







КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»
Занятие на тему:
«Бережное отношение к воде»
Подготовила и провела
воспитатель
Эфанова Татьяна Сергеевна
2012г.
Цель занятия: раскрыть причину необходимости бережного отношения к воде и экономного ее использования.
Задачи:
Образовательные: - познакомить с ценностью пресной воды. - выявить факторы загрязнения водоемов; - познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;
Коррекционно- развивающие:
- формировать умения и навыки самостоятельной работы; - развивать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, и экономному использованию её. (Слайд 1)
I.Организационный момент
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
- Правильно, это – ВОДА! (Слайд 2)
II. Основная часть
У нас в гостях необычная гостья – Капелька. У них в стране Могучих Вод случилось несчастье: вода начала исчезать, а воду, что осталась, загрязняют. Вот и пришла к нам Капелька, чтобы мы с вами помогли им разобраться в причинах этих происшествий, и, может быть, мы сможем им чем-то помочь.
Капелька пришла к нам издалека и очень устала. Давайте мы немного поиграем, а наша гостья отдохнёт.
Игра «Цепь»
Первый ученик называет любое слово, связанное с водой. Второй ученик называет слово (связанное с водой), которое начинается с последней буквы предыдущего слова и т.д. (вода – аквариум – море и т.д.).
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с таким непростым заданием.
Капелька: Ребята, а знаете ли вы, где прячется вода? (Ответы детей)
Учитель: Конечно, вода «прячется» везде, ведь почти всё хоть немного содержит воду: мы с вами состоим из 70 процентов воды, как и всё живое на нашей планете. Но и неживая природа тоже частично состоит из воды. Разве это не удивительно?
Капелька: Как вы думаете, на планете больше воды или суши? (Ответы детей)
Учитель: Обратите внимание на глобус: какого цвета на нём больше?
Учитель: Конечно синего! Кто-нибудь может сказать, что обозначает этот цвет?
(Это вода.) (Слайд 3)
Учитель: Итак, ребята, мы с вами выяснили, что на Земле очень много воды. Значит, ты Капелька, нас обманула?
Капелька: Нет, что вы! Воды и вправду становится всё меньше! Просто мы сейчас говорили о воде вообще, а вода-то есть разная. Можно пить морскую воду, речную или воду из пруда? (Нет)
Капелька: Какая вода нам нужна для питья и приготовления пищи? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разгадаем кроссворд, в котором зашифровано нужное нам слово.
|
|
|
| п | р | у | д |
|
|
|
|
| р | е | к | а |
|
|
|
| б | е | р | е | г |
|
|
|
|
| с | н | е | г |
|
о | к | е | а | н |
|
|
|
|
|
|
|
| а | к | у | л | а |
к | а | п | л | я |
|
|
|
|
- Откуда без труда нельзя вытащить рыбку?
- Что такое Волга, Дон, Осередь?
- На нём лежат, когда загорают.
- Он летит с неба белыми хлопьями.
- Он очень большой, синий и глубокий.
- Самая большая хищная рыба в море.
- Имя нашей гостьи.
Учитель: Как здорово вы справились с этим заданием! Какое слово у нас получилось? (ПРЕСНАЯ)
Учитель: Я сейчас прочту вам историю про одного мальчика, а вы послушайте и потом скажите: кому нужна вода.
– Старший брат открыл тетрадь: «Как мне лучше написать, Для чего нужна вода?» Младший молвил: «Ерунда! Ведь её не вкусно пить, Без воды легко прожить». Вот встаёт наш Саша рано, Не течёт вода из крана. Саше глазки не умыть, Что же делать, как же быть? Мама в кухне громко плачет: «Невозможная задача – Без воды сварить компот». Недоволен серый кот: «Не напиться молоком». И ушёл, вильнув хвостом. Без воды нельзя стирать, И детей нельзя купать. Как порядок наводить, Даже пол нельзя помыть! Загрустили в речке рыбы: «Без воды вы плыть смогли бы?» На поля не льётся дождь – Засыхает в поле рожь. Все деревья и цветы погибают без воды. Без воды не будет снега, Как же нам по снегу бегать? И конькам нужна вода – Без воды не будет льда. Людям всем вода нужна, Потому она важна – Есть и пить, расти, друзья, Без неё никак нельзя! Саша наш сказал тогда: «Ой, прости меня, вода! Знаю я теперь ответ – Без воды нам жизни нет!»
– Кому нужна вода? (Ответы детей) (Слайд 10)
Капелька: Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы (слайд 11). Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.
Учитель: Что ж, давайте вместе подумаем, куда же девается пресная вода? Что вы скажете, ребята? (Ответы детей)
Учитель: На ваших столах лежат капельки и цветные карандаши. Ребята, вам нужно раскрасить эти капельки и прикрепить их на доску.
Учитель: Посмотрите, сколько капелек у нас получилось! Да, их очень много, так же как и воды на земле. Но давайте посмотрим, что происходит, если мы не бережём воду. Много воды мы расходуем, когда моем посуду; принимаем душ; литры и литры воды утекают просто так, если своевременно не починить кран и т.д. (во время перечисления убираются по несколько капель)
Капелька: Видите, сколько капель воды у нас осталось? Точно так же происходит и со всей водой на нашей планете. И если люди будут тратить воду напрасно, её не останется совсем.
Учитель: Так как же нам помочь капельке? Да и нам самим? (Ответы детей)
Учитель: Давайте сделаем выводы:
- нельзя оставлять кран открытым без надобности;
- не выливай воду просто так;
- чини кран вовремя;
- используй воду рационально. (Слайд 12)
Учитель: Запасы пресной воды ограничены, и если люди не задумаются об этом сейчас, то завтра может быть уже поздно.
Капелька: В исчезновении воды так же большую роль играет и засорение воды.
Очень многие фабрики и заводы (слайд 13) сбрасывают отходы в воду, что приводит к загрязнению огромного количества воды. Так же при этом страдают и обитатели водоёмов.
Учитель: Ребята, а вы летом с родителями ходите на речку или другой водоём? Что вы там делаете? Расскажите об этом.
(Рассказы детей)
Учитель: Что ненужно делать у водоёмов? Правильно, сорить. А что нужно делать с бутылками от лимонада, обёртками от конфет, использованными салфетками и прочим мусором, который у вас остаётся после отдыха? Конечно! Его нужно собирать в пакет и выбрасывать в специально отведённое для этого место.
Капелька: Да, и если каждый будет следить за порядком по берегам водоёмов, это уже будет большим делом. И это под силу каждому из вас.
Давайте познакомимся с памяткой поведения у водоема. 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в реке. (Слайд 14)
Капелька: Ребята, мы поговорили о бережном отношении к воде и я искренне надеюсь, что вы запомните все правила и памятки, которые вы сами для себя выделили. Никогда не забывайте их и учите этому других. За вашу работу и помощь я хочу отблагодарить вас и подарить капельки на память. А мне пора отправляться в путь и я вам обещаю, что я расскажу о том, что сегодня узнала - всем, кого встречу на своём пути. До свидания!
Учитель: Ну, вот и подошла наша беседа к концу. Вы отлично потрудились сегодня, и я хочу напоследок, зачитать вам стихотворение:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без…(воды).
(Слайд 15)