Новости кто такие гайдуки

Гайдуки – это служители феодала в древней Руси, которые занимались охраной имущества и сопровождением важных персонажей. Гайдук — ГАЙДУКОВ ГАЙДУК Гайдуком в XVII-XIX веках у южных славян называли. Гайдуки, название венгерских наемных солдат, несших в XVI веке службу в пограничных с Турцией крепостях. 2014.01.037. русь в ix-x веках: археологическая панорама / Гайдуков П.Г., Гиппиус А.А., Григорьев А.

Гайдуки кто это у барыни

Во время русско-турецкой войны 1877-78 многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. В Викиданных есть лексема гайдук (L99255). Главная» Новости» Кто такие гайдуки.

Этимология

  • История и жизнь посёлка Гайдук
  • ГАЙДУК - что это такое? значение и описание - YouTube
  • «Так вот, выступаешь в каком-то месте, хоп! А на следующий день его уже нет»
  • Гайдуки: chispa1707 — LiveJournal
  • Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Гайдук и гайдамак: синонимы или разные понятия? Кто они такие

В Викиданных есть лексема гайдук (L99255). Политика - 26 апреля 2024 - Новости Читы - При выездах бар сопровождали рослые ВЫЕЗДНЫЕ ЛАКЕИ — ГАЙДУКИ, стоявшие на запятках кареты. Во время русско-турецкой войны 1877-78 многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. Значение слова Гайдуки по словарю Брокгауза и Ефрона: Гайдуки (от венгерск. слова hajdù — погонщики).

Чиновница с самого низа: что известно о Яне Гайдук, к которой с обыском приходили из ФСБ Башкирии

Кто такие гайдуки и как они были связаны с барыней Упоминание придворных гайдуков как телохранителей встречается в России с XVII по XIX века.
Последний гайдук, ставший национальным героем помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок.
Гайдуки кто это у барыни И вот едет Вася в метро на свою работу (а он редактором работает на телике в новостях), фейсбук в мобилке листает и вдруг такой: о! Гайдук в Москву приезжает.
Ответы : Гайдуками называли??? Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии.
Интервью писателя Дмитрия Гайдука — Реальное время Последней крупной военной операцией гайдуков стала оборона Сасуна в 1904-м, после чего движение пошло на убыль.

Может быть Вам интересно...

  • Варианты казаков в Европе и Азии. Гайдуки
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Кто такие гайдуки и откуда это слово
  • Стягъ - Гайдуки
  • ПЫПИН А. ГЕРЦЕГОВИНСКИЕ ГАЙДУКИ СТО ЛЕТ НАЗАД. - библиотека древних рукописей

Сила армянских гайдуков в национальном единении

Хочешь знать что значит ГАЙДУК? тогда слушай до конца. -а,м. 1. На Балканах и в Венгрии в эпоху турецкого владычества: повстанец-партизан. Действия гайдуков отличались дерзостью, самоотверженностью; нередко они вступали в бой со значительно превосходящими силами противника и одерживали победы. Во время русско-турецкой войны 1877—78 многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии.

Горный Дагестан. Кто такие кунаки? Старый Кахиб и Гоор. Язык тролля. Датунский храм

Гайдуки были символами храбрости и преданности своей земле и народу. Их героические поступки и смелость позволяли им отомстить за притеснения турок и защитить своих соотечественников. Они надзирали за городами и селами, наказывая злых турок, а также оказывая помощь бедным и защищая купцов и князей. В Сербии народное негодование с развитием времени переросло в массовое восстание, которое возглавляли известные гайдуки, такие как Георгий Черный и Милош.

Болгарский писатель Георгий Раковский тоже был известным гайдуком. Когда гайдуков поймывали турки, их наказывали, обычно сажая на кол, и предлагали им принять ислам для спасения жизни.

Для ближнего боя использовали тяжелую саблю. К середине XVII века в польской армии гайдуки уступили место пехоте западного образца, вооруженной мушкетами с кремневым замком. Однако вплоть до XVIII века они продолжали использоваться зажиточной шляхтой в качестве телохранителей и домашних слуг. В балканской фольклорной традиции образ гайдука представляет собой романтизированную героическую фигуру борца против Османской и Габсбургской империй. В Болгарии организованное сопротивление гайдуков османским властям называлось «хайдутство». В Сербии гайдуки входили в состав отрядов четников — участников партизанского движения.

Гайдучье собират. Гайдучок, гайдученок, -ночек умалит. Полон дом арапов, казачхов, гайдуков и гайдучат. О словаре Толковый словарь живого великорусского языка — популярнейший словарь, составленный знаменитым писателем Владимиром Далем и исследователем еще в позапрошлом веке, однако остающийся востребованным и в наши дни, является одним из самых полных словарей по тематике русского языка. Всего в него включено более 200 тысяч слов, а также большое количество пословиц, поговорок, загадок и присловий, приведенных в качестве примеров использования. В словаре собрано лексическое наследие больших и малых народов современной Далю России, как письменное, так и устное, а также профессиональные жаргонизмы различных профессий и ремесел. Словарь ориентирован на самого массового читателя и будет интересен всем любителям русского языка. Машиностроительный запасные части для заводов цементной промышленности и цементный заводы. О словаре Большая советская энциклопедия — одна из крупнейших и авторитетнейших мировых энциклопедий, в которой содержится более 100 тысяч статей на самые разные темы: наука, искусство, история, техника и так далее. Первое издание содержало 65 томов и вышло еще в 1920-1940 годах прошлого века, третье — в 1970-х.

Гайдуки - общий термин, применяемый в отношении легкой пехоты в Польше, а в Южной и Восточной Европе - в отношении восставших или бандитов. Вместе с лицами венгерской национальности они образовывали пехоту цельного гайдуцкого строя. В 1570-1630 годах гайдуки являлись главной составляющей польской пехоты. Они носили форму сине-серого цвета с красными отворотами.

Кто такие Гайдуки ?

Гайдук и гайдамак: синонимы или разные понятия? Кто они такие погонщик) - так назывались первоначально свободные пастухи в горах северной части Балканского полуострова.
Гайдуки (РИЭ, 2017) правильнее хайдуки от венгерского hajduk - пехотинцы, участники вооружённой борьбы южнославянских народов против турецких завоевателей в 15-19 вв.

Определение слова «Гайдуки»

Обсудить Редактировать статью Гайдуки - это уникальное историческое явление, сыгравшее важную роль в освободительной борьбе балканских народов. Это вооруженные отряды крестьян и скотоводов, которые вели партизанскую войну против османского владычества на Балканах в 15-19 веках. Позже этим словом стали обозначать вооруженных повстанцев, которые сопротивлялись османскому владычеству. Одним из первых гайдуков был легендарный Старина Новак в 16 веке.

Он начал грабить и убивать турок в отместку за их притеснения и насилие. Впоследствии отряды гайдуков назывались четами, а их бойцов - четниками. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали наиболее ненавистных турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами знатью , кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок.

Роль гайдуков в освободительной борьбе на Балканах Гайдуки играли важную роль в борьбе балканских народов против османского ига на протяжении нескольких веков - с 15 по 19 века. Их деятельность включала: Вооруженные нападения на турецкие гарнизоны и обозы. Освобождение заключенных и пленных.

Наказание предателей и пособников оккупантов.

В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи. Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.

Толковый словарь живого великорусского языка Даль Владимир гайдук м. Служитель у вельмож, для прислуги при езде, запяточник высокого роста, в венгерской, гусарской или казачьей одежде. Плясать гайдука. Необычайно рослый человек вообще, смол. Гайдучка, гайдучиха ж.

Они носили круглые щиты, пикаменты, копья и мечи в узелках.

Их одежда представляла собой комбинезоны или рубашки и широкие штаны. Они были готовы сражаться в любых условиях и на любой местности, их знание окружающей среды было безупречным. Вам также может понравиться.

Просто раньше описанием всего этого занимались журналисты, а журналисты — они все упрощают. А сейчас журналистам на это пофиг. Сейчас вообще, можно сказать, журналистики нет. Есть люди, которые работают в рекламе, есть люди, которые работают в политике. Где тут журналистика? Ведь журналистика — это вынюхивание всякого нового, интересного, поставление этого читателю. Я много общался с журналистами, у меня даже жена была журналисткой, могу сказать, что в этом ремесле наступило очень сильное расслабление.

То бишь люди просто делают материалы. Чаще всего из пресс-релизов, которые им кто-то поставляет. Сейчас тем, чем раньше занималась журналистика, занимаются блогеры. И телевидение, и газеты — сейчас они кормятся от соцсетей. Человек, который орет, что он против системы, — он часть этой системы. Несистемный элемент, он на систему вообще не обращает внимание и просто живет так, чтобы она поменьше лезла в его дела «Сказки «Фейсбука» — Про городские легенды хотел спросить. Вот Казань, город с 1000-летней историей, а когда начинал искать такие легенды, находил лишь что-то очень старое — сокровища озера Кабан, Сююмбике. Почти ничего современного. Городским фольклором у нас стали заниматься только в 80-х годах прошлого века, до этого за фольклором ездили по деревням. Ну а где вы в деревнях найдете легенды из казанской жизни?

Ели кто-то что-то и собирал, то это так маргинально и так глубоко закопано, что надо очень конкретно искать. Причем не в интернете, а в бумажных хранилищах. Наверняка кто-то писал диссеры, курсовые. Может и книжки выходили небольшим тиражом. Это серьезные раскопки нужны. Например «Джа-Будда и его джатаки», он довольно близок к растаманским сказкам. Сейчас я готовлю большой проект «Вокруг Рамы» — не оконной, понятно, древнеиндийского героя.

Словарь Ушакова

  • История происхождения
  • Вопросы из кроссвордов (сканвордов)
  • Что такое гайдук
  • Telegram: Contact @zartir_lao

Гайдук и гайдамак: синонимы или разные понятия? Кто они такие

Оформилось оно еще позднее, в начале XIX века 1802 год , когда царское правительство, уравняв казачьи чины с армейскими, наделило высшее руководство казаков званием и правами дворян-помещиков. У казаков не было частной собственности, — объясняет историк. Крестьяне крепились не к земле, как в традиционной форме зависимости, а к «хозяину» и его двору. Отсюда и название «дворовые», они и составляли официальную собственность черноморских дворян. Станичные дворяне разживались крепостными разными способами.

Кто-то переводил своих слуг из малорусских имений или покупал у других помещиков. У некоторых в дворовых были местные крестьяне, потерявшие свою землю. Дворовые находились на полном барском обеспечении, жили в хозяйственных помещениях при дворе. Отношения между кубанскими помещиками и их дворовыми никак не регламентировались.

Как их содержать или наказывать помещик определял сам. Дворовых можно было передать по наследству жене, родственникам или подарить другим лицам вместе с имуществом. Кто такие гайдуки По словам Дарьи Томилиной, среди дворовых крестьян на Кубани были распространены «гайдуки» — крепкие мужчины. В России они выполняли функции телохранителей и сопровождали хозяев в поездках.

Были случаи, когда ее крестьяне давали отпор государевой службе, — говорит исследователь.

Гайдуки спаслись в Меткович в Приморье, куда дошли за ними турки. Если на этот раз они спаслись, они очень обязаны были своим ногам. Сочивица отделился от товарищей. Единственная мысль турок была найти его и убить. В Далмации было еще менее безопасно, чем в Турции. Он проводил целые месяцы в самых ужасных закоулках пещер в постоянном одиночестве. Часто он терпел голод из страха, что его увидят входящим или выходящим из пещеры, чтобы добыть себе пропитание. Можно сказать, что это был скорее пустынник, чем разбойник. От времени до времени он не мог однако удержаться, чтоб не убить какую-нибудь пару турок.

Между тем травницкий паша, за слишком большие тиранства над своими подданными и за то, что забрал себе в голову ограбить Мостар, был вызван в Константинополь, где, полагают, ему отрубили голову. У этого паши, которого звали Кукавица Опять, очевидно, славянский магометанин , была красивая жена; [738] в этих обстоятельствах она была беременна. Он уступил ее другому турку, с условием, что существо, которым она была беременна, должно быть названо по имени паши, отца. Сочивица думал, что с переменой паши, он должен бы получить свое семейство; но так не случилось. После многих бесплодных опытов, в 1762 году он прибегнул к следующей выдумке. В оттоманских городах предоставлено свободно ходить с товарами одним каланджиям, которые похожи на тех, кого у нас обыкновенно зовут мессинцами , которым позволяется продавать шелк и другие безделушки подобного рода. Это было хорошо известно Сочивице. Поэтому он нарядил одного из своих товарищей продавцом шелка и, давши ему достаточно товара этого рода, послал его в Травник. Тем временем сам он с другими четырьмя товарищами отправился, не торопясь, по другой дороге, чтобы ждать исхода, в расстояния трех или четырех миль от Травника. Не знаю, каким случаем товарищи ушли от него и он встретился с тремя турками, которые стали подозревать и ворчать на него, что он гайдук.

Сочивица, увидевши себя в этом затруднительном положении и находя, что убежать трудно, стал оправдываться и говорил, в доказательство, что он не гайдук, что он шел в город Прусац В южной части турецкой Хорватии, близ боснийской границы , находившийся невдалеке. Подозрительные турки сказали ему: «Ну, так пойдем вместе». Сочивица пошел с ними. Подъехавши к одному источнику, турки сошли с лошадей, чтобы напоить их. Тогда Сочивица против всякого их ожидания, вынув саблю, отрубил голову одному из них и, повторивши удар, сделал то же и с другим, который обернулся взглянуть, что тут происходит. Третий стал недвижим, как те птицы, которые, увидев коршуна, не могут двинуться с места. Сочивица, взявши его за руку, повел в лес и, убедившись в его турецких особенностях, убил его. Не довольствуясь тем, что убил его, Сочивица разрубил его в куски и как бешеная собака кусал мертвое тело, не зная, как утолить достаточно свое мщение и ненависть к туркам. Между тем возвратились его четыре товарища, а тот, который отправился в Травник, долго бродя по городу с своими товарищами, встретился с женой Сочивицы и открыл ей желание ее мужа, и как он должен был увезти ее ночью вместе с детьми. Жена Сочивицы чрезвычайно обрадовалась этому неожиданному известию, пошла сказать об этом своей дочери, убеждая ее пойти с собой; но дочь, испытавши удовольствия магометанского брака, отказалась с ней идти.

Тогда мать взяла с собой только сына, и с товарищем Сочивицы вышла ночью из Травника. Сочивица, который ждал ее невдалеке от города с четырьмя товарищами, был чрезвычайно утешен, увидевши свою жену и сына, он отвел их в Драгович, свое обыкновенное убежище, где оставил сына на попечении одного калугера, который потом научил его читать и писать. На следующий день, турки, не находя жены Сочивицы в Травнике, подумали, что никто другой, как он, устроил это ловкое похищение, которое было вероятно несколько опаснее, чем похищение Орфея, [739] отправившегося в ад, чтобы взять оттуда свою жену Эвридику. Турки, конечно, не дьяволы, которые знают волшебное искусство; но наверное сумели бы убить виновника, если бы схватили его в ту минуту, когда он уводил жену Сочивицы. Раздосадованные этим фактом больше, чем всеми его прежними наглостями против них, турки обратились к превосходительному генералу Далмации, требуя самым настоятельным образом, чтобы он велел взять и убить его. Но как можно взять и убить человека там, где его нет? Турки думали, что он в Далмации, и всегда слышали об его грабежах в Турции. Имя Сочивицы стало у турок так страшно, что как дети боятся всего в темноте или как суеверные люди видят привидения, создаваемые их собственным воображением, так туркам постоянно виделся повсюду Сочивица. Но сила оттоманов не в состоянии была получить в руки человека, который одолевал их в их собственных пределах. Ловкость, с которой действовал Сочивица, делала тщетными все их усилия.

В один день он мог убить турка в одном месте, а на другой день очутиться за пятьдесят миль. Он странствовал ночью и отдыхал днем, и в десять дней проходил иногда больше сотни миль. Там он совершал грабеж, в другом месте убийство, и в то время, как повсюду шли слухи об его подвигах, часто подозревали, что это чистая небылица. Таким образом, никогда не знали, где искать этого Протея, который менял место каждую минуту. Турецкая стража обходила горы днем и ночью, чтобы захватить, если можно, этого вредного зверя, но всегда напрасно. Был один турок, но имени Чурбек, который из пренебрежения называл Сочивицу — Станиславой Т. Черт возьми! Сочивица не мог стерпеть такой обиды, и дрожал от негодования, что не может отмстить. Но раз Сочивица только с шестью товарищами встретил Чурбека с двадцатью; произошла жестокая схватка, четверо из спутников Чурбека остались на месте, он был ранен, остальные убежали. Со стороны Сочивицы только двое из его товарищей были ранены.

Какой позор для магометанского имени, что гайдук с немногими товарищами нанес им такое поражение! Какая была бы честь, и какая награда тому, кто убил бы Сочивицу! Нашелся один турок, по имени Вилембег, который послал Сочивице письмо в следующих выражениях: «Ты хвалишься, что ты — истребитель турок; выходи на мой вызов, если ты не женщина. Я вызываю тебя, как ты хочешь, один на один, или в равных силах со мной». Сочивица, вызванный турком так горделиво, собрал двенадцать храбрых товарищей и думал только когда бы встретиться с Вилембегом, и вместо того, чтобы дожидаться его в назначенном месте, ждал его в другом. Турок, видя, что Сочивица не явился на месте, где было уговорено, хвастался и говорил, что Сочивица спрятался от его храбрости. Но между тем явился Сочивица, с своими двенадцатью товарищами, против Вилембега, с которым было сорок человек; но число людей нимало не устрашило Сочивицу и не внушило ему трусливой мысли — уйти. Он стал с своими в неудачное [740] положение, будучи со всех сторон окружен турками, а потому прибегнул к прекрасной стратагеме: все гайдуки спрятались за деревьями, а в некотором расстоянии там и сям расставили свои шапки. Турки направляли свои выстрелы по шапкам Эти факты кажутся романическими, но необходимость, энтузиазм к славе и любовь к жизни, господствующие у гайдуков, поневоле делают их изобретательными. Опанки или обувь гайдуков имеют остроконечные носки, обращенные вверх.

Когда на земле лежит снег, они делают себе опанки с такими носками и на переди и на пятке, чтобы неприятель не мог отыскать их следов. Эта выдумка очень похожа на то, как поступал вор, укравший быков Геркулеса и затащивший их в свою пещеру за хвост. Тогда турки, принявши гайдуков за каких-то колдунов, по обыкновению бросились бежать, а Вилембег, этот хвастливый боец, был ранен в руку, и если бы не бежал в венецианские владения, в Книнский округ, Сочивица убил бы его, как подлого труса. Мужество, показанное Сочивицей в этом случае, вместе со многими прежними фактами, доставили ему уважение, удивление и дружбу некоторых турок, которые много раз посылали ему подарки. Одна турецкая девушка, которая слышала в народных толках имя Сочивицы, и быть может, полагая, что он должен быть столь же мужествен в любви, как был мужествен с оружием, хотела вступить с ним в побратимство, и в знак дружбы подарила ему «мараму», род полотенца или платка , вышитую на двух концах золотом, ценой до двенадцати цекинов. У Сочивицы был также побратимом один турок. Он хотел подарить Сочивице двенадцать «кабаниц» плащей , и хорошее суконное платье на двенадцать человек. Назначен был день и место, куда тот должен был придти, чтобы взять их. Турецкий побратим открыл об этом уговоре другому турку. Последний стал сильно укорять его, говоря: «Как ты, магометанин, хочешь дать дань гайдуку, христианину?

Ты — негодяй. Сделай вид, что ты хочешь исполнить все по уговору, а мы, собравшись большим отрядом, пойдем и нападем на гайдуков, и если ты не сделаешь этого, я донесу на тебя паше». Бедный друг Сочивицы должен был или сделаться предателем, или ожидать верной смерти. Он решился на предательство. В назначенный день Сочивица пришел, недалеко от Гламоча, на то место, которое было назначено его побратимом. И так как он не вполне доверялся ему, то наблюдал, не сделано ли ему какой-нибудь засады, и вдруг увидел вдали большую толпу турок. Товарищи его хотели бежать, но он остановил их. Постараемся как-нибудь обмануть их. Станем в другом месте, а не там, где сговорились с побратимом. Мы выйдем против них неожиданно, и выстрелим ив наших ружей.

Они, увидевши в нас такую смелость, испугаются и никак не подумают, чтобы нас было только так мало, когда мы первые на них нападаем. Этот обман обратит их в [741] бегство, и это единственное средство спасти нашу жизнь». Так они и сделали. Они устроили засаду против турецкой толпы, которая шла напасть на них, и когда турки ничего не ожидали, Сочивица и его товарищи сделали по ним выстрелы и зараз убили из них восемь человек. Турки, увидевши это неожиданное дело, пустились бежать; только немногие из более храбрых остались, чтобы схватиться с гайдуками, которые, с своей стороны, также обратились в бегство. Был здесь между прочим один турок верхом, с саблей в руках, который успел напасть врасплох на Сочивицу; последний скрылся за дерево и кружился около него, преследуемый турком, и от усталости он был уже близок к тому, чтобы стать жертвой своего неприятеля, если бы брат его не убил турка ружейным выстрелом. Избавившись от такой серьёзной опасности, Сочивица перешел с своими товарищами в венецианские владения, и хотя был грек Т. После этого он жил несколько времени совершенно спокойно, но, узнавши, что большой караван должен отправиться из Синя в Турцию, собрал восемнадцать товарищей и пошел навстречу ему в Билибрег. Караван шел в сопровождении ста или более турок; поэтому Сочивица не сделал ему никакой помехи; но, встретивши в другом месте двух турок, изрезал их живых в куски. Около года спустя после роковой эпохи 1764 г.

Это лишение товарищей побудило Сочивицу удалиться в австрийские владения, к реке Церманье. Здесь он провел около года, так что турки не имели о нем сведений, и вообще думали, что он находится где-нибудь очень далеко. И однако же он участвовал во всех нападениях на караваны, какие происходили в это время, но имя его уже не было слышно, и предводителем гайдуков сделался некто Башич, по прозванию Красный Или рыжий, rosso. Далее видно, что он был католик. Деньги, насильственно и несправедливо награбленные у турок, Сочивица роздал разным людям задарского округа, чтобы они употребили их в торговлю, и жил этим без больших забот. Он думал, что его уже не ищут, и часто позволял себе переходить из Церманьи в Островицу и другие места задарского округа, где он мог отлично сойтись с характерами и религией большой части тамошних жителей, которые, пришедши туда из Черной-горы, часто, кроме собственной фамилии, называются еще «черногорцами», как и в некоторых других частях Морлакии. Когда пребывание Сочивицы в задарском [742] округе стало известно, то нынешний попечительный полковник книнской территории, Стефано Накич, вследствие высших соображений послал для поимки его арамбашу, по имени Серавицу, с тридцатью пандурами. Арамбаша пандуров безуспешно разыскивал его по всему задарскому округу, когда наконец получил известие, что Сочивица находится в Островице; арамбаша тотчас поспешил туда, и нашел его играющим в мяч с одним товарищем, и обоих — выпившими. Товарищ Сочивицы был убит, а он бросился бежать к башне разрушенного замка, стоявшего на скале высокого холма, и там заперся. Один из пандуров ранил его в бедро, и он охотно бы сдался, если бы толпа пьяных поселян, возвращавшихся с сенокоса с деревянными вилами, не воспротивилась пандурам и не доставила таким образом избавления и жизни Сочивице.

Между тем раненый Сочивица заметил, что пандуры уже не окружают его, тотчас сел на коня и, странствуя постоянно ночью, остановился сначала на несколько дней у одного благочестивого священника, чтобы полечиться, потом ушел в пещеру над источниками реки Цетины. Там он продолжал лечиться около месяца. Он походил на больного льва в логовище, принимавшего посещения, — разница была та, что льва посещали все звери, а Сочивицу только волки, т. Но, поправившись здоровьем, он собрал с дюжину товарищей — больше для того, чтобы отомстить за вред, нанесенный ему арамбашой пандуров в Островице, чем для грабежа турок. Однажды он был с разными своими товарищами в турецких владениях, когда попался ему турок, некогда спасший одного из его братьев, находившегося тут же.

Словарь ориентирован на широкий круг читателей. Толковый словарь живого великорусского языка Даль Владимир гайдук м. Служитель у вельмож, для прислуги при езде, запяточник высокого роста, в венгерской, гусарской или казачьей одежде. Плясать гайдука.

Необычайно рослый человек вообще, смол. Гайдучка, гайдучиха ж. Гайдуков, гайдучихин, им принадлежащий, гайдучий, им свойственный, к ним относящ. Гайдучье собират. Гайдучок, гайдученок, -ночек умалит. Полон дом арапов, казачхов, гайдуков и гайдучат.

Так, в 1862 году в Белграде сербское и русское правительства начали формировать военные отряды для освобождения Болгарии. Всего за три дня пришли 7444 болгарина, готовых к бою! И наплыв желающих был так велик, что набор продолжался еще 2—3 месяца. Гайдук Ильо Воевода. Болгарский революционер, участник борьбы за независимость Болгарии от турецкого ига. Считается народным героем в Болгарии и Македонии Русские офицеры удивлялись, как ловко болгары владели оружием. Во время учебных стрельб добровольцы демонстрировали отличную меткость. В ходе нее они изучили все тонкости владения оружием. А поначалу прибывших в Плоешти болгар приняли за сборище неуправляемых селян. И на то были причины. Только по причине отсутствия в их рядах дисциплины их поначалу сочли небоеспособными. Битва при Шипке. Попов Битва при Шипке.

Гайдук( hayduk) значение слова

Очень часто такие гайдуки кончают тем, что сами идут в пандуры. Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. Гайдуки, название венгерских наемных солдат, несших в XVI веке службу в пограничных с Турцией крепостях. Гайдуки, название венгерских наемных солдат, несших в XVI веке службу в пограничных с Турцией крепостях. В этой статье мы рассмотрим, кто такие гайдуки и гайдомаки, и какую роль они играли в. Со временем гайдуки стали пехотной милицией, которую нанимали богатые землевладельцы для защиты своих интересов.

ГАЙДУКИ - это... Значение слова ГАЙДУКИ

Бочкай IV, 514 отвел им земли и даровал им значительные привилегии, которые в 1613 г. До новейшего времени Г. Поселения Г. В 1876 г. У южных славян Г. Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; «юнацкие песни» новейшего периода — по преимуществу гайдуцкие. У сербов и болгар походы открывались с Юрьева дня весеннего ; по зимам Г. В походе болгарские Г. Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу.

Теперь это был успешный красный командир, и легенды слагали о его военных, а не уголовных подвигах. Смерть комдива Многие ветераны Гражданской войны после её окончания не смогли влиться в мирную жизнь страны, за создание которой они воевали. Но это не было случаем Котовского: кавалер трёх орденов Красного Знамени и почётного революционного оружия вписался в советскую действительность. Он обзавёлся семьей, у него родились дети, он продолжал занимать важные посты в руководстве Красной Армии, в частности являлся членом Реввоенсовета СССР. Котовский отказался, мотивировав отказ лучшими условиями оказания помощи республике на высоком посту в Москве. По словам сына Котовского, летом 1925 года нарком Фрунзе предлагал назначить Котовского своим заместителем. Тем неожиданней стала гибель Котовского: 6 августа 1925 года красный командир, отдыхавший с семьёй на черноморском побережье, в посёлке Чабанка в 30 км от Одессы, был застрелен бывшим другом и адъютантом Мишки Япончика Мейером Зайдером по кличке Майорчик. Признав вину, Зайдер часто менял показания относительно мотива совершённого преступления. Документы по делу об убийстве Котовского так и остались засекречены. Согласно официальной версии следствия, друг и ближайший помощник «криминального авторитета» Одессы отомстил военачальнику за его ключевую роль в совместной операции ГУБЧК и кавалерийской бригады Котовского по очистке Одессы от криминалитета.

К лету 1919 года, когда Япончик полностью захватил власть над уголовным миром Одессы, чекисты совместно с красным комбригом убедили того сформировать из бандитов отряд и во главе с самим Мишкой Япончиком отправиться на фронт к Котовскому для защиты народной власти. В ходе проводимых операций бандиты неоднократно предавались грабежам, за что некоторые были расстреляны. За нарушение дисциплины был арестован и Мишка Япончик. В одном из боёв против регулярных сил противника, без жёсткого руководства криминального авторитета, не привыкшие к дисциплине и организованному взаимодействию отряды Япончика разбежались, оголив фронт, после чего Япончик был расстрелян. За его смерть и мстил Котовскому Майорчик. Мейер Зайдер не скрывался от следствия и сразу заявил о совершённом преступлении. В августе 1926 года убийца был приговорён к 10 годам заключения. Находясь в тюрьме, практически сразу же стал начальником тюремного клуба и получил право свободного выхода в город. В 1928 году Зайдер был освобождён с формулировкой «За примерное поведение». Работал сцепщиком на железной дороге.

Осенью 1930 года был убит тремя ветеранами дивизии Котовского. Убийцы Зайдера осуждены не были. В память о Котовском Хоронили Григория Котовского торжественно. Местом похорон стал посёлок Бирзула, хотя похоронить его на своей территории предлагали Одесса, Бердичев и городок Балта в Одесской области, где располагалась тогда столица Молдавской АССР. На похороны в Бирзулу прибыли видные военные лидеры С. Будённый и А.

Поощряемый примером многих знаменитых писателей, я позволяю себе написать жизнь разбойника на большой дороге. Саллюстий описал нам возмущение Катилины. Многие историки укоряли этого писателя, что он оставил потомству столь недостойные воспоминания, но они не рассуждали, как возвышенный мыслитель Тацит, что люди, по сходству нравов, думают, что чужие злодеяния служат им укором.

Поэтому, может быть, другие писали о Картуше, или Мандрино. Фра Паола Сарпи, этот проницательный и остроумный разыскатель истины, удостоил передать потомству историю ускоков, которые были не что иное, как разбойники на большой дороге и морские пираты. Но сколько царств произошло из таких низких источников во времена более патриархальные? Разве знаменитый основатель Рима не представляется глазам рассудительных писателей как нечто вроде разбойника на большой дороге? Но так как здесь не место наскучать бесчисленным количеством примеров, я начну биографию моего разбойника. Она представит нам факты, которые покажутся романическими; но как истина, служащая мне руководителем, не позволяет мне завлекать читателей баснями, так она позволяет мне не верить рассказам, которые людьми менее требовательными выдаются за истинные. Как бы то ни было, основание истории Сочивицы справедливо; относительно обстоятельств и эпизодов можно бы было подозревать, что иногда они баснословны. Но удивительно ли, если б это и было? Так бывает со всякими историями… Я старался удалить народные преувеличения об этом предмете, и всегда следовал рассказам более подлинным и правдоподобным.

И если бы к стыду моему я оказался после лживым, то виной тому было бы всеобщее согласие людей в наших краях Т. Станислав Сочивица, один из гайдуков, наделавших всего более шуму в наши дни, родился в Герцеговине, в Симьове, в деревне Враньско, в шестнадцати милях от Требинья, в турецких владениях, в 1715 году. Отец его, Вук, был человек крайне бедный; у него было три брата, с которыми вместе он обрабатывал землю у очень богатых турок, Уметальчичей По имени видно, что это были потурченные сербы. Бедное семейство Сочивицы терпело от своих хозяев угнетение самое суровое, жестокое, оскорбительное и тираническое. Сочивица, от природы свирепый, и братья его не могли по крайней мере не [728] раздражаться против столь варварского обращения, но их миролюбивый отец хотел, чтобы они терпеливо сносили все, и так шло долго. Случилось, что упомянутые помещики, которых было трое братьев, собравши арач харач или подать с крепостных разных своих деревень, набрали сумму в восемнадцать тысяч цекинов и остановились на отдых в доме Сочивицы. Тогда он сказал своим братьям, — хотя отец и не разделял этого мнения, — «теперь пора отомстить». Бедность, в которой они находились, верная добыча, тирания помещиков, воспоминание о прежних обидах, все эти причины убедили братьев согласиться с мнением Сочивицы; они убили своих помещиков и гостей, и похоронили их в очень глубокой яме, вырытой близ дома. В то время пашою в Требинье был турок, по имени Сулейман, и «фирдус», или капитан, но имени Пашич.

По их приказанию были убиты или обращены в неволю около пятидесяти христиан, потому что не хотели признать себя виновными, когда не были ими. На семейство Сочивицы никогда не падало подозрения, чтобы оно могло быть виновным. У турок есть закон, что в деревне, где пропадает какая-нибудь сумма денег, жители должны заплатить ее, если она не найдется. Так сделано было в этом случае. Но богатая одежда, необычная гордость, резкость и дерзость, овладевшие Сочивицей, не могли скрыть убийства дольше одного года. Поэтому, едва начала понемногу ходить молва, Сочивица поспешил посоветовать братьям бежать со всеми деньгами, какие у них были. Ушедши оттуда с стариком отцом, который умер на дороге, они прибыли в Имоцки. Это было в 1745 году. Здесь они купили себе землю, выстроили дом и завели две лавки, полные самыми дорогими товарами.

Сочивица нашел, что пустяки, приобретаемые в лавке, не заслуживают его внимания, и потому решил вернуться в Черную-гору Такая местность есть в западной Герцеговине, но, может быть, разумеется здесь и нынешняя Черногория в обществе нескольких родных и друзей, числом в десять человек, и в течении одного лета они убили сорок турок. У одного из товарищей Сочивицы не доставало ружья, и он отправился на розыски, чтобы отнять ружье у первого, кто попадется навстречу. Но неожиданно он наткнулся на турецкий караван. Два первых турка, которые его увидели, приняли его за гайдука, чем он и был на деле: он отвергал это. Но подошли другие шестеро, и стали делать ему тот же комплимент, и без других церемоний окружили его. Попавши в такие плохие обстоятельства, он прибегнул для своего избавления к стратагеме, и, выстрелив из пистолета, стал громко кричать на помощь своим товарищам, которые оставались в недальнем расстоянии. Турки, думавшие, что он уже у них в руках, обернулись взглянуть, откуда придут его товарищи, а Сочивица между тем успел выскочить из их круга. Но как спастись от их выстрелов? Сочивица хорошо знал привычку турок стрелять всем за один раз, и бросился ничком на землю.

Таким образом турки, которые выстрелили из ружей с величайшей быстротой и по настоящему должны были бы попасть ему в грудь или в голову, [729] все дали промах. Тогда, вставши на ноги, Сочивица убил одного турка; а другого, угрожавшего его жизни саблей в руках, ошеломил прикладом ружья, забывши, что у него есть еще пистолетный заряд, которым после он его убил. Между тем прибежали товарищи Сочивицы и убили еще турка; остальные пять обратились в бегство. Приближавшийся караван был слишком многолюден, и Сочивица не хотел рисковать дальнейшими хлопотами, а если б с ним было больше товарищей, он мог бы получить огромную добычу. После этого случая он вернулся в Имоцки, где жил спокойно около девяти лет, занимаясь торговлей, хотя от времени до времени доставлял себе удовольствие убивать, для развлечения, какого-нибудь турка. Но один из его братьев любил отправляться с особенно свирепыми гайдуками на подвиги против турок, и между ними был один, по имени Пециреп, который забавлялся тем, что сажал турок живыми на кол и жарил их. Но турки отплатили ему тем же, и говорят, что когда они его взяли и посадили на кол, он висел на нем три дня, не изменяя своей гордости, и чтобы показать свое презрение к смерти, курил трубку. Брат Сочивицы вступил в побратимство с одним морлаком-греком Т. Этот вероломный грек сумел принять на себя вид такой дружбы, что убедил его придти к нему в дом, недалеко от границы Имоцки, угостил его со всем национальным гостеприимством, хорошо напоил его и уложил его немного отдохнуть.

Затем он побежал дать знать туркам, и из жадности получить награду, предал друга в руки турок, которые отвели его к паше в Травник. Как всякий может вообразить, турки мучили брата Сочивицы в течении целых восьми дней, самыми варварскими и свирепыми способами. Когда до Сочивицы дошел слух о трагической судьбе брата, и не было точных известий, он отправился расспросить о деле к его мнимому побратиму, и отец последнего с почтенной старческой важностью рассказал дело так, что Сочивица остался уверен, что никто не совершил с ним предательства. Тогда побратим сделал вид, что отправился в стадо, которое было далеко, за бараном, чтобы хорошенько угостить Сочивицу, а на самом деле пошел позвать турок из Дувна Вероятно, то Дувно, которое находится в Герцеговине, западнее Мостара , миль за двенадцать от своего дома. Прошло уже несколько часов ночи, но баран не являлся, и тогда Сочивица и вся семья побратима улеглись спать. Но Сочивица не мог заснуть как человек, предвидящий какую-нибудь беду, встал с постели и хотел зажечь спичку, но не нашел огня, потому что хозяин дома, зная, что должно было произойти в эту ночь, затушил огонь и спрятал также все оружие. Сочивица стал подозревать, что здесь готовится какая-то измена, и с бешенством стал разыскивать по дому свое оружие, но напрасно. Он громко звал, не может ли кто указать ему, где оно находится, но никто не отвечал ему; наконец, одна старуха резко и с досадой сказала ему: «Молчи, глупец, и ложись спать, [730] не буди мое семейство». Но Сочивица вовсе не думал спать.

К счастью, при нем всегда бывало все нужное, чтобы зажечь огня, и, спохватившись, он зажег его. Он спросил потом хозяина дома, где положено его оружие. Хозяин притворился, что не знает; но притворное незнание стоило ему жизни, — Сочивица убил его топором, который ему попался. Тогда одна старуха с величайшей поспешностью принесла ему все его оружие. Получивши его, Сочивица вышел из дому и спрятался невдалеке от него, чтобы наблюдать, чем кончится предательство мнимого побратима, как вдруг услышал лошадиный топот — это приехали турки, которые должны были взять его. Но они вернулись обратно, крайне огорченные, что не нашли его. Сочивица возвратился в Имоцки. Он вспоминал двойное предательство побратима, и думал только о мщении. Через несколько дней он подобрал семь товарищей, и отправился с ними ночью сжечь его дом, который был покрыт соломой, где и сгорело семнадцать человек этого семейства, которые, к их крайнему несчастию, в этот вечер все собрались спать в доме.

Одна бедная женщина с ребенком на руках подошла к порогу двери, чтоб уйти от пожара, но в ту же минуту была поражена несколькими ружейными выстрелами и убита вместе с ребенком. Турки не знали, кто был виновником этого пожара, но подозрение могло пасть только на Сочивицу. Поэтому, раздраженные таким свирепым мщением, они обратились с самыми горькими жалобами против него к правителю Далмации Eccellentissimo General della Dalmazia , и тогда мудрейшим образом было повелено, чтобы дом его был разрушен, его сообщники наказаны, и назначена награда в двадцать цекинов тому, кто убьет его, и сорок, кто возьмет его живым. Когда Сочивица потерял уверенность, что может жить в Имоцки с обычной свободой, он постарался выбрать капитал из своей торговли прежде еще, чем узнал о декрете, вышедшем против него. Он был в постоянной тревоге, не будучи уверен в своей участи, и употреблял всевозможные предосторожности, чтобы не быть взятым врасплох. Пятнадцатого августа 1754 года, в который он сделал упомянутое злодейство, он был на ярмарке в Сине По-итальянски — Zeng, близ границы — тогда венецианско-турецкой, ныне турецко-австрийской. И так как предполагалось, что Сочивица имел своих шпионов, солдат направили по другой, а не по обыкновенной дороге. Но он из страха, так как дело шло об его жизни, не доверял никому, кроме самого себя, и предположил, что кроатский отряд идет наверно в Имоцки, хотя и непрямым путем. Тогда он немедля пошел напропалую, перерезывая то тернистые долины, то крутые горы, прибыл в Имоцки до прихода солдат и успел предупредить свое семейство, которое собрало все, [731] что было лучшего в доме и обратилось в поспешное бегство.

Таким образом, когда дом его был при этом разрушен, в нем не нашлось вещей большой цены. Но, предвидя, что пребывание в Венецианских владениях может принести ему худой конец, Сочивица нашел благоразумным поскорее переменить государство, и перешел с семейством в Австрийские владения, в Карловац, у реки Церманьи. Это место не представляло удобств для жизни человеку, имевшему правилом убивать магометан. И Сочивица много переменился. Он прожил неполных три года с своим семейством, которое состояло из пяти других лиц именно: двоих братьев, жены, сына и дочери , не вредя никому, и быть может, прожил бы так до самой смерти, если бы некто, имевший на то возможность, из жадности к золоту не предал его в руки турок, вместе с двумя братьями. Говорят, что человек, который был способен на такую самовольную выдачу, понес наказание. Сто турок взяли Сочивицу с его братьями в Куче Cuc , за Удбиной, которая находится около тройной границы, и отвели к травницкому паше; несколько лет перед тем этот самый паша умертвил одного из его братьев, по поводу которого Сочивица, как мы видели, навлек на себя негодование турок. Сочивица и его братья были посажены в тюрьму под крепкий надзор, и им предложено было два условия: или сделаться турками т. Так как им не нравилась эта последняя любезность, они согласились скорее на обрезание, и Сочивица принял имя Ибрагима.

Двое братьев через несколько времени были взяты из тюрьмы, и один из них сделан был агой — довольно почетный титул у турок. Но ага предпочел отказаться от этой почести и убежать; то же сделал другой брат. Тогда паша велел наложить на Сочивицу двойные цепи и стеречь еще строже, так что ему не оставалось ни малейшей надежды на освобождение. Сочивица притворился, что стал хорошим турком, но этого было мало. Прежде он и в самой тюрьме говорил гордо с турками, теперь он стал послушен; но и этого было мало для его освобождения. Однажды, ведя свои обыкновенные диалоги с тюремными сторожами, он сказал: «меня теперь уж не тяготит быть заключенным в тюрьму; я совершил преступление, и заслужил тюрьму. Но меня заботит только, что много денег остается зарыто в землю в горах, и роздано в долги моим землякам. Если б только паша захотел, он мог бы получить их. Без меня, конечно, он не может добыть их, потому что каждый может отказаться, что брал их от меня».

Сторожа с величайшей поспешностью донесли паше об этом разговоре. Паша, от природы жадный как обыкновенно турки , велел, чтобы Сочивицу повели, под конвоем из десяти турок, указать, где зарыты деньги. Сочивица прошел много мест, где, по словам его, зарывал деньги, но нигде не находил их. Подозревая, не хотел ли он таким способом освободиться из их рук, турки решили отправиться с ним в Синь, и там два часовых строго стерегли закованного Сочивицу день и ночь, с заряженными ружьями. Призывали множество людей, [732] которые, по словам Сочивицы, должны были ему большие суммы. При очной ставке он с большой храбростью настаивал, но в конце концов все его утверждения оказывались ложными. Он объяснял это тем, что ошибался в именах лиц, и говорил, что надо позвать других. Таким образом он обманывал турок целый месяц, и делал это лишь затем, чтобы найти какой-нибудь случай к бегству. Наконец, турки догадались об обмане.

Они вытребовали в Синь его жену с двоими детьми, сыном и дочерью, которые жили около Задра, чтобы и их отвести в Травник В Боснии. Но чем виноваты были невинные дети в преступлениях отца и бедная жена в делах мужа?

В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г. Сознаниe своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали Г. Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинников. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли «гласоношу» или «книгоношу» письмоносца с предостережением об исправлении несправедливости в назначенный ими срок. По отношению к изменникам «отпадникам», «отлюдам» Г. Они всегда оставляли неприкосновенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то же, что ограбить церковь.

Народ считал подвиги Г. Когда народное негодование на притеснителей перешло в Сербии в восстание, Г. Знаменитейший из болгарских Г.

Кто такие Гайдуки ?

гайдуки — (хайдуки) (от венг. hajdúk пехотинцы), в XV XIX вв. участники вооруженной борьбы южнославянских народов, молдаван и др. против турецких завоевателей. Значение слова Гайдуки на это Гайдуки Гайдýки, хайдýты — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Армении. Подписаться на рассылку новостей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий