Президент К. Токаев особое внимание уделил подготовке и выпуску к середине следующего года 7-томного академического издания «История Казахстана с древнейших времен до наших дней», реализацией которого занимается Институт истории и этнологии имени Ч.

Опубликован текст выступления Токаева на расширенном заседании Правительства

Вместе с тем, в случае значительного ухудшения ситуации мы можем рассмотреть возможность оказания точечной государственной поддержки. Следующий вопрос — стабильность финансового сектора. Это важная задача. Ведь проблемы финансовой системы, в свою очередь, могут негативно отразится и на реальном секторе экономики, и на сбережениях граждан. Национальному банку и Агентству по финансовому развитию поручается подготовить комплекс предложений по сохранению стабильности финансовой системы страны.

В этот весенний период пристального внимания требуют вопросы сельского хозяйства. В других регионах посевная работа должна начаться в течение месяца. Фермеры должны быть обеспечены оборотными средствами на закуп пестицидов и удобрений, качественных семян и ГСМ. Объемы финансирования весенне-полевых работ увеличены почти в 3 раза до 170 млрд тенге.

В то же время появляются проблемы, которые требует скорейшего решения. Следует обеспечить бесперебойный пропуск автомашин поставщиков сельскохозяйственных продовольственных товаров в карантинные города, оперативно выдать пропуски для прохождения через «зеленые» зоны. Это также касается и фермеров, которые приступают к весенне-полевым работам. Ранее я говорил о важности межрегиональной координации.

Имеются факты, когда автомашины по нескольку часов задерживаются на различных блокпостах между областями. Прошу Госкомиссию контролировать данную ситуацию. Есть нарекания к качеству дизельного топлива. Фермеры приводят факты, когда из-за низкого качества топлива выходит из строя дорогостоящая сельхозтехника.

В этой связи Министерству энергетики и акимам необходимо взять на контроль обеспечение не только объемов, но и качества ГСМ. По сути, поставка некачественной ГСМ — это прямой ущерб не только экономике, но и национальной безопасности страны. Комитету национальной безопасности, Службе экономических расследований Минфина следует выявить компании и физические лица, которые поставляют некачественные ГСМ. Это прямое покушение на безопасность страны, подрыв ее экономического потенциала.

Эти и другие подобные действия со стороны саботажников должны фиксироваться правоохранительными органами, потенциальные преступники — привлекаться к ответственности по закону. Правительству было поручено внедрить инструмент форвардных закупок. Прошу оперативно утвердить механизм, суммы и источники финансирования. Важно начать реализацию, апробацию, а в случае успеха — масштабировать.

С целью сдерживания цен и обеспечения продовольственной безопасности Правительством введен запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции. Это необходимая мера. Однако при введении данной нормы не была проведена полная оценка необходимости запрета экспорта отдельных товаров. Вопросов, связанных с новыми запретами, квотами, у сельхозпроизводителей много.

Минсельхозу следует обеспечить обобщение и быстрое реагирование на них. Нужен единый колл-центр. Средства на поддержку весенне-полевых работ следует вовремя довести до адресатов. Жесткие карантинные меры дали свой результат.

Ежедневный прирост заболеваемости в столице и Алматы стабилизировался. В то же время ситуация с социальным благополучием казахстанцев, экономической ситуацией в целом продолжает оставаться непростой, сложной. Уже сейчас понятно, что режим чрезвычайного положения придется продлить как минимум до конца апреля. Мы еще не прошли пик заболеваемости коронавирусом.

Ситуацию с эпидемией упрощать нельзя. По этой причине поручаю продлить карантинный режим в столице, Алматы, Шымкенте и в соответствующих областях до конца апреля. Понимаю, что это непопулярное решение, поскольку люди хотят выйти на улицы, восстановить нормальный, привычный распорядок жизни. Но другого выхода нет, кроме соблюдения карантина, самоизоляции.

Это рекомендации отечественных и международных специалистов-вирусологов. В противном случае мы «опрокинем» ситуацию, эпидемия станет тотальной, под угрозу встанет здоровье всей нации, а вместе с этим национальная безопасность. Тогда интересы МСБ и даже всей экономики утратят свое значение.

Они подписали план сотрудничества на ближайшие три года и обсудили взаимодействие в нефтегазовой промышленности, энергетике, транспорте и культурно-гуманитарной сфере. Кроме того, Казахстан и Россия подписали меморандумы: о сотрудничестве между министерствами энергетики по строительству трёх ТЭЦ: «Кокшетау», «Семей» и «Усть-Каменогорск»; о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросам инспекции труда между Комитетом труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана и Федеральной службой по труду и занятости России. Реклама на Газета. По его словам, в Казахстане работают 20 тысяч российских компаний. Прямые инвестиции со стороны России в экономику страны составляют 20 млрд долларов.

Министерство должно разрабатывать ориентиры для отрасли и инвесторов. Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, пока не выработаны. Перечень прорывных проектов подготовлен, но требует основательной доработки. Эти производства должны изменить структуру экономики, создать прочный промышленный каркас и точки технологического роста. Всего этого пока не произошло. По многим из проектов не определены источники финансирования. Приоритетную поддержку государства должны получать масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперёд. Речь идёт как о модернизации действующих производств, так и о развитии совершенно новых для нашей страны секторов промышленности. Расширенное заседание правительства Правительству предстоит активизировать конструктивный диалог с международными финансовыми институтами, транснациональными корпорациями и отечественным бизнесом. В целом, должны быть ответы на вопросы, каким будет индустриальный облик Казахстана, какие предприятия завтра будут играть важную роль. Нужно действовать на опережение, в соответствии с требованиями времени. Особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств. Следует начать с металлургических комбинатов, состояние которых находится на низком уровне. Причина известна — это отсутствие инвестиций в модернизацию и расширение производств. Как следствие, теряются добавленная стоимость продукции и качественные рабочие места. Крайне важен и жёсткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий. У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда. В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору. Ключевым условием при этом стало его намерение провести комплексную модернизацию предприятия. Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу. В то же время нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. За пять предстоящих лет предприятие должно значительно нарастить производство и вернуть статус одного из лидеров металлургии в СНГ Если сейчас не создать производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим Следующая приоритетная задача — обеспечить становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе. Этот вопрос я поднимал неоднократно, но системный план действий так и не был разработан. На вопросы, какие должны быть приоритеты, какая поддержка будет оказываться предпринимателям, пока нет ответов. Возможности для появления новых передовых производств у нас имеются. К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов — это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим. Поэтому важно, чтобы индустриальная политика была согласована с планами по модернизации инфраструктуры и развитию минерально-сырьевого комплекса. Определённые успехи здесь есть у отечественного автомобилестроения. Но теперь нужно последовательно переходить на более сложный уровень сборки автомобилей. Таким же образом надо укреплять и другие перспективные отрасли обрабатывающей промышленности. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения нашего рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Требуется обеспечить сохранность пенсионных денег Ключевым условием динамичного роста промышленности является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью. Одним из решений этого вопроса может стать эффективное подчёркиваю — эффективное использование активов ЕНПФ. При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег. Поэтому нужно тщательно подойти к отбору проектов, реализация которых будет способствовать диверсификации и индустриализации экономики Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях. В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. Если потребуется, правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счёт средств ЕНПФ. Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой. Необходимо стимулировать вовлечение банков в финансирование реального сектора экономики. Правительству и Национальному банку предстоит провести эту работу в тесном взаимодействии друг с другом. В целом Национальный банк должен придерживаться рациональной общегосударственной политики, направленной на контроль инфляционных процессов и рост экономики. Расширенное заседание правительства с участием президента Необходимо в два раза увеличить финансирование сельского хозяйства Шестое. Развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Проблемы, которые сдерживают развитие АПК, хорошо известны. Наиболее острая из них — хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность — в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объёмы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты — до 800 млрд тенге. Нужно также увеличить объём льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 млрд тенге ежегодно. Согласно расчётам, эти меры будут способствовать увеличению объёма валовой продукции сельского хозяйства в два раза. Согласитесь, десять центнеров зерновых с гектара — это показатель, который никак не красит нашу страну. Заметных шагов для её решения еще не сделано. Правительству предстоит уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Нужно значительно увеличить число желающих заниматься сельским хозяйством. Надо оказывать всестороннюю поддержку аграриям, которые диверсифицируют посевы и улучшают урожайность. Считаю, что следует пересмотреть применение единого земельного налога. Поскольку на деле здесь много нерешённых вопросов. Основное условие — он должен не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель. Все меры господдержки нужно предоставлять по принципу "одного окна", услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы. В целом, аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий. Созданное министерство водных ресурсов и ирригации пока ожидаемых результатов не приносит Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов. В прошлом году фермеры Жамбылской области в полной мере ощутили остроту проблемы нехватки поливной воды. Ожидается, что нынешний год тоже будет засушливым. Расширенное заседание правительства Созданное специально министерство водных ресурсов и ирригации пока ожидаемых результатов не приносит. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно. У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось. В зоне повышенного риска — поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Но даже там должным образом не проводится работа по сокращению посевов влагоёмких культур, переходу на засухоустойчивые сельхозкультуры и внедрению водосберегающих технологий. Для исправления ситуации требуются решительные меры. Прежде всего следует широко внедрять водосберегающие технологии. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления — вода у нас расходуется как попало. Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств. Обеспечение страны водой — крайне важная задача, вопрос национальной безопасности. Вопросы водообеспечения, рационального водопотребления должны учитываться во всех отраслевых политиках — в промышленности, АПК, коммунальном хозяйстве. Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора. Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов — одна из базовых функций правительства и акиматов. Однако каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до её нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2. Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в "красной" зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы. В целом приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Это стало следствием ряда просчётов — больших и малых — отказа от завершения строительства Балхашской ТЭС, отсутствия прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов. Нужна глубинная реформа отрасли, включающая несколько системных элементов. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определённую норму прибыли В первую очередь тарифы должны быть долгосрочными, позволяющими в разумные сроки окупать инвестиции и поддерживать надлежащее состояние объектов инфраструктуры. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определённую норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере. Нужно внедрить систему учёта ресурсов и передачи данных в режиме онлайн. Рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей.

Нынешнее заседание курултая — второе по счёту. Выступая перед участниками форума, Касым-Жомарт Токаев напомнил, что первое проводилось год назад в Улытау — колыбели казахстанской государственности. А второе заседание прошло в священном для тюркского мира городе Туркестан. Однако его роль гораздо выше. Туркестан занимал особое место в нашей истории. С древних времен он выступал крупным торговым узлом на Великом Шёлковом пути, был духовно-образовательным центром для всех братских народов. Здесь покоятся многие выдающиеся личности, оставившие значимый след в истории казахов. Можно сказать, что этот древний город хранит всю многогранную летопись нашего народа и является яркой путеводной звездой цивилизации Великой Степи», — сказал президент Казахстана. Выступая на форуме, Токаев поставил стратегические задачи для построения Справедливого Казахстана. Среди них — укрепление исторического самосознания, популяризация культурного наследия, воспитание молодёжи, развитие приграничных территорий и качественное обновление государственного аппарата. Миссия страны Касым-Жомарт Токаев назвал период, прошедший с момента первого заседания Национального курултая, историческим. За этот год в Казахстане была проведена конституционная реформа, послужившая основой демократического вектора развития страны. Сформировалась качественно новая структура ключевых институтов власти, расширен набор механизмов участия граждан в управлении страной, укрепилась система защиты прав и свобод. По мнению президента, реформы повысили устойчивость и эффективность политической системы, сделали её более справедливой, открытой и конкурентной.

Появился полный текст выступления Токаева на заседании Национального курултая

Читайте также МЧС подтвердило угрозы весеннего паводка в регионах Что произошло Глава государства принял министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова. Токаев выразил готовность Казахстана и впредь поддерживать инициативы Узбекистана во имя благополучия и процветания народов нашего региона. В ходе встречи были рассмотрены вопросы расширения торгово-экономического сотрудничества, подчеркнута важность поиска новых точек роста и увеличения объема товарооборота между двумя странами. Токаев сообщил, что Казахстан приступил к строительству железнодорожной линии Дарбаза — Мактараал с последующим выходом на границу с Узбекистаном, что будет способствовать наращиванию объёмов грузоперевозок.

Токаев выразил готовность Казахстана и впредь поддерживать инициативы Узбекистана во имя благополучия и процветания народов нашего региона. В ходе встречи были рассмотрены вопросы расширения торгово-экономического сотрудничества, подчеркнута важность поиска новых точек роста и увеличения объема товарооборота между двумя странами. Токаев сообщил, что Казахстан приступил к строительству железнодорожной линии Дарбаза — Мактараал с последующим выходом на границу с Узбекистаном, что будет способствовать наращиванию объёмов грузоперевозок. Президент Казахстана также обратил внимание на взаимовыгодный характер участия узбекской стороны в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута.

В ходе встречи были рассмотрены вопросы расширения торгово-экономического сотрудничества, подчеркнута важность поиска новых точек роста и увеличения объема товарооборота между двумя странами. Токаев сообщил, что Казахстан приступил к строительству железнодорожной линии Дарбаза — Мактараал с последующим выходом на границу с Узбекистаном, что будет способствовать наращиванию объёмов грузоперевозок. Президент Казахстана также обратил внимание на взаимовыгодный характер участия узбекской стороны в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута. Министр Бахтиёр Саидов поблагодарил лидера нашей страны за теплый прием и передал ему наилучшие пожелания лидера Узбекистана По словам министра, главы государств задали высокую планку для укрепления союзнических отношений между Казахстаном и Узбекистаном.

Поручаю правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить указ о либерализации экономики. Документ должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигосударственного сектора.

Расширенное заседание правительства У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль Пятое. Нужно придать новый импульс промышленному развитию страны. Для реализации внятной и эффективной индустриальной политики в прошлом году было создано отдельное министерство. Прошло уже достаточно времени, пора показывать конкретные результаты. Министерство должно разрабатывать ориентиры для отрасли и инвесторов. Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, пока не выработаны. Перечень прорывных проектов подготовлен, но требует основательной доработки. Эти производства должны изменить структуру экономики, создать прочный промышленный каркас и точки технологического роста. Всего этого пока не произошло. По многим из проектов не определены источники финансирования.

Приоритетную поддержку государства должны получать масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперёд. Речь идёт как о модернизации действующих производств, так и о развитии совершенно новых для нашей страны секторов промышленности. Расширенное заседание правительства Правительству предстоит активизировать конструктивный диалог с международными финансовыми институтами, транснациональными корпорациями и отечественным бизнесом. В целом, должны быть ответы на вопросы, каким будет индустриальный облик Казахстана, какие предприятия завтра будут играть важную роль. Нужно действовать на опережение, в соответствии с требованиями времени. Особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств. Следует начать с металлургических комбинатов, состояние которых находится на низком уровне. Причина известна — это отсутствие инвестиций в модернизацию и расширение производств. Как следствие, теряются добавленная стоимость продукции и качественные рабочие места. Крайне важен и жёсткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий.

У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда. В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору. Ключевым условием при этом стало его намерение провести комплексную модернизацию предприятия. Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу. В то же время нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. За пять предстоящих лет предприятие должно значительно нарастить производство и вернуть статус одного из лидеров металлургии в СНГ Если сейчас не создать производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим Следующая приоритетная задача — обеспечить становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе. Этот вопрос я поднимал неоднократно, но системный план действий так и не был разработан. На вопросы, какие должны быть приоритеты, какая поддержка будет оказываться предпринимателям, пока нет ответов. Возможности для появления новых передовых производств у нас имеются.

К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов — это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим. Поэтому важно, чтобы индустриальная политика была согласована с планами по модернизации инфраструктуры и развитию минерально-сырьевого комплекса. Определённые успехи здесь есть у отечественного автомобилестроения. Но теперь нужно последовательно переходить на более сложный уровень сборки автомобилей. Таким же образом надо укреплять и другие перспективные отрасли обрабатывающей промышленности. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения нашего рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Требуется обеспечить сохранность пенсионных денег Ключевым условием динамичного роста промышленности является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью.

Одним из решений этого вопроса может стать эффективное подчёркиваю — эффективное использование активов ЕНПФ. При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег. Поэтому нужно тщательно подойти к отбору проектов, реализация которых будет способствовать диверсификации и индустриализации экономики Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях. В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. Если потребуется, правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счёт средств ЕНПФ. Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой. Необходимо стимулировать вовлечение банков в финансирование реального сектора экономики. Правительству и Национальному банку предстоит провести эту работу в тесном взаимодействии друг с другом. В целом Национальный банк должен придерживаться рациональной общегосударственной политики, направленной на контроль инфляционных процессов и рост экономики. Расширенное заседание правительства с участием президента Необходимо в два раза увеличить финансирование сельского хозяйства Шестое.

Развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Проблемы, которые сдерживают развитие АПК, хорошо известны. Наиболее острая из них — хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность — в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объёмы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты — до 800 млрд тенге. Нужно также увеличить объём льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 млрд тенге ежегодно. Согласно расчётам, эти меры будут способствовать увеличению объёма валовой продукции сельского хозяйства в два раза. Согласитесь, десять центнеров зерновых с гектара — это показатель, который никак не красит нашу страну. Заметных шагов для её решения еще не сделано.

Правительству предстоит уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Нужно значительно увеличить число желающих заниматься сельским хозяйством. Надо оказывать всестороннюю поддержку аграриям, которые диверсифицируют посевы и улучшают урожайность. Считаю, что следует пересмотреть применение единого земельного налога. Поскольку на деле здесь много нерешённых вопросов. Основное условие — он должен не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель. Все меры господдержки нужно предоставлять по принципу "одного окна", услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы. В целом, аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий.

Созданное министерство водных ресурсов и ирригации пока ожидаемых результатов не приносит Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов. В прошлом году фермеры Жамбылской области в полной мере ощутили остроту проблемы нехватки поливной воды. Ожидается, что нынешний год тоже будет засушливым. Расширенное заседание правительства Созданное специально министерство водных ресурсов и ирригации пока ожидаемых результатов не приносит. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно. У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось. В зоне повышенного риска — поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Но даже там должным образом не проводится работа по сокращению посевов влагоёмких культур, переходу на засухоустойчивые сельхозкультуры и внедрению водосберегающих технологий. Для исправления ситуации требуются решительные меры.

Прежде всего следует широко внедрять водосберегающие технологии. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления — вода у нас расходуется как попало. Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств. Обеспечение страны водой — крайне важная задача, вопрос национальной безопасности. Вопросы водообеспечения, рационального водопотребления должны учитываться во всех отраслевых политиках — в промышленности, АПК, коммунальном хозяйстве. Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора. Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов — одна из базовых функций правительства и акиматов. Однако каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до её нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2.

Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в "красной" зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы. В целом приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Это стало следствием ряда просчётов — больших и малых — отказа от завершения строительства Балхашской ТЭС, отсутствия прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов.

Выступление Токаева на первой сессии парламента – прямая трансляция

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с новым обращением к нации в связи с масштабными протестами, которые продолжаются в стране уже несколько дней. Полный текст выступления Президента Касым-Жомарта Токаева на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ опубликовали на сайте Акорды, передает. Касым-Жомарт Токаев говорил на традиционные темы индустриализации и обновления системы соцзащиты. Разбор выступления Токаева. Экономисты встревожены словами президента. КАЗИНФОРМ – Под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева состоялась первая встреча глав государств в формате «Центральная Азия – Россия», передает МИА.

Опубликован полный текст выступления Токаева на расширенном заседании правительства

Начало с 18:50. Выступление Главы государства К.К. Токаева на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан УРОКИ «ТРАГИЧЕСКОГО ЯНВАРЯ». Аккорда опубликовала полный текст первого выступления Касым-Жомарта Токаева в должности президента Казахстана, передает Kazakhstan Today. Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с важными поручениями перед новым составом Мажилиса на первой сессии Парламента VIII созыва, передает корреспондент.

Полный текст выступления Токаева на совещании по коронавирусу

Пожалуй, самым сенсационным стало заявление Касым-Жомарта Токаева о том, что признавать ЛДНР Казахстан, вероятнее всего, не будет. В 1992 году Токаев был назначен заместителем министра иностранных дел Республики Казахстан. Выступая перед участниками Евразийского экономического форума, президент Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на место Казахстана, Кыргызстана и Армении в Союзе, где есть. Главная ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Послание народу Казахстана-2023 – полный текст выступления Касым-Жомарта Токаева. Судя по стилю и накалу выступления, Токаев оказался в оппозиции собственному правительству: в его тезисах, как в зеркале, отразились наиболее критические (можно сказать.

11 января 2022 года переломный момент для Казахстана: выступление Касым-Жомарта Токаева в Мажилисе

По его словам, должна быть проведена реформа системы государственных закупок, государственно-частного партнерства, регулирования строительной отрасли. Также он отметил, что в настоящее время активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. Еще одно направление для работы - развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Глава Казахстана призвал ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора. А также дорог: «До сих пор не завершен ремонт важнейшей для страны трассы Астана — Балхаш — Алматы, который был начат еще в 2017 году.

Поручаю в текущем году наконец завершить их модернизацию», - сказал Токаев.

Российский президент начал встречу с поздравления в адрес своего казахстанского коллеги. Хочу еще раз поздравить его с убедительной победой на выборах и искренне пожелать успехов в осуществлении всех намеченных планов масштабных преобразований в политической, социально-экономической жизни страны», — заявил он.

Совместно осуществляется более 30 крупных инвестиционных проектов во всех без исключения ключевых отраслях экономики, включая промышленное производство, машиностроение, железнодорожный сектор, атомную энергетику, химическую отрасль, да и во многих других», — сообщил российский президент. Касым-Жомарт Токаев, в свою очередь, напомнил, что в прошлом месяце страны отметили знаменательную для России и Казахстана дату — 30-летие установления дипломатических отношений. Между нашими странами налажен доверительный и конструктивный диалог, достигнут высокий уровень сотрудничества.

Позже лидеры двух стран подписали декларацию, посвященную упомянутой Токаевым знаменательной дате. Лидер Казахстана назвал приоритетом строительство автомобильных дорог, создание логистических хабов и экономических зон на приграничных территориях Казахстана и России, а также расширение сотрудничества в производстве продукции высоких переделов. Позже в ходе двусторонних переговоров Касым-Жомарт Токаев поблагодарил Владимира Путина за поздравления и добрые пожелания в связи с переизбранием на должность президента Казахстана и отметил образцовые отношения между странами.

Действительно, мой первый зарубежный визит после этого события происходит именно сюда, в Российскую Федерацию, что само по себе имеет глубокое политическое значение. Конечно же, определенный символизм в этом визите, безусловно, присутствует. С другой стороны, это вполне естественно, коль скоро речь идет о сотрудничестве между нашими странами», — отметил Токаев.

Ru», также не сомневаются в глубоком символизме визита Касым-Жомарта Токаева в Москву. Кроме того, по их мнению, в ходе переговоров был озвучен ряд важных инициатив, которые могут говорить о желании и намерении обеих стран развивать проекты, имеющие стратегическое значение — как экономическое, так и политическое. Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков полагает, что визит Касым-Жомарта Токаева после выборов отражает текущие реалии роста экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном.

Уже сейчас формируются транзитные финансовые центры, а с учетом создания газового союза между Казахстаном, Узбекистаном и Россией, расчеты за «голубое топливо» могут полностью осуществляться через финансовую систему Казахстана», — полагает эксперт. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов также считает крайне важным, что первый визит Токаева после избрания состоялся в Москву. По его словам, это подтверждает стратегический, союзнический характер отношений двух стран, о чем сказали и оба президента.

Понятно, что это суверенная страна, хоть и наш союзник.

Уверен, что понятная и предсказуемая налоговая политика придаст мощный импульс экономическому росту, — полагает Президент. Касым-Жомарт Токаев заявил о важности учитывать критические вызовы и кардинальные перемены, с которыми сталкивается все человечество. В такой нестабильный период мы должны действовать в соответствии с нашими стратегическими ориентирами. Несомненно, тщательно спланированные и соответствующим образом реализованные замыслы рано или поздно принесут свои плоды. К примеру, в последние годы мы уделяем особое внимание сфере образования. Благодаря четким решениям и принятым мерам повысился статус учителя.

Для устранения дефицита мест в школах реализуется специальная программа, — сказал Глава нашего государства. Благодаря проделанной масштабной работе казахстанцы стали свидетелями открытия около ста объектов образования в этом году. Более того, согласно международному рейтингу PISA, значительно повысилось качество среднего образования в Казахстане. Это историческая веха, которая воодушевила всю страну. Нет никаких сомнений, что увеличение численности населения придаст дополнительный импульс развитию нашего государства и возвысит его статус. Поэтому наша основная цель — сделать все возможное для повышения качества жизни граждан. В прошлом году средняя продолжительность жизни в стране достигла 74,4 года.

Это означает, что наряду с качеством медицинских услуг растет также благосостояние граждан, — сказал Президент. Касым-Жомарт Токаев отметил, что в регионах ведется работа по привлечению инвестиций. Только в этом году по всей стране реализован 91 инвестиционный проект на сумму 376 миллиардов тенге, благодаря чему создано свыше 6 тысяч постоянных рабочих мест. Он подчеркнул, что создание дополнительных постоянных рабочих мест — это задача общегосударственного характера, поскольку речь идет о занятости населения, об отходе от иждивенческой психологии в обществе. Президент высоко оценил тот факт, что Казахстан становится привлекательным для мировых и региональных промышленных гигантов. В качестве примера он привел запуск строительства завода полного цикла по производству автомобилей Kia. Теперь задача Правительства — оказать ей содействие на начальном этапе работы, а затем спрос с нового собственника будет очень жесткий.

Череда аварий на объектах жизнеобеспечения в разных регионах четко обозначила острую необходимость модернизации инженерной и энергетической инфраструктуры по всей стране. Эта проблема игнорировалась и не решалась десятилетиями. За короткий срок государство провело аудит и начало системную работу по запуску новых и ремонту действующих генерирующих мощностей, обновлению тепловых сетей и других инженерных коммуникаций. В частности, в этом году реализован масштабный проект, который позволил более чем в два раза увеличить пропускную способность электрических сетей на западе нашей страны, — отметил он.

Требуется кардинально повысить эффективность бюджетной и налоговой политик. За последние пять лет объём дефицита бюджета превысил 11 трлн тенге. Это говорит о том, что перед правительством по-прежнему стоит задача эффективного управления бюджетом, качественного прогнозирования бюджетных параметров.

Как я понимаю, исполнение плана по доходам прошлого года минфин во многом обеспечил за счёт налогов текущего года. Возврат НДС на 600 млрд тенге был приостановлен. Получается, бюджетные вопросы решены за счёт изъятия оборотных средств у бизнеса. Ещё одна системная проблема кроется в порядке распределения бюджета, который не сориентирован на стимулирование экономической активности. Финансы расходуются на текущие задачи, а стратегические цели отходят на второй план. Правительству предстоит определить чёткие приоритеты расходов с упором на получение максимальной экономической отдачи. Просто увеличивать налоги нельзя Теперь о доходной части бюджета.

В настоящее время разрабатывается новый Налоговый кодекс, который должен обеспечить разумный баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня поступлений в бюджет. Между тем у бизнес-сообщества складывается мнение, что документ нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как главы государства. Нужно понимать, что перед нами стоит абсолютно актуальная задача качественного, динамичного развития национальной экономики. Это невозможно без внедрения новой системы налогообложения прибыли и имущества, стимулирования реинвестирования полученных доходов в развитие бизнеса, изменения налоговых спецрежимов.

Поэтому такой стратегически значимый документ как Налоговый кодекс должен разрабатываться не только фискалами, но и экономистами, с привлечением представителей бизнес-сообщества. При этом, конечно, задача наполнения бюджета не снимается. Здесь должен действовать чёткий принцип: чем крепче экономика, тем больше поступлений налогов. Просто увеличивать налоги нельзя. Нужно работать над совершенствованием системы их сбора, сокращением теневой экономики. Даже самая продвинутая налоговая политика будет неэффективной, если не выстроить правильное администрирование. Правительству предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот.

По оценкам министерства финансов, ежегодный объём недополученных налогов по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 трлн тенге. До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства. Данная норма работает уже год, все уполномоченные органы успешно отчитались, а бизнес как платил по отдельности налоги и взносы во внебюджетные фонды, так и продолжает это делать. С другой стороны, необходимо серьёзно подойти к решению вопроса акцентированной поддержки среднего бизнеса. Не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки. Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере.

Поручаю провести независимый IТ-аудит всех информационных систем КГД Ещё один резерв — полная цифровизация налогового администрирования. Данная сфера должна стать самой передовой в плане применения цифровых решений, в том числе инструментов искусственного интеллекта. Работы здесь непочатый край. В Комитете государственных доходов функционирует 14 информсистем, созданных в период с 2000 по 2014 год. Большинство из них даже не введены в широкую эксплуатацию. Ожидалось, что в 2021 году эти системы будут заменены на новые, которые разрабатывались при поддержке международных финансовых организаций в течение 12 лет. Но результата нет, хотя бюджеты освоены.

Поручаю провести независимый IТ-аудит всех информационных систем ведомства. Параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса необходимо сформировать и новую информационную архитектуру Комитета государственных доходов. В целом необходима кардинальная реформа в налоговых и бюджетных отношениях. Она должна стать частью нового общественного договора между государством и бизнесом, закрепляющего подходы в справедливом распределении национальных доходов. Это приоритетное направление работы правительства. Обновлённое налоговое и бюджетное законодательство должно стать прочным базисом объявленной мной новой экономической политики. Все зарубежные командировки руководителей ведомств должны нести практическую отдачу Второе.

Предстоит запустить новый инвестиционный цикл. Чистый приток прямых иностранных вложений обеспечивается в основном за счёт реинвестирования доходов от уже действующих проектов в добывающей отрасли. Не может не беспокоить, что доля инвестиций в основной капитал в ВВП страны снижается. Другими словами, в экономику не вкладывается достаточно средств, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать текущие темпы роста. Нужно существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций. Это ключевая задача для созданного Инвестиционного штаба. Штабу предстоит сформировать целостную экосистему привлечения инвестиций, активизировать работу институтов развития, наладить чёткое взаимодействие между загранучреждениями, центром и регионами, выстроить эффективный диалог с бизнес-сообществом.

И самое главное, своевременно принимать необходимые решения. Касым-Жомарт Токаев Инвесторам, и тем более крупным инвесторам, готовым вкладывать, например, более 50 млн долларов, следует оказывать весь спектр поддержки по принципу "одного окна". При этом необходимо запустить действенную систему мониторинга реализации проектов. Государственные органы не должны увлекаться организацией формальных презентационных мероприятий. Все зарубежные командировки руководителей ведомств должны нести практическую отдачу: это значит, что нужно отчитываться по их итогам перед руководством правительства, в необходимых случаях — перед президентом. Проблемы с реализацией инвестпроектов особенно чётко проявляются на местном уровне. Акимы по старинке делают упор на выбивание бюджетных средств вместо привлечения частных вложений.

Инвесторы, имеющие желание работать в регионах, как правило, сталкиваются с бездействием и волокитой со стороны местных властей. В результате они либо переносят сроки запуска проектов, либо вовсе уходят. Задача привлечения частных инвестиций должна быть для акимов одной из самых важных. В целом деятельность всех государственных органов должна быть нацелена на привлечение большего объёма инвестиций в экономику и соответствующим образом оцениваться. И речь не об очередном бюрократическом жонглировании функциями и штатной численностью, создании рабочих групп, написании концепций. Следует хорошо понимать, что это конкретная реформа, направленная на изменение подходов к деятельности государственного аппарата. По результатам первого полугодия мы подведеём итоги работы Инвестиционного штаба и предметно оценим работу каждого министра и акима в этом направлении.

Спрос будет жёсткий. Собрать все "хотелки" в один документ и потом жаловаться, что из бюджета не выделены средства, — это расписка в своей некомпетентности Важным условием для широкого привлечения инвестиций является качественная подготовка Национального инфраструктурного плана. Собрать, как говорится, все "хотелки" в один документ и потом жаловаться на то, что из бюджета не выделены средства, — это не иначе как расписка в своей некомпетентности. Поручаю правительству пересмотреть инфраструктурный план. В нём нужно определить приоритеты, точечно проработать привлечение частных инвестиций в стратегически важные проекты, предусмотреть меры финансовой поддержки лишь для крайних случаев. Произвол со стороны правоохранительных органов недопустим Ещё одним источником инвестиций должен стать возврат незаконно выведенных активов. Контуры этой работы мною неоднократно обозначались, в том числе на встречах с бизнесом.

Уполномоченным структурам нужно активизировать усилия. Поступающие средства надо направлять на реализацию важных для страны проектов. В то же время ещё раз предупреждаю: нельзя перегибать палку, произвол со стороны правоохранительных органов недопустим. С моей стороны последует жёсткая реакция на каждый такой сигнал. Наша основная задача — обеспечить благоприятный бизнес и инвестиционный климат в стране, а не держать предпринимателей на коротком поводке. Эта работа имеет большое значение с точки зрения обеспечения социальной справедливости и призвана решить важную экономическую задачу, поэтому дискредитировать её никому не позволено. Законопроект о госзакупках нуждается в доработке Третье.

Реформа системы государственных закупок, государственно-частного партнёрства, регулирования строительной отрасли. Это направление должно органично дополнить реформы в сфере привлечения инвестиций, а также эффективного использования бюджетных средств. В настоящее время на рассмотрении мажилиса находится законопроект о госзакупках. Документ нуждается в доработке. Прошу депутатов парламента уделить ему особое внимание. Необходимо упорядочить деятельность аудиторов. Здесь основным ориентиром является недопущение различных толкований норм закона, а также требований и критериев, предъявляемых к поставщикам.

В то же время следует усилить ответственность поставщиков за срыв сроков и ненадлежащее качество работ, особенно в сфере строительства. Новый закон о государственных закупках призван создать условия для полноценной реализации инфраструктурных проектов с применением EPC-контрактов. При этом сроки подготовительных процедур для заключения EPC-контрактов должны быть сжатыми, что существенно повысит оперативность акиматов при реализации приоритетных и срочных проектов. ГЧП у нас представляет собой схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов Несмотря на прилагаемые усилия всё ещё не раскрыт огромный потенциал государственно-частного партнёрства. Данный инструмент у нас внедряется преимущественно в социальной сфере, которая, как правило, не генерирует достаточного дохода. Другими словами, мы вливаем средства в строительство объектов в рассрочку, невыгодное для государства. Расширенное заседание правительства Действующие нормы и процедуры в этой сфере либо обременительны для бизнеса, либо, напротив, очень выгодны инвестору, но не приносят пользы государству.

Одним словом, важно сохранить баланс между интересами государства и инвестора. Однако государственно-частное партнёрство у нас представляет собой по сути схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов. Работа по перезагрузке системы государственно-частного партнёрства идёт медленно, ощутимых результатов пока нет.

Террористы, бои и помощь ОДКБ — полный текст выступления Токаева на заседании Совбеза

RU - Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что республика будет следовать санкционному режиму в отношении России, отметил, что опасений по этому поводу быть не должно. Мы имеем контакты с соответствующими организациями по соблюдению санкционного режима, и каких-либо опасений немецкой стороны в отношении возможных действий, направленных на то, чтобы обойти санкционный режим, мне кажется, не должно быть", - сказал Токаев.

Неточные высказывания, я бы так сказал, журналистов и даже деятелей культуры», — заявил Токаев. Он сказал, что признателен Владимиру Путину, который сегодня исчерпывающим образом изложил позицию высшего руководства Кремля по отношению к Казахстану и другим государствам. И тем самым нанося ущерб самой Российской Федерации. Вот эти высказывания мне не очень понятны. Как говорится, на чью мельницу льют воду вот эти деятели, которые каким-то странным способом комментируют иногда будь то решения руководства Казахстана или события, которые происходят в нашей стране? Модератор заседания Маргарита Симоньян поняла, что это намёк на её супруга Тиграна Кеосаяна. Недавно он разразился тирадой в адрес Казахстана, высказав своё недовольство политикой страны.

Симоньян тут же предложила перейти к обсуждению экономических вопросов. Но Владимир Путин тему поддержал. Я согласен с коллегой. В современных условиях каждое ведомство, каждая страна думает, как избежать издержек. Но на рабочем уровне всегда можно найти решение любой проблемы, если есть воля. У нас с Казахстаном такая воля есть.

Такие же вопросы возникают и к тем абзацам текста, где говорится о замусоренности и заплеванности общественных пространств в стране, включая Астану. Но как этого добиться, если этого никогда и нигде не было? Да и возможно ли? Нужно повысить эффективность информационной политики и развивать креативную индустрию.

Ожидается перезагрузка информационной политики. Обращается внимание на книгоиздание. Вероятно, не из Китая. Это тревожная тенденция. Будет сформулирован специальный список книг для детей. В то же время Токаев поддержал инициативу по продвижению национальной культуры на платформе TikTok. Необходимо обеспечить качественное экспертно-аналитическое сопровождение государственной политики. Отмечается слабая социологическая и интеллектуальная поддержка политики для «сохранения идеологического суверенитета нашего государства». Развитие приграничных территорий. Отмечается необходимость создания новых административных районов на приграничных территориях в целях укрепления территориальной целостности.

Токаев сообщил о последовательном расширении применения казахского языка как государственного. Главный мотив состоит, видимо, в том, что «в нашем геополитическом окружении языковая проблематика при определенных условиях может стать инструментом разобщения». Наверное, речь идет все же не о китайском языке. Работа государственного аппарата, чиновников. Говоря об обновлении управленческого звена, президент Казахстана сделал громкое заявление.

Продуктов у нас, безусловно, хватает, теперь следует обеспечить доступность цен и правильную логистику, чтобы не создавать ажиотажа. Правительство установило предельные цены на 9 наименований социально значимых продовольственных товаров. В то же время механизм регулирования требует доработки. Министерству торговли и интеграции совместно с акимами поручается оптимизировать механизм регулирования цен по всей цепочке ценообразования. Я поручал принять комплексное решение по снижению коммунальных платежей для населения карантинных городов. Насколько я знаю, такого решения пока не найдено. Следует ускорить принятие соответствующих мер с упором на социально незащищенные слои населения. Для поддержки занятости населения была принята программа «Дорожная карта занятости» далее — ДКЗ , в рамках которой в поствирусный период будет создано около 240 тысяч рабочих мест. На ее реализацию выделяются беспрецедентные суммы до 1 трлн тенге. Критически важно, чтобы выделяемые средства не ушли в песок, как это бывало много раз. Поэтому Правительство и акимы обязаны привлекать казахстанские кадры, отечественные строительные компании и производителей строительных материалов. Постоянным трудоустройством после завершения программы будут обеспечены лишь 13 тысяч человек. В ряде регионов по итогам программы планируется создание мизерного количества постоянных рабочих мест. Следует обеспечить баланс между двумя видами занятости. Временное трудоустройство в условиях кризиса, конечно, важно, но следует подумать о перспективах более широкой и качественной занятости. Необходимо отметить, что по базовым материалам отечественное производство покрывает потребность внутреннего рынка. Это такие товары, как цемент, товарный бетон, гипс, строительные растворы, гипсокартон. У нас действуют 12 цементных, 27 кирпичных заводов, 3 производителя арматуры, 5 производителей красок, 10 производителей сухих строительных смесей, 1 завод керамических изделий. В каждом регионе имеются производители товарного бетона и изделий из бетона. Не менее важным является вопрос ценообразования строительных материалов. Отсутствие должного контроля стоимости базовых материалов повлечет за собой спекуляцию и неэффективное использование бюджетных средств. Госкомиссия совместно с акимами должна решить вопросы безопасности проведения работ в рамках ДКЗ. Места проживания, приготовления и приема пищи, санитарные узлы и так далее должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и регулярно проходить санитарную обработку. И государство, и бизнес не должны экономить на здоровье граждан. Выделяемые средства и реализуемые проекты будут под жестким контролем специальной группы. Администрации Президента поручаю определить состав и порядок работы данной группы. Что касается поддержки отечественного бизнеса. В дополнение к мерам поддержки малого и среднего бизнеса следует взять на контроль деятельность крупных предприятий в условиях снижения внешнего спроса на их продукцию. Эта работа, как мне доложили, уже ведется. У крупных предприятий «больший запас прочности». Они являются неотъемлемой, важной частью нашей экономической системы и поэтому могут сами выступить в роли стабилизатора экономики через поддержание занятости и заказы МСБ. Вместе с тем, в случае значительного ухудшения ситуации мы можем рассмотреть возможность оказания точечной государственной поддержки. Следующий вопрос — стабильность финансового сектора. Это важная задача. Ведь проблемы финансовой системы, в свою очередь, могут негативно отразится и на реальном секторе экономики, и на сбережениях граждан. Национальному банку и Агентству по финансовому развитию поручается подготовить комплекс предложений по сохранению стабильности финансовой системы страны. В этот весенний период пристального внимания требуют вопросы сельского хозяйства. В других регионах посевная работа должна начаться в течение месяца. Фермеры должны быть обеспечены оборотными средствами на закуп пестицидов и удобрений, качественных семян и ГСМ. Объемы финансирования весенне-полевых работ увеличены почти в 3 раза до 170 млрд тенге. В то же время появляются проблемы, которые требует скорейшего решения. Следует обеспечить бесперебойный пропуск автомашин поставщиков сельскохозяйственных продовольственных товаров в карантинные города, оперативно выдать пропуски для прохождения через «зеленые» зоны. Это также касается и фермеров, которые приступают к весенне-полевым работам. Ранее я говорил о важности межрегиональной координации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий